Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

Тема: Мечта о героическом и прекрасном

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: Мечта о героическом и прекрасном

В романтических произведениях А.М. Горького

Дата «____»__________2018 г.        Оценка ___________________            Баженова Татьяна Михайловна обучающаяся 113 группы специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель: Кальницкий Д.М. преподаватель литературы ГАПОУ ГГК

г. Городец, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. Разновидности рассказов…………………………………………………… 5
2. Понятие «героическое и прекрасное» в литературе
2.1 Понятие «героическое» в литературе……………………………….. 7
2.1 Понятие «прекрасное» в литературе………………………………… 9
3. Раннее творчество Горького………………………………………………. 10
4. Проблематика романтических произведений Горького…………………. 14
5. Анализ произведений «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш»
5.1 Анализ произведения «Старуха Изергиль»………………………… 17
5.2 Анализ произведения «Макар Чудра»………………………………. 19
5.3 Анализ произведения «Челкаш»…………………………………….. 22
6. Идейная направленность и проблематика произведений «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»
6.1 Идейная направленность и проблематика произведения «Песня о Соколе»………………………………………………………………………… 24
6.2 Идейная направленность и проблематика произведения «Песня о Буревестнике»…………………………………………………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 27

ВВЕДЕНИЕ

Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.

В ранний период творчества М. Горький на страницах своих произведений знакомит читателя с людьми, скитающимися по просторам Руси. Поиск смысла жизни, свободы, правды — вот краеугольные камни ранних произведениях автора.

Центральным звеном романтических произведений Горького становится образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. Герои Горького — одаренные вольнолюбцы, склонные к размышлениям о своей судьбе или судьбе таких же бедных, несчастных людей.

Это «беспокойные» и в то же время «задумавшиеся» люди, которые живут только материальным достатком. Неудовлетворенность своей жизнью, чувство собственного достоинства, не позволяющее мириться с долей рабов — вот что, прежде всего, характерно для горьковских бунтарей.

Не скрывая темных сторон жизни своих вольнолюбивых героев, Горький описал многих из них. Они сильны, красивы, независимы.

В раннем творчестве мастерство Горького проявилось не только в показе разнообразных характеров. Глубинный смысл его произведений раскрывался разнообразными художественными средствами. И в романтических, и в реалистических рассказах писатель широко использовал прием контраста, противопоставления персонажей, их поведения.

Тема: Мечта о героическом и прекрасном в романтических произведениях А.М. Горького

Объект исследования: Романтические произведения А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».

Проблема исследования: Выявить идейно — художественную проблематику ранних рассказов Горького, чтобы разобраться в том, что толкает человека на совершение подвига.

Предмет исследования: Идейно — художественное своеобразие и проблематика указанных рассказов.

Цель:  Разобраться в природе подвигов героев ранних рассказов Горького.

Задачи:

· Понятие «рассказ» и его разновидности (новелла, притча, легенда, жанровые разновидности).

· Выявить художественное своеобразие рассказов Горького и понять, в чем заключается мастерство писателя (живописность, эстетическое значение романтических рассказов Горького).

· Выполнить анализ произведений «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» определяя их проблематику.

Актуальность

Актуальность данного исследования заключается в том, что романтические произведения Горького определили развитие его творчества. Накануне 150-летию юбилея со дня рождения Горького эта тема исследования определила интерес и необходимость выявить истоки творческих замыслов Горького, необходимость понять философско-романтические основы ранних произведений и остроту их социальной проблематики.

Разновидности рассказов

Рассказ — малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.

Рассказы бывают: Семейно — бытовые, трагические, приключенческие, юмористические и др. По виду они бывают очеркового и новеллистического типа.

Приключенческий.

Приключенческий рассказ характеризуется тем, что его содержанием является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаками приключенческого рассказа является динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, преступления, похищения и т.д.

Семейно — бытовой.

Существуют две разновидности семейно — бытового рассказа:

Первый — это рассказ, написанный в литературном образе, ведется от автора, рассказчик только иногда передает прямую речь действующих лиц. Эта форма больше подходит для художественного чтения.

     Второй — сюжет излагается от лица какого-нибудь персонажа; здесь автора подменяет рассказчик, который может совпадать по индивидуальности с автором, а может резко от него отличаться по всему строю речи, ходу мыслей и т.

д. Такая форма называется сказом.

Юмористический.

Юмористические рассказы представляют собой небольшие по объему прозаические произведения, в которых изображена какая — либо смешная ситуация.

Обычно в юмористических рассказах мало действующих лиц и всего лишь одна — единственная сюжетная линия. Юмористические рассказы, в свою очередь могут подразделяться на анекдоты, истории из жизни и т. д.

Тематика юмористических рассказов может колебаться от строго социальной до личной, в принципе — это как раз тот жанр, в котором практически нет никаких ограничений по тематике и художественным средствам, главное, чтобы в повествовании была заложена определенная динамика и чтобы читателю было смешно.

Трагический.

Трагический рассказ — разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим гибель либо тяжелые страдания и утраты, в общем, достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей.

Также рассказы бывают новеллистического типа и очеркового.

Рассказы очеркового типа представляют собой разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Рассказы новеллистического типа — это малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, отсутствием описательности и композиционной строгостью.

Раннее творчество Горького

Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи.

Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости — с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, — с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника.

Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному — тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

 В ранних стихах Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь».

В рассказе «Челкаш» романтический образ бродяги и вора, порвавшего со своей средой, нисколько не идеализируется писателем. Хотя в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.

Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни». Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.

Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности.

Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой — человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.

В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса.

Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату.

В образе Ларры — получеловека (сын орла и земной женщины) Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия.

Само мировосприятие Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое — это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало — желание отвлечься от этой правды, и уйти от нее в какие — либо романтические, спасительные мечты.

У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира.

Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди».

Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.

В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски.

В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему.

Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство Горького — создание новой, сильной и волевой личности, романтического героя, стремящегося совершить подвиг. Именно таких героев Горький хочет видеть в реальной жизни.

Их подвиги — это преодоление себя, своих мещанских предрассудков, совершаемых во благо человека и общества.

Духовные ценности для них важнее материального благополучия, поэтому Челкаш отдает деньги Гавриле, проявляющему безмерную жадность к легкому «заработку», перевозя контрабандный товар.

Так Челкаш, этот забулдыга, пьяница и разбойник, оказывается выше в духовном и нравственном плане человека честного труда Гаврилы.

Противоречия, с которыми сталкивается автор в жизни, отражаются и в романтических, и в реалистических рассказах Горького.

Изображая жизнь «босяков» в рассказах «Однажды осенью», «Бывшие люди», «Двадцать шесть и одна», «Коновалов» и др. Горький борется за человека, его доброе имя, высокое предназначение и выступает великим гуманистом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Горький в романтических произведениях воспевал героизм будней, призывал к подвигу, любовался активными борцами за свободу человека, утверждал права личности на независимость, творческую и трудовую активность.

Герои автора любят людей и совершают подвиги во имя общественных идеалов, борясь за справедливость, гуманистические представления об устройстве общества, готовы погибнуть за социальные интересы, за торжество общественных законов, за свободу личности, ее права и самоопределение.

Но при этом его герои чувствуют высокую ответственность перед людьми, являются образцом выполнения своего долга и обязанностей. В исследованных рассказах и поэтических произведениях природа подвига героев очевидна: это высокая ответственность за жизнь на земле, трудовые успехи во имя общественного блага.

Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои  произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство Горького — создание новой, сильной и волевой личности, романтического героя, стремящегося совершить подвиг. Именно таких героев Горький хочет видеть в реальной жизни.

Горький считает, что главное призвание человека — «светить миру», быть свободным от низких предрассудков толпы и прежде всего от самого себя.

Тема подвига и благородства показана в произведениях Горького. Такие, как Сокол, поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость.

«Человек — это звучит гордо!.. Не унижайте жалостью человека…», — так Горький формулирует очень важную формулу человеческого достоинства, истоков героических помыслов и смысла человеческой жизни. Горький призывает верить в творческий потенциал, в силы гражданской ответственности человека перед своими современниками и последующими поколениями людей нашей страны.

«Все во имя человека, все для человека!» — таков смысл патетических призывов Горького. Человек — мерило всех событий, всех действий, всей великой работы на земле.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Литература: Справ. Кн. Для учащихся/Л64 С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1989. – 335 с.

2. Русская советская литература учебник для 10 класса средней школы

Редактор Е. П. Пронина

3. https://lektsii.org/8-64162.html

4. http://lit-helper.com/p_Osobennosti_rannego_tvorchestva_M__Gor-kogo

5. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=1533

Источник: https://lektsia.com/14x7cec.html

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” и другие.

Главное, что характеризует раннее творчество Горького, – это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык.

И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе. Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А. С Пушкина, М. Ю.

Лермонтова, Н. В. Гоголя.
В ранний период творчества А. М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси. Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти.

Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора. Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. “В жизни всегда есть место подвигам”, – говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль.

Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: “Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я?..”.

героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры.

Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок.

Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу.

Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой.

Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни
На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль.

Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко. В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко.

Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, – зачем он, в чем состоял смысл его жизни? Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой “Песни о Соколе”.

Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества.

И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к “счастью битвы”, свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа.

Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: “Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет”. Совсем иное влечет Сокола.

Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В “Песне о Соколе” М.

Горьким воспевает “безумство храбрых”, но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени.

В “Песне о Соколе” автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.
Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества.

Традиционный образ сокола, орла положен в основу “Песни о Соколе”, образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня.

Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер.

Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.

(1 votes, average: 4.00 5)
Loading…
Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького« Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе БунинаРождественские праздники в формировании духовности »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/mechta-o-geroicheskom-i-prekrasnom-v-rannem-tvorchestve-m-gorkogo/

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00067001184864158984

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького Горький М

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

    М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.

    Главное, что характеризует раннее творчество Горького, — это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык. И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе.

Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А. С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.     В ранний период творчества А. М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси.

Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти. Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора.     Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу.

«В жизни всегда есть место подвигам», — говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль. Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: «Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я?. . ».

     героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры. Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок.

Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу. Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой.

Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни    На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль. Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко.

В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко. Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, — зачем он, в чем состоял смысл его жизни?    Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе».

Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества. И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к «счастью битвы», свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа.

    Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Совсем иное влечет Сокола. Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В «Песне о Соколе» М.

Горьким воспевает «безумство храбрых», но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени. В «Песне о Соколе» автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.

    Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня. Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер. Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.

.

К-во 1093

Найти или скачать Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

Источник: https://studworks.org/post-1864-mechta-o-geroicheskom-i-prekrasnom-v-rannem-tvorchestve.html

Refy-free
Добавить комментарий