Методы управления качеством окружающей среды

3. Практические методы управления качеством окружающей среды

Методы управления качеством окружающей среды

Необходимостьгосударственного вмешательства вуправление качеством окружающей средывозникает в том случае, когда фактическийуровень качества окружающей среды неявляется приемлемым для общества, арынок не обеспечивает достаточныхстимулов для улучшения ситуации. Враспоряжении у правительства естьмножество различных инструментов длятого, чтобы воздействовать на поведениекак производителей, так и потребителей.

Системы управлениякачеством окружающей среды в разныхстранах формировались под воздействиемисторических, политических, социальныхи многих других факторов. Поэтому вразличных государствах используютсяразные инструменты регулирования.Анализ мирового опыта позволяеттипологизировать эти инструменты идать им краткую характеристику.

Существуют следующиеосновные группы инструментов управлениякачеством окружающей среды: административныеметоды регулирования, система экономическихстимулов и формирование рыночныхотношений в области природопользования.

Административное регулированиепредполагает введение соответствующихнормативов, стандартов и ограничений,а также прямой контроль и лицензированиепроцессов природопользования.

Экономические инструменты предполагаютвнедрение системы платежей за выбросы,экологических налогов и субсидий идругих экономических стимулов, чтобызаинтересовать производителей ипотребителей в рациональномприродопользовании.

Рыночные методыпредусматривают использование рыночныхмеханизмов для достижения природоохранныхцелей, например, путем распределенияквот на загрязнение или использованиеприродных ресурсов между экономическимиагентами, которые могут свободнопродаваться и покупаться на рынке.

На разных стадияхпроцесса производства и потребленияблаг могут применяться все три типаинструментов. При этом эффективностьтого или иного инструмента зависит отспецифики решаемой проблемы, экономическихи социо-культурных особенностей страныили региона, многих других факторов.

3.1. Административные методы управления природоохранной деятельностью

Административныеметоды природоохранного регулированияявляются доминирующими во многих странахмира. Одна из самых распространенныхформ административного регулирования– введение нормативов или стандартов,обязательных к исполнению длязагрязнителей. Существует несколькотипов экологических стандартов:

  • Стандарты качества окружающей средырегламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрен показатель предельно-допустимой концентрации (ПДК) данного вещества в окружающей среде. Считается, что наличие загрязняющих веществ в количествах, не превышающих ПДК, не оказывает существенного негативного влияния на здоровье человека, состояние экосистемы. Стандарты качества окружающей среды не могут напрямую использоваться в управлении, однако они позволяют определить, какой суммарный уровень загрязнения может быть разрешен всем источникам загрязнения на данной территории.
  • Стандарты воздействияна окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного источника после применения очистных мероприятий. Такие стандарты обычно определяются на основе ПДК. При этом суммарные выбросы не должны превышать величину величины, соответствующей нормативам ПДК. Обычно расчеты стандартов воздействия проводят с учетом рассеивания выбросов и наложения их на фоновое загрязнение. Такие стандарты, как правило, выражается в количестве выбросов загрязнителей на единицу времени (граммах в час, тонн в неделю и др.).

Необходимо учитыватьразницу между стандартами на выбросыи стандартами качества среды обитания.Установление стандартов на выбросы невсегда гарантирует установлениестандарта качества среды обитания.

Примером может послужить установлениестандартов на выбросы для автомобилейна каждый километр.

Но посколькупроконтролировать пройденное расстояниеи количество машин на дороге практическиневозможно ограничить, общий объемвыбросов оказывается не контролируемым.

  • Технологические стандартыустанавливают определенные требования для производственного процесса или очистной технологии. Например, в странах ЕС и США в качестве технологических стандартов используются так называемые наилучшие доступные технологии (они доступны в системе Интернет). Такой стандарт означает, что предприятия-загрязнители должны выполнять требование соответствия природоохранной технологии некоему эталонному уровню.
  • Стандарты качества продукции. Наиболее показательный пример такого стандарта – норматив содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.д.

Помимо стандартов,зачастую используются и другие мерыадминистративного воздействия назагрязнителей окружающей среды.

Прямые запреты.Эта мера применяется, если воздействиена окружающую среду оказывается настольконежелательным, что эффективным становитсятолько запрещение производственной ииной деятельности.

В качестве примеровможно привести запрет на использованиеДДТ в сельском хозяйстве, международноезапрещение производства и потребленияхлорфторуглеводородов, разрушающихозоновый слой Земли.

Таких примеровможно привести немало

В случае, еслизапрещение призвано ограничить уровеньдобычи или потребление некоторогоресурса (например, заготовку леса, выловрыбы), то часто вводятся лимиты иликвоты. В них определяется объемиспользования ресурса на единицувремени, площади земли и т.д.

Сертификатына использование земли или воды выдаютсядля ранжирования потенциальноконфликтующих пользователей в целяхобеспечения максимальной эффективностиприродопользования.

Они служат вместес системой стандартов для защиты льнезапланированных выбросов.

Сертификатыили лицензии предоставляют право навременное или постоянное использованиеконкретного участка земли, леса, заборопределенного объема воды, выбросызагрязняющего вещества и т.п.

Оценка воздействияна состояние окружающей среды (ОВОС)служит для сбора и представленияинформации о потенциальных издержкахэкологического воздействия проектов.

Обычно процедура ОВОС включает информациюо масштабах антропогенного воздействиявследствие реализации того или иногоинвестиционного проекта, о возможностяхприменения и издержках на очистныетехнологии, об альтернативах осуществленияпроекта, элементах устойчивого развитияс указанием невозобновимых потерьресурсов.

Процедура ОВОС позволяетоценить уникальные крупномасштабныепроекты развития ресурсного потенциала,строительства химических комбинатови другие проекты, сопряженные созначительным воздействием на окружающуюсреду.

Разрешения илицензии. Чаще всего эти инструментыпривязаны к производственной технологииили стандартам качества окружающейсреды. Выдача или возобновление разрешенияобычно производится на определенныйпромежуток времени и нередко увязываетсяс экологической стратегией предприятия.

Одним из главных преимуществ разрешенийи лицензий является то, что они способствуютвыполнению экологических программпутем объединения в одном документевсех обязательств по предотвращениюзагрязнения окружающей среды. Разрешенияи лицензии могут сочетаться с другимиадминистративными мерами, такими каквыдача сертификатов на землепользование,требование проведения ОВОС и др.

, а такжеэкономическими инструментамиприродоохранной политики (налоги,платежи за выбросы и др.)

Административныеметоды предоставляют максимум полномочийдля контроля за качеством окружающейсреды природоохранным органам.

Преимуществом в этом случае являетсято, что официальная природоохраннаяструктура обладает достаточнымивозможностями оценки уровня загрязненияи выработки мер по его снижению.

Однакоадминистративные инструменты подвергаютсякритике, главным образом за то, что прииспользовании этих методов регулированияпредотвращение загрязнения осуществляетсянедостаточно эффективным образом сэкономической точки зрения.

На Рис.3.1 проиллюстрирован пример установлениястандарта на выбросы загрязняющихвеществ. Предположим, что в обществедостигнут консенсус относительно уровнявыбросов, который определяется как ЕS.Если ЕSсовпадает с Е*, то можно считать, что намудалось решить проблему и достигнутьоптимального уровня загрязнения.

ОднакоЕSможет быть ниже оптимального уровняЕ*, как представлено на Рис. 3.1. В этомслучае предельные затраты на сокращениевыбросов будут превышать предельныйущерб на величину P''-P'. Такая ситуация,как мы обсуждали выше, не являетсяоптимальной.

(Это же относится и к уровнюстандарта выше оптимального объемавыбросов, при этом предельный ущерббудет превышать предельные затраты.)

Напрактике достаточно трудно рассчитатьтакой уровень стандарта, который бысовпадал с оптимальным уровнемзагрязнения. Поэтому возникновениеизбыточных издержек при использованиистандартов практически неизбежно.

Делоосложняется еще и тем, что для того,чтобы стандарт соблюдался, необходимоввести какое-то наказание. В качестветакого наказания могут использоватьсясамые разнообразные меры, такие какштрафы, лишение должности, тюремноезаключение и т.п.

Допустим, что мы можемвыразить все эти виды наказания вденежной форме и назовем все это однимсловом штраф.

На Рис.3.2 изображена ситуация, в которой штрафопределен на уровне Р$.Предположим, что этот уровень ниже, чемвеличина издержек Р*, соответствующаяоптимальному уровню загрязнения. В этомслучае загрязнителю будет выгодноснижать выбросы не до уровня Е*, а лишьдо Е'.

При этом он уплатит штраф в размереESDCE'и затратит величину Е0CE'на сокращение выбросов, но сэкономитвеличину BCD.

Следовательно, для того,чтобы у загрязнителя был стимул снижатьзагрязнение до уровня, определенногостандартом, необходимо устанавливатьтакой уровень штрафа, при котором емубудет невыгодно нарушать нормативывыбросов.

Рис. 3.1. Регулированиезагрязнения путем введения стандарта.

Рис. 3.2. Стандартыи штрафные санкции за их несоблюдение.

В долгосрочнойперспективе эффективными инструментамиприродоохранной политики считаютсяте, которые стимулируют предприятияпроизводить технические или управленческиеизменения для снижения загрязнения.

Технологические стандарты, как правило,не обеспечивают таких стимулов, посколькуони законодательно определяют технологию,которая должна быть применена, но неделают снижение выбросов экономическивыгодным для предприятий.

Стандарты навыбросы предусматривают некоторыестимулы для проведения технологическихинноваций, но они не настолько эффективны,как, например, налоги на выбросы, которыемы рассмотрим ниже.

Источник: https://studfile.net/preview/3300661/page:10/

Практические методы и системы управления качеством окружающей природной среды

Методы управления качеством окружающей среды
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

PAGE  2

1. Практические методы и системы управления качеством окружающей природной среды…………………………………..…..5

1.1. Административные методы управления природоохранной деятельностью………………………………………………………..……………9

1.2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью…12

1.3.Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….…14

2. Рыночные методы управления качеством окружающей среды………………………………………………………………………..…..16

2.1.  Структура рыночных методы управления качеством окружающей среды…………………………………………………………………………..….16

2.2. Финансирование природоохранных мероприятий…………………….….41

Заключение………………………………………………………………….59

Список использованных источников……………………………61

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В эпоху научно-технического прогресса чрезвычайно остро возникла проблема нарушения экологического равновесия, выражающегося в ухудшении качества окружающей среды в результате загрязнения ее производственными отходами и другими продуктами жизнедеятельности человека.

Отходы производства в лучшем случае служат балластом, загромождающим окружающее пространство, а зачастую являются вредными или ядовитыми веществами. К ним можно отнести газопылевые и энергетические выбросы, способные быстро распространяться на большие территории, сточные воды, твердые вещества.

Количество отходов постоянно возрастает, самоочистительная функция биосферы уничтожается, и это, в конечном счете, угрожает неблагоприятными воздействиями на человека.

Актуальность выбранной темы, как и любой другой, касающейся экологии, заключается в том, что недооценка последствий нарушения естественных процессов, чревата кризисом взаимоотношений человека с окружающей средой.

Промышленно развитые страны уже сейчас начинают испытывать недостаток в чистой воде. Промышленность потребляет все больше кислорода, возрастает выделение углекислого газа. В настоящее время производственная деятельность человека достигла таких масштабов, что вызывает разрушение не только отдельных биогеоценозов, но и исторически сложившихся процессов в пределах всей биосферы.

Сложилась ситуация, когда промышленное производство, созданное человеком, вызывает постоянную деградацию живой природы и не в меньшей степени отрицательно влияет на самого человека.

В результате этого появилась острая необходимость изучения условий существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. В данном реферате предложена система биологической очистки сточных вод как наиболее экономичная.

В связи с тем, что в рамках одной работы невозможно охватить все мероприятия и проблемы экологического состояния рассматриваемого предприятия, мы остановились подробно пока только на проблеме очистки вод.

Цель курсовой работы заключается в изучении рыночных методов управления качеством окружающей среды.

Из цели следуют задачи курсовой работы: рассмотреть  систему управления окружающей среды, изучить структуру управления окружающей среды, выделить рыночные методы управления окружающей среды.

1. Практические методы и системы управления качеством окружающей природной среды

Системы управления природоохранной деятельностью различных стран развивались под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов. Поэтому в разных странах используются различные инструменты управления природоохранной деятельностью.

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.

В России можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др.

В истории развития экологического законодательства последняя треть XX века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др.

В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.).

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны ОПС и экологической безопасности.

Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

В основе системы экологического законодательства лежит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который охватывает все аспекты природопользования.

Сохранение здоровья человека — цель современного экологического законодательства России. Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного экономикой, является центральной темой Закона РФ об охране ОПС.

В нем человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий собственной хозяйственной деятельности. Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в данном Законе выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС.

Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране ОПС. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения.

Таковыми служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение.

Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, юридически оформленное в статье 11 упомянутого Закона, относится к числу важней­ших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.

Основными путями охраны здоровья граждан в соответствии со ст.

2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-санитарной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Перечисленные возможности, которыми теперь располагают граждане в соответствии с действующим законодательством, могут реализовываться ими с помощью целого ряда мер обеспечения их права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС. Они включены во вторую часть статьи 11 Закона.

При анализе действенности этих мер следует иметь в виду, что многие из них подкрепляются не только самой статьей 11, но и другими статьями Закона: нормирование качества ОПС (статьи 25—34); страхование граждан, образование государственных и общественных фондов помощи (статьи 17, 21—24); возмещение в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате экологического и других воздействий на него, в том числе последствий аварий и катастроф (статьи 86—89); государственный контроль за состоянием ОПС и соблюдением природоохранительного законодательства (статья 70); привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения безопасности населения (статьи 14, 81—85).

Источник: http://samzan.ru/145128

Экология СПРАВОЧНИК

Методы управления качеством окружающей среды

Методы очистки воды. Чистые сточные воды — это воды, которые в процессе участия в технологии производства практически не загрязняются и сброс которых без очистки не вызывает нарушений нормативов качества воды водного объекта.

Нормативы едины и утверждены Правилами охраны вод от загрязнения сточными водами, принятыми Минводхозом, Минздравом и Минрыбхозом в 1974 г. В 1996 г. на базе Роскомвода и Роском-недр было создано Министерство природных ресурсов РФ.

Принят ряд новых законов Российской Федерации, которые значительно меняют сложившуюся нормативно-правовую базу и систему управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.[ …]

Управление по целям. Главным методом управления природопользованием на национальном и региональном уровнях является метод программно-целевого управления или управления по целям.

Он состоит из выделения приоритетов решения какой-либо крупной природоохранной задачи, построения дерева целей стратегического уровня, формулировки рабочих задач, составления перечня работ, их графика и сметы. В качестве примера приводится фрагмент проекта «Управление окружающей среды в области водных ресурсов» 1.

На схеме 9.1 показаны основные приоритеты, цели и задачи. На схеме 9.2, на примере одной из задач, приведены виды конкретных работ.[ …]

Наложены методы исследования рисков экономических потерь, которые могут быть характерны для предприятий, регионов, а также населения вследствие ухудшения качества окружающей среды, обусловленного природными катаклизмами, техногенными авариями, антропогенными загрязнениями и т.п. Рассмотрены основные этапы таких исследований, включая идентификацию, оценку, анализ и управление рисками.[ …]

Глава 4 посвящена методам мониторинга состояния окружающей среды.

В ней описаны измерение и нормирование качества окружающей среды, организация системы экологического мониторинга, использование данных экологического мониторинга в управлении качеством окружающей среды.

Здесь рассмотрены основные технологии, используемые при экологическом мониторинге, приведены конкретные методики и примеры их применения в управлении качеством окружающей среды.[ …]

Глава 6 посвящена управлению качеством окружающей среды с учетом экономических, правовых методов в контексте существующего российского и международного опыта в этой области.[ …]

Системы экологического управления, являясь составной частью общей организационноуправленческой системы предприятия, имеют много общего с системами управления качеством продукции. Это определяет значительное сходство методов управления качеством продукции и качеством окружающей среды, что отражается и в определенной общности стандартов ИСО серии 14000 и серии 9000.[ …]

Вопросы охраны природной среды, управления ее качеством, создания ППК невозможно решить без четко организованной системы учета всех выбросов и нарушений, а также без системы контроля, прогноза и управления состоянием окружающей среды в зоне действия промышленного предприятия. Очевидно, одним из самых сложных инженерноэкологических вопросов в общей проблеме охраны окружающей среды будет создание такой системы. Однако, не имея данных о состоянии окружающей среды, параметрах ее изменения во времени в зависимости от интенсивности производительных процессов, нельзя дать прогноз на длительный период и правильно выбрать инженерные методы управления качеством окружающей среды. В свою очередь, научный подход к решению этих вопросов невозможен без систематических и всесторонних инструментальных наблюдений.[ …]

Исторически процесс становления методов управления природоохранной деятельностью происходил таким образом: сначала использовались природоохранные стандарты и нормативы.

Казалось бы, они надежно гарантировали соблюдение желаемого качества окружающей среды, однако плата за использование такого жесткого инструмента была достаточно высока. Предельные природоохранные издержки для различных предприятий были неодинаковы и могли отличаться друг от друга на несколько порядков.

В результате один предприниматель был вынужден тратить по 1000 дол. на улавливание 1 т 802, а другой игнорировал мероприятия, стоимость которых не превышала и 5 дол. на 1 т.[ …]

Основная деятельность: разработка методов отбора, проверка и анализ конкретных экологических процессов; создание общих стандартов по управлению окружающей средой для последующего использования в определенной отрасли (разработано более 350 международных стандартов по контролю за качеством воздуха, воды и почвы).[ …]

Основная часть оперативной информации о качестве окружающей природной среды и влиянии на нее промышленных объектов получается методами мониторинга.

Антропогенные воздействия на природные комплексы происходят за счет выделения в природные среды веществ, энергии и излучений, а также за счет изъятия ресурсов, изменений природных ландшафтов в результате техногенной и иной деятельности человека.

Анализ возможностей управления антропогенными нагрузками на окружающую среду показывает, что единственной структурой окружающей среды, которая поддается организационному управлению, являются антропогенные источники.

Регулируя эмиссии веществ, энергии и излучения, вмешательство в природные ландшафты, можно изменять в достаточно широких пределах воздействия на природные комплексы, добиваясь при этом их определенного качества. Таким образом, в модели объекта управления следует выделить в качестве самостоятельной компоненты антропогенные источники, учитывая то, что именно на эту компоненту направлены основные действия системы управления, одной из важнейших составляющих частей которой является система экологического мониторинга.[ …]

В этой главе мы рассмотрим важные, с нашей точки зрения, составные части процесса управления качеством окружающей среды: экологическую информацию, правовые основы управления качеством окружающей среды, формализацию методов управления качеством окружающей среды, планирование и прогнозирование взаимодействия общества и окружающей среды, особенности управления качеством окружающей среды в мегаполисах, роль общественности в управлении качеством окружающей среды и снижении риска здоровью населения от загрязнения и опасного воздействия окружающей среды. Также в этой главе нами рассмотрены концепция устойчивого развития, международные соглашения в области здоровья людей и состояния окружающей среды и влияние каждого человека как потребителя на качество окружающей среды.[ …]

Экологическая ситуация в регионе ставит на первый план внедрение современных систем управления качеством окружающей среды, которые бы базировались в первую очередь на экономических методах и были бы взаимосвязаны с системой государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Основой разработки и внедрения таких систем могут и должны стать данные оценки воздействия на окружающую среду, проведенной в соответствии с нормативными документами.[ …]

Таким образом, теоретический анализ и наблюдения за практическими примерами развития методов управления охраной окружающей среды позволяют сделать вывод о предпочтительности механизмов торговли правами на выбросы по сравнению с налогами на загрязнение. С точки зрения теории распределение разрешений на выбросы — первый шаг создания схемы торговли правами на выбросы.

В отличие от налогов это гарантирует заданное качество окружающей среды. Схема торговли не хуже, чем использование налогов, способствует минимизации издержек на достижение заданного качества окружающей среды. Использование торговли правами на выбросы создает более мощные стимулы к реализации новых технологий по сравнению с налогами.

На практике в последнее время встречается все больше и больше примеров, когда налоги на загрязнение отвергаются политическими деятелями и предпочтение отдается торговле правами на выбросы. Хотя торговля правами на выбросы — это мощный и эффективный инструмент, он не является универсальным.

И там, где это необходимо, он должен быть дополнен мерами прямого регулирования выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.[ …]

В 80-х годах Международная торговая палата предложила использовать экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью и оценки соответствия стратегий этой деятельности нормам экологического законодательства. К началу 90-х годов коммерческие банки в ряде экономически развитых стран и международные финансовые структуры стали использовать экологический аудит в целях минимизации риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их нарушениями в области охраны окружающей среды.[ …]

В естественных экосистемах, не испытавших в значительной степени антропогенного воздействия, качество окружающей природной среды обеспечивается самой природой. При ведении хозяйственной деятельности в таких условиях задача состоит в том, чтобы не нарушать сложившегося баланса.

В нарушенных экосистемах улучшение качества окружающей природной среды достигается регулированием степени удовлетворения экономических интересов предприятий-производителей и требований экологической защиты природы. Такой метод регулирования получил название управление качеством окружающей природной среды.

В нем проявляется сущность охраны окружающей природной среды в современных условиях — достижение оптимального соотношения экономических и экологических интересов общества, при котором обеспечивается качество жизни человека, т.е.

удовлетворяются его материальные и духовные потребности на основе дальнейшего развития экономики и сохраняется здоровая, продуктивная, многообразная окружающая его естественная среда обитания.[ …]

В экологическом мониторинге активно используют различные химические, физико-химические, физические и биологические метода анализа. Результаты аналитических определений и измерений в рамках экологического мониторинга дают информацию о загрязнении биосферы ксенобиотиками, т. е. несвойственными природе химическими веществами.

Эти данные используются для всестороннего анализа состояния окружающей среды и выработки стратегии управления им, для регулирования ее качества, для определения допустимых антропогенных нагрузок на природные системы.

Эта информация нужна и в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы.[ …]

В настоящее время на территориях, на значительной части которых имеют место острые и очень острые экологические ситуации, управление экосистемами является актуальной задачей.

При этом осуществление мер по нормализации экологической обстановки и созданию условий для сохранения благоприятной окружающей среды должно органично сочетаться с решением социально-экономических задач.

Применяемые методы управления вмешательством в окружающую среду с целью восстановления и поддержания ее качества адаптируются к экосистеме, в пределах которой это вмешательство осуществляется. Это управление, так же как и свойства экосистемы, должно быть динамичным и непрерывным, по своему характеру оно должно быть адаптированным.[ …]

В конечном счете это сказывается и на экологизации производственного процесса, поскольку устраняет источники выбросов и сбросов токсичных веществ в окружающую природную среду.

В связи с этим используемые в системах управления качеством методы входного контроля сырья и материалов, поступающих на предприятие, непосредственно применимы для составления производственного экобаланса в системе управления охраной окружающей среды при учете материальных потоков и контроле продукции на «входе-выходе». Общими являются также методы операционного контроля, контроля оборудования, контроля за приборами и т.п., а также их техническое, метрологическое, организационное, кадровое и иное обеспечение. Поэтому вполне закономерным выступает и значительное сходство поэлементной структуры систем управления качеством и управления охраной окружающей среды, предусмотренной международными стандартами ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000.[ …]

В экономически развитых государствах экологический аудит начал применяться в 70-е гг К середине 80-х гг Международная торговая палата представила экологический аудит в качестве метода внутреннего административною управления: для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия: стратегии деятельности компании нормам экологического законодательства. К началу 90-х гг многие коммерческие банки экономически развитых стран стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды. Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития: используют экологический аудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими компаний и коммерческих структур. Решения: этих банков о выделении инвестиций принимаются с учетом мероприятий, проводимых компаниями в области охраны окружающей среды. В ряде случаев крупные западные пенсионные фонды и компании в целях защиты интересов владельцев своих акций проводят экологический аудит перед принятием решения: об инвестировании. В ряде стран СНГ (Украина, Беларусь и др.) также отрабатывается процедура экоаудита.[ …]

Норхмирование и стандартизация являются важнейшими средствами регулирования природопользования, широко применяемыми как в отечественной, так и в зарубежной практике управления качеством окружающей среды [57].

По своей сущности они относятся к административным методам регулирования.

В последние годы в связи с развитием экономических методов они все чаще применяются в тесной взаимосвязи с последними, расширяют диапазон возможностей органов управления и придают необходимую гибкость в достижении целей управления.[ …]

Опционная ценность видов заключается в том, что они потенциально могут принести человечеству экономическую пользу в какой-то момент времени в будущем. С изменением потребностей в обществе, меняются методы удовлетворения этих потребностей. Часто решение новых проблем связано с животными или растениями, которые ранее никак не использовались.

Размах исследований новых природных продуктов чрезвычайно широк.

Энтомологи заняты поиском насекомых, которых можно использовать в качестве биологических агентов управления вредителями; микробиологи исследуют бактерии, которые смогут помочь в биохимическом производстве; зоологи определяют виды, которые вырабатывают животный белок более эффективно и с меньшими потерями для окружающей среды, чем существующие домашние животные.[ …]

Теоретические основы и практические приемы огневого (дожиганием) обезвреживания промышленных выбросов изложены автором в книге, вышедшей в свет в 1977 г. [6].

За истекшие годы значительно ужесточились требования к охране окружающей среды, и в частности к охране воздушного бассейна, методы обезвреживания отходов получают все более широкое распространение в промышленности.

С учетом этих обстоятельств материал настоящей книги соответственно переработан, увеличен объем глав, посвященных разработке и внедрению методов обезвреживания промышленных выбросов, заново написана глава по нормативным требованиям, предъявляемым к воздушной среде, в которой изложены законодательно-правовые основы обеспечения качества окружающей среды.

В книгу включена глава, в которой рассмотрен контроль уровней загрязненности атмосферного воздуха. Основное внимание уделено прямым методам измерения концентрации вредных веществ, содержащихся в газах, выбрасываемых в атмосферу, и дано краткое описание автоматизированных систем контроля и управления интенсивностью загрязнения воздушного бассейна.[ …]

Основное место в системе принятия экологически важных и обоснованных решений играет информация и пути ее использования.

Интернет сейчас служит основным способом хранения и передачи информации, однако многое зависит именно от качества информации, ее достоверности, методов обработки и подачи.

В дальнейших главах мы рассмотрим различные формы обработки и представления экологической информации для принятия решений в эбласти управления качеством окружающей среды.[ …]

Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению механизмов природо- и недропользования.

Сформулированы принципы естественнонаучного обоснования и правового обеспечения природоохранных стандартов, нормативов, лимитов и показателей возможных антропогенных нагрузок на компоненты окружающей природной среды и, в частности, на литосферу.

Рассмотрены экономические методы регулирования природо- и недропользованием, включающие рыночные принципы управления качеством природной среды, становление экологического менеджмента и внедрение маркетинга на объектах природо- и недропользовавния.[ …]

Источник: https://ru-ecology.info/term/6029/

Методы управления качеством окружающей среды (стр. 1 из 2)

Методы управления качеством окружающей среды

Оглавление

Введение

1. Недостатки нормативно-правового обеспечения

2. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза

3. Методы управления качеством окружающей среды

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение В

Введение

Вопрос охраны окружающей среды в последнее десятилетие остро стоит во всем мире.

Не секрет, что именно производственная деятельность по добыче нефти и газа остается постоянным источником техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями и загрязнением природной среды.[1] Можно много перечислять из-за чего мы губим нашу окружающую среду, но в первую очередь нужно начинать с самого себя.

Всего в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних глобальных и региональных международных конвенций и свыше 3000 двусторонних договоров, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов.

[2] Но этих конвенций и договоров, если их будет даже больше еще в 10 раз не поможет защитить окружающую среду, требуется каждому человеку на планете Земля относиться к среде, которая его окружает и дает хлеб, более тщательно и задумываться над вопросом: а что я делаю либо не делаю, чтобы наша окружающая среда стала лучше?

В данной работе рассматриваются методы управления качеством окружающей среды, потому что можно долго «переводить стрелки» друг на друга, указывая тем самым кто прав, а кто виноват, но вопрос все же останется открытым: что делать? Что делать с авариями, которые уже нанесли огромный ущерб природной среде, что делать с выбросами всевозможных заводов, что делать с отходами и др.?

Недостатки нормативно-правового обеспечения

Данную тему следует начать рассматривать с нормативно-правового обеспечения, потому что без законов, регулирующих вопросы, касающиеся окружающей среды, невозможно будет решать проблем и даже не знать в каком направлении двигаться, чтобы улучшить нашу среду. Но в самих законах, содержатся минусы, которые негативно отражаются на решения вопросов.

При обсуждении представителями экологических служб методических подходов, реализуемых органами исполнительной и законодательной власти России при подготовке проектов законодательных и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, можно констатировать следующее.

Вместо четких правил установления публичных нормативов на основе технических регламентов в настоящее время продолжает действовать система индивидуального нормирования воздействия на окружающую среду, основанная на согласовании с различными надзорными органами (Роспотребнадзором, Ростехнадзором), когда принятие решений зависит в значительной мере от субъективного мнения чиновника.

Такая система требует от природопользователя постоянных согласований в надзорных органах своих действий на разных стадиях разработки, что приводит к затягиванию сроков разработки нормативов и не гарантирует успешного прохождения согласования, поскольку при проведении экспертизы и согласовании также доминирует субъективный фактор.

[3] Учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода к природопользованию и охране окружающей среды. Для реализации этого подхода на практике необходимо реформировать законодательную и нормативную систему регулирования природопользования.

Нормативная правовая база регулирования охраны окружающей среды и природопользования характеризуется следующими основными недостатками:

●недостаточно четкое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

●несовершенство системы платежей за загрязнение окружающей среды (включая механизм их индексации), других экономических и финансовых инструментов природопользования;

●недостаточно четкое разграничение функций и отсутствие должной координации между органами, осуществляющими контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

●отсутствие условий для комплексного подхода к природопользованию;

●недостаточная регламентация целевого использования средств, предназначенных для воспроизводства природных ресурсов;

●несовершенство системы информационного обеспечения государственного регулирования природопользования;

●отсутствие должного законодательного закрепления форм участия общественных организаций и граждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов.

Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза

Экологическая сертификация. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям вводится с целью обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства. По мере развития Системы в настоящий перечень могут быть включены другие объекты. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

● предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные);

●продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде;

● отходы производства и потребления, обращение с ними;

● системы управления охраной окружающей среды.

Экологическое страхование.

Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания может стать экологическое страхование как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязнения окружающей среды. Введение в действие экологического страхования в России является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона Российской федерации «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» от 21 июля 1997г. №116-ФЗ вводится обязательное страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных объектах. Введение экологического страхования позволит возместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний, и, тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты. Образован Консультативный совет по экологическому страхованию из представителей Госкомэкологии России и экологических фондов, научных и страховых организаций, занимающихся вопросами экологического страхования, а также представителей заинтересованных министерств и ведомств и финансовых структур. Основной задачей Совета является формирование правовой и нормативно-методической базы для введения экологического страхования и планирование эффективного использования резервов превентивных природоохранных мероприятий, образующихся в страховых компаниях.[4]

Экологическое аудирование. Работы по экологическому аудированию предусмотрены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1416 «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26 февраля 1996г.

№168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» и от 26 мая 1997г. №643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охране окружающей среды». В 1995г.

Европейским союзом был принят пакет документов по экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO 14000). В настоящее время эти стандарты представлены в качестве проектов стандартов Российской федерации.

Государственная экологическая экспертиза. Принято постановление Правительства Российской федерации «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе» от 22 сентября 1993 г. № 942. Введен в действие федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.

№ 174-ФЗ, разработан план мероприятий по реализации данного закона, в соответствии с которым принято постановление Правительства Российской федерации «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11 июля 1996 г. №698 и ряд др.

Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль а области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации. Цель государственной экологической экспертизы — обеспечение принятия экологически обоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами. Опыт проведения экспертизы показывает, что слабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду и раздел «Охрана окружающей среды» ТЭО, без должного учета требований рационального природопользования. Более 40% рассматриваемой системой государственной экологической экспертизы документации возвращается на доработку.[5]

Методы управления качеством окружающей среды

Источники загрязнения:

1) газообразные отходы (пары бензина, этилацетата, ацетона, этилового, бутилового спирта);

2) туманообразные воздушные массы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидких пластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот, диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);

Источник: https://mirznanii.com/a/328942/metody-upravleniya-kachestvom-okruzhayushchey-sredy

Refy-free
Добавить комментарий