Медиация

Содержание
  1. Использование медиации и других примирительных процедур
  2. Медиация – что это простыми словами
  3. 3 основных подхода в разрешении споров
  4. Какой из способов худший?
  5. Почему суд не самый простой способ разрешить спор
  6. Медиация – это не медитация
  7. Пять основных «НЕ» в работе медиатора
  8. ТОП-5 причин отдать предпочтение медиации
  9. Понимание приводит к соглашению!
  10.  Любовная лодка разбилась о быт. Как поможет медиация быт поделить?
  11.  Медиация признает эмоции!
  12.  Кто такой медиатор и зачем он нужен
  13.  Решили разрешить спор в медиации и не знаете с чего начать?
  14. Хотите предложить оппоненту разрешить спор в медиации и не знаете как? Выход есть
  15. Какие расходы стоит ожидать?
  16.  Можно ли заставить исполнить соглашение, составленное в медиации
  17. Почему иномарка и норковая шуба не делятся на два
  18. О медиации | «научно-методический центр медиации и права»
  19. Медиация? Нет, не слышал..
  20. Медиация: понятие и принципы, современная практика и где применяется, как проводится процедура
  21. Медиация — что это такое?
  22. Кто такой медиатор и зачем он нужен
  23. История медиации
  24. Современная практика применения
  25. Принципы медиации
  26. Правовая основа медиации
  27. Как проходит медиация
  28. Почему стоит использовать разрешения конфликтов
  29. Медиация: разрешение конфликта без поиска виноватых
  30. Зачем нужна медиация в школе?    
  31. Что из себя представляет школьная служба медиации?  
  32. Какова специфика школьной медиации?  
  33. Могут ли родители, зная о конфликте в школе, инициировать процедуру медиации, если в школе об этой процедуре никто не слышал?

Использование медиации и других примирительных процедур

Медиация

1) Можно ли примириться по спору, находящемуся на рассмотрении арбитражного суда?

Стороны могут примириться на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Более того, в соответствии с частью 1 статьи 138 АПК РФ арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

2) Почему стоит использовать примирительные процедуры?

  1. ЭФФЕКТИВНО: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.
  2. НЕДОРОГО: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.
  3. БЫСТРО: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.
  4. СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
  5. ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.
  6. ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.
  7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.
  8. ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.
  9. ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
  10. КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

3) Какие примирительные процедуры можно использовать в арбитражном процессе?

Стороны вправе использовать любые примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

Наиболее популярными примирительными процедурами на сегодняшний день являются:

Переговоры — вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно урегулируют конфликт.

Переговоры — одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, поскольку переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение предмета спора.

Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.

Медиация — процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.

Порядок и особенности проведения процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации).

4) Как использовать примирительные процедуры в арбитражном процессе?

Для использования примирительных процедур в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедуры медиации).

5) Как найти медиатора?

В настоящее время в нашей стране в целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.

Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч. 3 ст. 9 Закона о медиации).

Такими организациями по имеющейся у Верховного Суда Российской Федерации информации по состоянию на 16.03.2017 являются следующие (список организаций приводится в алфавитном порядке)*:

Барнаул

  • Некоммерческое партнерство «Сибирский центр медиации и права» (656049, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 139, оф. 2 (правое крыло, 2 этаж), тел. (3852) 396-500, e-mail: sibmediacia@mail.ru; сайт: www.sporgid.ru);

Белгород

  • Центр медиации и права Белгородского университета кооперации, экономики и права (Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая 116 б, тел.: +7 (4722) 34-77-91, 31-74-29, +7-910-323-13-30, e-mail: centrmedia@bukep.ru, kaf-up-zav@bukep.ru, сайт: www.bukep.ru);

Источник: http://www.arbitr.ru/conciliation

Медиация – что это простыми словами

Медиация

Медиация, как современный способ разрешения споров все больше завоевывает симпатию среди населения и представителей бизнеса. По моим наблюдениям профессионального медиатора, как правило, к медиации обращаются, когда необходимо сэкономить деньги, время и на протяжении разрешения всего спора чувствовать себя в эмоциональной безопасности.

В этой статье мы разберемся: что такое медиация и почему она становится популярной. Понимая то, что слово «медиация» незнакомо и иногда вызывает иные ассоциации, я постараюсь рассказать о медиации не юридическим языком, а простыми словами.

  • 3 основных подхода в разрешении споров
  • Какой из способов худший?
  • Почему суд не самый простой способ разрешить спор
  • Медиация – это не медитация
  • ТОП-5 причин отдать предпочтение медиации
  • Кто такой медиатор и зачем он нужен
  • Решили разрешить спор в медиации и не знаете с чего начать?
  • Какие расходы стоит ожидать?
  • Можно ли заставить исполнить соглашение, составленное в медиации

3 основных подхода в разрешении споров

Итак, для того, чтобы было понятно, что есть медиация и чем она отличается от других способов разрешения споров, давайте начнем «танцевать из-за печки».

Традиционно выделяют три подхода в разрешении споров.

Первый из них «Я сильнее» – подход с позиции силы, то есть одна сторона спора подавляет другую за счет перевеса силы.

Каждая из сторон пытается найти единственное решение, которое другая сторона вынуждена будет принять. Самый простой пример – это война или драка.

Хотя, говоря о силе, не стоит обращать внимание только на физическую силу. Сила, в том числе, — это численное превосходство, деньги, статус и др.

Решение спора с позиции силы использует принцип «все средства хороши», дает явный и быстрый результат, однако он порождает желание другой стороны отомстить.

Второй подход «Закон превыше» – здесь речь идет о разрешении спора с позиции права (закона), то есть стороны нацелены определить победителя в споре исходя из тех вариантов, которые указаны в законе. Знакомо, не правда ли? Это самый распространенный подход.

Такое разрешение спора может происходить путем направления претензий друг другу, проведения прямых переговоров, а также в суде.

Кроме того, этот подход характеризуется тем, что можно включить давление, используя процедуру исполнительного производства (обратиться к судебному исполнителю).

Разрешение спора с позиции права (закона) обеспечивает равенство сторон перед законом, он более предсказуем, однако что делать, если ситуация явно не подпадает под юридические нормы?

Возможно, попробовать третий подход«Что ты хочешь?»– разрешение спора с позиции интересов. И вот этот подход используется в медиации. Переговоры сторон проходят вокруг одного вопроса – чего вы хотите в результате (в чем ваш интерес)?

Данный подход ориентирован на решения спора с точки зрения справедливости, при этом учитывается понимание справедливости каждой из сторон.

Во время переговоров создаются эмоционально комфортные условия, которые обеспечивает нейтральный посредник (медиатор).

И основная цель переговоров — достижение взаимовыгодного решения спора, при этом сохраняются или восстанавливаются отношения между спорщиками.

Какой из способов худший?

Помните у Юрия Левитанского:

 Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Нельзя сказать, что есть худший или лучший способ разрешения спора, при этом нельзя утверждать, что есть и универсальный.

На мой взгляд, каждый из способов имеет свою область применения, свои плюсы и минусы. Кроме того, подходит ли Вам для разрешения спора тот или иной подход, как это ни странно, зависит от Ваших ценностей, предпочтений и воспитания.

В случае с юридическими лицами важно предвидеть конечную выгоду от использования того либо иного подхода. Иногда стоит задаться вопросом: важно ли для Вас потеря партнера? Что будет, если выбранный Вами способ разрешения спора затянет время и отвлечет материальные ресурсы? Готовы ли Вы к проигрышу?

 В любом случае у Вас всегда есть выбор.

Почему суд не самый простой способ разрешить спор

Когда я хожу в суд, либо по своим личным спорам, либо в качестве представителя юридического лица, ловлю себя на мысли: как бы хорошо ты не был подготовлен к суду, ты все равно находишься в нестабильной ситуации, а иногда не чувствуешь себя в безопасности.

Почему? Потому что в судебном рассмотрении спора ты не чувствуешь себя хозяином положения, при чем не важно истец ты или ответчик.

Кроме того, как черт из табакерки начинают вдруг «вылезать» какие-то дополнительные расходы, связанные со сбором доказательств. И это дополнительно к оплате государственной пошлины или услуг адвоката.

Вот, к примеру, по одному спору с потребителем о качестве строительных работ, в котором мы с коллегой были представителями строительной организации, обе стороны понесли ряд расходов. Первая предполагаемая статья расходов — оплата проведения строительно-товарной экспертизы (около 2500 $).

Экспертиза была проведена, однако существенность недостатков строительства не смогла определить, потому что не в ее компетенции было провести техническое обследование объекта строительства и составить проект устранения недостатков.

  Вот эти расходы для обеих сторон оказались непредсказуемыми и дополнительно потянули из бюджета по 1000$ у каждой стороны. В итоге суд вынес решение, которое не удовлетворило ни одну из сторон. Оно является законным, но несправедливым для обеих сторон.

Осадок неудовлетворенности остался, и он будет и дальше воздействовать на стороны, которые независимо от принятого решения  остаются в договорных отношениях.

Все что я описала выше по данному судебному делу – это расходы явные и связанные с ведением дела в суде. Но давайте обратим внимание на то, что судебный процесс занял более года. На время суда были приостановлены все строительные работы по объекту.

Если учесть, что строительство осуществлялось из дерева, которое имеет свойство деформироваться и требует постоянного ухода, потребителю придется дополнительно вложить деньги на то, чтобы устранить возникшие на объекте за это время естественные дефекты.

Итак, сторонами для разрешения спора был выбран подход с позиции права (закона). Ни одна из сторон не смогла найти те нормы, которые явно подтверждали ее правоту.

Как итог- потеря времени, материальных средств и отсутствие удовлетворения от судебного решения. С точки зрения договорных обязательств, стороны оказались в той же точке, в которой вошли в судебный процесс.

Однако уже их отношения имеют негативную эмоциональную окраску.

В противовес аналогичный спор с потребителем, при рассмотрении которого судья настоятельно рекомендовала пойти сторонам в медиацию. Спор разрешился в течение  месяца, стороны заключили медиативное соглашение, которое легло в основу мирового соглашения, утверждаемого судом.

Соответственно расходы сторон были связаны только с оплатой государственной пошлины, услуг адвоката и услуг медиатора, стоимость которых несравнима со стоимостью проведения судебной экспертизы.

При этом приостановление строительных работ на один месяц практически не повлияло на качество строительного объекта.

В этот раз, сторонами изначально был выбран подход разрешения спора с позиции права, однако впоследствии изменен на подход с позиции интересов. Как мы видим, использование любого подхода в разрешение спора влечет расходы, однако они оказались значительно меньше, чем в предыдущем случае.  

Медиация – это не медитация

Очень часто, когда произносишь слово «Медиация», твой собеседник слышит слово «Медитация». И хотя оба слова иностранные, смысл которых непонятен, к слову «медитация» наше ухо уже более привычно.

И вот тут происходит разрыв мозга: человеку, у которого трудная жизненная ситуация, который практически стоит с иском на пороге суда, вместо решения предлагается использование «духовных практик»?

Хотя, в этом что-то есть, ибо в переводе с латинского слово «медитация» означает «размышление». А иногда стоит поразмыслить над своим спором. И поразмыслить эффективнее всего на медиации, с поддержкой переговоров нейтральным независимым третьим лицом (медиатором).

Итак, если говорить простыми словами, то медиация – это беседа, которая имеет определённую структуру, принципы и правила.

С точки зрения права – это способ разрешения спора.

То есть на медиацию могут прийти те, кто спорит друг с другом. И соответственно минимальное количество участников этой беседы – три человека. Кто они? Во-первых, это спорщики.

Их должно быть хотя бы двое, потому что если человек спорит сам с собой, и не может договориться – это не медиативный случай. Во-вторых – это медиатор.

То есть человек, имеющий определенные знания и навыки в области организации переговоров, который ведет себя нейтрально по отношению к обеим сторонам.

Пять основных «НЕ» в работе медиатора

 Процедура медиации добровольная, то есть у обеих сторон должно быть желание разрешить свой спор. Стороны в медиации равны, то есть, нет истцов и ответчиков, потерпевших и обидчиков.  Медиатор не дает никому из сторон предпочтения, при этом он сохраняет в тайне информацию, услышанную на медиации.

ТОП-5 причин отдать предпочтение медиации

Первая причина – взаимная выгода в результате разрешения спора.

В медиацию приходят стороны, которые не просто хотят разрешить хоть как-то свой спор, они хотят найти такое решение, которое устроило б сразу всех. И поскольку переговоры в медиации идут с позиции интересов сторон, а поиск решения может выходить за рамки спорных отношений – достичь такого результата вполне возможно.

Простой пример: Иванов должен 100 рублей Петрову. Петров хочет вернуть долг, но у него есть только 70 рублей. При этом на 30 рублей он готов Иванову отдать n-ое количество килограмм картофеля.

Иванов согласен взять картофель только на 10 рублей, потому что у самого в этом году на приусадебном участке хороший урожай. Однако у Иванова нет техники для того чтобы подготовить землю на участке к следующему сезону.

Но такая техника есть у Петрова и он бы ее взял в аренду за 20 рублей.

Итак, стороны приходят к следующему соглашению: Петров передает Иванову 70 рублей,  n1-ое количество килограммов картофеля, общая стоимость которого 10 рублей, и сдает Иванову в аренду технику на 2 дня, арендная плата которой составляет 20 рублей в зачет имеющегося долга.

         Долг погашен, стороны удовлетворены результатом и процессом переговоров, обоюдная выгода очевидна.

Понимание приводит к соглашению!

          Вторая причина —  конфиденциальность процесса.

Часто для того чтобы разрешить спор, необходимо сказать друг другу то, что постороннему уху не стоит слышать. Иногда это очень интимные вещи, иногда это табуированная лексика, которая неприемлема в официальных переговорах, а возможно и что-то что находится на грани противозаконного. Но мы сейчас говорим о той информации, которую невозможно не сказать и необходимо другой стороне услышать.

         О чем это я сейчас говорю? Ну, например, бывает так, что желание развестись связано с подозрениями в измене одного из супругов.

Очень редко обидевшийся супруг из уст подозреваемого в измене супруга слышит какие- то доказательства отсутствия измены, втемяшив что измена была и факты на лицо: следы от помады, нижнее белье в кармане, пустой кошелек и смс в телефоне с признанием в любви.

         О том, как все было на самом деле, супруг возможно 1000 раз объяснял своей второй половинке. Однако она его не слышала из-за того, что ею завладели сильные эмоции и стали барьером на пути к получению информации. А ведь надо объяснить и про поцелуи на вечеринке и про женское нижнее белье и уж тем более, куда ушел семейный бюджет и что за Лена объясняется ему в любви.

 Медиатор выслушивает стороны и повторяет услышанное. Это способствует тому, что супруги, получив информацию не от источника их агрессии, начинают слышать новые факты, необходимые для размышления над сложившейся ситуацией.

А медиатор обязан сохранять конфиденциальность информации и не разглашать ее без разрешения всех сторон, участвующих в переговорах. Конечно, есть исключения.  Они касаются информации, содержащей угрозу жизни и здоровья человека, а также информацию о подготовке преступления.

Вся другая информация будет закрыта от посторонних глаз и ушей.

 Любовная лодка разбилась о быт. Как поможет медиация быт поделить?

           Третья причина — не надо доказывать свою правоту.

         Переговоры в медиации строятся на том, что мир субъективен. У каждой стороны своя правда, свой взгляд на ситуацию. Медиатор принимает это и находится в безоценночной позиции по отношению, как к личности сторон, так и к их поступкам.

В медиации не надо предоставлять какие-либо доказательства своей позиции и своей правоты, потому что медиация не работает с прошлым.

Гораздо важнее то, что будет в будущем, как дальше будут выстраиваться между спорщиками взаимоотношения, как личные, так и имущественные.

         Четвертая причина  — эмоциональный комфорт

Мы говорим о том, что медиация признает эмоции, и те что возникают в процессе спора между сторонами и те, что возникают у сторон на самой медиации. Медиатор не только обращает на них внимание, для него они являются показателем удовлетворенности или неудовлетворенности сторон.

Как мы уже говорили, у сторон в споре, как правило, не реализуются несколько потребности. Первоначально – это быть понятыми и быть услышанными. В медиации с помощью медиатора эти две потребности реализуются в полной мере. Каждая сторона уже вначале медиации чувствует положительные эмоции от их удовлетворения.

И это не единственное, что может вызвать положительные эмоции. На одной из медиаций пожилая женщина расплакалась. И плакала она не от боли.

Это была реакция на то, что в отличие от суда с ней говорят на понятном ей языке, она все понимает, медиатор не использует заумные юридические термины.

Она плакала от того, что почувствовала себя равноправным участником переговоров по разрешению спора.  Потому что для участия в медиации ей не нужны были никакие специальные знания.

Хочется вспомнить и медиацию, когда наследники, борясь за свое имущество, в процессе судебного разбирательства постоянно испытывали тревогу, страх и стресс, что заставляло их защищаться и нападать: драки, оскорбления, вызовы участкового, смена замков на доме из-за которого был спор. И для контраста эмоционально ровная беседа после успешной медиации о том, что всех их интересует: посевы, урожаи, благоустройство территории.

Медиация способствует тому, что градус эмоций снижается и есть возможность искать решение своего спорного вопроса ни в качестве врагов, а в качестве партнеров.

 Медиация признает эмоции!

          Пятая причина – экономия времени

         Чем дальше в лес, тем больше дров. Такую ассоциацию у меня вызывает суд. Редко бывает так, что суд заканчивается за одно заседание. В то время как в медиации спор может быть разрешен в течение трех часов.  Один из показательных примеров мы описывали здесь.

Почему? Секрет прост, потому что ответственность за решение спора лежит на сторонах, а медиатор лишь помогает им осознать, где кроется решение.

Простыми словами медиация процедура гибкая, конфиденциальная, мало затратная по времени, эмоционально комфортная для участников и нацеленная на обоюдную победу.

 Кто такой медиатор и зачем он нужен

Медиатор – это нейтральный независимый посредник в беседе. Как мы уже говорили, он не имеет право присоединиться к мнению сторон и не принимает решение.

Он отвечает за стройность самого процесса медиации, следит за соблюдением сторонами правил в переговорах и задает вопросы «со стороны», отвечая на которые участники медиации сначала выходят на свои интересы, а потом исходя из того, чего они хотят  — находят решение.

 Решили разрешить спор в медиации и не знаете с чего начать?

         Проще простого, позвонить медиатору, например, мне Красовской Ирине +375296122520. Номера телефонов других медиаторов можно найти на нашем сайте. В разделе «Медиаторы».

Если никто из наших медиаторов не приглянулся, на сайте Министерства юстиции указан полный перечень действующих в Республике Беларусь медиаторов.

Что дальше? Медиатор расскажет Вам о том, как будет проходить медиация. Обсудит желание других сторон участвовать в медиации. Если Вы попросите медиатора, он может обратиться ко второй стороне с предложением о разрешении Вашего спора в медиации. При этом он подчеркнет и для Вас и для второй стороны, что не представляет чьи-либо интересы и не будет настаивать на проведении медиации.

Хотите предложить оппоненту разрешить спор в медиации и не знаете как? Выход есть

 Если все стороны согласны, то между сторонами и медиатором заключается соглашение о проведении медиации – этот документ подтверждает то, что Вы выбрали медиацию в качестве способа разрешения Вашего спора.

О том, как проходит сам процесс медиации можно ознакомится здесь.

Какие расходы стоит ожидать?

В медиации два вида расходов:

  1. Оплата вознаграждения медиатора.

Размер вознаграждения каждый медиатор определяет для себя самостоятельно.  Она зависит от опыта и востребованности медиатора. Как правило, это почасовая оплата.

  1. Возмещение расходов на проведение медиации.

Сюда включается аренда помещения, коммунальные платежи, канцелярские и почтовые расходы, а также расходы на услуги связи.

 Можно ли заставить исполнить соглашение, составленное в медиации

Можно, законодательство Республики Беларусь позволяет медиативное соглашение принудительно исполнить. Однако принуждение к исполнению – это рычаг разрешения спора с позиции права. Как мы помним, в медиации разрешается спор с позиции интересов. Если цель медиации достигнута, то есть интересы сторон удовлетворены, то нет основания для его неисполнения.

Простыми словами, медиация –   это беседа, результат договоренности в которой стороны  хотят исполнить, поскольку это отвечает их интересам.

Почему иномарка и норковая шуба не делятся на два

Источник: http://medialead.by/o-kompanii/publikacii/mediaciya-chto-eto-prostymi-slovami.html

О медиации | «научно-методический центр медиации и права»

Медиация

альтернативный метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны – медиатора, оказывающей содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы*.
* Определение Ц.А. Шамликашвили.

Медиация — наиболее «мягкая» форма альтернативного разрешения споров.

Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимоприемлемому решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
  • При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
  • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
  • В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
  • При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации — это конфиденциальный процесс.
  • Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных, межэтнических и просто многосторонних споров. Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг».

Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга.

Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий взаимовыгодного, а, главное, жизнеспособного решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.

В настоящее время медиация активно используется в странах Европы, США и в Австралии.

Области применения:

  • коммерческие споры
  • меж- и внутрикорпоративные споры
  • споры в банковской и страховой сфере
  • сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон
  • конфликты на работе
  • семейные споры
  • споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью
  • медиация в образовании
  • межкультурные конфликты, и многое другое

Когда медиация возможна:

  • главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);
  • речь идет о длительных, значимых отношениях (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);
  • на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);
  • стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны;
  • необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;
  • имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет».

Отличия процедуры медиации от судебного разбирательства

СудМедиация
Процесс может начаться и вопреки воле одной из сторонПроцедура медиации подразумевает добровольность
Судья назначаетсяМедиатор выбирается
Решение принимается в строгом соответствии букве законаРешение принимается с учетом интересов сторон, но в рамках закона
Суд наделен властными полномочиямиМедиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения
Длительная и формализованная процедураУскоренная и неформальная процедура
Публичность процессаКонфиденциальность
Состязательность сторонСотрудничество сторон

Преимущества медиации

Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.

Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений. В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.

При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Источник: https://mediacia.com/what-is-mediation/

Медиация? Нет, не слышал..

Медиация

Институт медиации существует в России более 10 лет, а после вступления в силу 1 января 2011 года специального закона он вышел на новый уровень (Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации). По оценкам ВС РФ, по состоянию на четвертый квартал 2014 года более чем в 60 субъектах РФ были созданы организации, осуществляющие медиативную деятельность.

Чаще всего, по выводам Суда, посредством медиации удается решить споры, возникающие из брачно-семейных, земельных, наследственных, жилищных и трудовых отношений (п. 5 Справки о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год, утв. Президиумом ВС РФ 1 апреля 2015 г.; далее – Справка).

При этом ВС РФ отмечает, что несмотря на рост числа примирительных процедур за последние несколько лет, их востребованность все еще остается достаточно низкой. Портал ГАРАНТ.РУ выяснил, почему после обращения спорящих сторон в суд они так редко прибегают к процедуре медиации.

Что такое медиация? 

Под медиацией понимается альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника. Данная процедура проводится добровольно, при обоюдном согласии спорящих сторон (как граждан, так и предпринимателей) (п. 2 ст. 1 закона о медиации).

В качестве независимого посредника для урегулирования спора приглашается медиатор, который осуществляет свою деятельность бесплатно либо на платной основе. Профессиональные организации по медиации оказывают свои услуги только возмездно (п. 1 ст.

10 закона о медиации).

Результатом применения процедуры медиации является медиативное соглашение, в котором прописываются условия разрешения спора (п. 7 ст. 2 закона о медиации).

Такое соглашение заключается в письменной форме, однако в случае, если спор уже находится на рассмотрении суда, не имеет юридической силы.

Для того, чтобы закрепить достигнутые договоренности в правовом поле, стороны могут ходатайствовать перед судом о признании медиативного соглашения мировым (ч. 3 ст. 12 закона о медиации).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Суд откажет в утверждении медиативного соглашения в качестве мирового, например, в случае, если:

  • у представителя стороны, участвовавшего в заключении медиативного соглашения, отсутствуют полномочия на заключение мирового соглашения или они неясно сформулированы;
  • медиативное соглашение противоречит закону;
  • его условия нарушают права и интересы иных лиц или в принципе неисполнимы;
  • в судебном заседании одна из сторон отказывается от заключения мирового соглашения (п. 12 Справки). 

Главное преимущество медиации перед судебным процессом заключается в оперативности разрешения конфликта – ведь медиаторы не связаны формальными требованиями процессуального законодательства и чаще всего не имеют «в производстве» несколько десятков дел одновременно, в отличие от судей. Кроме того, судебное решение часто не удовлетворяет одну или даже обе стороны, что вынуждает их обжаловать его в вышестоящие суды. У квалифицированного же медиатора гораздо больше возможностей добиться в ходе переговоров компромисса, который устроил бы всех участников спора.

В условиях перегруженности судов медиация приветствуется судейским сообществом.

Главный консультант Управления систематизации и анализа судебной практики ВС РФ, советник юстиции I класса Алексей Солохин отмечает, что договорившимся по конкретному вопросу сторонам будет проще разрешать разногласия в будущем.

Кроме того, такие договоренности скорее всего не придется обжаловать, а их исполнение с большой долей вероятности будет происходить добровольно. Значит, стороны сохранят драгоценное время, получив при этом желаемый результат.

Однако многие граждане и предприниматели, которые уже обратились в суд за разрешением своего спора, к предложениям воспользоваться примирительной процедурой относятся настороженно. Портал ГАРАНТ.РУ проанализировал причины этого и возможные пути решения сложившейся ситуации. 

Причина 1. Отсутствие информации об институте медиации 

Узнать актуальную судебную практику поможет «Энциклопедия судебных решений. Правовые позиции судов» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Как указывает ВС РФ, виной низкой популярности медиации во многом является плохая просветительская работа медиаторов и судов (абз. 7 подп. а» п. 16 Справки). Действительно, граждане не очень хорошо знакомы с сутью этой процедуры и возможностями ее применения.

Как отмечают медиаторы, наиболее действенный способ распространить информацию о себе – наладить взаимодействие с самими судьями. Тем более, что суд в начале рассмотрения каждого дела обязан выяснить, желают ли стороны провести процедуру медиации (ст. 172 ГПК РФ, ст. 135 АПК РФ).

«Когда мы начали направленно работать с судами общей юрисдикции, они пошли нам навстречу и заключили соглашение о взаимодействии. Теперь медиация в нашем регионе [Тамбовская область. – Ред.] получила широкое распространение.

Иногда стороны по делу соглашаются на альтернативный способ урегулирования спора, даже не понимая до конца, что это означает, – настолько большую роль играет для них рекомендация судьи», – делится своим опытом директор ООО «Центра разрешения споров «Диалог» Вера Гришина.

В целях информирования граждан об альтернативном способе урегулирования спора суды и медиаторы предпринимают различные меры, например, размещают разъясняющую информацию на стендах и публикуют ее на сайтах судов.

«Мы ввели практику раздачи информационных брошюр при приеме искового заявления, что существенно увеличило количество обращений к процедуре медиации на досудебной стадии.

Я даже могу похвастаться случаями, когда граждане приходили в суд подавать исковое заявление, но после проведенных разъяснений отказывались делать это и сразу обращались к медиаторам», – рассказала руководитель правления Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение», к. ю. н. Мария Коблева.

ВС РФ отмечает, что суды тоже не остаются в стороне: они проводят научные конференции, публикуют работы по соответствующей тематике, изучают медиативные технологии.

Как заявил юрист, медиатор-тренер Центра медиации и права Сергей Тюльканов, по статистике у судей, которые прошли курс медиации, больше мировых соглашений, чем у тех, кто ни разу не сталкивался с альтернативным способом урегулирования споров.

Несмотря на проводимую работу, эксперты отмечают, что большинство россиян все еще не владеют информацией об институте медиации и его возможностях.

Причина 2. Недостаточное законодательное регулирование процедуры медиации 

Профессиональные медиаторы указывают на не урегулированные законодателем процессуальные вопросы, которые «тормозят» распространение этой примирительной процедуры. Один из них – слишком сжатый срок на проведение медиации при передаче спора на рассмотрение в суд. Данный срок обусловлен сроком рассмотрения дела и не может превышать 60 дней (ч. 3 ст. 13 закона о медиации).

Суд может объявить перерыв в судебном заседании для общения сторон с медиатором на несколько часов (п. 9 Справки). Обычно это происходит в судах, где есть дежурные медиаторы. Но чаще всего суд откладывает судебное разбирательство.

В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации суд по ходатайству обеих сторон может отложить судебное разбирательство на срок, не превышающий 60 дней (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, ч. 2, ч. 7 ст. 158 АПК РФ, ч. 1-2 ст. 13 закона о медиации). Однако указанного времени не всегда бывает достаточно для разрешения спора.

Особенно сложно приходится тем тяжущимся, у которых рассматривается одновременно несколько разных, но связанных между собой дел в нескольких судах, – им для решения конфликта, как правило, необходимо собрать все материалы воедино.

Кроме того, «минусом» существующей процедуры медиации является отсутствие у медиатора права знакомиться с материалами дела, поскольку он не является стороной спора (ст. 34-35 ГПК РФ, ст. 40-41 АПК РФ). На предоставление копий документов сторонами процесса уходит время, а без всестороннего изучения всех имеющихся данных урегулировать возникший спор бывает достаточно трудно.

Причина 3. Высокая стоимость услуг медиаторов 

По мнению судов, высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов является существенным препятствием для более частого и эффективного использования института примирения (абз. 1 подп. «б» п. 16 Справки).

Сегодня за работу профессионального медиатора придется заплатить в среднем от 2 тыс. руб. в час.

По оценке президента Национальной организации медиаторов, научного руководителя Центра медиации и права Цисаны Шамликашвили, продолжительность процедуры медиации, не считая перерывов, обычно составляет от одного до нескольких дней при длительности одной сессии от трех до восьми часов. Таким образом, за разрешение спора с помощью медиатора в среднем придется заплатить около 19 тыс. руб. Для сравнения, госпошлина за подачу в суд общей юрисдикции иска ценой 10 тыс. руб. составит 400 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Однако в случае, если медиация закончилась заключением мирового соглашения до принятия решения, истцу возвращается 50% суммы уплаченной им государственной пошлины (п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

Кроме того, длительная судебная тяжба между предпринимателями может нанести им серьезные убытки, если продолжение работы до окончания судебного процесса становится фактически невозможным. Медиатор в таком случае может спасти ситуацию, быстро разрешив спор и тем самым сэкономив в перспективе деньги сторон.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Наш калькулятор расчета госпошлины поможет рассчитать сумму, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции (арбитражный суд), а также узнать размер других видов госпошлины.

Теоретически существуют различные возможности по снижению стоимости услуг медиации, например, оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, введение для них льготного налогообложения, создание конкурентной среды среди медиаторов и т. д.

Кроме того, можно по аналогии с Нидерландами взимать плату за услуги медиатора со спорящих сторон начиная не с первого, а, например, со второго часа работы медиаторов. А разработанный ВАС РФ законопроект1 предлагает внедрить в арбитражный процесс бесплатное судебное примирение.

Однако перечисленные выше идеи не облечены в конкретные законодательные инициативы, а указанный законопроект вот уже два года находится на рассмотрении в Госдуме в ожидании второго чтения.

Причина 4. Отсутствие в здании суда специального помещения для применения медиации 

Согласно данным ВС РФ, в ряде судов уже открылись специальные комнаты и кабинеты примирения – отдельные помещения, в которых стороны могут попытаться урегулировать спор.

«На мой взгляд, наличие в здании суда таких помещений в некоторых случаях может позволить спорящим сторонам быстрее прийти к примирению и в целом содействует повышению востребованности примирительных процедур», – высказался Алексей Солохин.

Правда, к настоящему времени, по сведениям ВС РФ, медиаторы привлекались к рассмотрению спора непосредственно в здании суда лишь в 18 регионах (п. 2 Справки).

С появлением специальных помещений заработали и дежурные медиаторы при судах. «Введение дежурных медиаторов стало для нас большим толчком к развитию.

Теперь у граждан есть возможность прямо в здании суда проконсультироваться у опытного медиатора», – сообщила Мария Коблева. «Насколько мне известно, медиаторы дежурят в комнатах примирения по определенному графику.

Если медиаторы в одном суде представляют разные организации, то устанавливается очередность дежурств», – разъяснил возможный порядок их работы Алексей Солохин.

Однако несмотря на все старания, полностью проблему выделения помещений для альтернативного рассмотрения споров и его материально-технического обеспечения решить в судах всех регионов еще не удалось (абз. 9 п. 16 Справки).

Причина 5. Негативное влияние судебных представителей на проведение медиации 

ВС РФ отмечает, что развиваться медиации мешает отсутствие стремления у судебных представителей к примирению сторон (абз. 4 подп. «б». п. 16 Справки). Дело в том, что при передаче дела медиатору и успешном разрешении спора необходимость в услугах судебного представителя часто отпадает, из-за чего последний остается без зарплаты.

Однако не все практикующие медиаторы согласны с тем, что адвокаты не заинтересованы в развитии медиации. «В моей практике адвокаты никогда не препятствовали передаче дел медиатору.

Если адвокат профессионален и видит, что спор может рассматриваться в суде десятилетиями, он сам предлагает воспользоваться примирительными процедурами», – заметила Вера Гришина. А советник Президента Федеральной палаты адвокатов РФ, к. ю. н.

Вахтанг Фёдоров вообще уверен, что адвокат может не только рекомендовать обратиться к медиатору, но и сам стать им. Тем более, законодательство это позволяет. Так, вне рамок адвокатской деятельности адвокат вправе оказывать услуги по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора (п. 3 ст.

9 Кодекса профессиональной этики адвоката). Но при этом должно соблюдаться одно ограничение: медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь (п. 2 ч. 6 ст. 15 закона о медиации).

В Ростовской области, по словам Марии Коблевой, адвокатское сообщество разделилось на два лагеря: одни считают, что медиация отнимает у них деньги, а другие сами прошли обучение и стали медиаторами.

«Судебный представитель обладает определенным жизненным опытом, профессиональными знаниями, этическими принципами – то есть всем тем, что так необходимо любому медиатору», – считает Вахтанг Фёдоров.

Причина 6. Отсутствие традиций по ведению переговоров 

Во второй половине XX столетия медиация уже широко применялась в США, Австралии, Великобритании, а чуть позже начала распространяться и в Европе. Почему же эта процедура прочно укоренилась во многих странах, но так плохо приживается в России?

ВС РФ в качестве одной из причин низкой популярности медиации указал психологический фактор (подп. «в» п. 16 Справки). Суды отмечают, что в нашей стране очень высокая степень конфликтности отношений в обществе и низкий уровень правовой культуры.

Институт медиации воспринимается гражданами как что-то инородное и не заслуживающее доверия, поскольку существует не очень давно и не является государственным.

ВС РФ подчеркивает, что для многих людей судебное решение кажется более «ценным» актом по сравнению с определением о прекращении производства по делу, вынесенным после примирительной процедуры, что юридически абсолютно неверно.

Еще одной причиной низкой востребованности медиации является стремление лиц, права которых нарушены, не только разрешить спор, но и привлечь нарушителя к ответственности любыми доступными способами.

А для недобросовестных граждан разрешение спора в судебном порядке является отсрочкой исполнения своих обязательств перед контрагентами. Как заметил Алексей Солохин, процедура медиации скорее всего не будет привлекательной для таких лиц, ведь их цель – не урегулировать спор, а затянуть судебный процесс.

Источник: https://www.garant.ru/article/634009/

Медиация: понятие и принципы, современная практика и где применяется, как проводится процедура

Медиация

Медиация — это альтернативный способ разрешения споров с помощью привлечения незаинтересованного третьего лица — медиатора. Служба медиации рассматривает конфликт и помогает людям найти решение для выхода из спорной ситуации.

Разрешение спора третьим лицом.

Медиация — что это такое?

Медиация — технология внесудебного урегулирования спора, позволяющая сторонам прийти к консенсусу и отстоять свои интересы.

При возникновении конфликта люди обращаются к медиатору (или в организацию, предоставляющую услуги по проведению процедуры медиации), который выступает в качестве посредника в переговорах по спору.

Согласно закону о медиации, участники сами должны договориться между собой.

Медиатор способствует ведению конструктивного диалога, в процессе которого рассматриваются возможные варианты решения проблемы с учетом требований обеих сторон. Услуга посредничества помогает выйти из конфликта, сохранив хорошие отношения, и является эффективным инструментом досудебного урегулирования конфликта. К медиатору можно обратиться даже в случае нахождения дела в судопроизводстве.

Существует также такое понятие, как арт-медиация — этот процесс помогает посетителям музеев или выставок произведений искусства составить свое мнение об экспонатах. В ходе беседы с клиентом арт-медиаторы задают различные наводящие вопросы. Они не дают собственной оценки произведениям, но в результате общения у посетителя формируется свое представление об экспонате.

Кто такой медиатор и зачем он нужен

К медиатору предъявляются определенные требования.

Медиатор — незаинтересованный посредник между конфликтующими сторонами, который занимается организацией и ведением переговоров по спору и не имеет права принимать или предлагать решения, давать правовые оценки участникам процедуры посредничества.

Медиатор не разбирается, кто прав или виноват в конфликте, как судья, и не защищает ни одну из сторон, как адвокат.

Непрофессиональным медиатором может быть дееспособный человек, достигший 18 лет и не имеющий судимости. Он сможет помочь, только если спор не рассматривается в суде.

Профессиональный медиатор — человек с высшим образованием, старше 25 лет, имеющий образование в сфере медиации. Наиболее часто встречаются юристы-медиаторы. Знания в области юриспруденции, конфликтологии и психологии помогают специалистам в процессе медиации.

Медиатор беспристрастно изучает конфликтную ситуацию с учетом интересов и требований всех участников и помогает оппонентам услышать и понять друг друга. В случае принятия совместного решения сторонами конфликта медиатор занимается подготовкой соглашения, в котором будут описаны условия примирения.

Медиатор не может:

  • проводить процедуру медиации, если в процессе участвует лицо, в выгоде которого заинтересован посредник (например, одной из сторон конфликта является родственник медиатора);
  • представлять какую-либо из сторон;
  • делать любые публичные заявления без согласия конфликтующих;
  • оказывать помощь какой-либо стороне конфликта (юридическую, консультативную и т.д.).

Данные принципы позволяют посреднику оставаться нейтральным и незаинтересованным.

История медиации

История развития медиации началась еще в древности. Со времен первобытного общества нейтральное третье лицо помогало разрешить конфликт.

В Японии и Китае институт посредничества веками пользуется большей популярностью, чем государственный суд. В античной Греции положение медиатора было закреплено законом.

На Руси в Средние века чаще всего представители духовенства пытались примирить князей, ведущих междоусобные войны. Медиация в современном виде появилась в США в ХХ в.

В России в период правления Екатерины Великой были созданы совестные суды, которые занимались примирением сторон при слушании гражданских дел. Начиная со второй половины XIX в. и до революции 1917 г. понятие «мировое соглашение» активно использовалось в мировых судах. В СССР принцип примирения сторон был сведен к минимуму и в основном применялся в мелких гражданских делах.

Понятие АРС — альтернативное разрешение споров — появилось в России в 90-х гг. в связи с появлением некоммерческих иностранных компаний, которые реализовывали проекты по реформированию судейской системы. Благодаря содействию Европейского союза 27.07.2010 в РФ был принят Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Современная практика применения

С помощью процедуры медиации можно решить любой конфликт, если оба участника готовы к продуктивному диалогу.

Медиация применяется:

  1. В области медицины и здравоохранения. Помогает разрешить спор между медицинскими организациями и пациентами.
  2. В социальной сфере. Решает конфликты, возникающие на национальной, имущественной, культурной почве и др.
  3. В предпринимательской деятельности. Позволяет разрешить спорную ситуацию между партнерами по бизнесу с сохранением партнерских отношений и возможностью дальнейшей совместной работы на устраивающих обе стороны условиях или при споре юридических лиц, при несоблюдении договоров.
  4. В арбитражном процессе. На время процедуры медиации суд откладывает слушания по делу и дает возможность оппонентам заключить медиативное соглашение. В случае примирения сторон судебное производство по делу прекращается.
  5. В гражданском процессе. Например, при разделе наследства, когда члены семьи хотят отстоять свои интересы, сохранив отношения.
  6. В семейном праве. Чаще всего медиаторов привлекают в случае развода и раздела имущества и для принятия решения, с кем из родителей будет жить ребенок.
  7. В трудовых спорах между работником и работодателем.
  8. В сфере образования. Школьный медиатор занимается регулированием споров между участниками процесса обучения.

Принципы медиации

В основе медиации лежат следующие принципы:

  1. Добровольное согласие на посредничество всех участников процесса. На любом этапе переговоров стороны вправе завершить процедуру.
  2. Нейтральность и незаинтересованность посредника. Медиатор не может принимать чью-либо сторону, влиять на принятие решения и должен проводить медиацию беспристрастно, рассматривая спор с позиции обеих сторон.
  3. Равноправие сторон и готовность к сотрудничеству. Желание прийти к согласию на равных условиях должно быть обоюдным.
  4. Конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать какую-либо информацию без согласия участников процедуры.

Процедура медиации невозможна:

  • в случае коллективного трудового спора;
  • если предмет спора касается других людей, не участвующих в процедуре.

Правовая основа медиации

Помимо Федерального закона, правовыми основами медиации являются Арбитражный кодекс РФ, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда № 65 от 20.12.06 и несколько других актов, в которых закреплены возможность обращения к посреднику и порядок проведения процедуры медиации.

Если стороны обращаются к медиатору во время рассмотрения спора в суде, судопроизводство по данному делу временно не проводится, данный факт также является основанием приостановления течения срока исковой давности. Медиатор в суде не может выступать в качестве свидетеля.

В случае удачных переговоров и достижения примирения оппонентами подписывается медиативное соглашение, которое заверяет нотариус или медиатор, имеющий статус нотариуса.

Заверенное соглашение имеет силу исполнительного документа, а значит, может исполняться принудительно, без судебного разбирательства.

Как проходит медиация

Подготовка к медиации включает в себя следующие фазы:

  1. Обращение к медиатору. Инициатором процедуры могут быть как обе, так и одна из сторон. В случае обращения одного из оппонентов по его просьбе посредник сам свяжется с другим участником конфликта и предложит урегулировать спор посредством медиации. Стороны сами выбирают специалиста.
  2. Подготовка к процедуре. Медиатор объясняет правила проведения процесса и с согласия всех участников назначает время и место встречи.
  3. Предмедиация. Посредник определяет модель оказания услуги на данной стадии посредничества. Он может встретиться как с обеими сторонами сразу, так и с каждой в отдельности. Чаще всего на этом этапе заключается соглашение о процедуре медиации.

После решения организационных вопросов и оформления соглашения начинается процесс посредничества, включающий в себя несколько этапов:

  1. Вступительное слово посредника. Медиатор представляет участников процедуры друг другу, разъясняет сторонам их права и обязанности, правовую силу медиативного соглашения. Затем уточняет наличие обстоятельств, делающих процедуру медиации невозможной, согласовывает продолжительность и порядок проведения переговоров, спрашивает о необходимости участия в процессе третьих лиц.
  2. Презентация сторон. Оппоненты высказывают свою точку зрения о возникшей спорной ситуации, предлагают возможные варианты решения проблемы и озвучивают желаемый результат.
  3. Дискуссия. Участники (в том числе медиатор) задают вопросы, возникшие после презентации.
  4. Составление списка ключевых вопросов. Стороны обозначают наиболее важные вопросы, от решения которых зависит возможность примирения.
  5. Торги. На данном этапе оппоненты предлагают, рассматривают и оценивают варианты решения проблемы.
  6. По инициативе сторон или медиатора могут проводиться индивидуальные беседы, в ходе которых посредник готовит участника к ведению конструктивного диалога.
  7. Заключение соглашения. Если стороны смогли совместно выработать устраивающее их решение проблемы, медиатор уточняет понимание условий участниками и по их желанию составляет медиативное соглашение.
  8. Завершение процедуры. Если оппоненты довольны условиями соглашения, то процедура считается завершенной, если нет, то участники возвращаются к обсуждению ключевых вопросов.

Почему стоит использовать разрешения конфликтов

Отличия медиации от судебного разбирательства:

  1. Процедура медиации не предполагает выявления выигравшей стороны. особенность процесса — многосторонний анализ возникшей ситуации и поиск решения без обострения отношений между участниками.
  2. Конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию без согласия клиента.
  3. Обязательства, указанные в медиативном соглашении, исполняются чаще, чем постановление суда, т.к. участники принимают их добровольно.
  4. Индивидуальный подход к организации встреч. Место, время и длительность встречи оговариваются заранее.

Посредничество позволяет решать проблемы без обращения в суд, к тому же услуги медиатора стоят дешевле, чем госпошлина и судебные издержки.

Источник: https://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/mediatsiya-ponyatie-i-printsipy-protsedura.html

Медиация: разрешение конфликта без поиска виноватых

Медиация

Когда мы находимся с кем-то в конфликте, мы часто концентрируемся на доказательстве своей правоты и неправоты другого. В крайнем случае мы готовы согласиться, что сами неправы.

Гораздо сложнее признать, что категории «прав — виноват» чаще всего абсолютно не конструктивны для разрешения споров.

Что все стороны конфликта имеют равно обоснованные интересы, и целью спорящих может быть не «победа» над оппонентом, а поиск такого решения, которое будет удовлетворять интересы всех сторон.  

Нежелание признавать интересы другого превращает в хаос жизнь самых приличных людей. (Кадры из фильма «Соседи», реж. Норман МакЛарен, 1952) 

Именно из этой «труднопризнаваемой» позиции исходят сторонники медиативного подхода разрешения споров. Так как «воюющим» сторонам бывает сложно услышать друг друга в силу самой природы конфликта, на помощь им приходит третье лицо — медиатор.  

Медиация — это технология разрешения конфликтов, которая заключается в проведении переговоров с участием нейтрального посредника.   

Кастовость в школе: взгляд снизу

При процедуре медиации соблюдаются четыре обязательных принципа: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости модератора.   

Посредник-медиатор не может принимать чью-либо сторону, у него нет задачи выяснить, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договорённости. 

Медиатор исходит из того, что только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. Нужно создать такие условия, чтобы они сами нашли решение и сами же взяли ответственность за него. 

Это принципиальный момент: решение, в выработке которого ты принимал личное участие и с которым согласился, будет реализовано с гораздо большим энтузиазмом, чем если бы оно было навязано кем-то извне. Поэтому медиативные соглашения в тех сферах, где важны неформальные личностные отношения, выполняются чаще, чем решения суда.  

У спорящих велик соблазн переложить ответственность за решение конфликта на слепую Фемиду или чей-нибудь авторитет. Но зачастую это не приводит к выходу из конфликтной ситуации.

FAQ: На что имеет право учитель?

Современная процедура медиации начала складываться в середине XX века в США. Участившиеся конфликты между работодателями и профсоюзами, многочисленные экономические споры в бизнес-среде, и при этом растянутое судопроизводство c астрономическими затратами на адвокатов приводили к тому, что судебному решению споров нужно было искать альтернативу. Одной из альтернатив и стала медиация. 

В России Закон о медиации (№193-ФЗ) вступил в силу с 2011 года. Несмотря на то, что судейское сообщество эту процедуру приветствует, среди населения она пока не пользуется большой популярностью.

Среди причин, по которым это происходит — отсутствие информации о процедуре в широком доступе, неготовность людей платить медиаторам за услуги и отсутствие в нашей культуре традиций по ведению переговоров.

Тем временем профессиональные медиаторы (большинство которых — специалисты с юридическим и психологическим образованием, прошедшие дополнительную подготовку) отмечают, что медиация — это не просто вариант решения споров, альтернативный суду. Это способ поведения в конфликте, популяризация которого повышает общий уровень культуры коммуникации в обществе.   

Зачем нужна медиация в школе?    

Медиация довольно давно пришла в школы как часть восстановительного правосудия: если ребёнок совершает правонарушение, с ним и с пострадавшей стороной работает медиатор, чтобы договориться о возмещении ущерба, не прибегая к карательным мерам. Восстановительная медиация ориентируется на профилактику асоциального поведения среди детей и реинтеграцию в социум тех, кто оказался вовлечён в противоправные дела. 

Что касается медиации, не связанной с правонарушениями, то в школы она приходит благодаря сообществу медиаторов. 

Почему профессиональные медиаторы решают идти в школы?  

Георгий Кузьмин

руководитель направления «Школьная медиация» НП «Лига медиаторов», Санкт-Петербург

— На мой взгляд, нет ничего важнее сейчас для медиаторского сообщества, чем школьная медиация. Даже со «шкурной» точки зрения: это наши будущие клиенты. Сегодня ещё нет в России того поколения людей, для которого медиация и, даже шире, диалог стал бы нормальным способом решения проблем.

А откуда взять это поколение? Мы можем прийти в школу и научить такому диалогу детей. Многие из них не будут нуждаться в наших услугах, потому что сами будут обучены тому, как вести себя в конфликте. А те, кто не сможет справиться с какими-то ситуациями, пойдут за помощью к медиатору, вместо того чтобы писать друг на друга заявления в полицию.

Как, к сожалению, часто делают их родители. 

Так, школа становится тем местом, где дети (а через них и родители) могут познакомиться с новой для себя практикой разрешения конфликтов. 

Но дело не только в «отложенном» результате в виде воспитания нового поколения. Медиация актуальна здесь и сейчас, ведь конфликты в школе — дело нередкое, даже неизбежное. Слишком разные цели и взгляды могут быть у взрослых и детей, собранных под одной крышей довольно искусственным образом.   

Из-за жёсткой формализованной структуры отношений и отсутствия культуры диалога конфликтные ситуации в школе часто замалчиваются и не признаются даже теми, кого касаются напрямую. 

Ситуация в таком случае рано или поздно доходит до «точки кипения», когда уже пишутся жалобы в управление образования или полицию. Это создаёт почву для глубоких системных конфликтов, затрагивающих всех участников образовательного процесса, от директора до родителей, даже если изначально дело было в маленькой драке между учениками.   

Екатерина Горшенина

руководитель методического объединения кураторов служб школьной медиации города Сочи    

Извинительная терапия: зачем просить прощения?

— При сложных конфликтах только работа со всеми участниками образовательного процесса делает возможным полное разрешение конфликта и эффективную профилактику будущих споров, которые в школах неизбежны. Важно, что при системном подходе все участники берут на себя часть ответственности за конфликтную ситуацию и за её разрешение.   

Екатерина Горшенина приводит такой пример из практики. В школе учится ребёнок с расстройством аутистического спектра, который в определённый момент повёл себя агрессивно по отношению к другим детям.

Родители его одноклассников требуют, чтобы его не допускали на занятия.

Понятно, что их цель — обеспечить безопасность своих детей, и отстранение мальчика от занятий в классе может быть не единственным способом её достигнуть. 

Чтобы удовлетворить интересы и этого мальчика, и его одноклассников, недостаточно медиации между родителями. Медиаторы работают отдельно с директором школы, чтобы он использовал свой управленческий ресурс для решения проблемы (в результате мальчика стал сопровождать тьютор); отдельно говорят с учителями, которые сами вырабатывают для себя способы влиять на ситуацию в классе.

Отдельная работа идёт с одноклассниками, хотя, как это часто бывает, для детей конфликт оказывается исчерпан гораздо раньше, чем для взрослых.

В результате все участники образовательной системы в данной школе принимают на себя ответственность за решение конфликта и создают условия, при которых мальчик может учиться с остальными детьми, а ситуации, провоцирующие агрессию, сведены к минимуму.  

Громкие чрезвычайные ситуации в школах нередко оказываются верхушкой айсберга затяжных, скрытых конфликтов. (кадр из х/ф «Чучело», реж. Ролан Быков, 1983) 

Наличие школьной службы медиации позволяет предупреждать затягивание конфликтов. Это не значит, что медиатор пристально следит за обстановкой и тут же предлагает свои услуги, как только атмосфера накаляется.

Екатерина Горшенина отмечает, что очень важна инициатива самих сторон спора: когда школа знакома с процедурой медиации, тот, кто первый осознаёт возникновение проблемы, сам обращается за помощью, чтобы решить её на стадии зарождения.  

Что из себя представляет школьная служба медиации?  

Утопия среди войны и террора

В регионах России школьная медиация развивается по-разному. В Москве и Санкт-Петербурге существует развитая система методической поддержки школьных служб медиации, в каких-то городах эта практика ещё только появляется.  

В любом случае, статус и структура этой службы закрепляется в локальном акте конкретной школы. Минобрнауки периодически публикует рекомендации по внедрению восстановительных технологий в школы.

Георгий Кузьмин рассказывает, что в Петербурге стихийно сложилось четыре разных уровня развития служб медиации. Есть школы, у которых эта служба существует исключительно на бумаге, они решают свои задачи другими инструментами.

Есть школы, которые поняли, в чём ценность этого лично для них, и занимаются диспетчеризацией случаев: «передают» свои конфликты тем, кто умеет и готов с ними работать. Третья группа — те, кто пробует на своей площадке работать с детьми в рамках обучения, воспитательных программ, и работать с конкретными конфликтными ситуациями.

Четвёртая группа — те, кто готов принимать случаи, приходящие извне. Это «методические доноры»: они встраивают медиацию в стратегию развития учреждения и делают её определённым приоритетом.   

Часто свои службы медиации организуют школы со сложным контингентом: интернаты, школы, где много учеников состоит на учёте в полиции. Либо это школы, столкнувшиеся в своей истории с трудным затяжным конфликтом и увидевшие на практике, как позиция нейтрального посредника помогла этот конфликт регулировать.

Какова специфика школьной медиации?  

Планета людей: как антропоцен меняет наше мышление

Служба медиации в школе в большей степени воспитывает и учит культуре диалога, а не только и не столько занимается непосредственно спорами и профилактикой асоциального поведения. То есть она чаще является направлением воспитательной работы, чем просто альтернативой конфликтной комиссии.   

Важное направление в школьной медиации, которое в США и Европе является магистральным — это так называемая медиация ровесников. Школьники, которым интересна эта технология, могут пройти подготовку, чтобы выступать посредниками в спорах своих однокашников. Для детей бывает крайне важна возможность решать вопросы без участия взрослых, которые их постоянно «строят» и оценивают.  

Большая задача школьного медиатора — это работа с педагогическим коллективом по формированию новой культуры общения и решения конфликтов.

Это бывает нелегко: всё-таки по природе своих обязанностей в системе общего образования учителя привыкают давать указания, оценивать, выносить решения, искать правых и виноватых.

Педагогам бывает трудно признать ценность субъективного опыта ребёнка и невозможность директивными методами «вложить» ему в голову свой опыт и знания о том, как вести себя в конфликте.  

Георгий Кузьмин

руководитель направления «Школьная медиация» НП «Лига медиаторов», Санкт-Петербург

— Фразу «Свою голову не дашь» следует понимать буквально. Субъективный опыт непередаваем. Мы все являемся точками отсчёта для своего видения мира. В школе, на работе, в семье — мы живём в разных мирах. Эти миры соприкасаются, но они никогда не будут полностью открыты друг для друга.

Люди, которые оказываются в конфликте, видят мир по-разному. Конфликт не создаёт эту проблему разности миров. Он её обнажает. Коммуникация — несовершенное, но единственное средство, чтобы эти картины мира хоть как-то откалибровать. И общение в конфликте — это трудная, необходимая работа.

  

В школе детям бывает сложно быть услышанными и выступать равноправными участниками решения споров. Не потому, что они не могут — потому что взрослые не готовы отказаться от директивных методов общения.

В то же время, отмечает Георгий Кузьмин, у педагогов есть сильные стороны, которые помогают им быть медиаторами: они владеют культурой речи, владеют технологией привлечения внимания. Модераторам тоже есть чему поучиться у учителей.

Могут ли родители, зная о конфликте в школе, инициировать процедуру медиации, если в школе об этой процедуре никто не слышал?

Даже если в школе с процедурой медиации не знакомы, вы всегда можете узнать, существуют ли в вашем городе службы медиации на базе социальных центров или сообщества профессиональных медиаторов в других сферах, которые могут помочь решить вашу проблему. Главное, помните, что медиация — это процесс совместного поиска решений, а не поиска виновных.  

В Санкт-Петербурге родители могут обратиться в любой районный центр психолого-педагогического сопровождения. В них есть психологи, которые входят в методические объединения медиаторов и могут направить к специалисту.

В городе есть центр социальных программ «Контакт», который работает с несовершеннолетними и располагает своей службой медиации. Можно обратиться в клинику конфликтологического консультирования и медиации при СПбГУ.

Их услуги бесплатны, но есть условие, что за ходом консультирования могут наблюдать студенты.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/konfliktovat-pravilno

Refy-free
Добавить комментарий