Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

Национально-государственное строительство в Бсср 21-27

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

⇐ Предыдущая19202122232425262728Следующая ⇒

В период гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Переход к миру потребовал новых подходов в решении национально-государственного вопроса. 16 января 1921 г.

был подписан договор между РСФСР и БССР, по которому признавался суверенитет Беларуси. Создавались объединенные наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа, ВСНХ.

Однако окончательно отношения между государствами, которые возникли на территории бывшей Российской империи, были не определены. Нужно было выработать такие формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию.

Нужно было провести объединение так, чтобы не вызвать новый хаос в хозяйстве и новую гражданскую войну в национальных районах. И. Сталин предлагал включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик. В.И.

Ленину удалось направить работу по объединению республик в относительно безопасное русло: создание федеративного союза равноправных государств с правом выхода из этого союза. Процесс создания нового государства должен был продемонстрировать полный разрыв с прошлым. Не единое государство, а союз национальных республик.

Подготовка создания союзного государства осуществлялась по партийным каналам. Идея объединения широко пропагандировалась среди населения Беларуси. Завершилась эта кампания IV Всебелорусским съездом Советов, который состоялся 14 — 18 декабря 1922 г.

Делегаты съезда приняли решение о необходимости создания Союза СССР. Была избрана делегация на Х Всероссийский съезд Советов. I Всесоюзный съезд Советов, который открылся 30 декабря 1922 г., принял Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

В избранный съездом ЦИК СССР от БССР вошло 7 человек. А. Червяков стал одним из четырех председателей Президиума ЦИК СССР. Союз способствовал национально -государственной консолидации его народов. Однако, как показала практика, он не смог решить национальный вопрос в полном объеме.

Жесткая централизация власти фактически привела к сталинской «автономизации» Советских республик.

Вхождение БССР в состав СССР оправдало надежды на расширение территории республики, ограниченной шестью уездами бывшей Минской губернии. VIII съезд Компартии Беларуси, I и II сессии ЦИК БССР в марте 1923 г. высказались за укрупнение республики. 3 марта 1924 г.

ЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР следующих уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний: Оршанского, Быховского, Витебского, Городокского, Горецкого, Дрисенского, Калининского (Климовичского), Лепельского, Могилевского, Мстиславского, Полоцкого, Рогачевского, Сенненского, Суражского, Чауского, Чериковского. Три уезда Витебской (Себежский, Велижский, Невильский) и пять уездов Гомельской (Гомельский, Речицкий, Суражский, Стародубский, Новозыбковский) губерний остались в составе РСФСР. Территория Советской Беларуси увеличилась до 110 тыс. км2, т.е. более чем в два раза, а население до 4,2 млн. человек.

Вторая сессия ЦИК БССР, которая состоялась 10 — 17 августа 1924 г., ввела новое административно-территориальное деление республики. Губернии, уезды, волости ликвидировались, а вместо них создавались округа, районы, сельсоветы. В начале 1925 г.

республика была разделена на 10 округов, 100 районов и 1202 сельских совета. В местах компактного проживания национальных меньшинств создавались национальные сельские Советы. В 1928 г.

насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Совета.

В мае 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) о присоединении к БССР всей Гомельской губернии (в составе пяти уездов) и трех уездов (Велижский, Себежский, Невильский) Псковской губернии. Вопрос об уездах псковщины не нашел поддержки в высших кругах СССР. В ноябре 1926 г.

Политбюро ЦК ВКП(б), на основе данных комиссии, приняло решение о присоединении к БССР Гомельского и Речицкого уездов. В результате второго укрупнения территория БССР увеличилась на 25 тыс. км2, а население — на 649 тыс. человек. После двух укрупнений территория БССР в начале 1927 г.

составляла 125 950 км2 с населением около 5 млн. человек.

В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси.

Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. В октябре 1925 г.

на II (Берлинской) конференции Рада БНР объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

Конференция признала, что БССР консолидировала белорусский народ, а Минск является центром национально -государственного возрождения Беларуси.

Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры.

Только в 1921 г. из других республик в БССР было направлено 928 членов партии, в 1922 г. — еще 574 коммуниста. С 1924 г.

до послевоенного времени всех первых секретарей ЦК КП(б)Б и руководителей КГБ присылали из Москвы.

Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы.

В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения.

Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни.

Политика белорусизации

Если попробовать дать сжатое определение политики бело­русизации — то это ничто иное, как конкретное воплощение на­циональной политики Коммунистической партии и Советской вла­сти в Белоруссии в применении к ее экономическим, социальным и этнографическим условиям, историческим и культурным традициям.

Истоки ее лежат в национальной программе партии большевиков, в революционном, включая и национально-освобо­дительное, движении. После победы Великой Октябрьской социа­листической революции она получила практическое воплощение в национально-государственном и национально-культурном стро­ительстве.

После гражданской войны принципы и задачи, формы и методы политики РКП(б) по национальному вопросу были конк­ретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923г.) съездах РКП(б). В 1923—1924г.г.

Компартия и прави­тельство Белоруссии, исходя из решений этих съездов, разрабо­тали комплекс мер по дальнейшей реализации национальной по­литики в республике, за которой и закрепилось в качестве официального названия — политика белорусизации.

Если рассматривать политику белорусизации с хронологичес­кой точки зрения, то ее можно условно разделить на 3 этапа:

1) со времени Октябрьской социалистичес­кой революции до июня 1923г. Это было время создания и укрепления белорусской советской государственности, выработ­ки основ национальной государственной политики;

2) июнь 1923 — июль 1924г. В это время шла интенсивная разработка конкретных мер по дальнейшему углублению государ­ственной национальной политики, разъяснению среди широких слоев населения задач белорусизации. В июне 1923г.

при ЦК КПБ(б)Б была создана специальная комиссия, которой было по­ручено выработать конкретную программу действий в этом направлении. В июле 1923г.

Пленум ЦБ КП(б)Б на основе предложений комиссии утвердил документ под названием «Кон­кретизация платформы по национальному вопросу, принятой По­литбюро ЦК РКП(б) в условиях Белорусской Советской Социалис­тической Республики».

В постановлении Пленума, хотя и без детальной проработки, но уже достаточно выразительно был на­мечен комплекс мер по хозяйственному возрождению края, территориальному самоопределению белорусского народа, развитию Белорусского языка и расширению сферы его функционирова­ния, развитию национальной культуры и повышению культурно­го уровня населения, выдвижению и воспитанию кадров партий­ного, государственного, профсоюзного и кооперативного аппаратов из коренного населения, приобщению к активной ра­боте в советском строительстве революционно-демократических элементов нации. Эта программа неоднократно углублялась и конкретизировалась;

3) июль 1924—1928г. Эти четыре года были временем практической реализации намеченных мер. Особенно активно эта программа начала проводиться в жизнь после второй сессии ЦИК БССР, которая проходила в июле 1924г.

На ней был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президи­ум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики во главе с видным государственным дея­телем А.И.Хацкевичем. Аналогичные комиссии были созданы при окружных исполнительных комитетах.

При агитпропотделе ЦК КП(б)Б были созданы специальные бюро по ведению пропаганды среди трудящихся еврейской, польской, латышской и литовской национальностей на их родных языках.

Характеризуя этот период в осуществлении белорусизации, необходимо отметить, что меры по хозяйственному возрождению республики, подъему ее экономики представляли самостоятель­ное направление в общей политике компартии и правительства Белоруссии.

Вместе с тем они были и направлением политики национальной и поэтому всегда включались в соответствующие резолюции и постановления. Свидетельством тому является резолюция Октябрьского (1925г.) Пленума ЦК КП(б)Б.

В ней говорилось: «Пролетарская постановка национального вопроса отличается от упрощенного мелкобуржуазного подхода к нему прежде всего тем, что вместо формального равноправия наций на передний план выдвигается реальная помощь ранее угнетен­ием национальностям в деле подъема их культуры и прежде всего экономической базы.

Поэтому первой мерой успеха национальной политики в Белоруссии, с точки зрения Коммунистической партии, являются хозяйственные достижения республики и по­вышение уровня жизни трудящихся.

С позиций реального равноправия рассматривались и про­блемы территориальной консолидации белорусского народа, меж­национальных отношений в республике.

Если после укрупнения территории БССР в республике проводилась реформа админист­ративно-территориального деления — создавались округа, райо­ны и сельсоветы, то одним из исходных начал этой реформы был национальный принцип.

С целью учета интересов и потребнос­тей национальных меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности, ценностей родной культуры и так далее — в местах их компактного проживания были созданы национальные Советы. В 1928г.

в БССР насчи­тывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких сельских Совета. В 1932г. был со­здан отдельный национальный польский район с центром в Дзер­жинске.

При всей базовой значимости этих направлений в националь­ной политике 20-х годов ее основное содержание определяли воп­росы развития белорусского языка и культуры с безусловным обес­печением прав и возможностей свободного развития языка и культуры национальных меньшинств.

В 1924—1928г.г. были созданы соответствующие усло­вия для научной разработки проблем белорусского языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терми­нологии на основе изучения народного языка.

Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт белорусской культуры, соответствующие университетские кафедры.

Сделано было много, и сегодня филологи высоко оценивают достижения филологической науки в 20-е годы.

Необходимо отметить, что одновременно с научным изучением проблем белорусского языка в эти годы значительно распространилась сфера его применения.

Несмотря на то, что белорусский, русский, еврейский и польский языки в Белоруссии были объявлены государственными и пользовались равными правами, белорусский язык в силу значительного большинства в республике коренной национальности имел преимущественное право для общения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями. Вместе с тем не ущемлялись в своих правах и другие языки. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях, заседаниях, собраниях.

Осуществлялся перевод преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях и техникумах республики, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территори­альных частей Красной Армии, периодической печати, изда­тельств.

Белорусский язык вводился также на рабфаках, в школах рабочей и крестьянской молодежи, в советско-партийных школах. В этих школах в качестве обязательных предметов изучались так­же история, экономика и география Белоруссии, белорусская ли­тература.

Осуществлялась также белорусизация партийных, государственных и общественных органов и организаций. Она включала и себя изучение их сотрудниками белорусского языка (при обяза­тельном владении русским) и перевод на него делопроизводства.

Как осуществлялась эта работа и какие результаты были достиг­нуты в этом деле, свидетельствуют следующие данные. В 1927г. белорусским языком в центральных государственных учрежде­ниях владели 80% служащих против 20% в 1924г.

, в окружных и районных — 70%.

Начался перевод делопроизводства на белорусский язык и в народных комиссариатах Белоруссии. Первыми и в короткий срок перешли на белорусский язык ЦИК БССР, Совнарком, Наркомзем и Наркомпрос, те учреждения, которые непос­редственно соприкасались с белорусским населением.

Все делоп­роизводство в государственных органах власти планировалось перевести на белорусский язык на протяжении трех лет. Сроки в основном были выдержаны. Но не все документы велись только на одном белорусском языке.

Основная внутриреспубликанская до­кументация печаталась на четырех языках — белорусском, рус­ском, еврейском и польском.

Документы общесоюзного значения печатались на белорусском и русском языках, публично-право­вые документы (паспорта, свидетельства и так далее) — на бело­русском и одном из трех других государственных языков.

Необходимо отметить, что широкому распространению бе­лорусского языка, успешному осуществлению политики белорусизации содействовало то, что большой вклад в них вносили бе­лорусские писатели и поэты. В это время на литературном небосводе рядом с Я.Купалой и Я.Коласом, Т.

Гартным и другими уже известными писателями и поэтами появилась целая плеяда талантливой молодежи — К.Чорный, М. Лыньков, К.Крапива и др.

Своим словом они будили национальное самочув­ствие и самосознание белорусов, оказывали животворное воздей­ствие на консолидацию белорусской нации.

Не стояли в стороне от этих процессов и белорусские ученые.

В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии (Истпарте) — сформи­ровалось ядро талантливых ученых, велись исследования и изда­вались труды по проблемам истории, общественной мысли и эко­номики Белоруссии, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становле­нии белорусской науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1928г. в Академию наук БССР.

Широкое развитие получило в это время и краеведение. С 1924г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации. В 1927г. они уже объединяли более 10 тыс. человек.

Вскоре в политике белорусизации начали про­являться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка национальных особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание.

Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреж­дениях начали составлять списки сотрудников, которым вменя­лось в обязанности изучить белорусский язык в кратчайшие сро­ки.

Если они не укладывались в установленные сроки, их увольняли. Часто сроки для изучения белорусского языка сокра­щались настолько, что освоить язык за это время просто было невозможно. Да и соответствующих условий для этого не было.

Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.

⇐ Предыдущая19202122232425262728Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 627 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-4755.html

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедратеории и истории государства и права

Контрольнаяработа по предмету:

«Историягосударства и права Беларуси»

Тема:«Национально-государственное строительствоБССР

в 1920 – 1930-ыегг.»

Выполниластудентка

1 курса, ГУП-1з/в

ВасилевичАнна Васильевна

г. Минск, ул.Ванеева, д. 28, кв. 52

Минск, 2011 г.

Тема 24.Национально-государственное строительствоБССР

в 1920 –1930-ые гг.

1.Введение3
2.Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР5
3.Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года10
4.Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг.13
5.Заключение20
6.Список использованной литературы23

1. Введение

Политиканационально-государственного строительстваначалась с момента восстановленияБелорусской ССР в 1920 г. О ней можноговорить в двух аспектах: в широкомсмысле – как национальной политике вцелом и в узком – как идеенационально-культурного возрождения.

Судьба белорусской государственностии ее территории особенно волновала тучасть общества, которая отличаласьразвитым национальным сознанием,обостренным чувством национальногодостоинства.

Она понимала глубинутрагедии истерзанного войной народа,перенесшего неисчислимые бедствия ивеличайшие страдания и в добавок в силусложившихся обстоятельств лишенноговозможности в полной мере осуществитьсвое национально-территориальноесамоопределение [4, с. 314].

Большоезначение для национально-государственногостроительства БССР имеет IIсъезд Советов БССР, на котором былиприняты важные документы, а такжеДополнения к Конституции БССР 1919 г.

Своюроль сыграло возвращение в состав БССРтерриторий РСФСР с преобладающимбелорусским населением в 1924 г. и 1926 г.,а также присоединение Западной Белоруссиив 1939 г.

, что явилось актом торжествасправедливости по отношению к белорусамкак нации.

Цельюнастоящей контрольной работы являетсяпроследить, как происходилонационально-государственное строительствоБССР в 20-30-ые гг. XXвека.

Исходя из этой цели можно поставитьследующие задачи: 1) определить значениеIIсъезда Советов БССР в государственномстроительстве БССР; 2) проанализироватьДополнения к Конституции 1919 г.

в контекстегосударственного строительства БССР;3) проследить отражение белорусскойгосударственности в общественно-политическихпроцессах 1920-1930-ых гг.

Прежде чеммы приступим к решению поставленных вконтексте настоящей контрольной работызадач, необходимо определить, что жеследует понимать под национально-государственнымстроительством.

Юридическийсловарь в сети Интернет дает такоеопределение термина «Государственноестроительство» — это обобщенноенаименование сферы государственнойдеятельности, к которой относятсявопросы устройства государства, отношенийцентра и мест, формирование системыгосударственных органов, организацияих работы,обеспечениеполитических и многих личных правграждан [6]. Понятиенационально-государственного строительстванесколько шире и охватывает ряд другихвопросов, таких как национальноесамосознание и самоопределение.

Таким образом,в контексте данной контрольной работымы рассмотрим государственную деятельностьБССР по устройству государства,центральных и местных органов властии управления, а такжеадминистративно-территориальноеделение, конституционную основубелорусской государственности,деятельность судов и прокуратуры.

2. ВторойВсебелорусский съезд Советов и егозначение в государственном строительствеБССР

Послетого как прошли съезды Советов в волостяхи поветах, 14-17 декабря 1920 г. состоялсяВторой Всебелорусский съезд Советов,который занимает исключительно важноеместо в истории государственногостроительства Беларуси.

На съездеприсутствовали 218 делегатов с решающимиголосами. За небольшим исключением этобыли коммунисты.

По национальномусоставу белорусов было 111 человек,русских – 42, евреев – 36, поляков – 8,представителей других национальностей– 21 [3, с. 92].

Съездсобрался почти через два года послеобъявления Советской СоциалистическойРеспублики Белоруссии. В решенияхВторого Всебелорусского съезда Советовнашли отражение результаты преобразованийв государственной и общественной жизнии пути решения проблем, которые всталиперед республикой. Съезд рассмотрелряд вопросов, которые можно сгруппироватьследующим образом [1, с. 200]:

а) оценкадеятельности Ревкома ССРБ;

б) правовойстатус белорусской национальнойгосударственности;

в) Белоруссияи советско-польские отношения(международная правосубъектностьССРБ);

г) социалистическоеземлеустройство;

д) продовольственнаяполитика;

е) работакооперативных организаций;

ж) социальноеобеспечение;

з) народноепросвещение;

и) восстановлениепромышленности;

к) организацияСоветской власти в Белоруссии и принятиедополнений к Конституции БССР 1919 г.;

л) выборыЦИК БССР и делегатов на VIIIВсероссийский съезд Советов.

Такаяповестка дня была обусловлена тяжелымэкономическим положением Беларуси,вызванным Первой мировой войной,оккупацией территории, гражданскойвойной, а также распадом Литовско-БелорусскойССР [1, с. 200].

И уже толькоэтот перечень вопросов свидетельствуето ширине и важности вопросов, которымидолжны были заниматься органы власти.

СъездСоветов положительно оценил работуВоенревкома, который в сложной политическойобстановке осуществлял политическоеруководство, по мере возможности решалвопросы страны.

Военревком подготовилсозыв республиканского съезда Советов.

Партийное руководство республикиставило себе в заслугу, что оно намечалои определяло политическую линиюдеятельности Ревкома ССРБ, ни один акткоторого не был претворен в жизнь безпредварительной санкции ЦК КПБ [3, с.92].

Своимирешениями съезд был направлен в будущее.Открывалась перспектива мирногостроительства. В актах съезда нашелотражение широкий перечень вопросовгосударственного, экономического исоциального характера.

Несмотряна то, что этот вопрос прямо не стоял враспорядке дня, но съезду также необходимобыло выразить свое отношение к правовомустатусу восстановленной белорусскойгосударственности. С ним был связанвопрос о международной правосубъектностиССРБ и ее отношениями с РСФСР. По этомувопросу в высших партийных и советскихорганах республики не было общегомнения.

Третийсъезд Коммунистической партии Белоруссии(22-25 ноября 1920 г.), который состоялсянакануне республиканского съездаСоветов, посчитал необходимым высказатьсвое мнение по вопросам государственногостроительства и суверенитета ССРБ.Заявлялось, что «ССРБ является составнойчастью РСФСР» [3, с. 93].

Эта директивасъезда шла вразрез с Декларацией обобъявлении независимости ССРБ от 31 июля1920 г. Белоруссии отводилась роль автономиив составе России. Самодеятельностьдопускалась только в вопросах, касающихсяместной жизни, а в остальном все учреждениядолжны быть подчинены соответствующимкомиссариатам РСФСР.

[3, с. 93].

Но на Съездекардинальные вопросы государственногостроительства решались иначе, хотя и снекоторыми уступками «автономизаторам».Это было свидетельством того, что идеисамостоятельной государственностибелорусского народа находила все болееширокий отклик в обществе, особенносреди интеллигенции.

Идеянезависимости, суверенности Беларусибыла выявлена в ряде документов, которыеисходили от съезда. Так, в обращении «Ктрудящемуся народу Беларуси»подчеркивалось, что съезд собрался радитого, чтобы закрепить независимоесуществование страны.

Особенновыразительно идея независимости, идеяравноправия союза трех братскихславянских народов (русского, украинскогои белорусского) была высказана вприветствии съезда ЦентральнымИсполнительным Комитетам РСФСР и УССР:«IIСъезд Советов Белоруссии заявляет, чтов основу всех дальнейших взаимоотношениймежду ССРБ и РСФСР должно лечь признаниенезависимости ССРБ» [2, с. 251].

СъездСоветов после обсуждения вопроса обучастии ССРБ в мирных переговорах сПольшей подтвердил мандат, который былвыдан Военно-революционным комитетамправительства РСФСР о праве РСФСРпредставлять интересы Белоруссиикасательно границ, заключения мира иэкономических договоров и др.

Перед Вторымсъездом Советов стояла задача дальнейшегоразвития белорусской государственностина конституционных основах. Съездомбыли приняты Дополнения к КонституцииССРБ 1919 г., на которых более подробно мыостановимся во втором разделе даннойконтрольной работы.

Второйсъезд Советов принял также множестводокументов различного характера.Большинство из них – резолюции. Вправовом смысле слова законом былитолько «Дополнения к Конституции ССРБелоруссии».

Важноезначение имели «Тезисы по аграрномувопросу», предложенные Комиссариатомземледелия, которые на деле были законом,который регулировал формы землепользования,и отражали неотложные меры по подъемусельскохозяйственных коллективныхобъединений, управлению народнымиимениями.

Одновременнобыла принята и резолюция «По земельномувопросу», содержавшая программу действийКомиссариата земледелия и его местныхорганов в проведении земельной политикии организации подъема сельского хозяйства[5, с. 233].

Резолюция«О восстановлении народного хозяйства»излагала неотложные меры по возрождениюпромышленного производства, преодолениюразрухи, восстановлению традиционныхотраслей хозяйственной деятельности.Съезд исходил из того, что промышленностьБеларуси должна развиваться на тех жепринципах, что и промышленность России.

Ввопросах продовольствия сохранялисьпринципы продразверстки, которая былаотменена лишь в 1921 г. Государственныморганам предписывалось вести усиленнуюборьбу со спекуляцией, которая подрывалаустановленный порядок подготовки ираспределения продовольствия.

В связис этим считалось необходимым вестиэнергичную работу по дальнейшейнационализации торговли с учетом опытаРСФСР.

Таким образом, Второй съездСоветов подтвердил государственнуюмонополию на основные виды продукциисельского хозяйства и промышленностии порядок проведения продразверсткина основе классового принципа, альтернативыкоторой он не видел [3, с. 97].

Эти решенияи не могли быть иными, так как высшеепартийное руководство официальноподдерживало устои «военного коммунизма».Но веря в светлое будущее и в социальнуюсправедливость народ в своей массестоял за радикальное общественноеобновление. Он платил за это человеческимижизнями, невероятными лишениями,материальными потерями [5, с. 233-234].

Таким образом,можно сделать вывод, что ВторойВсебелорусский съезд Советов сыгралсвою большую роль в государственномстроительстве БССР.

Он рассмотрел рядактуальных на то время положений,касающихся белорусской государственности,правосубъектности БССР, принял важныедокументы, в частности Дополнения кКонституции БССР 1919 г., поставил вопросо признании независимости БССР вотношениях с РСФСР.

Кроме того, решенияВторого Всебелорусского съезда Советовдали толчок для развития национальногосамосознания, самоопределения белорусскогонарода, получив широкий отклик уобщественности, особенно у интеллигенции.

Источник: https://works.doklad.ru/view/WH8GKHKGwgc.html

Национально-государственное строительство в 1920-е годы. Образование СССР

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

В начале 20 века Россия являлась многонациональной империей. Национально-освободительное движение являлось важной составной частью революционного движения в стране. Различные политические силы разрабатывали свои программы решения национального вопроса – от единой неделимой унитарной России до федеративной и т.д.

В ноябре 1917 г. Советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», в которой провозглашались равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения, отмена национально-религиозных привилегий и ограничений.

Правом этим воспользовались Украина, Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия. Программа партии большевиков по национальному вопросу во многом способствовала их победе в гражданской войне. Но, провозглашая право наций на самоопределение, большевики не стремились к расколу России.

Напротив, они стремились сохранить по возможности ее целостность.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции между советскими республиками сложился военно-политический союз.

Россия, Украина и Беларусь объединили также свои ресурсы, транспорт, финансы, хозяйственные органы, сохранив самостоятельность в вопросах, касающихся внутренней жизни республик.

Такой тип национально-государственного устройства называется конфедерацией. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

По окончании гражданской войны все советские республики заключили между собой и с РСФСР двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличилось число общесоюзных ведомств. В марте 1922 г. Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию.

Задачи восстановления и развития экономики, социалистического переустройства требовали совершенствования существующих договорно-федеративных отношений. Отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных органов власти, вызывало конфликты между ними. Весной 1922 г. ЦК КП Украины и Белоруссии подняли вопрос о договорных отношениях.

Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Председателем комиссии стал И.Сталин, нарком по делам национальностей. Ему принадлежала идея «автономизации», т.е.

вхождения советских республик в состав РСФСР и подчинения их единому центру. Некоторые республики эту идею отвергли, т.к. она ущемляла их суверенитет. Было принято предложение В.Ленина о создании федеративного государства.

30 декабря 1922 г. в Москве I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР.

Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право их свободного выхода из Союза.

Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

Юридической основой СССР стала Конституция, принятая в январе 1924г. II съездом Советов СССР. Она провозглашала создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик.

В ведении республик находились вопросы внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики, транспорта, связи решались на союзном уровне.

Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. Столицей СССР объявлялась Москва.

Конституция СССР сохранила принципы Конституции РСФСР 1918 г. в области избирательного права. Сохранялись многоступенчатая система выборов, открытое ание, преимущества рабочего класса, лишение избирательных прав эксплуататорских элементов и служителей религиозных культов.

Национальная политика в СССР была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

В состав Союза вошли новые республики: в 1924-1925 гг. на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик были созданы Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа, районы. Уточнялись границы. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 1920-е годы, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_68430_natsionalno-gosudarstvennoe-stroitelstvo-v--e-godi-obrazovanie-sssr.html

Высшие органы власти СССР и БССР в 1920-30-ые гг

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

Органы государственной власти в 1922 — I пол. 1980-х гг.

Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала как полномочия центра, так и союзный суверенитет. В то же время шло поступательное движение государственного механизма к единой централизации.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР — Президиум ЦИК СССР.

В союзных республиках — по-прежнему республиканские съезды Советов и ЦИК. На местах органами государственной власти и управления в губернии, уезде, волости (а после административной реформы 1929-1930 гг.

— в области, районе) являлись съезды Советов, в городах и селах — городские и сельские Советы.

В соответствии со ст. 11 Конституции, очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созывались Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год, а с 1927 г.

— один раз в два года; чрезвычайные съезды созывались Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.

В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР.

Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов (от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс.

избирателей, от губернских (позднее областных, краевых и окружных) съездов Советов — по одному делегату от 125 тыс. жителей) путем открытого ания.

По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.д.), но оно было всеобщим только для трудящихся.

Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 человек, заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал

вспомогательные органы Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты были равноправны.

Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек.

Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР.

Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924 г. и Положением, принятым в 1923 г.

ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, а также съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза Советских Социалистических Республик. ЦИК устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.), обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Продолжительные перерывы между сессиями привели к расширению законодательной и контролирующей деятельности Президиума ЦИК.

Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР.

На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством.

Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство — Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом.

СНК СССР образовывался в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов на срок полномочий ЦИК. По мере возникновения новых наркоматов состав СНК СССР пополнялся новыми наркомами.

Состав его не был постоянным. С правом совещательного голоса в заседаниях СНК СССР участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, представители некоторых комитетов и управлений при правительстве (ОГПУ, ЦСУ и др.

), главы правительств союзных республик. СНК СССР фактически издавал декреты и постановления, имевшие силу закона, а с начала 1930-х гг.

все законопроекты должны были предварительно выноситься на его рассмотрение, хотя это и не предусматривалось Конституцией.

К компетенции СНК СССР были отнесены вопросы общегосударственного управления: организация обороны страны, руководство внешними сношениями, организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни.

Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР осуществлял общее руководство в области просвещения, здравоохранения, руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между ними.

Он разрешал споры между СНК союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления СТО и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал должностных лиц.

Одной из важнейших комиссий СНК СССР являлся Совет Труда и Обороны. Он был образован 17 июля 1923 г. для осуществления хозяйственных и финансовых планов, корректировки их в соответствии с экономической и политической обстановкой, для руководства наркоматами в области народного хозяйства и обороны.

СТО рассматривал и утверждал, уставы трестов и акционерных обществ и решал все другие вопросы. При СТО в первое время состоял ряд комиссий Госплан СССР, Комиссия по внутренней торговле СССР, Государственная арбитражная комиссия (для разрешения имущественных споров предприятий) и др.

При правительстве в эти годы существовало значительное количество самостоятельно обособленных ведомств ЦСУ, Переселенческий комитет, Главное управление гидрометеослужбы, Комиссия советского контроля и др.

Для улучшения связей с правительствами союзных республик был учрежден институт постоянных представительств этих республик при правительстве СССР.

Республиканские органы власти по Конституции 1927 г.

Верховным органом государственной власти провозглашался Всебелорусский Съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Он комплектовался из представителей городских советов, из расчета один депутат на две тысячи избирателей, и окружных съездов советов, из расчета один депутат на десять тысяч жителей.

Всебелорусский Съезд Советов избирал Центральный Исполнительный Комитет Советов Белорусской Социалистической Советской Республики количество членов, определялось Съездом Советов.

Всебелорусский Съезд Советов созывался Центральным Исполнительным Комитетом БССР не реже одного раза в два года. Чрезвычайный Всебелорусский Съезд Советов созывался Центральным Исполнительным Комитетом БССР, как по собственному желанию, так и по требованию советов или съездов советов местностей, насчитывающих не менее одной трети всего населения БССР.

К исключительной компетенции Всебелорусского Съезда Советов относились:

  1. определение, дополнение и изменение основных положений Конституции и завершающее утверждение частичных изменений в Конституции, принятых ЦИК в период между съездами;
  2. изменение границ республики;
  3. выборы ЦИК БССР;
  4. выборы представителей от БССР в Совет Национальности ЦИК СССР.

К совместной компетенции и Всебелорусского Съезда, и Центрального Исполнительного комитета относились:

1. общее управление всей политикой и народным хозяйством;

2. установление административно-территориального деления республики;

3. установление, согласно законодательству СССР, плана всего народного хозяйства и отдельных отраслей;

4. определение, согласно с законодательством СССР, государственных и местных налогов и сборов;

5. утверждение кодексов законов БССР;

6. объявление общей и частной амнистии, а также реабилитация на территории БССР личностей, осужденных судами БССР;

7. отмена постановлений окружных съездов советов, что нарушают Конституцию или постановления высших органов власти БССР.

Центральный Исполнительный Комитет Белорусской Социалистической Советской Республики являлся верховным органом власти в период между Съездами Советов. ЦИК БССР считался законодательным, распорядительным, контрольным органом государственной власти. Личный состав ЦИК определялся Всебелорусским съездом

Центральный Исполнительный Комитет БССР издавал кодексы, декреты и постановления по своей инициативе, а также рассматривал и утверждал законопроекты, внесенные Советом Народных Комиссаров БССР.

ЦИК БССР давал общее направление деятельности правительства и всех органов советской власти БССР, объединял работу по законодательству и управлению, определял круг деятельности Президиума ЦИК И СНК БССР и наблюдал за проведением в жизнь Конституции БССР, за исполнением всех постановлений Всебелорусских Съездов Советов и верховных органов СССР.

В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета БССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти БССР являлся избираемый ЦИК БССР Президиум Центрального Исполнительного Комитета.

ЦИК БССР образовывал Совет Народных Комиссаров для общего управления БССР и народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления.

В состав правительства входили председатель СНК, его заместители, народные комиссары, которые возглавляли отдельные отрасли государственного управления, а также уполномоченные СНК СССР: по иностранным делам, по военным и морским делам, по связи, путей сообщения, почты и телеграфа.

Совету Народных Комиссаров принадлежало общее управление БССР, осуществляемое им через народные комиссариаты, исполнительные комитеты и советы.

Совет Народных Комиссаров БССР в пределах предоставленных ему ЦИК БССР прав и на основании положения о Совете Народных Комиссаров издавал декреты и постановления, обязательные для исполнения на всей территории БССР.

Просмотров 989 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-30355.html

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг (стр. 2 из 4)

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

В вопросах продовольствия сохранялись принципы продразверстки, которая была отменена лишь в 1921 г. Государственным органам предписывалось вести усиленную борьбу со спекуляцией, которая подрывала установленный порядок подготовки и распределения продовольствия.

В связи с этим считалось необходимым вести энергичную работу по дальнейшей национализации торговли с учетом опыта РСФСР.

Таким образом, Второй съезд Советов подтвердил государственную монополию на основные виды продукции сельского хозяйства и промышленности и порядок проведения продразверстки на основе классового принципа, альтернативы которой он не видел [3, с. 97].

Эти решения и не могли быть иными, так как высшее партийное руководство официально поддерживало устои «военного коммунизма». Но веря в светлое будущее и в социальную справедливость народ в своей массе стоял за радикальное общественное обновление. Он платил за это человеческими жизнями, невероятными лишениями, материальными потерями [5, с. 233-234].

Таким образом, можно сделать вывод, что Второй Всебелорусский съезд Советов сыграл свою большую роль в государственном строительстве БССР.

Он рассмотрел ряд актуальных на то время положений, касающихся белорусской государственности, правосубъектности БССР, принял важные документы, в частности Дополнения к Конституции БССР 1919 г., поставил вопрос о признании независимости БССР в отношениях с РСФСР.

Кроме того, решения Второго Всебелорусского съезда Советов дали толчок для развития национального самосознания, самоопределения белорусского народа, получив широкий отклик у общественности, особенно у интеллигенции.

3. Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года

Перед Вторым съездом Советов стояла задача дальнейшего развития белорусской государственности на конституционных основах. Съездом были приняты Дополнения к Конституции ССР Беларуси. Конституция ССРБ 1919 г.

была куцей, не включала многих положений, которые подлежат конституционному регулированию [3, с. 94].

Она состояла только из 32 статей и включала в себя три раздела: «Общие положения Конституции», «Конституция советской власти», «О гербе и флаге» [2, с. 187-190].

Стоит отметить, что местные органы власти в первой Конституции БССР не нашли своего юридического закрепления.

Законодатель, провозгласив в первом разделе Конституции, что «вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссия принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах» [7, ст. 5], больше о местных органах власти не упоминал.

Без законодательного оформления остались вопросы избирательного права. Порядок проведения выборов в органы власти не был закреплен. В Конституции ничего не говорилось о бюджете и финансах республики.

И на этот раз «Дополнения к Конституции ССР Беларуси» содержали статьи о структуре и полномочиях только центральных органов [3, с. 94]. Не было разделов о местных органах власти, избирательном праве, судебной системе, прокуратуре.

В отношении этих разделов в дополнениях имелась оговорка: «в отношении уездных съездов, их исполкомов и отделов, а также по всем остальным вопросам советского строительства в ССРБ съезд постановляет руководствоваться Конституцией и постановлениями VIIВсероссийского съезда Советов» [2, с. 253].

В дополнениях не уточнялось даже, какой именно Конституцией следует руководствоваться, так как само собой разумелось, что Конституцией РСФСР 1918 г. и другими российскими законодательными актами [1, с. 202].

Также оставалась неизменной вводная часть Конституции – Декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа.

По Конституции 1919 г. функции правительства выполнял Большой и Малый президиумы Центрального Исполнительного Комитета [7, ст.ст. 27-29]. В соответствии с новым законом предусматривалось создание правительства – Совета Народных Комиссаров [2, с. 252-253].

В сущности, Съезд обновил Конституцию. Документ содержал нормы о структуре и полномочиях «центральных органов советской власти ССРБ» [3, с. 94]: о съезде Советов Беларуси, Центральном Исполнительном Комитете Беларуси, Президиуме ЦИК Беларуси, Совете Народных Комиссаров.

Съезд Советов Беларуси, который являлся «высшим органом власти в Республике» [2, с. 252], должен был составляться «из представителей городских Советов по расчету 1 депутат от двух тысяч избирателей и от волостных и уездных съездов по расчету 1 депутат на 10 000 жителей [2, с. 252].

Съезд Советов, согласно Дополнениям, выбирает ЦИК Беларуси в составе 60 человек, который является между съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом ССРБ [2, с. 252].

Президиум ЦИК Беларуси избирается сессией ЦИК в составе председателя и четырех членов, к которому в межсессийный период ЦИК переходят функции и права ЦИК.

Но общеполитические вопросы большого значения выносятся на утверждение сессии ЦИК [3, с. 95].

Согласно Положению о Президиуме ЦИК Советов Беларуси, принятому в декабре 1920 г., ЦИК ССРБ избирался в составе председателя, секретаря и пяти членов [2, с. 254].

Совету Народных Комиссаров принадлежало «общее управление делами ССРБ» [2, с. 253]. СНК «принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни» [2, с. 253].

Вводилось правило, согласно которому обо всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен был уведомить ЦИК. ЦИК имел право отменить или приостановить постановления или решения СНК.

Все постановления и решения СНК, которые имели общеполитическое значение, подлежали рассмотрению и утверждению ЦИК, несмотря на то, что у обоих органов был общий председатель [2, с. 253].

Члены СНК возглавляли органы отраслевого управления.

Дополнения к Конституции утверждали следующие народные комиссариаты: 1) по иностранным делам, 2) по военным делам, 3) внутренних дел, 4) юстиции, 5) труда, 6) социального обеспечения, 7) народного просвещения, 8) финансов, 9) Совет народного хозяйства, 10) земледелия, 11) народной связи, 12) здравоохранения, 13) рабоче-крестьянской инспекции, 14) продовольствия, 15) чрезвычайная комиссия Белоруссии [2, с. 253].

Председатель ЦИК одновременно являлся и председателем Совнаркома. Законодательные акты общегосударственного значения имели право издавать не только съезды Советов, но и ЦИК, его президиум, СНК [2, с. 254]. Но акты, принятые по инициативе Президиума ЦИК и СНК, подлежали утверждению ЦИК.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Дополнения лишь условно можно определить как документ, принятый в развитие существовавших конституционных норм. Это, по сути, был новый опять-таки «укороченный» вариант Конституции [4, с.

312], так как он снова не содержал многих положений, подлежащих конституционному регулированию.

И в определении основ белорусской советской государственности белорусский законодатель первых лет советской власти ориентировался на закрепление максимально тесных взаимоотношений с РСФСР.

4. Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг.

Состоявшийся Второй Всебелорусский съезд Советов способствовал популяризации идеи белорусской советской национальной государственности. Политика национально-государственного строительства началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. Уже в Декларации о восстановлении БССР от 31 июля 1920 г.

устанавливалось «полное равноправие языков (белорусского, русского, польского и еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры» [1, с. 214]. Развитию белорусской культуры содействовало и проведение нэпа: открылись новые школы, техникумы, Белорусский Государственный Университет (1921 г.

), Институт белорусской культуры (1922 г.), ставший прообразом Национальной академии наук Беларуси. Академия наук была образована в 1929 г. Большая работа проводилась по ликвидации неграмотности среди взрослого населения республики. В это же время проводились мероприятия по сдерживанию русификации государственных учреждений и переводу их на белорусский язык.

Согласно Постановлению ЦИК БССР от 15 июля 1924 г «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», все государственные учреждения Белорусской ССР обязаны были перевести свое делопроизводство на белорусский язык в течение трех лет [3, с. 145]. Законы БССР было решено публиковать на четырех государственных языках.

Сотрудникам учреждений и организаций предписывалось обязательное знание белорусского и русского языков. Во всех высших учебных заведениях предполагалось создание кафедр по изучению истории и культуры Беларуси.

Большое значение для национально-государственного строительства имел вопрос о территории ССРБ.

История административно-территориального деления БССР свидетельствует о его непрерывной связи с задачами хозяйственного и культурного строительства, со структурой и фукциями государственного аппарата.

В период становления советской власти в Беларуси волостные, поветовые и губернские Советы и ревкомы создавались в рамках административного деления, которое сложилось в царские времена. Далее были проведеты некоторые нововведения.

Нас в контексте данной контрольной работы интересует возвращение в состав БССР восточных районов Беларуси. VII съезд Компартии Белоруссии, который был проведен в марте 1923 г., поставил вопрос об увеличении Белорусской Республики и о пересмотре ее административного деления.

Этот вопрос рассматривался на губернских съездах Советов в Гомеле и Витебске, на Vи VI съездах Советов Белоруссии и ЦИК БССР, во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, а также в Президиуме ЦИК СССР.

И вот с марта 1924 г. в соответствии с достигнутым между двумя республиками соглашением вышло Постановление ВЦИК о передаче БССР территории с преимущественно белорусским населением. 7 марта 1924 г.

изменение границ между БССР и РСФСР было утверждено Президиумом ЦИК Союза ССР, который охарактеризовал увеличение БССР как «новое и яркое доказательство фактического осуществления все более тесных, дружных и братских отношений народов, населяющих Союз» [2, с.

477], «величайший акт взаимного доверия народов» [2, с. 478]. Это был акт исправления допущенной историей несправедливости в отношении белорусов. В состав БССР вошли 15 поветов и некоторые волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний.

В новых границах территория БССР составила 110 584 км2, а количество населения выросло до 4,2 млн человек [3, с. 150].

Источник: https://mirznanii.com/a/346806-2/natsionalno-gosudarstvennoe-stroitelstvo-bssr-v-1920-30-gg-2

История Беларуси

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг

2. Национально-государственное строительство в БССР (1921-1927 гг.).

В период гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Переход к миру потребовал новых подходов в решении национально-государственного вопроса. 16 января 1921 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, по которому признавался суверенитет Беларуси.

Создавались объединенные наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа, ВСНХ. Однако окончательно отношения между государствами, которые возникли на территории бывшей Российской империи, были не определены. Нужно было выработать такие формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию.

Нужно было провести объединение так, чтобы не вызвать новый хаос в хозяйстве и новую гражданскую войну в национальных районах. И. Сталин предлагал включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик. В.И.

Ленину удалось направить работу по объединению республик в относительно безопасное русло: создание федеративного союза равноправных государств с правом выхода из этого союза. Процесс создания нового государства должен был продемонстрировать полный разрыв с прошлым. Не единое государство, а союз национальных республик.

Подготовка создания союзного государства осуществлялась по партийным каналам. Идея объединения широко пропагандировалась среди населения Беларуси. Завершилась эта кампания IV Всебелорусским съездом Советов, который состоялся 14 — 18 декабря 1922 г.

Делегаты съезда приняли решение о необходимости создания Союза СССР. Была избрана делегация на Х Всероссийский съезд Советов. I Всесоюзный съезд Советов, который открылся 30 декабря 1922 г., принял Декларацию и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

В избранный съездом ЦИК СССР от БССР вошло 7 человек. А. Червяков стал одним из четырех председателей Президиума ЦИК СССР. Союз способствовал национально -государственной консолидации его народов. Однако, как показала практика, он не смог решить национальный вопрос в полном объеме.

Жесткая централизация власти фактически привела к сталинской «автономизации» Советских республик.

Вхождение БССР в состав СССР оправдало надежды на расширение территории республики, ограниченной шестью уездами бывшей Минской губернии. VIII съезд Компартии Беларуси, I и II сессии ЦИК БССР в марте 1923 г. высказались за укрупнение республики. 3 марта 1924 г.

ЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР следующих уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний: Оршанского, Быховского, Витебского, Городокского, Горецкого, Дрисенского, Калининского (Климовичского), Лепельского, Могилевского, Мстиславского, Полоцкого, Рогачевского, Сенненского, Суражского, Чауского, Чериковского. Три уезда Витебской (Себежский, Велижский, Невильский) и пять уездов Гомельской (Гомельский, Речицкий, Суражский, Стародубский, Новозыбковский) губерний остались в составе РСФСР. Территория Советской Беларуси увеличилась до 110 тыс. км2, т.е. более чем в два раза, а население до 4,2 млн. человек.

Вторая сессия ЦИК БССР, которая состоялась 10 — 17 августа 1924 г., ввела новое административно-территориальное деление республики. Губернии, уезды, волости ликвидировались, а вместо них создавались округа, районы, сельсоветы. В начале 1925 г.

республика была разделена на 10 округов, 100 районов и 1202 сельских совета. В местах компактного проживания национальных меньшинств создавались национальные сельские Советы. В 1928 г.

насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Совета.

В мае 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) о присоединении к БССР всей Гомельской губернии (в составе пяти уездов) и трех уездов (Велижский, Себежский, Невильский) Псковской губернии. Вопрос об уездах псковщины не нашел поддержки в высших кругах СССР. В ноябре 1926 г.

Политбюро ЦК ВКП(б), на основе данных комиссии, приняло решение о присоединении к БССР Гомельского и Речицкого уездов. В результате второго укрупнения территория БССР увеличилась на 25 тыс. км2, а население — на 649 тыс. человек. После двух укрупнений территория БССР в начале 1927 г.

составляла 125 950 км2 с населением около 5 млн. человек.

В 20-е годы в Беларуси, как и во всем СССР, сложилась однопартийная система. В марте 1921 г. самоликвидировался Бунд. В декабре 1921 г. распалась Еврейская коммунистическая партия. В феврале 1921 г. была разгромлена Белорусская партия социалистов-революционеров, 860 ее деятелей были арестованы, позже они были освобождены и переправлены на территорию Западной Беларуси.

Ликвидация оппозиционных сил в БССР ослабила позиции правительства Белорусской Народной Республики в эмиграции. В октябре 1925 г.

на II (Берлинской) конференции Рада БНР объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

Конференция признала, что БССР консолидировала белорусский народ, а Минск является центром национально -государственного возрождения Беларуси.

Сталинское руководство внимательно следило за общественно-политическими процессами в республике и контролировало их, назначая на руководящую работу партийные, советские и хозяйственные кадры.

Только в 1921 г. из других республик в БССР было направлено 928 членов партии, в 1922 г. — еще 574 коммуниста. С 1924 г.

до послевоенного времени всех первых секретарей ЦК КП(б)Б и руководителей КГБ присылали из Москвы.

Во второй половине 20-х годов, с целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую жизнь, при Советах создавались постоянные комиссии: по сельскому хозяйству, благоустройству, культурно-просветительные, финансовые и др. Стали организовываться депутатские группы.

В деле защиты интересов трудящихся все более заметную роль начали играть профсоюзы. Проблемами молодежи активно занимался Коммунистический союз молодежи (Комсомол). В общественную жизнь все активнее стали включаться женщины. Зарождались шефские организации, физкультурные объединения.

Все это свидетельствовало об определенном демократизме общественно-политической жизни.

Источник: https://moodle.ggau.by/mod/page/view.php?id=2506

Refy-free
Добавить комментарий