Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые

Известные люди: Высоцкий Владимир: Привередливые кони Владимира Высоцкого

Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые

Юлия СерковаНомер журнала: ЗМ №2(126)2013

Известно, что лошадь на протяжении веков воспевали многие писатели, художники, скульпторы.

Этот удивительный человек, написавший сотни песен и стихов, сыгравший десятки ролей на сцене театров, в кинокартинах и телефильмах, посвятил лошади немало строк, но сумел оценить красоту, грацию и мощь коня не только на бумаге, но и под седлом. Кто же он? Известный всем поэт, актер и кумир ХХ века – Владимир Высоцкий, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.

Простая истина

Стихотворения и песни о лошадях Владимира Высоцкого, наверное, знакомы каждому, но мало кто знает, что конь в произведениях поэта – это не только некий символ, образ судьбы, времени, жизни и смерти, гибели и спасения или ипостась самого автора (об этом речь пойдет позднее), но иногда и просто любимое и близкое поэту по духу животное.

Так, ездить верхом Высоцкий научился еще в школьные годы: по словам современников, он всегда интересовался спортом – занимался гимнастикой, плаванием, боксом.

На лошадь юный Высоцкий впервые сел на московском стадионе «Буревестник» в Самарском переулке (на месте которого позже был построен спорткомплекс «Олимпийский»), о чем впоследствии с восторгом всем рассказывал.

С оглядкой на будущее

Став студентом МИСИ им. В. Куйбышева, Владимир продолжил свои конные «эксперименты». Осенью первокурсников по традиции отправили на картошку, где городские ребята с непривычки сильно уставали, а Высоцкий постоянно хохмил, распевал частушки и не терял надежды научиться делать заднее сальто с лошади.

Для этого он сначала пытался исполнить подобный прыжок с берега в речку, на берегу которой стояла деревня, но раз за разом смешно и больно шлепался спиной о воду. Ребята смеялись над этими клоунскими бултыханиями, но будущий поэт упорно продолжал свои попытки. В другой раз студенты как-то увидели лошадей, пасущихся на лугу.

Володя расстреножил одну, на которой была уздечка, друзья помогли ему взобраться, и он поехал. Кобыла оказалась довольно смирной, но Высоцкому этого показалось мало – он ударил ее голыми пятками по бокам, дернул за уздечку, лошадь резко рванулась, и он кубарем слетел на землю.

Несмотря на то что Володя достаточно сильно ударился и еле разогнулся после падения, он тут же заявил: «Надо обязательно еще раз попробовать. Она уже начинает меня слушаться… Вон, видишь, она не уходит, ждет меня».

Как в кино

Умение ездить верхом пригодилось Высоцкому для работы в кино. Дебют Владимира состоялся в 1959 году (эпизод в фильме «Сверстницы» режиссера В. Ордынского); затем он снимался у таких мастеров, как А. Столпер, Ц. Хейфиц, М. Швейцер, К. Муратова, А. Мита, С. Говорухин.

Наиболее примечательными стали работы Высоцкого в фильмах «Хозяин тайги» (1968), «Четвертый» (1972), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), а особую популярность принесли две роли – в фильмах «Место встречи изменить нельзя» (1979) и «Маленькие трагедии» (1972).

Из гимнаста в жокеи

С лошадьми на съемочной площадке Высоцкий впервые столкнулся в фильме «Штрафной удар», который вышел на экраны 3 июня 1963 года. Это была комедия, где снимались М. Пуговкин, И. Пушкарев, В. Трещалов, В. Яновский, которые играли спортсменов, отправившихся из города за деньги под чужими фамилиями выступать на сельскую спартакиаду.

На долю героя Высоцкого неожиданно выпал конный спорт, потому что незадачливый руководитель «делегации» в беседе с корреспондентом перепутал специальность спортсмена – гимнастику («так насобачился, что через перекладину на коне сигает») – и напечатал в газете, что тот – выдающийся жокей.

Таким образом, Высоцкому предстояло сыграть человека, который по фильму первый раз в жизни сел на лошадь, однако в реальности для этого потребовались месяцы тренировок. «Поначалу мы больше тренировались, чем репетировали, – вспоминал В. Трещалов. – Я месяц ходил в ЦСКА на каток тренироваться с командой, а Высоцкий тренировался на ипподроме».

Партнеры Владимира по съемкам вспоминают, что он был очень спортивным, а один из тренеров на ипподроме сразу заметил, как здорово у Высоцкого получается находить общий язык с лошадьми.
 

Опасные кадры

Съемки фильма проходили в Алма-Ате, Медео и Чимбулаке, и Высоцкий заметно скучал, поскольку сцен с его участием было не так много. «Люсенок! Солнышко! Здесь ужасно скучно, – жалуется он в письме к жене. – Я скоро буду грызть занавески. Вчера (9 января) была первая съемка. С восьми утра и до шести вечера были на морозе.

Если бы ты видела меня! Мне сделали грим после того, как я падал с лошади. Рука в гипсе, голова перевязана и кровоподтеки. Почти все думали, что меня избили (гример хороший)».

Самый заметный эпизод с участием Высоцкого снимался на московском ипподроме, где актеру предстояло сделать сальто назад, когда лошадь заходила на препятствие, и попасть в седло другой лошади. Конечно, технически осуществить это было невозможно, поэтому сцену монтировали, но основной трюк Владимир выполнял сам.

Он вынимал ноги из стремян и, отталкиваясь от седла, делал сальто назад, где его ловили ассистенты. «С удовольствием вспоминаю это время, потому что это стало моим любимым видом спорта. После этого теперь, как мне попадется “лошадиная” картина, – только одна радость! Я очень люблю лошадей и, значит, люблю фильмы с лошадьми», – говорил Высоцкий.

Несмотря на то что у актера остались веселые воспоминания, при выполнении сальто он получил серьезную травму – лошадь наступила ему на ногу копытом. Из-за этого Владимир долго хромал и именно по этой причине не служил в армии, хотя в призывном пункте получил направление на боевой корабль.

Одна любовь

В картине режиссера Евгения Карелова «Служили два товарища», который снимался в 1967 году, Высоцкому вновь было суждено работать бок о бок с лошадьми – он играл белогвардейского поручика Брусенцова, героя, которого переполняет отчаяние и гнев, затравленность и безысходность.

Брусенцов стреляет то в красных, то, по ошибке, в своих, мечется и уверен только в одном – в своей страсти к лошадям. В фильме Брусенцов вынужден оставить своего верного коня по кличке Абрек на берегу, поднимаясь на борт корабля, уходящего в Турцию.

Далее разыгрывается настоящая драма: конь бросается с причала и плывет за кораблем, за своим хозяином. Не в силах совладать с отчаянием, поручик решается на самоубийство.

Жизнь и судьба

В произведениях Высоцкого конь – один из любимых образов, это жизнь, которая несется стремительно, это судьба, которую никто не в силах изменить, и целая гамма символики смерти. Например, в стихотворении «Кони привередливые» кони и спасают персонажа, и приближают к неотвратимому концу. «Сгину я – меня пушинкой ураган сметет с ладони,

И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, –

Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,

Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!» Вообще в поэзии Высоцкого выделяется целый «несобранный» цикл стихотворений, объединенных сквозным мотивом езды на лошадях: «Кони привередливые» (1972), «Я из дела ушел» (1973), «Погоня» (1974), «Я дышал синевой…» (1977), «Пожары» (1978), «Райские яблоки» (1978) и т.д. Интересно то, что поэт встроил этот мотив в структуру «ямщицкой песни», соединяя ее то с цыганским романсом, то с другими жанрами. 

«Цыган кричал, коня менял:“С конем живется вольно.Не делай из меня меня,С меня – меня довольно!Напрасно не расстраивай,Без пользы не радей…Я не гожусь в хозяеваЛюдей и лошадей.Не совещайся с гадиной,Беги советов бабских…Клянусь, что конь не краденый

И – что кровей арабских»».

(«Цыган кричал, коня менял…»).

Кони у Высоцкого фигурируют и в песне, посвященной ипподрому («Что за дом такой»), теплоходу («Лошадей двадцать тысяч в машинах зажаты») и даже шахматам («Честь шахматной короны. Игра»):

«Ход за мной – что делать?! Надо, Сева, –Наугад, как ночью по тайге…Помню – всех главнее королева:Ходит взад-вперед и вправо-влево, –

Ну а кони вроде – буквой ”Г”».

Свободен навеки

Образ коня у Высоцкого связан и с его особым мироощущением – потребностью во внутренней свободе, которая так соответствует образу летящих сквозь время седока и коня.

12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут.

Над ним – гитара, а позади две изящные лошадиные головы, которые напоминают об одной из его самых ярких песен – «Кони привередливые». 

Источник: http://www.goldmustang.ru/magazine/heroes/people/887.html

Урок литературы в 9 классе «И снизу лед, и сверху – маюсь между…» (Жизнь и творчество В. Высоцкого)

Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые

Урок литературы в 9 классе

«И снизу лед, и сверху – маюсь между…»

(Жизнь и творчество В. Высоцкого)

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель: знакомство с авторской песней и автором-исполнителем В. С. Высоцким

Задачи

Обучающие :

— познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта в 60- 80-е годы;

-дать понятие об авторской песне;

-показать разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении;

— раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества;

Развивающие :

— развивать музыкальный вкус , творческое воображение, эмоциональность

Воспитательные :

— воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере поэта-борца и патриота В.Высоцкого.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, звуковые файлы

Технологии: личностно ориентированная, система Е. Н. Ильина, ИКТ

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания:

— Дайте определение понятия «авторская (бардовская) песня»

— Кого из бардов вы знаете?

— Ваше отношение к бардовской песне?

2. Слово учителя

Сегодня мы посвятим урок известному автору и исполнителю своих песен В. С. Высоцкому. Слайд 1-2 Тема звучит так : «И снизу лед, и сверху-маюсь между», или «прерванный полет».

В течение урока вы заполняете таблицу:

Тема песен

Примеры песен

Примечания(особенности, авторская идея, как в этих песнях проявляется личность автора)

Слайд 3 Звучит песня В. Высоцкого “Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт…”

28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход…

И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день – оберегая от палящего солнца цветы.

Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого.

На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили, не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его.

Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда «на взводе»,»над пропастью».

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.(Евтушенко)

Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема интересует и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа.

Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу.

Сам он говорил о своем творчестве:»…Это вообще не песня—это стихи, которые исполняются под гитару… Я занимаюсь авторской песней—сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне текст, информация, поэзия.

Для меня это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят…»

слайд 4 «На Большом Каретном»

Первые песни—дань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».

В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»– нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?

слайд 5 (Звучит запись песни «Тот , кто раньше с нею был»

«Вчера я был перед судом»

«За меня невеста отрыдает честно…»)

Затем — бытовые «Ой, Вань, гляди, какие клоуны»

слайд 6 Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так—Высоцкий тоже неоднократно объяснял: «Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности».

Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!—там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми… Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».

Выступление ученика:

слайд 7 В 1960 г., окончив школу-студию МХАТа, В.Высоцкий стал актёром театра и кино. Работает в московском театре им. Пушкина и в московском Театре миниатюр.

В 1964 г., ещё никому не известный, пришёл наниматься на работу в Театр драмы и комедии на Таганке, и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут слушал его больше часа.

У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же принял его в театр.

И до последних дней жизни Высоцкий работает в этом театре.

слайд 8 Высоцкому довелось сыграть и Гамлета. Об этой роли мечтает каждый актёр, но выпадает такой шанс только избранным. Высоцкий говорил, что Гамлет – один из первых людей на земле, задумавшихся о смысле жизни.

На протяжении спектакля он неоднократно задавал вопрос “быть или не быть”, каждый раз вкладывая в него несколько иной смысл. Он заставлял зрителей напряжённо искать на него ответ. Спектакль шёл с неизменным аншлагом.

Высоцкий рассказывал, что приходил, бывало, в театр к 9 утра, за час до репетиции – и видел на улице замёрзших людей, которые с номерками на руках отмечались в очереди за билетами. После этого “нога не поднималась играть вполсилы”.

Стихотворение “Мой Гамлет”.

слайд 9-10 С 1959 года В.Высоцкий начал сниматься в кино, он сыграл 26 ролей.

Наиболее значительные из них – геолог Максим в фильме режиссёра Киры Муратовой “Короткие встречи” (1967), поручик Брусенцов в фильме Евгения Карелова “Служили два товарища” (1968), Ибрагим Ганнибал в фильме Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил” (1976), капитан милиции Глеб Жеглов в фильме слайд 11 Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя” (1979), Дон Гуан в фильме Михаила Швейцера “Маленькие трагедии” (1980).

Выступление ученика:

слайд 12 На концертах Высоцкий часто пел о спорте, Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, — занимался просто так, — боксом, акробатикой.

Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.

Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.

У него есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР – Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:

Профессионалам – отчаянным малым,

Игра – лотерея, — кому повезет.

Играют с партнером – как бык с матадором, —

Хоть, кажется, принято наоборот.

Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастье, он все время переступает доску, от которой отталкиваются, — и у него рекорды не засчитываются.

Что случилось, почему кричат?

Почему мой тренер завопил?

Просто восемь сорок результат, —

Правда, за черту переступил.

Ой, приходится до дна ее испить –

Чашу с ядом вместо кубка я беру.

Стоит за черту переступить –

Превращаюсь в человека – кенгуру.

слайд 13 “Песня о штангисте” — это не шуточная песня – она лирико-комедийная. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире.

Сатирические «Скалолазка»

«Почему аборигены съели Кука»

«Товарищи ученые»

тема всего творчества Высоцкого—поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:

(Звучит песня «Горная лирическая»)

Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования.

Он мерил человека вечными мерками—соотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни. Равнодушное и пассивное наблюдение—то же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство.

Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:

Так многие сидят в веках

На берегах—и наблюдают

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают

Они сочувствуют слегка

Погибшим, но издалека.

Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себе—всегда отрицательное.

…вырывается на волю

Второе в обличье подлеца,

И я борюсь, давлю в себе мерзавца…

слайд 14 Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь, Зло, Доброта, Честь, Верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:

И вовеки веков, и во все времена

Баллада о времени»)

Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,–комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру.

Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого—знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе.

(Звучит запись песни «Охота на волков»)

Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема ограниченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место.

Рядом с “Охотой на волков»– не менее значимые: «Бег иноходца», «Чужая колея», «Горизонт», «Надежда», «Натянутый канат», «Упрямо я стремлюсь на дно», «Памятник» и др. И это многократно повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта.

Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.

Выступление ученика:

слайд 15 Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям.

Песня о друге”

В творчестве Высоцкого отразилась биография нашего времени, он затронул очень важные и больные моменты нашей истории. Россия в 20 веке опоясана войнами. Начавшиеся с 1904 года, не прекращаются по до наших дней.

Японская, мировая, гражданская, Финская, Отечественная, Афганистан, Чечня, Украина… Это самые огненные всплески. А между – государственный террор советского и постсоветского образца. Поэтому военные песни Высоцкого вовсе не отсылают нас в историческое прошлое, они о сегодняшнем дне – не менее трагическом и беспощадном.

Русская трагедия, озвученная голосом Высоцкого, вернее предстаёт на фоне дымов и пожаров, на фоне памятных событий. Война у Высоцкого – подлинная, героическая. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.

Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой “все судьбы с путями скрестились”:

Стихотворение “Высота

Как будто это он сам, тяжело раненный, лежит в госпитале.

Песня о госпитале

Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой из окопа и, понимая, что “на этот раз” ему “не вернуться”, передаёт эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину.

Песня “А сыновья уходят в бой…”

Как будто это он сам, молодой солдат, ещё не успевший испытать многих радостей жизни и уже обречённый на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал своё самое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой.

«Песня о звёздах», «Тот, который не стрелял»,»Всю войну под завязку», «Песня о моем старшине»,

-Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?

— Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…

так писали фронтовики Владимиру Высоцкому.

«Высота», «Сыновья уходят в бой» и другие. «Песня самолета-истребителя». «Штрафные батальоны», « Мы вращаем землю»

Драматург А. Володарский рассказывал о том, что однажды военные летчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на первом Украинском или выходил из окружения под Оршей.

Рассказывает драматург Эдуард Володарский:

“Я ехал в поезде “Москва – Ленинград”, и в купе попутчиками оказались трое военных летчиков: подполковник и два капитана. Дорога ночная, долгая. Поговорили о том о сем. Потом один капитан достал портативный магнитофон и включил записи с песнями Высоцкого. И когда прозвучала песня “Як – истребитель”, которую они слушали, затаив дыхание, полковник сказал со значением:

— Такое только летчик мог написать. Этот Высоцкий, наверное, летчиком был. Чтобы так написать, надо машину чувствовать.

Я улыбнулся:

— Да что вы, ребята! Как он мог воевать, когда он 38-го года рождения. И летчиком никогда не был. Он московский парень, артист с Таганки.”

Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошёл всю войну.

Песня “Он не вернулся из боя”

Песня “Братские могилы”

слайд 16 Тема войны – одна из главных в творчестве Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихотворений, песен О войне он знал понаслышке. она была у него…» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания.

Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусство—то высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности.

Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого— «Он не вернулся из боя»

Так мог написать поэт, обладающий не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти,как он, сквазь испытания жизни.

Слово учителя

слайд 17 Звучит «Баллада о любви»

Я поля влюбленным постелю,

пусть поют во сне и наяву!

Я дышу – и, значит, я люблю!

Я люблю, и, значит, я живу!

С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм “Колдунья” с ее участием. Во время очередного приезда в Москву Марина побывана в театре на Таганке.

Ей очень понравилась игра молодого, но очень талантливого и уже популярного актера Владимира Высоцкого в спектакле “Пугачев”.

После ужина в ресторане Высоцкий увез Марину к другу и весь вечер пел для нее свои песни под гитару.

Марина Влади – русская и по отцу, и по матери. Ее настоящая фамилия Мария Катрин Владимировна Полякова-Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества – Марина Влади – мировна.

Большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально – поэтических произведений, которые обогатили его песенное творчество.

Звучит песня “Лирическая .

Любовь окрыляет Высоцкого, и он посвящает Марине все новые и новые стихи.

Мне каждый вечер зажигает свечи

И образ твой окуривает дым…

Но не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.

слайд 18 1 декабря 1969 года они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины тоже. Положение осложнялось еще и тем, что Влади жила и работала в Париже. Их соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи,

«Ноль семь » пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви.

Люблю тебя сейчас

Не тайно – напоказ.

Не “после” и не “до” в лучах твоих сгораю;

Навзрыд или смеясь,

Но я люблю сейчас,

А в прошлом — не хочу, а в будущем – не знаю.

Звучит песня «Она была в Париже»

слайд 19 «Беда»

«Так случилось, мужчины ушли»

Как у каждой творческой личности, у Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку.

Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие “почитатели” его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. Как бы в отместку он написал песню Слухи”:

слайд 20 Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему. Обличал лицемерие, двуличие: «Маски».

«Песенка о жирафе»

«Притча о Правде и Лжи».

слайд 21 «Я не люблю»- кредо Высоцкого

«Чужая колея»

Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “ Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а он лишь смеялся в ответ. И летел на своих привередливых конях, боясь потерять хотя бы мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своём времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!

слайд 22 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, словно он стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне “Кони привередливые”

слайд 23 В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзья—Евгений Урбанский, Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.

Мои друзья ушли сквозь решето,

Им всем досталось Лета или Прана,–

Естественною смертию—никто,

Все—противоестественно и рано.

И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.

Мой путь один, всего один, ребята,

Мне выбора, по счастью, не дано.

И он спешил, хотел успеть сделать побольше.

слайд 24 За две недели до смерти Высоцкий посвящает стихи Марине Влади. Это его последние строки.

«И снизу лед, и сверху – маюсь между…»

Очень трепетно относился Высоцкий к ролям в театре. Мечтал сыграть Гамлета. Но к этой роли он придет не скоро – только в 80-х годы. И каждый раз он играл эту роль как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья.

На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. 27 июля 1980 года он тоже должен был играть Гамлета. Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию.

Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда

Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».

слайд 25 Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры несколькими словами, то это будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника.

При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине стал народным. Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза.

Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Доброй шуткой, злой сатирой и в любом случае – нетерпимостью, но с доброжелательством, он боролся с карьеризмом, бюрократизмом, мещанством, а к пьянству относился как к бедствию нашей страны, тем более что испытал это горе на себе.

Как много успел сделать один человек: более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей, сыгранных в кино. Из множества публикаций к 50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2 фразы:

“Он умер от жизни” и

“ Носил он совесть слишком близко к сердцу,

Как носит свой осколок ветеран”.

слайд 26 «Он часто пел песни о преодолении, и мне кажется, что он всю жизнь боролся не только с несправедливостью в жизни, но и с самим собой. В его голосе звучит мужская сила, натиск. Его особая хрипотца, манера петь так не похожа на других певцов. Он рассказывает нам правду о том времени. Он личность. Его песни учат быть неординарными». (М. Мустафина)

слайд 27 Лучше всего, на наш взгляд, творчество Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

Соплеменники, встаньте, окажите честь,

Зачеркните «был», напишите «есть» !

Звучит песня“Кони привередливые”

Домашнее задание: (на выбор)

  1. Составить список песен Высоцкого, которые бы вы порекомендовали послушать своим друзьям, и объяснить свой выбор.

  2. Эссе «Мое открытие Высоцкого»

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=48632

Анализ стихотворения В.С.Высоцкого

Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые

Анализ стихотворения Владимира Семёновича Высоцкого

«Я не люблю»

История создания стихотворения «Я не люблю», на мой взгляд, весьма любопытна.

По свидетельству поэта Алексея Уклеина, находясь в Париже, Высоцкий как-то из открытого окна услышал песню Бориса Полоскина «Я люблю», которая по каким-то причинам считалась не его оригинальным произведением, а всего лишь переводом либо песни Шарля Азнавура, либо народной французской (оба варианта сосуществовали). Вероятно, потому, что в её основе – любовь к женщине, интимное чувство, посвящение которому стихов в шестидесятые годы хотя и не возбранялось, но всё же не очень приветствовалось. Вот воспевание чувств гражданских, патриотизма, прославление партии и народа – куда более важные темы. Это настолько твёрдо было вбито в сознание советского человека, что даже Высоцкий не согласился с Полоскиным – цитирую по заметке Уклеина:

– Ленин сказал как-то Горькому: «Часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей… А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно…

» Ох, Борис, ты неправ (оказывается, фраза прозвучала задолго до обращения Лигачёва к Ельцину. – Прим. моё), ой, не прав, – зарычал Владимир Семенович, – не время сейчас и не место!..

Чай, живёшь ты не в городе братской любви, а в Ленинграде – колыбели революции…

На 30-летнем Высоцком, это был 1968 год, как видим, тоже отразилась система школьного советского воспитания, согласно которой всё личное – это нечто второстепенное, не заслуживающее особого внимания. Своеобразным его ответом Полоскину и стало стихотворение-песня «Я не люблю».

Естественно, Высоцкий отошёл от интимной тематики и высказал своё жизненное кредо, свою позицию, по которой он что-то не принимает, с чем-то мириться не просто не хочет, а не может, так как против этого отрицаемого восстаёт его душа поэта. Прежде чем назвать это отрицаемое, замечу: стихотворение «Я не люблю» я бы отнесла к гражданско-философской лирике.

К первой, потому что автор открыто высказывает свою гражданскую позицию (или, как нас учили в школе, позицию лирического героя); ко второй, потому что многие положения этого стихотворения можно понимать как в прямом, так и в переносном, более широком значении.

Например, фраза «откажут тормоза» только у неискушённого читателя вызовет воспоминания о машине, о тормозах, которые могут оказаться неисправными.

Многие подумают о бесконечной гонке жизни, задумаются о том, что мчаться по жизненному пути крайне опасно, ведь отказ тормозов и здесь может привести к самым плачевным результатам, и о том, насколько велика ненависть лирического героя к «уверенности сытой», что для него мчаться по жизни без тормозов лучше.

Тема стихотворения заявлена в названии, а так как неприятие касается многих сфер жизни человека (многих микротем), то определить тему более конкретно, на мой взгляд, не представляется возможным.

И всё же я бы сказала, что в стихотворении явно просматривается тема неприятия мещанства с его двойной моралью – и абсолютно ничего революционного нет, хотя и своей реплике о несогласии с Борисом, Высоцкий и напоминает певцу любви, о том, что Ленинград – колыбель революции.

Идея стихотворения вытекает из темы – вызвать неприятия того, что не принимает лирический герой. Стихотворение бессюжетное, так что об элементах сюжетной композиции говорить не приходится.

Лирический герой, исходя из текста произведения, представляется человеком молодым, энергичным, порядочным, человеком, для которого честь – не пустое слово, для которого песня, возможность петь – главное в жизни, человеком, открыто выражающим свою жизненную позицию, имеющим обо всём своё собственное мнение, но в реальной жизни несколько закрытым, далеким от того, чтобы каждого пускать в душу. Стихотворение поражает динамизмом, неиссякаемой энергией, которая передаётся читателю (слушателю). И высокий эмоциональный накал произведения, и та энергия, с которой лирический герой знакомит нас с основными положениями своего жизненного кредо, вполне уместны, потому что без накала, без энергии разговор об отрицаемом, о непринимаемом был бы неубедительным.

На первый взгляд, стихотворение не богато на средства художественной выразительности, на самом деле их здесь вполне достаточно и для создания ёмких отрицаемых образов, и для яркости, динамичности изложения.

В первую очередь, наверное, каждый читатель обращается внимание на анафору «Я не люблю», которой открывается большинство строф, которая в одной строфе звучит дважды, а в одной ею начинается лишь третья строка – в четвёртой строфе начальное «Я не люблю» заменяется более сильным «Я ненавижу».

Такая несимметричность – одно из средств, которое придаёт стихотворению динамизм, так как меняет его интонирование: вместо уже привычного «Я не люблю» – вдруг «Я ненавижу», потом «Я не люблю» сменяется началом «Когда я вижу» и в последних трёх строфах четырёхкратная анафоры «Я не люблю», завершающаяся категоричным «Я это никогда не полюблю» – элементом, своеобразно завершающим стихотворение, придающим его композиции кольцевой вид.

Чтобы завершить разговор о поэтическом синтаксисе, раз уж он начат упоминанием анафоры, отмечу наличие немногочисленных инверсий – они в придаточной части сложноподчинённых предложений: «Когда веселых песен не пою», «Когда чужой мои читает письма», «когда невинных бьют», «когда в неё плюют». Инверсия всегда выразительна, так как выпячивает, вставляет на первый план те слова, которые нарушают прямой порядок слов: веселых песен, мои, невинных, в неё.

Антитеза – ещё один приём (наряду с анафорой), лежащий в основе построения некоторых строф, правда, замечу: у Высоцкого в данном стихотворении она строится на контекстуальных антонимах: «Я не люблю открытого цинизма, / В восторженность не верю…», «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я также против выстрелов в упор», «Я не люблю **насилье и бессилье, – / Вот только жаль распятого Христа», «Я не люблю, когда мне **лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют».

Особую выразительность стихотворению придают тропы, хотя их немного, в первую очередь – эпитеты, придающие выпуклость абстрактным и конкретным понятиям, делающие эти понятия яркими: весёлых песен, открытого цинизма, уверенности сытой, сломанные крылья.

Метафор практически нет, я бы отнесла к этому приёму словосочетания «почестей иглу», «сломанные крылья». Хотя не всё однозначно.

Первое – «почестей иглу» – напоминает нам лермонтовский «венец терновый, увитый лаврами» («Смерть поэта»), так что и аллюзией его назвать можно. Вместе с тем в этой метафоре Высоцкого я вижу и признаки оксюморона: почести в нашем представлении – признание заслуг, триумф, чествование с рукоплесканиями или без них, с наградами, коронами, лавровыми венками и без них.

Игла почестей – соединение несоединимого… но – вот парадокс! – так часто встречающегося в реальной жизни, ибо не перевелись ещё (да и вряд ли переведутся когда-либо) люди, для которых чужой успех как нож в сердце, и многие из этих людей будут стараться уколоть того, которому они на словах воздают почести, представить его в самом невыгодном свете при каждому удобном случае.

Словосочетание «сломанные крылья», метафорично, так как полностью построено на скрытом сравнении: сломанные крылья – это разрушенные иллюзии, крушение мечты, расставание с прежними идеалами.

«Уверенности сытой» – метонимия. Конечно, это не сама уверенность насытилась – речь о хорошо обеспеченных, а потому уверенных в собственной непогрешимости людях, насаждающих свою точку зрения на правах сильного. Кстати, и здесь я вижу аллюзию – вспоминается русская пословица: «Сытый голодного не разумеет».

Гипербола «мильон меняют по рублю» из последней строфы подчёркивает нелюбовь лирического героя ко всему неестественному, показному («Я не люблю манежи и арены»).

Характерной особенностью стихотворения «Я не люблю» является наличие эллипсисов.

Под термином эллипсис мы понимаем риторическую фигуру разговорного стиля, представляющую собой намеренный пропуск несущественных для смысла слов: Я не люблю, когда – наполовину; Или – когда всё время против шерсти, / Или – когда железом по стеклу.

Этот приём придаёт стихотворению некий демократизм, что усиливается, во-первых, использованием фразеологизмов разговорного характера лезть в душу, плевать в душу (Я не люблю, когда мне лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют, во-вторых, употреблением фразеологизма высокого стиля – червь сомнения – в неожиданном ракурсе, во множественном числе: червей сомнения, что снижает его высокость и низводит до стиля разговорного, и, в-третьих, включением в текст слов разговорных: неспроста, наветы, мильон.

Стихотворение Высоцкого «Я не люблю» состоит из 8 четверостиший с перекрёстной рифмой в каждой, причём в первых и третьих строках каждой строфы рифма женская, а во второй и четвёртой – мужская. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который в строках с женской рифмой имеет лишний слог.

Так как в произведении немало многосложных слов (фатального, открытого, восторженность, наполовину и пр.

), а свойство русской лексики состоит в том, что каждое слово имеет одно ударение, то стихотворных строк без пиррихия (стоп, не имеющих ударного слога) в нём немного – три (Когда чужой мои читает письма; Досадно мне, что слово «честь» забыто; Обидно мне, когда невинных бьют). В остальных строках по одному пиррихию и по два пиррихия.

Стихотворение «Я не люблю», на мой взгляд, является программным произведением тогда, во время создания, ещё молодого поэта. Высоцкий уже в 30 лет знал, что он не сможет принять, полюбить ни при каких условиях, с чем намерен бороться и с помощью своих стихов-песен, и с помощью своих ролей в театре и кино. Знал и громогласно заявил об этом.

Источник: https://lit-salon.ru/proza/analiz-stihotvorenija-v-s-vysockogo-ja-ne-lyublyu-4043.html

Refy-free
Добавить комментарий