на тему «Абсолютный слух»

Про абсолютный слух

на тему «Абсолютный слух»

С ранними хомо разобрались, но прежде, чем перейти ко всеми любимым эректусам, стоит сказать пару слов о человеке работающем, он же homo ergaster.

Некоторые исследователи и сегодня относят эргастеров не к отдельному виду, а считают ранним подвидом того самого эректуса. «Пожалуй, вряд ли, посмотрите на эти линии…» — ехидно замечают другие учёные, достают из подвалов черепа, после чего, все вместе, они устраивают безумные пляски с линейкой, бубном и штангенциркулем.

Для начала немного картинок, потом текст…

Череп эргастера:

Показать полностью 20

Размашистыми движениями пролистаем примерно сорок миллионов лет.

В это время плезиадаписы развивались и начали делиться на другие виды, но этот период пока, что самый малоконкретный, не потому, даже, что ничего найдено, а наоборот, находок всё больше, и все спорят.

Например адаписовые или омомисовые были предками человекообразных?Подождём, пусть определяются (особенно, учитывая,что и те и другие похожи на лемуров).

Но сааданиуса я упомянуть обязан, ибо он последний общий предок и мартышкообразных и человекообразных. К этому моменту 30 — 25 млн. лет назад обезьяны внешне уже вполне обезьяны, а не белки и кошки, и конкретно разделяются на тех самых мартышкообразных и человекообразных. Мартышки нас интересуют мало, они нашли свою нишу и с того момента изменились мало, разве только внешне.

Все эти ребята, такой революции как плезиадапис, пожалуй не совершили, но свой вклад внесли. И так, как мы тут о разуме, то вот вам цифры: шестьдесят пять миллионов лет назад объём мозга 5-6 грамм. Двадцать миллионов лет назад уже 130 грамм. А кто это у нас поумнел в двадцать пять раз? Встаём, аплодируем, древнейший человекообразный — проконсул.

Показать полностью 21 [моё] Наука Эволюция Биология Люди Обезьяна Факты Мозг Гифка Длиннопост

Начать, пожалуй, следует с того, что такое разум.

Википедия даёт философское определение : Ра́зум (лат. ratio), ум (греч.νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

Толковый словарь Ушакова, несколько конкретнее, но суть та же : Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

В контексте этой статьи(с точки зрения антропогенеза), мы рассмотрим разум как приобретённую человеком специализацию — эволюционный инструмент, позволивший нам выжить, выделиться среди прочих приматов, переехать конкурентов и провозгласить себя царём природы.

Важно понимать, вот это последнее, справедливо только на данный момент.

Да, сейчас мы круче всех — кого прогнали, кого истребили, захотели — вырубили лес, построили город, захотели — осушили болото, посадили лес, заняли все места какие хотели и вообще заполонили собой всё, что только можно…

Чего это будет стоить, если нас подчистую выкосит какой-нибудь вирус, особенно рукотворный, вот вопрос без ответа. Я уж молчу о гипотетических метеоритах, ядерной войне, восстании машин и прочих апокалипсисах.

Показать полностью 22

Этот вопрос можно услышать от: 1)людей верующих 2)людей не до конца понимающих процесс эволюции как таковой.

С первой категорией дискуссия довольно бессмысленна, ибо они ходят верою, логика им ни к чему(это не плохо-им так легче, они так хотят).

Вторым же расскажу вот что.

1. Обезьяны таки эволюционируют (как и все остальные существа на планете) непрерывно и каждый день.

Проблема в том, что процесс этот ну ооочень нетороплив, скажем человек прямоходящий(homo erectus) объявился на Земле около двух млн. лет назад и трансформация его в человека разумного(homo sapiens, 200 тыс.

лет назад) заняла около 1 800 000 лет. Встретимся в 1 802 020 году — обсудим как и в кого превратились обезьяны!

Показать полностью 11

Мозг очень странный. Наше понимание собственного мозга прошло долгий путь от тех дней, когда какие-либо отклонения диагностировались как «В нём сидит дьявол». Но многое из того, что мы узнали, только сбило нас с толку. Итак, вот несколько невероятных фактов…
5.

Ваш мозг доверяет вашим глазам больше, чем рукам Допустим, вы едите бутерброд (если нет, пожалуйста, сделайте так, чтобы эта аналогия была более убедительной). Поедание бутерброда на формальном уровне – сложный процесс. Вы должны нацелить свою руку, взять бутерброд, не раздавив и не уронив его, и доставить его в рот, не обронив его вкусного содержимого.

Звучит просто, потому что вы делаете это часто, но если у вас есть повреждение мозга или вы идиот, то по всему полу будут разбросаны салат и индейка. Это только кажется рутиной, потому что ваш мозг делает большую часть автоматически.

Вам не нужно сознательно напоминать себе, чтобы вы сориентировали руку в правильном направлении для оптимального употребления обеда; ваш мозг обрабатывает это на основе визуальной информации, которую он получает.

Вот где это становится странным. В исследовании участников попросили взять палки с грузом, свисающим с одной стороны, а затем оценить, какая сторона была более тяжёлой. Это было лёгкое задание, даже когда участников просили закрыть глаза, потому что исследование проводилось не на щенках и не на трупах.

Но затем участников попросили определить более тяжёлую сторону при взгляде на изображение палки, которое было отражено зеркалами, и их способности полностью исчезли. Не имело значения, что они физически держали палку.

Их мозг верил тому, что говорили их глаза, даже если то, что говорили их глаза, противоречило тому, что говорили их руки.

Показать полностью 12 [моё] Исследования Наука Мозг Факты Странности Длиннопост Яндекс Дзен

Вольфганг Амадéй Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, МФА [ˈvɔlfɡaŋ amaˈdeus ˈmoːtsaʁt]; полное имя — Иоганн Хризостом Вольфганг Амадéй Моцарт; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру.

Бла бла бла, тополя..

Вот так выглядит Моцарт:

Лица меняет Моцарт как трусы.

Уже с самого  детства Моцарт был одаренный малый. Даже будучи личинкой (4 года) , он что то чиркал на бумаге,  макал в чернила не только перо, но также и пальцы. Моцарт-младший сообщил взрослым, что пишет концерт. Отец взял испачканный кляксами лист и заплакал — настолько все стройно было в сочинении.

Когда мальчику было примерно 8 лет, талант его высоко оценил Иоганн Кристиан Бах, который был сыном знаменитого Иоганна Себастьяна Баха.

Они несколько раз играли вместе на публике: Бах сажал маленького гения на колени и исполнял сонаты на клавесине вместе с ним. Несколько тактов играл Бах, несколько — Моцарт.

Казалось, что за инструментом находится один музыкант — так слаженно звучал этот дуэт. Артисты также играли в четыре руки и много беседовали о музыке.

Иосиф II, римский император, заказал Моцарту оперу, когда мальчику было всего 12 лет. Она называлась «Мнимая простушка» и была предназначена для итальянской труппы. Юный композитор сочинил произведение всего за несколько недель. Певцам, однако, оно не понравилось, поэтому премьера оперы так и не состоялась.

Интересные факты из жизни Моцарта связаны не только с его музыкальной карьерой. Этот человек, например, стал масоном и даже привел в ложу своего отца. Композитор сочинил музыку для ряда масонских ритуалов, даже в знаменитой опере под названием «Волшебная флейта» звучит тема этого движения.

Если кому нибудь хочется потратить 2 часа своей жизни, милости просим:

Однажды герой нашего рассказа вздумал подшутить над Сальери. Он сообщил своему приятелю, что создал такую вещь для клавира, которую не способен исполнить ни один человек в мире, кроме самого Моцарта.

Сальери, посмотрев ноты, воскликнул, что юный музыкант тоже не сможет этого сделать, поскольку обеими руками нужно будет выполнять труднейшие пассажи, да к тому же на противоположных концах клавиатуры. Одновременно нужно взять посередине еще несколько нот. Если даже играть ногой, написанное исполнить все равно не удастся, так как темп произведения слишком быстрый.

Весьма довольный, Моцарт рассмеялся. Он уселся за клавир и исполнил это произведение именно так, как было указано в нотах. А сложные ноты были взяты носом!

Умер Моцарт от сердечной недостаточности. Однако некоторые искусствоведы полагают, что он был отравлен Антонио Сальери, его соперником. Но оснований полагать, что между этими двумя людьми была вражда, на самом деле не много.

Ну и на последок сами творения Моцарта

Спешл фор @mursik, и @Koldunec .

Показать полностью 72 Моцарт Факты Детство Музыка Музыканты Длиннопост

Ну, возвращаюсь. Итак, немного об улитках.

Улитки гораздо умнее, чем мы о них думаем. У них есть мозг, состоящий из 4 зон. Поэтому они могут мыслить и принимать решения, основываясь на жизненном опыте.

Некоторые улитки могут переносить температуру -120 градусов. Естественно, в спячке.

Улитки не слышат и практически не видят, зато обоняние (нюх) у них отличное. Они нюхают верхней парой рогов: это вывернутый наизнанку нос.

[моё] Улитка Рога Факты Мороз Мозг Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Источник: https://pikabu.ru/story/pro_absolyutnyiy_slukh_1754517

Абсолютный музыкальный слух

на тему «Абсолютный слух»

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

О чём идёт речь?

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Абсолютный музыкальный слух

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии.

Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать. Им кажется, что речь идёт о другой композиции или же о грубейших ошибках. Кроме того, подобный музыкальный слух иногда провоцирует на леность.

Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

Можно ли развить абсолютный музыкальный слух?

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет.

А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей.

В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

См по теме — «Как развить музыкальный слух».

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста.

Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги.

Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Можно ли развить абсолютный музыкальный слух?

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых — умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

https://www.youtube.com/watch?v=xOLC6-H5Xag

Мифы и реальность про абсолютный музыкальный слух

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки.

Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук.

Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.

Источник: https://muzykantam.net/raznye-stati/absolyutnyj-muzykalnyj-slux.php

Абсолютный слух и как он работает

на тему «Абсолютный слух»
Многие успешные музыканты и певцы обладают абсолютным слухом, так что же это такое? Как можно понять, что у вас абсолютный слух? Ниже представлена некоторая информация об этом удивительном феномене.

Если речь о музыкантах и вокалистах, понятие «абсолютный слух» — завидная способность, о которой мечтают многие. Однако такое врожденное понимание тонов не просто удивительное достоинство, это ценный навык для музыкантов.

В этой статье мы изучим явление абсолютного слуха, как он проявляется, его связь с относительным слухом и почему благодаря ему можно добиться успеха на музыкальной сцене.

Что такое абсолютный слух?

Абсолютный, или совершенный, слух — это способность распознавать тона без эталонной ноты. Люди с абсолютным слухом способны воссоздавать эти тона и обычно владеют этим в совершенстве.

Они избавлены от необходимости долго подбирать звуки на слух, пока не будет достигнуто должное звучание, и им не нужно прослушивать его предварительно.

Если вы попросите их пропеть или взять определенную ноту, они с легкостью сделают это.

Также они могут определить ключевую тональность конкретной мелодии и определить, какие ноты были сыграны. Людей с абсолютным слухом зачастую отличает способность схватывать мелодии на слух, при этом некоторые из этих людей никогда не изучали нотной грамоты. Точное количество людей с абсолютным слухом неизвестно, но вы можете определить такого человека по способностям:

  • назвать ключевую тональность неизвестного ранее музыкального отрывка;
  • пропеть любой тон по требованию;
  • определить высоту звуков автомобильных гудков и некоторых сигнализаций;
  • определить высоту звуков, извлекаемых посредством того или иного инструмента.

Абсолютный слух — редкая способность, и большинство людей с этим умением рождаются.

В то время как некоторые пытаются доказать, что абсолютному слуху можно каким-то образом научиться во взрослом состоянии, другие утверждают, что абсолютный слух — способность врожденная или приобретаемая в раннем возрасте.

Конкретные случаи, когда абсолютный слух был приобретен взрослым человеком, отсутствуют, хотя благодаря тренировкам и практике можно научиться прекрасно различать тоны.

Некоторые группы людей больше предрасположены к абсолютному слуху, чем другие. Например, в одном из исследований было выявлено, что дети с аутизмом или синдромом Уильямса имели более высокий уровень предрасположенности к абсолютному слуху по сравнению с другими участниками.

Люди, родившиеся с гипоплазией зрительного нерва, которая вызывает слепоту, также имели более высокие уровни предрасположенности к абсолютному слуху.

Аналогичная высокая предрасположенность наблюдается также у людей с синестезией, поскольку они часто идентифицируют определенные тона с чувствами, цветами, эмоциями, текстурами и т. д.

Было выдвинуто множество теорий о связи между обработкой слуховой информации и абсолютным слухом, и некоторые из них проясняют, какие именно факторы обуславливают абсолютный слух.

Среди выросших в Восточной Азии вероятность обладания абсолютным слухом выше. Однако выходцы из Восточной Азии, которые росли где-то еще, не демонстрируют тех же уровней предрасположенности к абсолютному слуху.

Причина, скорее всего, в тональной природе языков, на которых говорят в этом регионе: большинство диалектов китайского и вьетнамского языков требуют использования перемены тона для различения слов с несколькими значениями.

Как добиться абсолютного слуха?

Как упоминалось выше, случаи, что взрослый приобрел бы абсолютный слух, неизвестны. Если дети, тренирующиеся с раннего возраста, в редких случаях могут приобрести эту способность, то взрослые, тренирующие абсолютный слух, никогда не достигают того же уровня, что у людей с врожденной способностью.

Тем не менее это не должно останавливать вас в оттачивании навыков определения и воспроизведения тональности. Даже люди без абсолютного слуха могут научиться слушать и идентифицировать ключевые тональности, высоту звуков и аккорды. Также важно помнить, что абсолютный слух — редкое умение, поэтому не является обязательным требованием для занятий музыкой.

Люди с абсолютным слухом тоже не всегда владеют им в совершенстве. Например, некоторые люди, обладающие абсолютным слухом, воспринимают определенные тона чуть более резко или более плоско. И, несмотря на то, что они могут с легкостью спонтанно менять тональности и копировать их, их внутреннее восприятие выключено.

Из-за этого реальный тон звучит для них фальшиво. Также люди с абсолютным слухом могут испытывать проблемы, связанные со своей редкой способностью. Слегка нестройные мелодии (например, со сменой тональности или в стиле барокко) будут звучать для них «неправильно», создавая трудности в их исполнении или подпевании им.

Абсолютный и относительный слух

В то время как абсолютный слух — это способность идентифицировать и воспроизводить тональности, относительный слух — это способность идентифицировать интервалы между определенными тональностями. В отличие от абсолютного слуха, относительный слух более распространен и, пожалуй, более «полезен» на практике. Люди с относительным слухом способны:

  • перескакивать с эталонной ноты на требуемую (услышав ноту си, они могут идентифицировать интервал между си и фа и пропеть ноту фа);
  • точно определять интервалы между двумя тонами;
  • пропеть мелодии и идентифицировать их в соответствии с тональностями.

Относительному слуху можно научить при помощи сольфеджио, и учителя будут часто использовать популярные песни и мелодии, чтобы обучить учеников интервалам между определенными нотами. Например, для обучения интервалам можно использовать мелодии Twinkle, Twinkle, Little Star и Here Comes the Bride.

Не все люди с абсолютным слухом имеют относительный слух, и лишь некоторые люди с относительным слухом имеют абсолютный слух. Тем не менее небольшое число людей одарено обеими способностями.

Знаменитости с абсолютным слухом

Чтобы стать успешным в музыке, требуется много упорного труда, талант, обучение и удача. Однако некоторые знаменитости утверждают, что в карьере им помог их абсолютный слух. Ниже мы расскажем о некоторых знаменитостях с абсолютным слухом.

  • Мэрайя Кэри. Эта вокалистка с необыкновенным певческим талантом с диапазоном в пять октав также обладает потрясающим абсолютным слухом.
  • Бинг Кросби. Знаменитый певец и актер Бинг Кросби был известен своим абсолютным слухом — он даже храпел в тон с паровозными гудками.
  • Моцарт.Известно, что Вольфганг Амадей Моцарт, даже будучи ребенком, был способен воспроизводить и идентифицировать ноты, извлеченные на любом инструменте в любое время.
  • Джимми Хендрикс. Один из наиболее влиятельных гитаристов в истории — Хендрикс — в молодости не мог позволить себе тюнер. Вместо этого он настраивал свой инструмент на слух благодаря своему абсолютному слуху.
  • Элла Фицджеральд. У Эллы, первой леди эстрады, слух был настолько совершенен и чист, что ее группа могла настраиваться по звучанию ее голоса. Неудивительно, что она легенда!

Если вы предполагаете, что обладаете абсолютным слухом, можете проверить себя, пройдя соответствующий тест. Хотя абсолютный слух не является решающим фактором в музыкальных способностях, многие люди с абсолютным слухом добились успешной карьеры в музыке.

Если вам понравилась эта статья, то ознакомьтесь с другими полезными материалами на страницах сайта компании Signia Hearing.

Здесь мы размещаем статьи на всевозможные темы, связанные со слухом: от потери слуха и слуховых аппаратов до общей информации о здоровье ушей.

Если вы хотите быть в курсе обновлений, подпишитесь на нашу рассылку! А пока вы можете воспользоваться нашей богатой библиотекой материалов для чтения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cdacdbbd3406000b2de4103/5df785629ca51200afa8702a

Доклад на тему: «Абсолютный слух — достоинства и недостатки»

на тему «Абсолютный слух»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Чернушинская детская музыкальная школа имени »

  Утверждаю:

Директор:

________/

Доклад на тему: «Абсолютный слух – достоинства и недостатки»

Разработчик:

Преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы

Чернушка

2017 год

Оглавление

Что такое музыкальный слух…………………………………………………….2

Что такое абсолютный слух. Его достоинства………………………………….2

Недостатки…………………………………………………………………………4

Типы музыкального слуха…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………6

2

       Что такое музыкальный слух

  Музыкальный слух —  это возможность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух – это  способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов: звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, темброво – динамический, внутренний (т. е. музыкально — звуковые представления) каждый из них можно воспитать и развить). Различия между ними не всегда четко установлены, и не все типы могут быть безоговорочно приняты.

Тем не менее принято считать, что безусловно, существуют качественные различия музыкального слуха, и педагогу нужно уметь в них разбираться.

  По способу и характеру восприятия музыки различают слух абсолютный         и относительный. Обычно относительный слух проявляется в восприятии и воспроизведении ладовых связей и интервальных отношений между звуками на основе заданного тона или слуховой настройки в ладе и тональности.

Что такое абсолютный слух. Его достоинства.

  Значительно реже встречается абсолютный слух. Абсолютный слух – это способность узнавать и воспроизводить в интонировании высоту музыкальных звуков без сравнения с каким–нибудь исходным звуком.

Проявление абсолютного слуха состоит в быстром, непосредственном узнавании и запоминании высоты тона, без опоры на интервальные соотношения и без внутреннего пения.

Наиболее активный вид музыкального слуха проявляется в способности не только узнавать музыкальные звуки в их абсолютной высоте, но тек же воспроизводить их голосом. Абсолютный слух значительно облегчает слуховую ориентировку в воспринимаемой музыке.

Музыканты, обладающие им, непосредственно узнают на слух тональность произведения и легко следят за модуляциями. Нетрудно понять, на сколько важно обладание абсолютным слухом для музыкантов таких специальностей, как, например, дирижер. Настройку своему коллективу он может дать и без помощи камертона.

  В классных условиях выработать абсолютный слух у лиц не обладающих им практически невозможно. То, что принимается иной раз за результат выработки абсолютного слуха, есть на самом деле умение использовать какой – то исходный звук, закрепившийся сознанием, благодаря многократному его повторению в различных упражнениях.

Непосредственно функционирующий абсолютный слух, не выявленный в начале общения с музыкой, может проявиться позднее только в том  случае, если задатки такой способности были свойственны от природы, но почему –  либо не обнаружены ранее.

В иных случаях, действие так называемого «абсолютного слуха» требует вспомогательных навыков и, следовательно, уже не является абсолютным в подлинном смысле слова.

3

Среди музыкантов иногда можно встретить проявление абсолютного слуха только по отношению к своему инструменту. Например, скрипач непосредственно узнает звуки только скрипки, пианист – звуки и тональности только на фортепиано, певец – звуки, близкие ему по тембру голоса. Именно эта проблема заставила меня написать этот доклад.

Недостатки

  В наше время любому преподавателю каждые пять лет необходимо проходить аттестацию. Для этого нужно выполнить ряд пунктов, в том числе и участие в конкурсах. На уроках сольфеджио диктанты чаще всего пишутся с фортепиано, на конкурсах же они даются в записи и в тембре.

У меня есть ученица, по специальности пианистка, которая с фортепиано пишет диктанты любой сложности легко и быстро, но вот при написании диктанта в тембре, она сразу же теряет свои способности. Недавно мы ездили с ней на конкурс по сольфеджио, где диктант давался в исполнении балалайки – инструмента, необычного для ее слуха.

Необычность его заключается в том, что на этом инструменте практически невозможно исполнить длинные ноты. Чтобы они прозвучали, необходимо использовать прием игры, который называется – тремоло. В результате этого, слышится не одна длинная нота, а несколько коротких. Это существенно осложнило ей возможность написать диктант правильно.

Обсуждая эту проблему со своими старшими и более опытными коллегами, я поняла, что способность этой девочки —  абсолютным слухом не является. Очевидно, важную роль сыграли здесь моторно – двигательные и тембровые ассоциации, установленные длительной исполнительской практикой. То, что считалось результатом выработки абсолютного слуха, очевидно было мнимым абсолютным слухом.

Для того, чтобы девочка свободно писала диктанты в тембрах, с ней необходимо заниматься сольфеджио индивидуально, постепенно приучая ее не только к тембру фортепиано, но и к другим музыкальным инструментам.

  Здесь в более выгодном положении находятся учащиеся, играющие на других инструментах (скрипачи, виолончелисты и т. д.).

Их слух приспосабливается не только к звучанию фортепиано на уроках сольфеджио, но и к тембру инструмента, на котором он обучается на уроках специальности. У меня была одна такая девочка.

Вдобавок ко всему, она обладала еще и очень красивым голосом, поэтому, диктанты, исполняемые вокально, ей так же были нестрашны.

  Абсолютный слух, как было сказано выше, весьма полезная в музыкальной практике способность.

Однако не следует представлять дело так, что наличие абсолютного слуха само по себе свидетельствует о большой одаренности ученика по сравнению с другими, имеющими только относительный слух.

Нередко можно встретить обладателя абсолютного слуха, который значительно слабее, или менее глубоко ориентируется в воспринимаемой музыке, и, в общем, значительно менее музыкален, чем другой, не имеющий этого преимущества, но зато, владеющий

4

слухом хорошо организованным, хорошо развитым и правильно тренированным.

  За свою жизнь я немало встречала людей, обладающих абсолютным слухом. И у многих из них были свои серьезные проблемы. Часто люди с такой способностью страдают отсутствием внимания или координации во время игры на музыкальном инструменте.

А проблема с ритмом, это вообще отдельная тема! Дети, имеющие абсолютный слух, во время написания диктанта, записывают его нотами с первого раза, а вот все оставшееся время мучаются с ритмом, не в состоянии определить даже размер или сильную долю.

Привыкшие слушать и мыслить точечно, они не воспринимают мелодию и произведение в целом. Дело, конечно же поправимое, но очень долгое и кропотливое.

  Еще одна проблема возникает при построении интервалов.

Уловив отдельную интонацию каждого из них, человек, слышащий нотами, начинает путать энгармоническиравные звуки, пропуская мимо ушей замечания преподавателя о том, что у интервала, помимо качественной величины, есть еще и количественная. Он отстаивает свою правоту, утверждая, что разницы в звучании все равно нет. Это, конечно же проявление характера, но на ломку сознания тоже уходит дополнительное время.

  Точечное мышление так же мешает развитию гармонического слуха. Пока ученики, обладающие хорошим относительным слухом легко приспосабливаются к различным гармоническим сочетаниям, так называемые «абсолютники» длительное  время, не воспринимая аккорд в целом, выкрикивают его отдельные ноты.

Поэтому было бы неверным думать, что учащиеся, обладающие абсолютным слухом, не должны работать над его развитием. Это не ток. Физиологические данные надо еще развить до уровня музыкальных способностей, добиться того, чтобы слух не только механически регистрировал высоту отдельных звуков, но и помогал бы осмыслить музыку. Учащиеся с абсолютным слухом нуждаются в особых приемах обучения.

Однако, они должны пройти через все основные разделы работы, составляющие курс сольфеджио.

Типы музыкального слуха

  Музыкальный слух элементарно проявляется непосредственно под воздействием внешних звуковых впечатлений. Способность, на основании воспринятых ранее впечатлений, при содействии памяти и воображения, мысленно представлять и переживать звуки и звуковые образы принято называть внутренним слухом.

Даже элементарное проявление музыкального слуха сочетает в себе внешнее впечатление и внутреннее слушание.

Тесное взаимодействие внешнего и внутреннего слуха можно наблюдать в процессе слушания музыки, при чтении нот с листа, когда внутренний слух, как бы, забегая вперед, предчувствует то звучание, которое

5

логически последует за реально звучащей в данный момент музыкой.

  Внутренний слух может иметь разные степени произвольности. Слабо развитый внутренний слух, находящийся в постоянной зависимости от внешнего слуха, не может себя проявить без самопроверки во внешнем звучании, такой слух нуждается в постоянной поддержке со стороны реальных звучаний. По мере развития, внутренний слух будет более активным и самостоятельным.

  Легко понять, какое значение имеет внутренний слух для композиторов. Франц Шуберт создавал многие свои произведения, имея под рукой только нотную бумагу и перо, без внешней поддержки инструмента.

Известные композиторы, лишенные внешнего слуха, и, тем ни менее, продолжавшие создавать свои произведения большой идейно – образной насыщенности и фактурной сложности, опирались на музыкальные представления, приобретенные в прошлом извне, а в настоящем – целиком на активную деятельность внутреннего слуха.

Такие произведения, как Девятая симфония Бетховена, опера «Либуше» и симфонический цикл  «Моя Родина» Сметаны, представляют собой проявление активности одного только внутреннего слуха. Оба эти композитора, перестав воспринимать внешние звуки, не стали глухими в плане воспроизведения внутренних звуковых музыкальных представлений.

Огромное мастерство и глубокое знание музыки и жизни, позволило им остаться великими творцами и после наступления глухоты. Трагедия этих композиторов заключалась не в том, что глухота мешала им сочинять музыку, а лишь в том, что глухота мешала им общаться с окружающими, со слушателями и исполнителями их произведений.

  Различают еще мелодический и гармонический слух.  В данном случае речь идет не о различных способностях, а о разном проявлении музыкального слуха по отношению к мелодии и многоголосной фактуре: гармонической и полифонической.

В практике преподавания приходится встречать учащихся, которые легко овладевают одноголосием, нос трудом осваивают навыки слуховой ориентировки в многоголосии, как гармонического, так и полифонического склада.

Причиной такого отставания гармонического слуха обычно оказывается просто плохое знание гармонии и закономерностей многоголосия, или ограниченность музыкально – слухового опыта учащегося, то есть интонационного запаса его памяти, состоящего в основном из одноголосной песенной музыки. Нередко обе причины совпадают.

Можно наблюдать, как «мелодисты» по своему прежнему слуховому опыту вначале вовсе не ориентируются в простейшей гармонии, постепенно привыкают к многоголосной музыке, и, усваивая закономерности гармонии и полифонии, впоследствии приспосабливают свой слух к полноценному восприятию многоголосия и ансамблевому интонированию.

Заключение.

Нужно предупредить, возможно, неправильное мнение, что не следует якобы

6

приступать к занятиям к многоголосию до тех пор, пока мелодический слух не достиг некоторой степени усовершенствования. На самом деле, именно работа над двухголосием и вообще ансамблевое сольфеджирование, как и пение в хоре, ускоряя и углубляя развитие всех сторон музыкальности учащегося, вместе с тем содействует более чистому и выразительному интонированию также и одноголосия.

  И здесь мне совсем не важно, каков слух у ребенка в своем первоначальном проявлении: абсолютный или относительный. Ошибочно мнение преподавателей по специальности, что ребенок, имеющий абсолютный слух, обязан иметь пятерку по сольфеджио.

Ведь высшая ступень проявления музыкального слуха – это гармоническое и полифоническое мышление, а также умение представлять и воспроизводить музыку без поддержки музыкального инструмента.

А здесь уже необходимы определенные знания и соответствующий интеллект ребенка. 

7

Список литературы

Типы музыкального слуха. Wwwp:/music/sluh. shtml

«Абсолютный музыкальный слух. http//www. absolute-pitch. ru/index. htm

Абсолютный слух http//www. drainin. org/Absolute pitch RU. httm

Зонная природа звуковысотного слуха (по ) http//www. mushar. ru/Muzacust/Carb vyvod. hflm http//www. mushar. ru/glava2htlm

8

Источник: https://pandia.ru/text/80/672/3592.php

Абсолютный слух: факты и исследования

на тему «Абсолютный слух»

22.01.2015 20:56

Абсолютный слух – это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал.

Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты.

Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное… Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как «истинный», «превосходный».

Термин «абсолютный слух» был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление.

На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе «Зонная природа звуковысотного слуха» (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем.

Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон.

Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999).

Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи.

В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.

5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот.

Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками.

По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке.

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь.

Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память).

Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников.

Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм «синим цветом», люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют.

Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре.

Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы, а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха.

Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух.

Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не «сползать» при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности.

Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная.

Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Составляющие музыкального слуха могут развиваться как на основе одного, так и другого вида слуха. Бывает, что полифонический слух является «побочным эффектом» абсолютного.

Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).

В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот.

В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма.

Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.

Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?

Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением.

Слыша малейшие отклонения от «стандарта», заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они «неправильные».

Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!

Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М.

Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного.

Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями.

Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания.

Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Источник: http://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-

Абсолютный слух

на тему «Абсолютный слух»

  Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой.

Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.

  В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.

  Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» .

Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува).

То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.

  Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха.

Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха).

Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы.

Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.

 Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто.

Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат.

Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.

Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.

Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты.

Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…».

Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.

Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух».

Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания.

Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.

По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим.

Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио.

Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.

  А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!

Статью подготовила музыковед: Александра Зубик

Источник: https://queenguitar.by/content/absolyutnyy-sluh

Что такое абсолютный слух

на тему «Абсолютный слух»

Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:

МИФ #1

Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…

МИФ #2

Абсолютный слух – это врождённое!!!Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.Насчёт «врождённого».

Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть – это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. – появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».

И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.Музыка – как письменность – это часть культуры.

Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном.

Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.

Много вы знаете таких детей?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например. То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.

Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания.

Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт.

Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:Что такое звук?

Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:

И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше.

Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).Как видите, деление это условно.

Так же, как единицы длины, веса и т.п.

У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.

https://www.youtube.com/watch?v=mKUu5pE9Fi0

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона.

Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц.

… В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

Так вот и представьте.Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.

Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.

Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны.

Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.

Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон.

Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?

Они от природы:А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.

Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.

Вот и всё.

Что делает курс развития абсолютного слуха?

С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).И мелодии будете слышать как последовательности нот.Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.

Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).

Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу.

«Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.

Частые вопросы по АС

Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.

Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит.

Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.

) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».

(Большая Советская Энциклопедия)

Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях.

Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.

Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂

Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.

«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает:— абсолютный (слышите мелодию нотами)— относительный (определяете расстояния между звуками)

— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами.

Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.

Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента.

А потом только зафиксировать на бумаге.

Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается. Голос не слушается.

Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться вас. Чуть выше захотели спеть – спели и попали. Чуть ниже – тоже спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И всё получится.

По голосу существует специальный курс, он называется «Учимся петь чисто».

Это тоже плод долгих разработок и тестирований (чуть меньше года).

То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.

Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.

Всё.

А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.

Источник: https://razvitiesluha.ru/blog/sluh/

Refy-free
Добавить комментарий