Милетская школа философии

Милетская школа — Философия

Милетская школа философии

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира.

И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или перво-принципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью.

Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам.

Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой.

Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной является мысль, относящаяся к разделению «небесной сферы». Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая — зимняя тропическая и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).

Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему.

Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны.

До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».

Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных треугольников. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.

Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи.

Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».

Не содержание (оно безоговорочно материалистическое), но способ и метод постановки и решения проблем высоко оценивает в своей «Истории философии» представитель идеалистической философии Нового времени Г.-В.-Ф.

Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли…»

Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышления.

Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального) мышления, которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или (мифологической) персонификации.

Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, прамате-рию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия.

Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной водет Рационалистическому подходу Фалеса отвечает и его мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые «встречным напором преграждают ему течение»3.

(На самом деле действительной причиной наводнений в нижнем течении Нила являются тропические дожди в верхнем и частично в среднем течении.)

Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал и практической жизни. Диоген Лаэртский говорил о нем: «Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком» 4.

О его практичности свидетельствует и следующий текста «…желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденье большого урожая оливок взял внаем все маслодавильни и этим нажил много денег» 5.

Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного материализма (и не только античного).

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611—546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.

По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии.

Некоторое время Анаксимандр жил на острове Самос, где определенную часть жизни провел и Пифагор. Диоген Лаэртский о нем пишет, что «суждения свои он изложил по пунктам в сочинении, которое было еще в руках Аполлодора Афинского»6.

Это говорит о том, что свои взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и излагал.

Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена»7. Здесь заключен зародыш геоцентрического, воззрения на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (ареirоn), и не, определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» 8.

Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное.

«Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало». Говорит, что это не вода, не одна из так называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная природность, из которой возникают все небесные своды и миры в них» 9.

Апейрон Анакси-мандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

Стихийное, материалистическое понимание мира Анаксимандром примерно такое же, как и Фалесом. Его диалектический подход тоже стихийный, но гораздо более четкий.

Приводимый фрагмент из Симплиция констатирует, что он «объясняет возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности» 10. Гегель в «Истории философии» отмечает, что «из самого этого единого, согласно Анаксимандру…

выделяются содержащиеся в нем противоположности» «. Таким образом, у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, — проблематика возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще краткое время» . Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи.

Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как гилозоизм (от греч. hyle — материя, dzoe — жизнь). Согласно ему, вся материя живая. Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. «Говорит он также, что вначале человек родился от животных другого вида» 13.

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют стихийно-материалистические положения милетской школы, и в частности ее ориентацию на диалектику.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585—524 до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра.

Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.

В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей.

Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были представителями прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро нового мировоззрения, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического.

Именно поэтому они считают естественное объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух.

«Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается»14. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни.

Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. «Анаксимен…

говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха» 15.

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения Воздух как прамате-рия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется» 16.

Анаксимен является последним представителем натурфилософии милетской школы. Как видно, эта школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу. Ф. Энгельс подчеркивал в «Диалектике природы»: «…Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи…

» 17 Анализ их мыслей показывает, что уже с самого возникновения философии происходит, с одной стороны, ее соединение с материализмом, а с другой — соединение материализма с диалектикой. Характерной чертой этой первой исторической стадии материализма является его тесная связь с научным познанием и с прогрессивными общественными силами того времени.

Материалистический способ объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является орудием ожесточенной и непримиримой борьбы против отживающего религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии.

Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа «в процессе его саморазвития», но прежде всего из практических потребностей развития общества. Милетская школа является в этом смысле классическим примером.

Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofia12and/anticnaa-filosofia/dosokraticeskaa-filosofia/miletskaa-skola

Милетская школа

Милетская школа философии

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э.

и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики.

Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περ φσεως Ιστορα), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см.

Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря).

“Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество” .

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

— выступали с материалистических позиций;

— занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

— пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название — школа «физиков»);

— искали первоначало — субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

— первоначалом всего сущего считал воду («архэ»);

— представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

— считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

— допускал наличие множества богов;

— считал центром вселенной Землю;

— точно определил продолжительность года — 365 дней;

— сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 — 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

— первоначалом всего сущего считал «апейрон» — вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

— вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

— первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра:

— первопричиной всего сущего считал воздух;

— выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.);

— проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») — «душой космоса»;

— отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.) — крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

— первоначалом всего сущего считал огонь;

— вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

— считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

— был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

— признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

— всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

— выступал за материальность человеческой и мировой души;

— был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

— движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы — сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

— первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

— выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

— считали единицу мельчайшей частицей всего;

— пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

— изучали проблемы познания;

— жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

— были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

— считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

— весь материальный мир состоит из атомов;

— атом — мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

— атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

— атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);

— между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

— атомы находятся в вечном движении;

— существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

— атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Фалес

Фалес (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия).

Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки.

Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в его время.

Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем.

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.

Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков.

Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл.

с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752-749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640-624 по 548-545 до н. э., т.о.

умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет.

Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, — 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии.

Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами.

В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_192964_miletskaya-shkola.html

Милетская школа философии

Милетская школа философии

Милет, руины которого находятся в современной Турции, некогда был крупным культурным центром античного мира. Именно тут в начале VI в. До н. э. возникла классическая греческая философия, позже распространившаяся на соседние азиатские области, средиземноморские острова, Италию и, наконец, Афины.

Человеком, положившим начало не только философии, но и многим естественным наукам, был житель Милета – мыслитель Фалес.

Фалес не только самостоятельно занимался изучением окружающего мира и выдвинул несколько гипотез о сути тех или иных явлений, но и собрал вокруг себя наиболее образованных и оригинально мыслящих людей своего времени.

Специалисты относят Милетскую школу и родственные ей направления к досократическому периоду развития греческой философии.

Безусловно, сократики и более поздние мыслители внесли в философию больший элемент логической стройности, чёткую методологическую базу, обоснованность и доказательность.

На их фоне умозаключения милетских философов иногда могут показаться несколько наивными, но не стоит забывать, что это были первые попытки человека изучить Вселенную и проникнуть в суть вещей.

Представители Милетской школы и их идеи

Говоря о Милетской школе, специалисты, как правило, подразумевают творчество трёх мыслителей:

  • Фалеса;
  • Анаксимандра;
  • Анаксимена.

Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его разнообразия и динамики.

Фалес

Фалес, по легенде, был первым греком, занявшимся наукой. О жизни Фалеса известно крайне мало, все его идеи дошли до нас только благодаря устным пересказам, ни одного его прижизненного сочинения не сохранилось. Философу приписывают следующие идеи:

  • суть души – движение: только существа, способные перемещать предметы, являются одушевлёнными (на этом основании Фалес делал вывод, что душой обладают многие объекты неживой природы, например, магнит);
  • земная твердь покоится на воде, поскольку Земля очень тяжела она при этом совсем не двигается;
  • исходя из предыдущего высказывания, Фалес утверждал, что начало всего сущего – это вода. Подтверждением этому служило также и то, что живые существа и растения не могут долго жить без воды.

По-своему, Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не только нашёл мировое первоначало не где-то за пределами земного мира (в виде божественных эманаций и т. п.

), а совсем рядом, но и посмотрел на мир рационально, не примешивая к своей теории сверхъестественные силы.

По сути, это была первая попытка посмотреть на мир как на материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Анаксимандр

Об идеях ученика Фалеса – Анаксимадра – современным исследователям известно намного больше. С его сочинениями, пусть и дошедшими до них во фрагментарном виде, были знакомы Аристотель и Платон.

Главным интересом Анаксимандра была физика (в те времена под физикой подразумевали науку о самых разных природных явлениях). Он первым высказал идею о происхождении видов и человека. По его мнению, когда-то на земле не было никаких животных, но со временем жизнь зародилась в воде.

Потом животные стали постепенно выходить на сушу. Для того же чтобы приспособиться к новым условиям существования, они стали менять свой облик. Человек, по мнению Анаксимандра, тоже, скорее всего, происходил от рыб, но иного рода.

Такой вывод мыслитель делал на основании того, что человек, в отличие от прочих животных, очень долго нуждается в молоке матери.

Также Анаксимандр оставил любопытные астрономические наблюдения. Землю он считал центром мироздания.

Её окружают трубки, наполненные огнём, а прорехи в этих трубках люди, находящиеся на Земле, видят как небесные светила – солнце, луну и звёзды.

В основе космического устройства лежит чёткая система и симметрия: Земля находится в покое именно потому, что она равноудалена от всех пределов мира, её движение нарушило бы логический порядок.

В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном».

Всё в мире состоит из апейрона и, погибая, снова становится этой первосубстанцией. Всё сущее пребывает в бесконечном движении, поскольку бесконечен и апейрон.

Гибель одного становится толчком к рождению другого, и этот цикл будет продолжаться вечно.

Анаксимен

Анаксимен был учеником Анаксимандра. В целом, он придерживался идей своего учителя, но внёс в них некоторые поправки. Во-первых, он попытался пояснить, в чём заключается бесконечное движение всего сущего на Земле, о котором говорили Анаксимандр и Фалес. Для этого Анаксимен ввёл в свои теории тезис о том, что настоящим первоначалом является воздух.

Мировое движение сгущает или разрежает воздух, за счёт чего появляются разные предметы и природные явления. Максимально разрежённый воздух превращается в огонь, но если сгустить воздух до его предельного состояния можно получить землю и камни. Для Анаксимена понятия воздуха, дыхания и души были очень близкими.

По его мнению, дыхание (по сути, циркуляция воздуха) живых существ указывало на наличие у них души.

Как и его учитель, Анаксимен продолжил изучение астрономии и движения небесных светил.

Более поздние авторы приводят цитаты из работ Анаксимена, в которых излагается довольно поэтичная картина устройства космоса.

Мыслитель считал, что небо представляет собой кристальную или ледяную поверхность, в которую как гвозди вбиты звёзды. Оно окружает неподвижную Землю, вокруг которой перемещаются плоские луна и солнце.

В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Источник: https://GreeceMagazine.ru/miletskaya-shkola-filosofii/

Милетская школа философии:основные идеи и представители

Милетская школа философии

Откуда в нашем современном языке так много греческих слов, имен? Почему образованные люди современности имеют настолько уважительное отношение к Древней Элладе? Почему все знают, где находится Греция, но при упоминании таких стран как Гондурас, многие почесывают затылок? Ответ прост – история греческого государства отличается мощнейшим развитием философской мысли. Именно античные мудрецы прославили родину на весь мир, на тысячи лет вперед.

Колоссальная заслуга процесса просвещения общества принадлежит древнегреческим школам мыслителей. Видное место среди них занимает Милетская школа философии.

Особенности философии Милета

Европейская античность богата колоритными именами и умами.

Города Эллады просто дышали воздухом просвещения, наполнявшим каждый уютный уголок полуострова. Причина – тому то ли освежающий морской бриз, то ли чистота природы. Сейчас значение имеет только тот факт, что современная наука во многом обязана тем исследованием, которое проводили древнегреческие творцы.

Милет – один из крупнейших городов Малой Азии (так называли античную Грецию) не меньше остальных заявил о себе. В VII-VI веках до нашей эры здесь родилась новая философская школа.

Она стала прародительницей европейских наук – физики, метеорологии, астрономии, географии, математики. Прежние абстрактно-мифологические представления приобрели с помощью Милета научный интерес.

Впервые адепты представляли свои догматы в прозаичной, а не стихотворной форме.

Основной чертой философии милетских мудрецов стал совершенно новый взгляд на вопрос первоначала мира. По сравнению с предшествующими философиями, они рассматривали природу не как беспорядочное скопление разнообразных предметов, а первооснову.

Милетцы предполагали, что существует единое первоначало вещей, источник бытия, космической жизни, а разнообразие явлений основано на своеобразном первовеществе (эфир, вода, огонь, земля, воздух).

Здесь взгляды представителей учения расходятся, но снова встречаются в понятии одушевленности первовеществе, где «душа» выступала его неуловимой, подвижной субстанцией.

Милетская школа, как предшественница материализма

Мировоззрение до христового человечества было далеким от понятия тонкой материи, различия между материальным началом и идеальной сущностью. Исходя из этого, мыслителей Милета нельзя называть материалистами в настоящем понимании данного термина. Модель их философского мышления является основной базой развития будущего материализма, к нему она тяготеет, на нем строится.

Хотя вопрос взаимосвязи вещественного и духовного начал еще стоял в перспективе, представители школы интуитивно уже воспринимали мир материальным. Стихийная наивность первой диалектики представляла сложность, противоречивость, многообразие предметов, но помогала философам постигать динамику перемен, развития мира.

Милетцы, как будущие материалисты, опровергали религиозно-мифологические взгляды оппонентов. Хотя их представления о первоначале жизни были слегка наивными, они, довольно материалистично, отвечали на вопрос о первооснове бытия.

Фалес – представитель милетской школы

Именно Фалеса считают основателем философской школы Милета. Будучи выходцем из богатой семьи, он был занят не только исследовательской деятельностью, но также политикой, торговлей.

Это был образованный человек (учился в Вавилоне), который много путешествовал, изучал философии азиатских народов, ознакомился с работами халдейских, финикийских ученых. Накопленные сведения каталогизировал.

Согласно им, можно кратко ознакомиться с трудами философа.

Небесная сфера, как считал Фалес, разделена на пять зон: Антарктическая, Зимняя тропическая, Равноденствия, Летняя Тропическая, постоянно видимая Арктическая. Согласно данной теории 25 мая 585 года до нашей эры он предсказал затмение солнца.

Благодаря странствиям по Египту и Вавилону (развитое земледелие тех стран способствовало развитию геометрического мышления), путешественник создал упорядоченную геометрическую систему знаний. Ученый сформулировал равенство углов равнобедренного треугольника, подобность треугольников.

Основой существования жизни Фалес считал воду. Мудрец воспринимал вещество не образом мифологической формы, а аморфной концентрацией мысли. Будущее развитие способно существовать только благодаря «бесконечной воде», с помощью ее сгущения или разрежения происходят остальные жизненно важные процессы.

Геологические, географические исследования берут свое начало из астрономических идей философа. Фалес предполагал, что наша планета имеет дисковидную форму, поры, отверстия, плавает в бесконечной воде. Колебания водной глади объясняют землетрясения, цунами.

Жизненный путь мыслителя (640-562года до нашей эры) был направлен на практическое испытание созданных теорий.

Анаксимандр – единомышленник Фалеса

Также выдающимся представителем милетской школы считают ученика и сторонника Фалеса Анаксимандра (610-545 года до нашей эры). Он не меньше наставника увлекался изучением материалистической природы, астрономическими исследованиями, но отличался от основателя учения полным равнодушием к геометрии.

Особенностью мышления Анаксимандра принято считать его геоцентрический взгляд на астрономию – ученый говорил, что Земля постоянно двигается, из-за этого на ней есть периоды тепла, холода; она самостоятельно возносится, удерживается, так как одинаково отовсюду отдалена.

Началом мироздания по Анаксимандру является беспредельное нечто – архэ (неопределенная субстанция). Он не относил его к какой-либо стихии, считал целое постоянным, а его элементы изменчивыми.

Если Фалес о причине возникновения жизни и человека на Земле изрекался образно, то его ученик серьезно проникнул в данную проблематику. Философ считал, что материя – живая.

Исходя из этого, он предполагал возникновение первой жизни в виде животных с шипами, зарожденных во влажной среде. Они выходили на сушу, теряли свой специфический покров, умирали. Человек, по словам Анаксимандра, тоже определенный животный вид.

Такая концепция подтверждает углубление в материализм адептов Милета.

Анаксимен – ученик Анаксимандра

Последователь Анаксимандра Анаксимен (585-524 года до нашей эры) стал третьим выдающимся представителем милетской школы. По подобию предшественников мыслитель занимался исследованием астрономических процессов.

Он пытался найти им естественное объяснение, что окончательно подтвердило материалистическую направленность древнегреческой философской мысли.

Потому что материализм характеризуется именно логическим, естественным объяснением природных явлений, вещей.

Анаксимен так же как Фалес, Анаксимандр решает проблему основы мира – первоначала действия и бытия. Во главе всего он тоже ставит материю, говоря более конкретно, ее определенный вид – воздух.

Подобно «бесконечной воде» основателя школы воздух Анаксимена неограничен, бесформен, подвержен колебаниям, является источником возникновения жизни. Разрежение воздуха порождает огонь. Сгущение его приводит к возникновению ветра, туч, воды, земли, камней.

Воздух мудрец считал не только началом Вселенной, но и Богов.

Анаксимен стал последним милетским представителем натурфилософии.

Анаксагор, как сторонник и оппонент милетцев

Этот античный философ не принадлежал к милетской философской школе. Он был представителем элеатского течения. Элеаты полагались на чувственное восприятие мира, считали его бесконечным множеством делимых частиц. Мышление их предполагало, что в каждом предмете есть частица другого предмета.

Анаксагор видел существование Вселенной процессом, где ум выступал движущей силой. Разум посредством круговых движений способствовал разделению изначально перемешанных вещей. Так возникла разница: теплое с холодным, плотное с редким, влажное – с сухим, светлое – с темным.

Благодаря таким метаморфозам появились две области – пространство огненного эфира, пространство воздуха. Земля имеет форму барабана, держится силою воздуха. Светилами выступают камни, охваченные движением эфира. Солнце воспринимают раскаленным огромным камнем.

Именно такие идеи бытия Анаксагора связывают его учение с учением милетцев. У них тоже главенствующими стихиями материи являлись воздух, вода, огонь, эфир, земля. Только у элеата из двух соседствующих пространств возникают все остальные.

Значимость милетской философской школы

Древнегреческая философия характеризует главную идею милетской школы принципом сведения многообразия жизни к первооснове вещей. Древние философы считают мир переменчивым, подразумевают наличие природных законов и видят возможность его познания.

Античность в лице милетцев затронула философскую проблему материализма Вселенной, которая остается ключевой даже для философов ХХ века. В этом заключается главная роль милетской школы – заложение основ будущих наук, основанных на понимании материального первоначала мира.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/miletskaya-shkola.html

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Проблема

Милетская школа философии

Древнегреческая философия.Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

—  Найти незримое единство мира —

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности.

Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей.

Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов.

В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов.

Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие.

Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же.

Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Эта идея о разных способностях чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) и разума тоже является одной из основных в философии. Многие мыслители считали, что разум намного совершеннее чувств и более способен познать мир, чем чувства. Эта точка зрения называется рационализмом (от лат.

rationalis – разумный). Но были и другие мыслители, которые считали, что в большей степени надо доверять чувствам (органам чувств), а не разуму, который может нафантазировать что угодно и поэтому вполне способен заблуждаться. Эта точка зрения называется сенсуализмом (от лат.

sensus – чувство, ощущение). Обратите внимание на то, что термин «чувства» имеет два значения: первое – человеческие эмоции (радость, печаль, гнев, любовь и т. д.), второе – органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

На этих страницах речь шла о чувствах, конечно же, во втором значении слова.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление).

Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации.

При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте.

Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами.

Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет — один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии.

Именно здесь — переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника — изначальной стихии, первоначала — архэ.

Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.

ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении «мирового цикла» будет означать погружение всего сущего в океан.

Фалес утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия.
Фале́с(ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все.

Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается.

Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т. е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалес был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов.

Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.

Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого «единого источника.

Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено.

Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки.

Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени.

Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона.

Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам.

И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы.

Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается.

Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является строительным блоком вселенной.

Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche).»Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде.

Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии.

С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;
2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.»

Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции).

Вода — это то, что в последующем многие философы стали называть материей, «матерью» всех вещей и явлений окружающего мира.

Анаксимандр(ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейроннеопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным.

Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность.

Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении.

Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое.

Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон.

Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении.

Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он — единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости.

Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет.

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам.

Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (apeiron). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей.

Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д.

, то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени).

Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона.

С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса.

И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.

Анаксимен (ок. 585–525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего сущего является воздух («апейрос»): все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Он мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода.

Мы его не видим, а только чувствуем.

Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире.

Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.«Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.

По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса.

Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос.

В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов.

Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними.

Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были «названы «четырьмя началами (элементами)». Это — земля, воздух, огонь и вода.

Душа также состоит из воздуха.

«Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение — с  нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха,  совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.

hyle и zoe — вещество и жизнь — философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч.

pan — все и theos — Бог — философское учение, в соответсвии с которым «Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы.

В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература: Александр Георгиевич Спиркин. «Философия.» Гардарики, 2004.

Владимир Васильевич Миронов. «Философия: Учебник для вузов.» Норма, 2005.

Дмитрий Алексеевич Гусев. «Популярная философия. Учебное пособие.» Прометей, 2015.
Дмитрий Алексеевич Гусев. «Краткая история философии: Нескучная книга.» НЦ ЭНАС, 2003.
Игорь Иванович Кальной. «Философия для аспирантов.»
Валентин Фердинандович Асмус. «Античная философия.» Высшая школа, 2005.
Скирбекк, Гуннар. «История философии.»

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/2196192.html

Refy-free
Добавить комментарий