Материальная и духовная культура

Материальная и духовная культура

Материальная и духовная культура

Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык – это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности.

При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения.

У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма – это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность – это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей.

Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.

Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

Культура как отражение духовных способностей личности

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д.

Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства.

В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов.

В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фолклером.

Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства.

Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей.

Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры

В контексте социологического подхода культура – это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации.

Основные категории: доминирующая культура, субкультура, контркультура, этническая культура, национальная культура.

Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура – это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

— уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

— от возраста (пик активности 16 – 17 лет, к 21 – 22 годам она существенно понижается);

— от места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры.

Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания.

Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980).

Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности.

Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

функция массовой культуры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте.

В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия.

Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей.

Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Еще А. Шопенгауер и Ф. Ницше говорили, что они пишут для людей с особой восприимчивостью, для людей гениальных, для «сверхчеловека», который обладает сильной волей к власти и огромным жизненным потенциалом.

Примерно ту же позицию занимали теоретики авангардизма и модернизма, считая, что «серой массе» их труды и произведения принципиально недоступны. Однако практика развития любого художественного произведения опровергает этот тезис. В любом обществе наряду с эстетически развитыми людьми, существуют и люди с неразвитыми вкусами.

Причем они не только имеют право на существование, но и в состоянии создать свои, новые художественные школы и направления (дадаизм, кич и др.).

В контексте этической проблематики сущность массовой культуры также рассматривается неоднозначно. Многие исследователи, особенно отечественные много говорят о невысоком нравственном содержании образцов современной массовой культуры.

Примитивизация отношений, пропаганда насилия, секса в произведениях массовой культуры не способствует, якобы, формированию высоконравственной личности, а скорее наоборот ведет к моральной деградации современной молодежи.

В этой связи важным представляется проблема ответственности за нравственное состояние современного общества, ответственности того, кто создает и кто несет культуру для масс.

Особенность современного культурно-исторического этапа состоит в расширении так называемой «субъект субъектной» взаимосвязи. Теперь она выглядит так: «субъект творящий — посредник – субъект воспринимающий», где влияние посредника все более возрастает в обоих направлениях.

Посредник, которым являются средства массовой информации, представители шоу-бизнеса выбирает, какие произведения искусства он представит широкой зрительской аудитории, при этом он не только производит отбор, согласно своему вкусу и требованиям зрителей, но и активно воздействует на художника, формируя заказ. Конечно, только в случае принадлежности творческой личности (художника и посредника) к классу высокоинтеллектуальной элиты прежде всего по нравственным критериям многие явления массовой культуры перестанут быть образцами пошлости и безнравственности.

Этническое и национальное измерение культуры

«Этнос» (с др. греч.) – племя, народ. Этническую принадлежность человека к своей группе определяет кровное родство. Осознание этнической принадлежности было основано на способности человека к самоидентификации.

На ранних стадиях развития эта способность объединяла людей в кровнородственные коллективы: люди осознавали свое родство в лице общего предка.

Со временем, в качестве объединяющей силы, кровное родство отступает, а на первый план выходит культура.

К этнической культуре относят бытовые привычки разных народов (так, издревле люди по разному носили воду, готовили пищу, обустраивали жилище), а также обычаи, традиции, обряды. Этническая культура включает национальную одежду, местный разговорный язык, народное творчество (фольклор).

Этническая культура создается стихийно, ее автором является весь народ. Она сохраняется и передается в границах данной культуры посредством естественных способностей человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, органической пластики, и т. д.

, что не требует специальной подготовки и особых средств хранения и записи.

Нация – это тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. Специфика национальной принадлежности связана с осознанием помимо кровного родства объединяющей силы государства.

Первыми предпосылками национального объединения людей стали государственная власть и возникновение письменности.

Необходимыми условиями и определяющими факторами существования нации являются: национальное государство, национальная экономика и национальная культура.

Выделим характерные черты национальной культуры:

— рыночная экономика;

— гражданские свободы;

— распространение грамотности во всех слоях населения;

— национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

— выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

— представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

— в отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

— становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования — нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» — лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

— дикости,

— варварства,

— цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком.

Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.

Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

— историческое время (античная, средневековая и др.);

— географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

— технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

— политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

— специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

— общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

— взаимопроникновение культур;

— наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

— непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

— циклического развития (страны Востока) и

— прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов.

С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.

Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат».

Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «… цивилизация есть неизбежная судьба культуры.

Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они…

завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством.

Они — конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_267106_materialnaya-i-duhovnaya-kultura.html

Духовная и материальная культура (стр. 1 из 3)

Материальная и духовная культура

Введение…………………………………………………..3 стр

1. Культура, понятие……………………………………..4 стр

2.Духовная культура человечества………………………8 стр

3. Материальная культура человечества……………….11 стр

Заключение………………………………………………14стр

Список использованной литературы……………………15 стр

Введение.

Культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами.

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.

Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.

Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, толь ко приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни.

Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры.

Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.

Культура — это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, а также уровень мышления.

Культура — это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.

Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения.

Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, деликатное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п.

Мы, например, испытываем удовольствие при «виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным»[4]. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.

Культура, понятие.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемый духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы.

Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития.

Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.

Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом

Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека.

Что же такое смысл для культурологии? Смысл — это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе.

Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным.

Например, один из самых важных смыслов — жажда любви — вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит).

Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое» (Мещерякова Н.А.

Наука в ценностном измерении// Свободная мысль. 1992, N 12 с.34-44). Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия (Бубер М. Я и Ты. М., 1993.,с. 61,82,94). Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл.

Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы величайших открытий.

Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.

) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры — это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений

При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души.

Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения.

Система смыслов передается от одного человека к другому посредством символов.

Я завершаю эту тему анализом культуры, потому что она схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества.

Рассмотренные ранее «срезы» духовной жизни общества — это феномены именно духовной культуры, поэтому мы и анализируем ее как своего рода подведение итога этой темы, вместе с тем кратко выявляя сущность самой культуры в целом. Отдельные ее формы будут рассмотрены в следующей теме.

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.

Принято различать материальную и духовную культуру.

Источник: https://mirznanii.com/a/203767/dukhovnaya-i-materialnaya-kultura

Духовная и материальная культуры

Материальная и духовная культура

Первым структурнымэлементом культуры является материальнаякультура, которая представляет собойобъективные, материальные формы выражениядуховных смыслов.

Материальнаякультура — совокупность способовпроизводства материальных благ иценностей, создаваемых человеческимтрудом на каждом этапе развития общества.

Ценность –это положительная значимость предметов,явлений и идей. Предметы и явлениястановятся благом, если они удовлетворяютположительные человеческие потребностии способствуют социальному прогрессу.Материальная культура основана нарациональном, репродуктивном типедеятельности, выражается вобъективно-предметной форме, удовлетворяетпервичные потребности человека.

Хозяйственнаякультура—это деятельность, направленнаяна создание материальных условий дляжизни человекакак творца «второй природы». В неевходят, прежде всего, экономическаядеятельность — средства производства,способыпрактической деятельности по их созданию(производственныеотношения), а также и творческие моментыхозяйственнойповседневной деятельности человека.

Хозяйственнуюкультуру не следует сводить к материальномупроизводству, она характеризует его сточки зрения влиянияна человека, создания условий для егожизни и развития способностей,их реализации в экономической жизниобщества. Этакультура воплощается не просто впроизводстве, технике, ав реализации творческого началаматериальной деятельности человека.

Традиционнокультурологи выделяют в качествеобъектов (форм) материальной культурыкультуру труда — технику, сооружения иорудия труда, средства производства,системы коммуникаций — пути и средствасообщения (транспорт, связь); культуруповседневности — предметы одежды, быта,пищи.

Все эти предметыкультуры – носители культурнойинформации, которые создают искусственнуюсреду обитания человечества и являютсяпроцессом и результатом материальнойдеятельности человека.

Все эти явлениясвязаны с содержанием производительныхсил или производственных отношений.Однако материальная культура, являясьстороной материального производства,не тождественна ему.

Она характеризуетпроизводство с точки зрения созданияусловий для жизни человека, его развития,а также реализации способностей человекав процессе материальной деятельности.

вДуховнаякул.

Духовная культура– совокупность духовных ценностейчеловечества (идей, представлений,убеждений, верований, знаний);интеллектуальная духовная деятельностьи ее результаты, обеспечивающие развитиечеловека как личности на каждом этаперазвития общества.

Духовная культураоснована на рациональном, творческомтипе деятельности, выражается всубъективной форме, удовлетворяетвторичные потребности человека.

К духовной культуреотносятся формы, ориентированные навыработку знаний и ценностей в духовнойсфере — это комплекс идей, знаний,представлений, переживаний, побуждений,влечений, верований, норм, традицийчеловеческого существования. Духовнаядеятельность имеет сложную структуруи включает в себя такие формы культуры:

— религиознаякультура (религиозные учения, традиционныеконфессии и деноминации, современныекульты и учения);

— нравственнаякультура (этика как теоретическоеосмысление нравственности, мораль какобщественное ее выражение, нравственностькак личностная норма);

— эстетическаякультура (искусство, его виды, направленияи стили);

— правовая культура(судопроизводство, законодательство,исполнительная система);

— политическаякультура (традиционный политическийрежим, идеология, нормы взаимодействиясубъектов политики);

— интеллектуальнаякультура (наука, философия).

По видам деятельностивсе они входят в познавательнуюдеятельность (наука, философия),ценностно-ориентированную деятельность(мораль, искусство, религия), регулирующуюдеятельность (политика, право).

Познавательнаядеятельность основана на познаниичеловеком природы, общества, самогосебя и своего внутреннего мира. Наиболееадекватно эта деятельность представленанаучной деятельностью.

Наукаспециализированная областькультуры, ориентированная на познание.

Основные функции науки состоятв формировании системы логическиупорядоченных знаний, основанныхна специально организованном теоретическоми эмпирическомизучении реальности; построениирациональных прогнозов; управленииисследуемыми процессамина основе эксперимента.

Передаваемыеот поколения к поколению традиционныезнания, принимаемые как «догматическаябанальность», не подвергаемая сомнению,с появлением новой интеллектуальнойсреды – научной — перестают довлеть надумами людей, приводят к резким скачкамв развитии всей культуры. Таким образом,в любом обществе складывается независимаяот отдельного индивида система добывания,хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированнойдеятельности человека относятсямораль (моральная культура), искусство(художественная культура) и религия(религиозная культура).

Осмысленныйхарактер познания, понимания мирапредполагает не просто знания о нем, апонимание ценности самого человека каксубъекта деятельности, ценности егознаний, творений, ценностей самого миракультуры, в котором живет человек.

Мирчеловека – это всегда мир ценностей.Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболеесоциально значимой сферой культурыявляется моральная культура, дающаянормативно-ценностную ориентациюотношения индивидов и социальных группко всем сторонам деятельности обществаи друг к другу.

Моральная культура–это достигнутый обществом и индивидомуровень человечности, гуманности вотношениях социальных субъектов,отношение к человеку как к высшей целии самоценности.

Моральная культураличности проявляется как культурапоступка: мотива, соответствующегопонятиям о добре и зле, справедливостии достоинстве человека.

В основе моральнойкультуры личности лежит нравственностьи совесть.

Вторая формадуховной культуры, связанная с ценностнойдеятельностью — это художественно-эстетическаякультура.

Художественная культура —это специфическая чувственно-эмоциональнаясфера познания, оценка и художественноепреобразование мира по законам красоты.

Художественная культура основана наиррациональном, творческом типедеятельности, выражается как вобъективно-предметной, так и в субъективнойформе, удовлетворяет вторичные потребностичеловека (см. искусство в системе духовнойкультуры).

Третья формадуховной культуры,связанная сценностной деятельностью, — эторелигиознаякультура, основанная на религиознойдеятельности как восхождении человекак Богу.Воплощается религиознаякультура культовыми и вероисповедальнымидействиями, смысл которых определенсоответствующей системой ценностей,главной из которых является Бог какдуховно-нравственный Абсолют.

В духовной культуреможно выделить еще две формы, ориентированныена регулятивную форму деятельности, -это политика (политическая культура) иправо (правовая культура), связанные сгосударством и его институтами и правовойсистемой общества.

Духовная культуравырастает как идеальная сторонаматериальной деятельности. Однако приопределенных условиях закрепленная вмеханизмах социальной памяти духовнаякультура выступаеткак устойчиваяматрица духовной жизни,стереотипвосприятия и мышления, менталитетобщества. Она может играть на разныхэтапах развития общества ведущую роль.

К особенностямдуховной культуры,которая ориентированана выработку знаний и ценностей,необходимо отнести следующие:

1.Духовная культура — это особый духовныймир, созданный силой человеческой мысли,который богаче реального, материальногомира (например, искусство живописи –направление сюрреализм – художник С.Дали).

2. Духовная культурадает человеку наибольшую свободутворчества (осознанное творчествочеловека – это то, что отличает миркультуры от мира природы).

3. Духовная культуранужна сама по себе, а не ради достижениякаких-либо целей.

4. Духовная культура- самая «хрупкая» область культуры, онаболее чувствительна к изменениям всоциокультурном пространстве, болеевсех других областей страдает присоциальных катаклизмах и нуждается вподдержке общества.

Следует отметить,что к понятию «духовная культура»относятся и материальные объекты,включающие в себя мир духовной культуры:библиотеки, музеи, театры, кинотеатры,концертные залы, учебные заведения,суды и т.д. Любой предмет материальнойкультуры является воплощением определенныхзамыслов человека, и в реальной жизниматериальное и идеальное в культуревсегда переплетается.

Источник: https://studfile.net/preview/5288181/page:10/

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи.

Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Жизнеутверждающие фильмы от депрессии

В этой статье мы расскажем о том, какие жизнеутверждающие фильмы помогут выйти из депрессивного состояния. Герои этих картин помогут обрести уверенность в своих силах и мотивируют к достижению целей.

Фильмы, которые заставляют задуматься

Фильмы, если говорить о картинах самого высокого качества, способны не просто заставить нас задуматься, но и кардинально изменить свое отношение к жизни. В этой статье мы предлагаем список именно таких кинокартин.

Фильмы, которые заставляют плакать

Кинематограф способен оказывать влияние на многие аспекты нашей жизни. В этой статье мы предлагаем список кинокартин, которые способны заставить плакать и пересмотреть взгляды на некоторые жизненные моменты.

Фильмы способны оказывать существенное внимание на психику и даже разрушать ее. В этой статье мы расскажем о вредном кино и его негативном влиянии на психику взрослых и неокрепшие умы детей.

Источник: https://womanadvice.ru/materialnaya-i-duhovnaya-kultura

Refy-free
Добавить комментарий