Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Реферат: Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) .

Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки.

Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы , которыми они руководствуются.

Цель раздела – психологическая подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи раздела:

1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2 – обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей.

Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга.

Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д.

Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации.

Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения.

Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления.

Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив — удовлетворение потребностей в мобильности.

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость — психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения.

Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз — по обычной методике, второй — с имитацией разговора по мобильному телефону.

При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта.

На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет.

Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем.

Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

Тема 2 — «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента.

На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды.

Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

Тема 3 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме практических тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно — за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6-8 часов.

На наш взгляд, 6 часов для изучения всего раздела « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» недостаточно. Необходимо увеличить время как минимум в два раза – до 12 часов.

Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.

В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка — сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.

Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел, должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.

В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:

1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2004. – 48 с.

2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2007. – 66 с.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-400593.html

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) .

Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки.

Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются.

Цель раздела – психологическая подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи раздела:

1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2 – обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей.

Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга.

Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д.

Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации.

Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения.

Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления.

Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив — удовлетворение потребностей в мобильности.

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость — психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения.

Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз — по обычной методике, второй — с имитацией разговора по мобильному телефону.

При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта.

На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет.

Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем.

Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

Тема 2 — «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента.

На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды.

Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

Тема 3 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме практических тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно — за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6-8 часов.

На наш взгляд, 6 часов для изучения всего раздела « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» недостаточно. Необходимо увеличить время как минимум в два раза – до 12 часов.

Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.

В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка — сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.

Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел, должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.

В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:

1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2004. – 48 с.

2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2007. – 66 с.

5

Источник: http://refy.ru/71/250381-metodicheskie-rekomendacii-k-razdelu-psihologicheskie-osnovy-bezopasnogo-upravleniya-transportnym-sredstvom.html

Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «D» Москва

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Тема 1. Психологическиеосновы деятельности водителя

Зрение, слух и осязание– важнейшие каналы восприятия информации.Понятие о психических процессах(внимание, память, мышление, психомоторика,ощущение и восприятие) и их роль вуправлении автотранспортным средством.Внимание, его свойства (устойчивость(концентрация), переключение, объем ит.д.). Основные признаки потери внимания.

Причины отвлечениявнимания (застегивание ремня безопасностиили регулировка зеркала после началадвижения; настройка радиоприемника илинавигационной системы во время поездки;прикуривание или прием пищи; чтениедорожной карты или схемы проезда вовремя движения; телефонные разговорыили дискуссия в транспортном средствеи т.д.).

Свойства нервной системыи темперамент. Влияние эмоций и воли науправление транспортным средством.

Психологические качества человека(импульсивность, склонность к риску,агрессивность и т.д.) и их роль ввозникновении опасных ситуаций впроцессе вождения.

Обработка информации,воспринимаемой водителем. Прогнозразвития ситуации как необходимыйфактор обеспечения безопасностидвижения. Чувство опасности и скорости.Риск и принятие решений в процессеуправления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладатьидеальный водитель. Ценности и целиводителя, обеспечивающие безопасноеуправление транспортным средством.Мотивация безопасного вождения. Мотивациявласти и ее роль в аварийности.

Тема 2. Основы саморегуляциипсихических состояний в процессеуправления транспортным средством

Психические состояния,влияющие на управление транспортнымсредством: утомление, монотония,эмоциональное напряжение. Работоспособность.Стресс в деятельности водителя. Нештатныеситуации как фактор возникновениястресса. Приемы и способы управленияэмоциями. Контролирование эмоций черезсамопознание.

Профилактика утомления.Способы поддержания устойчивогофизического состояния при управлениитранспортным средством. Влияние болезнии физических недостатков, алкоголя,наркотиков и лекарственных препаратовна безопасность дорожного движения.Приемы и способы повышения работоспособности.Нормализация психических состояний вовремя стресса.

Тема 3. Основы бесконфликтноговзаимодействия участников дорожногодвижения

Общая культура человека какоснова для безопасного поведения надорогах. Этические качества личности.Этика водителя как важнейший элементего активной безопасности.

Понятие конфликта.Источники и причины конфликтов.Динамика развития конфликтнойситуации. Профилактика возникновенияконфликтов. Способы регулирования иконструктивного завершения конфликтов.Возможности снижения агрессиив конфликте.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Тема 4. Планированиепоездки в зависимости от целей и дорожныхусловий движения

Влияние целей поездки набезопасность управления транспортнымсредством.

Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное времясуток, в условиях недостаточной видимости,различной интенсивности движения, вразличных условиях состояния дорожногопокрытия и т.д.

Выбор маршрута движенияи оценка времени для поездки. Примерытипичных мотивов рискованного поведенияпри планировании поездок. Доводы впользу управления рисками.

Влияние дорожных условий набезопасность движения. Виды и классификацияавтомобильных дорог. Обустройстводорог. Основные элементы безопасностидороги. Понятие о коэффициенте сцепленияшин с дорогой. Изменение коэффициентасцепления в зависимости от состояниядороги, погодных и метеорологическихусловий.

Понятие о дорожно-транспортномпроисшествии. Виды дорожно-транспортныхпроисшествий. Причины и условиявозникновения дорожно-транспортныхпроисшествий. Распределение аварийностипо сезонам, дням недели, времени суток,категориям дорог, видам транспортныхсредств и другим факторам.

Тема 5. Оценка уровняопасности воспринимаемой информации,организация наблюдения в процессеуправления транспортным средством

Три основных зоны осмотрадороги впереди: дальняя (30–120 секунд),средняя (12–15 секунд) и ближняя (4–6секунд).

Использование дальней зоныосмотра для получения предварительнойинформации об особенностях обстановкина дороге, средней для определениястепени опасности объекта и ближнейдля перехода к защитным действиям.

Особенности наблюдения за обстановкойв населенных пунктах и при движении позагородным дорогам. Навыки осмотрадороги сзади при движении передним изадним ходом, при торможении, передповоротом, перестроением и обгоном.

Контролирование обстановки сбоку черезбоковые зеркала заднего вида и поворотомголовы. Преимущества боковых зеркалзаднего вида панорамного типа. Способотработки навыка осмотраконтрольно-измерительных приборов.Алгоритм осмотра прилегающих дорог припроезде перекрестков.

Примеры составления прогноза(прогнозирования) развития штатной инештатной ситуации. Ситуационный анализдорожной обстановки.

Тема 6. Оценка тормозногои остановочного пути. Формированиебезопасного

пространства вокругтранспортного средства при разныхскоростях движения

Время реакции водителя.Время срабатывания тормозного привода.Безопасная дистанция в секундах иметрах. Способы контроля безопаснойдистанции. Уровни допускаемого рискапри выборе дистанции. Время и пространство,требуемые на торможение и остановкупри различных скоростях и условияхдвижения.

Безопасный боковой интервал.Формирование безопасного пространствавокруг транспортного средства в различныхусловиях движения (по интенсивности,скорости потока, состояния дороги иметеорологических условий) и приостановке. Способы минимизации иразделения опасности.

Принятиекомпромиссных решений в сложных дорожныхситуациях.

Тема 7. Техника управлениятранспортным средством

Посадка водителя за рулем.Использование регулировок положениясиденья и органов управления для принятияоптимальной рабочей позы.

Контроль за соблюдениембезопасности при перевозке пассажиров,включая детей и животных.

Назначение органов управления,приборов и индикаторов. Действия водителяпо применению: световых и звуковыхсигналов; включению систем очистки,обдува и обогрева стекол; очистки фар;включению аварийной сигнализации,регули­рования систем обеспечениякомфортности. Действия при аварийныхпоказаниях приборов.

Приемы действия органамиуправления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгонс последовательным переключениемпередач. Выбор оптимальной передачипри различных скоростях движения.Торможение двигателем.

Действия педалью тормоза,обеспечивающие плавное замедление вштатных ситуациях и реализациюмаксимальной тормозной силы в нештат­ныхрежимах торможения, в том числе надорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутыхспусках и подъемах, на труднопроходимыхи скользких участках дорог. Началодвижения на скользкой дороге безбуксования колес.

Особенности управлениятранспортным средством при наличииАБС.

Специфика управления транспортнымсредством с АКПП. Приемы действияорганами управления АКПП. Выбор режимаработы АКПП при движении на крутыхспусках и подъемах, на труднопроходимыхи скользких участках дорог.

Тема 8. Действия водителяпри управлении транспортным средством

Силы, действующие натранспортное средство. Сцепление колесс дорогой. Резерв силы сцепления — условиебезопасности движения.

Управление транспортным средствомв ограниченном пространстве, наперек­рестках и пешеходных переходах,в транспортном потоке и в условияхограниченной видимости, на крутыхповоротах, подъемах и спусках, прибуксировке. Управление транспортнымсредством в сложных дорожных условияхи в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянкитранспортного средства.

Выбор скорости и траекториидвижения в поворотах, при разворотах ив ограниченных проездах в зависимостиот конструктивных особенностейтранспортного средства. Выбор скоростив условиях городского движения, вненаселенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участковавтомобильных дорог: сужение проезжейчасти, свежеуложенное покрытие дороги,битумные и гравийные покрытия, затяжнойспуск и подъем, подъезды к мостам,железнодорожным переездам и другимопасным участ­кам. Меры предосторожностипри движении по ремонтируемым участкамдорог, применяемые при этом ограждения,предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, втумане и по горным дорогам.

Тема 9. Действия водителяв нештатных ситуациях

Условия потери устойчивоститранспортного средства при разгоне,торможении и повороте. Устойчивостьпротив опрокидывания. Резервы устойчивоститранспортного средства.

Пользование дорогами восенний и весенний периоды. Пользованиезимними дорогами (зимниками). Движениепо ледовым переправам. Действия водителяпри возникновении юза, заноса и сноса.Действия водителя при угрозе столкновенияспереди и сзади.

Действия водителя при отказерабочего тормоза, разрыве шины в движении,при отказе усилителя руля, отрывепродольной или поперечной рулевых тягпривода рулевого управления.

Действия водителя привозгорании и падении транспортногосредства в воду. Действия водителя поэвакуации пассажиров из транспортногосредства.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН ПРЕДМЕТА

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХПЕРЕВОЗОК»

№/№п/пНаименование темКоличество часов теоретического обучения
123
1.Пассажирские автотранспортные предприятия, их структура и задачи2
2.Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта4
3.Диспетчерское руководство работой автобусов на линии4
4.Работа автобусов на различных видах маршрутов6
5.Тарифы и билетная система на пассажирском автотранспорте2
6.Особенности работы маршрутных такси и ведомственных автобусов2
7.Страхование на пассажирском транспорте1
8.Режим труда и отдыха водителя автобуса2
9.Основы эффективного общения2
Зачет1
Всего26

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТА

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХПЕРЕВОЗОК»

Тема 1. Пассажирскиеавтотранспортные предприятия, ихструкту­ра и задачи

Структура и задачипассажирских автотранспортныхпредприятий. Виды автобусных перевозок:городские, пригородные, междугородные,международные. Общая схема управленияперевозками пассажиров автобусами.Структура пассажирских перевозок.Задачи водителя автобуса; его роль вобеспечении безопасности пассажиров.

Тема 2. Технико-эксплуатационныепоказатели пассажирского автотранспорта

Количественные показатели:объем перевозок, пассажирооборот,машино-часы работы. Качественныепоказатели: коэффициент техническойготовности, коэффициент выпуска налинию. Мероприятия по увеличению выпускаавтобусов на линию. Продолжительностьнахождения подвижного состава на линии.Скорость движения. Техническая скорость.Эксплуатационная скорость.

Скорость сообщения.Мероприятия по повышению скоростисообщения, среднее расстояние поездкипассажиров. Коэффициент использованияпробега. Мероприятия по повышениюкоэффициента использования пробега.Коэффициент использования вместимости.Среднесуточный пробег. Общий пробег.Производительность работы пассажирскогоавтотранспорта.

Тема 3. Диспетчерское руководствоработой автобусов на линии

Диспетчерская системаруководства пассажирскими автомобильнымиперевозками. Централизованнаядиспетчерская служба (ЦДС). Организациявыпуска подвижного состава на линию ивыполнение графика движе­ния.

Порядок переключенияавтобусов на другие маршруты. Средствадиспетчерской связи с водителямиавтобусов, работающими на линии. Порядококазания технической помощи автобусамна линии.

Порядок приема подвижногосостава на линии. Порядок сдачи иоформления путевых листов при возвращенииавтобусов с линии по окончании смены.Контроль за своевременным возвратомавтобусов в парк.

Контрольно-ревизорскаяслужба на пассажирском автотранспортеи ее задачи. Контроль автобусов на линии.

Регулярность движения иее значение. Оборудование для контроляза регулярностью движения. Организацияконтроля регулярности движения автобусовна городских маршрутах. Автовокзалы иавтостанции.

Основные формы первичногоучета работы автобусов. Путевой(маршрутный) лист автобуса. Порядоквыдачи и заполнения путевых (маршрутных)листов. Билетно-учетный лист, листрегулярности движения. Правила ихзаполнения на линии.

Тема 4. Работа автобусовна различных видах маршрутов

Классификация автобусных маршрутов. Остановочные пункты ихобустройство. Понятия о паспортемаршрута. Понятие о нормированиискоростей движения автобусов.

Требования к дорогам, накоторых организуется движениепассажирского маршрутного автотранспорта.Обследование маршрутов и выявлениеопасных участков. Схема опасных участков.

Формы организации трудаавтобусных бригад. Расписание движенияавтобусов на линии. Маршрутное,станционное, контрольное расписаниядвижения подвижного состава.

Интервалы движения. Коэффициентсменности. Рейс. Оборотный рейс.

Работа автобусов в часы«пик». Значение введения укороченных,экспрессионных и полуэкспрессионныхрейсов. Остановки по требова­нию.

Организация работы автобусовбез кондуктора.

Виды и характеристикаспециальных перевозок пассажировавтобусами (перевозки рабочих на работуи с работы, выделение автобусов поразовым заказам, перевозки детей,туристическо-экскурсионные перевозкии т.п.).

Пути повышения эффективностииспользования автобусов. Нормы загрузкиавтобусов. Опасность работы автобусас перегрузкой.

Нормы расхода топлива и смазочныхматериалов для автобусов. Мероприятияпо экономии топлива и смазочных материалови опыт пере­довых водителей автобусов.

Порядок учета и выдачиталонов на топливо и смазочные материалы.Заправка автобуса топливом; мерыпредосторожности.

Тема 5. Тарифы и билетная системана пассажирском автотранс­порте

Тарифы на проезд вавтобусах. Применение тарифов наперевозку пассажиров и багажа в автобусах,а также за пользование автобусами поотдельным заказам. Виды билетов,применяемых для оплаты пассажи­рамипроезда в автобусах городских, пригородныхи междугородных со­общений.

Льготы на проезд в автобусах.

Тема 6. Особенностиработы маршрутных такси и ведомственныхавтобусов

Организация перевозокпассажиров маршрутными такси. Организациятаксомоторных перевозок пассажиров. Организация перевозок пассажировведомственными автобусами. Координацияработы ведомственного и пассажирскогоавтотранспорта общего пользования.

Тема 7. Страхование напассажирском транспорте

Нормативные акты,регламентирующие страхование напассажирском автотранспорте. Страхованиена городских, пригородных, междугороднихи экскурсионных перевозках. Особенностистрахования международных перевозок.

Тема 8. Режим труда иотдыха водителя автобуса

Нормативные акты,регламентирующие режим труда и отдыхаводителей автобусов.

Продолжительность рабочеговремени водителя и из чего оно складывается.Продолжительность отдыха посленепрерывного управления автобусом.Ежедневный, еженедельный отдых водителя.Максимальное время нахождения за рулемв течение одной рабочей смены.

Тема 9. Основы эффективногообщения.

Понятие общения, егофункции, этапы общения. Стороныобщения, их общая характеристика (общениекак обмен информацией, общение каквзаимодействие, общение как восприятиеи понимание других людей). Характеристикавербальных и невербальных средствобщения. Основные «эффекты»в восприятии других людей (эффект первоговпечатления, «гало-эффект» и т.д.).

Виды общения (деловое,личное). Качества человека, важные дляобщения (открытость, тактичность ит.д.). Стили общения. Барьеры в межличностномобщении, причины и условияих формирования.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/73418-p5.html

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%).

Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки.

Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т. п.

Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются.

Цель раздела — психологическая подготовка водителя, т. е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи раздела:

1 — формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2 — обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3 — создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

Психологические основы обучения

конкурентоспособности России на мировой арене. . Психологические основы обучения Ряд причин обостряющегося противоречия между неудержимым ростом …

безопасной личности в образовательном процессе вуза: Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — 305 с. . Нечаев Н.Н. Теория поэтапного формирования …

его специфику, условно выделим в обучении два подхода, предполагающих движение либо от научных знаний и …

Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос — почему они их не соблюдают?

Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей.

Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга.

Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая — обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т. д.

Вторая стратегия — для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации.

Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Бучение вождению мотоцикла

психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и др.).

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя …

в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве; ознакомление с органами управления …

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

Работа с группой по разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т. е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения.

Если курсант приходит с целью — получить права, а мотив при этом, например, — «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т. е по пути наименьшего сопротивления.

Оптимальная цель — научиться управлять автомобилем, мотив — удовлетворение потребностей в мобильности.

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость — психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения.

Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз — по обычной методике, второй — с имитацией разговора по мобильному телефону.

При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

8. Психолого-педагогические и методологические основы теоретического обучения

том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны преподавателя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную — креативную деятельность ..

. эксперимента, занимательного учебного материала, лабораторных и практических работ; постановка вопросов, заданий, связанных с профессией, жизненным опытом; соблюдение мастером методических …

Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта.

На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда).

Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

Тема 2 — «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента.

На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды.

Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

Тема 3 — «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме практических тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

30. Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

каких-либо целей, более эффективной организации поведения. педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории … способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером. Биологической основой характера является … работника с агентствами и организациями. стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами.

стандарты …

Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно — за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6−8 часов.

На наш взгляд, 6 часов для изучения всего раздела «Психологические основы безопасного управления транспортным средством» недостаточно. Необходимо увеличить время как минимум в два раза — до 12 часов.

Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.

В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка — сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.

Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел, должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.

В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:

1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2004. — 48 с.

2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2007. — 66 с.

Влияние временного фактора в работе водителя

работы на них просто научиться водить автомобиль недостаточно, требуется дополнительная подготовка), коммерческих автобусов, шоферы-дальнобойщики. Нередко работодатели ищут водителя, который сможет работать на собственном … .

При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не …

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/metodicheskie/metodicheskie-rekomendatsii-k-razdelu-c-abpsihologicheskie-osnovyi-bezopasnogo-upravleniya-transportnyim-sredstvom-c-bb/

Refy-free
Добавить комментарий