Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают

Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают — Методические рекомендации

Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ

Итоги олимпиад показывают, что результаты участников олимпиад, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования работы учителей математики с одарёнными детьми.

Для подготовки учащихся к олимпиаде по математике предлагаются следующие рекомендации учителям:

  1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задачи.

  2. Не пренебрегать геометрией (в связи с подготовкой к ГИА и ЕГЭ), четче выделять определения, признаки, свойства фигур и тел.

  3. Изучать с учащимися методы, которые не входят в программу школьного курса – метод математической индукции, теорию делимости.

  4. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

  5. Традиционной ошибкой школьников при решении задач на доказательство является использование доказываемого утверждения в качестве начального условия.

Тематика заданий школьного и муниципального этапов олимпиады

Олимпиадные задания школьного и муниципального этапов составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений.

Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков (факультативов).

Ниже приводятся темы, которые предлагается использовать при составлении вариантов заданий из «Методических рекомендаций по составлению заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике» АПКиППРО.

Рекомендуемая тематика заданий школьного этапа олимпиады

5 класс

1. Преобразование (вычисление) числовых выражений.

2. Числовые ребусы.

3. Переливания и взвешивания.

4. Логические или текстовые задачи.

6 класс

1. Уравнения.

2. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.

3. Площадь.

4. Задачи на проценты.

5. Логические задачи.

7 класс

1. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.

2. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

3. Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.

4. Переливания, взвешивания.

5. Задачи на разрезание фигур.

8 класс

1. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения.

2. Текстовые задачи.

3. Признаки равенства треугольников.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

9 класс

1. Квадратный трехчлен. Свойства его графика.

2. Преобразование выражений.

3. Неравенства.

4. Окружность. Свойства касательной и секущей.

5. Логические задачи.

10 класс

1. Квадратный трехчлен. Теорема Виета.

2. Системы уравнений.

3. Площадь. Подобие фигур.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел.

11 класс

1. Тригонометрические уравнения.

2. Неравенства.

3. Рациональные и иррациональные числа.

4. Окружность. Центральные и вписанные углы.

5. Векторы.

Рекомендуемая тематика заданий муниципального этапа олимпиады.

9 класс

1. Модуль числа.

2. Квадратное уравнение.

3. Текстовые задачи.

4. Подобные треугольники и их свойства.

5. Комбинаторные задачи.

10 класс

1. График квадратного трехчлена.

2. Натуральная степень числа.

3. Окружность. Центральные и вписанные углы.

4. Текстовые задачи.

5. Свойства прогрессий.

11 класс

1. Системы уравнений.

2. Многочлены.

3. Окружность, вписанная в треугольник или четырехугольник.

4. Производная.

5. Задачи типа «оценка + пример».

Литературные источники, которые помогут целенаправленной работе педагога со школьниками:

  1. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Математические олимпиады Московской области» — М.: Изд-во МФТИ, 2003.

  2. Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Матемаитка: Всеросийские олимпиады. Выпуск первый. М.Просвещение, 2007

  3. Агаханов Н.Х., Терешин Д.А.., Терешин Д.А. Матемаитка: Международные олимпиады. Выпуск первый. М.Просвещение, 2007

  4. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Всероссийская олимпиада школьников по математике», изд. АПКиППРО, Москва – 2005.

  5. Н.Х.Агаханов, Г.М. Кузнецова, Д.А. Терешин. «Школьные математические олимпиады» 8-11 классы. М.Дрофа, 128с.

  6. Агаханов Н.Х., Терешин Д.А., Кузнецова Г.М. «Школьные математические олимпиады» — М.: Дрофа, 1999.

  7. И.Л. Бабинская «Задачи математических олимпиад», М.

  8. Н.Б. Васильев, В.Л. Гутеншахер, Ж.И. Работ, А.Л. Тоом, «Заочные математические олимпиады».

  9. Васильева И.Е., Дольников В.Л. «Математические олимпиады и подготовка к ним»// в печати.

  10. Васильев Н.Б., Егоров А.А. «Задачи Всесоюзных математических олимпиад».

  11. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986.

  12. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В, Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994.

  13. Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005. – 560 с.

  14. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1982.

  15. А. Канель-Белов, А. Ковальджи, Под редакцией Ю.С. Ильященко, В.М. Тихомирова «Московские математические олимпиады 60 лет спустя».

  16. Леман А.А. Сборник задач Московских математических олимпиад. – М.: Просвещение, 1965.

  17. Спивак А.В. Математический праздник. Ч.III. – М.Бюро Квантум, 2001.

  18. А.В. Семенов, под редакцией А.Д. Блинкова, А.В. Семенова «Школьный интеллектуальный марафон».

  19. Пойя Д. «Математика и правдоподобные рассуждения». – М.: Наука, 1975г.

  20. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Изд. 5-е испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2006. – 640 с.

  21. Федоров Р.М., Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Ященко И.В. Московские математические олимпиады 1993-2005 г. / Под ред. В.М. Тихомирова. – М.: МЦНМО, 2006. – 456 с.

  22. А.А.Фомин, Г.М.Кузнецова. «Международные математические олимпиады». 8-11 классы. М.Дрофа, 160с.

  23. Д.А. Терешин. «Школьные математические олимпиады» 8-11 классы. М.Дрофа, 128с.

Электронные источники для подготовки учащихся к олимпиадам.

Московский центр непрерывного математического образования. Московские математические олимпиады. Задачи окружных туров олимпиады для школьников 5-11 классов начиная с 2000 года. Задачи городских туров олимпиады для школьников 8-11 классов начиная с 1999 года. Все задачи с подробными решениями и ответами. Новости олимпиады. Победители и призеры олимпиад. Статистика.

— математические регаты.

— Математический турнир математических боев.

turlom – Турнир имени М.В.Ломоносова.

— Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

— Заочная физико-математическая школа при МФТИ.

— Дистанционные олимпиады.

— Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. Задачи для 3-11 классов с 1998 года по настоящее время.

Без решений. Раздел занимательных и веселых задач. 

   — Олимпиадные задачи по математике: база данных. Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике. Многие задачи с ответами, указаниями, решениями. До 2001 года (включительно). Возможности поиска. 

Задачи некоторых математических олимпиад и турниров. Задания региональных (Москва, Урал, Луганск, Волгоград и др.) и других (МФТИ, Соросовская и т.д.) олимпиад по математике, а также математических турниров (Ломоносовские игры). Для 6-11 классов. Указания и решения доступны зарегистрированным пользователям. 

 http://— Проект Shein.ru. Задачи школьных математических олимпиад.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/2579860.html

Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам, конкурсам, исследовательским проектам

Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают

Выполнила: Кривошеева Виктория Алексеевна

Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Планирование работы.

  • при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусмотреть возможность отдыха, релаксации;
  • основная  форма работы на занятиях —  различные формы индивидуальной и парной работы.

Расширение кругозора учащихся:

  • чтение книг, журналов
  • работа в Интернете
  • дистанционная подготовка
  • участие в интенсивных школах и т.д.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам должны удовлетворять следующим требованиям:

1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к будущей профессии;

2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;

3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;

4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;

5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;

6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся;

7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;

8) организовывать работу школьников с архивами, приборами и оборудованием в полевых условиях, специализированных кабинетах и научных лабораториях, краеведческих музеях, предприятиях и т. п.;

9) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;

10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

май,

начало сентября

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

2

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

февраль

учителя-предметники, зам.директора по УВР

Проект программы

3

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми

февраль — сентябрь

заместитель директора по УВР, директор школы

  • Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
  • Приказ об утверждении программы
  • Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
  • Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
  • Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
  • Положение о проведении школьных олимпиад

4

Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся

сентябрь

Заместитель директора по УВР, директор школы

Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов

5

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам

сентябрь

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога

6

Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д.

в течение года согласно плану работы ОУ

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%

7

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников

согласно плану работы ОУ

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей  в мероприятии – не менее 9%

8

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах дистанционные олимпиады

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

сертификаты участников, дипломы

9

Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

График работы компьютерного кабинета

10

Развитие  логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» —http://www.eidos.ru/olymp/index.htm  , интернет-журнал для младших школьников «Опять» —http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель информатики

Читают интернет-журнал – 24%

11

Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей»

в течение года

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей-предметников

Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми у 32% учителей

12

Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития  одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»

по плану ОУ

Заместитель директора по УВР, кл. руководители

10% родителей оказывают ощутимую помощь в работе с одаренными детьми

13

Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня

в конце года

Заместитель директора по УВР

  • Определение уровня овладения знаниями и умениями мотивированных детей
  • Результативное представление о потенциале школы
  • Проектирование перспективной траектории развития школы (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей)

Методические рекомендации по подготовке к исследовательским проектам.

Основные задачи научно-исследовательской работы:

• развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

• формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

• выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

• развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

• развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

• развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

• формирование чувства ответственности за порученное дело;

• воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

• воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

• помощь в профессиональной ориентации;

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

  2. Выполняй проект в следующем порядке:

    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;
    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    • Напечатай графическую часть проекта;
    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
    • Защити проект;
  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.

  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.

  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

  8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

    • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
    • Определение цели, формулирование задач.
    • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
    • Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
    • Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
    • Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  2. Поискво-исслеовательский этап

    • Определение источников информации
    • Планирование способов сора и анализа информации.
    • Подготовка к исследованию и его планирование.
    • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
    • Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  3. Трансляционно-оформительский этап

    • Предзащита проекта
    • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
    • Подготовка к публичной защите проекта:
      • определение даты и места защиты
      • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
      • стендовая информации о проекте
  4. Заключительный этап

    • Публичная защита проекта.
    • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Методические рекомендации по подготовке конкурсам.

Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам проектов и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя. Задания для олимпиад и конкурсов разрабатываются и утверждаются Городским методическим центром. Требования к заданиям изложены в учебных пособиях и статьях, приведенных нами в списке рекомендованной литературы.

Победителем олимпиады или конкурса может стать только тот учащийся, который хорошо ориентируется в разных областях той или иной дисциплины.

Основное методическое требование к каждому отдельному вопросу школьного тура конкурса вытекает из общего характера большинства заданий следующего тура (уровня)rjyrehcf.

Оно состоит в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет научными фактами, навыками абстрактного мышления, умением анализировать.

Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад и конкурсов, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту, часто выпуская из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников. Таким образом, главное в вопросах и конкурсов – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности.

На основе отчетов о проведении школьных конкурсов, предоставленных председателями методических объединений учителей-предметников, администрация образовательного учреждения обобщает и анализирует итоги этих соревнований школьников, утверждает составы команд на конкурсы следующего уровня; оформляет заявки на участие в них.

В подготовке учащихся к конкурсам широко используются задания олимпиад прошлых лет или требования и оформлению научно- исследовательской (изобретательской) работы школьника.

Следует учесть, для успешной подготовки школьников r конкурсам по предметам естественнонаучного цикла требуется наличие соответствующего лабораторного оборудования, а по подготовке школьников к конкурсам гуманитарного цикла – наличие лингафонного кабинета, мультимедийного оборудования и т.д., что во многом в современных экономических условиях зависит от деятельности администрации школы.

Конкурсы, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе и выявить дальнейшие пути продолжения образования. Успешное выступление школьников в конкурсах определяется не только работой учителя-предметника или преподавателя вуза, курирующего потенциального абитуриента, но и деятельностью администрации учебного заведения, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки школьника к конкурсу.

Итак, подготовка школьников к конкурсам заключается, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (современные школьники и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных научных проблем.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-olimpiadam-konkursam-issledovatelskim-proektam-3454060.html

Реферат: Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают

Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ

Итоги олимпиад показывают, что результаты участников олимпиад, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования работы учителей математики с одарёнными детьми.

Для подготовки учащихся к олимпиаде по математике предлагаются следующие рекомендации учителям:

1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задачи.

2. Не пренебрегать геометрией (в связи с подготовкой к ГИА и ЕГЭ), четче выделять определения, признаки, свойства фигур и тел.

3. Изучать с учащимися методы, которые не входят в программу школьного курса – метод математической индукции, теорию делимости.

4. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

5. Традиционной ошибкой школьников при решении задач на доказательство является использование доказываемого утверждения в качестве начального условия.

Тематика заданий школьного и муниципального этапов олимпиады

Олимпиадные задания школьного и муниципального этапов составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений.

Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков (факультативов).

Ниже приводятся темы, которые предлагается использовать при составлении вариантов заданий из « Методических рекомендаций по составлению заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике» АПКиППРО.

Рекомендуемая тематика заданий школьного этапа олимпиады

5 класс

1. Преобразование (вычисление) числовых выражений.

2. Числовые ребусы.

3. Переливания и взвешивания.

4. Логические или текстовые задачи.

6 класс

1. Уравнения.

2. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.

3. Площадь.

4. Задачи на проценты.

5. Логические задачи.

7 класс

1. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.

2. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

3. Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.

4. Переливания, взвешивания.

5. Задачи на разрезание фигур.

8 класс

1. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения.

2. Текстовые задачи.

3. Признаки равенства треугольников.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

9 класс

1. Квадратный трехчлен. Свойства его графика.

2. Преобразование выражений.

3. Неравенства.

4. Окружность. Свойства касательной и секущей.

5. Логические задачи.

10 класс

1. Квадратный трехчлен. Теорема Виета.

2. Системы уравнений.

3. Площадь. Подобие фигур.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел.

11 класс

1. Тригонометрические уравнения.

2. Неравенства.

3. Рациональные и иррациональные числа.

4. Окружность. Центральные и вписанные углы.

5. Векторы.

Рекомендуемая тематика заданий муниципального этапа олимпиады.

9 класс

1. Модуль числа.

2. Квадратное уравнение.

3. Текстовые задачи.

4. Подобные треугольники и их свойства.

5. Комбинаторные задачи.

10 класс

1. График квадратного трехчлена.

2. Натуральная степень числа.

3. Окружность. Центральные и вписанные углы.

4. Текстовые задачи.

5. Свойства прогрессий.

11 класс

1. Системы уравнений.

2. Многочлены.

3. Окружность, вписанная в треугольник или четырехугольник.

4. Производная.

5. Задачи типа «оценка + пример».

Литературные источники , которые помогут целенаправленной работе педагога со школьниками:

1) Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Математические олимпиады Московской области» — М.: Изд-во МФТИ, 2003.

2) Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Матемаитка: Всеросийские олимпиады. Выпуск первый. М.Просвещение, 2007

3) Агаханов Н.Х., Терешин Д.А.., Терешин Д.А. Матемаитка: Международные олимпиады. Выпуск первый. М.Просвещение, 2007

4) Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Всероссийская олимпиада школьников по математике», изд. АПКиППРО, Москва – 2005.

5) Н.Х.Агаханов, Г.М. Кузнецова, Д.А. Терешин. «Школьные математические олимпиады» 8-11 классы. М.Дрофа, 128с.

6) Агаханов Н.Х., Терешин Д.А., Кузнецова Г.М. «Школьные математические олимпиады» — М.: Дрофа, 1999.

7) И.Л. Бабинская «Задачи математических олимпиад», М.

8) Н.Б. Васильев, В.Л. Гутеншахер, Ж.И. Работ, А.Л. Тоом, «Заочные математические олимпиады».

9) Васильева И.Е., Дольников В.Л. «Математические олимпиады и подготовка к ним»// в печати.

10) Васильев Н.Б., Егоров А.А. «Задачи Всесоюзных математических олимпиад».

11) Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986.

12) Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В, Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994.

13) Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005. – 560 с.

14) Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1982.

15) А. Канель-Белов, А. Ковальджи, Под редакцией Ю.С. Ильященко, В.М. Тихомирова «Московские математические олимпиады 60 лет спустя».

16) Леман А.А. Сборник задач Московских математических олимпиад. – М.: Просвещение, 1965.

17) Спивак А.В. Математический праздник. Ч.III. – М.Бюро Квантум, 2001.

18) А.В. Семенов, под редакцией А.Д. Блинкова, А.В. Семенова «Школьный интеллектуальный марафон».

19) Пойя Д. «Математика и правдоподобные рассуждения». – М.: Наука, 1975г.

20) Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Изд. 5-е испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2006. – 640 с.

21) Федоров Р.М., Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Ященко И.В. Московские математические олимпиады 1993-2005 г. / Под ред. В.М. Тихомирова. – М.: МЦНМО, 2006. – 456 с.

22) А.А.Фомин, Г.М.Кузнецова. «Международные математические олимпиады». 8-11 классы. М.Дрофа, 160с.

23) Д.А. Терешин. «Школьные математические олимпиады» 8-11 классы. М.Дрофа, 128с.

Электронные источники для подготовки учащихся к олимпиадам.

http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ Московский центр непрерывного математического образования. Московские математические олимпиады.

Задачи окружных туров олимпиады для школьников 5-11 классов начиная с 2000 года. Задачи городских туров олимпиады для школьников 8-11 классов начиная с 1999 года. Все задачи с подробными решениями и ответами.

Новости олимпиады. Победители и призеры олимпиад. Статистика.

http://olympiads.mccme.ru/regata/ — математические регаты.

http://olympiads.mccme.ru/matboi/ — Математический турнир математических боев.

http://olympiads.mccme.ru/turlom – Турнир имени М.В.Ломоносова.

http://kyat.mccme.ru/ — Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

http://abitu.ru/distance/zftshl.html — Заочная физико-математическая школа при МФТИ.

http://attend.to/dooi — Дистанционные олимпиады.

http://aimakarov.chat.ru/school/school.html — Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. Задачи для 3-11 классов с 1998 года по настоящее время.

Без решений. Раздел занимательных и веселых задач.

http://zaba.ru/ Олимпиадные задачи по математике: база данных. Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике. Многие задачи с ответами, указаниями, решениями. До 2001 года (включительно). Возможности поиска.

http://homepages.compuserve.de/chasluebeck/matemat/task_1.htm Задачи некоторых математических олимпиад и турниров. Задания региональных (Москва, Урал, Луганск, Волгоград и др.) и других (МФТИ, Соросовская и т.д.) олимпиад по математике, а также математических турниров (Ломоносовские игры). Для 6-11 классов. Указания и решения доступны зарегистрированным пользователям.

http :// www.shein.ru — Проект Shein.ru. Задачи школьных математических олимпиад.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-396225.html

Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам

Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам итоги олимпиад показывают

Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам.

Серебреникова Галина Витальевна, учитель биологии ВКК

МОУ Лицея №33 гор. Комсомольска-на-Амуре

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми.

Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, и деятельности педагога.

Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам.

Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы.

Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета.

Основная цель школьных олимпиад:

  • выявление талантливых ребят,

  • развитие интереса учащихся к изучению предметов,

  • повышение интеллектуального уровня учащихся,

  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.

В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий.

Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения.

Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи.

Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.

Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаются следующие рекомендации:

  1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач.

  2. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.

  3. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Олимпиада – это внеклассная, внеурочная форма обучения.

Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы.

Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо:

  • поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

  • индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.

Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Многолетний опыт участия наших учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка.

Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся прежде всего, потому что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д.

К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета

Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы.

Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи? Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним.

Как показывает опыт, процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года.

Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия, специальные мероприятия можно ограничить решением задач из олимпиад прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования.

Подготовку необходимо начинать с начальной школы, решая на уроках и задавая на дом нестандартные задачи, которые развивают учащихся. Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в отдельной работе. Но все же работа с сильными учащимися — работа штучная — как на уроке, так и вне его.

И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности

После выявления самых «звездных» школьников надо продолжать работать с ними уже индивидуально.

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;

  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Некоторые направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам.

Работа на уроке.

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач.

При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.

Рекомендации для учителя

1. Подготовка к успешному участию ученика в предметных олимпиадах – это индивидуальная работа учителя и ученика. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии.

Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке к олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор.

Помните, что участие в олимпиадах для учащегося – дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает.

Тогда педагог может: провести беседу с учителями предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.

2.

Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка!Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет это не единственная сфера его интересов. Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимо в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.

3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев.

Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы.

Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки.

4. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации.

5. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций.

Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ.

Как считают организаторы Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученик 9 класса, претендующий на призовое место в заключительном этапе должен изучить по предмету программу профильного уровня старшей школы.

6. Используйте при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам.

Это позволит нашим ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР.;

7. Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем.

Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам.

Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.

8. Занимайте самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета.

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

  • Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий.

    Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.

    Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

  • Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.

    Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

    Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

  • Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.

    В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде.

    В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

  • Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика.

    Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде.

    Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

  • Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

  • Психологический принцип. Считается необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела.

Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-podghotovkie-uchashchikhsia-k-olimpiadam.html

Refy-free
Добавить комментарий