Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

Сегодня тот факт, что «Мона Лиза», также именуемая «Джокондой», является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений. Ее страстно любят и столь же страстно ненавидят.

Ее разгадывают, но только для того, чтобы она тут же открыла исследователям новые тайны и секреты. В этом секрет ее обаяния. Мы привыкли к такому положению дел. И даже более того, оно уже почти стало законом природы (нашей культуры так точно).

Земля — круглая, небо — голубое, Джоконда — популярнейшее (попутно самое загадочное, самое совершенное и далее…) произведение искусства нашего мира. Поверить, что может или могло быть иначе трудно. Однако это так.

Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году). Во всяком случае, история такими сведениями не располагает. Хотя точная дата этого события нам неизвестна.

Тем более есть основания считать, что до самой своей смерти, последовавшей в 1519 году, художник не прекращал работы над ней. Кроме «физического» рождения, овеществления из красок талантом художника, «Мона Лиза» пережила и второе рождение, как миф.

Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова.

Нет, и среди современников и ближайших потомков мастера из Винчи, были люди ценившие ее. Например, прославленный Рафаэль и Джорджо Вазари первый историк европейского искусства. Именно в принадлежащей его перу биографии Леонардо находим мы имя модели — мона Лиза. И первый восторженный отзыв о картине.

Хотя есть здесь одна пикантная подробность: человек, воспевший неземное совершенство портрета жены флорентинца Франческо дель Джокондо, сам его никогда не видел. И, конечно, король Франции Франциск I, покровитель художника.

Его коллекция стала основой богатейшего луврского собрания, но как попала туда «Джоконда» не выяснено до сих пор, ведь после смерти мастера она покинула Францию…

Несколько веков «Мона Лиза» оставалась произведением хорошо известным в узких кругах (имевших доступ в королевскую резиденцию, где она хранилась).

К числу ее поклонников можно отнести: Людовика XIII и герцога Бекингэма, пытавшегося приобрести ее (так, что не только Анна Австрийская была яблоком раздора в отношениях французского короля и первого друга короля английского), Наполеона Бонапарта (некоторая время «Мона Лиза» висела в его личных покоях).

После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается «современная» история «Моны Лизы». История культурного феномена и легенды. До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия.

И всем казалось естественным, что все величайшие произведения их находятся и создаются здесь. В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция.

Этот век в совершенстве овладев искусством красивой жизни, к созданию великих произведений искусства, однако не стремился. С великим рядом жить было слишком некомфортно.

Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры. Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство. Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции.

Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией). На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.

Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Если говорить о причинах появления мифа «Мона Лиза», версия, что прославленная картина есть автопортрет самого художника, будет очень близка к истине.

Без мифа о Леонардо легенды о «Джоконде» не было бы. И конечно важнейшим фактором в превращении ее в идола массовой культуры стал факт ее доступности этим самым массам. К середине столетия она становится одним из (еще только одним из!) самых известных произведений искусства мира.

В течение столетия о ней пишут критики, писатели, поэты, ее копируют и пародируют художники. Но главным произведением мировой культуры она еще не стала. Для окончательного становления мифа не хватает некого завершающего штриха.

Им стало исчезновение картины в 1911 году и скандал вокруг этого криминального события. Последний очень быстро стал международным и политическим. Подозревали журналистов, но единого мнения относительно их мотивов не было.

Одни считали это рекламным трюком, другие придерживались точки зрения, что, кража устроена, дабы показать сколь плохо охраняются национальные сокровища. Французские националисты обвиняли Германию. Немецкие шовинисты французское правительство.

Якобы это провокация устроена им ради отвлечения внимания от ближневосточных событий. Шумели долго и со вкусом.

Именно в момент отсутствия будущей жемчужины луврской коллекции появляется ряд критических отзывов, посвященных ей, и принадлежащих искусствоведам с мировым именем. И в них все яснее звучит популярный сегодня мотив о демоничности знаменитой улыбки.

Два года спустя картина вернулась на свое законное место (вором, кстати, оказался служащий Лувра итальянского происхождения, зачем он украл «Джоконду» установлено так и не было). Но вернулась уже другая «Джоконда». Эта «Джоконда» уже была мифом, который ныне известен всем.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_48/2608.htm

Почему «Мона Лиза» – самая известная картина

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

Мона Лиза, пожалуй, самое узнаваемое произведение искусства в мире, но задумывались ли вы почему? Есть много причин, стоящих за устойчивой славой этой картины, и вместе они создают захватывающую историю, которая длилась на протяжении веков. Чтобы понять, почему Мона Лиза остается одним из самых знаковых образов в мире искусства, нам нужно заглянуть в ее загадочную историю. Стоит начать с парочки интересных фактов:

Мона Лиза была написана известнейшим флорентийским художником и изобретателем Леонардо да Винчи и, принято считать, что это портрет Лизы Джерардини, жены Франческо Джокондо.

Если вам когда-нибудь посчастливится увидеть произведение вживую, то вы почти наверняка удивитесь его размерам: всего 77 см на 53 см. Кроме того, картина сочетает в себе ряд уникальных художественных техник, чтобы привлечь взгляд зрителя; эту технику Леонардо иногда называют «Эффектом Моны Лизы», но об этом позже.

Памятник Леонардо в Амбуазе

Известны и попытки кражи. Картина была украдена из Лувра сотрудником самого музея, в 1911 году и ее не могли найти в течение более чем двух лет.

Так же, были известны акты вандализма по отношению к картине со стороны посетителей музея: ее обливали кислотой, в связи с чем был поврежден небольшой фрагмент работы, бросали камнями, чашками, и пытались закрасить краской.

Теперь она находится за пуленепробиваемым стеклом, чтобы защитить ее от вандалов.

Создание картины

Мона Лиза была написана в течение нескольких лет Леонардо да Винчи, который уже на тот момент создал некоторые из самых знаковых работ эпохи Возрождения.

Родился Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи в 1452 году, он был незаконнорожденным сыном дворянина, и хотя о его детстве известно мало, ученые знают, что в молодости он был учеником художника и скульптора по имени Андреа дель Верроккьо.

За свою карьеру он создал много сложных произведений искусства, а в начале 1500-х начал работу над тем, что станет известно как Мона Лиза.

В отличие от многих работ того времени, Джоконда была написана не на холсте, а на деревянном планшете из тополя. Это может показаться странным, но тем не менее Леонардо был скульптором и художником, который писал фрески на больших гипсовых стенах на протяжении большей части своей карьеры, поэтому рисование на куске дерева не было для него проблемой.

Самая распространенная версия гласит: картина описывает Лизу Джерардини (дель Джокондо), жену богатого торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо.

Слово «мона» является разговорной версией итальянского слова «мадам» или «мэм», отсюда и название «Мона Лиза». Альтернативное название работы – La Giaconda.

Считается, что картина была заказана Джокондо, чтобы ознаменовать рождение второго ребенка пары.

«Студия Леонардо да Винчи»: Джоконду развлекают музыканты

За прошедшие годы появились теории, что Лиза Герардини на самом деле не была моделью для этой картины.

Существует множество предположений, что загадочная женщина на изображении может быть любой из дюжины итальянских дворянок того времени; существует даже популярная теория, что Мона Лиза является феминизированной версией самого Леонардо.

Однако записка, написанная в 1503 году Агостино Веспуччи, итальянским клерком, который был помощником Никколо Макиавелли, указывает на то, что Леонардо сказал Веспуччи, что он действительно работает над картиной жены дель Джокондо. В общем, искусствоведы сходятся во мнении, что Мона Лиза действительно Лиза Герардини.

Ученые также соглашаются, что Леонардо создал больше, чем одну версию Моны Лизы; в дополнение заказу дель Джокондо, вероятно, был второй заказ Джулиано де Медичи в 1513 году. Считается, что версия Медичи та, которая висит сегодня в Лувре.

Эффект Моны Лизы

Искусствоведы и простые обыватели расходятся во мнении: кто считает картину совершенной с точки зрения «золотого сечения», а кто то верит в мистическую составляющую, которую вложил в нее художник. Тем не менее, сложно отрицать тот факт, который и делает картину одной из самых (а может и самой) известной за всю историю искусства – ее манящая сила.

Многие из тех, кто видели работу вживую утверждают: «куда бы ты не пошел – она смотрит на тебя». И в правду, такой эффект имеет место быть. Но опыт ученых, в очередной раз, помог в разгадке этой тайны.

Если не углубляться в математические расчеты, то можно сделать однозначный вывод: картина смотрит на вас лишь потому, что вас в этом убедили. Психологический эффект.

Это все лишь нормальное желание каждого человека быть «в центре внимания», а ажиотаж на фоне этого произведения искусства только усиливает эффект.

Портрет считается очень реалистичным, в отличие от некоторых произведений искусства шестнадцатого века. Светлые оттенки на лице показаны очень мягко и правильно расположены – это лишний раз доказывает прекрасное знание мастера анатомии черепа.

Также, у женщины на портрете загадочное выражение на лице. Ее, казалось бы, мягкая улыбка может меняться, в зависимости от того, под каким углом смотрит зритель. Благодаря различиям в восприятии пространственной частоты человеческим глазом, с одной точки зрения она выглядит бодрой … а с другой, зритель не может точно сказать, счастлива она или нет.

Мона Лиза повлияла на бесчисленных художников, за столетия, прошедшие с момента ее создания, Мона Лиза копировалась художниками по всему миру тысячи раз.

Конечно, сложно подчитать сколько может стоить 500-летняя картина, но ее оценивают примерно в 1 миллиард долларов.

О картине можно рассуждать бесконечно долго: начиная от загадочной улыбки Джоконды, заканчивая «неправильным фоном» и связь картины с Библией. Подводя итоги, можно сделать следующий вывод:

Портрет Моны Лизы безусловно гениальное произведение гениального мастера. Но те тайны и загадки, которыми покрыта работа и делают ее невероятно притягательной и популярной.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7df370e86a9e6bc2c0c713/5ddf8eefddb0193a8f32512b

10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

  • Подписаться
  • в
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Бытуем мнение, что «картина лучше тысячи слов». Но «Мона Лиза» Леонардо да Винчи заставляет историков, искусствоведов и обычных людей говорить о себе уже не одну сотню лет. Этот небольшой портрет, который экспонируется в Лувре, называют «самым известным, самым обсуждаемым и самым пародируемым в мире». И глубокие исследования этого холста, которые проводились в разное время, открыли много интересных тайн.Истинная личность изображенной на портрете женщины остается загадкой. Большинство ученых считают, что этой женщиной является 24-летняя Лиза Мария де Герардини (она же Лиза дель Джокондо), итальянская дворянка, родившаяся во Флоренции в 1479 году. Портрет был заказан мужем Лизы, Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, торговцем шелком и тканью. Она родила пятерых детей: Пьеро, Андреа, Камиллу, Джокондо и Мариетту.

О том, кто изображен на портрете, спорят и сегодня.

По другим гипотезам, на картине запечатлена Катерина Сфорца, графиня Форли, которая прославилась своим военным конфликтом с Чезаре Борджиа. Еще одна теория предполагает, что юная леди была любовницей Джулиано Медичи, правителя Флоренции, или Изабеллой д'Эсте, маркизой Мантуи. Есть версия, что женщина на портрете — мать да Винчи, а то и сам великий художник.

Интригующая и таинственная улыбка Моны Лизы является, возможно, одним из самых загадочных элементов живописи да Винчи. В течение пяти веков спорили, улыбается ли вообще девушка на портрете, счастлива она или грустна. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что улыбка видна благодаря специфике написания картины только, когда зрители смотрят Моне Лизе в глаза.

Что в улыбке твоей?

После разработки компьютерных программ «распознавания эмоций» в 2005 году голландскими исследователями было обнаружено, что картина выражает счастье на 83 процента, отвращение на 9 процентов, страх на 6 процентов, злость на 2 процента, нейтральность на уровне менее 1 процента и удивление на 0 процентов.

Однако многие утверждают, что улыбка Джоконды меняется в зависимости от того, куда смотреть на картину, под каким углом и с какого расстояния. При просмотре крупным планом мелкие детали создают впечатление, что лицо имеет скромное выражение. Но издалека кажется, что Джоконда весело улыбается.

Да Винчи оставил на картине секретные коды.

Итальянские специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии благодаря микроскопическому увеличению картины обнаружили наличие серии букв и цифр, нанесенных на многочисленные элементы холста картины.

Историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что в правом глазу Моны Лизы есть буквы «LV», которые теоретически обозначают собственное имя художника, Леонардо да Винчи. В левом глазу можно увидеть нечеткие очертания букв «СЕ» или, возможно, «В».

На мосту на заднем плане удалось разглядеть число «72» или букву «L», за которыми следует «2», нарисованная на арке моста. Можно только догадываться, что имел в виду художник, когда он столь загадочным образом нарисовал эти буквы и цифры, причем невидимые невооруженным глазом.

За очарование лица Моны Лизы часто не замечают загадочный вид на заднем плане. Сегодня многие задаются вопросом — что это за загадочный трехарочный мост на заднем плане, да и в общем — какое точное местонахождение туманного, таинственного ландшафта, на фоне которого написана Мона Лиза.

А что за улыбкой?

Итальянский историк Карла Глори предполагает, что мост за левым плечом женщины известен как Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он расположен в Боббио, небольшой деревне в холмистой местности к югу от Пьяченцы на севере Италии. Теория Глори была основана на находке числа «72», тайно спрятанного в изображении каменного моста.

Она предполагает, что это число относится к 1472 году. В 1472 году произошло катастрофическое наводнение. Река Треббия вышла из берегов и разрушила мост Боббио. В своей книге «Загадка Леонардо» Глори утверждает, что «Леонардо добавил число 72 под мостом, чтобы запечатлеть память о разрушительном наводнении реки Треббия».

Наверняка, некоторые задавались вопросом, как это возможно, что взгляд Джоконды будто простирается куда-то за пределы картины, но в то же время он направлен прямо на зрителя. Неважно, с какой стороны смотреть на картину, Джоконда продолжает «смотреть прямо на зрителя».

Казалось бы, в нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностях должны «смещаться» в зависимости от ракурса зрения, но это не относится с двумерным поверхностям.

Подобное оптическое явление можно объяснить научной теорией, описанной специалистами из Университета Огайо, в которой доказано, что что изображение может выглядеть одинаково, независимо от угла, под которым оно рассматривается.

Она всегда смотрит на вас. Где бы вы не были.

Мастерская манипуляция Леонардо да Винчи с красками на холсте создает чрезвычайно реалистичное ощущение глубины во взаимодействии тени и света. Именно это явление создает перспективу и придает Моне Лизе ее тревожный взгляд.

Используя технологии инфракрасной и лазерной визуализации на «Моне Лизе», канадские ученые в 2006 году обнаружили на холсте черновые наброски да Винчи, в том числе изменение положения указательного и среднего пальцев левой руки.

Это были далеко не единственные открытия на картине — также нашлись кружево на платье Моны Лизы и покрывало на ее коленях.

А что под портретом?

В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной.

Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.

А не на сносях ли вы, барышня?

Некоторые художественные историки считают, что женщиной на картине является Лиза дель Джокондо, и она была беременной в то время, когда да Винчи писал ее портрет.

Ее руки скрещены на округлом животе, а также есть исторические свидетельства того, что дель Джокондо была беременной во второй раз на момент написания картины, и что портрет был написан как раз в честь этого.

Кроме того, инфракрасные снимки указывают на то, что на ее плечах лежит драпировка (вуаль) из льна, которую в то время обычно носили беременные женщины. Было высказано предположение, что эта вуаль могла быть просто шарфом или куском ткани, наброшенным на ее плечи.

Однако, руки Моны Лизы, скрещенные над ее животом, исторически точные сроки ее беременности и использование подобной вуали на портрете беременной Эсмеральды Брандини, написанном Сандро Боттичелли, позволяют предположить, что Мона Лиза таинственно улыбается, скрывая небольшой животик.

На протяжении всей истории портрет Моны Лизы приводился в качестве примера вечной красоты.

Было бы очень наивно предполагать, что красота и интрига Моны Лизы ограничены только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, является олицетворением так называемого золотого сечения (определенное соотношение длины и ширины предположительно является наиболее эстетически привлекательной пропорцией для человеческого глаза).

Присутствующее в естественных структурах, таких как спиральный центр подсолнуха, и искусственных, таких как колонны Парфенона, золотое сечение было названо «божественной пропорцией» самим Леонардо да Винчи. Если вокруг лица Моны Лизы нарисовать прямоугольник в соответствии с этим соотношением, ее подбородок, макушка и нос получаются идеально выровнены. Преобладание этого золотого сечения в произведениях искусства, возможно, объясняет таинственную интригу, ощущаемую теми, кто видит портрет. Пропорции Джоконды считаются наиболее приятными для глаз, создавая ощущение естественного равновесия и красоты. Кто знал, что математика может объяснить это чувство очарования

Винченцо Перуджа.

«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию. Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.

А что скажут врачи?

Загадка таинственной Моны Лизы, возможно, была, наконец, раскрыта бостонским врачом. Доктор Мандип Р. Мехра диагностировал у Моны Лизы гормональные нарушения, когда он заметил странные детали ее внешности — бледный цвет лица, редеющие волосы и слегка перекошенную улыбку.

Мехра работает директором сердечно-сосудистого центра в Женской больнице Бригхэма. Врач заявил, что ему трудно не обращать внимание на клинические диагнозы. Мехра заметил наличие небольшой мясистой выпуклости во внутреннем углу левого глаза, ее редкие волосы и залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем.

В сочетании с ее желтой кожей и выпуклостью на шее (т. е. увеличенной щитовидной железой) это заставило его предположить, что странная улыбка Джоконды может быть вызвана мышечной слабостью. Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом.

Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века.

Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.

И в продолжение темы рассказ о том, как никому не интересная копия «Моны Лизы» внезапно стала самой дорогой копией шедевра.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271218/41786/

20+ доказательств того, что «Мону Лизу» нужно увидеть, пока это возможно

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

«Мону Лизу» любят и ненавидят, ее копируют и пытаются уничтожить. Тайны портрета стремятся разгадать тысячи ученых по всему миру. А «Джоконда» тем временем продолжает завораживать зрителей своей мягкой улыбкой, которая является предметом споров уже более 500 лет.

Мы в AdMe.ru влюблены в великое творение Леонардо да Винчи и хотим познакомить вас с некоторыми секретами этого шедевра.

Рождение легенды

© East News  

  • Леонардо да Винчи начал писать «Мону Лизу» то ли в 1502-м, то ли в 1503 году — источники называют разные цифры. Изначально пейзаж картины не был прорисован, а элементы одежды героини не были такими яркими и детализированными. Художник работал над полотном до последних дней своей жизни, добавлял важные детали, но шедевр так и не был закончен.
  • Да Винчи был одержим идеей создать «живое» лицо человека на картине, черты которого смогут рассказать о личности и раскрыть внутренний мир модели. Для достижения своей цели художник разработал технику сфумато, при которой формы изображения смягчались, светотени увеличивали реалистичность — такая картина больше походит на фотографию с плохим разрешением, чем на рисунок. Работая над полотном, Леонардо не позволял себе прикасаться руками к изображению, чтобы не оставлять отпечатков. И что самое удивительное, мастер смог нанести слои краски толщиной всего в несколько микрон (тысячных миллиметра).
  • Леонардо любил создавать настоящие шоу из выставок своих картин. Полотна он помещал на специальные подвижные столы, что только придавало реалистичности его почти живой «Джоконде». Неудивительно, что некоторым зрителям казалось, будто на картине изображена не девушка, а демоническая сирена, которая вот-вот «шагнет» из картины.
  • Официальная версия гласит, что на картине изображена Лиза дель Джокондо — молодая жена успешного торговца шелками Франческо. Но разве у этого скандального полотна может быть такая скучная история? Конечно, нет. И теорий о том, кто на самом деле изображен на картине, множество.
  • Большинство ценителей искусства полагают, что «Джоконда» — это альтернативный автопортрет самого да Винчи. Другие же видят в хорошенькой девушке ученика великого художника — Салаи. Третьи считают, что с картины на них смотрит герцогиня Констанца д’Авалос, а некоторые и вовсе уверены, что прототипом Моны Лизы была мать Леонардо или даже Дева Мария.
  • При жизни Леонардо хранил будущий шедевр в ванной комнате, не задумываясь о том, как такие условия скажутся на картине. После смерти да Винчи «Джоконда» украшала собой покои мадам де Ментенон, стены дома Наполеона в Тюильри, а также была собственностью Людовика ХIII, который отказывал всем, кто хотел перекупить ее. «Мона Лиза» очаровывала каждого владельца, пока наконец не заняла свое место в Лувре.

Тайны загадочной картины

© Ron Piccirillo/ Solent / East News  

  • Но настоящая слава пришла к «Моне Лизе» в 1911 году, когда картина мистическим образом исчезла из Лувра. Спустя 2 года полиции удалось найти воришку — им оказался работник музея. Он не пытался ее продать за огромные деньги, уничтожить или перевезти в другое место. «Джоконда» мирно покоилась у него дома, а причину такого поступка мужчина и сам не мог объяснить.
  • Зато скандал из-за картины вышел на международный уровень, и у каждого было свое мнение по поводу произошедшего. Одни были уверены, что кража — это не что иное, как маркетинговый ход музея, другие предполагали, что все это произошло ради отвлечения внимания от Агадирского кризиса. Так или иначе, с этого момента «Джоконда» стала живой легендой, и тайны вокруг нее начали расти в геометрической прогрессии.
  • Нью-йоркский художник Рон Пиччирилло в 2011 году заявил, что в пейзаже картины скрыты очертания животных. Лев, обезьяна, буйвол, крокодил и змея — всех их можно увидеть, если расположить полотно горизонтально. Художник сделал эти открытия, следуя инструкциям, изложенным в дневниках Леонардо да Винчи.
  • В секретном тайнике в Швейцарии хранится другая версия «Моны Лизы». Этот портрет известен как «Айзелуортская Мона Лиза», и его героиня намного моложе, чем та, что изображена на классическом полотне. Некоторые искусствоведы предполагают, что эта картина также является подлинной, написанной самим Леонардо либо его учениками при личном участии мастера. Существует версия о том, что именно этот портрет был передан заказчику, а в Лувре находится более поздний вариант, который Леонардо сделал для себя.

© AFP/ East News  

  • Кто только ни пытался раскрыть секрет загадочной улыбки Моны Лизы. Например, Зигмунд Фрейд уверял, что Джоконда не была простой дамой, ее улыбка казалась ему «флиртующей», а взгляд — «мимолетным». Но в 2000 году гарвардский невролог Маргарет Ливингстон наконец вынесла вердикт: Джоконда не улыбается с картины, это оптическая иллюзия, появление которой зависит от того, на какую часть портрета направлен взгляд зрителя. Если смотреть в глаза Моне Лизе, то нижняя часть лица уйдет в область периферийного зрения, и тени возле губ будут восприниматься как продолжение рта, а уголки губ приподнимутся.
  • А вот взгляд героини картины действительно хранит в себе тайну: в правом глазу Моны Лизы расположены крошечные инициалы художника — LV.
  • Под изображением Джоконды находятся еще 2 портрета — таким заявлением в 2015 годы шокировал весь мир ученый Паскаль Котт. С помощью специального сканера он «срезал» каждый слой краски и пришел к выводу, что один из портретов — наброски другого женского образа, второй — портрет той же Моны Лизы, но без загадочного взгляда и таинственной улыбки.
  • У прекрасной флорентийки были брови и ресницы. Неожиданно, неправда ли? Этот вывод также подтвердили снимки Паскаля Котта. К сожалению, брови Моны Лизы стерло время, многочисленные попытки реставрации и чрезмерный уход за картиной в ранние годы (подданные часто протирали картины, что украшали покои богатых ценителей искусства).

Поклонение шедевру

© East News  

  • Уже более 500 лет Джоконда вдохновляет других художников: Рафаэль Санти, Жан Огюст Доминик Энгр, Жак-Луи Давид, Камиль Коро, Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг — все они пытались повторить идеальный женский образ в своих работах. И даже сейчас Джоконда является самой копируемой героиней — ее изображение служит украшением абсолютно всего: элементов интерьера, одежды, архитектуры, а также еды и даже свежесваренного капучино.
  • Необычная внешность красотки вдохновляла не только художников, в 1914 году женщины начали подражать флорентийке: дамы наносили пудру с желтым оттенком на лицо и шею, закрашивали брови и тотально контролировали эмоции, загадочно приподнимая только уголки губ. Этот стиль стал называться La Gioconda look.
  • «Мона Лиза» — единственная картина в Лувре, у которой есть свой почтовый ящик для любовных писем и стихов от поклонников.
  • Но некоторые почитатели шедевра доходят до крайностей: в конце XIX века молодой художник выбросился из окна 4-го этажа, написав в предсмертной записке, что решил уйти из жизни, так как он не в силах разгадать тайну улыбки Моны Лизы. А в начале ХХ века один влюбленный поклонник попрощался с жизнью прямо перед портретом Джоконды.
  • У «Моны Лизы» есть и ненавистники — картину пытались атаковать целых 4 раза. Впервые это произошло в 1956 году, когда посетитель Лувра бросил камень в картину. Спустя несколько месяцев другой злоумышленник бросил в «Джоконду» склянку с кислотой. В 1974 году японка попыталась распылить на полотно красную краску, после чего работники Лувра всерьез задумались о защите картины. В 2009 году пуленепробиваемое стекло защитило шедевр от керамической кружки, которую бросила в «Джоконду» русская туристка.
  • Кстати, пуленепробиваемое стекло установлено не только для защиты полотна от внешних воздействий, оно также поддерживает специальную температуру, которая замедляет процесс «старения» картины.
  • Если вы когда-то задумывались, сколько может стоить самая загадочная картина современности, то вот ответ: сколько бы она ни стоила, «Джоконда» не продается. Последний раз ее оценивали в $ 2,5 млрд, но глава культурного отдела парижской мэрии Бруно Жульяр заявил, что Франция не готова продать картину даже ради погашения государственного долга.

Фото на превью Ron Piccirillo/ Solent / East News

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/20-faktov-kotorye-vy-ne-znali-o-mone-lize-2107365/

ТОП-10: Тайны, окружающие картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи

Говорят,что «одна картина может заменить тысячи слов». В большинстве случаев эта фразавполне справедлива, но когда речь заходит о «Джоконде» Леонардо да Винчи, ввоздухе чаще повисает молчание, ведь это произведение уже которое столетиевводит в ступор многочисленных критиков, историков и прочую публику.

Картинавыставлена на всеобщее обозрение во французском музее Лувр, и ее часто называютсамым известным, самым посещаемым, самым обсуждаемым, самым воспетым, самымкопируемым и пародируемым художественным шедевром в мире. Именно поэтому былобы не лишним узнать получше эту загадочно улыбающуюся даму, которая таит намногобольше секретов, чем это заметно невооруженным взглядом.

10. Кто она такая?

theatlantic.com

Истиннаяличность героини этого портрета до сих пор остается неизвестной. Большинствоэкспертов считает, что это была 24-летняя Лиза Мария де Герардини или, как еееще называют, Лиза дель Джокондо (Lisa Maria deGherardini, Lisadel Giocondo),знатная итальянка, родившаяся во Флоренции еще в 1479 году.

Предположительнопортрет девушки был заказан ее мужем – Франческо ди Бартоломео ди Заноби дельДжокондо (Francesco diBartolomeo diZanobi delGiocondo). Для своей родословной Мона Лиза веласкромный образ жизни, ее муж торговал шелком и прочими тканями, и у этой парыбыло 5 детей – Пьеро, Андреа, Камилла, Джоконда и Мариетта (Piero, Andrea, Camilla, Giocondo,Marietta).

Согласнодругим версиям женщина на картине напоминает Катерину Сфорца, графиню Форли (Caterina Sforza,Forli), прославившуюся своими успехами в военныхоперациях. Еще одна теория гласит, что юная дама на картине – любовницафлорентийского правителя Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici).

Если верить другому предположению, да Винчи изобразилименно Изабеллу Арагонскую, маркизу Мантуи (Isabella de Aragona, Mantua).

Но и на этом варианты не заканчиваются – кто-то считает, что Леонардо да Винчинаписал портрет собственной матери в молодости, или что это вовсе автопортрет,поскольку структура лица модели очень напоминает черты самого художника.

9. Улыбка Джоконды

 jwkash.com

Загадочная,интригующая и вообще сбивающая с толку улыбка Мона Лизы – это, пожалуй, один изсамых таинственных элементов картины да Винчи.

Напротяжении почти 500 лет ценители спорили, улыбка ли это вовсе, счастлива лигероиня портрета, или же она скорее грустит.

Профессор нейробиологии МаргаретЛивингстон (Margaret Livingstone)из Гарвардского университета считает, что улыбка девушки почти полностьюрасположена в «низкочастотном диапазоне света», и поэтому мывоспринимаем ее в основном именно периферическим зрением, когда смотрим в глазагероини.

В2005 году благодаря развитию компьютерных программ по распознаванию эмоцийдатские исследователи выяснили, что Мона Лиза где-то на 83% счастливая, примернона 9% испытывает отвращение, на 6% — испуганная, на 2% рассерженная, почти на1% выглядит нейтрально и на 0% удивлена.

Многиенаблюдатели считают, что выражение лица Джоконды меняется в зависимости оттого, на какую часть портрета смотреть, с какого расстояния и с какого угла.Если стоять рядом с картиной, все мельчайшие детали составляют образ скромнойдевушки, но с дальнего расстояния кажется, что она кокетливо улыбается своемузрителю.

8. Секретные шифры

 The Telegraph

Спомощью микроскопа высокого разрешения эксперты из Национального комитетакультурного наследия Италии обнаружили на картине наличие нескольких букв ицифр, написанных в самых разных местах этого шедевра.

Вправом глазу Мона Лизы историк Сильвано Винсети (SilvanoVinceti) заметил буквы Lи V, которые теоретически обозначают инициалы самогоЛеонардо да Винчи. В левом же глазу еле видны либо Cи E, либо вообще одна буква B.

На мосту на заднем плане были найдены либо цифры 7 и 2, либо буква L и 2.

Зачем автор картины нанес на нее этизагадочные символы, которые невозможно рассмотреть невооруженным взглядом? Этотвопрос до сих пор остается без ответа.

7. Неизвестный мост

 italymagazine.com

Мечтеподобный и одновременно очень нечеткий пейзаж за спиной Мона Лизы частоостается незамеченным из-за притягательного очарования самой девушки. Однако усамых пытливых умов трехарочный мост на заднем плане все же не смог не вызватьвопроса о том, где же находится это удивительное и таинственное место вреальности.

Итальянский историк Карла Глори (Carla Glori) предполагает, что мост, виднеющийся за левым плечом Джоконды, — это именно Понте Гоббо (Горбатый мост, Ponte Gobbo), расположенный в небольшой деревушке Боббио к югу от города Пьяченца (Bobbio, Piacenza) в Северной Италии.

ТеориюГлори подтверждает обнаруженное на картине число 72, которое скрыто как раз наодной из арок изображенного моста. Исследовательница считает, что эти цифрыотносятся к 1472 году, когда в этом холмистом регионе произошло сильнейшеенаводнение. Тогда река Треббия (Trebbia) вышла из своихберегов и уничтожила местный мост.

Всвоей книге «Загадка Леонардо» (The Leonardo Enigma)Карла Глори делится с читателями мнением о том, что художник специально указалчисло 72 в районе моста на своей картине, чтобы увековечить разрушительныйпотоп и оставить подсказку о реальном месте расположения изображенного моста.

6. Загадочный взгляд

 jwkash.com

Какхудожнику вообще удалось достигнуть такого эффекта, что кажется, как будтовзгляд девушки устремлен куда-то вообще за пределы картины и в то же самоевремя направлен именно на зрителя?

Неважно, с какого угла вы будете смотреть на Мона Лизу, она все равно будетзаглядывать вам в глаза. В нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностяхобычно смещаются в зависимости от точки, с которой смотрит наблюдатель, но этоуж точно не относится к двухмерным объектам по типу картин.

Оптическийфеномен, достигнутый Леонардо да Винчи, привлек внимание исследователей изУниверситета Огайо (University of Ohio),которые заметили, что портрет выглядит практически одинаково, с какого ракурсана него не посмотришь. Это явление можно объяснить с научной точки зрения.

Леонардо да Винчи настолько мастерки применил эффект светотени на своем холсте,что ему удалось изобразить невероятно реалистичную глубину взаимодействия светаи тени.

Именно благодаря искусному таланту художник смог воссоздать уникальнуюперспективу и наделить Джоконду ее мистическим взглядом.

5. Скрытая картина под портретом девушки

 The Guardian

Спомощью инфракрасного и лазерного исследования в 2006 году канадские ученыеобнаружили черновые наброски да Винчи прямо под основным слоем краски, включаяальтернативное расположение указательного и среднего пальцев левой рукидевушки. После этого был сделан еще целый ряд открытий, и среди них всплылипотайные кружева на платье Мона Лизы и одеяло, которое должно было лежать на ееколенях и прикрывать часть живота героини.

В2015 году французский инженер Паскаль Котт (PascalCotte) использовал другую технику обследования картины —на полотно были направлены интенсивные световые лучи разных длин волн, а новыеданные были получены уже на основании отраженного света. К всеобщему удивлениюновый метод помог обнаружить под основным изображением другие потайные сюжеты.

Котт назвал свой способ технологией усиления слоев и пояснил, что с его помощьюможно узнать, что конкретно скрывается под слоями краски на холсте. Французсравнил свой метод с виртуальным срезанием сросшихся листочков луковицы.

Подсамым верхним слоем Котт нашел 4 ранее неизвестных изображения, включая портретеще более молодой девушки с другими чертами лица, и она совсем не улыбалась.

Естественно,эксперты сразу же задались вопросом о том, кем была эта модель, и теорийвозникло сразу целое множество, но ее истинная личность, вероятно, навсегдаостанется для нас загадкой.

4. Беременная Мона Лиза

 periodwardrobe.wordpress.com

Историки,изучающие шедевры искусства, убежденные, что на картине Леонардо да Винчиизображена именно Лиза дель Джокондо, заодно полагают, что девушка позировалахудожнику, будучи на тот момент беременной.

Ееруки предположительно недаром скрещены над округленным животом. Вдобавокисторические свидетельства указывают на то, что во время написания портрета онакак раз вынашивала своего второго ребенка. Вероятно, на этом холсте перед вамиизображена именно беременная дама. 

Болеетого, инфракрасные снимки помогли обнаружить под верхним слоем краски зарисовкутрадиционной вуали, наброшенной на плечи модели. Именно такую льняную вуаль вИталии раньше носили беременные девушки.

Существуетмнение, что эта вуаль могла быть обычным шарфом или любой другой тканью,наброшенной на плечо девушки.

Однако расположение рук Мона Лизы, точноизвестные даты рождения ее детей, и появление такой же вуали на портретебеременной Смеральды Брандини (Smeralda Brandini) авторства Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli)дают основание полагать, что во время написания картины «Джоконда» ее героинятоже была в положении.

3. Почему она кажется нам такой привлекательной?

Напротяжении истории портрет Мона Лизы не раз провозглашался образцом нетленной красоты.Было бы несправедливо считать, что привлекательность и загадочность этойдевушки заключается только в ее взгляде и улыбке, ведь она простирается намногодальше и восхищает чем-то еще абсолютно неуловимым.

Золотоесечение связано с обусловленным соотношением длины и ширины прямоугольников, иего принято считать самой приятной глазу и самой гармоничной пропорцией вприроде.

Это сечение встречается как в природе, так и в рукотворных объектах,включая спиралевидный центр цветков подсолнуха и колонны Парфенона.

Золотоесечение иногда называют даже божественной пропорцией, причем автором этоготермина стал сам Леонардо да Винчи.

Есливокруг лица Мона Лизы нарисовать воображаемый прямоугольник и дополнить егосоответствующими пропорциями, ее подбородок, верхний край головы и ее нос будутнаходиться в самых подходящих позициях.

Присутствие золотого сечения в работеда Винчи, вероятно, объясняет нам, почему этот портрет производит на всех такоенеизгладимое впечатление.

Пропорции Джоконды невероятно приятны глазу, ведь ониявно демонстрируют сочетание естественного баланса и красоты. Математики уж точнопоймут…

2. Украденная картина

Wikimedia

В1911 году картину «Мона Лиза» похитил итальянский сотрудник Лувра по имениВинченцо Перуджа (Vincenzo Perugia). Воришка был убежден, что шедевр ранеебыл украден из Флоренции самим императором Наполеоном, и он страстно желалвернуть картину в ее «настоящий дом».

Почти 2 года никто не знал, где искатьлегендарный портрет, и в СМИ за это время появилось множество самых разныхтеорий о причинах воровства и о месте нахождения картины. В 1913 году Перуджавышел на связь с итальянским арт-дилером Альфредо Джери (Alfredo Geri).

Через дельца он запросил у властей Италии денежное вознаграждение взамен на егоуслуги по доставке Джоконды назад во Флоренцию.

Впрочем,появление новостей про портрет породило только новые вопросы и домыслы. Завозвращение картины да Винчи Перуджа запросил довольно скромную сумму денег, иэто вызвало у общественности сомнения в том, что картина была на самом деле вероломноукрадена. Кто-то даже заявил, что все произошедшее было обычной уловкой, чтобывернуть Мона Лизе и картинной галерее утраченную популярность.

https://www.youtube.com/watch?v=9YNTWcUoVfg

Когдавсе узнали, что вор, стоявший за похищением картины и помогавший Перудже в егоплане, был всеми известный фальсификатор предметов искусства по имени Эдуардоде Вальфьерно (Eduardo de Valfierno),появилась новая версия. Согласно очередной теории Джоконду украли, чтобысделать ее репродукцию и начать продавать эти копии невежественным ималограмотным коллекционерам по самым заоблачным ценам.

1. Больная Мона Лиза

 news.com.au

Возможно,исследователям наконец-то удалось разгадать тайну кривой улыбки девушки спортрета. Открытие сделал бостонский врач Мандип Р. Мехра (Mandeep R.

Mehra) во время ожидания в очереди, в которой он стоял, чтобыпоближе увидеть знаменитую работу да Винчи. Доктору бросились в глаза странныедетали во внешности Джоконды – несколько отекшие лицо и тело, тонкие и редкиеволосы и неровная улыбка.

Все вместе эти подробности навели специалиста намысль о проблемах с железами внутренней секреции.

Мехраработает медицинским директором сердечно-сосудистого центра Бригама и Женскойбольницы (Brigham andWomen’s Hospital). По его словам восхищение произведениямиискусства в его жизни всякий раз сталкивается с серьезной преградой – профессиональнойдеформацией. Меткий глаз доктора Мехра просто не может отдыхать на картинах безтого, чтобы не выискать у героев сюжетов какой-нибудь диагноз.

Вслучае Мона Лизы Мехра заметил у этой девушки небольшую мясистую припухлость вовнутреннем углу ее левого глаза, разглядел, что она как будто бы лысеет, увиделее слишком тонкие волосы, отсутствие бровей и бугорок рядом с указательнымпальцем.

Вдобавок кожа Джоконды показалась доктору слишком желтой, а на шее унее он рассмотрел шишечку, указывающую на увеличенную щитовидную железу.

Всевместе эти признаки навели медицинского эксперта на мысль о том, что страннаяулыбка девушки связана с ее мышечной слабостью.

Витоге Мехра пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от заболевания подназванием гипотиреоз. Пухлые руки, тонкий и редкий волос, бугорок на шее идругие детали с портрета да Винчи обычно связаны как раз с этим недугом.

Мехра провел свое собственное расследование и выяснил, что во времена Леонардо да Винчи (16 век) женщины чаще всего питались неправильно, из-за чего у них развивалась нехватка йода в организме.

Йод – естественное питательное вещество, связанное с правильной работой щитовидной железы, а его дефицит может вызвать определенные проблемы со здоровьем.

Если доктор Мехра прав, мы наконец-то сможем разгадать тайну противоречивой улыбки Джоконды.

Источник: https://pozitiv.guru/tvorchestvo/4050-top-10-tajny-okruzhayushhie-kartinu-leonardo-da-vinchi-mona-liza.html

Refy-free
Добавить комментарий