Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Методика ознакомления с произведениями архитектуры

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Общие положения

Широкие возможности в эстетическом воспитании и творческом развитии ребенка имеет искусство архитектуры.

Приобщение до­школьников к изучению и активному использованию в своем твор­честве архитектурных форм при построении образов не только спо­собствует формированию конструктивных умений, но и расширяет сферу познавательных интересов, позволяет детям разнообразить свои постройки, делать их интересными и конструктивно вырази­тельными.

В искусствознании вопросы об определении сущности архитек­турных форм и их ценности в социально-эстетическом плане рас­смотрены в исследованиях И. А. Бартенева, Г. Б. Бархина, А. К. Бурова, Б.Гроппиуса, В.JI.

Глазычева, А.В.Иконниковой, Б.Ю. Циркунова, Ю.С.Яралова. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах В.В.Алексеевой, А. В. Бакушинского, А. А.

Грибовской,

Г.Г.Григорьевой, Н.В.Гросул, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Н.П.Сакулиной, Е. А. Флёриной и др.

Чтобы дети усвоили информацию об архитектуре, получаемую на занятии, следует задействовать их зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, стремясь создать целостное представление об изучаемом объекте. В методическом плане необходимо:

— выделение этапов, методов и форм ознакомления с архитек­турой;

— определение сензитивного периода для ознакомления и общих особенностей работы с детьми разных возрастных групп;

— разработка методических рекомендаций для ознакомления с архитектурой с учетом специфики возраста.

Первый этап, ознакомительно-игровой. Детям предоставляет­ся возможность самостоятельно рассмотреть объект архитектуры. В зависимости от возможностей дошкольного учреждения знакомство может проходить в естественной для архитектурного сооружения среде или по фотографиям, макетам, слайдам, фильмам.

От первой встречи с искусством архитектуры зависит очень мно­гое. Здесь важна заинтересованность детей. Дети должны сами рас­смотреть сооружение с различных сторон, потрогать какие-то его детали (если это возможно).

Целенаправленную, содержательную беседу проводить не стоит, поскольку ребенка притягивает все новое и неизученное.

Его вни­мание сконцентрировано на внешних раздражителях, и соответствен­но информация, полученная в момент его увлечения новым объектом изучения, может не усвоиться в полной мере и потребует повторно­го озвучивания.

В процессе самостоятельного, непринужденного, свободного изучения дошкольники улавливают суть произведения, его образную структуру, вычленяя самое главное.

На практике первый этап ознакомления выглядит примерно следующим образом. Если изучается реальный объект, то дети с неудержимой силой стремятся все исследовать непосредственно.

Они обходят здание вокруг, пытаются проникнуть во все двери и проемы, чтобы удовлетворить свое любопытство, потрогать все выступающие элементы архитектуры, которые доступны для них.

Поэтому роль педагога сводится к тому, чтобы уберечь детей от опасности или скорректировать их поведение в соответствии с нормами.

Если же ознакомление проходит опосредованно, то у макетов есть преимущество перед другими средствами (фотографиями, слайдами и пр.), поскольку макет — это тот же самый объемный объект архи­тектуры, который можно рассмотреть со всех сторон, детально изу­чив его элементы в непосредственном контакте. И здесь функция педагога заключается уже в охране макета от полного его разбора детьми

После того как дети удовлетворили свою познавательную пытли­вость, целесообразно предложить им изобразить то архитектурное сооружение, которое они самостоятельно изучали, используя для этого любые материалы, техники и виды творчества (рисование, лепку, аппликацию и конструирование). По результатам детского творчества можно будет составить представление о степени изучен­ности обследованного архитектурного сооружения и определить на­правления дальнейшей работы с учетом полученных впечатлений и представлений.

Второй этап, ознакомительно-обучающий. Целенаправленное изучение архитектурного сооружения, сопровождаемое беседой. Цель этапа — познакомить дошкольников с особенностями архитектурной конструкции, подробно рассмотреть архитектурные формы, выделить образную структуру сооружения.

Беседа должна иметь четкую струк­туру быть продуманной, содержательной и интересной детям. От возраста детей зависят содержание и форма беседы. Чем младше дети, тем непродолжительней она должна быть. От длительного сообще­ния, даже при условии его эмоциональной окрашенности, младшие дошкольники могут утомиться.

Это приведет к снижению внимания, что повлияет на усвоение знаний.

Какая бы форма ознакомительной беседы ни была выбрана педа­гогом, важно не только давать детям специфичные знания, раскры­вающие строение изучаемой архитектуры, но и проводить аналогии с природными объектами, явлениями, формами, использованными в объекте. В этом случае у детей будет формироваться система знаний об окружающем мире (природном и рукотворном), которую они смогут применять в различных видах деятельности.

В ходе беседы важно вовлекать детей в процесс сооткрытия, а не давать готовые знания.

Когда дошкольники пытаются с помощью наводящих вопросов, проблемных ситуаций самостоятельно прийти к каким-то выводам, эти знания оказываются более прочной основой художественно-изобразительного опыта.

Момент включения детей в качестве активных участников беседы позволяет им ощутить доверие взрослого, состояние равенства партнеров. Это очень важно для личностного становления ребенка.

После беседы можно предложить детям изобразить архитектурное сооружение, выбирая любые формы.

Третий этап, ознакомительно-углубленный. Он предполагает детальное изучение отдельных архитектурных форм, элементов, ко­торые наиболее интересны, доступны детям дошкольного возраста и которые могут впоследствии использоваться ими в собственном творчестве.

Чтобы дети усвоили конструктивно-образную специфику архи­тектурного сооружения, целесообразно использовать фотографии, слайды, фильмы, схемы, которые позволят рассмотреть особенности той или иной формы или декоративного элемента.

На этом этапе изучаются составные элементы рассматриваемого объекта, техники, материалы, примененные для его постройки.

С по­мощью различных видов ТСО становится возможным разглядеть, к примеру, рисунок купола, который не виден, если смотреть на храм с земли.

Если второй этап позволяет составить целостное представ­ление об архитектуре, то третий этап наполняет эту целостность специфическими знаниями, раскрывающими различные стороны архитектурной постройки.

Третий этап служит неким итогом в про­цессе ознакомления, когда к общей картине добавляются отдельные штрихи, делающие ее более выразительной.

Форма ознакомления на этом этапе может быть самой разно­образной. Все зависит от возрастной группы детей и своеобразия архитектурного сооружения.

После того как дошкольники расширили свои представления в процессе детального изучения, можно им предложить вновь изобра­зить архитектурную постройку, для того чтобы иметь представление, каким образом происходит усвоение знаний и как формируется об­раз конкретного объекта архитектуры.

Четвертый этап, ознакомительно-закрепительный. В ходе него происходит анализ степени усвоения дошкольниками полученных знаний и умений.

Для проведения аналитической работы целесо­образно использовать дидактические игры, позволяющие, с одной стороны, проверить, насколько эффективна вся проведенная работа.

С другой стороны, игра выполняет в этой ситуации не только диа­гностическую функцию, но и обучающую, закрепительную.

Если кто-то из детей по каким-либо причинам не смог усвоить в полной мере отдельные вопросы, то в игре у него появляется воз­можность восполнить или закрепить эти знания. В ходе игры можно предложить детям изобразить понравившееся архитектурное соору­жение или отдельную архитектурную форму.

После этого подводит­ся итог усвоения дошкольниками правил и законов архитектуры. Дидактические игры, раскрывающие художественно-конструктивные особенности архитектуры, после того как педагог объяснит их суть, могут использоваться дошкольниками в самостоятельной игровой деятельности.

Для того чтобы игры были содержательно интересны детям продолжительное время, необходимо разработать различные варианты игр, предполагающие усложнения.

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3538; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-9773.html

Семинар для воспитателей «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой»

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Полина Тагаева
Семинар для воспитателей «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой»

Подготовила и провела:

Лисюнина П. Н.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ознакомлению дошкольников с архитектурой, как способом формирования отзывчивости к красоте, развитии художественного восприятия, воспитании эстетического отношения к действительности.

Задачи:

Подобрать оптимальные формы организации работы воспитателя по ознакомление дошкольников с архитектурой.

Освоить способы организации совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

https://www.youtube.com/watch?v=Y0HH6l79Ln4

Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.

Введение.

СЛАЙД 2. Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности ребенка-дошкольника.

Приобщая детей к архитектуре, воспитатель способствует формированию отзывчивости к красоте, развитию художественного восприятия, воспитанию эстетического отношения к действительности. Восприятие архитектуры оказывает положительное воздействие на развитие чувства пропорции, цвета, композиционной формы, совершенствовать зрительные и осязательные анализаторы.

СЛАЙД 3. Знакомство с памятниками древнего зодчества способствует формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре. Дети знакомятся с широким кругом предметов и явлений, активизируя тем самым познавательные интересы в различных областях знаний.

СЛАЙД 4. Развивается личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно, воспитывается эмоциональная отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному.

Особенности знакомства дошкольников с архитектурой.

СЛАЙД 5. Активизация художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектуройвозможно при следующих условиях:

• поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

• взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

• предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

• использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

СЛАЙД 6. Использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С. П.

Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов.

При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

СЛАЙД 7. Для дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности.

Практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей.

Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства.

СЛАЙД 8. В рисунках детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей.

Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. СЛАЙД 9. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения.

Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления.

СЛАЙД 10.

Ознакомление детей с архитектуройосуществляется посредством организации различных форм работы с детьми: на ОД по архитектуре, изобразительной деятельности и конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения.

Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности.

В рисовании на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города»«Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.

работы по ознакомлению с архитектурой.

СЛАЙД 11. Средняя группа

Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения. Познакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

• Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

• Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.

• Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

• Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СЛАЙД 12. Старшая группа.

• Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том,что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

• Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурныхсооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.).Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

• Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

• При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, дворцов.

СЛАЙД 13. Подготовительная группа

• Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

• Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д.

Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут.

• Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники,которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.

• Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Примерные темы ОД по ознакомлению с архитектурой.

СЛАЙД 14.

Средняя группа.

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Детский сад наш так хорош —лучше сада не найдешь».

Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть зала (музыкальный и физкультурный, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

СЛАЙД 15.

Старшая группа.

Художественное творчество, рисование.

Тема: «Сказочный домик» .

П. С. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать знакомыми различными материалами. Формировать желание рассматривать свои рисунки.

СЛАЙД 16.

Подготовительная группа

Познание (Познавательно-исследовательская конструктивная деятельность.

Тема: «Мосты»

Программное содержание: расширять представления о мостах (их назначении, строении); упражнять в конструировании мостов; совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы; развивать внимание, сообразительность, умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, доказывать его правильность или ошибочность; упражнять в выделении несоответствий, в сравнении, обобщении.

Заключение

Педагоги придают особое значение теме «Архитектура и дети», её трудно переоценить. Ознакомление дошкольников с архитектурной концепцией способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте.

СЛАЙД 17. Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием в ОД по изобразительной деятельности и конструированию.

Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Результатом подобной работы является то, что у дошкольников появляется чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения архитектуры, способность выделять выразительные средства, устанавливать их связь с замыслом архитектора. Умение оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-dlja-vospitatelei-osobenosti-znakomstva-doshkolnikov-s-arhitekturoi.html

Ознакомление дошкольников с архитектурой

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Архитектура (от лат. — строить, возводить), зодчество — искусствосоздавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип:польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

Типы сооружений:

  • объемные сооружения: жилые дома, общественные здания(детские сады, школы, кино-театры, театры, магазины, метро и пр.), промышленныесооружения (заводы, фабрики, электростанции и пр.), мосты, триумфальные арки,культовые сооружения;
  • ландшафтная архитектура: скверы, бульвары, парки с«малой» архитектурой (беседки, мостики, фонтаны);
  • градостроительство: создание новых городов, районов,ансамблей сооружений.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются разные материалыи технологии (камень, дерево, кирпич, металл, бетон, стекло и пр.).

Об архитектуре писали, что это летопись, она говориттогда, когда уже молчат и песни, и предания, когда уже ничего не может сказатьо себе погибший народ.

Средства выразительности архитектуры: пластика объемов, композиция(симметричная, асимметричная), масштабность (крупные — мелкие объемы), ритм(вертикальный — горизонтальный), пропорциональность, фактура, цвет поверхности,освещенность (свет — тень).

В зависимости от архитектурного стиля появляются своисредства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль,появляются новые признаки.

Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие -через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности(колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет).

До наших дней сохранилисьегипетские пирамиды, развалины античных дворцов.

Каждая эпоха в Европе имела свой художественный стильсооружений.

Романский (или римский) стиль (X—XIII вв.): монастыри ирыцарские замки. Архитектура сурова, тяжеловесна, замкнута, конструкциимассивные.

Готический (готика) (XII—XIII вв.): культовый стиль —собор, возвышающийся над городом.

Каркасная система позволила создаватьнебывалые по высоте гигантские ажурные башни, высокие стрельчатые окна, арки,многочисленные декоративные детали (башенки — «фиолы», завитки — «краббы»), круглые окна с переплетами — «розы».

Примеры готики: Собор Парижской богоматери (Франция, Париж), Вестминстерскоеаббатство (Англия, Лондон), Кельнский собор (Германия, Кельн).

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (XIV-XVI вв.): послесредневековья возвращение к античному искусству. Это дворцовое и культовоестроительство, характерные черты которого соразмерность, равновесие,гармоничность композиций.

Барокко (от итал. — причудливый, странный) (XIV— XVIIIвв.

): одно из стилевых направлений в искусстве, для которого характерныпространственный размах: роскошные храмы, дворцы, нарочитая усложненность,изгибы, изломы формы, пышность, богатство, неумеренная декоративность, обилиескульптуры, насыщенность цвета и позолоты, широкие парадные лестницы. Пример барокко: ансамбль Капитолийского холма (Италия,Рим).

Рококо: завершение барокко, самая утонченная стадия -узор из камня и раковин.

Классицизм: XVII-начало XIX в.

Отличительные черты этогостиля — строгость, геометричность композиций зданий и дворцово-парковыхансамблей, опора на наследие античной культуры как на идеальный образец.

Четкость объемов, ясно выражен центр, на глади стен выделяются портик,колоннады, статуи, рельефы. Примеры классицизма: Собор Святого Павла (Англия,Лондон) дворец в Версале (Франция, Париж).

В России архитектура тесно связана с определенным местоми временем, учитывает региональное, национальное, местное своеобразие. «Что негород, то норов»: суровые избы Севера, изящно-лиричные московские особняки, тяжелыепалаты Пскова, сдержанность построек Новгорода, гармония архитектурных шедевровПетербурга — все это русская архитектура.

Дерево было основным строительным материалом на протяжениимногих веков. Из него возводились избы, терема, хоромы, поселения, княжескиедворы, оборонительные крепости-кремли.

Избы — бревенчатые, окна маленькие, пол – высоко отземли, под ним — хранилище. Хоромы — дом с пристройками, у каждого из нихразные окна, крылечки, крыша: двускатная, бочка, луковка, главка, шатер. Украшениемслужила резьба по дереву: причелины, полотенца, подзоры, гребешок, дымник,наличник; ставни — названия резных досок, которые украшали крышу, трубу, окна ипр.

Каменные строения пришли на смену деревянным, но в основуих создания положены традиции деревянного зодчества. Каменные палаты состоялитоже из нескольких помещений, которые постепенно пристраивались: светелка дляжены, для детей и пр. Все они были связаны между собой переходами — открытымиили закрытыми.

Хоромы украшали белокаменным узором по плоской кирпичнойстене и изразцами, что придавало праздничный облик сооружению, поверхности окнаи двери — «оберегами», что пришло из народного искусства.

С тех времен сохранились деревянные и каменные храмы,каменные палаты.

Карелия, Кижи. Москва, Кремль — Теремной дворец и др.

Западное искусство архитектуры широко проникает в Россиюв период правления Петра I. Элементы разных стилей (с учетом русских традиций)находим в архитектуре, которая сохранилась до наших дней.

В петровский период были разработаны стандарты домов -для кого как строить: для «подлых людей» (ремесленников, мелких торговцев) —дом одноэтажный в три окна для зажиточных симметричный дом с 14 окнами, ссенями посередине и мезонином над входом, окна с простыми наличниками; дляименитых — двухэтажный на «погребах», с мансардой.

Петербург — Летний дворец Петра I построен как дом дляименитых.

К стилю барокко можно отнести: в Петербурге — Зимнийдворец: яркие цвета стен — красный, зеленый; белые детали, позолота; в Москве —дом Апраксиных-Трубецких на ул. Покровка — прихотливые изгибы стен, пышныедекоративные и архитектурно-пластические детали, изумрудно-лазоревая окраскастен.

Классицизм, пришедший на смену барокко, в России такжеприобретал национальные черты. Если барокко — это дворец, то классицизм — это идворец, и жилище для всех.

Фасад дома в стиле классицизма стал знаком принадлежностик дворянству. В основу этого стиля архитектуры положены принципы античнойкультуры: геометричность, двуцветие, белый классический выделялся на фонеинтенсивно окрашенных стен и т.п.

Классицизм стал официальным государственным стилем вовремена Петра I. Яркие примеры этого стиля: в Петербурге — Таврическийдворец, Исаакиевский собор (стиль позднего классицизма): купол, восьмиколонныйпортик с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами; Казанскийсобор; Биржа; Михайловский дворец (Русский музей).

Москва — Большой Кремлевский дворец; Большой театр; домПашкова (Государственная библиотека); здание Голицынской больницы; домХрущевых-Селезневых (музей А.С.Пушкина); дом Лопухиных (музей Л.Н.Толстого). Московский классицизм дополняется купеческим, городскимфольклором, что хорошо демонстрируют старинные здания Замоскворечья.

Ампир: стиль трех первых десятилетий XIX в., завершившийразвитие классицизма. Для него характерны массивные, монументальные формы ибогатый декор: лавровые венки, орлы, военные эмблемы и т.п.

Эклектика (от греч. — выбирающий): это свобода выборахудожественных форм и свобода заимствования, использования разных стилей.

В творчестве русских архитекторов появляются и готическиемотивы. Применение кирпича, двуцветия придавало готике русский характер, чтопостепенно стало ассоциироваться с национальным искусством. Использованиеотдельных элементов готики называется псевдоготикой.

Москва — Царицыно: от готики здесь стрельчатые окна;сочетание естественного цвета кирпича с белым придает зданиям декоративность.Ансамбль Царицыно воспринимается как художественное целое: парапеты, смотровыебашенки, гармония с ландшафтом.

Петровский дворец — здесь классицизм сочетается спсевдоготикой и древне-русским стилем. Здание увенчано куполом, охваченоарками, кокошниками, крыльцо со столбиками-кубышками, красный кирпич и белыйдля украшения, узорные пояса. Здание окружено массивными стенами, готическимиугловыми башенками и стрельчатыми окнами.

Исторический музей и здание бывшей Государственной думы,Погодинская изба — псевдорусский стиль. Стилизация в духе деревянногозодчества, нарядные резные ставни, многочисленные декоративные детали.

Здание верхних торговых рядов (ГУМ) — декор покрывает фасад,стены галереи, подчинен по стилю Кремлю, Историческому музею.

Постепенно «русский стиль», «эклектика» сталиобъединяться со стилем «русский модерн», «неорусский стиль»: Третьяковская галерея — фасадная стена оформлена поэскизам В.М.

Васнецова; Казанский вокзал — подобие сказочного городка, сочетаниемотивов русских хором и собора в Казани, сочетание разных по форме, величине,цвету декоративных объемов, затейливые детали наличников, напоминает «теремной»комплекс.

«Модерн» (от франц. — новейший, современный) -стилевоенаправление в исскустве конца XIX — начала XX в., создание новых форм,своеобразный декор, элементы здания подчинены единому орнаментальному ритму.Форма здания произвольная, свободной планировки, отказ от симметричностифасадов, поиски рациональных решений по увеличению этажности зданий, ихразмеров.

Москва, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал-сочетание «модерна» и архитектуры русского севера: крыша, как кокошник,расположение и форма окон и пр. В этот период появляются необычные здания — зданияМосковского телеграфа, Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительныхискусств им. А.С.Пушкина) — здание с колоннадой по главному корпусу в греческом стиле.

В начале XX века ведутся поиски нового монументальногостиля в архитектуре, при этом сохраняется самобытность Москвы — патриархальныйуют переулков, задушевность Замоскворечья, державность Кремлевских площадей… Проводятся конкурсы, составляется генеральный планзастройки Москвы.

В конце 20-х годов строят клубы им. Н.В. Русакова, завода«Каучук», им. С.М. Зуева, завода им. Лихачева (ЗИЛ) — типичные зданияконструктивизма. Конструктивизм — это направление в архитектуре 20-х годов XIXв.

, в основе которого — создание простых, логичных, функционально оправданных форм.

Рационализм — движение в архитектуре 20-х годов XX в.:поиски лаконичных динамичных современных архитектурных форм.

Северный речной вокзал Москвы — здание, которое напоминает двухпалубныйречной пароход: конструкция изящная, легкая, с колоннами и арками, с башней ишпилем, увенчанным золотисто-красной звездой, которая в 1935-1937 годахнаходилась на Спасской башне Кремля.

Здание украшено барельефами, мозаикой,скульптурой — фонтанами, широкая гранитная лестница идет от центральногопортала к причалу.

В 50-е годы строятся высотные здания — как символ победы,мощи и силы страны-победительницы в Великой Отечественной войне.

Позднеепоявились новые площади, районы: Песчаные улицы, Кузьминки, Черемушки, новыестанции метро — настоящие подземные дворцы (колонны, барельефы, скульптуры,витражи, мозаика), города-спутники — Зеленоград, Солнцево, Внуково. Каждый район, город развиваются с учетом потребностей ихнаселения.

Используются новые, современные материалы, технологии, смелыесочетания цветов; снова вошли в моду чугунные необычные ограды — чугунноекружево Москвы. Рассматривая здания Москвы или любого другого города,видим знакомые элементы разных архитектурных стилей.

Фасад — внешний вид здания.

Интерьер — архитектура внутренних помещений здания.

Фронтон — треугольное завершение фасада здания, портика,колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.Декоративным фронтоном украшают двери, окна здания.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно передвходом в здание.

Атланты — опора в виде мужской статуи.

Кариатиды — опора в виде женской фигуры.

Мозаика, витражи, фрески — виды техник при оформлениизданий.

Барельеф, горельеф, скульптуры — часть украшения здания.

Основные задачи ознакомления дошкольников с архитектурой:

  • учить видетьоблик своейулицы, района,города, поселка;               
  • видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий,окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины- большие окна, кинотеатры — необычные конструкции);
  • учить сравнивать старинные и современные здания, видетьих различие;
  • выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески,барельефы, скульптуруи пр.;
  • выделять средствавыразительности архитектуры(пластику объемов,масштабность, пропорциональность,фактуру, цветповерхности, освещенность);
  • выделять узорность оград домов, мостов (орнаментгеометрический, растительный, символику);
  • знакомить ссадово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов,цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура(беседки, мостики, фонтаны);
  • выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема,дворцы);
  • отражать в рисунке, аппликации здания современные,старинные, сказочные.

Работа с детьми проводится в двух направлениях: ОЗНАКОМЛЕНИЕ САРХИТЕКТУРОЙ И ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ


ОЗНАКОМЛЕНИЕ САРХИТЕКТУРОЙ

1.Экскурсии, прогулки по улице города, поселка

  • рассматривание зданий разного назначения: жилой дом,детский сад, школа, магазин, кинотеатр, метро и пр. (определить общую формуздания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементыукрашения);
  • рассматривание характерных средств выразительностиопределенного стиля (дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны)).

2.Рассматривание зданий на иллюстрациях, репродукцияхкартин, фотографиях, открытках, видеофильмах и пр. (показать разнообразиеархитектурных стилей в городе).

  • подборка изображений зданий с учетом поставленных задач,например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий ит.д. (на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматриваливо время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием).

3.Рассматривание иллюстраций в книгах с изображениемсказочных зданий (показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон,украшений; определить элементы сказочности).

Это: избушки разного типа (рукавичка, пряничная, лубяная,ледяная),; теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (СнежнойКоролевы, Золушки, Весны, Змея-Горыноча и пр.

); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшенияизбушки, дворца ( добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

4.Использование художественного слова (рассказ, сказка,стихотворение), где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образныхсравнений.

5.Рассказ воспитателя.

6.Вопросы.

7.Слушание музыки для создания определенного образаздания.

ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ

Изображение зданий разных конструкций и разногоназначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках,аппликациях. работ зависит от впечатлений детей, от того,какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какиесказки читали, что вызвало у них интерес.

Темы: «Наш детский сад», «Наша улица», «Изба», «Теремок»,«Дворец». Младшие группы: «Домик для собаки, кошки,медведя, для неваляшки», Избушка»,«Теремок».

Старшие дети: «Сказочный терем», «Дворец», «Городбудущего», современные здания.

Источник: http://www.pedkabinet.ru/load/metodicheskie_rekomendacii/khudozhestvenno_ehsteticheskoe_napravlenie/oznakomlenie_doshkolnikov_s_arkhitekturoj/11-1-0-20

Ознакомление с архитектурой в детском саду

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Ознакомление  с  архитектурой детей 5-7 лет

Старшим дошкольникам архитектура представляется как вид искусства. Знакомя их с окружающим миром, необходимо обращать внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, учувствуют в праздниках, радуются любимым игрушкам и.т.д., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты.

Рассматриваются дома, окружающие детский сад, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращается внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша.

В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному окрашены.

https://www.youtube.com/watch?v=t2FYPEqnXr8

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего, на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

В народных сказках представлены самые разные дома: теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, кувшин, домики трех поросят из разных материалов, пряничный домик. Описываются дворцы Кощея Бессмертного, змея Горыныча.

Образы различных сооружений, воспринимаемые через посредство художественного слова, рождают у каждого свои образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором.

Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включать знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты.

В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

—  Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

—    Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

—    Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

—  Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

— Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

—   Выделить узорность оград домов, мостов.

—   Знакомить с садово–парковой архитектурой.

—   Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

—  Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Виды архитектуры

По целевому назначению:

-жилищная (жилые дома, коттеджи, гостиницы, общежития)

-промышленная (заводы, фабрики, фермы)

-декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, арки, мосты)

-общественно-гражданская (соборы, театры, бассейны, рестораны, школы, магазины, бани, вокзалы).

По характеру:

-объемная (=замкнутая конструкция)

-ландшафтная (мосты, арки, фонтаны, беседки)

-градостроительство (комплекс архитектурных сооружений)

По духовно-эстетической ценности:

-имеющие культурно-историческую ценность во все времена

— -«-«- в определенные периоды

-не имеющие духовно-эстетической ценности (склады, тюрьмы).

Выразительные средства архитектуры

Композиция – гармоничность элементов, обеспечивающих единство и целостность формы

Форма, масштабность (=соразмерность сооружения человеку)

Тектоника – структурная основа, костяк сооружения. Бывает двух типов:

-балочная (русская изба) -арочная (храмы)

Ритм – чередование элементов в определенной последовательности

Пропорция – соразмерность частей между собой

Симметрия – расположение частей относительно друг друга

Контраст – противоположность в каком-либо отношении

Виды архитектурных форм

Крыши – завершение сооружения (функция защиты от погодных явлений, придает выразительность)

Купол – свод в виде полусферы

Ордер – колонна (=стержень, опора). Колонна состоит из стволовой части , капители (верхняя часть), базы (плита под колонной)

Портал (центральный вход), арка (криволинейная конструкция для перекрытия проемов)

Эркер (выступающая полукруглая часть здания), балкон (выступает), лоджия (ниша), окно (проем в стене для света), дверь (закрывает вход в помещение), лестница (ступенчатый марш).

Башня (высокое сооружения для наблюдения и защиты) – маяк, минареты, колокольные, вышки, водонапорные, обсерватории.

Мосты (сооружение, являющееся дорогой через препятствие) – висячие (канатные), крепостные (подъемные) и др.

Фонтаны (видоизмененный колодец, выполняет декоративную функцию) – памятник, дворцовые, для питья, каскадные.

Основные направления деятельности

1.Работа с детьми

2.Работа с родителями

3.Организация предметно-развивающей среды

1Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов

  • художественное творчество

— (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей  о разных стилях архитектуры.

  • экскурсии, прогулки по улице города

-используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

  • рассматривание иллюстраций  и фотографий

— проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.

– через них осуществляется накопление, углубление и систематизация знаний. Они дают возможность:

— познакомить детей с различными архитектурными стилями

— познакомить с архитектурными терминами и понятиями

— создавать чертежи и моделировать различные конструкций

  • чтение художественной литературы

— помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного.

Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.),  с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.

2.Работа с родителями занимает важное место в реализаций программы. Благодаря экскурсиям, прогулкам с родителями по улицам города у детей формируется умение ориентироваться в окружающей действительности.

С целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней используются следующие методы:

  • выставки пособий и дидактических игр;
  • анкетирование;
  • индивидуальные консультации;
  • домашнее задание;
  • участие в совместных проектах.

3.Организация предметно-развивающей среды.

Для организаций детской деятельности, накопления воспитанниками знаний об архитектуре, большое значение имеет предметно-развивающая среда, в которой дети могли бы получить больше новых ярких впечатлений по теме. Она содержит следующие компоненты  :

  • дидактические игры;
  • дидактические пособия;
  • литературный материал;
  • технические средства обучения.

Дидактические игры должны отражать тематику всех разделов программы.

Дидактические пособия, например, макет «Наш детский сад», макет «Улицы города» и т.д.

Наглядные пособия: например, «Православные храмы», «Сказочные домики», «Деревянное зодчество», «Храмы», «Московский Кремль», «Садово-парковая архитектура», «Мой микрорайон» и т.д.

Литературный материал: русские народные сказки, стихотворения, стихи.

Информационно коммуникационные технологии: видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов и программ; мультимедийный проектор.

Архитектурный словарь

Архитектор— это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.

Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений

Арка — криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.

Балкон — открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.

Беседка — небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.

Витраж — декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.

Готика — художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы  украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.

Дымник — декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба — крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли — рудная, черная, т.к. дым выходил  либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Колонна — архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.

Конек  — горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.

Наличники — обрамление дверного или оконного проема рамкой.

Особняк — комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.

Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).

Полотенце — вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.

Ставни — деталь окна.

Фасад — наружная сторона здания или сооружения

Источник: https://infourok.ru/oznakomlenie-s-arhitekturoy-v-detskom-sadu-3722280.html

Методы ознакомления дошкольников с архитектурой

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Наблюдение — один из основных методов.

По характеру:

Целостное.Позволяет составить общее представление об архи­тектуре и исследовать ее как целостную конструкцию, включающую ряд взаимосвязанных компонентов.

Детальное. Способствует изучению отдельных архитектурных форм, элементов конструкции. Может применяться как при натурном изучении архитектуры, так и с помощью макетов, фотографий, слай­дов. Его специфика заключается в том, что предполагается решение узконаправленных задач, концентрирующих внимание детей на от­дельных структурных единицах конструкции.

Комбинированное. Предполагается изучение архитектурного сооружения по принципу от целого к частному, от частного к целому. Применяется в основном тогда, когда объем изучаемой информации невелик, и в этом случае можно составить целостную характеристи­ку и вычленить отдельные детали.

Образное. В ходе восприятия того или иного архитектурного сооружения дети учатся выделять образ, который заключен в самой конструкции. Такое наблюдение формирует способность проводить аналогии между произведениями архитектуры и объектами, явле­ниями окружающего мира.

Сравнительное. Способствует развитию аналитических умений в сопоставлении различных архитектурных сооружений друг с другом с целью выделения их общих и отличительных черт. Сравнение по­могает установить закономерности в построении архитектурной конструкции, которые впоследствии могут использоваться самими детьми в процессе конструктивного творчества.

Синтезированное.

Предполагает установление дошкольниками связи между характером и стилем архитектурного сооружения и сте­пенью его взаимодействия с другими видами искусства (дизайном, живописью, скульптурой и т.д.).

Необходимо для того, чтобы на­глядно продемонстрировать детям, как на образную и конструктив­ную стороны архитектуры могут влиять другие виды искусства и как тесно бывают связаны их выразительные средства.

По активности детей:

Самостоятельное индивидуальное. Дает возможность ребенку самому рассматривать и изучать архитектурную конструкцию, делать выводы, подмечать особенности, выделять главное.

Самостоятельное индивидуальное наблюдение можно использовать во время прогулок: дать задание малышу рассмотреть какой-то архитектурный объект, когда он пойдет домой или будет прогуливаться с родителями. А по­том, придя в детский сад, он расскажет, что интересного смог увидеть.

Самостоятельное групповое. Имеет ту же цель: стимулировать умение детей самостоятельно обследовать объекты архитектуры, что­бы выяснить на визуально-аналитическом уровне, из каких элемен­тов состоит рассматриваемое архитектурное сооружение, какой ма­териал использовался для его постройки.

Самостоятельное групповое наблюдение целесообразно использовать в ходе экскурсий или прогулок, проводимых на первом этапе ознакомления, когда дошкольники самостоятельно суммируют свои впечатления, после чего они делятся ими друг с другом и с педагогом.

Индивидуальное целенаправленное. При активной позиции взрослого. Используется в синтезе со словесными методами (беседой, пояснением, рассказом и др.). Несмотря на его кажущуюся слож­ность, может применяться в разных ситуациях.

Вечером, когда в группе остается один ребенок, которого пока еще не забрали родители, малышу можно предложить совместно рассмотреть альбом с фотографиями архитектурных памятников или макеты архитектурных сооружений (если таковые имеются). В этом случае расширяются знания ребенка, обогащается его художественно-эстетический опыт.

Групповое целенаправленное.

 Цель — с помощью словесных методов дать детям достаточно глубокое представление (в соответ­ствии с их возрастными и индивидуальными возможностями) о своеобразии рассматриваемого архитектурного сооружения. Группо­вое наблюдение применимо как на экскурсиях при непосредствен­ном, так и при опосредованном (через различные виды ТСО) озна­комлении дошкольников.

Беседа.Опорное средство, позволяющее детям помимо визу­ального опыта получить еще и опыт информационный. Однако формы приобретения знаний в области архитектуры могут быть раз­личными.

Беседа-повествование.В ходе такой беседы педагог в повество­вательной форме рассказывает об архитектурном сооружении, его конструктивных особенностях, материалах, возможно, даже об исто­рических событиях, связанных с этим памятником архитектуры. Со­держание повествовательной беседы должно учитывать возраст и эстетическую подготовленность дошкольников.

Беседа-сказка.Позволяет в увлекательной, интересной и при­вычной для дошкольников, особенно младшего возраста, форме рас­сказать о достаточно сложных понятиях архитектуры.

Беседа-игра.Используя игровую форму, можно более детально познакомить детей с элементами архитектуры, включая в процесс игры и словесные пояснения педагога. Беседа должна быть непро­должительной и лаконичной по содержанию. Целесообразна на эта­пе закрепления материала.

Беседа с привлечением сказочного героя.либо ведущаяся от третьего лица.

Сказочный герой, благодаря которому дошкольники отправляются в мир архитектуры, выступает в качестве дополнитель­ного активизирующего условия. Сказочный герой или рассказ от его лица — сюрпризный момент для детей.

Это дает возможность детям в непринужденной форме рассмотреть сложные понятия, явления архитектуры как вида искусства.

Игра может выступать в качестве самостоятельного метода озна­комления дошкольников с архитектурой.

Сюжетно-ролевые игры.Позволяют детям почувствовать себя архитекторами и ощутить процесс создания архитектурной конструк­ции. В таких играх дошкольники приобретают знания и умения опытным путем, что служит прочной основой для ознакомления с произведениями архитектуры.

«Экскурсовод и посетители». Экскурсоводом сначала может быть взрослый, а затем кто-нибудь из детей. «Экскурсовод» рассказывает о том или ином архитектурном сооружении, «посетители» активно участвуют в процессе изучения архитектурной конструкции, задают вопросы, высказывают свои мнения.

«Путешественники». Дети (путешественники) отправляются в путешествие по разным странам, эпохам с целью изучения специфи­ки различных архитектурных построек.

«Мастерская архитектора». Игра позволяет получить не только знания об особенностях архитектуры, но и приобрести умение вы­полнять поэтапно все действия, необходимые для создания архитек­турной конструкции.

«Русские зодчие». Игра — аналог предыдущей, но направлена на изучение детьми своеобразия работы зодчего. Возможно сравнение архитектуры прошлого и современности.

Вариантов и правил игры можно придумать огромное множество, главное понимать, какова цель этой игры, чему мы хотим научить детей.

Дидактические игры..

игры-вкладыши; разрезные картинки; игры-конструкторы (,игры-самоделки); игры-лото; игры с игровым полем; игры на классификацию; игры-схемы (по схеме необходимо определить характер и тип архитектурного сооружения); игры- головоломки (в архитектурном сооружении вычленить формы или из форм составить целостное изображение); игры-пазлы; игры на сопоставление; игры-шутки (в предлагаемых изображениях архи­тектурных сооружений найти ошибки построения); игры-превращалки (детям предлагаются изображения архитектурных сооружений в не­привычной форме, в виде образов животных или человека, и им не­обходимо подобрать к этим картинкам другие, на которых изобра­жено реальное сооружение).

Подвижные и малоподвижные игры.С помощью имитацион­ных движений дети пытаются передать образ того или иного архи­тектурного сооружения или отдельной архитектурной формы.

«Зодчие и разбойники». «Зодчие» рисуют отдельные архитектурные формы, а «разбойники» пытаются определить и найти сооружения, к которым относятся эти элементы.

«Море волнуется раз». Дети фантазируют и телодвижениями передают особенности какого-либо сооружения или архитектурной формы.

«Я родился архитектором». Из перечисляемых объектов нужно вычленить понятия, которые относятся к архитектуре.

Методические рекомендации

Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны восприни­мать некоторые архитектурные формы, тем более что со многими они постоянно сталкиваются. Поэтому позиция, что в силу своего возраста они их не усвоят, не поймут, ошибочна.

Стараясь оградить детей от якобы сложной и ненужной информации, мы тем самым обедняем их конструктивные образы. Без посторонней помощи ре­бенку сложно разобраться в мире, который его окружает, ему необ­ходимы пояснения, поддержка взрослого.

Трудно себе представить, что без взрослого ребенок сможет понять, что существуют четыре времени года, что год состоит из 12 месяцев, а месяц — из нескольких недель, что каждая неделя включает 7 дней и т. д. И хотя эти явления малыш наблюдает, обобщить самостоятельно ему сложно.

Родители и педагоги считают своим долгом объяснить ребенку, научить его ориентироваться в явлениях природы и социума.

Но возникает во­прос: почему же архитектура, одна из составляющих окружающего мира, исключается из поля деятельности дошкольника? Игнорируя данную проблему, получаем в итоге иную: в изображениях каких- либо архитектурных сооружений дети, не знакомые с данным видом искусства, рисуют примитивный, упрощенный во всех отношениях домик непонятного вида и стиля. Дети, не знающие, что материалы, из которых можно построить дом, могут быть различными, а окош­ки не только прямоугольные и квадратные и что двери, лестницы, крыши имеют множество конфигураций, создают стереотипные ар­хитектурные конструкции. Для того чтобы расширить художественно- конструктивный и изобразительный опыт детей, необходимо создать условия для ознакомления дошкольников с архитектурой как видом искусства.

Организация экскурсий к памятникам архитектуры или к архитектурным объектам, интересным для ознакомления до­школьников.

Предполагаются не только специально организованные поездки далеко за пределы района, в котором располагается дошколь­ное учреждение, но и совместные прогулки по улицам своего района, города, в ходе которых дети могут узнать что-то новое об архитекту­ре.

Любой дом, мост, фонтан может стать объектом изучения, рас­крывающим знания о свойствах мира архитектуры, которыми впо­следствии могут воспользоваться дети в процессе создания своих конструктивных образов.

Консультирование родителей с целью обеспечения закрепления изученного материала.

Консультирование в своей традиционной фор­ме беседы, имеющей характер наставления и рекомендаций, для со­временных родителей — малоэффективное средство взаимодействия.

Поэтому ему необходимо придать форму не назидания, а разнопла­нового и разноуровневого сотрудничества. Поскольку все родители разные, условно среди них можно выделить несколько групп

Первая группа — родители, которые не стремятся обременять себя вопросами воспитания и образования своих детей, переклады­вая все на плечи образовательного учреждения.

Такие родители стре­мятся к материальному достатку, желая быть значимой фигурой в обществе, поэтому в ходе их консультирования основное внимание следует уделять мотивам, показывающим перспективы дальнейшего развития способностей ребенка в этой области, что скажется на его социальном статусе. Здесь важны два момента: что сказать и как сказать. Если педагог не заинтересован и не чувствует уверенности в своих словах, то ни один родитель не станет сотрудничать с ним. Нельзя извиняющимся тоном разговаривать с родителями, тогда они теряют уважение к педагогу, и дальнейшее взаимодействие становит­ся неэффективным и формальным.

Вторая группа — активные родители, и потому сотрудниче­ство с ними не имеет особых сложностей. Они всегда легко откли­каются на просьбы педагогов, принимают во внимание все рекомен­дации.

Но здесь существует другая опасность: перерастание офи­циально-делового общения в панибратские отношения. Во всем нужна мера, нельзя, чтобы родители в присутствии или в отсутствие детей вели себя с воспитателем как с «подружкой».

В этом случае очень сложно проявлять жесткость педагогических требований.

Третья группа — родители, придерживающиеся своих соб­ственных взглядов на проблему воспитания и образования детей. И очень часто эти взгляды не соответствуют направлениям педагоги­ческой работы дошкольного учреждения.

Дети оказываются в сложной ситуации, на них оказывается разнонаправленное педагогическое воздействие, негативно влияющее на их психологическое состояние. Проводя консультирование с такими родителями, важно уметь ис­пользовать их информацию и опыт во благо ребенку.

То есть посте­пенно, порционно вводить новую для них информацию, поскольку все новое может восприниматься ими негативно, так как, по их мне­нию, они все уже знают о своих детях и перспективах их развития.

Разработка пособий и игр, необходимых для ознакомления до­школьников с архитектурой. При всем изобилии различных дидак­тических игр и пособий вопрос приобщения дошкольников к архи­тектуре остается недостаточно разработанным.

Сегодня огромное множество пособий можно изготовить, лишь взяв из почтового ящика бесплатные журналы и проспекты, в кото­рых имеются фотографии различных по форме и конструкции домов, дверей, окон, лестниц, арок, крыш, фонтанов, мостов и т.д. Вырезав эти фотографии, наклеив на картон, заламинировав или покрыв термоклеевой пленкой, можно получить отличную дидактическую игру, направленную на решение не одной задачи.

Разложив перед ребенком карточки с изображением крыш, мы обраща­емся к нему: «Покажи, пожалуйста, крыши односкатные». Тем самым ставим задачу на выделение одного признака из множества других. Или давая за­дание разложить по коробочкам окошки арочные, стрельчатые и прямо­угольные, мы формируем умение классифицировать объекты.

В качестве демонстрационного материала можно использовать перекидной настенный календарь с фотографиями различных па­мятников архитектуры. От педагога требуется совсем немного уси­лий, чтобы заинтересовать детей. Даже в младшем дошкольном возрасте можно знакомить с визуальными знаками, обозначающи­ми элементы архитектуры, включая их в повседневную деятельность.

Например, развесить карточки с изображением нескольких крыш, различных по форме, так, чтобы они располагались в разных игро­вых зонах. При направлении детей в эти зоны ориентировать их на эти знаки: «Маша, положи, пожалуйста, кубик в коробку, где у нас нарисована треугольная (двускатная) крыша».

Чем чаще мы будем называть детям точные понятия, тем быстрее они начнут ими поль­зоваться.

Очень часто в качестве стимулов детям дают наклейки, и не всегда эти наклейки отвечают эстетическим и развивающим задачам. Среди них можно встретить и личико куклы Барби, и черепашек Ниндзя, и Шрека, и прочих героев мультипликации.

С целью дополнительной мотивации к выполнению каких-либо действий можно использовать карточки с архитектурными формами, изготовленными из проспектов.

При этом сделать оговорку, что карточки нужны не только для того, чтобы каждый ребенок мог похвастаться их количеством, а для того, чтобы построить город для сказочных жителей или город будущего. Вариантов коллективного участия может быть много.

Важно только понимать, что решение проблемы ознакомления с архитектурой посредством игр зависит от отношения к этому про­цессу самого педагога. Без личной заинтересованности невозможно вызвать интерес у детей и активизировать их творчество.

Совместное с детьми и родителями изготовление макетов различных архитектурных сооружений предполагает в большей сте­пени практическую деятельность, чем теоретическую.

В ходе выполнения макетов или их составляющих дети также знакомятся, но уже детально, со многими архитектурными элемен­тами.

Благодаря практическим совместным действиям дети получа­ют возможность глубже понять отдельные правила, техники архи­тектуры, законы взаимодействия конструктивных форм.

Макетирова­ние не только способствует формированию конструктивных умений, но и развивает внимательность при выполнении детали, логическое мышление, воспитывает аккуратность, раскрывает образность в ар­хитектуре.

Выделенные направления работы не являются единственными, в содержательном и методическом плане их можно дальше расширять, придумывая другие формы, в зависимости от специфики дошкольного учреждения, от возраста детей, педагогических и материальных условий.

Вопросы, задаваемые детям младшего возраста, должны быть просты по словесной конструкции, лаконичны по форме и доступны по содержанию. Здесь важен эмоциональный компонент, т. е. вопро­сы должны строиться таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально-познавательный опыт детей.

Для старших дошкольников конструкция вопроса может быть уже более сложной, содержать понятия, относящиеся к предмету изуче­ния. Вопросы также должны быть ориентированы на личностный опыт детей и стимулировать их активность в формулировании своей точки зрения по рассматриваемому вопросу. Схема анализа архитек­турного сооружения такова:

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на этот дом (здание)?

2. Как вы думаете, а какое настроение у этого домика? Почему вы так решили?

3. А этот домик добрый или злой, строгий или мягкий? Как вы догада­лись?

4. А как вы думаете, кто живет в этом домике, для кого он построен? Почему вы так решили?

5. Как вы думаете, этот дом прочный или его легко сломать?

6. А из чего же он построен? Какие материалы нужно было взять архи­тектору, чтобы построить такой дом?

7. В этом доме спрятались самые разные формы (треугольники, квадра­ты, круги, конусы, пирамиды и т.д.), как же их найти, где они спрятаны в домике?

8. Из каких частей состоит наш дом? А для чего они нужны?

9. А если мы уберем крышу, то что тогда будет? А если окошки? И т.д.

10. Скажите, пожалуйста, есть ли в доме одинаковые детали? Какие?

11. Понравился ли вам этот дом? Чем?

12. А будем с вами строить свой дом?

Старший дошкольный возраст

1. Какие чувства у вас вызывает это (здание) архитектурное сооруже­ние?

2. Как вы думаете, а какой характер у самой архитектуры?

3. С помощью чего архитектор передал его?

4. Есть ли у вас ощущение полета, когда вы смотрите на это здание или нет?

5. Для чего создано это сооружение? Почему вы так решили?

6. К какому виду архитектуры можно отнести это сооружение?

7. Прочно ли это сооружение или нет? Почему вы так решили?

8. Какие материалы использованы для создания этого сооружения?

9. Какие выразительные средства использованы архитектором для соз­дания архитектурного образа? Какое влияние они оказывают на всю архитектуру?

10. В какую геометрическую форму можно заключить это архитектурное сооружение?

11. Какие геометрические формы можно увидеть в этом сооружении?

12. Какие архитектурные формы использованы? Как они сочетаются друг с другом? Какое они имеют значение для всей архитектуры?

13. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в здании, что это изме­нит?

14. Можно ли разделить сооружение пополам? Одинаковы ли будут при этом его части?

15. Повторяются ли какие-либо элементы в архитектуре?

16. Использован ли в архитектуре декоративный элемент? Какой? Где?

17. Какие другие виды изобразительного искусства используются в ар­хитектуре? Для чего их использовал архитектор?

18. Сочетается ли архитектурное сооружение с окружающей природой, другими зданиями?

19. Как вы думаете, как можно назвать это сооружение?

20. Понравилось ли вам архитектурное сооружение? Чем?

21. Хотели бы вы сами построить такое сооружение?

Начинать изучение любого архитектурного сооружения целесо­образно с активизации интереса дошкольников, через переключение их внимания на собственные эмоциональные ощущения.

Когда дети дали характеристику своего состояния, необходимо определить на­строение обследуемого объекта. Такой переход приучает детей за­мечать не только свое состояние, но и самочувствие других.

И на­чинать это нужно именно с младшего возраста, когда дети более отзывчивы и открыты всему, что их окружает.

После общей характеристики настроения важно вводить более детальный анализ индивидуальных черт объекта, через сравнение их с качествами, присущими людям. Для того чтобы дети впоследствии умели создавать выразительный образ, им необходим определенный опыт его формирования, а это возможно только при условии рас­предмечивания изображаемого объекта.

Определив характер, состояние объекта, можно перейти непо­средственно к изучению его функционального назначения.

Практи­ческая сторона архитектурного сооружения обусловливает выбор материалов, конструктивных элементов, составляющих архитектур­ный объект.

Поэтому, объяснив, для чего построено сооружение и для кого, необходимо обратить внимание детей на взаимодействие таких правил в архитектуре, как прочность, польза, красота.

В этом сотрудничестве различных сторон архитектуры важно уде­лить внимание и отдельным вопросам, благодаря которым можно говорить о целостности архитектурного сооружения.

К одному из таких вопросов относится правило членения сложной формы архитектуры на более простые, которое значимо не только при анали­зе архитектурного сооружения, но в собственном творчестве детей при создании конструктивного образа.

Важно, чтобы дети научились выделять простые, знакомые формы в целостной конструкции, чтобы потом иметь возможность самим пользоваться этим приемом в процессе конструирования, лепки, рисования и аппликации.

Данное умение формируется в процессе визуального анализа архитектуры на предмет наличия скрытых гео­метрических форм и в ходе поисков возможных вариантов путем мысленного добавления или убирания каких-либо конструктивных элементов.

Вычленяемые геометрические формы помогают более четко опре­делить структуру архитектурных форм, из которых состоит сооруже­ние. Дети младшего дошкольного возраста обращают внимание на основные, яркие, выделяющиеся архитектурные формы, те, которые в этом возрасте они способны воспринять и дать им элементарную характеристику.

В процессе ознакомления с архитектурным сооружением необхо­димо также уделить внимание его декоративной стороне: рассмо­треть, проанализировать декоративные элементы и понять их на­значение, выяснить, оказывают ли они воздействие на функциональ­ную и конструктивную стороны архитектуры.

Этот вопрос следует разбирать с детьми старшего дошкольного возраста, так как младшие дошкольники в силу своих возрастных возможностей могут с ним не справиться. Для них очень сложно установление связей между декором и конструкцией. Однако малы­ши могут вычленять ритмический рисунок, поскольку очень чувстви­тельны к ритму.

Это необходимо для того, чтобы у детей формировалось умение подчинять свой архитектурный образ определенным закономерно­стям, без которых невозможно его существование.

В завершение анализа важно вернуться к эмоциональному аспекту ознакомления: выяснить, насколько увлекательным и познавательным было такое знакомство с архитектурой, понравилось ли им играть в экспертов, что нового они узнали для себя и готовы ли самостоятельно создавать постройки.

Контрольные вопросы

1. Какие формы ознакомления дошкольников с архитектурой вы бы вы­делили?

2. Каким образом следует вовлекать родителей в педагогический про­цесс, направленный на ознакомление дошкольников с произведения­ми архитектуры?

3. Какие сложности возникают у детей при изучении архитектурных со­оружений в рамках экскурсий?

4. Каковы принципы отбора произведений архитектуры для ознакомле­ния с ними детей дошкольного возраста?

5. Стоит ли знакомить дошкольников с архитектурными формами?

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1593;

Источник: https://studopedia.net/3_61901_metodi-oznakomleniya-doshkolnikov-s-arhitekturoy.html

Refy-free
Добавить комментарий