Маша Миронова воплощение русского национального характера 2

Маша Миронова – воплощение русского национального характера

Маша Миронова воплощение русского национального характера 2

Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С.

Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова.

Автор с большой теплотой относится к этой героине.

Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.

Маша Миронова воспитывалась в семье с патриархальным укладом, придерживавшейся старинных дворянских традиций. По причине этого она послушна, спокойна, скромна.

Она никогда не переступит рамки приличия, не поступится своим нравственным долгом и не пойдет против совести. Так, она ни за что не вышла бы замуж за Швабрина, даже если бы это решение грозило ей смертью.

Вспомним, в каком состоянии находят запертую Машу Пугачев и Гринев. Ее воспитание, ее принципы не позволили Маше склониться перед Швабриным.

Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью.

Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители.

В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.

Нигде так не проявился характер Маши Мироновой, как на последних страницах книги, где она без всяких сомнений едет в Царское Село, чтобы просить императрицу помиловать Гринева.

Этот поступок смел уже потому, что молодая девушка, не знающая жизни, едет в неизвестность одна, и вдвойне смел потому, что она хочет вступиться за опального дворянина, что очень рискованно для нее самой. Она вступает в борьбу не только за свою любовь, но и за справедливость.

Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, душевно обожгли ее и сделали сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. А ведь вначале она казалась такой слабой и беспомощной, боялась выстрелов, подала в обморок.

Но когда судьба поставила ее на распутье одну, она нашла в себе силы бороться за свое счастье. Маша стала взрослее в этих испытаниях.

А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.

Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца.

Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера.

Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что‑либо противное ее совести.

Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

12. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.

Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных своему долгу, как они его понимали.

Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.

Первое впечатление от Марьи Ивановны ― впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравилась».

В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой, обыденностью вступает что‑то в высшей степени привлекательное. «Марья Ивановна скоро перестала меня дичиться. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», ─ говорит рассказчик.

Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека, а перед этим она отвергла гвардейского офицера Швабрина, хотя тот был образованнее и, казалось бы, мог произвести впечатление на провинциальную девушку. Полюбив Гринева, Марья Ивановна просто отвечает на его объяснение.

«Она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу ― доказательство глубины ее натуры, способности к большому, настоящему чувству.

После того как отец Гринева отказал сыну в разрешении на женитьбу, а Марья Ивановна решила, что ей «не судьба» быть за Гриневым, что следует покориться «воле божьей», она не перестает его любить. В тяжелых испытаниях и превратностях судьбы ее бескорыстная любовь крепнет. Пережитое ею развивает и закаляет ее стойкость.

Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич.

Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша ― дочь коменданта.

Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера.

«Она непрестанно думает о средствах, как бы меня спасти», ― замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости.

Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что «жена смотрителя тот час же с нею разговорилась», объявила, что она «племянница придворного истопника», свидетельствует о способности Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню».

Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII «Сирота»:

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточка;

Как у нашей княгинюшки

Ни отца нету, ни матери…

Тихая, робкая капитанская дочка преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

Марья Ивановна ― женский образ, с любовью созданный А. С. Пушкиным.

13. Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.

Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав исторических, реально‑бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива.

Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь».

Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «глаза у Пугачева сверкали». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем.

Важнейший принцип создания его образа ― превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ― человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя».

В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца.

Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы», нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.

Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву («Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачев ― фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. «Улица моя тесна, воли мне мало», ─ говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.

Он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию императрицы». Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. «Заячий тулупчик», как и общеизвестное «долг платежом красен» ― слишком простое объяснение всего происходящего.

Гринев осознает, что этот человек почему‑то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня».

Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой.

Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике «вожатого». Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.

Образ Пугачева ― центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

14. Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С.

Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка».

Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений.

Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства.

«Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году.

― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г.

, сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели.

Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью.

Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа.

Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют.

Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С.

Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.

15. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)

Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил ― и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости.

Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д.

Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

Источник: https://studopedia.org/5-104951.html

Образ Маши Мироновой как воплощение русского национального характера

Маша Миронова воплощение русского национального характера 2

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская средняя общеобразовательная школа №9

С углублённым изучением отдельных предметов»

Исследовательская работа

Образ Маши Мироновой как воплощение русского национального характера и женского идеала А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»

Выполнила: ученица 8-В класса

Быковская Елизавета

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Юрко Татьяна Болеславовна

Гатчина 2011 год

fВведение

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» речь идёт о Крестьянской войне 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, но не это, на мой взгляд, делает произведение классическим, не подвластным времени, а внимание к человеческим характерам и судьбам, к чувствам, прошедшим испытание в горниле «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица молодого офицера Петра Андреевича Гринёва. Назначение этой повести — охватить проблемы прошлого, настоящего и будущего, связать движение истории, показать, как общественно-политические события влияют на жизнь людей, попавших в круговорот исторических потрясений»[2].

Мне кажется, автору было интересно самому разбираться в перипетиях сложных отношений между простым народом и дворянством, Пугачёвым и Гринёвым, Гриневым и Швабриным. Однако в название повести А.С.

Пушкин выносит не имена этих героев, а на первый план выдвигает капитанскую дочку Машу Миронову.

Почему? Из цензурных соображений? Или именно она центральная фигура повести? Именно её образ для автора значительнее всех остальных?

Выбор данной темы обусловлен стремлением понять русский женский национальный характер в изображении гениального писателя-реалиста А.С. Пушкина, разобраться, что привлекает автора и других персонажей в образе капитанской дочки, почему именно так называется повесть.

Цель исследования — доказать, что Маша Миронова, героиня романа А.С. Пушкина, воплощает в своём характере лучшие черты русской женщины и является не только ключевой фигурой повести «Капитанская дочка», но и идеалом автора.

Объект исследования — роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и критическая литература о нём.

Предмет исследования — образ Маши Мироновой, способы его создания и значение в общей системе романа.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

Проанализировать текст повести «Капитанская дочка» с целью характеристики образа Маши Мироновой

Изучить критические материалы по данной теме

Показать, как развивается женский характер Маши Мироновой, как он проявляется и закаляется в сложной жизненной обстановке

Обосновать художественную роль выбранных писателем средств создания образа

Обобщить полученную информацию и сформулировать выводы.

Подготовить компьютерную презентацию для представления результатов исследования.

В работе использовались следующие методы исследования.

Анализ. (Анализ — это метод исследования путем разложения предмета на составные части)

Синтез. (Синтез — соединение полученных при анализе частей в целое)

Наблюдения

Сравнения

Методы, которыми я пользовалась при работе с текстом, помогли мне создать целостное представление об образе Маши Мироновой, выявить средства его создания и авторское отношение к нему, определить его роль в воплощении главных идей романа.

Теоретическая значимость исследования заключается в соотнесении теории литературы по данной теме с конкретным её воплощением в художественном произведении, целенаправленном анализе романа «Капитанская дочка», выявление средств создания художественного образа Маши Мироновой и авторского отношения к ней.

Практическая значимость исследования состояла в освоении навыков работы с текстом, приобретении аналитических умений работы с художественным произведением, литературоведческим материалом.

Произведения А.С.Пушкина остаются актуальны и по сей день, так как времена меняются, но человек меняется мало, ему свойственно, как и в пушкинские времена, испытывать разные чувства, осуществлять выбор между добром и злом, долгом и личными интересами, совершать ошибки и исправлять их.

писатель повесть художественный

f1. Маша Миронова — истинная любовь Петра Гринёва и нравственный идеал писателя

1.1 Образ капитанской дочки. Характеристика Маши Мироновой

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта.

Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой.

Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша — обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»[1,стр.№127], которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег… с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою»[1,стр.№128].

О её характере: «Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась.

С тех пор уж и не палим из проклятой пушки». [1, стр.№129]

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой.

Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!»[1,стр.№139]

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки.

Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев.

Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей.

Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха.

Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом».

Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева — человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.

Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» [1,стр.№164]. Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному [1,стр.№164].

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» [1, стр.

№193], поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому.

Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» [1, стр.№210].

Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства — её освобождает Пугачёв — убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» [1, стр.№210].

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её.

Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» [1, стр.№219]. Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить»[1, стр.№227,228]. Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша.

Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права.

«Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» [1, стр.№230].

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» [1, стр.№230], Маша отправляется в Петербург.

Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу.

Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» [1, стр.№234]. А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва.

Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности. [1, стр.№236]

1.2 Маша Миронова в восприятии других лиц романа

С первого взгляда капитанская дочка не производит никакого впечатления на Петра Гринёва, однако с течением времени его отношение к ней меняется: «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку»[1,стр.№139]. Вскоре он не просто влюбился в Машу Миронову, а полюбил её всей душой и сделал ей предложение руки и сердца.

Для него голос капитанской дочери «ангельский», от которого он трепещет. Пётр не может «выразить сладостного чувства», которое завладело им, а перед лицом опасности он готов пожертвовать собой ради любимой, оставить самовольно службу и броситься в Белогорскую крепость для спасения Маши. Обращаясь к Пугачёву, Гринёв говорит: «жизнию рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал» [1, стр.

№212].

Однако Гринёв не первый, чьим сердцем завладела Маша. Швабрин тоже влюблён в неё, и, отвергнутый ею, он совершает подлость, оговаривает Машу для того, чтобы разлучить её с Петром Гринёвым, сначала он представляет Машу Гринёву «совершенной дурочкой», потом советует искать её внимания не с помощью стихов, а с помощью «пары серёг».

Швабрин борется за неё и тогда, когда остаётся командовать Белогорской крепостью после её захвата Пугачёвым, заставляет Машу насильно выйти за него замуж, что для девушки совершенно невозможно.

Трусость Алексея Иваныча, низость его души не позволяют ему достойно принять поражение в любви, отпустить Машу, которая никогда не сможет его полюбить. Швабрин даже готов пожертвовать её жизнью, лишь бы она не досталась его врагу, Гринёву.

Натура Швабрина открывается для нас полностью: ради любви он предаёт долг перед Отчизной, ради спасения своей жизни и мести сопернику предаёт любовь. Однако, следует заметить, что любить Машу Швабрин не перестал: об этом свидетельствует его поведение после ареста и обвинения в связях с бунтовщиками — Швабрин не сказал о Маше ни слова.

Хотя вполне может быть, что сделал он это намеренно, чтобы Гринёв не смог оправдаться и разделил с ним печальную участь.

Маша Миронова нравится всем. Семья белогорского попа опекает её, как родную. Савельич называет «ангелом божьим». Проникается к ней симпатией Пугачёв. Искренне полюбили её родители Петра Гринёва. Ласкова с ней сама императрица.

Какой же секрет знает Маша? Отчего люди тянутся к ней? За что её любят?

На мой взгляд, за простоту и сердечность, за доброе открытое сердце, за доброжелательность и глубокую порядочность, за умение быть внимательной к каждому и находить нужные слова, чтобы выразить самое главное для взаимопонимания в разговоре.

Маша обладает естественным желанием нравиться людям, и мы не видим в этом ничего предосудительного, ведь продиктовано это желание стремлением жить со всеми в ладу. Вот как она сам говорит об отвергнутом им Швабрине: «Я не люблю Алексея Иваныча.

Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх». [1, стр.№138]

Маша Миронова, безусловно, персонаж, близкий к идеалу. А.С. Пушкин не видит в ней недостатков, он наделяет её деликатностью, тонким чувством понимания другого человека, скромностью, нежностью облика и при этом высоким сознанием собственного достоинства, твёрдостью и самостоятельностью. Портрет Маши — отражение её чистой души.

Характер Маши Мироновой под влиянием сложившихся обстоятельств переживает определённую эволюцию. При первой встрече Гринёв замечает, как на замечание матери «она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку». [1, стр.

№128] А вот мы видим её в светлице под домашним арестом у Швабрина, когда на вопрос Пугачева, за что её муж наказывает, она гневно отвечает: «Мой муж! — повторила она. — Он мне не муж.

Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Описывая душевное состояние своей невесты после известия об аресте, Гринёв пишет: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти». [1, стр.№230]

В разговоре с императрицей мы видим уже далеко не ту Машу, с которой познакомились в начале повести, — перед нами настрадавшаяся, сильная и мужественная девушка, способная возражать даже знатной особе:

— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.

— Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю. [1, стр.№234]

Маша была в эту минута так искренна, так прекрасна, что Екатерина II (а это была именно она) поверила ей и признала невиновность Петра Гринёва.

f2. Счастье в понимании Маши Мироновой и А.С. Пушкина

Во все времена человека волнуют вопросы философского плана, и вопрос счастья — один из них. Я думаю, что для А.С.

Пушкина счастье имеет значение любви, душевного покоя, свободы и вдохновенного творчества как исполнения своего предназначения на земле. Это вытекает из всех его произведений, написанных и в стихах, и в прозе.

Как мы знаем, в конце жизни счастье мыслилось А.С. Пушкиным и как семейное благополучие, которого так недоставало поэту из-за материальных проблем и светских интриг.

Любовь, семейное благополучие — идеал и пушкинской героини Маши Мироновой.

Женщины не могли в те времена служить Отчизне, но, когда понадобилось, Маша выполнила свой долг не только перед женихом, спасшим её от верной гибели, но и перед Отечеством, во имя которого и воевал Гринёв против Пугачева, а затем, оклеветанный Швабриным, подвергся аресту и суду.

Несмотря на врождённую скромность, покорный и тихий характер, в сердце у Маши горит огонь. Она не допускает несправедливости, её совесть чиста и непорочна, а в душе скрываются стойкость, храбрость и выносливость.

Любовь, согреваемая чувством справедливости, движет Машей, позволяет ей достигнуть задуманного, спасти своего жениха.

fЗаключение

Композиция повести «Капитанская дочка», как известно, построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту.

Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье.

В образе капитанской дочки воплощены лучшие черты характера русской женщины: способность на глубокое чувство, верность, самоотверженность, душевность, нравственная сила и чистота, готовность жертвовать собой ради любимого.

Если такая женщина не любит, то и под страхом смерти не выйдет за немилого и даже поцеловаться с ним не сможет, но если любит, то все преграды преодолеет, ничего не побоится на пути к любви, добьётся своего и обязательно сделает счастливым своего избранника. Именно Маша — наиболее пострадавшее в ходе пугачёвского бунта лицо среди персонажей повести.

Пострадавшая, но несломленная, Маша не озлобилась, не разучилась любить, по-доброму относиться к людям, верить в закон и справедливость.

Машу Миронову, как и Татьяну Ларину, с полным правом можно считать «милым идеалом» А.С. Пушкина, поэтому и в названии повести упоминаются не Пугачёв и не Гринёв, а именно капитанская дочка, добившаяся справедливости и своего счастья.

Есть что-то глубоко символичное в том, что Пётр Гринёв вместе с другими офицерами и солдатами спасает российское самодержавие от пугачёвского восстания, а затем Маша Миронова спасает Гринёва от российского «правосудия», не удосужившегося разобраться в его истинной вине перед армией, которую самовольно покинул ради спасения невесты.

Такова, на мой взгляд, миссия русских женщин — спасать своих мужчин от бед, в том числе от своих заблуждений. Поведение Гринёва под арестом, его нежелание вмешивать Машу в судебное дело было явным заблуждением, и капитанская дочка это блестяще доказала, явившись к самой императрице и поразив её своей храбростью.

На наш взгляд, Машу Миронову следует поставить в один ряд с героинями И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, она равна им по красоте, внешней и внутренней, и по силе характера, и по способности любить.

fСписок литературы

1. Пушкин А.С. «Капитанская дочка. Дубровский. Повести Белкина / Илл. Л. Короева. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 336с., илл. («Серия библиотека школьника»)».

2. Беленький Г.И.: «Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»; Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. — 7-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007.

3. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. — М.: «Просвещение», 1971

4. Лотман, Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки». СПб.: 1995, стр. 212-227.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/literature/00383016_0.html

Refy-free
Добавить комментарий