Место и роль философии в культуре 2

Место и роль философии в культуре

Место и роль философии в культуре 2

ВЛИЯНИЕКУЛЬТУРЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИзаключается в том, что возникновениефилософии является итогом предшествующегокультурно-исторического развитиячеловечества и, одновременно, предпосылкойдальнейшего общественного прогресса.

Философия,однако, возникает не в абстрактной«человеческой культуре». конкретно-историческойкультуры, совокупностьнорм, ценностей и значений,характерных для данной культуры, вконечном итоге образуют некие «культурныедоминанты». «Культурные доминанты»определяют тип мировоззрения, формируемыйв культуре.

Эти доминанты являютсясвоего рода «ядрами», центрамиустойчивости, обеспечивающими целостностьмировоззрения на всех его уровнях и вовсех типологических вариациях.Формирование теоретического мировоззрения(т.е.

философии), следовательно, происходитпод влиянием особенностейкультурно-исторического мировоззрения,характерного для данной эпохи и данногорегиона.

Особенностиконкретно-исторической культурыопределяют характерные черты и особенностифилософских идей, которые формируютсяв данной культуре. Считается,что генезис философии происходитотносительно независимо в рамках трехкультур Древнего Мира – индийской,китайской и греческой. Соответственно,возникает три мировые философскиетрадиции – древнеиндийская, древнекитайскаяи древнегреческая.

ФИЛОСОФСКАЯТРАДИЦИЯ–это специфическое (особое)системно-теоретическое мировоззрение,определяемое особенностямиконкретно-исторической культуры,«культурными доминантами», историческисложившимися в данном обществе (регионе).

МИФ– историческипервый тип мировоззрения, несистематизированнаясовокупность взглядов на мир и месточеловека в нём, характеризующаясяцелостностью, доминированием образности,антропоморфизмом, фантастическимиэлементами и отсутствием критичности.

ФИЛОСОФИЯ–теоретическое мировоззрение, возникающеев противоположность мифу, системавзглядов на мир и место человека в нём,создаваемая на основе абстрактно-понятийногомышления, правил логики и рациональнойкритики.

Основныенаправления, школы философии и этапыее исторического развития

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Древнегреческаяклассическая философия – 5 в. до н.э. –сер. 4 в. до н.э.

Средневековаяевропейская философия – 5 в. н.э. – 14 в.н.э.

Философия эпохиевропейского возрождения – 15 в. – 16 в.

Философия Новоговремени – нач. 17 в. – сер. 19 в.

(Особо выделяютэтап в рамках философии Нового времени:немецкая классическая философия –последняя треть 18 в. – сер. 19 в.)

Современнаяфилософия (в широком смысле) – сер. 19 в.– 20 в. – наше время.

ПОНЯТИЯ«МОДЕРН» И «ПОСТМОДЕРН». В русскомязыке термин «модерн»употребляетсяв болееузком смыслепо сравнениюс европейскими языками.

В русском языкетермин «модерн»закреплен за определеннойэпохой в истории искусства и определеннымхудожественным стилем(напр., модернкак архитектурное явление в концеXIX– началеXXвв.).

Вевропейских языках«модерн»– обозначение исторического периода,начало которого обычно связывают сНовым временем, т.е. начало модернаотносится к 17 в.

Понятия«постмодерн», «постмодернизм» преждевсего связаны с префиксом «пост-» какуказанием на смену, переход к следующемуэтапу, преодоление предыдущего. Многиеавторы критически относятся к термину«постмодерн», считая его неопределенными бессодержательным. Однако можноговорить и о собственном, строгомсодержании этого термина.

Так,французский философ Жан-Франсуа Лиотар(р. 1924) связывает постмодернсоспецифической ситуацией,сложившейся в западноевропейскомобществе с середины 60-х гг. XXвека. Начиная с середины 60-х гг.

складываетсяособая(новая поотношению к предыдущему периоду)социокультурная, интеллектуальная,гносеологическая ситуация.

Такимобразом, «постмодерн» – это обозначениедля изменения интеллектуальной атмосферыв западноевропейском обществе, терминдля обозначения социокультурныхтрансформаций последней третиXXвека.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯФИЛОСОФИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕОКЛАССИЧЕСКИЙИ ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.Термины «классическая», «неоклассическая»и «постклассическая» философия неявляются общеупотребимыми, с четкоуказанным содержанием. В рамках данногоучебного курса под этими терминамипонимается следующее.

Термины«классическая», «неоклассическая» и«постклассическая философия» обозначаютэтапы движения западноевропейскойфилософской мысли, специфическиедоминирующие подходы к трактовкепринципов и содержания философскогознания.

Можно обратитьвнимание на следующее: с сер. 19 в. серьезнойкритике и переосмыслению подвергаютсяпредмет философии, функции философии,основополагающие принципы европейскойфилософии, особенно с точки зрениясопоставлении философского и научногознания. Возникают философский позитивизм,прагматизм и др. Однако с сер. 19 в. ивплоть до 60-х гг. 20 в.

доминирующими вфилософии остается ориентация нарационализм, признание существованияобъективной истины, логическое обоснованиефилософского знания и т.п., т.е. признакиклассического философствования.Поэтому этап развития философии отсередины 19 в. до 70-х гг. 20 в. можно назвать«неоклассическая философия» («новаяклассическая философия»).

Всер. 60-е гг. 20 в.

в ряде философских ученийна первый план выходят деструктивныеэлементы,подобные философии греческих софистов:релятивизм, агностицизм, отрицаниеобъективной истины, критика разума иотрицание важности логического мышленияи т.п.

Таким образом, отрицаются основывсей западноевропейской классическойи неоклассической философии. Философиюпериода 70-х гг. 20 в. – нач. 21 в. называют«постклассической»(«после классической»), или «философиейпостмодерна».

КЛАССИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ формируется в Западной Европев Новое время на принципах английскогосенсуализма (Т.Гоббс, Дж.Локк и др.),французского рационализма (Р.Декарт идр.

) и достигает максимальной выраженностив немецкой классической философии(прежде всего у И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля,Л.Фейербаха).

Классическая философияНового времени в целом развивается врусле античной греческой (средиземноморской,запдноевропейской) философской традиции.

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ несколько модернизируетсодержание классической философии,акцентирует новые идеи и подходы вонтологии, гносеологии и аксиологии,предлагает достаточно оригинальные посодержанию конструктивно-логическиерешения философских проблем. Однако вцелом западноевропейская философиявторой половины XIX–первой половиныXXвв.остается на позициях «классики», что ипозволяет характеризовать эту философиюкак «неоклассическую».

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ возникает в последней третиXXв., осуществляет достаточнорадикальный разрыв с классическойфилософской традицией. Философия,именуемая как «постклассическая»,связана с постмодернизмом каксоциокультурной ситуацией, поэтому«постклассическая» и «постмодернистска»философия могут рассматриваться каксинонимы.

Дляпозиции, занимаемой человеком в рамкахпостклассической философии, характернакритика основных концептовклассической западной философии.Отвергаются философско-теоретическиепонятия «бытие», «субъект», «смысл»,«истина», «структура» и др.

НАПРАВЛЕНИЯ,ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

ПОЗИТИВИЗМ –философское учение, согласно которомуфилософия по мере развития естественных(позитивных) наук утрачивает свой предмети становится излишней, поскольку истинноезнание о мире дают универсальные научныезаконы, сформулированные на основефактов и подтвержденные экспериментально.

НЕОПОЗИТИВИЗМ –одно из основных направлений западнойфилософии ХХ в., считающее единственновозможным проверяемое специально-научноезнание, а традиционное философскоезнание – неосмысленным, потому чтоосновные философские понятия не поддаютсяпроверке.

Неопозитивизмпродолжил в новых формах традициюэмпиризма и позитивизма. Неопозитивистысчитали, что предметом философии долженбыть язык, и прежде всего – язык наукикак средство выражения знания.

Направлениеоформилось в середине 30-х гг. ХХ в., какЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (Шлик, Карнап,Нейрат и др.), ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА.

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ –течение в методологии и философии науки,сложившееся в первой половине ХХ в. воФранции и Швейцарии, как реакция намировоззренческий кризис после первоймировой войны, распространение скепсисаи мистики. Свою задачу неорационализмвидел в поддержании преемственной связис веком Просвещения.

Основныепредставители: Башляр, Гонсет, Мейерсон.

В отличие отклассического рационализма, которыйопирался на априорные схемы обоснованиязнания, неорационализм исходит изисторически меняющихся предпосылокпознания и применяет в областиисторико-научных исследованийдиалектические идеи.

Главные постулатынеорационализма: 1) онтологический:всеобщая детерминированность реальности,т.е.

признание действия причин вреальности, осмысляемой разумом; 2)умопостигаемость «рационализированной»реальности, или «реальности второгопорядка»; 3) методологический: универсальнаязначимость широко понимаемогоэкспериментального метода; 4) исторический:признание прогресса в познании и исущественнного значения рациональноймысли в жизни и развитии общества.

НЕОТОМИЗМ– направление современной католическойфилософии, базирующееся на ученииФ.Аквинского (1225 – 1274), получившее статусофициальной философской доктриныВатикана в конце XIXв. Центральным для неотомизма являетсяпринцип гармонии знания и веры.

Исходяиз признания акта творения Мира Богом,философия неотомизма подробнорассматривает соотношение Бога исотворенного Мира, обогащая свой арсеналметодами и категориями феноменологии,герменевтики, философской антропологиии др.

современных направлений философии.

ГЕРМЕНЕВТИКА –направление в современной философии,ориентированное на понимание «внутреннегосмысла» текста в отличие отпричинно-исторического объяснениятекста, учение об интерпретации ипонимании текстов.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ– одно из основных направлений вфилософии ХХ в.

, исходное положениекоторого – отказ от любых идеализацийв качестве исходного пункта и признанияединственной предпосылки – возможностиописания спонтанно-смысловой жизнисознания (Гуссерль), возможностиистолкования фундаментальных структурчеловеческого существования (Хайдеггер).Два основных варианта феноменологии –учения Гуссерля (признанный основоположникнаправления) и Хайдеггера.

Основная идеяфеноменологии – неразрывность сознания,с одной стороны, и предметного мира –с другой, и в то же время несводимость,нередуцируемость сознания к предметномумиру.

СТРУКТУРАЛИЗМ– направление в философии ХХ в.,сложившееся в 40-е – 60-е гг. XXв.

Позиция структурализма – ориентацияна поиск в любых областях реальностиустойчивых порядков (структур), обнаружениекоторых дает ключ к познанию самыхразных явлений природы и социальнойжизни.

Выявить структуру того или иногофеномена означает выявить тайну егоустройства и соответственно алгоритмфункционирования. Основоположникомструктурализма является К.Леви-Стросс.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ– направление в философии ХХ в.,сложившееся в 60-е – 80-е гг. Позицияпостструктурализма генетически восходитк критике структурализма, а содержательнопредставляет собой отказ от основныхфилософских конструктивно-логическихпринципов познания под предлогомсоздания новых, более гибкихисследовательских стратегий, позволяющихизбежать иерархического упорядоченияреальности.

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯШКОЛА – одна из школ аналитическойфилософии в Европе, образованная группойлогиков и философов, работавших в периодмежду двумя мировыми войнами главнымобразом в Варшаве и Львове (осн.Представители – Лукасевич, Лесьневский,Котарбиньский, Айдукевич, Тарский идр.).

Для школы было характерно резкоотрицательное отношение к иррационализму,стремление к сближению философских инаучных исследований, к преданиюфилософским рассуждениям доказательногои логически строгого статуса.

Важнейшимсредством достижений этих целей считалсялогический анализ языка науки и философии,способствовавший устранению неточностейи двусмысленностей, которыми, как считалипредставители школы, питаютсяспекулятивно-иирационалистическиефилософские концепции.

Источник: https://studfile.net/preview/6274218/page:2/

Философия. Ответы на экзаменационные вопросы. 2. Место и роль философии в культуре (К. Е. Халин, 2009)

Место и роль философии в культуре 2

2.1. Понятие культуры в философии

Без понятия культуры невозможно в полной мере представить себе общественную жизнь, способы и формы духовно-практической деятельности человека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми.

История человеческого рода – это и история его культуры, включая и философское творчество. Культура – это способ существования человека в общественной жизни.

Это творческая сущность человека в многообразных формах своей реальной действительности, способ утверждения человеком себя в качестве творца. Культура – это подлинное основание общественной жизни.

Культуру как социальное явление изучают многие науки. Социальная философия также изучает культуру, но она, в отличие от частных наук, рассматривает ее как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее места в жизни человека и общества.

Термин «культура» имеет много смысловых значений. В научной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. В обыденной жизни под культурой понимают уровень образованности и воспитанности человека.

Термин «культура» впервые был применен известным римским оратором и философом Цицероном. Он понимал под этим феноменом позитивное влияние философии на ум человека. По его мнению, философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.

В Средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиозным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура в это время определяется как богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.

В эпоху Возрождения под культурой стали подразумевать высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) видели в культуре прежде всего воплощение разума – светлого, цивилизованного начала.

Культурность нации они противопоставляли варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Цель культуры – сделать народ счастливым, а общественный строй – совершенным и справедливым.

В эпоху Просвещения появилась пессимистическая трактовка культуры, характеристика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию выражал Жан-Жак Руссо.

Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры.

Немецкие мыслители подчеркивали, что культура – это мир идей, вещей и социальных институтов, созданных в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход отчетливо проявился в творчестве И. Гердера.

По его мнению, культура – это прогресс в развитии способностей человеческого ума, а важнейшим проявлением культуры выступает язык как орудие общения. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало применяться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер. В марксизме были исследованы различные проявления культуры – культура труда, политическая культура, духовная культура общества.

Социологические трактовки понятия культуры появились в социальной философии на рубеже XIX–XX вв.

Ф. Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний, запретов. Только «сверхчеловек» может разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечения стать свободным и независимым.

О. Шпенглер был автором теории «локальных культур», в которой отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура как «живое тело души» распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов.

Он выделил 8 локальных культур: египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, русско-сибирскую и культуру народов майя. Все они рассматривались О. Шпенглером как независимо существующие друг от друга.

По его мнению, переход общества к цивилизации означает кризис и гибель культуры.

З. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. Человек – это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов.

Культура враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.

Фрейд считал, что современный человек является гораздо большим пленником культуры, нежели его первобытные предки, и эта тенденция может погубить все человечество.

В философии XX в. существовали и иные представления о культуре. В некоторых учениях (Д. Белл, Р.

Арон) культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. В докладах римского клуба (А.

Печчеи) сделано ударение на необходимости совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.

2.2. Представления о культуре в русской философии

В русской философии понятие культуры традиционно имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все, что разрушает жизнь и мировую гармонию.

Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости, духовной основы общества. Большой вклад в познание культуры в отечественной философской мысли внесли Л. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н.

Гумилев и др.

Русская философия подчеркивала самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях – в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экологической жизни и многом другом. Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мироощущение и мировоззрение русского человека.

В ней большую роль играет духовное начало, культ правды, добра и справедливости, а не вещей и жажды накопления. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры – Запада и Востока.

В силу этого она «обречена» на живой диалог с другими национальными культурами и поэтому имеет богатейшие возможности для обогащения себя благодаря такому воздействию.

В конкретные временные эпохи термин «культура» раскрывался своеобразно. Во множестве философских учений по-разному трактуется сущность, смысл и функции культуры.

Обобщая этот материал, можно сказать, что культура есть сложный социальный организм, который рождается, живет, умирает, уступая дорогу своим преемникам.

В основе культуры лежит живая и многоликая деятельность человека, а также ее предметные воплощения и отношения между людьми как ее творцами.

Культура – это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т. е. физическую и духовную энергию. Культура – это все, созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир.

Культура – это явление, имеющее особое значение в жизни человека и общества. Это значение проявляется в социальных функциях культуры.

Прежде всего культура выполняет познавательную функцию, которая помогает получать знания о человеке и окружающем мире. В первую очередь данную роль выполняет наука как специфический фрагмент культуры общества. Познание имеет место также в таких формах культуры, как мифы, религия, искусство.

Практическая функция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция заключается в том, что культура являет собой «вместилище» ценностей, т. е.

имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека – идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.

Веками человечество накапливало общественные ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести и милосердия. Культура – это мир ценностей: этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.

Существует также и социализирующая функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре нет и не может быть воспитанного и нравственного человека.

Богатый человек с точки зрения философии – это человек, сумевший присвоить себе содержание человеческой культуры в различных ее формах. Культура – это прорыв человека из хаоса и тьмы к свету и полноте своего существования. Русский философ С.Н.

Булгаков подчеркивал, что задача культуры – «очеловечивание мира и обожествление человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно».

Таким образом, культура – это предметное воплощение творческой сущности человека как субъекта общественной жизни и истории. Формируясь, культура становится подлинным основанием и условием существования и человека, и общества.

2.4. Культура и цивилизация

Термин «цивилизация» (от лат. civilis – «гражданский, государственный») до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах:

1) как синоним культуры (например, у А. Тойнби);

2) как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно – стадия их деградации и упадка. (О. Шпенглер «Закат Европы»).

Культура и цивилизация в рамках данных концепций трактуются как относительно самостоятельные аспекты истории: культура – это чисто духовный аспект, который задает высшие ценности и жизненные смыслы; цивилизация – научно-технический аспект, задает технологический уровень развития общества и является заключительным этапом упадка любой культуры;

3) как степень исторического развития человечества, следующая за варварством (А. Морган, А. Тоффлер);

4) как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса (понятие «цивилизация» употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, а под понятием «культура» имеют в виду качественную сторону цивилизации (А. Вебер).

При всем многообразии подходов к пониманию соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия.

Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия.

В цивилизации главное – это непрерывная смена технологий для удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.

Некоторые ученые придерживаются представления о цивилизациях как локально-исторических образованиях, имеющих в своей основе своеобразный социокультурный код. Этот подход развивается в идеях М.

Вебера и А. Тойнби, отмечающих то, что для каждой цивилизации важен прежде всего духовно-религиозный код деятельности. Если же цивилизации навязывают иные ценности, то наступает реакция отторжения.

Обострение глобальных проблем современности и необходимости их решения в масштабах всей планеты заставляет все существующие цивилизации идти навстречу друг другу, искать точки соприкосновения.

На определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления общечеловеческой цивилизации. К.

Ясперс в своей работе «Истоки истории и ее цель» выделил четыре этапа мировой истории:

1) доистория;

2) великие исторические культуры древности (локальные истории);

3) осевая история (начало всемирной истории);

4) эпоха техники (переход к единой мировой истории).

На основе техногенного подхода выделяют доиндустриальную (аграрную); индустриальную (промышленную) и постиндустриальную (информационную) цивилизации.

В постиндустриальном (современном) обществе ведущая роль переходит к науке, образованию, информатике, преобладает сфера услуг, а не сфера промышленности, характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы, искусства, духовных ценностей.

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%9A_%D0%95_%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C_%D0%90_%D0%B8_%D0%B4%D1%80_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B/2

3. Роль философии в культуре. Философия и мировоззрение

     Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

     Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

     В истории человечества выделяется три основных формы мировоззрения:

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Философское

     Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности.

Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

     Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

     Философское мировоззрение — отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

     В философском мировоззрении выделяется 4 компонента:

1. Познавательный

2. Ценностно-нормативный

3. Эмоционально-волевой

4. Практический

     Философское мировоззрение имеет определенную структуру:

     1 уровень: Элементарный — совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания

     2 уровень: Концептуальный — включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

     3 уровень: Методологический — включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

     Философия самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.

     Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла.

Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно.

Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

     Философия это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

     В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.

     Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.

     Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

4. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии.

     Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.

     Можно выделить две группы основных функций философии: мировоззренческие и методологические

     Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы

     К методологическим функциям философии относятся:

1) функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук;

2) критическая функция суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов;

3) интегративная обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов);

4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).

     Существуют следующие основные разделы философского знания.

1. онтология философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы);

2. гносеология теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности);

3. аксиология философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни; 

4. праксиология философия социального действия (теоретическое рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений).

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/mesto-i-rol-filosofii-v/7714.74852.s2.html

phil — 2.Место философии в культуре..

Место и роль философии в культуре 2

Место философии в культуре.

Философия появляется из глубинной потребности человеческой культуры в такого рода знании, которое в условиях отсутствии точных сведений о конкретных явлениях и процессах способствовало бы ориентации человека в мире, помогало в трагических обстоятельствах его бытия.

Эту функцию могло выполнить знание, которое как бы «с высоты птичьего полета» создавало общую цельную картину мира, в которой были четко обозначены «тропы», но которым человек мог бы из «ночи кошмаров» своего бытия выйти к «храму будущего».

И на первом этапе своего существования философия рисовала картину мира гармоничною, «конусообразного, ставя перед человеком великую цель: постижение этой гармонии и встраивание своих действий в ее течение.

В таком мире «Бог не бросает костей», и если человека постигает какая-то неудача или трагедия, то не следует винить в этом космос, а нужно попытаться глубже постичь его Логос. Причем этот Логос — уже не Бог, а некая объективная сила, присущая самому миру. Человек может быть уверен, что, осуществив четко определенную последовательность действий, он получит ожидаемый результат.

https://www.youtube.com/watch?v=jAQ736UW0tI

Источники и причины возникновения философии

Термин философия впервые родился в др. Греции, автором является Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается.

Выходя за рамки термина, философия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может выступать как религия.

Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения.

Человек в своем жизненном потоке осваивает реальность, в которой он находится. Основные усилия осознавшей себя философии, сводятся к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы основные проблемы философской мысли.

Философия появляется вначале и одновременно в трёх основных точках формирующейся единой человеческой цивилизации (Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия). Возникает целый комплекс причин для возникновения философии. Эти причины принято называть с одной стороны социальные и гносеологические с другой.

Социальные причины. 1) возникает подвижная социальная структура (социальная классовая структура). 2) появляется разделение труда (умственный и физический), т.е.

возникает класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется интеллигенция). 3) социально территориальное разделение, т.е. разделение населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой культуры и опыта.

4) возникновение политики, т.е. государственности и межгосударственных связей.

Гносеологические (познавательные) причины. 1) возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. Геометрия — отражение всеобщих форм. Математика — нахождение всеобщих числовых закономерностей. 2) возникновение религии. Т.е.

отражение всей действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого духовного основания. 3) возникновение противоречий между наукой и религией. Т.е.

Философия является посредником между наукой и религией, возникает триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества: наука, религия.

Особенности возникновения. 1) сначала Философия возникает как плюралистическая (материализм, идеализм, религиозная Философия). 2) Философия возникает в двух основных типах: а) рациональная Философия (греческая Философия с опорой на науку и на теоретическую форму изложения, а также на социальную проблематику).

Греческая Философия становится духовным выражением западной культуры. б) иррациональная Философия (восточная) с опорой на художественную или полухудожественную форму изложения и на вселенскую проблематику. Т. е. человек есть космическое существо. А с точки зрения греческой философии человек есть социальное существо.

Структура философии.

Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.

При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия – на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью.

Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

1) что первично, что вторично , 2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

Функции — Мировоззренческая функция, Методологическая функция, Прогностическая функция философии, Синтетическая функция ( просто так написала, мало ли что)=) говорить донт стоит, потому что может прицепиться))

Источник: https://www.sites.google.com/site/philustu/home/2

Refy-free
Добавить комментарий