Монархия как форма правления

Монархическая форма правления

Монархия как форма правления

  • единоличный характер власти;
  • наследственный порядок преемственности власти;
  • пожизненное исполнение властных полномочий;
  • глава государства, являясь олицетворением нации, представляет страну на международной арене;
  • юридический иммунитет главы государства.

Виды монархии

В зависимости от основополагающего критерия монархии можно разделить на двавида:

1. по объему ограничений:

  • абсолютная монархия,
  • ограниченная (конституционная) монархия,
  • теократическая монархия.

2. по традиционному устройству:

  • древневосточная,
  • феодальная,
  • теократическая.

Виды монархий по критерию объема ограничения

Абсолютная монархия – форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках правителя, являющегося единственным носителем суверенитета и обладающим широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Подобная форма правления встречается в следующих странах: Султанат Бруней, Королевство Саудовская Аравия.

Подчеркнем, что ключевой отличительной особенностью данной формы правления является то, что власть монарха ничем не ограничена. Существующие органы власти подотчетны главе государства. Воля народа официально может быть выражена исключительно через совещательный орган.

Ограниченная (конституционная) монархия – форма правления, при которой власть главы государства ограничена конституцией или нормами неписаного права, или традициями. Данный вид формы правления существует в двух формах:

парламентская монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх наделен только представительскими полномочиями. Правительство подотчетно парламенту, т.к. именно он наделен большей властью, чем другие органы власти.

Монарху принадлежит право вето и право роспуска парламента, но фактически не используется им. Довольно часть акты монарха не могут вступить в силу без их утверждения премьер-министром.

Ярким примером государств с аналогичной формой правления являются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Камбоджа, Новая Зеландия, Ямайка и др.

дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх является главой исполнительной власти, парламент осуществляет законодательную власть. Правительство формируется главой государства и подотчетно ему.

Монарх вправе распустить парламент и его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Юридическая сила актов монарха равна или выше актов парламента.

К дуалистическим монархиям в современном мире относятся Бахрейн, Иордания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Объединенные Арабские Эмираты.

Теократическая монархия – форма правления, при которой вся политическая власть принадлежит духовному лицу. Таким образом, глава государства является представителем  как духовной, так светской власти. Все важные вопросы решаются согласно божественным указаниям, откровениям или законам.

В настоящее время такая форма правления представлена в Ватикане.

Сравнительная характеристика видов монархий, разделенных по критерию объема ограничений

Абсолютная монархияПарламентская монархияДуалистическая монархияТеократическая монархияПринадлежность законодательной властиОсуществление исполнительной властиНазначение главы правительстваОтветственность правительстваПраво роспуска парламентаПраво вето на решения парламента
монархпарламентпарламентпонтифик
монархправительствомонархпонтифик
монархформально – монарх, с согласия главы правительствамонарх
перед монархомперед парламентомперед монархом
у монарха по рекомендации правительстванеограниченное у монарха
нее используется, но предусмотреноправо абсолютного вето

Виды монархии по критерию традиционного устройства

Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления. Патриархальность – основная черта общественного строя и быта при данной форме правления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием.

Феодальнаямонархия – разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, общество разделено на две основные социальные группы: феодалы и крестьяне. Данная форма монархии последовательно проходит следующие периоды:

  • раннефеодальная монархия – форма правления, которая при переходе к феодализму развивается в зависимости от климатических особенностей региона, либо от особенностей развития рабовладельческого строя, либо от состояния развития первобытнообщинного строя. Существует в периоды создания раннефеодальной империи и в период феодальной раздробленности. На данном этапе глава государства является выборным и зависит от воли крупных феодалов. Однако предпринимаются попытки передачи власти по наследству.
  • вотчинная монархия – форма правления, при которой верховная власть становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, начинается процесс государственной централизации.
  • сословно-представительная монархия – форма правления, при которой в управлении государством принимали участие представители различных сословий. Она складывается в условиях политической централизации.
  • абсолютная монархия – форма правления, при которой происходит процесс упразднения феодальных владений, и стираются иерархические границы между феодалами. Однако продолжаю существовать сословные привилегии.

Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Вывод

Монархия как форма правления – это сложное соединение власти, правовых норм ее организации и реализации, социально-психологического состояния общества.

Монархия – это не отжившая свой век форма правления, это при наличии определенных условий перспективная форма управления государством.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/monarhicheskaya-forma-pravleniya/

Монархия как форма правления

Монархия как форма правления

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ………………………………………………………………….………3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ……………………………5
1.1Признаки монархии как  формы правления……………………………6
1.2Достоинства и недостатки монархии……………………………………9
2.ВИДЫ МОНАРХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ………………11
2.1Рабовладельческая монархия……………………………………………11
2.2Феодальная монархия……………………………………………………13
2.2.1Раннефеодальная монархия……………………………………………14
2.2.2Сословно-представительная монархия…………………………………15
2.2.3Абсолютная монархия. Абсолютизм в России……………………….18
2.3Буржуазная монархия……………………………………………………24
2.3.1Дуалистическая монархия………………………………………………25
2.3.2Парламентская монархия………………………………………………26
3.МОНАРХИЯ КАК  ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ  ГОСУДАРСТВ……………………………………………………..……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Монархия как форма правления – одна из самых древних форм, истоки которой появились на рубеже IV-III тыс. лет до н.э.

На протяжении столетий монархия развивалась: исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную.

В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной. Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что монархия как форма правления имеет не только историческую многовековую ценность, но и интересную схему развития как форма правления.

Немаловажное значение имеет то, что в современном мире монархия как форма правления сохраняется в 41 государствах, и они дорожат своими традициями и исторически сложившимися институтами. На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти.

Одним из первых был Аристотель, который выделил монархию как одну из наилучших форм правления.

 Целью курсовой работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, разработать и привести историческую классификацию монархии, а также рассмотреть особенности монархического правления в современных государствах.

Задачи. Достижение цели требует выполнения следующих задач:

1. Определить понятие и сущность монархии

2. Раскрыть достоинства и недостатки данной формы правления

3. Охарактеризовать исторические формы развития монархии.

4. Описать монархию как форму правления в современном мире.

Объектом исследования курсовой работы являются формы правления государств.

Предметом является монархия как форма правления.

Анализ изученных источников и литературы. Особое внимание при исследовании понятия и сущности монархии как формы правления уделялось трудам ученых в области общей теории государства и права, а также конституционного права.

Большое значение для исследования понятия и сущности монархии как формы правления имеют труды таких научных деятелей как Марченко М.Н., Венгеров А.Б. и др. Значительный интерес представляют научные исследования в области конституционного права. Среди них следует выделить работы таких ученых, как Мишин А.А., Баглая М.В.

Работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка используемых источников и литературы.

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ

В теории государства выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Монархическая форма правления – «власть одного, единовластие» — весьма древняя форма правления.

Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая, на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников.

Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов.

Он – обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями.

Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными службами, те, в свою очередь, назначали более мелких руководителей работ.

Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную систему управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворенны первоначальными решениями.

Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти.

Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей.

Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха.

Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.

    1. Признаки монархии как формы правления

Основными признаками  классической  монархической  формы  правления являются:

  1. Наличие единоличного пожизненного главы  государства  (царь, король, император, шах);
  2. Наследственный порядок преемственности верховной власти;
  3. Юридическая безответственность монарха.

1. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей Франции заявлял: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных (временами огромное количество), которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства.

Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима).

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

2. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству.

В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.).

Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия.

Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами.

Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

3. Монарх считается свободным от ответственности. Но «безответственный монарх» – это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного.

Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники.

Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.

Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления – это как бы идеал, типичная форма монархии.

В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от перечисленных юридических признаков.

Различные сочетания этих признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютную) и ограниченную, в том числе конституционную.

Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, то и социально-психологические признаки. Можно указать на следующие. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх – как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога.

Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь – за всех», признании неравенства людей, их ранжированности по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии.

Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на доброго царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным.

Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.

Источник: https://www.referat911.ru/Teoriya-gosudarstva-i-prava/monarhiya-kak-forma-pravleniya/286076-2621003-place1.html

Монархия как форма правления (стр. 1 из 2)

Монархия как форма правления

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ПЛАН

1. Понятие и сущность монархии

2. Виды монархии

3. Заключение

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ

Монархия (гр. monarchia — единовластие) наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права.

При монархической форме правления главой государства является единоличный правитель — монарх; власть монарха, как правило, является пожизненой и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии — выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая М.

существует ныне только в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

В отличие от монархии для республиканской формы правления характерна выборность и сменяемость главы государства.

Монархия и республика являются одинаково древними формами правления, однако можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIXвека монархия была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика — скорее исключением.

С начала прошлого времени соотношение неуклонно изменяется.

Сейчас уже абсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (все еще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.

Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству.

Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит.

В разных странах монарх носит различные названия: король — в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан — в Малайзии, Брунее, Омане, эмир — в Кувейте, ОАЭ, великий герцог — в Люксембурге, князь — в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие, означающее переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке.

В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).

Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).

Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В ряде арабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н. «клановая», когда наследника избирает правящая семья через семейный совет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).

Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere — управлять) — временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха.

2. ВИДЫ МОНАРХИЙ

Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах.

С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную.

В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской.

Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Раннефеодальная монархия в настоящее время исчезла бесследно, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом виде.

Сословно-представительная монархия также уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом.

Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы — сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются).

Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству.

В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

В современном мире сохраняются два исторических типа монархии — абсолютная и конституционная. Конституционная монархия, как уже говорилось выше, существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистической и парламентарноймонархии. Абсолютная монархия также существует ныне в двух формах — светской и теократической (Ватикан).

Итак, абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается коран), Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную — при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) Законосовещательные органы — особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особая форма организации государственной. власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такой монархии.

является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная) монархиявпервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура(контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К.

формально объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля.

Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу слабости.

неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства.

Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г.

до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Источник: https://mirznanii.com/a/181769/monarkhiya-kak-forma-pravleniya

Форма правления. Республиканская форма правления и монархия. Примеры

Монархия как форма правления

Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства делят на республиканские и монархические.

При монархии власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству. Монархия бывает абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической).

При республике верховная власть избирается. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран

Монархия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит пожизненному правителю (царю, королю, императору) и передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной.

Абсолютная монархия — это государство, где вся полнота власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.

Примеры абсолютных монархий в современном мире — Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар.

Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.

Парламентская или конституционная монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.

Власть монарха определена конституцией и другими законами.

Примеры парламентских монархий — современная Великобритании, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды. В этих странах монархи играют символическую роль и не имеют реальных полномочий.

Дуалистическая монархия — это государство, где монарх обладает небезграничными, но все равно обширными полномочиями.

Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — парламенту. Монарший двор формирует правительство, король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон.

Примеры дуалистических монархий — Марокко, Кувейт, Иордания, княжество Лихтенштейн, княжество Монако.

Формы республики. Президентская, парламентская, смешанная. Примеры стран

Республика — форма правления, где верховная власть избирается. Глава государства (например, президент) избирается напрямую населением или косвенно — коллегией выборщиков, парламентом. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту.

Изначально слово республика означало любое государство, но с XVII века так стали называть государство без короля.

Большинство современных государств — республики. Это не значит, однако, что везде власть избирается демократическим путем. В государстве, называющим себя республиканским, может царить авторитаризм или тоталитарный режим.

Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Президентская республика — государство, где президент обладает широкими полномочиями. Президент избирается напрямую населением или коллегией выборщиков, а не парламентом. Он координирует отношения между ветвями власти, формирует правительство или сам возглавляет его, вносит законопроекты, является верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене.

Примеры президентских республик: Россия, США, Белоруссия, Казахстан, Уругвай.

Парламентская республика — государство, где власть сосредоточена в парламенте. Выборный парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.

Премьер возглавляет исполнительную власть, опирающуюся на парламенское большинство. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку.

Должность президента в парламентских республиках также может существовать, но президент не является главой исполнительной власти и играет второстепенную роль.

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Греция, Польша, Израиль.

Смешанная республика, она же полупрезидентская — это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. Сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Отдельная категория — теократические республики, где в руках верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Например, Исламская Республика Иран, где фактическим главой государства является не президент, а высший по рангу религиозный деятель — аятолла.

Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика

Россия — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Россия как президентская республика. Чаще всего Российскую Федерацию относят к президентским республикам. Действительно, конституционные полномочия президента очень широки.

В России президент является официальным главой государства, гарантом Конституции и прав граждан, верховным главнокомандующим, представителем страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения.

Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Президент выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда, кандидатуру генерального прокурора, назначает федеральных судей, назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил.

От имени России президент ведет переговоры с лидерами других стран, подписывает международные договоры.

Конституция 1993 года была принята по инициативе президента Бориса Ельцина после вооруженного конфликта с парламентом и сильно расширила президентские полномочия. Иногда говорят даже, что Россия — суперпрезидентская республика.

Черты смешанной республики в России. В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для президентско-парламентских республик. Например, парламент может отстранить президента от должности (импичмент), одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо отличать различные формы правления. Для этого нужно знать признаки абсолютной и ограниченной монархии, президентской и парламентской республики.

Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

В го­су­дар­стве Z власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе.

Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство Z вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) уни­тар­ное государство

2) фе­де­ра­тив­ное государство
3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия
4) де­мо­кра­ти­че­ское государство
5) аб­со­лют­ная монархия
6) пре­зи­дент­ская республика

Правильный ответ: 134

Передача вла­сти по на­след­ству ука­зы­ва­ет на на­ли­чие монархии. Это конституционная монархия, так как власть ограничена законами. На­ли­чие прав и свобод указывает, что это демократическая страна. Тер­ри­то­рии не об­ла­да­ют самостоятельностью — это уни­тар­ное государство.

В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет парламент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества.

Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъектов, ко­то­рые об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную структуру. Най­ди­те в приведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) конституционная монархия
2) пре­зи­дент­ская республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) унитарное государство

Правильный ответ: 234
Глава государства избирается всенародно, формирует правительство и является главой исполнительной власти — это пре­зи­дент­ская республика. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод — значит это демократическое государство. Территориальные субъекты имеют политическую самостоятельность — это признак федерации.

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.
Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Правильный ответ может содержать следующие признаки:1) правительство формируется парламентским большинством.2) правительство ответственно перед парламентом.

3) в полномочия парламента входит контроль за правительством.

Государство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской республикой, а после ее при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской республикой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был сохранён.
Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z?
Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Перед кем будет от­вет­ствен­но правительство?

Правильный ответ:1) Ис­пол­ни­тель­ную власть будет воз­глав­лять глава правительства — премьер-министр.2) Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие пол­но­мо­чия президента:- президент об­на­ро­ду­ет законы- президент фор­маль­но на­зна­ча­ет главу пра­ви­тель­ства — главу пар­тии, победившей на выборах

3) Пра­ви­тель­ство будет от­вет­ствен­но перед парламентом.

Выберите вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние президента.
2) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед парламентом.

3) В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пре­зи­ден­та перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую политику.
4) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы правительства.


5) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед президентом, и перед парламентом.

Правильный ответ: 235

Источник: https://www.anews.com/p/111598981-forma-pravleniya-respublikanskaya-forma-pravleniya-i-monarhiya-strany-i-primery/

Refy-free
Добавить комментарий