Мариинский театр — символ русской культуры

Презентация

Мариинский театр - символ русской культуры

Инфоурок › Музыка ›Презентации›Презентация «Мариинский театр — символ русской культуры»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Мариинский театр — символ русской культуры

2 слайдОписание слайда:

Вацлав Нижинский Галина Уланова Рудольф Нуреев Михаил Барышников Матильда Кшесинская В е л и к и е а р т и с т ы Б А Л Е Т А Анна Павлова

3 слайдОписание слайда:

В Е Л И К И Е ПЕВЦЫ Федор Шаляпин Иван Ершов Медея и Николай Фигнер Софья Преображенская

4 слайдОписание слайда:

Мариинский театр отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная. Большой (Каменный) театр на Карусельной площади, архитектор Антонио Ринальди

5 слайдОписание слайда:

В 1802-1803 годах Тома де Томон – блестящий архитектор и рисовальщик – осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции. Однако в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар.

За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра, серьезно пострадал и его фасад. 3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.

Изящная итальянка Мария Тальони в балете «Зефир и Флора» Шарля Дидло. Тома де Томон

6 слайдОписание слайда:

«Золотой век» Большого театра. «Волшебная флейта» Моцарт Россини «Золушка» «Севильский цирюльник» Россини Балеты Шарля Дидло «Вольный стрелок» Вебер

7 слайдОписание слайда:

27 ноября 1836 года первым представлением оперы Глинки «Жизнь за царя» возобновились спектакли перестроенного театра. Премьера «Руслана и Людмилы» – второй оперы Глинки – состоялась ровно через шесть лет, 27 ноября 1842 года.

Двух этих дат было бы довольно, чтобы петербургский Большой театр навсегда вошел в историю русской культуры. А ведь шли и шедевры европейской музыки: оперы Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера, Тома…

8 слайдОписание слайда:

Театр-цирк, на месте которого после пожара был построен Мариинский театр Когда же в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте архитектором Альберто Кавосом был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».

9 слайдОписание слайда:

Мариинский театр упрочил и развил великие традиции первой русской музыкальной сцены.

С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, началась славнейшая эпоха в истории театра.

Полвека, отданные Направником Мариинскому театру, отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер. «Борис Годунов» Мусоргский «Снегурочка» Римский-Корсаков «Князь Игорь» Бородин «Пиковая дама» Чайковский

10 слайдОписание слайда:

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона.

Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции.

Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Матильда Кшесинская (1900 год) Диана Вишнева (2010год) в балете «Баядерка»

11 слайдОписание слайда:

Мариинский театр до реконструкции 1885 года, архитектор Альберто Кавос Мариинский театр неоднократно реконструировался.

В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы.

12 слайдОписание слайда:

Мариинский театр после реконструкции 1885 года, осуществленной архитектором Виктором Шретером

13 слайдОписание слайда:

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова.

Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов появляются современные оперы, рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет.

«Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева

14 слайдОписание слайда:

Здание Мариинского (в то время Кировского) театра, разрушенное бомбой 19 сентября 1941 года Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

15 слайдОписание слайда:

В 50-70-е гг. в театре были поставлены знаменитые балеты «Шурале» Фарид Яруллин «Спартак» Арам Хачатурян «Двенадцать» Борис Тищенко в хореографии Леонида Якобсона «Каменный цветок» Сергей Прокофьев

16 слайдОписание слайда:

Здание Мариинского театра после реконструкции 1968-1970 годов В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

17 слайдОписание слайда:

Важным этапом в истории театра в 80-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.

18 слайдОписание слайда:

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский.

19 слайдОписание слайда:

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина.

В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса — в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней.

Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок — таков уникальный колорит зрительного зала — самого лирического театрального зала Европы.

20 слайдОписание слайда:

Прекрасная балетная труппа, замечательные оперные певцы хорошо известны не только в России, но и во всем мире. Мариинский театр был и остается неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга и России.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-mariinskiy-teatr-simvol-russkoy-kulturi-2146708.html

Петербург театральный: история основания легендарной Мариинки

Мариинский театр - символ русской культуры

Указом Президента 2019 год в России объявлен Годом театра, а более двухсот лет назад, 12 июля 1783 года, Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этого дня начинается история Мариинского театра, известного сегодня во всём мире.

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием.

Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло.

Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки.

С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором.

К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге

Источник: https://upload.wikimedia.org

После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения.

У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль.

Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И.

Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила».

Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини.

Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.

Мариинский театр

Источник: http://commons.wikimedia.org

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II.

Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди.

Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Источник: https://commons.wikimedia.org

Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского.

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию.

Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста. В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов.

После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время.

Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.

Источник: https://commons.wikimedia.org

Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям.

В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».

Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Источник: https://pinterest.com

Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции.

В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции.

Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей.

Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

Источник: https://commons.wikimedia.org

Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения.

Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами.

Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.

Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год

Источник: https://pikabu.ru

После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.

здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает.

Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.

Мариинский театр в 1922 году

Источник: https://commons.wikimedia.org

Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях.

Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять.

По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».

В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика.

Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире.

Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.

Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года

Источник: https://mariinsky.ru

Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер.

Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился.

Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!

В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра

Источник: https://pikabu.ru

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран.

При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок.

Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Источник: http://commons.wikimedia.org

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/pietierburgh-tieatralnyi-istoriia-osnovaniia-lieghiendarnoi-mariinki

Петербургский Большой: история Мариинского театра

Мариинский театр - символ русской культуры

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники.

Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло.

Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид.

Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин».

Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.

Мариинский театр. (wikipedia.org)

Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.

Опера «Руслан и Людмила». (wikipedia.org)

В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра.

На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна.

В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.

Мариинский театр. Источник: funart. pro

Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С.

Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось.

В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор.

Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.

Источник: https://diletant.media/articles/26241177/

Мариинский театр — символ русской культуры

Мариинский театр - символ русской культуры

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГБОУ СПО «Костромской областной колледж культуры»

Реферат по дисциплине

«История отечественной культуры»

на тему

Мариинский театр — символ русской культуры

Студента II курса группы «П1»

Камзоловой Екатерины Александровны

Кострома, 2016 г.

Мариинский театр — символ русской культуры

Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября — торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади — она дошла до наших дней как Театральная.

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская.

Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский.

И многие, многие другие.

В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель — так называлось театрализованное конное действо — любимое развлечение придворного общества.

Здесь же проходили народные гуляния с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы.

По приказу Екатерины Великой вместо этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1873 году представлением оперы Дж. Паизиелло «Мир луны». Площадь стала называться Театральной. В 1802 году театр перестраивал Ж. Тома де Томон, в 1836 реконструировал А. Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого по проекту архитектора А. Кавоса, праздничным конным представлением открылся цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение.

Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда перешли русская оперная, а затем и балетная труппы Большого театра.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой М. Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским, по имени жены Александра II Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, «великолепнейший в Европе», но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его пришлось надстраивать и перестраивать.

В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров В. Шретера в 1884-1886 перестроены закулисные помещения. В 1894-1896 годы инженером Н. Смирновым проведена реконструкция зрительской части.

К лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а слева и справа от основного здания — флигеля.

Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивок и драпировок — таково праздничное колористическое звучание зала.

Яркий живописный плафон выполнен Э. Фрачиоли по эскизам профессора К. Дузи. Громадная, трёхъярусная бронзовая люстра с хрустальными подвесками и канделябры изготовлены на пожертвования купца К.

Плеске, награждённого золотой медалью «во внимание к такой особой артистической заслуге».

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника А. Головина. В 1952 году художники С. Вирсаладзе и М.

Зандин изменили цветовую гамму занавеса — тёмно-красного, сделав его сине-голубым, в соответствии с основным тоном декора зрительного зала.

Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено.

В конце 1960-х годов в ходе реконструкции по проекту С. Гельфера перестроена сцена — от фундамента до колосников.

Подъёмный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют разнообразно использовать оркестр и добиваться сложнейших декоративных эффектов.

Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередной технической реконструкции.

2 октября 1860 года в Санкт Петербурге состоялось торжественное открытие возрожденного театра, названного Мариинским по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны.

Первый театральный сезон в новом здании, построенном на месте сгоревшего Театра цирка по проекту архитектора Альберто Кавоса, открыла опера Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Однако история возникновения одного из старейших и ведущих музыкальных театров России началась гораздо раньше. Она восходит к 1783 году, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, на месте которого сейчас находится Санкт Петербургская консерватория.

На Карусельной площади, которая появилась в Петербурге в XVIII веке и где проходили народные гуляния с танцами и музыкой, стояло невзрачное деревянное здание со сценой, где шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы.

По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Площадь перед театром стала называться Театральной. мариинский театр репертуар оркестр

Сцена театра была оборудована по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло «Лунный мир» (Il Mondo della luna). Русская труппа выступала здесь попеременно с итальянской и французской, шли драматические спектакли, устраивались также вокально инструментальные концерты.

Первое время в репертуаре были, в основном, итальянские оперы, но потом стали появляться и произведения русских композиторов: «Орфей» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина, «Мельник — колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского, «Несчастье от кареты» Василия Пашкевича. В это время шло формирование русской школы исполнения оперы и балета, становление своего стиля.

В конце XVIII — начале XIX веков на сцене театра выступали выдающиеся оперные исполнители Нимфодора Семенова, Яков Воробьев, Александр Рамазанов, Петр Злов, Елизавета Сандунова, Петр Булахов; артисты балета Иван Вальберх, Евгения Колосова, Авдотья Истомина, Адам Глушковский, Николай Гольц, Анастасия Новицкая и дугие.

К началу XIX века театр играл значительную роль в культурной жизни столицы. Оперная и балетная труппа стали самостоятельными коллективами, а в 1803 году драматическая труппа отделилась от музыкальной.

Оперную труппу в 1803 1840 годах возглавил дирижёр, педагог и композитор Катерино Кавос; балетную труппу (в 1801 1829 гг.; с перерывом в 1811 1816 гг.) балетмейстер Шарль Дидло.

В 1802 1803 годах архитектор и рисовальщик Тома де Томон осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции, сделав его одной из архитектурных достопримечательностей города наряду с Адмиралтейством, Биржей, Казанским собором. Однако пожар, возникший в ночь на 1 января 1811 года, уничтожил все богатое внутреннее убранство театра, серьезно повредив и его фасад.

3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр вновь открылся.

В 1836 году с целью улучшения акустики театр был реконструирован архитектором Альбертом Кавосом, который убрал в зрительном зале колонны, затруднявшие обзор и искажавшие акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, доведя число зрителей до двух тысяч. Заново отстроенное здание Большого театра было полностью отдано под оперные спектакли.

1836 год стал знаковым для русского музыкального искусства. Из Большого театра драматическая труппа переехала в Александринский. Оперно балетная труппа получила самостоятельность и была признана одной из лучших в Европе.

27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», это событие принято считать рождением русской классической оперы.

В 1843 году в Петербурге была создана итальянская оперная труппа, в связи с чем русская была в 1845 году переведена в Москву.

29 января 1849 года напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, было построено здани

Конного цирка, спроектированное так, что могло использоваться и как театральное помещение. В 1859 году здание цирка сгорело и император Александр II повелел на его месте построить театр для музыкальных выступлений. Через год архитектор Альберто Кавос восстановил здание. Сюда переехали оперная, а затем и балетная труппы.

Торжественное открытие нового здания театра состоялось 2 октября 1860 года.

В XIX веке здание дважды подвергалось реконструкциям — в 1884 1886 годах были переделаны закулисные помещения, а в 1894 1896 годах подверглась перестройке зрительская часть. К лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а по бокам от основного здания появились флигеля

Мариинский театр упрочил и развил традиции первой русской музыкальной сцены. С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, началась новая эпоха в истории театра.

В это время состоялись премьеры самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Орестея» Танеева и др.

В 1869 году балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа, который продолжил традиции своих предшественников, сохранив такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар».

Его балеты, особенно на музыку Чайковского и Глазунова, раскрыли дарования многих танцовщиц разных поколений.

Он поставил балеты на музыку Чайковского и Глазунова «Баядерка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Раймонда» и др.

В 1883 1896 годах под руководством главного архитектора императорских театров Виктора Шрётера здание Мариинского театра было реконструировано.

В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского была перенесена большая часть спектаклей, Виктор Шрётер пристроил к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт Петербургской консерватории.

В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе, улучшена акустика зала и сцены. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы. В 1894 1896 гг.

инженером Смирновым была проведена реконструкция зрительной части.9 ноября 1917 года правительственным декретом Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса.

С приходом советской власти из театра ушли почти все ведущие артисты балета, но все таки удается сохранить классический репертуар. В оперной труппе положение спас Федор Шаляпин, который вернулся в театр в 1918 году и стал его художественным руководителем.

Он привлек в творческий коллектив театра талантливую молодежь, сумел сохранить костюмы и реквизит театра, восстановил несколько русских и европейских классических опер, много выступал сам.

В 1920 году театр стал именоваться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ).

В 1922 году балетную труппу возглавил Федор Лопухов, который сумел возродить многие классические балетные спектакли и создать новые.

В 1934 году театру присвоено имя С.М. Кирова.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где он продолжал работать и выпускать новые спектакли. Часть артистов осталась в Ленинграде и работала в концертных бригадах. Во время блокады Ленинграда в здание Мариинского театра попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено.

В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке.

В 1950 1970 е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика. В оперном репертуаре наряду с Чайковским, Римским Корсаковым, Мусоргским, Верди, Бизе появились оперы Прокофьева, Дзержинского, Шапорина, Хренникова.

В 1968-1970 годах была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Важным этапом в истории театра в 1980 е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым

В 1988 году пост главного дирижера занял Валерий Гергиев, который с 1996 года является художественным руководителем директором Мариинского театра.

16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название — Мариинский и он стал называться Мариинский Государственный академический театр оперы и балета.

Мариинский театр награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983).

Вот уже более чем два столетия Мариинский театр является символом русской театральной культуры.

С ним связаны имена таких известных деятелей отечественной сцены, как Мариус Петипа, Анна Павлова, Осип Петров, Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и многих других.

Здесь начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. В театре работали такие художники декораторы, как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский.

Мариинка сегодня — это звезды первой величины: Анна Нетребко, Ирина Богачева, Ольга Трифонова, Василий Герелло, Евгений Никитин, Ильдар Абдразаков, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Юлия Махалина, Ирма Ниорадзе, Светлана Захарова, Игорь Зеленский, Евгений Иванченко, Вячеслав Самодуров, Ольга Бородина, Лариса Гоголевская, Леонид Сарафанов, Евгений Никитин, Андриан Фадеев и многие другие.

В театре создана Академия молодых певцов и Молодежный оркестр

Оркестр Мариинского театра признан сегодня одним из лучших симфонических коллективов мира. В его составе много замечательных инструменталистов, лауреатов международных конкурсов.

В репертуаре театра наряду с историческими постановками признанных шедевров ультрасовременные спектакли, работы молодых прогрессивных хореографов и мировые музыкальные премьеры современных композиторов.

На протяжении последних десятилетий театр регулярно выступает с продолжительными гастролями на лучших мировых сценах в Нью Йорке, Лондоне, Париже, Вене, Берлине и Токио.

Начиная с 1993 года, под руководством Валерия Гергиева ежегодно проходит международный фестиваль»Звезды белых ночей», одной из основных особенностей которого является традиционный показ всех премьер текущего сезона. С 2000 года проводится фестиваль балета «Мариинский». В 2005 году театр впервые провел фестиваль проводов русской зимы «Масленица»

С Мариинским театром сотрудничают крупнейшие оперные театры мира: Ковент Гарден, Метрополитен опера, Опера де Бастиль, Ла Скала, оперные театры Тель Авива и Сан Франциско.

В 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов, 37.

В настоящее время рядом с историческим зданием театра продолжается строительство второй сцены Мариинки.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/culture/00763662_0.html

Refy-free
Добавить комментарий