на тему: Патриотическое воспитание учащихся

Содержание
  1. Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»
  2. Педсовет. Тема:
  3. 1. Цель:
  4. 2. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека.»
  5. 4. Уже несколько лет подряд в начальной школе со своими традициями и законами существует детская организация патриотической направленности «Светлячок».
  6. 5. На протяжении нескольких лет шла речь о том, что все, что заложено в начальной школе должно каким-то образом продолжаться в среднем и даже старшем звене.
  7. 6. Новые формы работы классного руководителя.
  8. 7. Результаты работы школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
  9. 8. Проект решения педагогического совета:
  10. Классные часы о патриотизме — Классные часы — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su
  11. Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?
  12. Патриотическое воспитание в школе
  13. Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи
  14. Патриотическое воспитание детей в начальной школе
  15. Патриотическое воспитание старшеклассников
  16. Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе
  17. Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ

Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»

на тему: Патриотическое воспитание учащихся

Казаева Нина
Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»

Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты

суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно

определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как

«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о

благе его, отчизнелюб, отечественник».

Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм».

Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания.

К системе гражданско — патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательнойработы можно выделить целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций.

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы — своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.

Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина — патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, гражданско — патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Формы гражданско-патриотического воспитанияобучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

• беседы, классные часы, читательские конференции;

• тематические утренники, проведение совместных праздников;

• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

• смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

• ролевые игры, проигрывание ситуаций;

• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов

• обращение к государственной символике;

• краеведческая деятельность;

• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге.

Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси.

Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным.

Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов.

Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников.

Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К. Д.

считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания,но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.

Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.

С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Одно из актуальных воспитательных средств — это волонтерское движение, которое способствует формированию личности.

В социологии термин «волонтерство» используется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе.

Волонтерство — это деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, работа волонтеров очень разнообразна. Сложно найти область социальной сферы, в которой не участвовали бы добровольцы.

Основная цель волонтерства — помощь людям.

Задачи волонтерской деятельности:

• предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;

• развить созидательную активность молодежи;

• организовать патриотическое воспитание студентов;

• сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.

Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины.

Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте.

В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности.

Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели — познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В. А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное — открывать глаза на дорогое и родное».

Сухомлинский В. А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

А. С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».

Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста –предполагает последовательное решение ряда задач:

воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– развития интереса к русским традициям и промыслам;

– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

– знакомства с государственной символикой России;

– расширения представлений о городах и регионах России;

– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формирования уважения к другим пародам и их культуре.

Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов,существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:

– принципа от близкого к далекому;

– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитаниюдошкольников видится следующая модель:

«семья детский сад родная улица родное село родная страна».

Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы.

Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т. п.

Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.

Мы педагоги находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

Для этого нам нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания.

Игру, начиная с детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, перерастает в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача наша — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:

— повысить уровень развития дошкольников;

— обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

— повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

— повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского.

«Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными семейными и родовыми наклонностями»

В заключение отметим, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни.

Существующая в нашей стране система дошкольного образования располагает достаточными ресурсами (кадровыми, материальными, научно-методическими) для решения данной актуальной задачи, а изменения в государственной политике в этой области, выразившиеся в разработке и принятии ряда правительственных документов, обеспечивают этому жизненно важному для нашей Родины процессу необходимую правовую основу. Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с «большого экрана» не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-patrioticheskoe-vospitanie-detei-i-molodezhi.html

Педсовет. Тема:

на тему: Патриотическое воспитание учащихся

ПЛАН:

  1. Тема и цели педагогического совета.
  2. Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. (зам. директора по ВР Буняк Ю.Н.)
  3. Целевая программа СОШ № 61 по военно-патриотической и оборонно-массовой работе с учащимися 2007-2010 гг. «Патриот» (актуальность программы, цель программы, задачи, система комплексных мероприятий). (зам. директора по ВР Буняк Ю.Н.)
  4. Работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся: 4.1. Программа, цели, задачи организации «Светлячок» (1-4 классы). (педагог-организатор Камерная М.А.)

    4.2. Результаты работы организации по формированию гражданского сознания у учащихся начальной школы. (Камерная М.А.)

  5. Программа, цели, задачи организации «Пламя» (5-6 классы) (вожатая Салогубова Е.П.)
  6. Новые формы работы классного руководителя Использование информационных технологий в воспитательном процессе. (Дни воинской славы и памятные даты России) (председатель МО классных руководителей Статовая С.Н.)
  7. Результаты работы школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. «Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы» (заместитель директора по ВР Буняк Ю.Н.)
  8. Решение педагогического совета.

1. Цель:

совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма — как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности.

2. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека.»

Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Среди задач учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие: получение глубоких и прочных знаний, воспитание воли и стойкости, формирование умения ориентироваться в окружающей среде, ведение профориентационной работы, приобщение к истинной культуре, поиск новых форм нравственного воспитания.

Эти задачи решаются в комплексе, где учебный процесс неотделим от воспитательного.

Таким образом, выстраивается воспитательная система школы, которая представляет собой способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов способствующих развитию личности и коллектива.

Такая воспитательная система выстроилась в нашей школе на протяжении многих лет, были опробованы различные программы деятельности. Но на практике наиболее приемлемой и находящей отклик среди учащихся и большинства членов педагогического коллектива явились программа: гражданско-патриотического воспитания. выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат — растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.

Учащимся 1-11 классов была предложена анкета «Патриот»

Цель анкетирования:

  • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
  • определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
  • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Учащимся была предложена анкета:

  1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм? а) знаю; б) слышал; в) слышу сейчас впервые;

    г) затрудняюсь ответить.

  2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны? а) с первой; б) со второй;

    в) затрудняюсь ответить.

  3. Патриотизм – это… а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу; б) позитивное чувство к Родине; в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине; г) готовность к самопожертвованию;

    д) затрудняюсь.

Результаты следующие:

1 вопрос. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
чел. %

2 вопрос. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны .Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны? С первой чел. %

Со второй чел. %

3 вопрос. Патриотизм – это…

Данная анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Понятие патриотизма

Патриот:

  1. Человек, одушевленный патриотизмом.
  2. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Цели патриотического воспитания:

  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Нравственное сознание экологическое сознаниеэстетическое сознание

Компоненты сознания

  • Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»
  • Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).
  • Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)

Резервы современного патриотического сознания

  • проблемность: развивающее обучение
  • развивающее воспитание:
  • исторические
  • культурные
  • личностные

Задачи современного патриотического воспитания

  • РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДИСКУССИОННЫХ, ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ.

Направления патриотического воспитания

  • ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
  • ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ
  • КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
  • СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
  • НАУЧНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

4. Уже несколько лет подряд в начальной школе со своими традициями и законами существует детская организация патриотической направленности «Светлячок».

У них имеются свои достижения и результаты . Об этом с нами поделиться опытом Камерная М.А.

Работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся:

4.1 Программа, цели, задачи организации «Светлячок» (1-4 классы). (Камерная М.А.)

5. На протяжении нескольких лет шла речь о том, что все, что заложено в начальной школе должно каким-то образом продолжаться в среднем и даже старшем звене.

Это очень серьезный вопрос, требующий участия всего педагогического коллектива. Сегодня вам предлагается проект целевой программы МОУ СОШ № 61 детской организации «Пламя» (5-6 классы)

6. Новые формы работы классного руководителя.

Использование информационных технологий в воспитательном процессе. (Дни воинской славы и памятные даты России) (председатель МО классных руководителей Статовая С.Н.)

7. Результаты работы школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

«Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы» (презентация)

8. Проект решения педагогического совета:

  1. Утверждение программы «Патриот» на 2007-2010 гг.
  2. Утверждение программы детской организации «Пламя»
  3. Продолжить реализацию программы « Патриот» на 2007-2010 гг. обратив особое внимание на:
    • повышение уровня подготовки и проведения мероприятий военно-патриотического характера с детьми;
    • усиление воспитательного воздействия семьи в формировании гражданских и патриотических чувств ребенка;
    • совершенствование работы по проведению экскурсий, уроков, классных часов с использованием новых информационных технологий в воспитательном процессе.
    • реализацию решения педагогического совета школы от 24.03.08.

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576905/

Классные часы о патриотизме — Классные часы — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

на тему: Патриотическое воспитание учащихся

Статья «Патриотическое воспитание средствами краеведения»

О патриотическом воспитании дошкольников средствами краеведения в условиях ДОО и семьи.

Что рассказывать дошкольникам о Великой Отечественной войне? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство сострадания, почитания к старшему поколению? Чувство гордости за Победу, выстраданную нашими дедами и прадедами? Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Презентация «Герои Первой мировой»; 7-11 класс

Данная презентация мою используется при проведении уроков мужества,посв. Дню памяти погибших в 1-ую мировую войну,, Дню героев Отечества (фактически — День Георгиевских кавалеров), Дню защитников Отечества, Дню неизвестного солдата и т.д. (например, при проведении урока краеведения, напр. при знакомстве с биографией нашего земляка, В.И. Чапаева).

Классный час «Конституция Российской Федерации: государственные символы»; 1-3 класс

В доступной, занимательной, игровой форме представлен материал для расширения представления младших школьников о величии и могуществе Отечества, знакомства с основными законами Российского государства, со статьями конституции для детей – правами и обязанностями, государственной символикой.

Ученики познакомятся со значением цветов флага, изображениями на гербе, гимном России. Узнают, для чего нужны в государстве законы, что дают они человеку, познакомятся с необходимостью соблюдения законов. Классный час имеет большое воспитательное значение, т.

к формирует патриотические убеждения, активную гражданскую позицию. 

Презентация «Денис Васильевич Давыдов — гусар и поэт»; 4 класс

В презентации использованы фото самого Дениса Давыдова, его родителей, друзей и других людей, которые приняли участие в его жизни. Есть материал раскрывающий интересные факты из жизни Дениса Васильевича.

Давыдов представлен в презентации как храбрый воин, участвовавший в нескольких воинах, но и как поэт-песенник и просто как человек, которому свойственно любить, мечтать. Раскрываются моменты его личной жизни.

Есть страничка, которая указывает нам о увековечивание его памяти — это фильмы, песни, книги и т.д.

Классный час на тему «Образ русского воина на страницах отечественной литературы»

 Данный классный час призван формировать у учащихся  патриотическое сознание, верность Отечеству, глубокое понимание воинского и гражданского долга перед Отечеством.

Цель разработки — довести до учащихся боевые традиции Русской и Советской Армий, примеры мужества и героизма защитников Отечества, проявленные нашими воинами в мирные и военные годы и запечатленные на страницах отечественной литературы.

Он может быть одним из звеньев в воспитательной работе по формированию у учащихся желания к защите Отечества и службе в Вооруженных силах РФ.

Урок мужества «Колокола памяти»; 8 класс

Мы не остались в стороне от великого подвига советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим крылом Великая Отечественная война.

И сегодня мы собрались вместе на урок мужества «Колокола памяти», чтобы сказать, что мы не забываем о ветеране Великой Отечественной войны, тружениках тыла, которые проживают в нашем посёлке. Мы благодарны им, мы склоняем перед их мужеством головы.

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).

Источник: https://pedsovet.su/load/206

Патриотическое воспитание в школе

на тему: Патриотическое воспитание учащихся

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Резкие колебания социальных и нравственных ориентиров в стране, изменения ценностей и отсутствие стабильности в обществе показали негативные результаты.

Понятие «патриотизм» приобрело расплывчатые рамки. Еще каких-то двадцать лет назад быть патриотом было, по меньшей мере, непочетно. Сегодня ситуация заметно стабилизируется.

Правительство и Министерство образования РФ видит патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости.

Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность.  Патриотическое воспитание – не каприз государства .

Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны.

Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся.

Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия.

Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.

  Военно-патриотическое воспитание молодежи

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так  тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).

Патриотическое воспитание старшеклассников

Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности.

Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания.

Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.

Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке.

Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт.

Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.

Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения.

Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:

  1. Праздник (концерта);
  2. Тематический урок;
  3. Экскурсии к памятным местам или монументам;
  4. Конкурсы (внутри класса и между классами);
  5. Тематические выставки;
  6. Организация школьного музея и музейные уроки;
  7. Открытые уроки;
  8. Тематические классные часы;
  9. Показ патриотических и документальных фильмов.

Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ

Форма мероприятияПримерные темы
Тематические уроки1.      Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл)
2.      Диспут «Дети блокадного Ленинграда» по книге Е. Верейской «Три девочки» (6-7 классы)
3.      Урок мужества «Ленинградская победа» (7-8 классы)
4.      Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы)
5.      Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда
Конкурсы1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы)
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы)
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» — история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается»
5.               Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
6.               Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ
Классные часы 1-4 класс1. «Дети военной поры»
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне»
3. «О подвигах, о доблести, о славе»
Классные часы 5-8 классы1. «Помни имя свое!»
2. «Русский характер»
3. «Есть слово такое – выстоять!»
4. «Наш край в годы войны»
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята»
Классные часы 9-11 классы1. «Они сражались за Родину!»
2. «Героические подвиги наших земляков»
3. «Он тогда не вернулся из боя»
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны»
Выставки, уроки в школьном музее1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г.
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти»
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы.
Экскурсии, участия в городских мероприятиях1. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи г.Москва, г. Зарайск, г. Коломна, к памятникам и мемориалам, обелискам
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» — шефство над ветеранами
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе»
Открытые мероприятия1.      Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г
2.      Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции.
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества.
Музыкальные мероприятия1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!»
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы.

  Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании

Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/vospitanie-v-shkole

Refy-free
Добавить комментарий