Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Содержание
  1. Органы юстиции Российской Федерации: понятие, история, роль, проблемы, задачи, функции, полномочия, деятельность. Органы юстиции — это..
  2. XIX век: начало
  3. XX век: послереволюционные реформы
  4. Органы юстиции: функции, понятие, место на современном этапе развития государства
  5. Органы юстиции: задачи, функции, система
  6. Министерство юстиции как главенствующий, центральный аппарат системы
  7. Органы юстиции РФ в субъектах страны
  8. Роль министерства юстиции в нормотворческой деятельности органов правительства
  9. Контроль за ведомствами и учреждениями на местах
  10. Служба судебных приставов как структурный элемент аппарата Министерства юстиции
  11. Уголовно-исполнительная система как один из элементов юстиции
  12. Функции, полномочия и организация Министерства юстиции Российской Федерации | Студент-Сервис
  13. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
  14. ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
  15. Министерство юстиции РФ, задачи, функции, структура
  16. 79) Министерство юстиции: его задачи, функции и структура
  17. newinspire

Органы юстиции Российской Федерации: понятие, история, роль, проблемы, задачи, функции, полномочия, деятельность. Органы юстиции — это..

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Органы юстиции – это важнейший элемент системы государственного аппарата, осуществляющего законность за соблюдением нормативно-правовых актов в стране, исполняющий многочисленные функции, а также обладающий рядом специфических полномочий, которые присущи лишь этому государственному звену.

XIX век: начало

Система органов юстиции Российской империи впервые была впервые введена российским императором Александром I, который издал специальный манифест «Об учреждении министерств».

Данное событие произошло в 1802 году, 8 сентября.

Данный нормативно-правовой акт предусматривал не только полномочия органов юстиции, но и в качестве руководителя провозглашал министра, должность которого мог занимать только генерал-прокурор Российской Империи.

Деятельность органов юстиции на тот момент состояла из подготовки законодательных актов, а также координации учреждений прокуратуры и судебной деятельности.

в качестве дополнительных функций министерство осуществляло перевод, перемещение, увольнение должностных чинов, занимающих место в служебном аппарате государства.

Первым и наиболее выдающимся министром юстиции стал Державин Гавриил Романович, который в своей жизни совмещал любовь к поэзии и государственную деятельность.

Непосредственное участие Министерство юстиции приняло в реализации судебной реформы, благодаря которой полномочия руководителя данного органа существенно увеличились. На момент наступления 1864 года этот элемент управления осуществлял не только руководство судебными звеньями и прокуратурой, но также занимался управлением тюремной и межевой частями, руководил нотариатом.

Роль органов юстиции в истории прослеживается благодаря отраслевым реформам, например, министерство ввело институт мирового судьи, который функционирует по сей день; принимало непосредственное участие в разработке государственной политики, а также претворении провозглашённых нормативных документов в жизнь.

XX век: послереволюционные реформы

История органов юстиции в двадцатом веке обернулась преобразованием вышеназванного ведомства в государственный орган под названием «Народный комиссариат юстиции».

Несмотря на коренное изменение наименования министерства, деятельность его осуществлялась в том же направлении — формирование судебных органов и подбор высококвалифицированных профессионалов своего дела.

Непосредственная роль в формировании новой государственной политики советского государства заключалась в разработке и внедрении качественного нового законодательства СССР.

В 1936 году происходят радикальные изменения – прокуратура выделяется в самостоятельное ведомство. Однако в связи с подобными реформами задачи органов юстиции существенно увеличиваются в сфере систематизации и подготовке кодифицированных нормативно-правовых актов. Законотворческий процесс складывался из трёх основных этапов:

  • Подготовка Гражданского, Уголовного, Процессуальных кодексов, а также иных видов нормативных документов (Основ трудового законодательства и так далее).
  • Разработка актов, издаваемых Правительством СССР.
  • Справочная деятельность в сфере законодательства.

Научно-исследовательские лаборатории, институты, разработки также входили в органы юстиции. Функции государственного аппарата во второй половине XX века в области законотворческой деятельности были самыми существенными по сравнению с другими ведомствами и оказывали на Правительство СССР непосредственное влияние.

В 1991 году Верховный Совет постановил впредь именовать данный орган Министерством Юстиции Российской Федерации. В 1992 году были внесены все соответствующие поправки в Конституцию государства, а также были изданы новые федеральные законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Органы юстиции: функции, понятие, место на современном этапе развития государства

На сегодняшний день органы юстиции – это неотъемлемый элемент правительственного аппарата государства. Существует огромное количество мнений о терминологическом значении слова «юстиция». Одни предполагают, что деятельность юстиции означает законную деятельность, другие считают, что перевод говорит о координации судебной деятельности.

В любом случае, какая бы точка зрения ни была вам ближе, терминологическое значение слова связано с законной деятельностью, то есть той, которая носит юридический характер.

Разбираясь в данном вопросе более подробно, необходимо уточнить, что терминологическое толкование слова «юстиция» в большей мере связано с историческими традициями и историей развития данного органа.

На данный момент органы юстиции Российской Федерации осуществляют функции организационно-управленческого характера.

Основным регулирующим документом, осуществляющим координацию деятельности вышеназванного элемента государственного аппарата, является Положение о Министерстве юстиции РФ.

Немаловажную роль в этой сфере играют многочисленные постановления Правительства РФ, а также указы главы государства.

Органы юстиции: задачи, функции, система

Органы юстиции – это государственное ведомство, на которое возложен следующий перечень задач:

  • Непосредственное влияние на нормотворческую деятельность правящих органов страны — президента и Правительства РФ.
  • Контроль за изданием нормативно-правовых актов на региональном и местном уровне, а также проверка их законности и соответствия международным актам, федеральным законам и подзаконным нормативным документам. Осуществление юридической экспертизы, если это необходимо.
  • Осуществление регистрации актов гражданского состояния, предоставление возможности государственной регистрации, а также регулирование заключения гражданско-правовых сделок, прав на недвижимость, учёт недвижимого имущества и так далее. данный перечень не является исчерпывающим, так как характеризуется деятельностью местных органов власти.
  • Осуществление регулирования области правового обслуживания.
  • Осуществление контроля за исполнением законодательных нормативно-правовых актов.
  • Предоставление правовой информации населению как в случае необходимости, так и по наиболее важным вопросам.

Основные функции органов юстиции распределены по её системе, которая выглядит следующим образом:

  1. Министерство юстиции РФ.
  2. Органы и учреждения УИС.
  3. Министерства юстиции краёв, республик и иных регионов, входящих в состав Российской Федерации.

Министерство юстиции как главенствующий, центральный аппарат системы

Органы юстиции – это учреждения и организации, которые входят в главное Министерство юстиции страны. К таковым, как правило, относят нотариаты, органы ЗАГС, Российскую правовую академию, центры правовой информации, лаборатории по осуществлению судебной экспертизы, редакции журналов официального выпуска и так далее.

Министерство юстиции – это центральное звено, основная деятельность которого складывается из руководящих и координирующих полномочий в отношении территориальных органов и учреждений, которые входят в вышеперечисленную систему. В России статус управленца данным элементом государственного аппарата выступает Министр юстиции, который несёт персональную юридическую ответственность за полноту реализации возложенных на министерство задач.

Каким образом происходит работа «законодательной» системы? Министр юстиции вносит на рассмотрение главы государства либо Правительства РФ проекты документов нормативно-правового характера. Важно отметить, что министр вправе вносить на рассмотрение лишь те документы, которые непосредственно относятся к выполняемой им деятельности.

Что касается структуры данного государственного ведомства, то оно состоит преимущественно из управлений, департаментов и отделов.

Каждое структурное подразделение занимается отведённым ему видом деятельности в порядке, установленным нормативно-правовыми актами.

В качестве примера, на данный момент, полномочия органов юстиции Российской Федерации принадлежат управлению по систематизации законодательства, управлению экспертных учреждений, отделу судебной практики и так далее.

Вспомогательная роль отводится Научному центру правовой информации, центру судебной экспертизы на федеральном уровне, а также Российской правовой академии.

Органы юстиции РФ в субъектах страны

Нетрудно догадаться, исходя из представленной выше системы, что органы юстиции Российской Федерации на региональном уровне представлены в качестве министерств краёв, республик, отделов субъектов РФ. Каждым регионом определяется самостоятельно возглавляющая данное министерство должность начальника или министра.

Все органы юстиции на местах, независимо от формы их образования, подчиняются Министерству юстиции и другим федеральным исполнительным органам государственной власти. Полномочия органов юстиции на местах во многом сходны с деятельностью центрального аппарата, так региональные органы юстиции задачи, функции выполняют следующим образом:

  • Осуществляют нормотворческую деятельность в незапрещённых законом пределах.
  • Организуют работу нотариата на местах.
  • Осуществляют лицензионную деятельность: выдачу лицензий, контроль за сроком действия, применение юридических мер ответственности к лицам, нарушивших законодательство и так далее.

В дальнейшем планируется возложить на органы субъектов полномочия по организации обеспечения материально-технической базы для мировых судов.

Основные направления деятельности органов юстиции в субъектах заключаются в:

  1. Правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
  2. Осуществление государственной регистрации локальных нормативных актов как органов государственной власти, так и юридических и физических лиц (регистрация сделок с недвижимостью, запись актов гражданского состояния и так далее).

Далее направления непосредственно конкретизируются в определённые сферы; задачи, поставленные в зависимости от целей; функции и полномочия.

Роль министерства юстиции в нормотворческой деятельности органов правительства

Одной из главнейших сфер деятельности (понятие органов юстиции это подтверждает) является нормотворческая.

Осуществляя поручения президента Российской Федерации, представители Министерства участвуют в экспертизе по проверке соответствия нормативно-правовых актов на предмет законности по отношению к вышестоящим правовым документам.

Причём это относится лишь к тем актам, которые направляются на подпись президенту страны и ещё не прошли стадию официального опубликования. К данной отрасли также относятся полномочия по рассмотрению предложений Правительства РФ по вопросу совершенствования законотворческой деятельности.

Уполномочено Министерство юстиции и давать заключения о необходимости разработки того или иного законопроекта, обосновывая свою точку зрения в письменном виде.

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что органы юстиции Российской Федерации обладают полномочиями по самостоятельной разработке законопроектов, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Правительство РФ.

Юридическая экспертиза по проверке законности нормативно-правовых актов заключается в том, что в случае выявления каких-либо несоответствий (Конституции РФ, федеральному законодательству и так далее) органу, принявшему данный документ, выносится мотивированное заключение.

Вследствие этого каждый орган, который принял тот или иной правовой акт, обязан отправлять копию на рассмотрение в Министерство юстиции.

Ещё одним направлением деятельности является осуществление работы, связанной с систематизацией законодательства. Так, юстиция в РФ содержит Единый банк нормативных актов государства, где каждый желающий может ознакомиться с той или иной нормой. Кроме того, Министерство юстиции является непосредственным участником в деятельности по составлению и изданию Свода законов РФ.

Контроль за ведомствами и учреждениями на местах

Реализация данной функции непосредственно связана с нормотворческой деятельностью органов юстиции, так как контроль осуществляется в том числе и посредством проверки соответствия ведомственных НПА Конституции РФ, федеральному законодательству и постановлениям Правительства.

Только после полной проверки «местного» законопроекта с согласия органов юстиции он проходит стадию официального опубликования.

Те акты, которые не прошли регистрацию, однако, вопреки несогласию органа юстиции, были обнародованы, не имеют юридической силы, а, следовательно, их несоблюдение не влечёт ответственности.

Контроль местных органов также осуществляется путём государственной регистрации их уставов: общероссийских, межрегиональных, международных объединений. Также к данной категории относятся религиозные организации.

В случае отказа в государственной регистрации религиозного образования оно должно немедленно прекратить свою деятельность, в противном случае объединение приобретает статус религиозной секты, которая не имеет права на существование в России.

Другой формой контроля является реализация государственных полномочий в сфере регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Все необходимые данные подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Служба судебных приставов как структурный элемент аппарата Министерства юстиции

Многочисленные проблемы органов юстиции связаны с тем, что они обладают обширным кругом полномочий, разграничить которые между отделами или ведомствами представляется весьма затруднительным. Для того чтобы внести ясность в структуру функционирующего аппарата, необходимо упомянуть об отдельном ведомстве, который входит в систему Минюста – это Федеральная служба судебных приставов.

Основная деятельность этого структурного подразделения направлена на обеспечение соблюдения порядка проведения судебных заседаний, исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также реализацию иных принудительных мер.

Организация и координация деятельности данного ведомства содержатся в ФЗ «О судебных приставах», а также в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность исполнительного производства.

В состав этого структурного подразделения входят:

  1. Главный департамент судебных приставов, относящихся непосредственно к Минюсту РФ.
  2. Служба судебных приставов военных судов.
  3. Служба судебных приставов, располагаемые на местах в субъектах: в районных или межрайонных подразделениях.

Все приставы подразделяются на две группы, в зависимости от выполняемых ими функций:

  • Приставы, которые обеспечивают установленный порядок деятельности и функционирования судов, судебных заседаний.
  • Приставы, которые уполномочены осуществлять исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также иные решения суда.

В целях реализации возложенных полномочий судебные приставы обладают законными основаниями применения физической силы, например, для обеспечения порядка в зале судебного заседания.

Уголовно-исполнительная система как один из элементов юстиции

Уголовно-исполнительная система представлена Центральным аппаратом, главная задача которого — осуществлять координирующую деятельность и разработку государственной политики в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Помимо руководящего органа, в УИС присутствует огромное множество учреждений, непосредственно исполняющих уголовных наказания, а также применяющих иные меры уголовно-правового характера.

Центральный аппарат представлен в виде отдельного ведомства под названием Федеральная служба исполнения наказаний, которая также обладает определённой иерархичной структурой.

Деятельность УИС складывается из следующих направлений:

  1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Как правило, основная роль здесь отводится структурным подразделениям в лице уголовно-исполнительных инспекций, которые ведут учёт, контроль исправления лиц, осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы и так далее.
  2. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества, организация деятельности учреждений по исполнению и отбыванию наказания в виде лишения свободы в определённом судом виде исправительного учреждения.
  3. Выполнение по постановлению суда меры пресечения в виде заключения под стражу путём организации функционирования следственных изоляторов, а также ряд иных полномочий.
  4. Осуществление сотрудниками УИС конвоирования осуждённых к лишению свободы.
  5. Ресоциализация осуждённых и возвращение их в общество после отбытия уголовного наказания.

Важно отметить, что вышеизложенный перечень деятельности не является исчерпывающим, так как уголовно-исполнительная система представлена разрозненной ветвью организаций различного характера, в том числе и научно-исследовательских институтов ФСИН, высших учебных заведений, контролирующих органов и так далее.

Источник: https://FB.ru/article/261616/organyi-yustitsii-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-istoriya-rol-problemyi-zadachi-funktsii-polnomochiya-deyatelnost-organyi-yustitsii---eto

Функции, полномочия и организация Министерства юстиции Российской Федерации | Студент-Сервис

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Правоохранительные органы и их ядро – органы уголовной юстиции (суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы обеспечивающие безопасность и охрану общественного порядка) – важнейшая составная часть всей государственной системы воздействия на преступность. Каждый из них выполняет самостоятельные, только ему свойственные функции.

Органы расследования обязаны полно и своевременно раскрывать и расследовать преступления, прокуратура – осуществлять постоянный надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, суд – законно и обоснованно рассматривать и разрешать судебные дела, федеральная служба безопасности обеспечивает государственную, экономическую, экологическую и военную безопасность, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для охраны общественного порядка. И, тем не менее, несмотря на существенные различия в компетенции, их связывает общая функция – борьба с преступностью. Для этих органов главным в их правоохранительной деятельности является участие в специальной профилактике, в пресечении преступлений, применении правовых мер к правонарушителям.

Однако в системе правоохранительных органов имеются такие, которые непосредственно в деятельности по охране правопорядка не участвуют, не расследуют преступления, не рассматривают и не разрешают уголовные и гражданские дела. На них возложены иные функции – функции, связанные с осуществлением управления в сфере юстиции, а также координации деятельности в этой сфере иных правоохранительных органов.

Таковыми органами являются органы юстиции, возглавляемые Министерством юстиции РФ (Минюстом России). В целях повышения роли юстиции в осуществлении проводимой в стране реформы в последние годы Минюст России и его территориальные органы были подвергнуты серьёзному реформированию.

Начало ему было положено Указом Президента РФ от 02 мая 1996 г. «О мерах по развитию органов юстиции РФ». Перспективы их развития определены в Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ, которая 07 октября 1996 г.

была утверждена специальным постановлением Правительства РФ2.

Все это позволило значительно повысить роль Минюста России в реализации государственной политики в сфере юстиции.

В частности, расширена компетенция Минюста России и его органов в сфере нормотворческой деятельности как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В октябре 1996 г.

в системе органов Минюста России создана федеральная служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка в судах и исполнению судебных актов, предусмотренных законом об исполнительном производстве.

С 01 сентября 1998 г.

в ведение Министерства юстиции РФ передана вся уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в её состав центральными и территориальными органами, учреждениями (в том числе и исправительными учреждениями: исправительными колониями, воспитательными колониями, тюрьмами, лечебными исправительными учреждениями), иными предприятиями и организациями. С этого времени уголовно-исполнительная система Минюста России считается правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 была образована Федеральная служба исполнения наказаний, и ей передаются функции Министерства юстиции РФ.

Указом Президента РФ было утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с которым Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Указом Президента РФ в 2004 г.

было утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г.

№ 1079 на Министерство юстиции РФ возложено осуществление контроля и надзора «за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами».

Достаточно широкими полномочиями наделён Минюст, его территориальные органы и во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным).

 Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о Министерстве юстиции РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

, в соответствии с которым Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Минюст России возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

 Министр несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Количество заместителей министра устанавливается Президентом РФ.

Система Минюста России состоит из трёх подсистем (групп) органов и учреждений:

  • одна из них – органы и учреждения юстиции, структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы;
  • другая – Федеральная служба исполнения наказания;
  • третья – Федеральная служба судебных приставов.

В Минюсте России образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в неё по должности, а также других лиц.

 Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в неё по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия является совещательным органом, рассматривающим наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью органов юстиции. Решения коллегии реализуются приказом и распоряжением министра.

 Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

При Министерстве юстиции состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы1, а также Научный центр правовой информации. Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции РФ является Российская правовая академия.

Основными задачами Минюста России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека – заместителя министра юстиции РФ;
  • организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
  • осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

  • вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
  • участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
  • проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
  • проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
  • осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также определяет условия их аккредитации;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • осуществляет государственный учёт нормативных правовых актов субъектов РФ;
  • организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
  • ведёт государственный реестр муниципальных образований РФ;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в РФ, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
  • взаимодействует в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
  • определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • принимает в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;
  • осуществляет на территории РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
  • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
  • организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
  • в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния: координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет её методическое обеспечение;
  • составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ;
  • ведёт ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в РФ; государственный реестр казачьих обществ в РФ; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • ведёт и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;
  • предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях.

В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;
  • принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;
  • утверждает форму отчёта адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи направляемому в адвокатскую палату субъекту РФ и устанавливает сроки его представления;
  • оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан;
  • существляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
  • принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ;
  • организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
  • организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального и зарубежного аппаратов Минюста России и его территориальных органов, в том числе подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб.

Устанавливает совместно с Министерством образования и науки РФ:

  • порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы;
  • согласовывает создание органами исполнительной власти субъектов РФ общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • обеспечивает проведение единой технической политики и развитие систем связи и автоматизированного управления в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России;
  • организует приём граждан, обеспечивает своевременное и в полном объёме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:

  • взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания РФ по вопросам законо-проектной деятельности;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством РФ порядке территориальные органы и федеральные государственные учреждения и организации Минюста России;
  • заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;
  • заключать в соответствии с законодательством РФ международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;
  • издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
  • учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • в случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта либо акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ и законодательству РФ представлять в Правительство РФ предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства РФ.

Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Установленные ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия министра юстиции РФ по управлению имуществом, закреплённым за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ. Финансирование расходов на содержание Минюста России осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/funktsii-polnomochiya-i-organizatsiya-ministerstva-yustitsii-rossijskoj-federatsii/

Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Министерство юстиции в Российской Федерациицентральный орган федеральной исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Организация и деятельность органов юстиции определяется Конституцией РФ; Положением о Министерстве юстиции РФ; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; другими законодательными актами.

Система Министерства юстиции России имеет следующую структуру:

v Министерство юстиции РФ;

v территориальные органы министерства юстиции (в том числе федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам);

v непосредственно подчиненные ему учреждения и организации (нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз и др.).

В соответствии с законодательством РФ на Министерство юстиции как орган, возглавляющий систему органов юстиции, возложены следующие основные задачи:

v реализация государственной политики в сфере юстиции;

v обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

v обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

v обеспечение установленного порядка деятельности судов;

v обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

v обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции РФ в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

v координирует нормотворческую деятельность центральных органов

Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. Дж. Локк

федеральной исполнительной власти;

v осуществляет юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае несоответствия их Конституции РФ или

федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявшего правовой акт, и в соответствующие органы государственной власти;

v обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в: Государственной Думе, Федеральном Собрании РФ, Конституционном Суде РФ;

v осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

v осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;

v осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

v осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;

v ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

v участвует в подготовке свода законов РФ;

v организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

v представляет правовую информацию

Президенту РФ,

Правительству РФ,

иным федеральным органам государственной власти;

v осуществляет государственную регистрацию –

общероссийских и международных объединений,

общественных объединений,

отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

v осуществляет государственную регистрацию –

централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ,

религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями,

представительств иностранных религиозных организаций;

v осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;

v осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;

v организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторах;

v обеспечивает –

исполнение уголовных наказаний,

содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование,

контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

v осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

v наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;

v осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;

v организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждает формы реестров регистрации –

нотариальных действий,

нотариальных свидетельств,

удостоверительных надписей,

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате;

v регистрирует адвокатские образования и ведет их реестр;

v осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

v исполняет другие функции, предусмотренные законодательством РФ.

С 1997 года на органы Министерства юстиции возложена такая функция как организация работы по исполнению наказаний, назначенных судом за совершение уголовных преступлений.

В отличие от других министерств и ведомств правоохранительной системы Министерство юстиции выполняет широкомасштабные правовые мероприятия, в своей совокупности обеспечивающие поддержание необходимого уровня правопорядка в стране в целом.

Возглавляет Министерство юстиции РФ министр, который осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач. Министр юстиции имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей.

В соответствии с законодательством РФ Министр юстиции РФ:

v вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства юстиции РФ;

v назначает и освобождает в установленном порядке руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции;

v подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным, и иным делам;

v имеет право участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и вносить предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства РФ;

v осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством РФ.

Министр юстиции РФ –

возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность федеральных судей РФ,

входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ.

В Министерстве юстиции РФ образуется коллегия в составе –

v Министра (председатель коллегии),

v заместителей Министра (по должности),

v других руководящих работников системы Министерства,

v иных специалистов в области права.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются с помощью приказов и распоряжений Министра юстиции РФ.

При Министерстве юстиции РФ состоят:

v Российский федеральный центр судебной экспертизы;

v Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения, организации системы Министерства информацией о правовых актах;

v Российская правовая академия.

При Министерстве юстиции РФ образуется Научно-консультативный совет.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 836; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-13732.html

Министерство юстиции РФ, задачи, функции, структура

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

  • исполнения уголовных наказаний;
  • регистрации некоммерческих организаций (включая отделения международных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации);
  • адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основные задачи и функции Минюста России:

1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);

2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);

3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции РФ;

5. организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

6. осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:

  • координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
  • юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
  • государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
  • представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
  • государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
  • участие в подготовке Свода законов РФ;
  • участие в разработке и реализации программ автоматизированных систем правовой информации;
  • обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.

Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. К примеру, в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О международных договорах РФ” от 15 июля 1995 г. оно обязано:

1. давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых так или иначе расходятся с предписаниями российского законодательства;

2. представлять заключения о соответствии или не соответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при вступлении договора в силу.

Функция обеспечения юридической помощью граждан и организаций тесно связана с реализацией соответствующего конституционного положения (см. ст. 48 Конституции РФ).

В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре на территориальные органы Министерства возложено ведение региональных реестров адвокатов, своевременное представление их адвокатским палатам субъектов РФ и информирование о всех вносимых в эти реестры изменениях, участие в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат, занимающихся наделением лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, статусом адвокатов и разбирательством жалоб на действия адвокатов, принятие мер по лишению статуса адвокатов лиц, совершивших проступки, несовместимые с занятием адвокатской деятельностью.

Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. п. 7 Положения о Министерстве юстиции):

  • наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий;
  • контролировать исполнение ими профессиональных обязанностей;
  • организовывать выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;
  • удостоверять подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
  • утверждать формы нотариальных документов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_100738_ministerstvo-yustitsii-rf-zadachi-funktsii-struktura.html

79) Министерство юстиции: его задачи, функции и структура

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Министерствоюстиции Российской Федерации — федеральныйорган исполнительной власти, призванныйобеспечивать реализацию государственнойполитики в сфере юстиции. Министерствоюстиции возглавляет министр, которыйпо должности входит в ПравительствоРоссийской Федерации.

Деятельностьэтих органов носит в основноморганизационно-управленческий характер.Однако в настоящее время в органахюстиции сосредоточена такаяправоохранительная функция, какисполнение наказаний, назначенныхсудом, и других судебных решений.

Организацияи деятельность органов юстиции основанана Законе РФ «О Совете Министров -Правительстве Российской Федерации»,а также Положении о Министерстве юстицииРФ, постановлениях Правительства РФ иуказах Президента РФ.

Наорганы юстиции возлагаются следующиезадачи: участие в правовом обеспечениинормотворческой деятельности ПрезидентаРФ и Правительства РФ; проведениеюридической экспертизы правовых актов,принимаемых органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации;организационно-правовое обеспечениесудебной реформы; государственнаярегистрация юридических лиц, актовгражданского состояния, прав нанедвижимость и сделок с нею; регулированиесферы правового обслуживания; контрольза исполнением законодательства;правовая информатизация и другие.

Системаорганов юстиции состоит из:

*Министерства юстиции РФ;

*министерств юстиции республик, входящихв состав РФ, управлений (отделов) юстициикраев, областей, автономных округов,автономной области, Москвы иСанкт-Петербурга;

*органов и учреждений уголовно-исполнительнойсистемы. В систему Министерства юстициивходят учреждения и организации, вотношении которых органы юстицииосуществляют некоторые управленческиефункции — нотариат, загсы, лабораториисудебных экспертиз, Российская правоваяакадемия, Научный центр правовойинформации, редакции некоторых журналов.

Министерствоюстиции РФ. Министерство юстиции РФявляется центральным органом,осуществляющим руководство деятельностьютерриториальных органов юстиции идругих учреждений и организаций, входящихв его систему. Возглавляет его Министр,который несет персональную ответственностьза реализацию возложенных на Министерствои его органы задач.

Министр вносит нарассмотрение Президента РФ и ПравительстваРФ проекты нормативных актов по вопросам,относящимся к компетенции Министерстваюстиции РФ, подписывает в установленномпорядке международные договоры РоссийскойФедерации о правовой помощи по гражданским,уголовным, семейным делам, вноситпредставления Президенту РФ и ПравительствуРФ о привлечении к ответственностидолжностных лиц федеральных органовисполнительной власти ввиду неисполненияили ненадлежащего исполнения имиКонституции РФ, законов и нормативныхактов Правительства РФ и ПрезидентаРФ. Министр юстиции РФ возглавляет Советпо кадровой политике при ПрезидентеРФ, рассматривающий кандидатуры дляназначения на должность судей федеральныхсудов РФ, входит в состав Совета посудебной реформе при Президенте РФ.Министр имеет заместителей, в качествесовещательного органа при нем действуетколлегия, куда помимо Министра и егозаместителей входят другие руководящиеработники Министерства. Коллегияобсуждает важнейшие вопросы деятельностиМинистерства юстиции РФ, ее решенияпроводятся в жизнь приказами ираспоряжениями Министра юстиции.

СтруктурноМинистерство юстиции РФ состоит изуправлений (департаментов) и отделов,каждый из которых возглавляет работупо одному из направлений деятельностиминистерства: Управление систематизациизаконодательства, Управлениеорганизационно-правового обеспеченияюридической помощи, Управление регистрацииведомственных нормативных актов,Управление экспертных учреждений, Отделсудебной практики и др. В качествесамостоятельного структурногоподразделения в состав Министерстваюстиции РФ входит центральный органуголовно-исполнительной системы.Руководство подразделениями осуществляютначальники, назначаемые Министром.

ПриМинистерстве юстиции РФ состоятРоссийский федеральный центр судебнойэкспертизы, Научный центр правовойинформации, Российская правовая академия.

Органыюстиции субъектов Российской Федерации.В субъектах Российской Федерациидействуют министерства республик,управления (отделы) юстиции краев,областей и других субъектов РФ,возглавляемые соответственно министрамии начальниками управлений.

По вопросам,относящихся к ведению РоссийскойФедерации, органы юстиции подчиняютсяМинистерству юстиции РФ, по вопросамсовместного ведения РФ и ее субъектов- Министерству юстиции РФ и органамисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.

Органы юстициисубъектов Российской Федерацииосуществляют деятельность по обеспечениюнормотворческой деятельностизаконодательных органов субъектовфедерации, организации работы нотариата,лицензионной работы.

Предполагаетсявозложить на них организациюматериально-технического обеспечениядеятельности мировых судей.

Структурноминистерства юстиции республик в составеРФ, управлений (отделов) юстиции субъектовРоссийской Федерации состоят из отделов,осуществляющих работу в соответствиис определенными функциями органовюстиции.

Основныминаправлениями деятельности Министерстваюстиции относятся:

1.Участие в правовом обеспечениинормотворческой деятельности. Этонаправление реализуется путем координациидеятельности федеральных органовисполнительной власти по подготовкезаконопроектов, вносимых в ФедеральноеСобрание Правительством РоссийскойФедерации в порядке законодательнойинициативы.

2.Проведение юридической экспертизыправовых актов.

В случае несоответствияправовых актов, принимаемых органамигосударственной власти субъектовРоссийской Федерации, КонституцииРоссийской Федерации или федеральномузакону Министерство юстиции представляетмотивированное заключение в органгосударственной власти субъектаРоссийской Федерации, принявшегоправовой акт, и в соответствующиефедеральные органы государственнойвласти.

На Министерство юстиции возложеныи функции генерального заказчикамежгосударственной системы правовойинформатизации в Российской Федерации.Министерством определен также полномочныйорган, осуществляющий координацию работпо созданию национальных банков данных,используемых для межгосударственногообмена правовой информацией междугосударствами — участниками СНГ.

3.Государственная регистрация ведомственныхнормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти.

В областизаконодательства Министерство юстицииосуществляет контроль за соответствиемведомственных нормативных правовыхактов Конституции Российской Федерации,федеральным конституционным законам,федеральным законам, указам и распоряжениямПрезидента Российской Федерации,постановлениям и распоряжениямПравительства Российской Федерации;государственную регистрацию нормативныхправовых актов федеральных органовисполнительной власти, затрагивающихправа и законные интересы граждан илиносящих межведомственный характер;контроль за своевременностью иправильностью их официальногоопубликования; участвует в подготовкек выпуску официальных изданий — кодексови сборников законодательства, занимаетсясистематизацией законодательства,ведет банк нормативных правовых актовРоссийской Федерации, участвует всоставлении и издании Свода законовРоссийской Федерации.

4.Обеспечение установленного порядкадеятельности судов. Эта функция возложенана службу судебных приставов , входящуюв систему органов Министерства юстиции.

5.Исполнение судебных актов и актов другихорганов.

В этой сфере деятельностиМинистерство юстиции организует иконтролирует порядок принудительногоисполнения актов судов общей юрисдикциии арбитражных судов, которым приосуществлении установленных закономполномочий предоставлено право возлагатьна граждан, организации или бюджетывсех уровней обязанности по передачедругим гражданам, организациям или всоответствующие бюджеты денежныхсредств и иного имущества либо совершениюв их пользу определенных действий.

6.В связи с проведением реформы пенитенциарнойсистемы страны и совершенствованиемсистемы исполнения уголовных наказанийв соответствии с Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 8 октября 1997 г.

«О реформировании уголовно-исполнительнойсистемы Министерства внутренних делРоссийской Федерации» предусматриваетсяпередать уголовно-исполнительнуюсистему в ведение Министерства юстициии возложить на Министерство юстициифункцию по обеспечению исполненияуголовных наказаний.

7.Организация и развитие системы юридическихуслуг.

В области оказания правовых услуггражданам и юридическим лицам Министерствоюстиции сотрудничает с объединениямии организациями адвокатов; обязаноспособствовать развитию системыюридических услуг.

Его органы регистрируюти выдают лицензии гражданам и юридическимлицам на право заниматься деятельностьюпо оказанию правовых услуг; участвуютв правовом просвещении граждан.

8.Участие в международно-правовой охранеправ и законных интересов граждан.

Вэтой области Министерство юстицииРоссийской Федерации наделено функциямипредставления в установленном порядкесогласованных с Министерством иностранныхдел Российской Федерации предложенийо заключении международных договоровРоссийской Федерации о правовой помощиюридическим и физическим лицам погражданским, семейным, уголовным и инымделам и по его поручению ведет необходимыепереговоры. Заключает соглашения оправовом сотрудничестве с соответствующимиорганами иностранных государств имеждународными организациями. Организуетвыполнение договоров о правовой помощи,конвенций и соглашений в части, относящейсяк его компетенции.

9.Контроль за исполнением законодательства.При осуществлении такого контроляМинистерство юстиции наделено функциями:

*запрашивать у федеральных органовисполнительной власти и органовисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации сведения, связанныес уставной деятельностью общественныхобъединений;

*вносить Президенту Российской Федерациии Правительству Российской Федерациипредставления о привлечении кответственности должностных лицфедеральных органов исполнительнойвласти по фактам неисполнения илиненадлежащего исполнения КонституцииРоссийской Федерации, федеральныхзаконов, указов и распоряжений ПрезидентаРоссийской Федерации, постановлений ираспоряжений Правительства РоссийскойФедерации.

Источник: https://studfile.net/preview/6707283/page:45/

newinspire

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Характеристика Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В систему Минюста РФ входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Задачи Министерства юстиции РФ

Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:

— реализация государственной политики в сфере юстиции;

— обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

— обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

— обеспечение установленного порядка деятельности судов;

— обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

— обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Для решения этих задач Минюст России наделен всеми необходимыми функциональными полномочиями, осуществляемыми в нескольких основных направлениях во взаимодействии с функциональными структурами аппарата Министерства, функционально-отраслевыми структурными подразделениями, ответственными за конкретное направление деятельности Минюста России, а также действующими в его системе Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Одной из приоритетных сфер Министерства юстиции РФ является его участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, и в том числе в законодательном процессе, осуществляемое на основе планов законопроектной деятельности Президента и Правительства РФ.

Направления деятельности Министерства юстиции РФ

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:

— разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства РФ, планирование законопроектной деятельности Министерства;

— контроль за исполнением планов законопроектной деятельности;

— методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов;

— разработка законопроектов;

— участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство РФ;

— сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ.

Функции Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ выполняет следующие функции:

— проводит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также их нормативных правовых актов, поступивших на рассмотрение в Минюст России по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

— организует проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ территориальными органами Минюста России;

— разрабатывает методические материалы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ и правовому обеспечению ведения Федерального регистра;

— осуществляет контроль за проведением этой работы территориальными органами Минюста России и ряд других функций.

Участие Минюста России в правовом обеспечении нормотворческой деятельности проявляется и в том, что это Министерство является уполномоченным Правительством РФ государственным органом по контролю за соблюдением установленных Правительством РФ Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрацией в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам.

При этом Правительство РФ установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции РФ.

Компетенция Минюста России по всем ее направлениям реализуется им непосредственно, а также через разветвленную систему его территориальных органов, созданных и действующих во всех федеральных округах и субъектах РФ.

Федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам являются окружными территориальными органами Минюста России.

Основными задачами Федерального управления Министерства юстиции РФ являются:

— обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции;

— организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ в федеральном округе;

— организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы и учреждения Министерства юстиции РФ, не входящие в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

— координация деятельности органов и учреждений Министерства юстиции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/941kharakteristikazadachinapravleniyadeyatelnostiifunktsiiministerstvayustitsiirf.html

Refy-free
Добавить комментарий