Мои социальные роли и ролевые конфликты

Мои социальные роли и ролевые конфликты (стр. 1 из 2)

Мои социальные роли и ролевые конфликты

План

Введение. 2

Определение понятия «социальная роль». 3

Виды социальных ролей, мои социальные роли. 5

Ролевые конфликты.. 6

Заключение. 7

Список использованной литературы.. 8

Введение

На мой взгляд, тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.

В современном мире проблема человеческой личности и ее социальных ролей является одной из наиболее важных проблем.

Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни.

Такие люди, являющиеся личностями, адекватно воспринимающие свои социальные роли должны находиться в основе любого общества. Однако далеко не все люди знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

Личность является основой для развития общества, поэтому меня очень интересует тема социальных ролей личности, и я решила изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применить полученные знания на практике.

Я считаю необходимым ознакомиться с учебной литературой по социологии, со статьями в периодических изданиях, при работе над обозначенной темой и выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть понятие ролевого конфликта, его сущность и причины.

В чем суть понятия «социальная роль»? Какими бывают социальные роли? Какие социальные роли выполняю я? В чем причина ролевых конфликтов?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе.

Итак, цель эссе – изучить проблему социальных ролей и ролевых конфликтов, охарактеризовать мои социальные роли.

Определение понятия «социальная роль»

Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами.

Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает и подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность.

Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.

В результате получается следующее видение человека: « С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации — процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти.

Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.

Как подтверждение того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать выводы, возникающие в связи с анализом уровня исполнения ролей.

Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью.

Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я».

Социальная роль — это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей.

На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

Я считаю, что роль — это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

На мой взгляд, если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов.

Я согласна с точной зрения, что необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает.

Виды социальных ролей, мои социальные роли

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Сейчас я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, итак кто же я?

Мои первые социальные роли – дочь своих родителей, внучка бабушек и дедушек, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Также я еще подруга и приятельница. Я человек коммуникабельный, легко завожу знакомства. Мне везет в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студентка, в недавнем прошлом ученица. Мне нравиться учиться, хотя я не отличница, но зато, если мне необходимо выполнить что-то по учебе, как минимум, я всегда получаю положительные результаты.

Моя главная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так это статусная или должностная роль, которая приобретается тогда, когда человек начинает работать.

Итак, подведу итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, исполняемых личностью, образует ролевой набор личности. Формирование ролевого набора является результатом социализации, в процессе которой мы усваиваем новые роли.

Ролевые конфликты

В жизни людей нередко возникают Ролевые конфликты, которые вызывают эмоциональную напряженность.

Ролевой конфликт – это ситуация, при которой происходит «столкновение» ролей внутри ролевого набора личности, когда одна роль противоречит другой или исполнение нескольких ролей оказывается невозможным.

Приведу примеры ролевых конфликтов:

Работающий студент должен выполнять роль сотрудника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя фирмы, выполнять его поручения и соблюдать трудовую дисциплину; в то же время в вузе он должен выполнять роль студента в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, обязан посещать лекции и семинары, вовремя сдавать экзамены и зачеты.

Женщина-учительница (профессиональная роль), а в ее классе учится ее собственный ребенок. Профессиональная роль и роль матери также могут сталкиваться.

На мой взгляд, ролевой конфликт отцов и детей, является очень распространенным. Я вот часто задумываюсь по поводу того, что очень часто звучат жалобы как со стороны взрослых, так и со стороны детей на проблемы с взаимопониманием. Много думала над тем, почему это так. Ведь и проблема не вчера возникла.

На мой взгляд, родители и подростки занимают в обществе совершенно разные социальные статусы, и выполняют различные социальные роли. И часто таких ролей на одного человека не одна, а много. У каждой социальной роли свои права и обязанности в обществе, своя мера ответственности.

Как мне кажется, это и может являться причиной данного конфликта.

Способы разрешения ролевых конфликтов могут быть связаны либо с выбором приоритетной в конкретной ситуации роли, либо с отказом от одной из социальных ролей.

Заключение

Таким образом, исходя из вышесказанного, я могу сделать вывод, что положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Главную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

Социальная роль связанна с определенной позицией индивида в социальной системе (социальным статусом), т. е. с совокупностью прав и обязанностей.

Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор.

Источник: https://mirznanii.com/a/214838/moi-sotsialnye-roli-i-rolevye-konflikty

Социальная роль. Ролевой конфликт

Мои социальные роли и ролевые конфликты

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус.

Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения.

Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.

Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено –ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер.

И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма.

В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус.

Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения.

Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.

Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено –ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер.

И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма.

В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).

В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

? внутриролевые конфликтыэто конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

? межролевые конфликтыконфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

? личностно-ролевые конфликтыконфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу.

Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» – перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_27719_sotsialnaya-rol-rolevoy-konflikt.html

Социальные роли и ролевые конфликты

Мои социальные роли и ролевые конфликты

Проблема возрастной периодизации в детской  сихологии Если развитие — дискретный процесс, то как определить тот показатель, который будет говорить о развитии? Эта проблема ре­шалась и решается в психологии по-разному. Л.С. Выготский различал три возможных решения.По внешнему критерию.

Для этой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служитьпериодизации,созданныепобиогенетическомупринципу. Один из вариантов — периодизация В. Штерна. Другой пример — пе­риодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

После стадии раннего детства (до 3 лет) ­ начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в се­мье или дошкольном учреждении.

Далее следуют стадия началь­ного школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок при­обретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование ;и позже — стадиявысшегоилиуниверситетскогообразования.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура обра­зования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.По одному признаку. Во второй группе периодизаций ис­пользуется не внешний, а внутренний критерий.

Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, разви­тие костных тканей у П.П. Блонского (появление и смена зубов) и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда. Периодизации, ос­нованные на одном признаке, субъективны: авторами произволь­но выбирается одна из многих сторон развития.

Кроме того, в нихне учитывается изменение роли выбранного признака в общемразвитии ребенка на протяжении детства, значение любого при­знака меняется при переходе от возраста к возрасту.3. По нескольким признакам детского развития. В тре­тьей группе периодизаций предпринята попытка выделить перио­ды психического развития ребенка на основе существенных осо­бенностей этого развития.

Это периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возраст­ное новообразование.Л.С.

Выготский выделяет следующие литические и кри­тические периоды возрастного развития:-кризис новорожденности,-младенческий возраст (2 месяца — 1 год),-кризис 1 года,-раннее детство (1 год — 3 года),-кризис 3 лет,-дошкольный возраст (3 года — 7 лет),-кризис 7 лет,-школьный возраст (8-12 лет)-кризис 13 лет,-пубертатный возраст (14-18 лет),Периодизация психосоциального развития Э.

Эриксона.Эрик Эриксон — последователь 3. Фрейда. Он начал рассмат­ривать развитие общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал 2.

Проблема соотношения биологического и социального факторов развития в психологииФакторами развития называют те постоянно действу­ющие обстоятельства, которые имеют существенное значение в развитии изучаемого явления.Биологический фактор включает наследственность.

Это тот потенциал, который дан человеку генотепически и который опре­деляет способность организма жить и развиваться в условиях из­менчивой среды. Отечественные психологи считают, что наследу­ются из психического темперамент и задатки способностей. Биологический фактор, помимо наследственности, включает особен­ности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (врож­денность).

Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребен­ка или другие отклонения. Сказывается на последующем разви­тии и сам процесс рождения.Второй фактор—среда.

Природная среда влияет на психиче­ское развитие ребенка опосредованно — через традиционные в дан­ной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, опре­деляющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда. Это понятие широкое.

Это общество с его культурными традициями, преобладающей идеоло­гией, уровнем развития науки и искусства, основные религиозные течения, принятая в обществе система воспитания и обучения. Это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены се­мьи, воспитатели и учителя, сверстники.Среда или наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.

Лишь при реализации своей активности ребенок будет испытывать влияние окружаю­щей среды и проявятся особенности его наследственности.Важен не только вопрос о том, что понимать под биологиче­ским и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении. Вильгельм Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов.

По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии: со­зревание наследственно данных способностей и черт характера; развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка. Эти ли­нии пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, базируются на положениях Л.С. Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических фун­кций ребенка, но имеет разный удельный вес.

  3 Психология младенческого возрастаМладенческий возраст — период жизни ребенка от рож­дения до одного года. М. в. подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни.

Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой пе­риод подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-лич­ностному) общению со взрослыми. В этот период большую роль играют врожденные рефлексы — пищевой, оборонительный, ори­ентировочный.

Ребенок обнаруживает постепенно угасающие ру­диментарные рефлексы и образование условных рефлексовВ 3-6 мес. мышечный тонус нормализуется, развиваются движения рук, поворачивается со спины на бок, на живот, сидит с поддержкой. В 6-9 мес. формируется реакция равновесия.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложной деятельностью (меняет произвольно позу, на­чинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, ос­ваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самосто­ятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). В 12 мес. развиваются предметные действия. Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом эта­пе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основны­ми психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Под влиянием общения со взрослыми ин­тенсивно развивается познавательная активность младенца, про­являющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладе­вает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трога­ет губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятель­ности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.Во втором полугодии появляется предметно-манипулятив-ная деятельность, общение со взрослым преобразуется из ситуа­тивно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. Ребе­нок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности. Психическое содержание кризиса годаПереходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом I года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реак­ций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мими­ки, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Не все же­лания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причи­нить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзитель­но кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногам

Социальные роли и ролевые конфликты.

Роль — это функция, нормативно-одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную по­зицию.Сама по себе роль не определяет поведение лица, для этого она должна быть усвоена, т.е. интернализирована.Ролевая теория утвердилась в 30 г.г. XX в. и начала разви­ваться в рамках социологии.

В социологическом направлении социальная роль трактова­лась как нечто безличное, не связанное с чьей-то индивидуально­стью. Роль дается как нечто внешнее. Роль может даваться чело­веку обществом против его желания.Психологическое направление утверждает, что роль — элемент психологической структуры личности.

Выполнение ролей зависит от способностей индивида. Роль — это связующее звено между индивидом и социальной средой. В этом напрвлении работал Кон, который выделял два вида ролей:роли, которые даются человеку против его желания;сознательно выбранные, в соответствии с требованиями общества роли.

Ролевые конфликты — это ситуации, в которых лицо, занимающее определенное положение, сталкивается с несов­местимыми для него ожиданиями, требованиями.Межролевой конфликт может возникнуть тогда, когда инди­вид одновременно является носителем 2-3-х ролей, которые предъявляют к нему несовместимые требования.

Внутриролевые конфликты обусловлены тем, что разные люди по-разному представляют себе обязанности, связанные с од­ной и той же ролью.

Психология зрелого возраста.Согласно Эриксону , зрелость охватывает время от 25-65 лет. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Всовременной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте: развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик.Это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности.

Перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности.

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:умение брать на себя ответственность стремление к власти и организаторские способности способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других уверенность в себе и целеустремленность защита системы собственных принципов и жизненных ценностей способность сопротивляться проблемам реальности формирование индивидуального жизненного стиля реализм, трезвость в оценках стабилизация системы социальных ролей. Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную, профессиональную продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению, депрессии, стресса. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Главные проблемы кризиса: убывание физических сил, привлекательности, сексуальности, осознание человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу, на него работает вся предшествующая жизнь человека.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 145;

Источник: https://studopedia.net/4_63230_sotsialnie-roli-i-rolevie-konflikti.html

Социальные роли, ролевые конфликты

Мои социальные роли и ролевые конфликты

План

Введение. 2

Определение понятия «социальная роль». 3

Виды социальных ролей, мои социальные роли. 5

Ролевые конфликты.. 6

Заключение. 7

Список использованной литературы.. 8

Введение

На мой взгляд, тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.

В современном мире проблема человеческой личности и ее социальных ролей  является одной из наиболее важных проблем.

Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни.

Такие люди, являющиеся личностями, адекватно воспринимающие свои социальные роли должны находиться в основе любого общества. Однако далеко не все люди  знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

Личность является основой для развития общества, поэтому меня очень интересует тема социальных ролей личности, и я решила изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применить полученные знания на практике.

Я считаю необходимым ознакомиться с учебной литературой по социологии, со статьями в периодических изданиях, при работе над обозначенной темой и выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть понятие ролевого конфликта, его сущность и причины.

В чем суть понятия «социальная роль»? Какими бывают социальные роли? Какие социальные роли выполняю я? В чем причина ролевых конфликтов?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе.

      Итак, цель эссе – изучить проблему социальных ролей и ролевых конфликтов, охарактеризовать мои социальные роли.

Определение понятия «социальная роль»

Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами.

Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает и подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность.

Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.

В результате получается следующее видение человека: « С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации — процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти.

Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.

Как подтверждение того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать выводы, возникающие в связи с анализом уровня исполнения ролей.

Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью.

Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я».

Социальная роль — это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей.

На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

Я считаю, что роль — это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

На мой взгляд, если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов.

Я согласна с точной зрения, что необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает.

Виды социальных ролей, мои социальные роли

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Сейчас я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, итак кто же я?

Мои первые социальные роли – дочь своих родителей, внучка бабушек и дедушек, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Также я еще подруга и приятельница.  Я человек коммуникабельный, легко завожу знакомства. Мне везет в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студентка, в недавнем прошлом ученица. Мне нравиться учиться, хотя я не отличница, но зато, если мне необходимо выполнить что-то по учебе, как минимум, я всегда получаю положительные результаты.

Моя главная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так это статусная или должностная роль, которая приобретается тогда, когда человек начинает работать.

Итак, подведу итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, исполняемых личностью, образует ролевой набор личности. Формирование ролевого набора является результатом социализации, в процессе которой мы усваиваем новые роли.

Ролевые конфликты

В жизни людей нередко возникают Ролевые конфликты, которые вызывают эмоциональную напряженность.

Ролевой конфликт – это ситуация, при которой происходит «столкновение» ролей внутри ролевого набора личности, когда одна роль противоречит другой или исполнение нескольких ролей оказывается невозможным.

Приведу примеры ролевых конфликтов:

Работающий студент должен выполнять роль сотрудника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя фирмы, выполнять его поручения и соблюдать трудовую дисциплину; в то же время в вузе он должен выполнять роль студента в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, обязан посещать лекции и семинары, вовремя сдавать экзамены и зачеты.

Женщина-учительница (профессиональная роль), а в ее классе учится ее собственный ребенок. Профессиональная роль и роль матери также могут сталкиваться.

На мой взгляд, ролевой конфликт отцов и детей, является очень распространенным.  Я вот часто задумываюсь по поводу того, что очень часто звучат жалобы как со стороны взрослых, так и со стороны детей на проблемы с взаимопониманием. Много думала над тем, почему это так. Ведь и проблема не вчера возникла.

На мой взгляд, родители и подростки занимают в обществе совершенно разные социальные статусы, и выполняют различные социальные роли. И часто таких ролей на одного человека не одна, а много. У каждой социальной роли свои права и обязанности в обществе, своя мера ответственности.

Как мне кажется, это и может являться причиной данного конфликта.

Способы разрешения ролевых конфликтов могут быть связаны либо с выбором приоритетной в конкретной ситуации роли, либо с отказом от одной из социальных ролей.

Заключение

Таким образом, исходя из вышесказанного, я могу сделать вывод, что положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Главную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

Социальная роль связанна с определенной позицией индивида в социальной системе (социальным статусом), т. е. с совокупностью прав и обязанностей.

Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор.

Индивид, выполняющий всегда несколько ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей, например, ученика и члена дружеской компании.

Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.

), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

Список использованной литературы

1.     Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.

2.     Иванов Д. В., Иванова Д. В. Социология. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 326 с.

3.     Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.

4.     Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.

5.     Общая социология : учеб. пособие /под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2002.- 653 с.

6.     Парсонс, Т.О социальных системах /Т. Парсонс.- М., 2002.- 600 с.

7.     Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. – М.: Форум, 2007. – 336 с.

8.     Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.- 342 с.

9.     Фролов С. С. Социология. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с.

10.           Платонов Ю. П. Социальные статуты и социальные роли http://www.elitarium.ru/2007/03/23/socialnye_statusy_i_socialnye_roli.html

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/socialnye-roli-rolevye-konflikty/

Refy-free
Добавить комментарий