Морфология

Содержание
  1. Значение слова МОРФОЛОГИЯ. Что такое МОРФОЛОГИЯ?
  2. Предложения со словом «морфология»
  3. Сочетаемость слова «морфология»
  4. Понятия со словом «морфология»
  5. Значение слова «морфология» в 11 словарях
  6. Основные понятия морфологии:
  7. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
  8.             Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3
  9. Морфология — это… Что такое Морфология?
  10. Морфология. Части речи. Языковые нормы. Орфография — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА
  11. Морфология русского языка: разделы, основные понятия и правила, что изучает,кратко,все о морфологии,разделы, теория,сообщение на тему
  12. Основные понятия морфологии
  13. В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:
  14. Морфологические нормы
  15. Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

Значение слова МОРФОЛОГИЯ. Что такое МОРФОЛОГИЯ?

Морфология

  • МОРФОЛО́ГИЯ, -и, ж.1. Наука о строении организмов, органов, почв. Экспериментальная морфология. Сравнительная морфология. || Строение организмов, органов, почв. Морфология стебля растений. Морфология бактерий. Морфология почвы.2. Система форм изменения слов в каком-л. языке, а также раздел грамматики, изучающий формы слов.[От греч. μορφή — форма и λόγος — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение»)Морфология (биология) — наука о форме и строении организмов.Морфология (лингвистика) — раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов. Например:Морфология русского языка — дисциплина, основным объектом изучения которой являются слова русского языка и их значимые части.Морфология китайского языка — дисциплина, основным объектом изучения которой являются слова китайского языка и их значимые части.Морфология английского языка — дисциплина, основным объектом изучения которой являются слова английского языка и их значимые части.Морфология наноструктур — совокупная характеристика нанообъектов, включающая в себя их размер, форму и пространственную организацию (агрегатную структуру).Морфология растений — раздел ботаники, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений.Морфология сказки — работа В. Я. Проппа, опубликованная в 1928 году, в которой автор раскрывает строение сказок.Морфология человека — раздел физической антропологии, подразделяется на соматологию и мерологию.

Источник: Википедия

  • МОРФОЛО'ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. morphē — форма и logos — учение]. 1. Учение о строении организмов (растений, животных). М. растений. М. животных. || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов (лингв.). М. русского языка. || Совокупность форм слов какого-н. языка (лингв.). Болгарский язык сильно отличается своей морфологией от других славянских языков.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова закрепощение(существительное):

Предложения со словом «морфология»

  • Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка.
  • Учитывалась также морфология растений: с боковыми и концевыми цветками, с длинным и укорочённым стеблем.
  • Наиболее часто используемые красители для выявления общей морфологии клеток — это гематоксилин и эозин.
  • (все предложения)

Сочетаемость слова «морфология»

Все определения к слову МОРФОЛОГИЯ

Понятия со словом «морфология»

  • Морфоло́гия (в биологии) изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма (например, морфология человека). Подразделяется на наружную морфологию (или эйдономию) и внутреннюю морфологию (или анатомию). Морфология отличается от физиологии тем, что последняя изучает в первую очередь функционирование организма.
  • Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение») — раздел грамматики, основными объектами которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
  • Морфология человека — раздел физической антропологии, подразделяется на соматологию и мерологию.
  • Морфология растений, или фитоморфология, — раздел ботаники, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений. Растительные организмы при этом рассматриваются как в своём индивидуальном развитии (онтогенезе), так и в эволюционно-историческом развитии (филогенезе). Морфология растений — основополагающий раздел ботаники.
  • Морфология башкирского языка — раздел науки, изучающий структуру значимых единиц башкирского языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков в башкирском языке.
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Значение слова «морфология» в 11 словарях

Морфология

— отдел грамматики, рассматривающий слово со стороны его формального состава. Распадается на два отдела: А) учение об образовании основ (образование сложных слов, образование основ из корня при помощи суффиксов) и Б) учение о флексии (склонение и спряжение). М. может иметь двоякий характер — строго описательный и историко-сравнительный. В последнем случае предмет М.

составляют процессы, следствием которых является изменение так называемых морфологических систем, т. е. известных словесных групп, соединенных между собою связями психической ассоциации. Эти морфологические системы могут быть разного рода, смотря по роду психической ассоциации, связывающей члены их в одно целое.

Так, в группе родственных слов: несу, несешь, носить, ноша, нашивать, несение и т. д. отдельные члены связаны между собой ассоциацией по сходству первой и главной морфологической части слов: нес-, нос-, нош-, наш-, т. е. сходством корня (см.). Члены групп: несешь, везешь, идешь, плетешь и т. д.

иду, везу, несу, лечу и т. д., нашивать, важивать, плачивать и т. д. связаны между собой ассоциацией по сходству окончаний -ешь, -у, -ивать и т. д. В группах слов раз, два, три, четыре и т. д. или январь, февраль, март, апрель и т. д.

один член связан с другим уже не ассоциацией по сходству, а ассоциацией по смежности, строящей эти слова в нашем уме в так называемые ряды. Нетрудно заметить, что группы слов, обязанные своим происхождением ассоциациям по сходству, отличаются от групп, связанных ассоциациями по смежности.

Члены первых, кроме сходства внешнего, звукового и структурного, представляют и сходство семасиологическое, т. е. сходство значений (несу, ноша, нашивать и т. д.); члены вторых не имеют ни того, ни другого.

Слова, обозначающие один какой-нибудь род предметов, кроме разных непосредственных ассоциативных связей, представляют связи посредственные, вызванные ассоциациями между соответственными понятиями. В силу этих посредственных или косвенных связей наш ум классифицирует слова в такие же группы, как и соответствующие им понятия.

Таким образом являются в языке группы имен существительных, прилагательных, глаголов и т. д. — Связи, основанные. на ассоциациях по сходству, весьма разнообразны и многочисленны.

Кроме групп или систем общепризнанных, кидающихся в глаза при первом, даже поверхностном знакомстве с языком и вошедших уже в описательные (обычные «практические» или школьные) грамматики под именем «склонений и «спряжений», мы можем заметить в языке при более внимательном и тонком наблюдении массу различных систем или групп, не отмечаемых обыкновенными грамматиками, но не менее важных, ибо следствием их существования и влияния являются различные внешние изменения слов. Так, напр., слова ассоциируются между собою по сходству ударения и составляют морфологические системы, или гнезда, с известным типом ударения. Напр. рядом с именит. ед. село, весло, бедро и т. д. встречается им. множ. сёла, вёсла, бёдра и т. д. (ассоциация по сходству и по смежности). В свою очередь, слово гнездо чувствуется одного типа по ударению с село, весло и т. д. Ассоциация эта подкрепляется еще и ассоциацией по сходству окончания . И вот по образцу отношения село — сёла создается новая вторичная форма гнёзда вместо ожидаемого гнезда. Совершенно такая же ассоциация по сходству является причиной появления незаконного в фонетическом смысле гласного ё в форме мн. ч. звёзды вм. звезды, при чем образчиком для отношения звезда: звёзды послужили тождественные по ударению группы: жена: жёны, слеза: слёзы, сестра: сёстры и т. д. В данном случае существование известных ассоциативных связей привело к образованию новых вторичных форм по образцу других, имевшихся уже в языке. Процесс этот носит название аналогии, или, лучше, морфологической ассимиляции (термин, предложенный проф. Крушевским), т. е. формального уподобления. Ассоциация по смежности может служить также причиной морфологической ассимиляции. Так, наше числительное девять с своим странным де (ср. лат. novem, έννέα, санскр. n à va, нем. neun) вм. ожидаемого новять всецело обязано своим существованием влиянию связанного с ним ассоциацией по смежности числительного десять (ср. лат. decem, δέκα , санскр. da ça), Еще в средневековой латыни October, соседнее с September, november, december, превратилось в octember, откуда и наше октябрь вм. октобрь и т. д. Такие изменения не имеют ничего общего с настоящими звуковыми изменениями (см. Фонетика). Наше чутье корня (см.) и других составных формальных элементов слова основано всецело на психических ассоциациях (по сходству) между схожими частями разных слов. Только этими ассоциациями и объясняется возможность выделения составных частей слова из общего состава слов. Выделение это совершается вполне бессознательно (как все психические ассоциации), и только самый результат его сознается нами. Только психическими законами ассоциации идей объясняется существование в нашем сознании отдельных морфологических частей слова: корня, основы, префиксов, суффиксов, окончаний. Составные части слова не есть нечто данное в языке раз навсегда и вечно неизменное; они представляют собой результат известных свойств, известных законов нашей душевной деятельности и уже a priori подлежат изменениям, передвижениям сообразно изменениям и передвижениям самых ассоциаций.

Возьмем, напр., ряд схожих форм: волк, волка, волку, волком, волке и т. д. Все эти формы ассоциируются между собой по сходству одной части волк: волк-, волк-а, волк-у, волк-ом и т. д. Эту часть, остающуюся везде неизменной, мы считаем основой (см.

) данных форм, прочие же части их, -а, -у,-ом и т. д., с которыми связан каждый раз особый, специальный оттенок значения, — окончаниями. Если мы сравним эти формы с выведенными наукой формами индоевроп.

праязыка, из которых они развились, то заметим, что неизменною частью этих последних является уже не волк, a vlko-: имен. viko-s (ср. лат. lupu-s, λύκο — ς), вин. viko-m (лат. lupu-m, λύκο — ν), отложит, vlk ô t и т. д.

Мы замечаем как бы сокращение основы одного и того же слова: прежде основой воспринималась и чувствовалась часть vlko-, а теперь только волк-. Основной причиной, толчком, вызвавшим перемещение в языковом чутье границы между основой и окончанием, являются фонет. изменения. Русское волк соответствует старослав.

влъкъ, где конечное фонетически возникло из общеслав. и индоевроп. —о-, последнего звука основы, за которым следовало — s (окончание вм. ед.) или (окончание вин. ед.). В русском и это исчезло бесследно, также в силу фонетич. закона.

Таким образом, окончания поглотили часть основы. Этот морфологический процесс, называемый морфологической абсорбцией (также термин Крушевского), также сводится к психическим процессам ассоциации идей (в данном случае — словесных представлений).

Морфологическая ассимиляция и морфологическая абсорбция являются основными факторами всех морфологических или формальных изменений. Таким образом, основа всех морфологических изменений — чисто психическая, и вся М. сводится к основным законам психологии. Ср. P aul, «Principien der Sprachgeschichte» (2 изд., Галле, 1886; гл.

V, VIII, XI, XII); Крушевский, «Очерк науки о языке» (Казань, 1883; гл. V—IX); его же, ст. «Об аналогии и народном словопроизводстве» («Рус. филол. вестн.», 1879, т. II) и «О морфологической абсорбции» (т. же, 1880, т. IV); Богородицкий, «О морфологической абсорбции» (т. же, 1881, т. VI); Аппель, «Несколько слов о новейшем психологическом направлении языкознания» (т. же); Wheeler, «Analogy and the scope of its application in language» (Итака, 1887).

С. Б—ч.

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Основные понятия морфологии:

Морфология

Морфология (из греч. morfê — “форма” и logos — “учение”) — раздел грамматики, изучающий формы слов. Таким образом, морфология — это грамматическое учение о слове.

Объект “Морфологии” — отдельное слово, его грамматические формы, а также совокупность слов (классы, части речи) с одинаковыми грамматическими формами.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Лексическое значениеГрамматическое значение
Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений.Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка.
Менее обобщенно.Более обобщенно.
Неограниченное количество.Ограниченное количество.
Формальный показатель — корень и словообразовательные аффиксы.Формальный показатель — словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова.

Грамматическое значение (ГЗ) — обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматический способ — это материальное выражение грамматических значений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Синтетические (изменения внутри слова)Аналитические (изменения вне слова)
Аффиксальные: флексии (мир — миры), префиксы (делал — сделал), суффиксы (подписал — подписывал)Вспомогательные слова: буду учиться, менее распространенный, самый большой
Чередование + аффиксация: гласных (день — дня), согласных (могу — можешь)Частицы: пусть поют, написал бы
Замена суффиксов + флексия: котенок — котятаПредлоги: берег — на берег
Изменение ударения: рУки — рукИ, пересЫпать — пересыпАтьЗнаменательные слова: новые кафе, в уютном купе
Редупликация (повтор, удвоение): долго-долгоИнтонация: Хлеб купил. — Хлеб купил?
Супплетивный (используется другая лексема): человек — люди, я — меня, ехать — поезжайПорядок слов: Хороший день. (Значение номинативности). — День хороший. (Значение предикативности).

Грамматическая форма — языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение (ЛЭС, 1990, с.116).

Грамматическая форма слова (ГФ)вариант лексемы, в котором изменено только грамматическое значение (например: домами — грамматическая форма множественного числа, творительного падежа лексемы дом; пишешь — грамматическая форма 2 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения лексемы писать).

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (свежее, прочитаю) или сочетанием двух словоформ (буду читать, прочитал бы, более свежий).

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

Синтетическая (сильный — сильнее, сильного, идти — иди, идите)Аналитическая (буду решать, пусть позвонят)

Словоформа — слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае — в единственно имеющейся у слова форме) (ЛЭС, 1990, с. 470). Иными словами, это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи.

Парадигма — системная совокупность грамматических форм слова. В парадигму объединяются слова, сходные по своему основному лексическому значению, но противопоставленные по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, парадигму существительного обычно составляют 12 компонентов (6 падежных форм в единственном числе и 6 падежных форм множественного числа).

ТИПЫ ПАРАДИГМ

ПолнаяНеполная (недостаточная)Избыточная
Есть все возможные для данной части речи грамматические формы. Например: существительное дом имеет парадигму из 12 компонентов.Отсутствуют некоторые грамматические формы. Например: именительный падеж местоимения себя; формы 1 лица у глагола победить и т.п.Возможны несколько вариантов одной и той же грамматической формы. Например: тропой, тропою.

Исходная форма парадигмы — представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией. Например, в парадигмах существительного и прилагательного — это форма именительного падежа единственного числа, в парадигме глагола — инфинитив.

Грамматическая категория (ГК) — грамматические значения обобщенного характера, присущие сочетаниям слов и словоформам и вместе с тем отвлеченные от конкретных значений самих слов.

Это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями.

Например, ГК рода = ГЗ мужского рода + ГЗ женского рода + ГЗ среднего рода, то есть грамматическая категория рода — это лексико-грамматическая классифицирующая номинативная категория, выражающая отношение части речи к одному из трех родов.

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Бинарные — категории, представленные двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК числа, вида.Небинарные — ГК, представленные более чем двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК падежа, лица.
Морфологические — ГК, связанные со словом. Например, ГК рода, числа, падежа.Синтаксические — категории, связанные с предложением. Например, ГК коммуникативной направленности в побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях.

Классификационные (несловоизменительные) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория рода  существительных и категория вида глагола.

Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного.

 Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками (например, категория существительного, категория числительного). Однако при этом добавляется уточняющее слово лексический, то есть речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Грамматические классы слов (части речи) — совокупность слов (лексем), объединенных: 1) общекатегориальным значением; 2) морфологическими признаками (типом парадигм); 3) общей типичной (морфологизированной) синтаксической функцией в предложении, общими синтаксическими свойствами (способность сочетаться с другими словами); 4) общими словообразовательными признаками.

Классификация грамматических классов слов:

1. Значимые части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, предикативное наречие (категория состояния).

2. Особые классы слов: местоимение, модальные слова.

3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

4. Особые слова — междометия, звукоподражания, называемые еще квазислова, поскольку не имеют главных признаков слова — лексического и грамматического значения.

            Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3

          В пособии рассматриваются не только именные части речи, но и местоимения на основании общности грамматических категорий этих классов слов.

Источник: https://ebooks.grsu.by/ruslang/morfologiya.htm

Морфология — это… Что такое Морфология?

Морфология
Морфоло́гия

(от греч. μορφή форма и λόγος — слово, учение) — 1) система механизмов языка, обеспечивающая построение и пониманиеего словоформ; 2) раздел грамматики, изучающий закономерностифункционирования и развития этой системы.

Объём понятия «морфология» трактуется в различных концепцияхпо-разному. Согласно одной из наиболее распространённых точек зрения,морфология изучает структуру значимых единиц языка, по протяжённости не превышающих синтагматического слова (или словоформы). Максимальная единицаморфологии — словоформа — является вместе с тем минимальной единицейсинтаксиса.

Главное основание для выделения морфологии в качестве особогораздела грамматики — членимость словоформы на меньшие знаковые единицы,называемые морфемами, морфами или монемами: означаемое словоформы членится на меньшиеозначаемые, а её означающее — наменьшие означающие.

Морфология, таким образом, обеспечивает«поморфемное» соотнесение компонентов внутренней (содержательной)стороны словоформы с компонентами её внешней (звуковой) стороны,причём нацеленность морфологии на передачу значений именно служебнымиэлементами (а не корнями) отличает морфологию от лексикологии (в центре внимания которой, напротив,значения корней и целых слов — ср. Лексическое значение слова).

Традиционное членение грамматики на морфологию (грамматику слова) исинтаксис (грамматику словосочетания, предложения), в целесообразностикоторого сомневались Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев, З. З. Харрис,Ч. Ф. Хоккет, не обладает абсолютной и универсальной значимостью.

Важнеевсего оно для языков с чёткой структурной противопоставленностьюслова и морфемы (см. Синтетизм) и помере нарастания аналитизма теряет своюценность. Поэтому в описаниях языков с бедной морфологией (английский, современный китайский, индонезийский,многие тибето-бирманские языки и др.

)морфология как раздел грамматики отходит на задний план, а дляаморфных («корневых») языков (древнекитайский, современный тайские, вьетнамский, йоруба,пиджин-инглиш) значимость морфологии практически сводится к нулю(если не считать сложения, трактуемого либо как словосложение, либо как морфемосложение).

Крометого, для ряда агглютинативных языков (японский, дравидийские, марийский) трудно отличить аффиксы от служебныхслов, одни и те же единицы квалифицируются то как «неотделимыечастицы», то как «подвижные» («мобильные») аффиксы.

Линейная расстановкатаких служебных морфем более адекватно описывается методами синтаксиса,чем традиционными методами морфологии.

Существует также расширительное понимание морфологии как «науки оформах» (в соответствии с внутренней формой иэтимологией самого термина «морфология»).Понятие формы при этом охватывает любые (а не только внутрисловные)средства выражения, рассматриваемые в их формальном (внешнем)аспекте (Г. Пауль, Г. Суит, А.

 Нурен, В. Матезиус, отчасти О. Есперсен),распространяясь даже на служебные слова, порядок слов, интонацию (Ж. Вандриес, Хоккет, Харрис). Рядавторов считают возможным в этом случае говорить о «нефлективной»(«аналитической», «внешней», «синтаксической») морфологии(В. М. Жирмунский, С. Д. Кацнельсон, М. И.

 Стеблин-Каменский). При такомпонимании морфологии к ней относятся, в частности, так называемыеаналитические формы, комплексы типа немецких глаголов с отделяемыми приставками или русских сочетаний «ни для кого», «ни с чем», «другза другом».

Таким образом, в этом случае сфера морфологиирасширяется за счёт сужения области синтаксиса.

Различают общую (теоретическую) морфологию ичастные морфологии отдельных языков.

В задачи общейморфологии обычно включается инвентаризация морфологическихспособов, применяемых в языках мира, иморфологических значений, ими выражаемых, а также типовформально-смысловых отношений между знаками. Явления асимметрии морфологического знака (см.

Знак языковой), а также функциональноерасслоение знаков на корневые и служебные делает целесообразнымсамостоятельное изучение относительно автономных одностороннихкомпонентов формы («формативов», «субморфов»)или значения («сем»).

Значения, выражаемые служебными элементами, делятся, во-первых, на семантические («номинативные») и синтаксические(«реляционные») и, во-вторых, на словообразовательные(≈ «классификационные», «деривационные»,«дериватемы») и словоизменительные («грамматические», «флективные», «граммемы»). Второе различение делит морфологию(«морфологию в широком смысле») на две основные области — словообразование («лексическую морфологию») и словоизменение («парадигматику», «грамматическую морфологию»).Иногда, однако, под собственно морфологией понимается толькословоизменение (образование форм слова), т. е. способность лексемы выступать в различных грамматическихформах, составляющих её парадигму.Как правило, у любой лексемы выделяется постоянная часть — основа — и переменная часть — набор флексий данной лексемы.

Изучение грамматических значений, их оппозиций, выявление первичных и вторичных функцийграммем (Е. Курилович), закономерностей употребления граммем, нейтрализации, десемантизации, транспозиции, поиск инвариантных дифференциальныхпризнаков и компонентный анализ граммем (см.

Компонентного анализа метод) не могут бытьадекватно осуществлены в рамках собственно морфологии и составляютпредмет самостоятельной дисциплины — грамматической семантики. Нередко, однако, этот разделграмматики включается в морфологию (В. В. Виноградов,В. А. Плотникова, В. Г.

 Гак), некоторые исследователи выделяют этупроблематику в особый раздел морфологии, называя егофункциональной морфологией (А. В. Бондарко и другие).

Раздел морфологии, изучающий формальные закономерности построениялексем и словоформ из морфем, а также внутреннюю структуру морфем,рассматриваемых в плане выражения, иногда называют морфемикой. Это в известном смысле центральный инаиболее бесспорный раздел морфологии.

При «узкоформальном» подходеобъём морфологии сводится к морфемике (у А. Мартине даже более узко —фактически к морфонологии).

Раздел морфологии, изучающий структуруформативов, формальные закономерности их сочетаемости («тактики») и контекстно-обусловленноеварьирование фонемной структуры их контекстныхпредставителей («морфофонемику»), называют морфонологией.

Различные языки неодинаковы по технике сочетания и звуковоговарьирования формативов (см. Типологическая классификация языков).

Фузионные языки, имеющие богатыеморфонологические механизмы (чередования, сандхи), как правило,обладают и развитой морфологией (см. Флективность).

Языки с агглютинацией обычнохарактеризуются более простой морфонологией (см. Сингармонизм) и соответственно более беднойморфологией.

Историческая морфология (в частности,сравнительно-историческая) изучает изменения форм и значения отдельныхморфем, историческое развитие структуры слова, перераспределениезвукового материала и компонентов значения между морфемами (опрощение, переразложение), выравнивание по аналогии, возникновение новых и исчезновение(отмирание) старых грамматических категорий, изменение количестваграммем и отношений между ними.

В исследовании морфологии применяются различные методы, напримерметоды дистрибутивного анализа илингвистической дешифровки (Харрис),а также экспериментальные методы, широкоиспользующие такие приёмы, как добавление, опущение, замещение(«субституция», «коммутация») (Л. Блумфилд,Ч. Фриз, А. М. Пешковский, Лу Чживэй, Дж. Х.

 Гринберг и другие), анализпо непосредственным составляющим, трансформационный метод (см. Метод в языкознании).

Важное место в теоретическойморфологии занимают поиски морфологических универсалий и фреквенталий (явлений, свойственныхне всем, но многим языкам), а также тенденций функционирования иразвития морфологической структуры слова, свойственных всем илимногим языкам (Гринберг, Б. А. Успенский, Б. А. Серебренников,С. Е. Яхонтов).

Разработка многоуровневых моделей языка (см.

Модель в языкознании),устанавливающих правила поэтапного перехода от фонетической (или графической) субстанции к семантической и обратночерез ряд промежуточных уровней представления, даёт возможностьсформулировать задачу частной (описательной) морфологии какэксплицитное установление соответствий междуглубинно-морфологическим представлением словоформ (например, «СТОЛрод. мн.») и их фонологической (или графической) репрезентацией (например, «столов»).Метод постулирования условной (глубинной) морфонологической транскрипции словоформ и формулировки правилперехода от этой исходной репрезентации (условного представления) кфонетической записи, восходящий к грамматике Панини, был развит вклассических работах Блумфилда и Р. О. Якобсона, а затемусовершенствован в советских и зарубежных исследованиях потрансформационной грамматике.

Морфология как раздел описательной грамматики возникает одновременнос рождением античной языковедческойтрадиции — складываются противопоставления исходной формы слова(в античной языковедческой традиции — «субстанции») и его парадигмы(«акциденций»), аналогии и аномалии; созда­ётся и надолго закрепляетсятрадиционная номенклатура частей речии грамматических категорий.

В эпохуВозрождения начинает вырабатываться система понятий, относящихся кструктуре слова («корень», «аффикс», «суффикс» в древнееврейской грамматике И. Рейхлина, 1506).Термин «морфология», создание которого связывают с именем И. В. Гёте,употреблялся первоначально применительно к разделу биологии,изучающему «формы» живых организмов. В 19 в.

он получаетраспространение и в лингвистике, находившейся тогда под сильнымвлиянием эволюционной биологии (ранее в этом значении употреблялсятермин «этимология»). Возникновение сравнительно-исторического языкознания и научнойэтимологии, тщательная обработкаогромного языкового материала у младограмматиков (см.

Младограмматизм) подготовили почву длятеоретического осмысления основных понятий морфологии в структурной лингвистике 20 в.

В отечественном языкознании большое вниманиеуделяется поискам объективных («формальных») критериев разграниченияи классификации единиц морфологии; большую роль в этом сыграли работыФ. Ф. Фортунатова и его учеников — Н. Н. Дурново, Д. Н. Ушакова,М. Н. Петерсона, Г. О.

 Винокура, Пешковского, а также дискуссия междусторонниками «формальной грамматики» (последователями Фортунатова) и еёкритиками (Л. В. Щерба, Виноградов) о соотношении «формальных классов»слов и частей речи (см. Московскаяфортунатовская школа).

Фортунатовские традиции изучения морфологии(учение о грамматической форме, осоотношении словоизменения и словообразования) во многом былипродолжены и развиты в 40—50‑х гг. 20 в. представителями«новомосковской школы» — В. Н. Сидоровым, П. С. Кузнецовым,А. А. Реформатским.

Существенный вклад внесли советские исследователи в решение проблемысинтагматической и парадигматической идентификации единицморфологии — слова (А. И. Смирницкий, Кузнецов, Ю. С. Маслов, Яхонтов)и морфемы (Г. А. Климов, Н. Д. Арутюнова, Е. С. Кубрякова).

Принципыморфологического анализа на материале «дефектно членимых» слов русского языка разрабатывались в работахВинокура и Смирницкого, позднее — М. В. Панова, применительно кматериалу английского языка соответствующиевопросы рассматривались в дескриптивной лингвистике (см.

Дескриптивная лингвистика). В работахА. А.

 Зализняка «Русское именное словоизменение» (1967) и«Грамматический словарь русского языка» (1977), основанных наприменении точных методов в описании русской морфологии, созданысистемы правил, позволяющих построить полную парадигму любого словарусского языка.

  • Дурново Н. Н., Грамматический словарь, М.—П., 1924;
  • Виноградов В. В., Русский язык. (Грамматическое учение ослове), М.— Л., 1947, 3 изд., М., 1986;
  • Смирницкий А. И., Морфология английского языка, М.,1959;
  • Кузнецов П. С., О принципах изучения грамматики, М.,1961;
  • Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М.,1967;
  • его же, Грамматический словарь русского языка, 2 изд., М.,1980;
  • Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;
  • Арутюнова Н. Д., Булыгина Т. В., Морфология, вкн.: Общее языкознание, т. 2. Внутренняя структура языка, М., 1972;
  • Соссюр Ф. де, Морфология, в кн.: Методологические проблемыистории языкознания, М., 1974;
  • Кубрякова Е. С., Основы морфологического анализа, М.,1974;
  • Поливанова А. К., Исчисление правильных морфологическихструктур рус. языка, в кн.: Семиотика и информатика, в. 6, М.,1975;
  • Маслов Ю. С., Введение в языкознание, М., 1975;
  • Касевич В. Б., Элементы общей лингвистики, М., 1977;
  • Булыгина Т. В., Проблемы теории морфологических моделей,М., 1977;
  • Никитина С. Е., Тезаурус по теоретической и прикладнойлингвистике, М., 1978;
  • Лайонз Дж., Введение в теоретическую лингвистику, пер. сангл., М. 1978;
  • Реформатский А. А., Морфология, в его кн.: Очерки поморфологии, фонологии и морфонологии, М., 1978;
  • Бидер И. Г., Большаков И. А.,Еськова Н. А., Формальная модель русской морфологии, в. 1—2,М., 1978;
  • Гак В. Г., Теоретическая грамматика французского языка.Морфология, М., 1979;
  • Русская грамматика, т. 1—2, М., 1980;
  • Nida E., Morphology, 2 ed., Ann Arbor,[1965];
  • Matthews P. H., Inflectional morphology, Camb.,1972;
  • его же, Morphology, Camb.,1974;
  • Morphologie und generative Grammatik, Fr./M., 1975;
  • Universals of human language, v. 3, Word structure, ed. byJ. Greenberg, Stanford, 1978;
  • Bybee J. L., Morphology. A study of the relationbetween meaning and form, Amst. — Phil., 1985;
  • Bibliography of morphology. 1960—1985, Amst. — Phil.,1988.

Т. В. Булыгина, С. А. Крылов.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

Источник: https://les.academic.ru/709/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Морфология. Части речи. Языковые нормы. Орфография — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

Морфология

    Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются части речи.

    В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

Самостоятельные части речи                                                                                   

 Изменяемые Неизменяемые
 Склоняемые (именные) Спрягаемые Наречия
— имя существительное— глагол
— имя прилагательное(особые формы глагола:- причастие- деепричастие)
— имя числительное
— местоимение

Самостоятельные именные части речи

 Часть речи Общее значение Морфологические признаки Синтаксическая роль
Имя существительноеПредмет Н.ф. (И.п., ед.ч.)Постоянные признаки:- собственное или нарицательное- одушевленное или нет- род- склонениеНепостоянные признаки:- падеж- число— подлежащее- сказуемое (именная часть)- определение- дополнение- обстоятельство 
Имя прилагательное Признак предмета Н.ф. (И.п., ед. ч., м.р.) Постоянные признаки:- разряд (качественное, относительное, притяжательное)Непостоянные признаки:- степень сравнения (у качественных);- полная или краткая форма (у качеств.)- падеж- число- род (в ед.ч.) — определение- сказуемое (именная часть сост. им. сказ.) 
Имя числительное Количество или порядок предметов при счете Н.ф. (И.п)Постоянные признаки:- разряд(количественное, порядковое)- простое, составное, сложноеНепостоянные признаки:- целое, дробное, собирательное (у колич. числ.)- падеж- род- число— подлежащее- сказуемое- определение- дополнение- обстоятельство 
Местоимение Указывает на предмет, признак и количество, но не называет их Н.ф. (И.п., ед.ч.)Постоянные признаки:- разряд по значению (личные, возвратное, вопросительные,относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные)- лицо (у личных)Непостоянные признаки:- падеж- род- число 

    Запомните: есть существительные, которые употребляются только в единственном числе (собирательные – детвора, слова с вещественным значе-нием – железо, собственные имена) или только во множественном (составные и парные предметы – грабли, названия материалов – отходы, промежутков времени – сутки, географические названия – Карпаты).

Упражнение № 1

    Выпишите в два столбика существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

    Мышь, земля, слесарь, молодежь, студенчество, оч¬ки, ворота, храбрость, стрельба, добро, Вена, ковер, свежесть, стремление, верность, березняк, каникулы, пуд¬ра, железо, хлопоты, пшеница, мемуары, ширина, еж, опилки, ясли.

Запомните: существуют существительные общего рода (задира Катя, задира Алеша; врач Иванов, врач Иванова).

    Склонение – это изменение существительного по падежам.

    К 1-ому склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -А (-Я) (книга). Ко 2-ому – ср. р. с окончаниями -О (-Е) и м.р. с нулевым окончанием (солнце, день). К 3-ему – существительные ж.р., оканчивающиеся на Ь (печь).

    Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму (жюри).

    Расзносклоняемые (бремя, время, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) имеют окончания разных склонений.

    Запомните: род несклоняемых существительных определяется по родовому слову (Онтарио – озеро); к м.р. относятся существительные, называющие лиц мужского пола (маэстро), к ср.р. – неодушевленные существительные (метро).

Упражнение № 2

    Определите род существительных и согласуйте с ними прилагательные.

    (Вкусный) кофе, (разнообразный) меню, (полезный) кольраби, (интересный) пари, (овощной) рагу, (несправедливый) пенальти, (остроумный) конферансье, (пестрый) какаду, (привередливый) маэстро, (веселый) попурри.

    Различайте окончания существительных во множественном числе:

    И.п. -А (Я) (дома, стулья); -Ы (И) (столы, двери).

    Р.п. -ОВ (ЕВ) (столов, стульев); -ЕЙ (вожжей); нулевое окончание (грузин, чулок, волн).

Упражнение № 3

    Образуйте формы Р.п. множественного числа от следующих существительных.

    Будни, сумерки, цапля, башкир, румын, солдат, сапог, волны, дорога, простыня, ясли, лезвие, мандарин, апельсин, помидор, таджик, банан, носки, чулки, дупло, кочерга. 

    Различайте качественные, относительные и притяжательные местоимения.

    Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? и обозначают принадлежность (мамин, лисий).

    Относительные прилагательные указывают на материал, на пространственный и временной признаки (серебряный, вчерашний, дальний).

    Качественные прилагательные:

  • сочетаются со словом очень;
  • имеют степени сравнения;
  • имеют полную и краткую форму.

Упражнение № 1

   Распределите данные прилагательные по столбикам в зависимости от разряда.

    Зимний, добрый, куриный, вечерний, ценный, честный, решительный, легкий, отцов, волчий, сильный.

Степени сравнения прилагательных

 Сравнительная Превосходная
 простая составная простая составная
Суффиксы: -ЕЕ( -ЕЙ), -Е, -ШЕПример: быстрееБолее (менее) быстрыйСуффиксы:-ЕЙШ (-АЙШ)Пример: быстрейший (наиболее, наименее, самый) быстрый 

Упражнение № 2

    Образуйте возможные степени срав¬нения от данных прилагательных.

    Богатый, хороший, крутой, плохой, широкий, тугой, сладкий, робкий, опрометчивый, звонкий.

    Различайте количественные числительные (отвечают на вопрос сколько? пять) и порядковые (какой? пятый).

    Количественные числительные делятся на:

  • целые (два);
  • дробные (две третьих);
  • собирательные (двое).

    Различайте простые числительные (состоят из одного слова: пять), составные (состоят из нескольких слов: двадцать пять) и сложные (состоят из двух кор¬ней: пятьдесят).

Упражнение № 1

    Определите разряд данных числительных. Укажите, являются ли они простыми, состав¬ными или сложными.

    Девятнадцать, шестьсот, шестьдесят четыре, семеро, одиннадцать, девяносто второй, сорок четыре, семьдесят шестой, первый, сто.

Упражнение № 2

   Укажите ошибки, допущенные при склонении числительных.

    Двое подруг, к шестисот сорока пяти студентам, око¬ло девяносто страниц, по обоим сторонам, пятидесятью восьмью рублями, четырехста трех участков.

    По значению местоимения делятся на следующие разряды:

  • личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);
  • возвратное (себя);
  • вопросительные и относительные (кто, что, какой, чей, который, сколько);
  • указательные (тот, этот, такой, таков, столько);
  • притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, ее, их, его);
  • определительные (весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, сам, самый);
  • отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего);
  • неопределенные (не-, кое-, -то, -либо, -нибудь + вопросительно-относительные местоимения).

Упражнение № 1

    Укажите разряды местоимений.

    Он пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы. (А. Пушкин) 2) Улица – моя. Дома – мои. (В. Маяковский) 3) Тебя господь наш по¬любил. (А. Хомяков) 4) Мне не для чего собирать добро. (А.

Кольцов) 5) Но я люблю – за что, не знаю сам – ее степей холодное молчанье… (М. Лермонтов) 6) Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас! (А. Пушкин) 7) Со всех сторон его клянут. (Н.

Некрасов) 8) Этих рук бессердечье, этих губ доброта. (Б. Пастернак).

 Часть речи Общее значениеМорфологические признаки Синтаксическая роль
ГлаголДействие или состояние предметаН.ф. (инфинитив)Постоянные признаки:- вид- спряжение- переходность- возвратностьНепостоянные признаки:- наклонение- число- время- лицо- род— сказуемое- подлежащее- обстоятельство 
Причастие (особая форма глагола) Признак предмета по действию Н.ф. (И.п., ед.ч., м.р.)Постоянные признаки: — действительное или страдательное- время- видНепостоянные признаки:- полная или краткая форма (у страд.)- падеж- число- род — определение- сказуемое (именная часть сост. им. сказ.) 
Деепричастие (особая форма глагола) Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Н.ф. (неопределенная форма глагола) Постоянные признаки:- вид- неизменяемость- возвратность — обстоятельство 

    Различайте:

  • глаголы совершенного вида (что сделать? сказать) и несовершенного (что делать? говорить);
  • переходные глаголы (сочетаются с существительным или местоимением в В.п. без предлога (любить (что?) фрукты) и глаголы с отрицательной частицей НЕ с Р.п: (не читал книги)) и непереходные;
  • глаголы 2-го спряжения (В Н.ф. гл. с безударным личным окончанием – все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, 7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть; 4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать) и 1-го спряжения (все остальные);
  • возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -СЬ, -СЯ).

Упражнение № 1

    Распределите по столбикам глаголы 1-го и 2-го спряжения.

    Хотеть, бороться, слышать, гнать, вычищать, колоть, дремать, клеить, ненавидеть, жаждать, быть, нестись, славить, сеять, поддержать, замести, встретить.

    Запомните: возвратные глаголы всегда непере¬ходные.

Упражнение № 2

   Укажите переходные глаголы.

    Рассказывать о поездке, доказывать правоту, сожалеть о неудаче, не писал письма, тормозить работу, пре¬пятствовать поездке, касаться вопроса, выслеживать добычу, рисовать в тетради, гулять по проспекту.

    Наклонение глагола

    Изъявительное (гл. в форме наст., прош. или будущ. вр.: пишу, писал, напишу)

    Повелительное (приказ, просьба: напиши)

    Условное (возможное, желаемое действие: сказал бы)

Упражнение № 3

    Укажите наклонение глагола.

    Хотелось бы, распределите, намажь, подошел, сделал бы, руководите, увидеть, отдохнул, останется, светить, употребляется, встретился бы.

    Запомните: личные глаголы могут употребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. – На улице накрапывает.

Упражнение № 4

    Перестройте предложения, заменив личные глаголы безличными.

    Вьюга замела все вокруг: леса, поля, овраги.

    Очень хочу довести задуманное до конца.

    Неожиданно я услышала какие-то странные звуки.

    Солнце светит, да не греет.

Упражнение № 1

    Распределите в два столбика действительные и страдательные причастия.

    Убегающий, гонимый, расколотый, сделанный, рождаемый, прибежавший, строящий, назначенный, шедший, реющий, застывший, приколотый, бушующий, наполненный, сбежавший.

    Различайте: прилагательные (обозначают признак предмета: зеленый) и причастия (обозначают признак предмета по действию: зеленеющий – тот, который зеленеет).

Упражнение № 2

   Распределите в 2 столбика прилагательные и причастия.

    Мощеная улица, мощенная булыжником улица, бешеный зверь, взбешенный зверь, иллюстрированный журнал, копченый окорок, газированная вода, торжественный митинг, воспитанная девочка, взволнованное море, законченная работа, не написанная вовремя книга, соленая пища, плетеная корзина, кованый сундук, крашеный пол, освещенная солнцем.

    Запомните: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени, деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива.

Упражнение № 1

    Образуйте от данных глаголов деепричастия, укажите их вид и суффиксы.

    Закончить, порезаться, броситься, довезти, унести, растаять, спешить, любить, слушаться.

 Общее значение Морфологические признаки Синтаксическая роль
НаречиеПризнак действия, предмета или другого признака Постоянные признаки:- разряд по значению (места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели)- неизменяемостьНепостоянные признаки:- степени сравнения (сравнительная и превосходная) — обстоятельство 

Упражнение № 1

    Определите разряд наречий.

    Вскачь, по-дружески, утром, далеко, мало-помалу, ночью, назло, нарочно, вглубь, вширь, невиданно, сдуру, внушительно, высоко, взволнованно, черным-черно.

 Часть речи Общее значение (что выражает) Морфологические признаки Синтаксическая роль
ПредлогВыражает зависимость сущ., числ. и мест, от др. слов в сл./соч. и предложении — непроизводные и производные- неизменяемость Не является членом предложения 
Союз Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного — сочинительные и подчинительные- простые и составные- неизменяемость Не является членом предложения 
Частица Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова — разряд по значению (формообразующие, отрицательные, модальные)- неизменяемость Не является членом предложения 

    Различайте: производные предлоги (образованные от самостоятельных частей речи: благодаря, в течение) и непроизводные (из, от, с, у, к, в, на и др.).

Упражнение № 1

   Выпишите словосочетания с производными предлогами.

    1) Мы долго шли по лесной дорожке, которая вилась среди хвойного молодняка. 2) Несмотря на трудности, мы продолжали двигаться дальше. 3) Вследствие простуды я пропустила занятия в школе. 4) Из этого ничего хорошего не выйдет. 5) В продолжение длительного времени мы не могли дозвониться до дома.

6) Вопреки традициям, гости были одеты по-современному. 7) Согласно приказу военного коменданта, эшелон был отправлен точно в назначенное время. 8) Мы решили поехать вторы вопреки погодным условиям. 9) В заключение доклада он подвел итоги проделанным исследованиям. 10) Навстречу нам двигалась толпа людей.

Упражнение № 2

    Распределите в два столбика словосочетания с производными предлогами и омонимичные им самостоятельные части речи.

    В продолжение нескольких минут, в продолжении романа, несмотря на сильные морозы, не смотря по сторонам, вследствие длительных дождей, в следствии по делу, в течении горных рек, в течение нескольких минут, в заключение беседы, находиться в заключении, благодаря заботам, искренне благодаря, во время работы, пришел вовремя, иметь в виду, ввиду плохой по¬годы.

  Различайте союзы:

    1) Сочинительные:

  • соединительные (и, да=и, ни…ни, тоже, также, не только, но и, как… так и);
  • противительные (а, но, да=но, зато, однако, же);
  • разделительные (или, иль, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли, ли… ли)

    2) Подчинительные:

        а) изъяснительные (что, чтобы, как);

        б) обстоятельственные:

  • временные (когда, пока, едва, лишь, лишь только);
  • причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что); 
  • целевые (чтоб, чтобы, с тем чтобы, для того чтобы);
  • условные (если, раз, если бы);
  • уступительные (хотя, несмотря на, пускай);
  • сравнительные (как, будто, точно, словно, как будто);
  • следственные (так что).

Упражнение № 1

    Выпишите союзы, распределив их по столбикам (сочинительные, подчинительные). Укажите их разряд.

    1) Не только я участвовал в этом конкурсе, но и все присутствующие. 2) Чтобы побыстрее добраться до берега, нам пришлось затратить много усилий. 3) Если погода будет хорошей, мы поедем на прогулку в лес. 3) Ты прощаешься со мной так, как будто мы не увидимся больше! (А.

Куприн) 4) Может быть, мне и не понравится то, что я сегодня купила. 5) Времени было мало, поэтому приходилось действовать не раздумывая. 6) Мне было не столько обидно, сколько досадно. 7) Он был невысоким, зато крепкого телосложения. 8) Ее губы дрогнули не то насмешливо, не то с горечью. 9) Как взрослые, так и детвора собрались в гостиной.

10) Хотя это не было для нас неожиданностью, мы расстроились.

   Отличайте союзы от союзных слов: союзные слова являются, в отличие от союзов, членами предложения. (Я знаю, что тебе подарить (союзное слово). – Я знаю, что дорога будет трудной (союз)).

Упражнение № 2

    Укажите предложения, в которых встречаются союзы. Чем они отличаются от омонимичных самостоятельных частей речи?

    1) Мы тоже с удовольствием прочитали эту книгу. 2) Берись за то, что тебе по душе. 3) Я надела то же платье, что и вчера. 4) Мы устали, зато испытали чув¬ство удовлетворения.

5) Шел дождь, притом дул сильный ветер. 6) При том доме отдыха был бассейн. 7) Я тут ни при чем. 8) Что бы ни говорили, а это прекрасное зрелище. 9) Мы бежали изо всех сил, чтобы не опоздать на поезд.

10) Он работает так же, как и всегда.

    Различайте частицы:

  • формообразующие (да, давай, пусть пускай, бы, б);
  • отрицательные (не, ни);
  • модальные:
  • вопрос (ли, разве, неужели);
  • восклицание (что за, как);
  • указание (вот, а вот, вон, а вон);
  • уточнение (именно, как раз);
  • ограничение (только, лишь, исключительно, почти);
  • сомнение (вряд ли, едва ли);
  • усиление (даже, даже и, же, ведь, все-таки);
  • смягчение требования (ка).

Упражнение № 1

    Выпишите частицы и укажите их разряд.

    1) Укажу хотя бы вкратце. (А. Твардовский) 2) Неужели я не смогу это сделать?! 3) Что за невезение! 4) Я не скажу ни единого слова.

5) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана. 6) Это даже не требует разъяснения. 7) Вряд ли мы успеем к началу спектакля. 8) Давай возьмемся за работу завтра.

9) Пусть все останется по-прежнему. 10) Именно сегодня я не смогу пойти в кино.

    Различайте частицы НЕ и НИ:

  • частица НЕ служит для выражения отрицания (не сделал);
  • частица НИ служит для усиления отрицания (не написал ни слова);
  • придает отрицательное значение предложениям без подлежащего (Вокруг ни души);
  • имеет обобщающее значение (Куда ни взглянешь, везде леса. Но: Как не удивиться увиденному! (в восклицательных предложениях)).

    Запомните: частица НЕ может придавать предложению не только отрицательный смысл, но и положительный (не мог не сказать – должен был сказать).

Упражнение № 2

    Укажите значение частиц НЕ, НИ.

    1) Кто не хочет поехать на отдых! 2) Никто не хочет работать допоздна. 3) Ни души вокруг. 4) Не успел ни охнуть, ни вздохнуть. 5) Вовсе не лишняя поддержка. 6) В горах лежал не растаявший за лето снег. 7) Он не смог не откликнуться на ее призыв. 8) Где только не приходилось останавливаться! 9) Куда ни взглянешь, везде степь бескрайняя. 10) Я не мог не засмеяться.

  Запомните: ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи не относится междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, побуждения (ах, ой, ура).

Упражнение № 3

    Выпишите из данных предложений междометия.

    1) Ах, какой приятный! Ах, милашка! 2) Послушай, эй, Осип! Тьфу! Даже тошнит, как есть хочется. (Н. Гоголь) 3) Ой, полна, полна коробуп!ка, есть и ситцы, и парча. 4) Чу, идет! – пришла желанная… (Н. Некрасов) 5) Ага, попались, голубчики. (Н. Прокофьев) 6) Ура! «Спартак» победил. 7) Эх, ничего не получилось!..

Правописание имён существительных

Проверь себя:

    В каком ряду во всех словах пишется Е?

    1) к батаре…, в уль…, с ветк…, на брошк…, на темен…, о санатори…

    2) у брон…, в ине…, в волнень…, к тещ…, в планетари…, о знамен…

    3) в волнени…, к галере…, у Натали…, на ожерель…, на кляч…,  к упряж…

    4) на остри…, о лихолеть…, к Прасковь…, в низовь… Волги

    В каком ряду все слова имеют суффикс -ЧИК?

    1) зелен…ик, донос…ик, извоз…ик, душеприказ…ик

    2) груз…ик, фонар…ик, навод…ик, пулемет…ик

    3) перебеж…ик, развоз…ик, объезд…ик, автоответ…ик

    4) набор…ик, смаз…ик, зенит…ик, горнодобыт…ик

    В каком ряду во всех словах в суффиксе пишется И?

    1) кресл…це, красав…ца, изюм…нка, баш…нка

    2) бел…зна, пугов…чка, бус…нка, за…нька

    3) шалаш…к, плать…це, Тол…чка, толщ…на

    4) топл…во, круж…во, па…нька, нов…зна

    В каком ряду во всех словах в суффиксе пишется Е?

    1) владел…ц, кормил…ц, сит…чко, мес…во

    2) завал…нка, купал…нка, ружь…цо, нищ…нка

    3) жар…во, мученич…ство, дво…чка, подароч…к

    4) могущ…ство, хлеб…ц, владел…ца, письм…цо

Правописание имён прилагательных

Источник: https://www.sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-4

Морфология русского языка: разделы, основные понятия и правила, что изучает,кратко,все о морфологии,разделы, теория,сообщение на тему

Морфология

Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.

Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии — это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.

  • Что такое морфология и что она изучает в русском языке
  • Основные понятия морфологии
  • В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:
  • Морфологические нормы
  • Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

Основные понятия морфологии

В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:

  • самостоятельные
  • служебные

: «глас вопиющего в пустыне» — значение фразеологизма.

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:

Имя существительное: определение — это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.

  1. Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
  2. Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
  3. Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
  4. Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  5. Число (единственное, множественное).
  6. Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).

  1. Начальная форма — м. р., И. п., ед. ч.
  2. Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
  3. Форма: полная и краткая.
  4. Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
  5. Род (мужской, женский, средний).
  6. Число (ед. и мн.).
  7. Падеж.

Имя числительное — это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.

Н. ф. — И. п.

  1. По разряду (лексико-граммат.): количественные, порядковые, собирательные, обозначающие дробные числа.
  2. По составу делятся на: простые, сложные, составные.
  3. Падеж — у всех имён числит.
  4. Число.
  5. Склонение.

Местоимение — это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных — отвечают на вопросы существительных, прилагательных — отвечают на вопросы прилагательных, числительных — отвечают на вопросы числительных.

  1. Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).

Н. ф. — неопред. форма (что делать? сделать?).

Постоянные признаки:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
  2. Возвратность/невозвратность.
  3. Переходность/непереходность.
  4. Спряжение (I спр., II спр.).

Непостоянные признаки:

  1. Наклонение: изъявительное (иду, читаю), условное (читала бы), повелительное (Читайте!).
  2. Время: настоящее, прошедшее, будущее.
  3. Лицо (у глаголов наст. и буд. времени; в прош. времени и условн. наклонении лица нет).
  4. Род (только в прош. времени; в и изъяснит. и в условн. наклонениях определяется по окончаниям).
  5. Число (у всех, кроме инфинитива).

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).

  1. Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
  2. Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
  3. Знаменательные и местоименные.

Интересно знать: Что такое онлотогия?

В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:

предлог — это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).

Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).

Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.

союз — это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.

  1. По происхождению: производные/непроизводные.
  2. По составу: простые, составные.
  3. По расположению: одиночные, повторяющиеся.
  4. По значению: сочинительные, подчинительные.

Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.

  • частица — это часть речи, относящаяся к служебным и которая предназначается для того, чтобы внести в предложения разнообразные оттенки значения или для формулировки смысловых оттенков слов и выражают чувство и взаимоотношение говорящего к высказываемой мысли, а также для создания форм слов.
  1. Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.

Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!

Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.

Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!

А также частью речи считается междометие — часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.

  1. Производные/непроизводные.

Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!

Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).

: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.

Морфологические нормы

Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.

Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

  • Фонетика — раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.

Звук — это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.

  • Лексика — изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.

Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.

Лексическое значение слова — это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.

  • Словообразование — раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.

Морфема — минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).

  • Орфография — это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.

Орфограмма — написание, которое отвечает установленному правилу.

  • Синтаксис — это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
  • Словосочетание — единица синтаксиса, состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
  • Пунктуация — это:
  1. основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
  2. система знаков препинания.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/morfologiya-russkogo-yazyka-i-chto-ona-izuchaet.html

Refy-free
Добавить комментарий