Музыка эпохи барокко

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Музыка эпохи барокко

Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте. «Жемчужина неправильной (причудливой) формы» – таково одно из значений термина «барокко». Ещё бы новая культура была неправильной с точки зрения идеалов Возрождения: на смену гармонии, простоте и ясности пришли дисгармония, сложные образы и формы.

Эстетика барокко

Музыкальная культура барокко сводила прекрасное и безобразное, трагедию и комедию. «В тренде» были «неправильные красоты», сменившие естественность Ренессанса. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии  и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение.

Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.

Жанры барокко

Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии.

Отцом первой оперы считают Якопо Пери (опера «Эвридика»), но именно как жанр опера оформилась в творениях Клаудио Монтеверди («Орфей»). Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: А. Скарлатти (опера «Нерон, ставший Цезарем»), Г.Ф. Телеман («Марио»), Г. Пёрселл («Дидона и Эней»), Ж.

-Б.Люлли («Армида»), Г. Ф. Гендель («Юлий Цезарь»), Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа»), А. Вивальди («Фарнак»).

Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, оратория заняла важное место в иерархии жанров барокко. Такой высокий духовный жанр как оратория также передавал глубину человеческих эмоций. Самые известные барочные оратории написаны Г.Ф. Генделем («Мессия»).

Из жанров духовной музыки популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»; возможно не к слову, но на всякий случай всё помянем один однокоренной музыкальный термин – аппассионато, что в переводе на русский значит «страстно»). Здесь пальма первенства принадлежит И. С. Баху («Страсти по Матфею»).

Еще один крупный жанр эпохи – концерт. Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра (сольный концерт), либо разных групп оркестра между собой (жанр concerto grosso)– хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди («Времена года»), И.С. Бах «Браденбургские концерты»), Г. Ф. Гендель и А. Корелли (Concerto grosso).

Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.

Один из главных контрастов музыкальной культуры барокко – это хаос и порядок как символы времени. Случайность жизни и смерти, неуправляемость рока  и вместе с тем – торжество «рацио», порядок во всём.

Этуантиномию ярче всего передал музыкальный жанр прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги. И.С.

Бах создал непревзойденные шедевры в этом жанре (прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», Токката и фуга ре-минор).

Как следует из нашего обзора, контрастность барокко проявилась даже в масштабности жанров. Наряду с объёмными композициями создавались и лаконичные опусы.

Музыкальный язык барокко

Эпоха барокко внесла свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие.

В частности, популярность гомофонии связана и с тем, что церковь предъявляла особые требования к написанию духовных композиций: все слова должны быть разборчивы. Так вокал выходил на первый план, обрастая к тому же многочисленными музыкальными украшениями. Барочная склонность к вычурности проявилась и здесь.

Богатой на украшения была и инструментальная музыка. В связи с этим распространена была импровизация: открытый эрой барокко остинатный (то есть повторяющийся, неизменный) бас давал простор для фантазии на заданный гармонический ряд. В вокальной же музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии.

В то же время процветала и полифония, но уже совсем в другом русле. Полифония барокко – это полифония свободного стиля, развитие контрапункта.

Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор.

Теория аффектов

Поскольку музыка эпохи барокко служила выражению страстей человеческих, цели композиции пересматривались. Теперь каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть с определённым состоянием души. Теория аффектов не нова, она восходит истоками к античности. Но в эру барокко она получила широкое распространение.

Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций. Так, совершенный аффект радости и веселья выражался использованием в письме терций, кварт и квинт, беглого темпа и трёхдольного размера. Напротив, аффект печали достигался включением диссонансов, хроматики и медленного темпа.

Существовала даже аффектная характеристика тональностей, в которой суровый ми-бемоль мажор на пару со сварливым ми-мажором противостоял жалобному ля-минору и нежному соль-мажору.

Вместо заключения…

Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи.

Даже сейчас слышны отголоски барокко в жанрах оперы и концерта, популярных по сей день.

Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации.

И уже никто не считает барокко «странным» стилем, но восхищается его поистине драгоценными жемчужинами. Пусть и причудливой формы.

Автор – Александра Рамм

Источник: https://music-education.ru/muzykalnaya-kultura-barokko-e-stetika-hudozhestvenny-e-obrazy-zhanry-muzy-kal-ny-j-stil-kompozitory/

1.5 Музыка эпохи барокко | music-history

Музыка эпохи барокко

Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы.

  Примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы.

И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.  Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Г.

Ф. Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.

Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры с их контрастными быстрыми и медленными частями. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И.С.

Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

  • В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении — полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Существенно изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. Помимо формирования национальных моделей именно в эту эпоху становится реальностью композиторская индивидуальность.
  • Яркими образцами индивидуального стиля являются значительные фигуры Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха.

Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот.

В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо (басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами, на основе которых исполнитель строит аккомпанемент, часто импровизируя), постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами.

В эпоху барокко формируются первые оркестры и появляется оркестровая музыка.

Условной точкой перехода между эпохами барокко и ренессанса можно считать создание итальянским композитором Клаудио Монтеверди (1567—1643) его речитативного стиля и последовательное развитие итальянской оперы.

Италия становится центром нового стиля. Папство, хотя и захваченное борьбой с реформацией, но тем не менее обладающее огромными денежными ресурсами, искало возможности распространения католической веры с помощью расширения культурного влияния.

Зарождение и расширение монархии в разных странах Западной Европы так же способствовало развитию искусства барокко. Пышностью, величием и сложностью архитектуры, изобразительных искусств и музыки католицизм как бы спорил с аскетичным протестантизмом.

Одно из требований, предъявляемых церковью сочинению духовной музыки, заключалось в том, чтобы тексты в произведениях с вокалом были разборчивы. Это потребовало ухода от полифонии к музыкальным приёмам, где слова выходили на передний план. Вокал стал более сложен, витиеват по сравнению с аккомпанементом. Так получила развитие гомофония.

Зрелое барокко отличается от раннего повсеместным распространением нового стиля и усилившимся разделением музыкальных форм, особенно в опере. Как и в литературе, появившаяся возможность потоковой печати музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры.

В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов.

Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713) способствовал развитию жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе.

  Жанр кончерто гроссо построен на сильных контрастах; инструменты делятся на участвующие в звучании полного оркестра, и на меньшую солирующую группу.

Музыка построена на резких переходах от громко звучащих частей к тихим, быстрые пассажи противопоставлены медленным. Среди последователей Корелли был Антонио Вивальди.

В Англии зрелое барокко отмечено ярким гением Генри Пёрселла (1659—1695). Он работал в широком спектре жанров: от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки. Его каталог насчитывает более 800 работ. Пёрселл стал одним из первых композиторов клавишной музыки, влияние которых распространяется и на современность.

Точная грань между зрелым и поздним барокко является предметом обсуждения; она лежит где-то между 1680 и 1720. Италия становится первой страной, в которой барокко переходит из зрелого периода в поздний. Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности, как структуризирующего принципа сочинения музыки.

   Полифония ренессанса дала базис для изучения контрапункта. В музыке появляется два сочинительских стиля — гомофонный и полифонический, с приёмами имитации и контрапунктом.

Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности: концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма, простая трёхчастная форма и рондо.

Основные представители: Антонио Вивальди (1678 — 1741), Доменико Скарлатти (1685 — 1757), Георг Фридрих Гендель (1785 — 1759), Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) Георг Филипп Телеман (1681 — 1767), Жан Филипп Рамо (1683 — 1764), Жоссе Бутми (1697 — 1779).

Как исторический и художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменился трагическим мироощущением.

«Жизнь есть сон» — эти слова стали девизом эпохи. Эстетика барокко требовала:

                            — трагических развязок сюжета;

                            — прославления героического;

                            — глубокого анализа душевных состояний;

                            — причудливой смены образов;

                            — пышности и декоративности изложения.

Источник: https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/muzyka-epohi-barokko

Музыка эпохи барокко. Baroque Music — Classical Music from the Baroque Period. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Музыка эпохи барокко

Музыкальная культура барокко: эстетика,

художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте. «Жемчужина неправильной (причудливой) формы» – таково одно из значений термина «барокко». Ещё бы новая культура была неправильной с точки зрения идеалов Возрождения: на смену гармонии, простоте и ясности пришли дисгармония, сложные образы и формы.

Большой инструментальный ансамбль в театре. Худ. Панини, 1747, Лувр

Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения (1600) и предшествовала музыке классицизма (1750—1820).

Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии).

И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Музыканты, картина Абрахама Боссе 1635 года

Abraham Bosse  (1604–1676). Lute-viol ABosse. 1635

ЭСТЕТИКА БАРОККО

Музыкальная культура барокко сводила прекрасное и безобразное, трагедию и комедию. «В тренде» были «неправильные красоты», сменившие естественность Ренессанса. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии  и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение.

Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе.

Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.

Э. Баскенис. «Музыкальные инструменты»

Барочные инструменты: колёсная лира, виола, лютня,

барочная скрипка и барочная гитара

Клавесин, музыкальный инструмент эпохи барокко

Между музыкой в стилях барокко и Ренессанса глубокие различия. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса.

Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так далее).

Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса.

В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера.

Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

ЖАНРЫ БАРОККО

Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии.

Отцом первой оперы считают Якопо Пери (опера «Эвридика»), но именно как жанр опера оформилась в творениях Клаудио Монтеверди («Орфей»). Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: А. Скарлатти (опера «Нерон, ставший Цезарем»), Г. Ф.

Телеман («Марио»), Г. Пёрселл («Дидона и Эней»), Ж.-Б. Люлли («Армида»), Г. Ф. Гендель («Юлий Цезарь»), Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа»), А. Вивальди («Фарнак») и другие.

Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя («Мессия»); оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы.

Дирк Халс. Музыканты

Из жанров духовной музыки популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»; возможно не к слову, но на всякий случай всё помянем один однокоренной музыкальный термин – аппассионато, что в переводе на русский значит «страстно»). Здесь пальма первенства принадлежит И. С. Баху («Страсти по Матфею»). Ещё один крупный жанр эпохи – концерт. Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра (сольный концерт), либо разных групп оркестра между собой (жанр concerto grosso)– хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди («Времена года»), И. С. Бах «Браденбургские концерты»), Г. Ф. Гендель и А. Корелли (Concerto grosso).

Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.

Один из главных контрастов музыкальной культуры барокко – это хаос и порядок как символы времени. Случайность жизни и смерти, неуправляемость рока  и вместе с тем – торжество «рацио», порядок во всём. Этуантиномию ярче всего передал музыкальный жанр прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги. И.С.

Бах создал непревзойдённые шедевры в этом жанре (прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», Токката и фуга ре-минор).

Влияние барокко на более позднюю музыку

Переход в эру классицизма (1740—1780)

Переходную фазу между поздним барокко и ранним классицизмом называют «галантным стилем», «Рококо», «Предклассическим периодом» или «Раннеклассическим периодом».

В эти несколько десятилетий композиторы, продолжающие работать в стиле барокко, всё ещё оставались успешными, но уже принадлежали скорее не к настоящему, а к прошлому.

Достиг известности Карл Филипп Эммануил Бах: он отлично владел старым стилем, но много работал над тем, чтобы обновить его. Его клавирные сонаты замечательны свободой в строении, смелой работой над структурой произведения.

В этот переходный момент увеличилось различие между духовной и светской музыкой. Духовные сочинения оставались преимущественно в рамках барокко, в то время как мирская музыка тяготела к новому стилю.

Особенно в католических странах центральной Европы, барочный стиль присутствовал в духовной музыке до конца восемнадцатого века, так же как в своё время stile antico эпохи возрождения сохранялся до первой половины семнадцатого века.

Мессы и оратории Гайдна и Моцарта, классические по своей оркестровке и орнаментации, содержали в себе множество барочных приёмов в своей контрапунктной и гармонической структурах. Упадок барокко сопровождался длительным периодом совместного существования старой и новой техник.

Во многих городах Германии барочная практика исполнения сохранилась до 1790-х годов, например, в Лейпциге, где в конце своей жизни работал И. С. Бах.

В Англии устойчивая популярность Генделя обеспечила успех менее известным композиторам, сочинявшим в уже уходящем барочном стиле: Чарльзу Ависону/Charles Avison, Уильяму Бойсу/William Boyce и Томасу Августину Арну/Thomas Augustine Arne). В континентальной Европе этот стиль уже стал считаться старомодным; владение им требовалось лишь для сочинения духовной музыки и окончания появлявшихся тогда во множестве консерваторий.

wikipedia + music-education

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3094518/post416197241

Музыкальная культура барокко эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы — MUSIC ACADEMY

Музыка эпохи барокко

Музыкальное искусство Западной Европы особенно активно начало развиваться в XI веке в связи с изобретением нотной письменности.

Запись нотного текста, а не заучивание музыкальных произведений наизусть позволило композиторам оставлять свои имена в истории.

И все же потребовалось некоторое время, чтобы в истории появились по-настоящему гениальные композиторы, музыка которых не потеряла актуальности и до сих пор. Одним из таких ярких рассветов в музыкальном искусстве стала эпоха барокко.

Вообще, слово “барокко” в переводе с итальянского означает “причудливый”, “странный”.

Как художественное направление барокко было распространено во всех видах искусства – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе и, конечно, в музыке XVII-XVIII веков.

Для этого художественного направления было характерно наличие большого количества украшений, которые порой буквально не давали разглядеть смысл.

Музыка – тот вид искусства, который “пострадал” от украшений и перегруженности ими меньше всего, и все же они имели место быть, это было особенностью музыки барокко: всевозможные трели, мелизмы и прочие мелодические украшения. Музыка узнаваема, например, яркие концерты Антонио Вивальди – “Времена года”.

Одним из показателей стиля барокко был поиск нового в музыке. Еще не был сформирован полноценный оркестр, исканиями композиторов были сочетания самых различных тембров.

Еще не были установлены правила и нормы гармонии (это заслуга более позднего периода – венского классицизма).

Еще не были созданы и отточены известные ныне жанры, для некоторых из них эпоха барокко стала зарей существования. Какие же появились в музыке барокко жанры?

Опера эпохи барокко

Одним из таких появившихся в эпоху барокко жанров стала опера. Изначально опера планировалась как возрождение античной трагедии. Инициатором создания стали музыканты, входившие во Флорентийскую камерату. Одним из самых известных представителей камераты стал Якопо Пери, написавший первую дошедшую до нас оперу “Эвридика”. Как возрождение трагедии она написана на античный сюжет.

В результате развития оперы в Италии начали возникать различные школы, наиболее яркими из них были римская, флорентийская и неаполитанская, в последней родилось удивительно красивое искусство пения bel canto, которое и по сей день считается эталоном вокального исполнения в музыке.

К сожалению, красота пения и виртуозность арий приобрели большую популярность, чем драма в опере, зрители шли насладиться музыкой, но не понять смысл и драматургию. Это стало одной из самых больших проблем итальянской оперы, которая, к слову, называла “серьезной” (opera-seria).

Единственный композитор, которому удалось преодолеть данную проблему, – Клаудио Монтеверди. Его оперы сочетали в себе традиции всех трех итальянских школ, он внес в оперу реализм, опередив свое время. К сожалению, молодой жанр еще не был готов к реализму. Впереди оперу ждал довольно долгий путь развития.

Инструментальная музыка эпохи барокко

Инструментальные ансамбли эпохи барокко отличаются своим разнообразием. Каких-либо норм по сочетанию тембров еще не было выявлено. К тому же еще далеко не все музыкальные инструменты приобрели современный вид, а некоторые и вовсе не существовали. Совершенствовались и навыки игры на них – настолько, что многие инструменты приобрели значение концертных.

Одним из значимых инструментов эпохи был орган. В Западной Европе он был тесно связан с религией – католическая церковь использует этот музыкальный инструмент во время служб.

В эпоху барокко исполнение на этом инструменте приобретает концертный характер. Появляются выдающиеся исполнители, которых люди просто приходят послушать. Особенно это было выражено в Германии – там сформировалось 2 противоположных школы органной игры: северная и южная.

Южная школа опиралась на традиции полифонии строго стиля, известным представителем школы был Пахельбель. Полифония была особым показателем стиля барокко в музыке. В более поздние эпохи она не будет выражена столь ярко.

Северная же отличалась куда большей свободой и виртуозностью исполнения, известных представителей было больше: Букстехуде, Рейнкин, Бем.

Как ни странно, еще одним музыкальным инструментом, вышедшим на концертный уровень, стал клавесин. Возможности этого музыкального инструмента были ограничены: инструмент, ставший предшественником фортепиано, имел иное устройство.

Струны при нажатии клавиш защипывались специальными крючками, звук быстро затухал. Было невозможно добиться долгого звучания звуков.

При этом из инструмента нельзя было извлечь звуки различной громкости, что не давало разнообразить музыку динамическими оттенками.

На развитие исполнительских навыков повлияла доступность инструмента и возможность поставить его дома (что, например, не было возможным в случае с органом). Школы игры на этом инструменте возникают в разных странах – в Англии, во Франции (яркими представителями этой страны были Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо).

Как звучал данный инструмент, можно услышать в исполнении концерта для клавесина с оркестром Иоганна Себастьяна Баха.

Значительными достижения были и в скрипичной и ансамблевой музыке эпохи барокко. Скрипка приобрела свой внешний облик лишь в XVI веке. За столетие инструмент достиг невиданной популярности. С одной стороны, скрипка и подобные струнно-смычковые инструменты обладали удивительными ансамблевыми свойствами, гармонично сочетаясь друг с другом.

При этом сочетания тембров были порой очень интересными, в ансамблевой музыке был популярен жанр concerto grosso – “большой концерт”. Ярким представителем эпохи барокко, писавшим в этом жанре, был Арканджело Корелли. Концерт – соревновательный жанр, в “большом концерте” группы инструментов соревновались между собой.

Арканджело Корелли, Рождественский концерт

С другой стороны, инструмент обладал и широкими сольными возможностями. Выдающийся композитор в музыке Барокко – Антонио Вивальди – именно для этого инструмента написал “Времена года”. Вивальди стал создателем сольного инструментального концерта.

Антонио Вивальди и Арканджело Корелли

Самыми известными представителями эпохи Барокко стали Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Георг Фридрих Гендель

1685-1759

Один из выдающихся композиторов в музыке барокко.

Родился в Германии, но в связи с трудностями в экономическом развитии страны и непростым положением музыканта (в те далекие времена музыканты считались ремесленниками, не существовало деления между исполнителями и композиторами, любой музыкант должен был уметь и сочинить произведение, и импровизировать, а уважением профессия не пользовалась) Гендель покинул родину и отправился в Англию. Много работал в жанре opera-seria, но неудачи, связанные с недостатками самого жанра, заставили композитора обратиться к иному крупному вокальному жанру – оратории.

В результате композитор написал несколько выдающихся ораторий, одной из который стала оратория “Самсон”.

Оратория “Самсон”

Одно из выдающихся произведений Генделя. Именно оратория, не опера смогла воплотить все идеи композитора. Но всю жизнь композитор работал в жанре оперы, и ее влияние также заметно в оратории.

Острота конфликта между Самсоном и Далилой, индивидуальная музыкальная характеристика персонажей не типична для жанра.

К тому же в “Самсоне” слишком много действующих лиц для оратории, в основном в этом жанре место уделялось хорам.

Иоганн Себастьян Бах

1685-1750

Выдающийся немецкий композитор эпохи барокко. В отличие от Генделя, Бах всю жизнь прожил в Германии. Иоганн Себастьян был также выдающимся органистом, клавесинистом, педагогом. За свою жизнь композитор написал огромное количество произведений, творил во всех жанрах, кроме оперы.

Органное творчество Баха

Иоганн Себастьян Бах был выдающимся органистом. В органном творчестве появилось первое циклическое произведение композитора, получившее название “Малый цикл Баха”.

В этом цикле композитор объединил особенности и северной, и южной органных школ Германии. Цикл включает в себя 2 произведения: первое – импровизационного характера (токката, фантазия или прелюдия), второе – полифоническое (фуга).

Одно из самых известных таких произведений – токката и фуга ре минор.

Когда Бах служил в Кетене, у него не было возможности заниматься на органе. В этот период внимание композитора переключилось на клавесин. Он перенес свой “малый цикл” на этот инструмент. При этом композитор в клавирном творчестве утвердил равномерно-темперированный строй в двух томах Хорошо темперированного клавира.

Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир. Том 1. Прелюдия и фуга соль минор.

В вокально-инструментальном творчестве Бах также был новатором. Во всех своих произведениях композитор доказывал, что музыка – философский вид искусства, что она способна нести вечные ценности и отвечать на глобальные вопросы. Как и Гендель, Бах обращался к жанру оратории, создав свое произведение “Страсти по Матфею”.

Одним из самых крупных его произведений стала высокая месса си минор, в которой композитор показал вечную борьбу добра и зла.

Уделим внимание некоторым интересным фактам из истории:

  • Вивальди был священником, но при этом он не очень любил это занятие. Он мог позволить себе прервать службу, однажды он покинул мессу, чтобы записать тему фуги. Из-за этого у него возникли серьезные проблемы с католической церковью.
  • Бах был выдающимся органистом, ему приходилось много работать в церкви. И у него также было немало проблем с начальством, например, музыканта обвиняли в том, он играл лишние звуки, приглашал в церковь девушек.
  • Однажды Бах, не имея денег на поездку в Любек, отправился туда пешком, чтобы послушать концерты Букстехуде.
  • Бах писал не только глубоко философские музыкальные произведения. Одна из его кантат посвящена замечательному напитку – кофе.
  • Когда Баха спросили, как у него получается так хорошо играть, он ответил, что просто нажимает на нужную клавишу в нужный момент.
  • Выдающийся композитор Иоганн Себастьян не был признан как композитор при жизни. “Открыл” его творчество заново Феликс Мендельсон почти через столетие.
  • Любимым композитором Баха был Вивальди. Изучив его творчество, композитор создал не один концерт.
  • Гендель, будучи немецким композитором, большую часть жизни писал итальянские оперы, еще более любопытно, что делал он это в Англии…

Источник:

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте. «Жемчужина неправильной (причудливой) формы» – таково одно из значений термина «барокко». Ещё бы новая культура была неправильной с точки зрения идеалов Возрождения: на смену гармонии, простоте и ясности пришли дисгармония, сложные образы и формы.

Музыкальная культура барокко сводила прекрасное и безобразное, трагедию и комедию. «В тренде» были «неправильные красоты», сменившие естественность Ренессанса. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение.

Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.

Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера , главным образом через яркие эмоциональные арии.

Отцом первой оперы считают Якопо Пери (опера «Эвридика»), но именно как жанр опера оформилась в творениях Клаудио Монтеверди («Орфей»). Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: А. Скарлатти (опера «Нерон, ставший Цезарем»), Г.Ф. Телеман («Марио»), Г.

Пёрселл («Дидона и Эней»), Ж.-Б.Люлли («Армида»), Г. Ф. Гендель («Юлий Цезарь»), Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа»), А. Вивальди («Фарнак»).

Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, оратория заняла важное место в иерархии жанров барокко. Такой высокий духовный жанр как оратория также передавал глубину человеческих эмоций. Самые известные барочные оратории написаны Г.Ф. Генделем («Мессия»).

Из жанров духовной музыки популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»; возможно не к слову, но на всякий случай всё помянем один однокоренной музыкальный термин – аппассионато, что в переводе на русский значит «страстно»). Здесь пальма первенства принадлежит И. С. Баху («Страсти по Матфею»).

Еще один крупный жанр эпохи – концерт . Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра ( сольный концерт ), либо разных групп оркестра между собой (жанр concerto grosso )– хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди («Времена года»), И.С. Бах «Браденбургские концерты»), Г. Ф. Гендель и А. Корелли (Concerto grosso).

Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.

Источник: https://shademark.ru/notnaya-gramota/muzykalnaya-kultura-barokko-estetika-hudozhestvennye-obrazy-zhanry-muzykalnyj-stil-kompozitory.html

Музыка в эпоху барокко. — Реферат Рефератович

Музыка эпохи барокко

Реферат по учебной дисциплине «Культурология»

на тему: «Музыка в эпоху барокко».

    План

1. Введение.

2. Отличительные особенности музыки в эпоху барокко.

3. Этапы развития музыки в период барокко.

4. Великие композиторы и их творения эпохи барокко.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Барокко возникает в начале XVI века в Италии как естественное продолжение предшествующего стиля – ренессанса. Этимология термина барокко (barocco) ещё не выяснена до конца. Будучи словом итальянского происхождения, оно в переводе на русский обозначает «странный», «вычурный».

В различных видах художественной формы барокко своеобразно переломило культурную и нравственную атмосферу эпохи ренессанса. В эпоху барокко Рим превращается в  центр итальянского искусства в целом и католического искусства в частности.

Здесь зарождаются самые различные художественные вкусы.

   Уникальность и своеобразие этого стиля состоит в соединении противоположных, на первый взгляд, несовместимых элементов: буйства фантастики и трезвого рационализма; мистики и прагматизма; экзальтации и холодного расчёта. В.Н.

Воскобойников пишет: «Величавая торжественность, простота и ясность Ренессанса уступают место стремительной динамике, свободному полёту, контрастам, асимметрии, тяготению к грандиозности, затейливой декоративности, но при этом характерная для предшествующей эпохи самостоятельность каждого вида искусств нарушается».

    Так, в монументальной живописи и скульптуре наблюдается тенденция к подчинению архитектуре, к слиянию с ней в одно гармоничное целое. Зодчество, в свою очередь, больше не стремится к строгой и точной внешней форме, напротив, приобретает новую пластичность и гибкость. Оно влияет и на экстерьер и на интерьер, даруя им новые выразительные черты.

   В едином ансамбле с архитектурой теперь находится и садово-парковая культура, которая создаёт впечатление её неотъемлемого элемента архитектурного ансамбля, выступая в роли своеобразной декорации.

Живописцы теперь стремятся придать своим творениям декоративность, а живописные элементы распространились и на предметы мебели.

Украшая стены, купола, плафоны, живопись способствует созданию иллюзии бесконечного и неделимого пространства.

    В архитектуре целью барокко оказывается организация единого пространства. К чему бы ни обратились: к загородным виллам, городским площадям, садовым террасам, фонтанам и т.д. – все они являются воплощением органичного и целостного архитектурного замысла.

    Все эти проявления не случайны. Барокко явилось отражением идеологических особенностей общества XVI века.

В этот период вершители судеб, находившиеся на верхушках власти и светской и церковной, стремились всеми доступными средствами обозначить собственное могущество, в том числе и с помощью искусства, подчёркивая причудливыми живописными деталями и необъятными архитектурными ансамблями не только свою силу, но и, якобы, божественное происхождение. Поэтому художники эпохи барокко проявляют излишнюю эмоциональность, драматичность, натуралистичность, насыщают свои произведения обилием второстепенных деталей.

    Храмы и церкви в стиле барокко, которые действительно способны поразить воображение, прославляли не только Бога и Его всемогущество, но и служителей культа, что самым непосредственным образом воздействовало на внутренний мир человека.

Таким образом, в эстетике барокко закреплялись такие проявления, как: мистицизм, экзальтация, иррационализм, репрезентативность, монументальность, многоплановость, стремление к дематериализации, драматический накал чувств, трагизм.

Они были необходимы обществу для приобщения к трансцендентному бытию,

    Итак, основными чертами барокко следует считать: пышность, монументальность, причудливость, богатство оформления, диковинность орнаментики, отказ от плоских линий и плоских форм, тенденция к усложнённости. Имела свои особенности и музыка барокко, о чём речь пойдёт ниже.

     2. Отличительные особенности музыки в эпоху барокко.

    Музыка барокко отличается своей уникальной спецификой. Это не только рождение новых жанров и форм (опера, концерт, пассион, кантата, партита, сюита, токката, прелюдия, фуга, concerto grosso), но и обновление музыкального языка. Возникает гомофонный стиль музыкального письма, суть которого заключалась в разделении звучания на главный голос и побочные, сопровождающие звуки.

   Барокко породило такой вид музицирования в инструментальной музыки, как импровизация (хотя предпосылки к этому существовали и в предыдущую эпоху).

Основой для этого послужила практика использования остинатного (постоянного) баса, на фоне которого талантливым исполнителям легко было обыгрывать основную мелодию, сочинять новые ходы. Вокальная музыка характеризуется обилием мелизмов.

Другие особенности вокального искусства барокко – аффекты,  риторические фигуры. Риторика – красноречие в слове – преломилось и музыке. Так появилось музыкальное красноречие.

В период барокко основное положение занимали фигуры речи, появление которых определялось содержанием написанного. Отсюда тенденция к драматизму, мелодекламации, различным эффектам. Достижение вокальной музыки барокко – расцвет школы bel canto (прекрасное пение).

    Творцы эпохи барокко демонстрируют человеку его малость в огромном мире, как бы указывая на его мимолётность. Проще всего продемонстрировать это было посредством масштаба, потому их произведения отличаются грандиозностью и величием.

   Поэтому в барочном мире музыкальные произведения разрастаются до невероятных размеров: появляются оперы, представления которых длятся больше четырёх часов. Публика привыкает слушать огромные многочасовые оратории, в пять-шесть раз удлиняются инструментальные пьесы.

   Но размером поразить не так уж трудно. Труднее создать нечто неожиданное, непредсказуемое. Для этого в музыке существует незаменимое средство – импровизация.

   Каждый музыкант был обязан варьировать музыку разными способами. Во-первых, это относилось различного рода к повторениям: нельзя было дважды сыграть отрывок, не добавляя при этом что-то своё.

    Во-вторых, использовались мелизмы. Формально существовали некоторые правила их употребления, но фактически каждый музыкант играл их самыми разными способами.

    В-третьих, играть дополнительные ноты полагалось на долгих звуках. В-четвёртых, эти ноты обязательно нужно было играть и в концах фраз, на ферматах. Перечисление этих правил напоминает правила имитационной полифонии. В музыке XVII – XVIII веков  также сложилась фуга.

   Также в этот период окончательно сложилась система ладов – с минорным и мажорным ладами. Важной приметой эпохи является и цифрованный бас. Под басом писались функции: T3, D7 и т.д. Эпоха барокко замечательна в истории музыки ещё и тем, что в ней за полтора столетия очень изменился набор музыкальных инструментов. Разумеется, всё это повлияло и на вокальное искусство.

     3. Этапы развития музыки в период барокко.

     Барочная музыка развивалась поэтапно. Выделяют несколько основных этапов: раннее барокко (1600 – 1654), зрелое барокко (1654—1707), позднее барокко (1707—1760).

Ранний период начинается с творчества итальянского композитора Клаудио Монтеверди (1567—1643), его достижений в области оперного искусства.  Однако считать зачинателем нового жанра следует композитора Якопо Пери (1561 – 1633). Деятельность К.

Монтеверди стала толчком для дальнейшего широкого распространения оперы; он усовершенствовал этот жанр.

    Раннее барокко характеризуется усложнением музыкального мышления языка, основным элементом которого становится не только полифония, но и гармония. Значительным явлением стало возникновение цифрованного баса (basso continuo).

Происходят открытия в области инструментовки (творчество композитора Дж. Габриэля, 1555 – 1612). Всё более ощутимым делается конфликт между духовной и светской музыкой. Значимость светской музыки активно утверждал К. Монтеверди.

    Зрелое барокко – это торжество придворной музыки. Начинает расцветать камерный стиль, чему способствует расширение инструментария, его доступность широким социальным слоям. Увеличивается также и зрительская аудитория, более активным становится обмен музыкальным опытом.

    Всё большее значение приобретает теория музыки, в связи с чем, происходит множество удачных попыток систематизировать её. В центре композиторского внимания оказывается гармония.

    Период позднего барокко отмечен утверждением тональности, как элемента, образующего центр музыкального сочинения. Усиливается и значение контрапункта. В целом, музыка начинает развиваться по двум основным направлениям – полифоническому и гомофонному. Композиторов интересует и то, и другое.

     Как уже говорилось, центром музыкальной жизни являлась Италия. Возникшие в ней традиции влияли на развитие музыки в других европейских странах, где возникали те же стили и формы. В результате произошло следующее: европейская музыка начала приобретать сходное (барочное) звучание, лишаясь национальных оттенков.

Гораздо большее значение приобрели композиторские стили (например, стиль Ф. Генделя и стиль А. Вивальди). Несмотря на то, что музыка и немецкого, и итальянского композитора имеет общую стилистику, свойственную эпохе барокко, их почерки вполне различимы. Но различие это базируется не на национальных оттенках, а на авторской манере.

Таким образом, эпоха барокко выдвигает на авансцену авторскую индивидуальность.

     4. Великие композиторы и их творения эпохи барокко.

    Эпоха барокко породила гигантов композиторского творчества. В Италии это Антонио Вивальди (1678 – 1741), Арканджело Корелли (1653 – 1713), Доменико Скарлатти (1685 – 1757). Вивальди внёс неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру.

Он первым начал писать программную музыку для оркестра, создал такой жанр, как инструментальный оркестр. Без его участия невозможно представить развитие concerto grosso. Будучи священником, А. Вивальди писал и духовную музыку, но вместе с тем он совершил прорыв в области светской музыки.

Великолепны скрипичные концерты А. Вивальди (особенно сборник «Экстравагантность»); талантливы его оперы («Оттон», «Нерон» и др.). Но наибольшей популярностью пользуется его цикл «Времена года», знакомый даже людям, далёким от академической музыки.

В целом, наследие итальянского композитора более чем внушительно (не менее семисот сочинений).

    А. Корелли – крупнейший итальянский композитор, педагог и скрипач; зачинатель итальянской скрипичной школы. Он служил при дворе шведской королевы и первые свои произведения (12 церковных трио-сонат) посвятил именно ей. В дальнейшем композитор перешёл на службу к кардиналу.

    А. Корелли писал камерную музыку: сонаты, концерты, concerti grossi. В жанре сонаты он сочинял и духовную музыку (трио-сонаты). Но более всего он прославился благодаря своим великолепным concerti grossi.

    Д. Скарлатти проявил себя в области фортепианной музыки. Среди его заслуг – создание виртуозного клавесинного стиля с пассажами, перекрещиванием рук, ломаными аккордами и скачками.

Его композиторское наследие действительно обширно: это два десятка опер, кантаты и оратории, сонаты и мессы. Но на долгие годы оно было незаслуженно забыто. Сегодня интерес к творчеству Д.

Скарлатти вновь возродился.

     Германия подарила миру трёх гениев: И. С. Баха (1685 – 1750), Ф. Г. Генделя (1685 – 1759), Г. Ф. Телемана (1681 – 1767). Бах был мульти инструменталистом, певцом и, конечно, величайшим композитором.

Как и многие другие, служил при дворе, что не мешало создавать ему непревзойдённые шедевры (Токката и фуга ре минор, Токката до мажор, Прелюдии и фуги до минор и фа минор, Пассакалия до минор и др.). Музыка И. С.

Баха сопоставима с Космосом по своей глубине, мощи и философской мысли. Таковы и духовные его сочинения.

    Без имени Баха нельзя представить себе развитие концерта в эпоху барокко. В этом жанре он создал подлинные жемчужины – как для сольного инструмента (скрипка), так и для оркестра.

Особенно выделяются здесь его «Бранденбургские концерты». Очень многое сделал И. С.

Бах для начинающих музыкантов, создав уникальные сборники: «Хорошо темперированный клавир», «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и некоторые другие, которые и сегодня незаменимы в музыкальной педагогике.

    Отдал должное И. С. Бах и вокальной музыке. Среди его опусов кантаты «Страсти по Иоанну» и «Магнификат», «Страсти по Матфею». Творчеству И. С. Баха посвящены многочисленные и обширные труды, благодаря которым можно дать характеристику его сочинениям. 

    Творчество великого немецкого композитора Ф. Г. Генделя охватывает, чуть ли не все существующие на то время жанры. Он сыграл огромную роль в развитии сoncerto grosso.

Гений этого композитора реализовался также в операх и ораториях. Музыка Ф. Г. Генделя поражает слушателя глубиной мысли, мощью образов.

Сам Гендель признавался в том, что не желал бы доставлять слушателям только лишь удовольствие.

    Наряду с жанром концерта (для органа) для творчества Генделя, его творческого облика, следует считать concerto grosso (для других инструментов и ансамблей). Concerto grosso Генделя явились вершиной его инструментального творчества. Этот жанр дал ему возможность подчеркнуть различные сольные инструменты в рамках одного произведения.

    Ф. Г. Телеман – современник И. С. Баха и Ф. Г. Генделя, находился с ними в дружеских отношениях. При жизни его творчество оценивалось выше их творчества.    Ф. Г.

Телеман отличался невероятной скоростью письма, поэтому неудивительно, что объём его сочинений впечатляюще велик: сорок с лишним опер, примерно столько же ораторий, два десятка циклов церковных кантат, не менее шестисот оркестровых сюит, семь сотен песен, огромное количество камерно-инструментальной музыки, фуг. К сожалению, сохранилось из всего написанного им немного.

    Ф. Г. Телеман проявил себя в области оркестровки. Он был мастером соединения тембров, прекрасным знатоком музыкальных инструментов и их возможностей; создавал звуковые и подражательные эффекты. Его музыкальное наследие совмещает в себе и трагическое и комическое (яркий тому пример – «Канареечная кантата»).

    Если говорить о других странах, то в Англии крупным представителем барокко является Генри Пёрселл (1659 – 1695), во Франции – Жан-Филипп Рамо (1683 – 1764). Г. Пёрселл вполне справедливо приобрёл славу английского Орфея.

Он писал во многих жанрах, но наиболее плодотворно проявил себя в области театральной музыки. Его уникальность состоит и в том, что он сотрудничал со своими драматургами-современниками, писал музыку к пьесам У. Шекспира (1564 – 1616). Не уступает шекспировскому тексту музыка Г.

Пёрселла в сочинениях «Королева фей» («Сон в летнюю ночь») и «Буря». Шедевром признана его опера «Дидона и Эней».

    Ж.-Ф. Рамо, в свою очередь, считался французским Орфеем. Его путь в музыке был откровенно тяжёлым. Но несмотря на это, он создал целый ряд выдающихся опер, балетов и опер-балетов. Не менее великолепна его клавесинная музыка. Будучи талантливейшим импровизатором, Ж.-Ф. Рамо оставил для этого инструмента огромное количество разнообразных пьес.

    Происходило в период барокко развитие музыкального искусства и в России. В первую очередь, это вокальная духовная музыка. Именно в Древней Руси родился уникальный знаменный распев, аналогов которому в мире нет, и в эпоху барокко его черты преломлялись во многих произведениях.

    Русская композиторская школа данного периода красноречиво характеризуется такими именами, как Д.С. Бортнянский (1751 – 1825), М.С. Березовский (1745 – 1777), В.П. Титов (пр.1650 – 1715).

    Музыка Д.С. Бортнянского – это одухотворённость, безупречность, благородство звучания. Его называли «русским Моцартом», и небезосновательно.

И хотя он учился на образцах итальянской музыки (на протяжении десяти лет учился в этой стране), его творчество имеет отчётливые национальные черты.

В Италии он написал интересные произведения, в некоторых из которых наблюдается сочетание европейских и музыкальных православных традиций (например, «Немецкая обедня»).

    Вернувшись в Россию, композитор создал ряд комических опер, которые были поставлены при дворе. Но наибольший вклад Д.С. Бортнянский внёс в развитие духовной музыки, создав множество прекрасных сочинений.

    В целом, эпоха барокко очень много значила для музыкальной культуры России и в первую очередь потому, что в этот период в России возникло и стремительно развилось индивидуальное композиторское творчество.

Рождается особый род музыки – партесная музыка, являющаяся сочетанием духовного искусства и концерта. Несмотря на общую тенденцию развития, индивидуальность творчества становится всё более значимой, и к этому стремятся все крупные композиторы.

Как и в Европе, наблюдается разделение музыки на церковную и светскую. Таким образом, эпоха барокко оказывается очень важной вехой в развитии музыкальной культуры.

     5. Заключение.

    Итак, музыка эпохи барокко – это особый период в развитии музыкального искусства, наполненный значимыми событиями и явлениями. В первую очередь, это касается изменения музыкального мышления и языка.

Так, наиболее характерным является переход от полифонического принципа при создании музыкальных сочинений к гомофонно-гармоническому принципу.

Благодаря этому получает интенсивное развитие искусство импровизации.

    Обогащается и образная система музыкального искусства, в котором теперь есть место, как трагическим чувствам и глубокой скорби, так  и жизнерадостности, юмору, шутке. Всё больше прав приобретает светская музыка. Ещё одно важное завоевание музыки барокко – это закрепление индивидуального стиля композитора.

    В эпоху барокко родилось множество новых жанров и великих композиторов, гениально реализовавших  в своей музыке самих себя, которая отличалась сложностью, эмоциональностью, декоративностью, противоречивыми чувствами и некоторой вычурностью. Но в этом и есть её уникальность и неповторимость.

    6. Список литературы.

1. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

2. Галацкая В.П. Музыкальная литература зарубежных стран/В.П. Галацкая. – М.: Музыка, 2002. – 356 с.

3. Зейфас Н.М. Concerto grosso в музыке барокко/ Н.М. Зейфас. – М.: Музыка, 1975. – 98 с.

4. Полозова И.В. Музыкальное искусство барокко в России: общее и специфическое/И.В. Полозова//Вестник ПСТГУ, 2018. – Вып.3 (23). – С. 48 – 64.

5. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вторая половина XVIII века/Б.В. Левик. – М.: Музыка, 1980. – 277 с.

6. Ливанова Т.Л. История Западноевропейской музыки до 1789 года. В 2 т. Т. 1. По 18 век / Т.Л.. Ливанова. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.

Источник: https://referatreferatovich.ru/referaty/kulturologiya/muzyka-v-epohu-barokko/

Refy-free
Добавить комментарий