Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Пропагандав области безопасности жизнедеятельностинаправлена на распространение информациив целях формирования культуры безопасностижизнедеятельности населения — основногофактора снижения индивидуальных,коллективных и глобальных рисков,неотъемлемой частью обеспечениястабильного социально-экономическогоразвития страны.

Устнаяпропаганда проводится главным образомв форме публичных выступлений лекторови пропагандистов по тематике безопасностижизнедеятельности перед различнымигруппами населения с использованиемтаких форм, как лекции, семинары,конференции, тематические вечера, вечеравопросов и ответов, викторины, научныеконсультации, встречи со специалистами.

Печатнаяпропаганда осуществляется путемпубликации в периодических и другихизданиях выступлений руководства МЧСРоссии, авторитетных специалистов вобласти безопасности жизнедеятельности,ученых, представителей общественныхорганизаций, а также издания пособий,брошюр, памяток по правилам поведенияв условиях опасных и чрезвычайныхситуаций.

Нагляднаяпропаганда находит свое выражение ворганизации стационарных и передвижныхвыставок, оборудовании комнат, классов,музеев, уголков, стендов с фотографиямиспасателей и т.п.

Существенноезначение в пропаганде безопасностижизнедеятельности имеюткультурно-просветительские учреждения,средства массовой информации и вособенности современные информационныеи телекоммуникационные технологии.

Огромнуюроль в формировании культуры безопасностижизнедеятельности должна играть исоздаваемая в настоящее времяОбщероссийская система информированияи оповещения населения.

Данная системапредназначена для информирования,оповещения и подготовки населения подействиям в ЧС природного и техногенногохарактера, при террористических актах,а также сбора информации и профилактическоговидео- и аудионаблюдения в местахмассового пребывания людей.

Кроме того,создание системы будет способствоватьразвитию передовых наукоемкихинформационных технологий, промышленности,систем связи и телекоммуникации, созданиюновых рабочих мест.

3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь

Профессиюучителя среди многих других профессийотличает сложность решаемых проблем,степень ответственности возлагаемыхобществом задач, требуемаяполифункциональность личностныхкачеств, созидательная сущность,направленная на совершенствованиесамого главного, что есть на земле, -Человека.

Педагогическаядеятельность многогранна, чтоподтверждается даже не полным перечнемее функций: информационная, развивающая,обучающая, познавательная, творческая,воспитательная, преобразующая,мобилизующая, исследовательская,прогностическая, конструирующая,коммуникационная, речевая.

Типовыемикрохарактеристики заключают в себенекоторые доминирующие качества, которыепозволяют описать именно целостнуюличность современного учителя:

  • учитель — интеллигентная личность, всегда элегантен и опрятен, тактичен и доброжелателен, он носитель прогрессивных взглядов, с высоко развитой критичностью мышления, он сдержан и уважает чужое мнение, систематически работает над собой, занимается самообразованием, способен к глубокому самоанализу и рефлексии. Ему свойственны высокая эрудиция и общая культура. Он обладает эстетическим вкусом и художественной культурой. Он проявляет постоянный интерес ко всему новому, прогрессивному в искусстве, науке, политике. Будучи интеллигентной личностью, он вбирает в себя лучшие образцы человеческой культуры и стремится к непрерывному творческому саморазвитию;
  • учитель — духовно богатая личность, его духовное богатство прежде всего проявляется в щедрой любви к детям, в высокой нравственности и совестливости, в стремлении понять смысл и цель жизни, свое профессиональное предназначение;
  • учитель — творческая личность, не приемлет рутины и однообразия, всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное, изначально мотивирован и на творчество;
  • учитель — свободная личность, способен к самоопределению как в жизни, в профессиональной деятельности, так и в мире культуры;
  • учитель — гуманная личность, милосерден ко всему живому и прежде всего к детям, готовый в любую минуту прийти к ним на помощь. Он способен к сотрудничеству и сотворчеству как с детьми, так и с родителями и со своими коллегами-учителями;
  • учитель — граждански активная личность. Он не остается равнодушным ко всему, что происходит в его селе, в его городе, в стране, проявляет свое отношение, свою активную гражданскую позицию;
  • учитель — конкурентоспособная личность, постоянно совершенствует свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высоким профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки. Он изучает передовой педагогический опыт, творчески применяет его и развивает, постоянно следит за новинками педагогической, методической, психологической и другой профессионально значимой литературы, периодически проходит курсы повышения квалификации;
  • учитель — человек культуры, живет и действует, учитывая социокультурную ситуацию и определенное культурное пространство, впитывая в себя новые и новейшие достижения науки, искусства, практической жизнедеятельности людей и их культуру. Он знает и уважает традиции, обычаи и обряды своего народа, проявляет глубокий интерес к чтению художественной и профессиональной литературы, к живописи, музыке, кино и другим видам искусства, а самое главное, он стремится свое заинтересованное отношение к культуре сделать достоянием своих учеников.

Учитель-воспитатель.Для учителя-воспитателя необходима нетолько педагогическая компетентность,но и психологическая культура, котораянеизмеримо важна для понимания психологииребенка, противоречий и трудностей егоразвития.

Среди педагогических задач,решаемых учителем-воспитателем,необходимо особо выделить задачи,педагогические ситуации, разрешитькоторые практически невозможно безумений и способности настроить,заинтересовать, мотивировать учащихсяна конкретное дело, на активное участиев важном и нужном, по его мнениюмероприятии.

Важно, чтобы в процессеорганизации воспитательных дел учительсмог мобилизовать ребят, осуществитьих групповое, коллективное взаимодействие,сотрудничество и сотворчество. Преждевсего, учитель-воспитатель должен уметьпроектировать и прогнозировать всесвои действия и свою педагогическуюдеятельность. Все это можно обозначитькак задачи его проектировочно-прогностической деятельности.

При этомон должен уметь выстраивать какперспективные (на год, на несколькомесяцев вперед), так и краткосрочные(на день, на неделю) цели своей воспитательнойдеятельности в рамках конкретнойпедагогической ситуации.

Учитель-преподаватель.

Учитель как преподаватель должен, преждевсего глубоко знать и любить свойпредмет, ту науку, которой он непосредственнообучает своих учеников, знать ее как втеории, так и в практических приложениях,знать историю ее становления и развития.

И не только знать, но и любовно, бережноотноситься к ее прошлому, настоящему ибудущему. Это уважительное отношениек своему учебному предмету играетсущественную, а порой решающую роль,это отношение незримо передается отучителя к его ученикам.

Средизадач по проектированию учебнойдеятельности для учителя очень важнооптимально распределить время наизучение теоретического и практическогоматериала. Немаловажное значение имеети умение учителя гибко использовать всвоей педагогической деятельности нетолько уроки, но и другие формы организацииучебных занятий: семинары, экскурсии,практические занятия, игры, тренинги ит.д.

Разрабатываятематические планы, конспекты уроков,учитель при проектировании учебныхзанятий должен предусмотреть и «расписать»не только собственную деятельность, нои деятельность своих учеников, включаяиндивидуализацию и дифференциацию ихдеятельности с учетом их интересов испособностей к изучаемому предмету. задача учителя-преподавателяэффективно организовать разнообразнуюучебную деятельность учащихся на уроке,как при объяснении нового материала,так и в процессе решения разнообразныхзадач по его углубленному изучению.

Раскрываяфункции и задачи, которые решает в своейповседневной деятельности учитель какпреподаватель, следует обратить особоевнимание на то, что его воспитательныефункции всегда, во всех ситуацияхостаются одними из главных — всестороннеевоспитание личности ученика, черезобучение конкретному предмету.

Дляреализации воспитывающей и развивающейфункции необходима система, то естьучитель должен выработать, естественнос учетом достижений педагогики,психологии, предметной методики,собственную концепцию и собственнуютехнологию обучения и воспитания. Толькосинтез системы в работе, концепции итехнологии обучения и воспитания можетдать устойчивую эффективностьпедагогической деятельности учителя.

Учитель-методист.В современных условиях деятельностьучителя как методиста широка имногообразна. Одно из направлений егодеятельности -развитие методическойкультуры, непрерывное повышение егопрофессионализма и мастерства. Этаработа в школе, как правило, не идетстихийно, а координируется как на уровнешколы, района, города, так и республики.

Учитель как методист развивает иреализует себя по-разному, но егодеятельность в значительной степенизависит от постановки методическойработы в школе — разнообразной деятельностиучителей, которая направлена на изучение,овладение и распространение передовогопедагогического опыта, на повышениепрофессиональной квалификации имастерства, на непрерывную работу посамообразованию и профессиональномусаморазвитию.

Учительстановится «учителем-методистом» стого момента, когда он оказываетсяспособным не только на высоком уровнепедагогического мастерства вести урокии осуществлять воспитательнуюдеятельность, но и передать свой опытдругим.

Учитель-исследователь.Учитель как исследователь начинаетформироваться, тогда, когда начинаетусматривать противоречия и проблемы всвоей педагогической деятельности и всвязи с этим испытывает внутренниепотребности исследовать и решить их.

Творческий подход к своему делу итворческое вдохновение есть тот пусковоймеханизм, который создаетучителя-исследователя.

Дляучителя-исследователя чрезвычайноважно овладеть целой системойисследовательских умений, среди которыхпрежде всего следует выделитьдиагностические умения, связанные спроцедурами применения разнообразныхметодов наблюдения, диагностики итестирования актуальных и потенциальныхуровней развития учащихся.

Умение вестицеленаправленные наблюдения требует,не только вдумчивости и наблюдательности,но и овладения приемами фиксациирезультатов наблюдения, их последующейобработки и интерпретации.

В развитииисследовательских умений и способностейучителя важно, с одной стороны, овладетьметодологией, экспериментально-исследовательскойкультурой, а с другой, непрерывно повышатьуровень своего педагогического мастерстваи качество учебно-воспитательногопроцесса. Речь в данном случае идет отом, чтобы не увлекаться педагогическимиэкспериментами ради экспериментов, асделать их базой для выстраивания своейтворческой «Я-концепции», постояннообогащать и развивать ее.

Учитель- творчески саморазвивающаяся личность.Воспитательной и обучающей деятельностиучителя всегда есть место творчеству.

Творческое саморазвитие учителя — этоинтегративная характеристика процессов«самости», среди которых системообразующимикомпонентами выступают самопознание,творческое самоопределение, самоуправление,самосовершенствование и творческаясамореализация личности учителя в егопрофессионально-творческом становлении.(В.И.Андреев).

Прирассмотрении «Я-концепции» творческогосаморазвития учителя могут быть выделеныследующие аспекты: «Я-духовное»,«Я-физическое», «Я-интеллектуальное»,«Я-семейное», «Я-социальное»,«Я-психологическое», «Я-профессиональное»;«Я-в прошлом», «Я-сегодня», «Я-в будущем»,«Я-реальное», «Я- идеальное».

Приразработке «Я-концепции» творческогосаморазвития учителю необходимоосмыслить и учесть, какие стратегиижизнедеятельности для него представляютособую ценность и личную значимость,мысленно ответить на вопросы: Что здесьпринципиально нового? Как было раньше?Что из этого я могу извлечь для себя,для своего саморазвития, для улучшениясвоей жизни и жизни окружающих? Что всвязи с этим меня ожидает в будущем?Нравственно ли и желательно ли это?Полезно или вредно? Следует иметь ввиду, что «Я-концепция» должна бытьпредметом неоднократных размышлений,поскольку чтобы сделать что-то существенноев жизни, необходимо иметь точнуюориентацию на проблему, которую необходиморешить, постоянно, длительно, шаг зашагом искать новые подходы, методы,средства для ее решения.

Источник: https://studfile.net/preview/4083578/page:25/

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Работа с родителями по профилактике детского травматизма в быту. Связь школы с Государственными службами безопасности населения.

Организация и проведение внеклассных мероприятий по темам: «Здоровый образ жизни», «Школа безопасности», «Безопасная дорога», «День защиты детей», «Знаю ли я пожарное дело», «Туристический слёт».

Рекомендуемая литература по модулю №6

Основная литература

1. Айзман, Р. И.Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учебное пособие./ Р. И. Айзман, С. Г. Кривощёков, И. В. Омельченко.- Новосибирск.: СУИ, 2004. –395с

2. Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты: методическое пособие для преподавателей и студентов / Б. Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС –ПРЕСС, 2002. – 176с

3. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и преподавателей – организаторов курса “ОБЖ”/ В. Г. Бубнов. Н. В. Бубнова. – М.: АСТ – ЛТД, 2008. – 400с

4. Васнев, В. А. Методические материалы и документы по курсу «Основы подготовки к военной службе»: книга для учителя / В. А. Васнев, С. А. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – М.: Просвещение, 2003 – 190с.

5. Гребенюк О. С. Теория обучения: учебник для студентов высших обр учрежд. – М. : изд ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. Дзыбов, М. М. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодёжи в области защиты от ЧС/ В. Н. Латчук, М. М. Дзыбов. – М.: ДИК АСТ, 1998 . – 704 с.

7. Днепров А. А.Сборник нормативных документов . Основы безопасности жизнедеятельности/Сост. , А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 48с.

8. Латчук, В. Н. Планирование и организация занятий по ОБЖ в школе. 5-11 классы: методическое пособие / В. Н. Латчук, С. К Миронов, Б. И. Мишин. – М.: Дрофа, 2009. – 96с.

9. Мишин. Б. И. Настольная книга учителя ОБЖ / Б. И. Мишин. – М.: АСТ, АСТРЕЛЬ, 2003.- 285 с.

10. Поляков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 кл. [Текст]: учебники для общеобразовательных учреждений / В. В. Поляков. – М.: Дрофа, 2002. – 380с.

11. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс : Учебн. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.– Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

12. Топоров, И. К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2004.- 96с.

Дополнительная литература

1. Колодницкий, Г. А.. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности: программно-нормативные материалы / Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук. – М.:ДРОФА, 2007.- 120с.

2. Крючек Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекоменации по оборудованию кабинета ОБЖ в общеобразовательном учреждении:методическое пособие /Н.А. Крючек, С. К. Миронов, Б. И. Мишин. – М.:ДРОФА, 2007.- 80с

3. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание — журнал для преподавателей /учредитель Министерство РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, российский фонд помощи «Защита».- М.: 1998 – 2012 Ежемес.

2.8. вопросов практического задания

Задание направлено на выявление профессиональных умений и практических навыков и состоит либо в выполнении практических действий при определенной ситуации, либо в решении ситуационной задачи.

1. Выбрать из предложенного перечня должностные обязанности учителя и замдиректора по безопасности жизнедеятельности

2. Выбрать из предложенных нормативно- правовые документы, касающиеся безопасности населения

3. Оказать первую помощь при термических поражениях (ожоги, обморожения)

4. Оказать первую помощь при закрытых повреждениях (ушибы, переломы)

5. Оказать первую помощь при потере сознания (обморок, тепловой удар)

6. Оказать первую помощь при кровотечениях (артериальных, венозных, капиллярных)

7. Изготовить простейшее средство индивидуальной защиты органов дыхания из подручных средств

8. Определить порядок действия учителей и учащихся при возникновении пожара в учебном заведении

9. Определить площадь заражения АХОВ при аварии на химически опасном объекте.

10. Определить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем»

11. Найти стороны горизонта при помощи солнца и часов

12. Предупредить инфекционные осложнения при открытых повреждениях

13. Произвести расчёт экспозиционной дозы радиации в очаге радиоактивного заражения за определённый промежуток времени

14. Рассчитать время приближения урагана, вероятность его проявления в конкретном населённом пункте и тяжесть возможных последствий

15. Определить вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия

16. Составить алгоритм поведения при прогнозе опасных весенних паводков

17. Составить алгоритм поведения человека в условиях вынужденной автономии

18. Составить документ «Списки юношей призывного возраста»

19. Составить календарно-тематический план проведения занятий по ОБЖ на учебный период (четверть, год, семестр)

20. Составить краткий план-конспект проведения внеклассного мероприятия по ОБЖ.

21. Составить годовой план проведения контрольных работ по ОБЖ для одной возрастной группы учащихся.

22. Составить план- конспект урока ОБЖ по предложенной теме

23. Составить приказ об организации ГО в учебном учреждении

24. Составить схему, отражающую связь мер личной профилактики инфекционных заболеваний и механизма их передачи при кишечных и кровяных инфекциях

Часть 3.



Источник: https://infopedia.su/16x673b.html

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности (стр. 1 из 6)

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Введение

21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий,

Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик.

Не случайно, именно в нашей стране практически впервые в мировой практике, была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную» службу России с 1990 г.

Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести на все ступени отечественного образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров, обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.

Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского Государственного Педагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое дело обеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.

Все знают телефон «01» – единый номером службы спасения на территории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть еще специалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работники дорожной службы.

И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему в беду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для него спасительной.

Пока собирается с мыслями – уходит время, которого, как известно, в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….

1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях.

Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др.

Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.

Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.

Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельности имеют культурно – просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно – коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).

2. Современные технологии информирования

Формирование культуры осуществляется в процессе обучения и воспитания, морально – психологической подготовки, пропаганды знаний, оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, так и современные информационно – телекоммуникационные технологии.

Традиционные способы предусматривают прямое педагогическое воздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованием учебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Данные технологии достаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполне действенны в современных условиях.

Значительно большая эффективность (с точки зрения формирования культуры) у современных информационно – телекоммуникационных технологий.

Программно – аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др.

С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов.

Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации – все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально – чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно, сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

3. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН)

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов.

Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития норм безопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения в послекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей.

При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимались во внимание параметры применяемых информационно – телекоммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы.

Одновременное информирование значительного числа людей может выполняться в местах их массового пребывания – торговых и спортивных сооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха, транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики.

В этих местах информирование населения может осуществляться с использованием таких оконечных устройств коллективного пользования, как наружные наземные отдельно стоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели, внутренние навесные телевизионные плазменные и проекционные экраны, радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, уличные информационные стенды, плакаты, щитовые и крышные установки, информационные сообщения на ограждениях объектов строительства и транспортных средствах наземного пассажирского транспорта (типа «бегущая строка»). С использованием указанного оборудования обеспечивается и обратная связь со специалистами, обслуживающим персоналом с использованием вызывных панелей ой связи, обзорных видеокамер с направленным микрофоном.

Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников).

Для эффективной реализации этих технологий структура ОКСИОН должна включать:

– информационные центры федерального и регионального (местного) уровней;

– подсистему связи и передачи данных;

– подсистему массового информирования;

– подсистему сбора информации.

Информационные центры предназначены для формирования актуализированной информации, инициации процедур пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, оповещения населения при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций, интерактивной связи с населением, сбора информации профилактического видео и аудионаблюдения, ее обработки и документирования.

Источник: https://mirznanii.com/a/298314/metody-propagandy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Введение

21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий,

Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик.

Не случайно, именно в нашей стране практически впервые в мировой практике, была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную» службу России с 1990 г.

Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести на все ступени отечественного образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров, обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.

Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского Государственного Педагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое дело обеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.

Все знают телефон «01» – единый номером службы спасения на территории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть еще специалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работники дорожной службы.

И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему в беду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для него спасительной.

Пока собирается с мыслями – уходит время, которого, как известно, в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях.

Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др.

Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.

Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.

Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельности имеют культурно – просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно – коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).

Современные технологии информирования

Формирование культуры осуществляется в процессе обучения и воспитания, морально – психологической подготовки, пропаганды знаний, оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, так и современные информационно – телекоммуникационные технологии.

Традиционные способы предусматривают прямое педагогическое воздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованием учебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Данные технологии достаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполне действенны в современных условиях.

Значительно большая эффективность (с точки зрения формирования культуры) у современных информационно – телекоммуникационных технологий.

Программно – аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др.

С их использованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов.

Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации – все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально – чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно, сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Обучение и пропаганда безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях

1. В дошкольных учреждениях воспитанников знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице, в самом учреждении. Проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной и электробезопасности и т.д. Контроль знаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними.

2. В общеобразовательных школах вопросы безопасности изучаются в процессе изучения учебных дисциплин и курса ОБЖ, а также перед допуском учащихся к практической работе.

3. В профессионально-технических училищах учащиеся изучают курс или разделы по охране труда в предметах специальной профессиональной подготовки.

4. Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

5. В высших учебных заведениях с 1991 года введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона».

В дипломные проекты введен раздел «Безопасность и экологичность проекта». Формой контроля знаний по окончании курса обеспечения безопасности труда является экзамен.

Заключение

В настоящее время в МЧС России создан отдел пропаганды и связи с общественностью. Это самостоятельное структурное подразделение Главного управления МЧС.

Он предназначен для организации работы по освещению в средствах массовой информации деятельности МЧС России, доведения до населения информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, ведения пропаганды в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Основные задачи отдела пропаганды:

– информирование населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и ликвидации их последствий;

– организация и ведение пропаганды в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;

– формирование общественного мнения по ключевым вопросам деятельности МЧС России, популяризация профессии спасателя, пожарного, инспектора ГИМС через СМИ, проведение массовых тематических мероприятий;

– участие в создании и функционировании системы внутреннего информационного пространства МЧС России в виде подготовки и доведения необходимой информации до каждого сотрудника системы МЧС России.

Основные функции отдела пропаганды:

В области информирования населения через средства массовой информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров и ликвидации их последствий:

– взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с федеральными, региональными и местными СМИ в целях оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и ликвидации их последствий;

– осуществляет доведение оперативной информации до представителей СМИ в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и пожара;

– организует работу представителей СМИ в зоне чрезвычайной ситуации;

– ежедневно готовит и направляет в СМИ информационные материалы (пресс-релизы) о чрезвычайных ситуациях и пожарах;

– организует подготовку и проведение пресс-конференций и брифингов с участием руководящего состава Главного управления;

– проводит мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности МЧС России, анализирует критические публикации в СМИ и готовит на них ответы;

– организует выступления руководящего состава Главного управления на региональном телевидении и радио, а также в печатных СМИ;

– оказывает содействие корпунктам центральных СМИ в подготовке информационных материалов по тематике Министерства;

– организует подготовку информационных материалов для ведомственных изданий МЧС России;

– осуществляет взаимодействие с региональными пресс-службами других министерств и ведомств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;

– осуществляет подготовку и размещение информационных материалов на официальном сайте регионального центра и в сети Интернет;

– проводит аккредитацию журналистов, постоянно освещающих деятельность Главного управления;

– осуществляет фото и видеосъемку ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и пожаров, а также мероприятий, проводимых Главным управлением;

– организует и проводит конкурсы среди представителей региональных СМИ и других творческих работников по тематике МЧС России.

В области организации и проведения пропаганды по вопросам безопасности жизнедеятельности:

– взаимодействует с органами исполнительной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, общественными организациями в области пропаганды пожарной безопасности и основ безопасной жизнедеятельности;

– участвует в подготовке телевизионных и радиопрограмм по вопросам безопасности населения при чрезвычайных ситуациях и пожарах, а также на водных объектах;

– готовит наглядно-изобразительные и рекламно-просветительские материалы по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, безопасности людей на водных объектах;

– организует издание учебно-методической литературы по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, безопасности людей на водных объектах и выпуск тематической сувенирной продукции;

– осуществляет пропаганду в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при помощи имеющихся информационных ресурсов, в том числе информационных табло, щитов и плакатов в местах массового пребывания людей, а также рекламы на транспорте.

В области формирования единого информационного пространства в системе МЧС России, информирования сотрудников Министерства по вопросам его деятельности, повышения престижа службы и работы, воспитания чувства патриотизма:

– организует встречи руководящего состава Главного управления с сотрудниками структурных подразделений для решения имеющихся проблемных вопросов;

– информирует сотрудников по вопросам деятельности Министерства при помощи специальных стендов, ведомственных СМИ, сети Интернет;

– готовит информационные материалы в ведомственные СМИ о лучших сотрудниках Главного управления, пропагандирует опыт их работы;

– осуществляет сбор фото- и видеоматериалов, пополняет архив Главного управления;

– организует пополнение библиотечного фонда информационными материалами и печатными изданиями;

– проводит обучение населения основам безопасного поведения при помощи выставочных и музейных экспозиций;

– участвует в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий Главного управления, организует их освещение в региональных СМИ.

Список используемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / авт.-сост. С.В. Петров – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2005. -128 с.

2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2002.

3. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.

4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

5. Михайлов Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.

6. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. 7 – 9 кл.: 2-е изд. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – 272 с.

7. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 кл.: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герце-на; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.

8. Оснащение кабинета (лаборатории) ОБЖ. // Основы безопасности жизнедеятельности, №2, 2003. С 59 – 64.

9. Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 – 11 классы. / Б.И. Мишин. – М.: Изд-во Дрофа, 1998.

10. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 158 с.

11. Смирнов А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002. №11.

12. Сулла М., Заенчик О., Сергеева О. Уровни непрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1998. №8.

13. Сулла М., Сергеева О. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Ос-новы безопасности жизни. 1998. №8.

Введение

21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий,

Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик.

Не случайно, именно в нашей стране практически впервые в мировой практике, была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную» службу России с 1990 г.

Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести на все ступени отечественного образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров, обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.

Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского Государственного Педагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое дело обеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.

Все знают телефон «01» – единый номером службы спасения на территории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть еще специалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работники дорожной службы.

И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему в беду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для него спасительной.

Пока собирается с мыслями – уходит время, которого, как известно, в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности

Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена на распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки и техники в указанной области в целях формирования эмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторы оказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, их поведение в различных ситуациях.

Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду через средства массовой информации и др.

Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами населения с использованием таких форм, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.

Печатная пропаганда осуществляется путем публикации в периодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России, авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Наглядная пропаганда находит свое выражение в организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.

Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельности имеют культурно – просветительские учреждения (театры, музеи, выставки), деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершений пожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовой информации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современные информационно – коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/16x1ef1.html

Refy-free
Добавить комментарий