Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жабская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Межпредметные связи

на уроках физики как средство

активации познавательной деятельности учащихся»

Подготовила:

ЕгипкоРимма Ивановна,

учитель физики

МБОУ «Жабская ООШ»

с. Жабское

2017 год

Физика – наука о природе. Знание её законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам. Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе. Например, в 9-м классе тема «Перемещение. Действия с векторами и проекции» идёт как повторение и по физике, и по геометрии.

Все задачи на второй закон Ньютона, начиная с 9-го класса, решаются методом проекции, а этот метод изучается только в старших классах. В 11-м классе при изучении темы «Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре» вновь приходится сталкиваться с уравнением для второй производной и его решением. А действия со степенями?..

Всё это позволяет создать единую систему межпредметных связей.

Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой профессии человек мог стать мастером своего дела.

При поступлении в медицинский институт не надо сдавать экзамен по физике, но при современном уровне развития медицинской аппаратуры врачам необходимо знать устройство лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты.

Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и усилителях высокой и низкой частот. Агроному нужна физика, чтобы понимать, на каких почвах лучше прогревается земля, знать механизмы потребления питательных веществ растениями, физические основы работы теплиц.

Казалось бы, выбрав профессию археолога, юриста, геолога, учащиеся ушли далеко от физики, но, делая археологические раскопки, исследуя горные породы, они используют закон радиоактивного распада, чтобы узнать возраст Земли, а юристы с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств. Да разве можно представить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают принцип работы электрических двигателей, сборки электрических цепей, зависимость прочности материалов от нагревания, скорости резанья и т.д.? На многих производствах нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.

Для ученика важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние межпредметные связи. Познавательная деятельность учеников на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется

Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физики в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые становятся перед школьным курсом физики. В частности, формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без установления и выявления связи с другими естественными учебными процессами.

Межпредметные связи – это дидактическая категория, которая отображается во взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении учебных предметов в школе.

Межпредметные связи обеспечивают:

— согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их взаимной поддержки;

– обоснованную последовательность в формировании понятий;

— единство требований к знаниям, умениям, навыкам;

— использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов;

— ликвидацию неоправданного дублирования в содержании учебных параметров;

— показ общности методов, которые применяются в разных дисциплинах (генерализация знаний);

— раскрытие взаимосвязи природных явлений, показ единства мира;

— подготовку учеников к овладению современными технологиями.

При изучении различных разделов физики важно обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география и др.), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.

Рекомендую рассмотреть таблицу межпредметных связей при изучении отдельных тем курса физики для различных классов.

Физика 7 класс

Тема урокаМежпредметные связи
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.Химия. Химические и их отличие от физических явлений.
Физические величины. Измерение физических величин. Л.Р. Определение цены деления измерительного прибора.Математика. Единицы длины, массы,скорости. Десятичные дроби.Технология. Определение цены деления измерительных приборов.
Движение молекул. ДиффузияБиология. Дыхание. Питание растений и человека.
Три состояния вещества. Строение веществ. Молекулы.Химия. Понятие атома и развитие знаний о молекулах.
Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.Математика. Вычисление физических величин по формуле. Решение уравнений с одной неизвестной.
Инерция. Явление тяготения. Сила тяжести.Физкультура. Использование инерции во всех видах спорта. Зависимость от скорости броска или разбега дальности и высоты прыжка , попадания мяча и т.п.Технология. Работа со станками. Техника безопасности на уроках труда.ОБЖ. Правила дорожного движения. Безопасность на улицах.
Л.Р. Измерение массы тела на рычажных весах.Химия. Выполнение лабораторных работ при взвешивании химреактивов.
Плотность. Расчет массы и объёма тела по его плотности.Математика. Вычисление физических величин по формулам. Решение уравнений с одной неизвестной.
Сила- векторная величина. Сложение сил.Математика. Понятие вектора, его модуль. Сложение векторов. Понятие о масштабе.
Сила трения. Трение в природе и технике.Технология. Роль смазки, заточка резцов. Виды трения. Подшипники качения. Трение скольжения при работе напильником, рубанком.
Атмосферное давление. Барометр- анероид. Атмосферное давление на разных высотах.География. Изменение атмосферного давления с высотой. Использование барометров. Определение высоты местности по барометру.
Архимедова сила. Плавание тел.Математика. Знание об измерении и вычислении величин по формулам, о единицах объёма, массы.
ВоздухоплаваниеГеография.изучение состояния атмосферы. Запуск шаров-зондов. Предсказание погоды.
Л.Р. выяснение условий плавания тел в жидкостях.Математика. Вычисление физических величин по формулам., единицы массы и объёма..перевод в кратные и дольные единицы.. приближённые вычисления, абсолютная погрешность.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге.. рычаги в технике, быту и в природе.Биология. Строение человека. Скелет человека — совокупность рычагов.Технология. Любая машина состоит из совокупности простых механизмов. Применение правила равновесия рычагов при обработке деталей, резке, заточке.
Энергия. Превращение одного вида механической энергии в другойГеография. Энергия рек, ветра. Строительство на реках электростанций. Энергосистема страны.

Физика 8 класс

Тема урокаМежпредметная связь
Тепловое движениеХимия. Понятие атома. Атомно- молекулярное учение.
Внутренняя энергия и способы ее изменения.Технология. Нагревание тел при механической обработке деталей.
Конвекция. Излучение. Теплопроводность.География. Холодные и теплые течения. Ветры: пассаты, бризы и муссоны.Биология. Подготовка земли к посевам. Выбор почв. Теплицы.
Энергия топлива.Химия. Окислительно-восстановительные реакции.География. Залежи полезных ископаемых на территории Белгородской области.
Плавление и отвердевание.Астрономия. Исследование агрегатных состояний вещества при изучении природы планет.
Испарение и конденсация.Биология. Испарение воды листьями.География. Погода. Круговорот воды в природе.
Опыт Резерфорда. Строение атома.Химия. ПСХЭ Д, И, Менделеева. Химические элементы и их обозначение. Строение атома.
Электрическая цепь.Технология. Электрическая цепь. Условные обозначения элементов электрической цепи.
Закон Ома для участка цепи.Математика. Прямая и обратная пропорциональная зависимость. Линейная функция и её график.
Электронагревательные приборы. Короткое замыкание, плавкие предохранители.Технология. Устройство ламп накаливания.ОБЖ. Техника безопасности при работе с электрическим током.
Постоянные магниты, магнитное поле Земли.География. Умение пользоваться компасом.
Плоское зеркало. Ход лучей в линзах.Математика. Градусная мера угла. Измерение и построение углов. Равенство треугольников.

Физика 9 класс

Тема урокаМежпредметная связь
Общие сведения о движении. Материальная точка.История. Отечественная война. Встреча союзных армий на Эльбе. Первая стыковка космических кораблей «Апполон — Союз» над Эльбой
Положение тела в пространстве. Перемещение. Точка отсчета.Литература. История. «Слово о полку Игореве» — установление даты битвы с половцами.Математика. Система координат. Вектор и его модуль.
Проекции вектора на координатные оси, действия с векторами.Математика. Действия с векторами, проекции векторов. Понятие синуса и косинуса.
Графическое представление движения.Математика. Линейная функция и её график.
Равноускоренное движение. Ускорение.Математика. Вычитание векторов.
Перемещение при равноускоренном движенииМатематика. Чтение графиков. Площадь трапеции.
Л.Р. «Определение ускорения тела при равноускоренном движении»Математика. Абсолютная и относительная погрешности. Приближенные значения числа. Запись числа в стандартном виде.
Криволинейное движение.Математика. Окружность и её основные элементы: радиус, хорда, касательная. Вычитание векторов. Центральный угол.
Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.Астрономия. Возмущение планет. Законы Кеплера.
Движение тела под действием силы тяжестиФизкультура. Движение мяча по параболе. Дальность и высота полета.
Сила упругости. Закон ГукаТехнология. Упругость материалов. Виды деформации.
Применение втлорого закона Ньютона.Математика. Решение систем уравнений. Элементы тригонометрии. Векторы. Проекции векторов.
Сила трения.Технология. Польза трения: муфты, ременная передача, привод. Вред трения: сопротивление при обработке, износ деталей и станков, расход энергии на работу против сил трения.
Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского.Астрономия. Земля. Освоение космического пространства.
Закон сохранения энергии.География. Гидроресурсы страны, их запасы и применение.Химия. Энергетический выход химических реакций
Математический маятник. Л.Р. «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника».География. Разведка полезных ископаемых с помощью математического маятника.
Звуковые волныМузыка. Музыкальные звуки. Настройка инструментов. Музыкальные инструменты.Биология. Строение и функции органов слуха человека.

Связьпреподаванияфизики с химией

Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, поскольку на уроках по этим предметам одни и те же явления в природе рассматривают с разных сторон.

Здесь в полную меру проявляются и фактические, и понятийные, и теоретические межпредметные связи. К числу важнейших, общих для физики и химии, понятий относятся: вещество, масса, вес, энергия, молекула, атом.

Общими являются также фундаментальные законы: сохранения и превращения энергии, сохранения электрических зарядов.

Важнейшие теоретические межпредметные связи физики и химии обусловлены изучением одних и тех же теорий: молекулярно-кинетической, и электронной, теории строения атома и т.д.

Важные формы связи преподавания физики и химии: решение физико-химических или химико-физических задач, проведение комплексных экскурсий, вечеров занимательной физики и химии, изготовление наглядных пособий, необходимых для изучения как физики, так и химии.

Следует учитывать и использовать практические навыки, которые получают учащиеся на занятиях по химии: навыки обращения с лабораторным оборудованием, измерений, выполнение расчетов, выведение формул.

Связь преподавания физики с математикой

Современная физика развивается в тесной связи с математикой. Математика – это не только язык физики, это язык плюс рассуждение, это как язык и логика вместе.

Математические методы широко используются физике как для обработки опытного материала, так и для разработки теорий, они дают возможность глубже проникнуть в тайны природы.

В свою очередь, физика оказывает значительное влияние на развитие математики.

Межпредметная связь между курсами физики и математики содержит больше возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин, поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения.

При формировании у школьников измерительных умений и навыков учителю физики необходимо учитывать, что уже в начальной школе на уроках математики школьники получили первоначальные сведения об измерении длин, времени, температуры, массы, понятие о цене деления шкалы измерительного прибора, о скорости движения и изучали метрическую систему мер.

В научной учебной и методической литературе имеются различные определения понятия физической величины. Однако для всех определений можно выделить два общих признака:

  1. Физическую величину понимают как количественную характеристику объекта изучения;

  2. Определение физической величины тесно связывают с возможностью ее измерения тем или иным способом.

Важной формой связи физики и математики является решение математических задач с физическим содержанием. этих задач и методов их решения учителю математики необходимо согласовывать с учителем физики для разработки единого методического подхода и требований.

При этом следует обратить внимание на выработку у учащихся умения выполнять операции с обозначением единиц физических величин.

Как на занятиях по физике, так на уроках математики нужно стремиться к единообразному определению математических и физических величин, одинаковым формулировкам правил, теории, к единым требованиям в оформлении графического материала и знаний.

Связь преподавания физики с биологией

Взаимосвязь физики с биологией давняя и плодотворная. Она особенно расширилась в последние десятилетия, когда возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика и др. Эти межнаучные связи находят отражение в изучении соответствующих учебных дисциплин.

Соотношение между физикой и биологией можно трактовать как отношение общего и частного. Знания из биологии могут лишь расширить знания о рамках действия физических законов и способствовать пониманию учениками единства природы. Этому же способствует рассмотрение вопросов, связанных с использованием методов физики в биологии.

Связь физики с биологией имеет три аспекта:

  1. Физика в живых организмах. При изучении разных тем на уроках физики приводятся примеры, которые показывают роль физических процессов в протекании биологических процессов.

  2. Бионика. Много принципов, реализованных в живых организмах широко используется в современных технических устройствах, основой которых является физика.

  3. Экология. Физические законы имеют отношение к процессам, которые происходят в природе в связи с производственной деятельностью человека. И для ликвидации негативных влияний такой деятельности, для охраны природы нужно использовать знание законов физики.

Связь физики с гуманитарными предметами:

Физика как наука развивалась в конкретных исторических условиях, которые отображены в гуманитарных науках. Изучение физики с ссылкой на исторические обстоятельства улучшает восприятие учебного материала. Так конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж.

Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и т.д., если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями.

Позитивные результаты дает также использование физических задач с историческим содержанием, исторических картин, фотографий.

Физика в пословицах и загадках:

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится
(Лыжник)Две новые, кленовые подошвы двухметровые:На них поставил две ноги — и по большим снегам беги

(Лыжи)

Если хорошо заточен, все легко он режет очень -Хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

Где упрется хвостом, станет дырка потом.

(Шило)

Почему лыжник смело мчится не проваливаясь? Какое он оказывал бы давление, встав на снег в одних ботинках? Какое давление должны создавать ножи и лопаты? С какой целью производят их заточку?Две сестры качались, правды добивалась, А когда добились, то остановились. 

(Весы)

То как арбузы велики, то словно яблоки малы. Они не могут говорить, но могут вес определить. 

(Гири)

Какой же прибор нужно использовать для взвешивания? Что ещё для этого нужно иметь?

В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять

(Вода)

На дворе переполох: с неба сыплется горох,Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина.

(Град)

Бел, как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, а весною убежалВесной умирает, а осенью оживает.Летит — молчит, лежит — молчит. Когда умрет, тогда заревет.

(Снег)

Что за звездочки чудесные на пальто и на платке?Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке.

(Снежинки)

Применение текстов задач, связанных с другими предметными областями, с целью закрепления знаний, повышения интереса к физике, как к основной науке о природе.

Птицы могут быстро и долго бегать, и быстрее всех страусы. Австралийский страус эму может бежать со скоростью 31 км/ч, а наша перепёлка развивает скорость до 15,5 км/ч.

Какое расстояние преодолеют эти птички за 5 с? (Зоология)

  1. Хотя растение банан достигает высоты 10м и имеет ствол толщиной до 1 м, оно является травой. Банан от начала развития до 10-метровой высоты вырастает всего за 8-10 месяцев.

    Листья банана растут со скоростью 15 см/сутки. Каждое растение даёт три урожая в год, что составляет в целом 100 кг плодов. Определите среднюю скорость роста банана.

    Сравните скорости роста листа банана и самого растения. (Ботаника)

  2. В течение минуты сердцечеловека выбрасывает в аорту около 4 литров крови, при этом по аорте кровь движется со скоростью 0,5 м/с. Полный оборот крови через оба круга кровообращения совершается за 21-22 минуты. Скорость движения крови по венам составляет 0,5мм/с. Определите путь и перемещение, которое проходит кровь за один полный оборот. (Анатомия)

  3. Самое длинное озеро в Новой Зеландии – Озеро Уаикатипу – протянулось с северо-запада на юго-восток почти на 100 км. С этим озером связано загадочное явление, объяснение которому наука пока не нашла. Вода в нём каждые пять минут то поднимается на 7, 5 см, то опускается до прежнего уровня. Озеро как бы дышит. Определите амплитуду и частоту «дыхания» озера. (География)

Во всем мире наблюдаются глубокие качественные перемены в основных отраслях техники. Революция в энергетике связана с переходом от тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, к атомным электростанциям.

Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело революцию в материаловедении. Комплексная механизация и автоматизация ведут нас к революции в промышленности и сельском хозяйстве.

Транспорт, строительство, связь становятся принципиально новыми, значительно более производительными и совершенными отраслями современной техники.

Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу.

В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. — «Радянська школа». – Киев. – 1876 г.

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Педагогика. – 1985 г.

  3. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. / Под ред. В.Н, Федоровой. – М.: Просвещение. – 1989 г.

  4. Турышев И.К. и др. Межпредметные связи физики. – М.: Просвещение. – 1992 г.

  5. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Народное образование. – 1984. — №8, с. 78-118

  6. Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1998

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/miezhpriedmietnyie_sviazi_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_1

Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Департамент образования Администрации г. Нижний Тагил

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 75/42

Педагогическийпроект

Тема: Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Разработчик:

Устинова Наталья Сергеевна

Должность:

учитель информатики

Нижний Тагил

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3-5

І. Теоретическая часть 6-17

    1. Классификация межпредметных связей, функции и роль

межпредметных связей в обучении 6-11

    1. Межпредметные связи, как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на различных этапах обучения 11-13

    1. Межпредметные связи в обучении предметам естественно-

математического цикла 14-17

ІІ. Практическая часть 18-28

2.1 Сравнительный анализ учебной литературы по информатике и математике 18-25

2.2 Планирование педагогической деятельности 25-28

Заключение 29-30

Список литературы 31-33

Приложение 1. Конспекты интегрированных уроков по информатике и математике 34-49

Приложение 2. Типологии познавательной активности учащихся. 50-53

Введение

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми.

Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей (когда ведущий предмет связан не менее чем с тремя) не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Необходимость наличия связи между предметами диктуется также дидактическими принципами обучения и воспитательными задачами, которые ставятся перед школой.

Так как в настоящее время резко увеличивается объем информации, подлежащий усвоению в период школьного обучения, особое значение приобретает задача формирования умений и навыков самостоятельной работы, то на сегодняшний день в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных способов средств активизации познавательной деятельности учащихся.

В соответствии со Стратегией модернизации содержания общего образования, одно из направлений поиска системы новых способов организации учебного процесса связано с организацией познавательной деятельности учащихся, которая решает задачи, недоступные традиционному обучению и позволяет достичь главных целей процесса обучения.

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся могут стать межпредметные связи, так как они способствуют лучшему формированию, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и информатики в другие сферы знаний.

Все указанное выше и определяет актуальность выбранной нами темы исследования.

Объект исследования – процесс обучения информатике.

Предмет исследования – межпредметные связи информатики и математики.

Цель исследования: разработать формы реализации межпредметных связей математики и информатики, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Исходя из цели исследования, были поставлены конкретные задачиисследования:

  • изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе; провести сравнительный анализ базовых учебников математики и информатики;
  • определить темы предмета информатики, в которых учащиеся применяют знания по математике; выявить основные темы школьного курса математики, в процессе изучения которых целесообразно осуществлять

реализацию межпредметных связей курса математики и информатики;

  • разработать систему интегрированных уроков по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей информатики и математики; создать банк тем интегрированных учебных проектов и научно-исследовательских работ учащихся; разработать внеклассные занятия по информатике, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся через реализацию межпредметных связей информатики и математики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ программ и школьных учебников по информатике и математике;
  • изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • работа со школьной документацией;
  • наблюдение;
  • апробация разработанных методик;

Гипотеза, если разработать формы реализации межпредметных связей математики и информатики и внедрить её в учебный процесс, то можно добиться активизации познавательной деятельности учащихся, как на уроках информатики, так и на внеклассных занятиях.

Практическая значимость проекта заключается в том, что будут разработаны и внедрены в учебный процесс формы обучения информатике, способствующие реализации межпредметных связей математики информатики.

І Теоретическая часть.

1.1. Классификация межпредметных связей, функции и роль межпредметных связей в обучении

В педагогической литературе существует различные подходы к определению понятия межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин» (Губанова А.А.) [14], «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» (Леонова Е.А.) [19].

Эти определения верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятия «межпредметные связи», надо раскрыть его более широко.

Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое, и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории.

Исходя из этого, можно дать определение: «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» [29]. В своем проекте я буду придерживаться этой трактовки.

Чтобы овладеть методикой реализации межпредметных связей, учителю важно не только понимать их значения в обучении, но, прежде всего,

необходимо изучить содержание смежных предметов. Этому может

способствовать умение различать отдельные виды знаний и виды межпредметных связей.

Рассмотрим классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко раскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то можно выделить следующие формы связей:

  1. по составу;

  2. по направлению действия;

  3. по временному фактору.

Каждый тип формы подразделяется на виды межпредметных связей.

Классификация межпредметных связей

Формы связей

По составуПо направлению действияПо временному фактору

Типы связей

1) Содержательные 1)Односторонние 1) Прямые 1)Хронологические

2) Операционные 2)Двусторонние 2) Обратные 2)Хронометрические

3) Методические 3)Многосторонние

4)Организационные

Виды связей

Фактические связи

Понятийные связи

Теоретические связи

Философские связи

Идеологические связи

Рис. 1. Классификация межпредметных связей

Рассмотрим каждый вид межпредметных связей в содержании предметов естественнонаучного цикла [27].

Фактические связи. Это связи между учебными предметами на уровне фактов, всестороннее их рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях и объектах природы.

Этот вид межпредметных связей широко представлен в учебных программах и активно используется в практике обучения, особенно в младших и средних классах.

Преобладание фактических связей предопределено учебным материалом изучаемых предметов, в которых значительное место отводится фактическим данным.

Понятийные связи. Межпредметные связи на уровне понятий направлены на формирование терминов, общих для родственных предметов.

Теоретические связи. Теория — это система научных знаний в определенной предметной области. В теории отражена взаимосвязь научных фактов, понятий, законов, следствий, практических приложений.

Межпредметные теоретические связи означают поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых учащимися на уроках по родственным предметам, с целью усвоения ими теории как единого целого (в том объеме, в каком теория отражена в учебных программах).

Философские связи. При изучении конкретных явлений природы в предметах естественнонаучного цикла перед учащимися обнажается реальная диалектика развития материи. Важно обобщить конкретно-научные и межпредметные философские связи. Они помогают учащимся овладеть ведущими идеями диалектического материализма, усвоить их как метод познания и преобразования материального мира.

Идеологические связи. Это связи, формируемые в ходе согласованной учебной работы учителей предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в раскрытии идейного содержания основ наук.

Выше приведенная классификация межпредметных связей, отраженная на рис. 1, позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (связи, например, между физикой, математикой, информатикой — курса физики…

), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например физики, органической химии, новейшей истории.

Во внутрикурсовьгх и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

Относительно какого-либо предмета «необходимые» межпредметные связи разделяют на: межпредметные связи «как цель» (предшествующие) и межпредметные связи «как результат» (перспективные).

Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей «как результат» необходима для обеспечения преподавания другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, логикой, философией, историей, биологией, анатомией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей.

Примеры:

  1. При объяснении устройства ПК основой являются сведения из курса физики, которые пока весьма расплывчаты в силу опережающего изучения данного материала в рамках курса информатики.

  2. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в курсах физики и математики.

3. Знания о системах счисления представляется целесообразным формировать в рамках курса математики.

Реализация межпредметных связей «как цель» при разработке курса на основе технологического подхода заключается в выявлении дидактических целей по другим предметам на этапе определения вспомогательных целей.

Межпредметные связи «как результат» должны инициироваться предметами, нуждающимися в элементах содержания информатики. В этом плане на сегодняшний день потенциал курса информатики практически не востребован. В основном такие связи ограничиваются разделом «Аппаратные и программные средства компьютера». Рассмотрим примеры межпредметных связей «как результат».

Основу межпредметных связей по темам «Алгоритмы» и «Программирование» составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме «Программирование» могут развиваться некоторые представления о численных методах, изучаемых в курсе математики.

раздела «Моделирование» вполне оправдано востребовать на уроках физики, химии, биологии. Разделы, посвященные роли ПК в современном обществе, связаны с вопросами, изучаемыми в курсах истории, обществоведения.

Связи можно реализовать и с такими предметами как английский язык (создание переводчика с помощью различных языков программирования), география (геоинформационные системы) и др.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении
межпредметной емкости учебных тем;

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению
межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников;

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

В этих преимуществах находит свое выражение главная цель межпредметных связей.

В ходе учебного процесса, основанного на использовании межпредметных связей, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов.

Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (возможность самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомой ситуации, установление новых свойств объекта изучения и др.

), происходит активизация познавательной деятельности учащихся.

1.2. Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Исследования специалистов показывают перспективность решения дидактических задач путем более полной реализации межпредметных связей, способствующих систематизации знаний учащихся, выработке у них умений и навыков по ряду предметов. Однако эпизодическое использование знаний одного предмета при изучении другого способно лишь частично выработать синтезированные знания и умения.

Особая роль в решении вопроса по проблемам реализации межпредметных связей принадлежит формированию общих понятий на межпредметной основе.

Рассмотрев ситуацию, при которой межпредметные связи в преподавании используются успешно, многообразие видов деятельности учащихся можно объединить в три группы:

1. Привлечение понятий и фактов из родственных дисциплин для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете.

  1. Привлечение теорий, изученных на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине.

  2. Привлечение практических умений и навыков, полученных на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.

Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.

Создание благоприятных условий для деятельности учителей и учащихся является важной задачей методистов, ученых-педагогов. В этой области предстоит еще много сделать.

Требует углубленного изучения проблема координации учебных курсов по ступеням развития естественнонаучных понятий, методам экспериментального исследования и др.

Необходимо также изучить вопросы согласования методических подходов к рассмотрению общих для курсов понятий, фактов, теорий.

Наряду с тем, что отдельные важные вопросы межпредметных связей еще не разработаны, трудности в их использовании возникают также по причине слабой соответствующей подготовки учителей. Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы обучения на основе использования межпредметных связей

Первая ступень – воспроизводящаяЦель – приучить учащихся использовать полученные знания
1 этапУчащиеся повторяютнеобходимые сведения изсоответствующихдисциплин.2 этапУчитель объясняет новыйучебный материал,используя факты и понятияиз одного учебногопредмета, на примерах издругого.3 этапУчитель излагает новыйматериал, привлекая теориюиз смежной дисциплины дляобъяснениярассматриваемых явлений.
Вторая ступень – использование знанийЦель – перенос знаний из предмета в предмет
4 этапУчащиеся должнысамостоятельновоспроизводить отдельныезнания фактического илитеоретического характера изсмежной дисциплины.5 этапУчащиеся должныпривлекать факты и понятия,усвоенные ими на урокаходной дисциплины, дляподтверждения вновьусваиваемых знаний науроках другой.6 этапУчащиеся должнысамостоятельно привлекатьтеорию, изученную науроках одного предмета,для объяснения изучаемыхявлений в курсе другого.
Третья ступень – обобщающаяЦель – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира,, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений.
7 этапУчитель объясняетпроявление в изучаемых науроках данной дисциплиныявлениях общих законовдиалектики.8 этапУчитель объясняет местоизучаемых явлений в общейкартине мира.9 этапУчащиеся воспроизводятобщие законы диалектикипри объяснении явлений,изучаемых на урокахданной дисциплины.
  1. Урок

    Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных

  2. Документ

    В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

  3. Документ

    «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

  4. Документ

    «Межпредметные связи — это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе», В.

  5. Урок

    Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации,

Источник: https://refdb.ru/look/1188503.html

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью межпредметных связей

Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Севрюкова Маргарита Алексеевна

I. Введение.

Активизация познавательной деятельности школьников — важнейшая проблема. Для эффективности познавательной деятельности учащихся совершается единство всех функций обучения: образовательной, развивающей, воспитывающей и всех компонентов учебного процесса.

Эффекту познавательной деятельности способствует положительное отношение школьника к учебному процессу, к овладению умениями познавать.

Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика учителю следует опираться на познавательный интерес, как сильное средство и как внутренний мотив деятельности.

Это способствует вовлечению подростков во все виды учебной деятельности, дает возможность увидеть через плоскость информатики и информационных технологий плоскость других предметов.

Проблема:

отсутствие умения систематизации знаний по учебным предметам на уроках информатики.

Объект исследования:

активизация познавательной деятельности через межпредметные связи.

Предмет исследования: формы и методы активизации познавательной деятельности.

Задачи:

проанализировать методическую, психолго – педагогическую литературу по проблеме активизации познавательной деятельности на уроках информатики;

раскрыть сущность познавательной активности учащихся и теоретические основы прикладного характера;

рассмотреть условия формирования опыта;

— научить создавать и наполнять информацией графы, блок – схемы, таблицы;

— показать преимущество при работе с графами, блок – схемами и таблицами.

Методы исследования:

изучение, теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме;

наблюдение, беседа, тестирование, творческие задания.

Ожидаемый результат: возможность использовать умения и навыки по систематизации информации не только на уроках информатики и информационных технологий, но и на других уроках, т.е. дает возможность учителю опираться на познавательный интерес, как сильное средство и внутренний мотив деятельности.

ΙΙ. Глава 1. Структура активизации познавательной деятельности учащихся через использование межпредметных связей и дидактические основы.

Познавательная деятельность учащихся в школе — необходимый этап подготовки молодых к жизни. Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности ученика являются  внутренние побуждения. Учения школьников побуждается не одним, а множеством мотивов.

а) Структура познавательной деятельности школьника.

Различают следующие группы мотивов:

— Познавательные — эти мотивы выражают прямое отношение к познанию, предмету учения.

— Моральные мотивы – в них выражаются существенные стороны формирования личности.

— Мотивы общения – лежат в основе благополучного отношения к школьным друзьям, учителям, к школе в целом.

— Самовоспитание – играет большую работу особенно у старшеклассников, так как позволяет следить за своими продвижениями в учебе.

Сила и значимость мотивации становится более ясной, если обратиться к   компоненту познавательной деятельности предметным действиям. В предметных действиях заключена основа учения.

Помимо мотивов предметных действий необходим набор действенного инструментария: навыками и умениями.

Процессуальный аспект учения без наличия прочных навыков невозможен и безуспешен.

Различают простые, сложные, специальные и обобщенные умения.

Сложные и обобщенные умения распространяются на все области учебной деятельности школьника. Обобщенные умения мобильны, они действуют в любых ситуациях и на любом предметном материале.

Это дает возможность использовать умения и навыки, полученные на уроке информатики и информационных технологий связать со знаниями, полученными на других уроках.

Познавательная активность носит индивидуальный характер. Она не сводится к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматривается как качество личности. Следовательно, активизация учения – мобилизация с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно – волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения.

Уровни активизации познавательной деятельности учащихся связаны с отношением ученика к учению.

Первый уровень – воспроизводящая активность – стремление ученика понять, запомнить, воспроизвести знания овладеть способом применения.

Второй уровень – интегрирующая активность – ученик стремится выяснить смысл изучаемого содержания, познать связи. Учитель использует информационно – поисковый метод работы.

Третий уровень – творческий — ученик стремится не только проникнуть в сущность явления, но найти для этого новый способ. У школьника идет творческое осмысливание изучаемого материала, самостоятельный поиск решения проблемы.                

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях комплексного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. В качестве средств активизации познавательной деятельности учащихся выступают учебное содержание, формы и методы, приемы обучения.

Практически построить систему средств активизации учения на конкретном уроке можно, если их отбор будет проходить с учетом активизации каждого компонента.

На начальном этапе урока требуются специальные действия учащихся по принятию цели предстоящей деятельности и отысканию путей ее достижения. С этой целью учитель опирается на такие средства обучения как учебник, учебные приборы (ПК, линейка, карандаш, и т.д.), различные таблицы.

Что заставляет детей логически мыслить, использовать уже полученные знания, что создает на уроке ситуацию успеха и стремление узнать новое.

б)  Дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся.

Сочетание методов преподавания дает наибольший эффект в повышении познавательной деятельности учащихся, но методы преподавания должны быть адекватны виду деятельности учащихся.

Объяснительно – иллюстративный метод — информативный характер передачи знаний школьникам. Например, лекция, беседа, иллюстрация объяснения конкретным примером из жизни.

Информационно – поисковые методы – проблемное изложение, организация поисковой деятельности.

Информационно — эвристический метод – проблемный подход не только учителя, но и ученика. Такая работа включает в себя элементы исследования.

ΙΙΙ. Глава 2. Условия формирования опыта.

Я работала в школе №23 с 1998 года. Преподавателем информатики работаю с 2002 года. МОУ ООШ №23 располагается в пос. Площадка, Железнодорожного района.

Школа оснащена компьютерным классом и мультимедиа проектором. Школа находится в депрессивном районе. Обучаются дети в основном из социально – неблагополучных семей.

В настоящий момент работаю в лицее №27, который располагается в пос. Восточный, Железнодорожного района.

Информатика и информационные процессы в МОУ ООШ №23 преподаются с 2002 у. г. Обучение ведется по учебнику Угринович Н. «Базовый курс информатики» для учащихся 5,6,7,8,9 классов. То есть возраст обучаемых детей от 10 до 15 лет. В МАОУ лицей №27 так же, по учебникам Н.Угринович с 8 по 11 классы.

Свою методику я применяю во всех возрастных группах. Это позволяет научить учащихся систематизировать получаемую информацию в форме таблиц, граф, блок — схем, а самое главное применять данные умения и навыки не только на уроках информатики и информационных технологий, но и на других уроках.

Рассмотрим это на примере урока «Материальные и информационные модели».

Цель:

знакомство с материальными и информационными моделями;

— показать формы представлений материальных и информационных моделей и их использование в других предметных курсах;

— воспитание любви к семье и малой Родине, интерес к предмету информатика и история;

— развитие креативных способностей учащихся при выполнении опережающего задания.

Задачи:

научить отличать модели друг от друга;

научить строить информационную модель;

— заполнить вершины графа информацией и показать связи между ними;

— увидеть преимущества работы с информационными моделями, в том числе с графами.

Ход урока

Учащимся дается опережающее задание подготовить материал по своему генеалогическому древу. В процессе объяснения новой темы объясняю, какую важную роль играют информационные модели, которые отображают иерархические системы. Удобным способом наглядного представления иерархических информационных моделей являются графы.

Элементы каждого уровня отображаются овалами, связь — в форме дуги графа. Графы, имеющие одну вершину верхнего уровня напоминают деревья. Для описания исторического процесса смены поколений семьи используются информационные модели в форме генеалогического древа.

На данном этапе урока учащимся предлагается построить фрагмент модели генеалогического древа их семьи. Учащимся показывается пример из учебника и образец генеалогического древа составленного мной. Используя образец и объяснения учителя учащиеся строят иерархическую систему в виде графа.

Для построения иерархической системы учащиеся используют программу Power Paint. Для большей наглядности можно использовать эффекты анимации.

Ожидаемый результат:

— учащиеся заинтересуются историей семьи, а следовательно и малой Родины;

— учащиеся получают умения и навыки по построению графа, т.е.  информационной модели, систематизации информации;

— увидят преимущества работы с графами и возможность использовать данный метод работы на других уроках.

На рассмотренном уроке были использованы два метода работы: объяснительно – иллюстративный метод и информационно – поисковый. Учитель проиллюстрировал информационную модель в форме графа учащимся в виде конкретного примера из жизни. Учащиеся организовали деятельность по поиску информации, требуемой для проведения урока.

Затем на этапе заполнения графа перед учащимися была поставлена задача по систематизации полученной информации. Так как  данная модель разрабатывается на основе личного опыта учащихся, осуществляется поддержка теории практикой. При этом реализуются межпредметные связи, происходит обогащение информатики содержательными задачами.

Достигаются общеобразовательные цели, формируется информационная и общая образованность.

Так же мной используются формы работы на уроках для активизации познавательной деятельности учащихся:

— создание иерархической структуры власти (история);

— заполнение таблиц статистическими данными ( география);

— классификация животного мира (зоология);

— творческие работы по темам: «История информатики и информационных технологий», « Непозиционные системы счисления» и т.д. (см. приложение 1).

При выполнении практических работ учащиеся пользуются разработанными мною материалами.

IV. Выводы.

Для активизации познавательной деятельности через межпредметные связи, учитель должен всегда учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся. Организовать целенаправленные действия учащихся с книгой, ПК, графом, таблицей, графиком и т.д.

Теоретические знания всегда должны прикладываться к практическим. Систематизация знаний позволяет широко использовать межпредметные связи для объяснения различных явлений.

Это дает возможность через плоскость информатики и информационных технологий рассматривать другие предметы, применять знания, умения и навыки, полученные на уроке ИВТ в новых условиях.

Для учащихся большое значение имеет именно возможность применить полученные  знания, умения и навыки в новом качестве, очень важен так же эмоциональный настрой учителя при работе с классом и каждым учеником, так как учитель должен создать ситуацию успеха на уроке.

Трудности по систематизации знаний обычно встречаются на начальном   этапе обучения, так как учащиеся не могут смоделировать таблицу или блок – схему, не могут заполнить ее информацией в нужном порядке. Для того, что бы избежать данных трудностей следует использовать наглядно – иллюстративные методы обучения. То есть приводить аналогичные примеры решения задач.

При систематизации знаний с использованием граф, таблиц, блок – схем у учащихся формируется в процессе деятельности представление о модели. У учащихся имеется опыт:

— детского моделирования;

— моделирования с помощью кубиков;

— компьютерных игр;

— собственный опыт работы с исполнителями;

— практика работы с готовыми компьютерными моделями;

— практика и размышления о собственной деятельности по разработке моделей.

Все это послужит опорой для понятий «система» и «элементы системы».

Умения и навыки детей по построению таблиц, графов, блок – схем и.д., заполнению их информацией дает возможность систематизировать информацию.

Эти умения и навыки учащихся можно использовать не только на уроках информатики при объяснении таких тем, как: «Файловая система», «Построение диаграмм различных видов», «Моделирование и формализация» и т.д., но и на уроках алгебры, истории, биологии, физики, химии и т.

д. Все это дает возможность реализовать межпредметные связи и сформировать информационную культуру и общую образованность.


V
. Библиографический список использованной литературы:

1. Б. Г. Ананьев «Человек – как предмет познания». Л., 1968.

2. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская«Справочник администрации школы по организации учебно – воспитательного процесса», М., 2002.

3. М. А. Данилов «Процесс обучения в школе», М., 1961.

4. В.С. Ильин «Активизация познавательной деятельности учащихся», М., 1972.

VI. Приложение.

Приложение 1.

Иерархическая структура власти в Египте

Классификация животных

Источник: https://open-lesson.net/2612/

Материал на тему

Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

В современном обществе, на этапе реформирования образования главной задачей является воспитание всесторонне развитой личности.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.

Решению поставленных задач способствует использование межпредметных связей на уроках. Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: научно-техническая революция и социальный прогресс потребовали существенного изменения содержания и методов обучения.

Эти изменения вызваны важными процессами современного развития наук — их интеграцией и дифференциацией.

Мы являемся свидетелями того, как потребности современной практики вызвали к жизни новые «синтетические» науки: математическая логика, радиохимия, геофизика, социальная психология и многие другие.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми.

Это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет.

В лучшем случае можно видеть интеграцию родственных предметов, и исключительно в редких случаях два преподавателя, ведущих совершенно различные предметы, сотрудничают на одном занятии. Переход на новый виток развития образования предполагает внедрение межпредметных связей на уроках информатики одним учителем.

Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на каждом уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей. Интеграция, на мой взгляд, – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования.

Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета, обобщенные компоненты знаний межпредметного характера, обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.

Следует отметить, что использование межпредметных связей на уроке информатики при изучении базового курса значительно повышают познавательный интерес учащихся.

Большой интерес у учащихся вызывают обобщающие уроки математика – информатика: «Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel» (9 класс), «Решение неравенств с одной переменной» (8 класс), «Решение уравнений» (9 класс), «Решение квадратных уравнений» (8 класс), «Графики функций и их свойства» (9 класс), «Вычисление периметра, длины окружности, площади плоских фигур, поверхности и объема тел», «Циклические алгоритмы. Построение графиков тригонометрических функций» (10 класс).

Например, тема «Квадратные уравнения» и «Квадратичные функции» изучается параллельно на уроке математики.

Учащиеся имеют базовые знания по решению квадратных уравнений и по построению квадратичных функций, полученные на уроках математики. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Хочется подчеркнуть, что, несмотря на отсутствие четких взаимосвязей в программах и учебниках, каждый имеет широкие возможности для реализации межпредметных связей в процессе обучения.

И это должно диктоваться, прежде всего, заботой о формировании диалектического мировоззрения учащихся. Для этого нужно, чтобы содержание образования и методы обучения были органически взаимосвязаны и взаимозависимы.

Например, при изложении математики следует обратить внимание на совершенствование тех разделов учебного курса, которые находят широкое применение в курсе информатики. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Физика, математика, английский язык – это те науки, без знания которых изучить информатику очень сложно.

Знания, полученные на уроках информатики позволяют учащимся применить их и при изучении других предметов, делая процесс обучения более творческим и разнообразным.

Особо следует выделить роль учителя и ученика в организации межпредметных связей.

Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний.

Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя.

Весь материал — в документе.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-mezhpredmetnye-svyazi-matematiki-i-informatiki.html

Refy-free
Добавить комментарий