Методологические принципы государственного управления

Методологические принципы государственного управления (стр. 1 из 4)

Методологические принципы государственного управления

Введение

Принцип (от латинского «principium» – первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами.

Это специфическое понятие, в котором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них.

Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: во-первых, онтологический, раскрывающий генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают; этот аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления; во-вторых, гносеологический, связанный с анализом характера принципов, языком, логикой и структурой их адекватной научной интерпретации; это понятно изложенное и достоверное научное знание об онтологии того, что обозначается понятием принципа; в-третьих, методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления, их значение как инструмента преобразования государственно-управленческих явлений, условия и способы их действенного применения в управленческой практике.

Каждый из названных аспектов требует серьезного исследования, ибо принципы нельзя постулировать, что принято довольно широко, им нельзя произвольно давать те или иные названия, как и нельзя думать, что они могут действовать автоматически.

Очевидно, что не все закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления на сегодняшний день познаны и описаны посредством принципов.

Многое еще неизвестно и нужно заниматься познанием; то, что зафиксировано и кажется в какой-то момент истинным, тоже динамично; постоянно меняются объективные условия, которые воспроизводят закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления, а также субъективные факторы, которые их воспринимают и применяют; развиваются средства познания, научные инструменты обнаружения закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, обогащается опыт их использования в общественной практике. Значит, необходима активная интеллектуальная работа над актуализацией научного понимания тех или иных принципов. Практическое действие принципов государственного управления также не зависит от них самих, а всецело определяется отношением к ним людей. Мало знать принципы, надо еще хотеть и мочь применять их в управленческих процессах. В литературе называется множество принципов (Г.Эмерсон – двенадцать, А.Файоль – четырнадцать, Д. Карнеги – двадцать девять и т.д.), но это вовсе не означает, что все они или некоторые из них на самом деле применяются в управлении и влияют на него.

Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой.

И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами.

Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов государственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы применяются одновременно и необходимо целостное представление об их применении.

Целью данной работы является изучение и раскрытие понятия и содержания методологических принципов государственного управления.

При написании работы были использованы работы таких ученых по теории государства и права как Антонова Н. Б., Захарова Л. М., Вечер Л. С., Вишневский А. Ф., Старцев Я. Ю., Хропанюк В. Н. и пр.

1. Понятие принципа государственного управления

Реализация государственного управления базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой. Принцип (от лат. – «principium» – первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления.

Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

В проблеме принципов государственного управления наиболее ощутимо проявляется диалектика объективного и субъективного познания, знания и практического действия.

Они не предмет чистого сознания, умозрительности, и поэтому трудно соглашаться с теми авторами, в том числе и весьма именитыми, которые дают перечень тех или иных принципов, не утруждая себя особо доказательствами их материального бытия.

Принципы объективны по природе и содержанию, но по своему выражению, оформлению и закреплению являются фактом сознания. Это – проявление объективных законов в субъективной форме, в общественном сознании.

Неразрывность объективного и субъективного составляет весь гносеологический и методологический «секрет» проблемы принципов государственного управления. Не случайно мировая общественная мысль в течение почти всего XX века усиленно исследует данную проблему и практически в каждой крупной работе по управлению (любому виду) о ней что-то говорится.

В рассматриваемом аспекте важно также отчетливо представлять себе вопрос о выразимости принципов государственного управления в правовой форме. В научной литературе постоянно отмечается целесообразность закрепления их в нормах конституционного, административного и других отраслей права.

Конечно, нормативное (в законодательстве) закрепление принципов государственного управления вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения, позволяет вернее судить о том, кто и что конкретно должен делать для реализации данных принципов, гарантирует строгое соблюдение их.

Следовательно, когда речь идет о принципах государственного управления, то представляется, что их понятие должно иметь в качестве своих источников объективные управленческие явления и процессы и раскрывать их природу и управленческую роль; правильно, на основе точного изображения действительности описывать закономерности, отношения и взаимосвязи государственно-управленческой реальности; отражаться в такой форме, которая соответствует требованиям диалектической логики, показывать развивающуюся сущность определенного государственно-управленческого явления, способствовать эффективному использованию научных знаний в практике управления.

Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать таким требованиям:

а) отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;

б) характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;

в) охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;

г) отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.

Стало быть, понятие «принцип государственного управления» призвано вначале в научной, а затем и в правовой форме отражать закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционирования. Оно должно «впитать» в себя генетические основы принципов, их логические и правовые формы и их методологическую роль.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

К отличительным свойствам принципов государственного управления относятся их диалектичность и основанная на ней системность. Каждая закономерность, отношение и взаимосвязь сложны по своей структуре, содержат в себе подчас противоречивые, разнонаправленные моменты.

Определенные противоречия можно обнаружить между различными принципами и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. При характеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь с другими принципами, дополняемость ими и зависимость от них.

Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, раскрывают в полную меру свою природу и свои регулирующие способности.

Именно в системе каждый принцип имеет структурно отведенное ему место; в ней и через нее он выражает и свою индивидуальность. Система определяет также границы, способы и другие проявления конкретного применения принципов. Значит, полное раскрытие содержания и потенциала любого принципа государственного управления возможно лишь в рамках и с учетом его системных зависимостей.

2. Основания систематизации принципов государственного управления

В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации.

Выделялись такие подсистемы принципов в государственном управлении: политические (социально-политические) и организационные, организационно-политические, организационно-технические построения аппарата управления, организационно-технические деятельности аппарата управления; политические, экономические, организационно-правовые, технические, общие сущностные, организационно-политические, видовые, частные функциональные, и др.

Источник: https://mirznanii.com/a/28325/metodologicheskie-printsipy-gosudarstvennogo-upravleniya

Общесистемные методологические принципы государственного управления

Методологические принципы государственного управления

Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анали­зируемые факты. Таковы, скажем, философские принципы. Теоре­тико-познавательный и методологический аспекты — неотъемле­мые признаки принципов государственного управления как науч­ных положений.

В системе государственного управления принци­пы выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработан­ных наукой и сформулированных государством.

Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправ­ленного процесса воздействия на общество, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию по­стольку, поскольку они выражают научное знание об объектив­ных законах и функциях управления, отвечают критериям науч­ной истины.

Однако объективность принципов в указанном смыс­ле нельзя отождествлять с объективно существующими обществен­ными процессами и присущими им объективными законами.

Прин­ципы государственного управления независимы от сознания и воли субъекта только в смысле адекватного отражения объективных законов, потребностей государства и общества. Познаются и фор­мулируются они людьми с различными субъективными способно­стями и возможностями.

Принципы государственного управления суть субъективное по форме выражение требований объективных законов и специфики общественных политических отношений.

Иначе чем же объяс­нить тот факт, что признаваемые в одном типе государства (ска­жем, социалистическом) нормативные требования в качестве ос­новы государственного строительства и управления в другом (ли берально-демократическом) решительно отвергаются. Конечно же, не только иной сущностью политических систем, хотя это глав­ное.

Неолиберальное демократическое сознание властей предер­жащих — существенный фактор, под влиянием которого осмыс­ливаются объективные реалии и закономерности государства и общества.

Было бы ошибочно интерпретировать положение об объектив­ном содержании принципов управления так, что будто бы объек­тивность гарантирует адекватное их осуществление любым субъек­том и при любых условиях.

В советской политической литературе подобный апологетичес­кий подход был стереотипным при анализе политики правящих партийно-государственных институтов. Его авторами за сущее выдавалось должное, за действительное — нормативное, а скорее желаемое.

И хотя для некоторых авторов (к их числу мы отно­сим и себя) нормативный подход чаще всего был основанием кри­тической оценки существующей политической практики и выяв­ления ее противоречий, он все же мало способствовал объектив­ному рассмотрению проблем.

Не нормативность, а прежде всего действительность должна быть предметом анализа реализации законов и принципов управ­ления в практической деятельности государственных органов. Нельзя не подчеркнуть, что сознательная реализация научных законов и принципов — лишь одна из возможностей, хотя и реальных, в практике управляющего субъекта.

Определяя госу­дарственное управление, включая политическое руководство, как деятельность целенаправленную, не следует считать, что любые ее виды и формы строятся целиком и полностью по строгим науч­ным проектам. Цель, замысел — идеальный образ будущего ре­зультата, но не строго выверенная во всех аспектах какая-то научная формула.

Цель, замысел субъекта формулируются в результате синтеза элементов научных знаний и идеологических представлений, здра­вого смысла и практического опыта, итога повседневных наблю­дений и интуиции лидеров. Политика, государственное управле­ние — не только (а во многих случаях не столько) наука, но также искусство.

В последнем, как известно, доминирует вообра­жение, далеко не всегда адекватно отражающее реальность. К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления — не абсолютная, а относительная исти­на.

Мы многого еще не знаем о современных политических про­цессах и об объективных закономерностях государственного уп­равления, особенно в россии. Тем более, что многие теоретики и политики вообще отрицают таковые, а » принципы принимают любые целесообразные в данной конкрнои ситуации формы и нормы управления.

Не любое теоретическое положение, именуе­мое в литературе «принципом государственного управления», фактически им является.

Существенной особенностью принципов государственного уп­равления являются выраженность и закрепленность их в боль­шинстве своем в правовых нормах. Это положение подчеркивает­ся Г В. Атаманчуком.

Правовое закрепление принципов, бесспор­но, «вносит большую конкретность и устойчивость в управлен­ческие отношения» [1].

Мы хотели бы обратить внимание читате­ля на уточнение: «в большинстве своем»- За ним кроется вопрос, требующий дальнейшего анализа практических форм функциони­рования принципов управления. Их можно сгруппировать так:

1) традиции, складывающиеся в государственном управлении;

2) политические требования и установки, зафиксированные в программах и других официальных доцентах государства;

3) конституционные установления и другие правовые нормы, закрепляющие формальные образцы управленческих отношении
и действий субъекта и объекта управления;

4) научные рекомендации практике управления;

5) политические, идеологические и нравственные ценности как форма выражения и средство воздействия на управляющих и управляемых.

Ценностный аспект может приобретать любой из указанных видов практического функционирований принципов государствен­ного управления, что зависит от значимости принципа для систе­мы управления и его общественного признания.

Заметим, что некоторые принципы закрепляются одновременно в ряде форм: в виде политических и правовых норм, традиций и идеологических ценностей. К числу таковых относится принцип плюрализма. Он фигурирует во многих ипостасях: как демократический, т.е.

по­литический, принцип выбора целей и формирования государствен­ных органов власти и управления; как принцип планирования, как правовая норма при организации демократических выборов; как политическая и идеологическая ценность — один из регуля­торов поведения управляющих и управляемых и т.д.

Известный советский принцип демократического централизма был закреп­лен политически (в Программе и Уставе правящей партии) и конституционно — в качестве основного принципа государствен­ного управления обществом. Некоторые либерально-демократи­ческие принципы управления, например, плюрализм, конкурен­ция, закреплены юридически и в форме традиций. Кроме того, они в числе политических, идеологических и нравственных цен­ностей государства и общества.

В научной литературе описываются многие принципы госу­дарственного управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса нет.

В данной работе в качестве основания типоло­гии принципов государственного управления признаются: объек­тивные законы и функции социального и государственного управ­ления, специфика государства как политически организованного общества.

Принципы, как отмечалось, суть субъективные формы выражения объективных законов управления, а также потребно­стей развития государства и общества, состояния его политико-правовой культуры.

В соответствии с названным основанием выделим группы об­щесистемных принципов государственного управления:

1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах,
или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;

2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;

3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в
большинстве своем предусмотренные законодательством;

4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной.

Назовем их специфическими. Так же, как общесистемные, они в большинстве своем прописаны юридически или же отражены в определенных политических документах и административных инструкциях.

Государственное управление — сложный политико-правовой организм со многими относительно самостоятельными органами и службами, регулируемыми частными принципами. Такова, на­пример, государственная служба и ее принципы[2].



Источник: https://infopedia.su/2x14ef.html

Тема 2. Методологические основы государственного управления Лекция 2. Методологические основы государственного управления

Методологические принципы государственного управления

Основныепонятия:

целеполагание в государственномуправлении; древо целей; классификацияцелей; принципы государственногоуправления; функции государственногоуправления; формы государственногоуправления; методы государственногоуправления.

Понятие и основные элементы методологии государственного управления

Методология– это система наиболее общих принципов,положений, логической организации,методов и средств, составляющих основутой или иной науки.Она являетсяопределяющим началом процесса познания,а также системой общетеоретическихтребований, которые реализуются вкомплексе конкретных методов и приемовнаучного познания относительно объектовсоциальной действительности.

Применительнок государственному управлению методологияпредставляет собой совокупностьсубъектов и объектов, целей и задач,принципов, подходов и функций, критериеви показателей, форм и методов управления.

Важнейшимсоставным элементом государственногоуправления являются методологическиеустановки и подходы,которые оказываютопределяющее воздействие на всесоставляющие методологии управления.

Методологическиеустановки и подходы к государственномууправлению могут существенно отличатьсядруг от друга, что ведет к формированиюразличных школ, объединяющихученых-единомышленников. Например,можно выделить тоталитарный, демократическийи государственно-религиозныйметодологические подходы.

Притоталитарном подходек управлениюакцент делается на необходимость сильнойгосударственной власти (речь может идтио диктатуре вождя, правящей элиты), ослиянии органов государства и правящейпартии, о подчинении им общественныхобъединений. Это административно-команднаясистема управления.

Демократическиеконцепции государственного управленияпредставлены множеством самых различныхшкол, отстаивающих идеи «государства– добра», «государства – ночногосторожа» и др.

При всехразличиях демократических концепцийгосударственного управления все ониопираются на принципы демократии,общечеловеческие ценности, общие, а неклассовые интересы, политический иидеологический плюрализм, господствоправа и т.д.

Концепциягосударственного управления многихмусульманских стран основана нагосударственно-религиозных подходах.Например, концепция мусульманскогофундаментализма основана на идеяххалифата как лучшей формы управления,отрицании выборов в органы государственногоуправления.

Методологиягосударственного управления основываетсяна законах общественного развития. Ихотя законы не зависят от воли и сознаниялюдей и являются объективными, люди небессильны перед ними. Познавая объективныезаконы, они предопределяют и объективнуюнеобходимость своих действий, сознательноорганизуют свою деятельность.

Этопозволяет утверждать, что деятельностьлюдей определяется не толькозакономерностями, но и субъективнымфактором – их сознанием, что обусловливаетвозможность воздействия на поведениелюдей через систему государственногоуправления.

Правильноеотражение и использование в системегосударственного управления законовобщественного развития обеспечиваетпродвижение общества вперед. В случаеобратного действия – возникаютдиспропорции, противоречия, конфликты.

Сутьуправленческих решений отражается вцелях управления. Отсюда вытекает,что формирование целей государственногоуправления и их обоснованность – крайнесложная и ответственная задача.Поставленная цель отражает необходимостьдостижения заданного состояния объектав соответствии с намеченными перспективамив установленные сроки.

Своенаиболее обобщенное выражениегосударственное управление находит вфункциях государства, которыеопределяют его деятельность по решениюзадач и поставленных целей.

Функциигосударства отражают природу государства,его волю и власть. При этом следуетразличать функции государства и функциигосударственных органов.

Последниеимеют более конкретный характер, зависятот органа управления, его назначения.

Принципыгосударственного управления – этоосновополагающие правила и рекомендации,которые должны учитываться и выполнятьсяв практической деятельности на всехуровнях управления.

Использованиеосновополагающих принципов государственногоуправления существенно повышает эффектуправленческой деятельности. Принципысвязывают теорию управления суправленческой практикой, и каждыйуправленец на уровне своего познания,общей и профессиональной культурыиспользует их в своей практическойдеятельности.

Методыгосударственного управления– этоспособы воздействия на управляемыйобъект, обеспечивающие достижениежелаемого результата.

Постановказадач в отношении управляемого объектаи оценка результатов государственногоуправления, как правило, осуществляетсячерез систему критериев и показателей.

Всеэлементы методологии государственногоуправления образуют органическоеединство.

Источник: https://studfile.net/preview/5250432/page:8/

Refy-free
Добавить комментарий