Меценаты и благотворители 19-20 веков

Российские меценаты и благотворители XVIII-XIX вв

Меценаты и благотворители 19-20 веков

В данной статье представлен анализ истории становления частной благотворительной деятельности в России. Рассмотрены мотивы и формы проявления меценатской деятельности, а также оценено значение благотворительной деятельности выдающихся меценатов России.

Наша страна обладает большим культурным наследием, как духовной, так и материальной культуры.

Значительная роль в формировании национального культурного фонда, пополнении национальных художественных коллекций, строительстве театров, музеев, создании литературных памятников, развитии науки и образования принадлежит русским меценатам и общественным деятелям.

Савва Иванович Мамонтов, Савва Тимофеевич Морозов, Козьма Терентьевич Солдатенков, Николай Александрович Алексеев, Павел Михайлович Третьяков – эти имена покровителей и просветителей неразрывно связаны с историей и развитием нашей страны. Всех их объединяла страстная приверженность делу народного просвещения и культурного созидания [1, с. 3].

В наши дни Россия проходит один из непростых этапов своего развития. Сейчас в нашей стране происходит утеря нравственных и моральных ориентиров.

Современная Россия нуждается в возрождении духовных традиций и возникает необходимость формирования новых установок, которые помогли бы стране встать на путь прогрессивного развития.

Исходя из этого, актуальным является изучение нашего исторического наследия, знакомство с биографиями тех людей, которые на протяжении многих лет являлись образцами истинного патриотизма, бескорыстия, желания помочь родине, любви к людям.

Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся [4]. Под нуждающимися понимаются не только люди, живущие в нужде, но и люди и общественные организации, испытывающие дефицит в средствах для решения различных культурных, индивидуальных, гражданских и профессиональных задач.

Меценатство — вид благотворительности в сфере культуры. Слово «меценат» произошло от имени римского государственного деятеля и покровителя деятелей искусства и науки Мецената Гай Цильния (VIII в. до н.э.). Меценатство в России проявило широкое распространение с конца XVIIIв.[5].

В данной статье рассматривается деятельность самых известных и крупных благотворителей и меценатов XVIII-XIXвв.

Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский офицер и дипломат, являлся одним из известнейших благотворителей. Был среди первых из числа русских, кто увлёкся коллекционированием картин.

За время поездок по Европе ему удалось собрать потрясающую коллекцию, состоящую из 300 картин, многие из которых написаны известнейшими мастерами, такими как П.П.

Рубенс, Рафаэль, Караваджо и многими другими художниками.

В память о жене (после её смерти в 1761г.) Дмитрий Михайлович занялся организацией лечебниц в Европе и России, жертвовал деньги на поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследований в области медицины [3].

Голицын завещал 850 тысяч рублей и свою картинную галерею на устройство и содержание Голицынской больницы, которая была открыта в Москве в 1802 г. как «больница для бедных». Сейчас это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Тимофей Саввич(1823—1889) и его жена Мария Федоровна(1830—1911) Морозовы

Тимофей Саввич Морозов- мануфактур-советник, купец.

Именно с этих людей берет начало благотворительная деятельность семьи Морозовых. Первоначально она связана с благоустройством рабочих их мануфактур. При каждой мануфактуре были построены школы, училища, больницы, общежития для рабочих.

Накапливая свой капитал, эти благотворители охотно делились им с бедными и нищими, жертвовали большие суммы денег многим обществам и учреждениям. С их помощью, например, была построена самая крупная и известная в Москве психиатрическая больница — Алексеевская.

Мария Федоровна была известна своими благотворительными делами и в светском обществе и в религиозном мире. После смерти мужа построила в г.Орехово-Зуеве богадельню его имени, положив на её счет 500тыс.руб.

, на проценты от которых богадельня могла существовать. Благотворительница жертвовала деньги Московскому университету, Московскому техническому училищу, выделяла деньги на стипендии, лаборатории.

На ее средства строились больницы, корпуса, биржи труда в Москве, несколько домов для бедных.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

С.Т.Морозов- русский благотворитель и меценат, сын Тимофея Саввича Морозова.

Оказал большое значение в развитие отечественной культуры. Наибольшая его заслуга заключается в помощи Московскому художественному театру. На учреждение театра требовались значительные средства. Не получив помощи от правительства, Станиславский и Немирович-Данченко стали обращаться к меценатам. Морозов взял всех расходы театра на себя.

Значительный вклад в дело благотворительности внесли Михаил Абрамович (1870-1903) и Иван Абрамович (1871-1921) Морозовы, помогая развитию медицины, культуры, науки.

Династия Бахрушиных

Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848) –создатель товарищества мануфактур, фабрикант.

Активно вкладывал средства, в первую очередь, в медицину, культуру и социальное строительство Москвы. В конце каждого финансового года большую часть прибыли отчислял на благотворительность.

Бахрушины построили сначала первый корпус больницы для хронически больных (1887г.), которая была прекрасно оснащена оборудованием и техникой. Затем был построен второй корпус для неизлечимо больных. Были построены хирургический корпус, родовспомогательное отделение и амбулатория. На всё это было потрачено около 1 миллиона рублей.

Следующее, что было построено Бахрушиными, Сиротский приют. Там располагалось 5 домиков, где жили по 20-25 детей.

Причем в домиках преимущественно жили не ровесники, а дети разных возрастов, чтобы старшие могли помогать и заботиться о младших. В этом приюте все мальчики получали профессиональное образование.

Для этого на территории приюта был построен учебный корпус с ремесленными и слесарными мастерскими. Позже на территории приюта была построена церковь.

У Алексея Федоровича было три сына, которым он наказывал «не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее у других».

В 1895г. умер старший сын Петр. На помины его души был возведен Дом бесплатных квартир для барышень, которые приезжали в Москву получать высшее образование, и для бедных многодетных вдов. Там проживало более 400 человек. Для детей там все было бесплатно: пробивание, питание, все уровни образования, лечение и т.д.

В 1900г. братьям Бахрушиным Александру и Василию дали звание Почетного потомственного гражданина г.Москвы. 6 училищ, 8 церквей, 3 театра, всего более 100 зданий были построены Бахрушиными. Кроме того, они постоянно жертвовали деньги на Народные дома. Еще один пример благотворительной деятельности Бахрушиных — в 1914г. Василий Федорович перевел абсолютно все свои капиталы на нужды фронта.

В третьем поколении Бахрушиных прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович, которые оба были страстными коллекционерами и оставили потомкам непревзойденные собрания.

Старший брат Алексей Петрович (1853—1904) собирал очень ценные старинные вещи, такие как табакерки, миниатюры, гравюры, фарфоровую посуду, украшения, книги, украшения и многое другое. Все до последней вещи он завещал музеям Москвы.

Алексей Александрович (1865—1929) под влиянием двоюродного брата также стал коллекционером. Но он выбрал довольно оригинальное направление собирательства.

Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов, их костюмы- все это стало областью интересов Бахрушина.

Он стал основателем Московского литературно-театрального музея. Вся эта коллекция была подарена Академии наук.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

С.И.Мамонтов- скульптор, певец, писатель, успешный промышленник, который продолжил дело отца и строил железные дороги, также Савва Иванович является прародителем русской оперы и живописи.

Организовал в Москве неформальное объединение художников, собрав вокруг себя лучших представителей русской живописи, таких как В.М.Васнецов, В.А.Серов, Поленов, Нестеров, Репин, М.А.Врубель и многих других. Савва Иванович помогал людям искусства, избавляя их от решения бытовых вопросов, позволяя им полностью посвятить себя творчеству.

Савва Иванович создал первую в России частную оперу в 1885г. Идея заключалась в том, чтобы продвинуть на сцену произведения российских оперных композиторов, которые в то время совершенно не котировались не только за рубежом но и в России. Тем самым преследовалось цель увеличить популярность российский композиторов и певцов.

Но, к сожалению, в 1890-х годах Савва Мамонтов был разорен и арестован. Имущество Саввы Ивановича было почти полностью распродано.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

В первой половине 1850-х г. унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин», в 1866 году – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры.

Занимаясь благотворительностью, братья Третьяковы выделяют средства г.Москве для строительства богаделен и больниц. Дают деньги на устройство Детской психиатрической больницы.

Сотни молодых людей и девушек получают образование на средства Третьяковых.

Среди других благотворительных дел Павла Сергеевича было то, что он оказал финансовую поддержку научно-исследовательской экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая.

В 1880-е годы Братья Третьяковы участвуют в собирании денег на строительство православного храма в Японии. Их круг благотворительных дел был чрезвычайно широк и разнообразен.

В 1860-е годы в г.Москве появляется первое специализированное училище для глухонемых детей. Павел Михайлович возглавляет его попечительский совет и спонсирует деятельность этого заведения. Начиная с 1863г.

и вплоть до смерти Третьяков ежегодно финансировал не только деятельность этого училища, но и строительство новых зданий. Кроме того, он участвовал в жизни этого заведения, часто его посещал, принимал экзамены у учащихся, общался с детьми.

Детям в училище бесплатно предоставляли кров, одежду, питание, учили элементарным навыкам общения, учили их говорить, обучали грамоте.

Главное дело жизни Павла Михайловича Третьякова было создание Национальной художественной галереи. Меценат начал собирать свою коллекцию в 1854г. Он начал коллекционировать в основном русскую живопись.

Третьяков мечтал создать галерею, в которой были бы представлены произведения именно русских мастеров. С 1881г. его галерея стала общедоступной.

Галерея Третьякова стала одной из достопримечательностей столицы.

В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в его коллекции насчитывалось множество картин и рисунков западноевропейской школы, живописных и графических произведений русской школы, несколько скульптур и коллекции икон.

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901г.)

К. Т. Солдатенков — московский предприниматель, старообрядец, меценат и благотворитель.

Во время путешествий по Европе изучал европейскую культуру и искусство. С 1940-х годов слал собирать свою личную библиотеку, отыскивая лучшие книги о науке, литературе и искусстве в целом.

Несколько лет спустя Козьма Терентьевич организует свое издательство. Благодаря этому многие научные, философские труды печатаются впервые, издается много зарубежной переводной литературы.

Себе Солдатенков оставляет только 5% годовой прибыли, а основной доход идет на издание новых книг.

С 1856-1901г. издательство выпустило более 200 книг. Многие книги издавались впервые и единожды. Таким образов, уже этим Солдатенков внес неоценимый вклад в русскую культуру.

Все это издательское дело было благотворительностью, так как при издательстве существовал некоммерческий магазин, где люди могли по очень низким ценам купить издаваемую литературу.

Козьма Терентьевич был первый, кто начал коллекционировать русскую живопись. Его собрание было вторым по масштабам после Третьяковской галереи.

Кроме этого, Солдатенков помогал многим учебным заведениям, музеям. На его деньги была построена самая большая в Европе благотворительная больница для бедных.

Почти все свое восьмимиллионное состояние оставил на нужды благотворительности. Например, завещал несколько миллионов на строительство больницы для бедных, которая стала самой крупной в то время в Москве.

Также Козьма Терентьевич основал богадельню, которую содержал до конца жизни, и завещал этому учреждению большую сумму денег. Он оставил большие деньги на создание Ремесленного училища, где обучались юноши для работ именно на московских фабриках и заводах.

Вся коллекция книг, газет, журналов, икон и куртин Солдатенкова также досталась музеям и библиотекам и собору, где он был впоследствии захоронен.

Династия Демидовых

Демидовы — российские предприниматели и благотворители.

Демидовы тратили очень большие суммы денег на благотворительность.

Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789г.) оказал большую поддержку Московскому государственному университету. Это была помощь в строительстве, выплата пособий молодым профессорам, стипендий неимущим студентам, а также переход в собственность университета части коллекции Никиты Акинфиевича.

В конце XVIIIв. В Москве появляется первый Воспитательный дом. У истоков его создания стоял Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786г.), который пожертвовал более 1 миллиона рублей серебром.

Династия Строгановых

Строгановы- род русских купцов и промышленников, крупных землевладельцев и государственных деятелей.

Более предметно благотворительная помощь рода Строгановых прослеживается в XIX веке. За период с 1816 по 1830 год имеются архивные сведения по Павлу Александровичу(1774-1817г.) и Софье Владимировне(1775-1845г.) Строгановым. Их вклады на призрение и благотворительную помощь составляли от 1,8 до 6,4% от всех их расходов.

Павел Александрович жертвовал на пенсии бедным, содержание воспитанников в учебных заведениях, разные богоугодные пожертвования, единовременные пособия и другое.

Софья Владимировна делала пожертвования в Патриотическое женское общество, раздавала бедным подаяний, жертвовала на пенсии разным лицам, на содержание горнозаводской школы и больницы, и много другое.

В архивных документах Строгановых за 1 квартал 1866 года имеется запись: «на оказание помощи бедным» петербургской части города Санкт-Петербурга: приход — 745 рублей, расход — 738 рублей. Из них: квартирные раздачи — 360 рублей, единовременная помощь деньгами — 68 рублей, «на Рождество» — 59 рублей, «на хлеб дано одной старушке» — 1 рубль, в «патриотическую школу девочек» — 2 рубля.

В отчете за 2 квартал имеется запись, что на попечении Строгановых имелось 78 бедных семейств, из которых 15-ти семьям плата за квартиру составила по 26 рублей 50 копеек в месяц, что составляло 318 рублей. Кроме того, шести семьям квартиры оплачивались полностью.

К началу первой мировой войны был организован перевязочный пункт графа А.С. Строганова. Из пояснительной записки к расходам графа А.С.

Строганова за 1905 — 1914 годы можно увидеть, что общая сумма выплат государству составила 8,1 миллиона рублей.

Из них затрачено на пенсии и пособия — 210 178 рублей, на «покупку крейсера «Русь» — 1 677 115 рублей. От общей суммы его расходов это составило 23,1%.

Благотворительные традиции представителей династии Строгановых воспитывались и передавались из поколения в поколение. Они внесли большой патриотический вклад в поддержку государства, нравственное развитие и социальную помощь нуждающимся соотечественникам.

В заключении хотелось бы сказать, какими бы ни были мотивы русских благотворителей и меценатов, именно благодаря им в России в XVIII-XIXвв.

произошли значительные положительные изменения во многих сферах жизни общества, таких как образование, медицина, культура, социальная сфера и др.

В наши дни многие культурные, научные заведения не в состоянии полноценно выполнять свои функции в связи с недостаточным финансированием. Отсюда назревает потребность в возрождении в России меценатства и благотворительности как социальных явлений.

С позиции сегодняшнего дня деятельность меценатов XIX в. имеет широкое историческое значение.

Они были и есть олицетворением лучших, светлых сторон человеческой личности, так как видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце.

И важно не только достойно оценивать деятельность таких подвижников, но и осмысливать ее в контексте всего исторического развития [2, с. 170].

Источник: https://novainfo.ru/article/3514

Меценаты и благотворители 19-20 веков (стр. 1 из 4)

Меценаты и благотворители 19-20 веков

ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………………………….2Основная частьГлава 1:

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей…………………………………………………………….3

Глава 2: Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX — начала XX в.в……………..6Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ………………………………………………14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение……………………………………………………………………………………………21Список литературы……………………………………………………………………………….23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно.

«Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные.

Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей.

Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.

Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий — имущие и бедные — отдавали нуждающимся то, что имели: одни — состояние, другие — силы и время.

Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената — знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность — творить благо,добро. Благотворительность — добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов.

Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки.

Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным.

Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, — это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей.

Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей.

Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.

Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб.

завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей.

Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Они строили богадельни и школы, приюты и больницы, выделяли огромные средства на университеты, музеи, библиотеки. Но это не было самоцелью. Для предпринимателей главным всегда оставалось дело, бизнес.

Кроме того, не следует забывать, что начинали они не с жертвенного капитала, а со стремления увеличить оборотный, то есть широкой благотворительной деятельности предпринимателей предшествовал долгий и сложный период накопления капиталов.

И только встав на ноги, купцы, промышленники, банкиры (прежде всего большого достатка) могли поделиться с ближним, пожертвовать средства как на оказание помощи своим нуждающимся собратьям, так и на поддержку неимущих слоёв населения, строительство храмов, больниц, собирание культурных ценностей. Но делились весьма щедро.

«В каждом городе до сих пор сохранились добротные дома, построенные на средства местного купца или фабриканта под школу, училище, больницу, богадельню или приют. А о православных церквах, кирхах, костелах, синагогах, мечетях и говорить не приходится, — читаем мы в книге «Русский торгово-промышленный мир».

[1] В результате к концу XIX века благотворительность стала главным содержанием общественной жизни богатых россиян. Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им — энтузиастам, собирателям, меценатам.

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX — начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях.

Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело.

Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Источник: https://mirznanii.com/a/341990/metsenaty-i-blagotvoriteli-19-20-vekov

Меценаты – купцы и промышленники

Меценаты и благотворители 19-20 веков

До первой половины XIX века покровительствовать искусствам было прерогативой аристократического класса. Но после отмены в 1861 году крепостного права в России стал стремительно расти новый класс — буржуазия. Класс промышленников пополняли все слои общества.

Бывший крепостной мог стать купцом и «несметным богатеем», а его вчерашний владелец-помещик, который после реформы лишился кормильцев — биржевым воротилой или директором-распорядителем банка, а ушедший в отставку дворянин-офицер стать во главе завода.

Сегодня их могли бы назвать «новыми русскими», но как и в наше время среди них были представители не только титульной нации, но и многих народов, населявших Российскую империю. Иностранцы, поменявшие гражданство и принявшие православие, часто пускали здесь корни и становились ярыми россиянами.

Многие предприниматели, которые оставались подданным страны, где родились, продолжали до конца своих дней трудится на благо России. После неизбежного периода накопления первоначального капитала, многие купцы и предприниматели начали щедро делиться с обществом своими состояниями. Благотворительность стала неотъемлемой частью богатых россиян.

Кто-то строил школы, больницы, богадельни, приюты и конечно церкви, а кто-то стал помогать художникам, артистам и содействовать развитию искусства.

Без финансового участия Саввы Морозова не было бы построено здание Московского художественного театра, а у Москвы не было бы Бахрушинского театрального музея и Третьяковской галереи, без которой невозможно сегодня невозможно представить столицу. После смерти мыльного короля А. Брокара газеты писали, что «теперь многие художники поймут, что некому будет поддержать материально нуждающиеся таланты». Новыми русскими меценатами двигали самые разные мотивы в их занятиями благотворительностью, но вклад в российскую культуру они внесли огромный. После 1917 года многие имена постарались предать забвению.

Самое крупное в истории России пожертвование

О богатстве и скупости потомственного купца Гаврилы Гавриловича Солодовникова в Москве ходили легенды. Говорили, что он экономит на еде и одежде, а за смехотворные чаевые банщики дали ему обидное прозвище Храппаидол.

Когда купца иронически спрашивали, что он делает со своими деньгами, он таинственно отвечал: «Вот умру — Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит».

После его смерти все действительно ахнули.

Купец оставил после себя состояние в 20 977 700 рублей, сегодня это около двухсот миллионов долларов, и почти все эти деньги Гаврила Солодовников передал на благотворительность.

Гаврила Гаврилович Солодовников. (Wikimedia Commons)

Но и при жизни скупердяй не экономил на искусстве. Он вложил средства в возведение Консерватории и собственного театра, где сейчас находится Московский театр оперетты. Строил Солодовников не только в Москве. Сохранились воспоминания Ивана Шмелева: «Много я ездил по России, бродил по глухим углам и узнавал такое, не поверишь.

Ни в Питере, ни в Москве не знали. Знали на местах и не дивились: чему же удивляться — «добрый человек», и все. Иначе как же? Помню, в Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот… встретил дворец-гимназию. «На капиталы Солодовникова». На пустыре, во тьме, чудеснейший «дворец света», воистину свет из тьмы.

И это — «тёмное царство»! Нет: это свет из сердца».

Французский москвич Анри Брокар

Сын французского парфюмера Атанаса Брокара продолжил дело отца в Москве, где его стали называть Москве стали называть Генрихом Афанасьевичем. Он так и не стал российским подданным, местных купцов сторонился, и не сумел выучить русский язык.

Но бизнес Генриха Брокара в России шел хорошо и позволял ему заниматься любимым делом — создавать новые ароматы. Но парфюмерия была не единственным его увлечением. Анри Брокар был любителем всего изящного.

Он не только собрал по мнению знатоков одну из лучших коллекций живописи в Европе, а также помогал начинающим художникам, которые учились благодаря его стипендиям в Академии художеств и во многих училищах живописи.

Генрих и Шарлотта Брокар. (Wikimedia Commons)

Об одном из его подопечных можно прочитать у Владимира Гиляровского: «Н. И. Струнников, сын крестьянина, пришел в город без копейки в кармане и добился своего не легко. После С. И.

Грибкова он поступил в Училище живописи и начал работать по реставрации картин у известного московского парфюмера Брокара, владельца большой художественной галереи. За работу Н. И.

Струнникову Брокар денег не давал, а только платил за него пятьдесят рублей в училище и содержал «на всем готовом».

После смерти промышленника его вдова Шарлотта основала в Москве общедоступную картинную галерею и музей имени Брокара, где демонстрировалась его великолепная коллекция.

Иван Сытин. Издатель и друг Чехова

Иван Дмитриевич Сытин, ставший крупнейшим российским издателем, начинал с самых низов. Сын крестьян, он был вынужден учиться в школе только до 12 лет, а потом ему пришлось идти работать.

Любовь к чтению ему привил владелец книжной лавки купец Дмитрий Шарапов, у которого он бегал «в мальчиках».

Скоро у него проявилась предпринимательская жилка и Иван Сытин шаг за шагом прошел путь от мелкого торговца книгами до издателя, которого по значению его деятельности для России сравнивали с первопечатников Иваном Федоровым.

Иван Дмитриевич Сытин, Портрет кисти А. В. Моравова, 1908. (Wikimedia Commons)

Целью Ивана Сытина было сделать книгу общедоступной, и он этого добился, причем он старался сделать издания доступными не только по цене, но и по содержанию.

В 1903 году Иван Сытин создал при своей типографии художественную школу, где ученики получали образование 5 лет на полном обеспечении.

А позже он мечтал об системе образования и с помощью общества «выстроить тысячи училищных зданий, создать триста тысячную армию учащихся, оборудовать школы, снабдить их учебниками, создать библиотеки».

Все его планы, осуществлённые не осуществлённые были связаны с просвещением народа. Свои воспоминания он назвал «Жизнь для книги». Единомышленниками Ивана Сытина были Антон Чехов, Лев Толстой и Максим Горький.

Они покровительствовали науке и искусству, строили театры и музеи. Расцвет благотворительности в России относится к концу 19 – началу 20 вв.

Нашли ошибку или опечатку ?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/45255243/

10 малоизвестных филантропов и благотворителей дореволюционной России

Меценаты и благотворители 19-20 веков

13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник этот отмечается всего в четырнадцатый раз. Он негосударственный, существует исключительно благодаря общественной инициативе, зато объединяет участников социального партнерства со всей России.

Инициаторами Дня мецената и благотворителя выступили в 2005 году генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и главный редактор альманаха «Русский меценат» Аркадий Соснов.

Что же касается выбора дня, то с ним все было очень просто: 13 апреля 70 года до н.э.

родился римский аристократ, покровитель художников, артистов и музыкантов Гай Цильний Меценат, чье имя со временем стало нарицательным для всех, кто занимался этой деятельностью.

История российских благотворителей и меценатов, как правило, отсчитывается с XVIII века, со времен промышленника Григория Строганова, спонсора строгановской школы иконописи. И Никиты Демидова, сделавшего себе имя не только на создании русской металлургии, но и за счет помощи деньгами и материалами в строительстве Санкт-Петербурга.

Но подлинный расцвет отечественного меценатства приходится на вторую половину XIX столетия и начало ХХ века.

Именно тогда стали знамениты такие легендарные покровители искусства и общественных нужд, как Александр Штиглиц – создатель Центрального училища технического рисования в Петербурге (нынешней Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, носящей его имя).

А также братья Павел и Сергей Третьяковы – создатели и попечители Третьяковской картинной галереи. На рубеже веков жили и меценатствовали Савва Мамонтов и Савва Морозов, Алексей Бахрушин и Алексей Хлудов, Петр Щукин и Кузьма Солдатенков.

А мультимиллионер Гаврила Солодовников стал известен благодаря самому крупному в истории отечественного благотворительства и меценатства денежному пожертвованию: почти все свое состояние, а точнее, 20 147 700 рублей (около $9 млрд в современных ценах) он завещал потратить на благотворительность!

Но этими именами история российских благотворителей и меценатов не исчерпывается: были и другие, кто жертвовал, возможно, меньшие деньги или с меньшей помпой, но тем не менее, сделал столь же много для искусства и науки России. Когда читаешь их истории, то понимаешь, каков был истинный размах меценатства в России. О десяти таких благотворителях сегодня и рассказывает «МИР 24».

Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873)

Урожденная принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, выйдя замуж за великого князя Михаила Павлович и приняв православие, стала называться Еленой Павловной. И снискала себе славу не только как блестящая светская дама, но и как крупный государственный и общественный деятель, сторонница отмены крепостного права, и в том числе – как крупная благотворительница.

Ее средствами с пользой для себя и для России пользовались, например, художники Александр Иванов, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и Антон Рубинштейн, актер Иван Горбунов, тенор Александр Нильский и хирург Николай Пирогов. Елена Павловна финансировала проект учреждения Русского музыкального общества и консерватории, в частности, предоставив свой дворец для размещения в нем начальных классов консерватории.

Но настоящую мировую славу ей принесло участие в создании и деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – первого отряда будущего Красного Креста, о котором основатель этой организации Анри Дюран сказал так: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной».

Дмитрий Бенардаки (1799-1870)

Промышленник Дмитрий Бенардаки вошел в историю российской промышленности в первую очередь как создатель Сормовского завода – одного из старейших судостроительных предприятий в России, но не меньше был известен как филантроп и меценат. Солидные доходы, которые он получал от своих судостроительных и золотодобывающих предприятий, позволяли ему тратить существенные суммы на благотворительность.

В частности, Дмитрий Бенардаки поддерживал Николая Гоголя, который в знак признательности увековечил своего покровителя в образах благодетельного капиталиста Костанжогло и благотворителя Афанасия Муразова во втором томе «Мертвых душ».

Промышленник профинансировал строительство в Петербурге Греческой посольской церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского – той самой, которой после ее уничтожения в 1962 году Нобелевский лауреат Иосиф Бродский посвятил строки «Так мало нынче греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь».

Кроме этого, Бенардаки основал фонды благотворительности нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов для детей, осужденных за мелкие преступления.

Павел Демидов (1798-1840)

Представитель знаменитого рода русских промышленников Демидовых, Павел Демидов снискал себе славу в первую очередь как благотворитель и меценат.

Юнкером участвовавший в Бородинском сражении, он сделал блестящую военную карьеру и вышел в отставку в 1826 году в чине ротмистра.

Так же блестяще Павел проявил себя и на гражданском поприще, дослужившись до чина действительного статского советника (генерал-майор по армейским меркам).

Но более, чем военный и государственный деятель, он был известен современникам тем, что ежегодно, до самой своей смерти вносил в Академию наук (избравшую его своим почётным членом) по 20 000 рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5000 рублей «на издание увенчанных Академиею рукописных творений».

Деньги эти шли на выплату так называемых «Демидовских премий», лауреатами которых в разные годы были, например, знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн, физик Борис Якоби, хирург Николай Пирогов, историк Дмитрий Милютин, химик Дмитрий Менделеев и географ Федор Литке.

Василий Кокорев (1817-1889)

Старообрядец, купец, заслуживший у своих коллег уважительное прозвище «Откупщицкий царь», участник строительства многих железных дорог в России, Василий Кокорев был еще и почетным членом Академии художеств – за свою меценатскую деятельность.

Именно он собрал коллекцию картин русских и иностранных художников, которая стала основой первой в Москве публичной картинной галереи, названной Кокоревской.

В ней было четыре десятка работ Карла Брюллова, свыше двух десятков полотен Ивана Айвазовского и множество картин других знаменитых русских художников (после разорения Кокорева часть этой коллекции приобрели императорский двор, а также меценаты Павел Третьяков и Дмитрий Боткин).

Но одним интересом к живописи благотворительность Василия Кокорева не исчерпывалась. Он был инициатором и основным инвестором строительства первой в Москве конной железной дороги – конки, предшественника трамвая.

Он также финансировал снаряжение русской армии, освобождавшей Болгарию от турецкого ига, и оказывал покровительство многим знаменитым ученым, в частности, химику Дмитрию Менделееву.

Христофор Леденцов (1842-1907)

Наследник вологодской купеческой семьи, Христофор Леденцов в отечественной истории навсегда останется как один из самых знаменитых покровителей науки, к которой всегда имел колоссальный интерес.

В его вологодском доме была собрана огромная, в несколько тысяч томов научно-техническая библиотека, в числе его знакомых были многие известные ученые, а оба сына окончили Императорское техническое училище – детище многих российских изобретателей и конструкторов (ныне МГТУ им. Баумана).

Свой личный капитал Христофор Леденцов завещал на создание «русского Нобеля» – «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений».

Правда, в отличие от Нобелевского фонда, целью этого общества было оказание помощи «таким открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы приносить возможно большую пользу для большинства населения». А пособия от общества должны были помогать внедрению изобретений, «а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей».

 

Граф Сергей Строганов успел принять участие в Отечественной войне 1812 года, остался в армии и дослужился до чина генерала от кавалерии. Но ничуть не меньше был известен как покровитель просвещения, в первую очередь как один из попечителей Московского учебного округа.

Двенадцатилетний период его попечительства, заслуживший уважительное прозвище «строгановских времен», стал одним из самых удачных в истории московской системы образования, и прежде всего в истории Императорского Московского университета.

Кроме того, почти 40 лет Сергей Строганов был председателем Московского общества истории и древностей Российских, и каждый год на свои деньги он снаряжал археологические экспедиции, результатом которых стали раскопки керченских кладов и так называемого «скифского золота», которое ныне экспонируется в Эрмитаже.

Но наибольшую известность графу Строганову принесло учреждение первой в России бесплатной и открытой для всех талантливых детей без учета их происхождения рисовальной школы, позднее названной Строгановским училищем (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова).

Гаджи Тагиев (1823-1924)

В истории дореволюционного российского меценатства и благотворительства очень мало нерусских фамилий, и тем заметнее в ряду знаменитых покровителей науки и искусства имя азербайджанского промышленника и мецената Гаджи Тагиева.

Рано потерявший мать, он с 10 лет начал работать на стройке, к 15 годам освоил ремесло каменщика, а к 30 годам завел собственное дело – торговал мануфактурой. Но настоящее богатство ему принесла нефть, а позднее Гаджи Тагиев сумел войти в легкую и пищевую промышленность, что еще больше увеличило его капиталы.

Вот тогда-то Тагиев и нашел возможности тратить свои деньги на благотворительность. Основное внимание он уделял образованию, словно компенсируя собственную неграмотность.

Тагиев стал почетным попечителем Бакинской Мариинской женской гимназии и почетным попечителем Бакинского низшего технического училища. Он построил в селе Мардакяны школу садоводства, ставшую первой мужской крестьянской школой-интернатом в Азербайджане.

А также выделял стипендии для студентов-мусульман, позволявшие им учиться даже в Санкт-Петербурге.

Федор Чижов (1811-1877)

Промышленник Федор Чижов, потомок небогатых костромских дворян, стоит в этом списке особняком.

Прежде всего потому, что до того, как заняться финансово-промышленной деятельностью, он получил блестящее научное образование, окончив физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, и остался там на преподавательской работе, довольно скоро защитив магистерскую диссертацию.

Позднее Чижов сделался промышленником, и именно на поддержку русской промышленности он и завещал потратить накопленный капитал.

На деньги Чижова после его смерти были открыты пять профессионально-технических учебных заведений: два ремесленных училища (низшее химико-техническое и среднее механико-техническое) в Костроме и еще три низших училища в Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Эти училища имели первоклассное оборудование и превосходный педагогический состав, а лучших учеников отправляли на стажировку за границу.

Павел Шелапутин (1848-1914)

Многие русские купцы и предприниматели XIX века были из старообрядцев, и Павел Шелапутин не исключение. Потомственный дворянин, получивший блестящее домашнее образование, он знал толк не только в предпринимательстве, но и в искусствах, особенно музыке и живописи.

Один из собственников Балашихинской мануфактуры, входившей в сотню крупнейших в Европе, Павел Шелапутин как меценат и благотворитель оставил колоссальное наследство, воплощенное в камне. Это переданный Московскому университету Институт усовершенствования гинекологов имени А.

П. Шелапутиной (его матери), мужская гимназия, ремесленное училище, мужское ремесленное училище и женское ремесленное училище – все имени Григория Шелапутина (его отца), а также реальное училище имени Анатолия Шелапутина (его сына) и Педагогический институт на Девичьем поле.

После смерти Павла Шелапутина один из крупнейших русских журналов, «Нива», писал о нем так: «Павел Григорьевич был ярким представителем того благородного меценатства, которым издавна отличалась Москва, создававшая множество культурных учреждений – больниц, школ и т. п. на частные средства».

Николай Шереметьев (1751-1809)

Граф Николай Шереметьев навсегда вошел в историю российского меценатства и благотворительности своим главным даром – Странноприимным домом в Москве на Садовом кольце, который в народе называли Шереметьевской больницей.

Сейчас в этом здании располагается Институт скорой и неотложной помощи им. Склифосовского.

Примечательно, что почти до конца жизни граф Шереметьев о благотворительности не помышлял – все изменила его супруга.

Ею стала бывшая крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова-Ковалева, которой граф дал вольную за три года до свадьбы.

Увы, семейная жизнь их была недолгой: через два года супруга умерла, едва успев родить сына Дмитрия.

Но перед смертью она завещала своему мужу и господину посвятить себя благотворительности – и он выполнил ее волю.

Познай Дзен с нами на нас в Telegram

Источник: https://mir24.tv/articles/16299251/desyat-maloizvestnyh-filantropov-i-blagotvoritelei-dorevolyucionnoi-rossii

Refy-free
Добавить комментарий