Макроэкономические учения и школы

Основные макроэкономические школы и направления

Макроэкономические учения и школы

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Можно выделить некоторые из школ макроэкономической теории : кейнсианство, неокейнсианство, неоклассический синтез, монетаризм, историческая школа институционально-социологического направления.

Кейнсианство –это теория государственного регулирования экономики. Она возникла во второй половине 30-х годов ХХ века.

Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др.

Решающая сфера воспроизводства – рынок, а основные цели – поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости».

Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюдже-та; расширение общественных работ; абсолютное и относительное увеличение количества денег в обращении; регулирование занятости и др.

Некоторые положения кейнсианства пересмотрены и развиты представителями неокейнсианства (главным образом в анализе технико-экономических факторов экономического роста) и посткейнсианства (достижение «эффективного спроса» зависит от ряда социальных мероприятий).

Неокейнсианство базируется на идеях Дж.Кейнса о необходимости постоянного, систематического воздейс-твия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло-виям.

Основные постулаты кейнсианства и неокейнсианства : несаморегулируемость рыночной экономики, несовер-шенство информации, относительная негибкость цен, не тождественность условий сбережения и инвестирования.

Основное различие – в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков ( у Кейнса – рынок труда, у его последователей – рынок товаров и услуг).

Неоклассическоенаправление политэкономии возникло в 70-х годах Х/Х века. Его представители: К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк (австрийская школа); У.Джевонс, Л.Вальрас (математическая школа); А.Маршалл, А.Пигу (кембриджская школа); Дж.Б.Кларк (американская школа).

В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением.Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательст-ва.

Неоклассическая теория – это теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде – эконо-мика сохраняет стабильность при производстве национального продукта, обеспечивающем полную занятость ре-сурсов благодаря гибкости цен и заработной платы.

Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты.

Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конку-ренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу совре-менной теории государственных финансов (П.Самуэльсон).

Неоклассический синтез – это сочетание в единой системе кейнсианской макротеории и неоклассической микротеории. Суть концепции неоклассического синтеза состоит в сочетании государственного и рыночного регу-лирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешан-ную экономику.

Дж.Хикс рассматривает кейнсианскую теоретическую модель как особое состояние экономики, когда она на-ходится в так называемой ловушке ликвидности, т.е.

когда рост предложения денег перестает влиять на норму про-цента, а следовательно, и на инвестиции и когда нарушается автоматизм восстановления экономического равнове-сия с помощью денежно-ценового механизма, предусматриваемого неоклассической системой.

В интерпритации Хикса теория Кейнса перестала быть общей теорией и превратилась в теорию, описывающую условия экономичес-кой депрессии, застоя, экономического кризиса, т.е. теорию равновесия в условиях неполной занятости.

В середине 50-х годов возник монетаризм – экономическая теория, приписывающая денежной массе, находя-щейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюктуры и уста-навливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

М.Фридмен пытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства.

Монетаризм – одно из основных течений современного неоконсерватизма. Главной особенностью монетариз-ма является то, что основные проблемы современного рыночного хозяйства рассматриваются в нем через призму денежного обращения.

Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отож-дествляется с производством и продажей товаров и услуг. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, заня-тости, цен и т.д.

Денежный сектор является сферой деятельности государства. Материалисты считают необходи-мым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, дать рыночному механизму благо-приятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег.

Одним из самых сильных мест монетаристской теории является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неин-фляционной денежной политики.

Основу институционально-социологического направления составляет расширенная трактовка предмета политэкономии. Это течение характеризуется усилением социологизации анализа экономических явлений (Ф.Перру, Ж.Фурастье, Г.Мюрдаль, Дж.Гелбрейт).

Отличительными признаками институционально-социологичес-кого направления являются: стремление реализовать идею социального контроля над производством посредством планирования; попытка представить рекомендации, направленные на преодоление экономической отсталости и нищеты, унаследованной развивающимися странами от колонизма; внимание к социальным проблемам общества и предложение практических мер по их решению.

Представители институционально-социологического направления рассматривают экономику в качестве систе-мы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются «институты» (кооперации, профсоюзы, государство), а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения, привычки, инстинкты).

Своеобразием исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются реальные экономические системы на разных этапах их развития. Наиболь-ший вклад в области макроэкономической теории –это исследование циклических колебаний в экономике, создание теории длинноволновых циклов (Н.Д.Кондратьев).

Несмотря на различия, большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.

3.Макроэкономические показатели: сущность, показатели потоков и запасов, номинальные и реальные.

Показатели результатов функционирования экономики в целом на макроуровне принято называть макроэкономическими. Они определяются на основе системы национальных счетов и характеризуют различные стадии экономической деятельности: производство товаров и услуг, образование и распределение доходов, их конечное использование.

Все показатели, используемые в макроэкономике, подразделяются на три группы:

-потоки (потоковые величины);

-запасы (активы) ;

-показатели (индикаторы) экономической конъюнктуры.

Различие между ними состоит в следующем: потоки отражают движение ценностей от одних субъектов к другим в процессе экономической деятельности, а запасы характеризуют накопление и использование ценностей субъектами.

Например, сбережения и инвестиции являются потоковыми величинами, а накопленный в результате капитал является запасом. Бюджетный дефицит – потоковая величина, а государственный долг представляет собой запас.

Показатели экономической конъюнктуры выполняют важную индикативную функцию. К ним относятся: ставка процента; норма (ставка) доходности актива; уровень цен;

инфляция; уровень безработицы и др.

Многие макроэкономические показатели имеют номинальные и реальные значения. Это нужно учитывать при их сравнении.

Поскольку некоторые показатели (например, ВВП/ВНП) измеряются в денежном выражении, то для их сопоставления за разные годы нужно знать, была ли в тот или иной период инфляция или дефляция, т.е. необходимо различать номинальные и реальные величины.

Номинальный ВВП/ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих (т.е. действующих в данном году) ценах. На величину номинального ВВП/ВНП оказывают влияние динамика реального объема производства и изменение уровня цен.

Реальный ВВП/ВНП – это номинальный ВВП/ВНП, скорректированный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сопоставляется ВВП/ВНП.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/5-100972.html

Школы макроэкономики

Макроэкономические учения и школы

На протяжении всей истории человечества складываются и развиваются хозяйственные отношения. Долгое время экономика занималась решением задач, встающих перед господствующими классами.

Однако, постепенно сформировалась база фактических знаний, легшая в основу современной науки об экономике.

Целью существования экономической теории можно назвать обеспечение потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Таким образом, макроэкономика занимается исследованием крупных хозяйственных систем национального, мирового или международного уровня. Она оперирует макроэкономическими показателями, а микроэкономика изучает процессы и явления, а также системы, созданные отдельными хозяйствующими субъектами.

Замечание 1

Под макроэкономикой понимается национальное хозяйство. Объектом ее изучения выступают факторы, условия и принципы поддержания стабильности функционирования, а также обеспечения роста и развития экономики страны. Так же данной наукой могут рассматриваться отношения с иностранными контрагентами и государствами, если речь идет о рыночной модели хозяйствования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государство в макроэкономике рассматривается в качестве активного участника. Оно может выступать в роли продавца или покупателя, в зависимости от текущих потребностей. Так же государство выполняет функцию по регулированию и управлению хозяйственными процессами с помощью набора финансовых инструментов.

Стоит отметить, что макроэкономика использует агрегированные показатели, то есть обобщенное описание субъектов и отношений между ними. Например, совокупный покупатель – это все экономические агенты, выступающие в роли потребителя готовых товаров и услуг.

Производитель – это продавцы, участвующие в создании, распределении и сбыте экономических благ.

Предпосылки формирования макроэкономического направления в науке

Долгое время экономические школы занимались изучением вопросов, интересовавших лишь отдельные группы людей. Сама макроэкономика сформировалась лишь в начале двадцатого века, пройдя почти двухвековой путь становления.

Первые попытки описания обобщенных макроэкономических событий приписывают Франсуа Кенэ, который трудился в восемнадцатом веке.

В своем экономическом труде он сделал попытку оценить общественное воспроизводство с точки зрения пропорций между натуральными и стоимостными показателями общественного продукта.

Он отрицал предположение меркантилистов о том, что богатство формируется в ходе обмена. Придерживался позиции физиократов о том, что главным источником финансового благосостояния является земля.

Кенэ видел труд только в сфере земледелия. Богатство по его мнению формировалось в условиях превышения произведенного продукта над потребленным так же в рамках землевладения и использования земельных наделов.

Важную роль в становлении макроэкономики сыграл марксизм. В его рамках активно изучалась рабочая сила. Так же особое внимание уделялось прибавочной стоимости, как отдельной категории макроэкономики. Маркс применял формационный подход, рассматривая экономику как единое целое, а процессы в ней в качестве закономерных исторических явлений.

Маржинализм так же занимался вопросами макроэкономического характера. Леон Вальрас стал основателем теории рыночного равновесия. Им же была предложена рыночная градация в зависимости от фактора производства.

Он выделял товарный рынок, рынок капитала и труда, а также финансовый рынок.

Леон Вальрас стал первым активно использовать математические методы и моделирование для описания сложных хозяйственных процессов и явлений, что позволило развивать макроэкономическое прогнозирование.

Впервые термин «макроэкономика» был употреблен в трудах норвежского экономиста Рагнара Фриша. Однако, основоположником данного научного экономического направления считается Джон Мейнард Кейнс. Основными школами макроэкономического учения можно назвать:

  1. Кейнсианство. Придерживалось позиции активного государственного воздействия на экономику. В рамках данной школы изучаются пути стабилизации экономики, исследуются количественные связи между макроэкономическими показателями. Основой макроэкономики является рынок, а факторами, поддерживающими его – полная занятость и эффективный спрос. В программу развития макроэкономики согласно кейнсианству входят целевое применение средств государственного бюджета, расширение общественных работ, применение методов монетарной политики, а также регулирование уровня занятости.
  2. Неокейнсианство поддерживает главные идеи Джона Кейнса, но особый акцент делается на несовершенство рыночного механизма. Неокейнсианцы поддерживают активную роль государства, его участие в регулировании макроэкономических процессов.
  3. Неоклассическая школа. Напротив, отрицала государственное вмешательство в экономику. Представители школы полностью полагались на рыночный механизм регулирования. Здесь рассматривается установление баланса через уравновешивание объема предложения и спроса. Согласно теории неоклассиков нестабильность цен действует только в краткосрочном периоде, в долгосрочном сохраняется стабильность функционирования макроэкономики. Домашние хозяйства рассматриваются в качестве рациональны участников экономических отношений, способные руководствоваться правилами рынка при совершении экономического выбора.
  4. Неоклассический синтез – это сочетание положений работы неоклассиков и кейнсианцев. Основная задача стоит в определении удельного веса государственного влияния и действия рыночного механизма.
  5. Монетаризм ведущую роль отводит объему денежной массы в обороте. С помощью регулирования денежного обращения можно воздействовать на деловую активность, сбережения, инвестиционную деятельность и так далее
  6. Институционально-социологическое направление в экономике сводится к более широкому представлению классической политэкономии. Макроэкономика подвергается воздействию социальных, психологических и социально-экономических факторов.

Замечание 2

Макроэкономическое знание развивается согласно потребностям общества, возникающим на каждом историческом этапе его становления.

Источник: https://spravochnick.ru/mikro-_makroekonomika/makroekonomika/shkoly_makroekonomiki/

������������������ ������ � �����

Макроэкономические учения и школы

I . ������������.

������������ � ������������������ �������, ����������� ��� ������� ������������� ������ �� ������� ��������� � ���. ���������������� ������� ���� ����� ������ ���������, �������� � ����� �. �. ������.

������ ������ �������� �� ��� ����� ����� � ������������� ������� ���������� ����������� ����� ����, � ������� �������� ������ ������������ ����� ������������� ������������ � ������� � �������������� ����������� �� ��������� � ���������� ����������.

�������� ��������� �� ����������� ����������, �������������� ������ ���������, ��� ��� ��������� ������� � ���������� ����� ������� — ���������� ����� ������ ����������� �����������.

���������� � ���������� ���������� ������, ������� ����������� ������ ������������ ��������� ������������ �� ���������� �����: ���������� �������� �����, �������� ������ �������� (���������� �������������� ������������).

���������� ������ �������������� �� ���� ������������ ����� � ���������� ��������������.

� ������ ������� ������ �� ������ �� ��������� ��-�� ������������ ������������� ������������

�� ������ (� 30-�� �����) ������������ ������ ������� �����������-������������� ���������� �����.

������������:

1. ������������ ��������� (�������� ���������, ������� �����������, ������������� ��������)

2. ������� ����

3. ������� ������� �������������

4. ������ ������

5. ���������� ���������� ������� (2 ���� �����������)

6. ������������� ���������������� �������������.

����������� �������������� ������ ��. �.

������ � ���������������� ����� ����������, ��-������, � ������������ ������������������� ������� ������������������� �������, ��������� ��� ���������������� �������������� ��� ���������������� ������� ������������� ������, �, ��-������, � ����������� ��������� � ��� ���������� ����������� ������, �.�. ������������ ��������� � ������������� ������������ ������.

����� ��������� � ������������� ����������� � ������� ����������� �������� ���������� ����� ��� ��������� ������ ���������� �����������.

��������������� ���������� � ������ �� �������� ������ ��������������� �������� �������������� �����, � ��������� ������� ������� ����� ��������������� ������������ ��������� � �������� ����� ��������.

����� ������, �� ��������� ������, ��� ���� ����� �������� ��������, ��� ���� ������� � �����������, � ����� ������ ��������������� ������, ��� � ���� ������� ��������� ������� ���������, ���� � ����������� �����������.

������ ���������� ������������� ������ ������ ���� ����������:

— ����� ���� � ��������������� ���������� � �� ����� ���� ������ ��� ��������� � ���������������� ������ ��������������� ������ (�������, �����, ����� � ���������) — ��������������� �� ������������� �������

— ��������� ��� ������� �������������� � ���������� ������������� �������� ������ �� ����� ������� ���������, ������ �� ����.

II . ����������.

������ ����������� ��� ������ � 1968 �. ������������ ����������� ������ ���������, ����� ���������� ������, ���������� �������� ����� � �������� ��������� �������, ������������� ������������� �����������.

� ��������� ����� ��� ������������, ��� �������, �������� ����������������� ������, ���������� �������������� �������� ����� � ��������� � �������� ��������� ������� ���� ��������-�������� �������� � ������� ������������� ������ ����� �������� ����� � � ����������������� ���� ������� �����������, ������ ����� ����������, � ����� �������-��������� ��������, �� �������������� �� ��������� ����� ���������� ������.

� ����������� ������� ������ �� ������ ���������.

�����������:

1. ������������� ���� (���� ���������� � ���� ��������������� ��������, ���������� ���������������� ������)

2. ���� �������� ������� ���������

3. ������������� ����� ��������� ���������������� ���������. �������������� ������������, � ��������� ������������ ������ ������� � ����������� ��������: ����� �� �������� ����������� ������������ — ���� �����������; ���� ����� �����.

4. �������� ���.

— � ��������� ���� ��������� � ���������� ������ ��������� (�.�. ������� ������� ����������� ������������ ������ ����). ����������� ��������� �� ������������ ������

— ������� ����������� �� ����������� ������

— ������� ��������������� ����������� � ���������. ������������ ������� ����������� — �������� ��� �������� ������������.

— � �������� ����� �������������� ������������� �������� ����� ������� �����������, � �� �������������� �������������� �����������.

— ������ ���� ������ �������� ������������� ��������, ������� ����������� ���������.

��������� ������ ��� (� �������� ������������ ������) �������� ����������� ��������� ���������������. ��������� ������������� ���������� ������ ����������, �� ���� ������������ ������������������ ����� �������� � ������ �������� �� ������������ ��������� ������. �� �������� ��� ����� ������ ����� ������.

III . ����� ������������ ��������.

����������- ���� ��� (50-60 �.�. 20�.). ����� — �������� �������.

��������� ����� ������� � ����������� ����� � � ��������� �������������� ������� ������ � ����������� � ���������� ��������� ���

�����������:

1. ��� ����������� ���������� ������, ���� ����, �� ������ � �������� ����������� �����������. ��������� ������ � ����������� �����������.

2. ������������� �������� ����� ���� ����������� (��� ��� ������������� �������).

3. ������������ ������� ����������� � �������� ����������������. ��� ����� ���������� � ������� � ������������� ������� ���� ������ ������� ���� �������������.

4. �������� �������� �� ������ ���� ��������� ���������� (�� ����� ��������������� ���������).

5.������������� ������� ����� ��������� � ���������, �� � ������� ������� �������� ������������� ���������� ��������������� ���������

��������: �������� ���������� ��������� �� ��������� ��������� ��������, ���� �� ���������� ������ ��������. ��� ����� � ������������ �������� �� ������ �� ������� �� �����������.

������ ���������� ���������: �����������, ����������� � ����������� ������ ��������� ������� ���� ����������� ����������� �����������. ��������������� ������� ����������� �� ������ ������������� ������. ���� � ���� ��������� ������ �������� � ������ ���������� �����������.

���� ����������� ����� ������ �� �����������, �� ��� ���� ����� ����������� ������ ���� ��� ����� ������������ � ������� ��������.

������������� ������� ��������� ���������� ��������:

— ��������� ����, ��� ������������� ������ ������������ �������� �� ���������� ��������

— ������� �� ������������ �������� ����

������������ �������:

— ������������ �������� �������������� ��������� � ��� ����������� ������ ������� � ������� �������, ������� ��������������� ������.

— �����. �������� ���. ��� ������������ ��������� � ���������� ���������.

���������� ��������� ������������ �������� ��������� ��������������� ������������� ���������, � ���� ������������� �������� ������� �������������� � �����������������.

����� ����, ������������ ������������� �����������, �������������� ���� ����� ������������������, � �� � �������������� ������������� ���������, ��� ������������� � �������� ������ �����, ������� �������� ���������� �� ������������� ������ ������������ � �����������.

������� ����� ���������� ������������ �������� ������� �������� ����������� ������ ���. ����������� ���� �������� � ����������� �� �������� �����, �� ��������. ��������� �������� ����� ����������� � �����.

��� ���� �������� �����, ��� ��������� �������� ����� � ���������� ������������ ��������������� �������� ������ ���� �� ����� ������� ���, �� �������� ��������� �� ������������� ���������.

IV . ���������������.

����� ������������������ ����� ����������� � ������������ ������ �� ������ ������ ��. ������.

������ ����������� ������� ������� ���������������� � ������������� ������ ������ � ������������� ��� � ���������������� �������� ���������.

�� ������ ����� �������� ��� ���������������� ������, �� � ������ ���� ������� ������, ������� ������������ ����������� ���� ���������������. ������� ��������������� �������� �� 1950-�, 60-� � 70-� ����.

����� ������ ����������� ��� ��� ���� �������. � ������������� ������ ����� ��������� ����� �������� �����, �������� �����.

�����������:

1. �������������� ���������� ��������������� ������ � ���������� ����������. ���� ������� ����������� ������, ������-�����.

2. �������������� �����������.

� ����������� �������� ���� ������, ��� ���������� ��������.

3. ��� ��������� � ����������.

4. �������� �� ��������� ���������� ����� � ��� � ������������ ������� ����������.

��������������� ������� � ���, ��� ���, ������� ����� ������ ������� �������� ��������������-������������������ �����������, ��������� �� ��������������� � ������, � �� ������������� � ���������, ��� � ������ ������, ����������� ����������� ����������� �� ����������������� ���������. �� ���� �� ������� ���������� �������� ������������ ���������� ��������� ���������������� ������������� ��������� � ��� ����������� ������� �� ��� ���������� ������ ���������, ��������������� �� ������������� ������������� ���������.

����������� ��������������� ��������������� ������������������, �������������������� �������� � ������������ ������� ���������������, �������������� ��� ���������� ������������ ��������� ����: ���������� �����, ��������� �����������, ���������� ����������, ���������� ����������, ������������ �����, ������������ �������, � �. �., �����������, � ����� �������, ������� ��������� �������� ����� �������������� ����������� �������� ������������������ ���������������, ������, ��������� �������� ������������������� ����� � �����������, � � ������ — ���������� �� ��������� �������� � ����������������� ��������.

������������� ��������� ��������� ��������� �������������� �� ����� ���������������� � ��������� � ������ ������� ���������. ���������� ���������� ��� ������������ � ��������� ���� � ���������� ����������� � �����������. ���������� ��������������� ������ ��� ������������ �������� ���� ���.

������������� ����������� ���� ���������� � ������� ������������� ���������. � ������� ���������� ����������� ���������: ��������� ��������, ��������� ��������������, ��������� ��������, ���������� �����������.

��� ������ �������� �������� �������������� ��������������, ��������� ��������������, ����������������� �������������� � �.�.
������� ������������ ��������������� �������������� ������������, �� ����������� ��������� ��� �� ������� ������, ��� � ������ ��. �.

������, ������� �������������� ������������ ������������������ ��������������� � ����� ��������� ������������ ������������ ��������������-������������������ ������������� ����������������� ���������.

������ ����� ������������� ������, ������������ ����� ���� ������������� ��������� �������� �����������, ����������� ����������� �������� ������������������ ������������ � ���������� ����� ������������� �������, ������ ����� �������� ������������ ���������������.

����������   ..  827  828  829   ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/001_lekcii_economica_17_raznoe_/828.htm

Основные макроэкономические школы

Макроэкономические учения и школы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ ВПО «Оренбургский Государственный Аграрный Университет»

Кафедра экономической теории и управления

Реферат на тему:

Основные макроэкономические школы

Выполнила:

Студентка 25 группы

«Экономика и управление»

Емельяненко Алёна Сергеевна

Проверил:

Рахматуллина Леся Ильдаровна

Оренбург, 2011

Введение

Основные макроэкономические школы. Кейнсианство

Неоклассическая макроэкономическая теория

Монетаризм

Новая классическая экономика

Институционально — социологическое направление

Историческая школа

Заключение

Список литературы

Введение

Вторая отрасль экономической теории — макроэкономика — занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных показателей. Она исследует результаты совместной экономической деятельности всех участников общественного производства одновременно.

Макроэкономика отвечает на такие вопросы, как: что такое деньги и какую роль они играют в экономике; от чего зависит уровень цен и чем определяется их динамика; чем определяется степень использования ресурсов; как происходит экономический рост; какое воздействие на экономику оказывает государство; какова роль зарубежной экономики в развитии национального хозяйства.

Цель экономической теории — объяснить поведение людей в процессе производства, распределения и использование материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

За макроэкономическими показателями в настоящее время заинтересованно следят самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости.

Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции.

Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы.

Целью данного реферата является описание основных макроэкономических направлений, теорий, школ (кейнсианское направление, институционально — социологическое направление, неоклассическая макроэкономическая теория, теория экономики предложения, новая классическая экономика, монетаризм, историческая школа).

Основныемакроэкономическиешколы

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце 19 и в начале 20 веков. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли:

· Кейнсианское направление.

· Неоклассическая макроэкономическая теория.

· Монетаризм.

· Новая классическая экономика.

· Теория экономики предложения.

· Институционально — социологическое направление.

· Историческая школа.

Кейнсианство — направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 г.г.) — С его именем связано рождение кейнсианского направления. В 1936 году Кейнс выпустил книгу « Общая теория занятости, процента и денег» она произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа.

Двигателем экономического развития, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения.

Но рыночный механизм как раз и не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса, поскольку последний определяется ожиданиями предпринимателей на предстоящий период.

Эти ожидания способствуют определению объема инвестиций. Решения же осуществлять инвестиции в зависимости от прогнозируемого спроса зависят от соотношения процентной ставки (стоимости наличных денег, необходимых для финансирования инвестиций) и предельной эффективности капитала, которая определяется предпринимателем. Соотношение этих двух показателей определяет объем инвестиций.

Что касается сбережений, то они представляют собой остаток, получаемый после выделения части дохода на потребительские расходы.

Таким образом, как показал Кейнс, в современной рыночной экономике присутствует ряд факторов, обусловливающих сохранение дефицита совокупного спроса, а следовательно, недостаточный объем производства и неполную занятость.

Поэтому для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать соответствующую бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Такая политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.

Кейнсианцы (неокейнсианцы) считают, что государство, используя инструменты стимулирующей политики, способно добиться полной занятости. Кроме того, сокращая совокупный спрос, оно может смягчить давление инфляции.

Для увеличения совокупного спроса предлагалось расширять государственные расходы или снижать налоги, для борьбы же с инфляцией требовалось прямо противоположные меры: уменьшение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов.

Когда идеи Кейнса были внедрены в политическую практику, это оказалось настоящим переворотом в экономической политике, что заставило экономистов заявить о «Кейнсианской революции».

Неоклассическаямакроэкономическаятеория

Эта научная школа сформировалась в 70-е годы в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Неоклассики выдвинули весьма продуктивную гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор Роберт Лукас, профессор Чикагского университета, удостоился Нобелевской премии по экономике в 1995году.

Согласно данной гипотезе, ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: компаний, организаций и даже отдельных семей. До этого подобные расчеты нередко строились на произвольной или даже статистической основе. Так ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный.

Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с изменяющимися данными.

С точки зрения неоклассиков, даже в долгосрочном периоде любые меры по стимулированию экономического роста оказываются полностью ожидаемыми населением и фирмами, которые скорректируют свое поведение таким образом, что хозяйственные показатели в реальном выражении не изменяться.

В частности, если правительство увеличит государственные расходы ради создания дополнительных рабочих мест, налогоплательщики, осознавая, что при этом придется платить более высокие налоги в будущем, будут сокращать свои текущие расходы на соответствующие суммы, для того чтобы сэкономить средства на оплату будущих налоговых счетов.

При этом дополнительные средства, вложенные в хозяйство, повысятцены и вызовутинфляцию.

Монетаризм

Представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в циклическом движении национального хозяйства.

Монетаристские концепции послужили основой денежно-кредитной политики, используемой в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования экономики.

Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого процента по кредитам.

Зачатки идей монетаризма просматривается еще в экономических учениях в древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристского подхода прослеживаются и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским философом Давидом Юмом (1711-1776г.г.

) количественная теория денег, связавшая уровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в частности, со стороны Д. Риккардо. Но современный вариант концепции монетаризма наиболее ярко выражен в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (1912г.)

Достижения Фридмена в области монетаризма так или иначе связаны с анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о незначительном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и из неспособности рыночной экономики автоматически обеспечить полную занятость и стабильность цен.

Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по монетарской истории США, показал, что все крупные изменения связаны прежде всего с «денежными импульсами», эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец»- так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

Объем денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм: увеличение количества денег в экономике приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен, чистой инфляции.

Поэтому Фридмен предлагает отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы, поскольку изменения денежной массы сказываются на развитии экономики не сразу, а с некоторым опозданием и это может привести к непредсказуемым результатам.

Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста валового национального продукта.

В этом состоит так называемое денежное правило Фридмена, соблюдение которого, по мнению автора, позволяет обеспечить устойчивость цен и стабильность экономического развития.

Новаяклассическаяэкономика

макроэкономика кейнсианский монетаристский

Представители новой классической экономики (Дж. Мур, Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес, Р. Барро. и др.) попытались построить более цельную теорию путем подведением единого микроэкономического основания под анализ макропроблем.

В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации (теория рациональных ожиданий).

Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства в экономику.

Последовательно отстаивая неоклассические постулаты сторонники теории рациональных ожиданий возрождают идеальную рыночную модель.

Теория экономики предложения — завоевала популярность в 70-80годы. Ее появление было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который, с полной силой проявился в начале 70-х годов.

Западная экономическая мысль перешла к активному поиску новых методов оздоровления экономики, которые, как стало ясно в дальнейшее, опирались главным образом на манетаристские взгляды и неоклассические подходы. В самом название теории — «экономика предложения» — авторы противопоставляют ее кейнсианству, в центре внимания которого лежит регулирования спроса.

С их точки зрения, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. Среди наиболее ярких представителей теории экономики предложения можно выделить

Р. Холла, Г. Талока, Й. Броузона, М. Ротбота, А. Лаффера (США). Последний был одни из главных участников претворения теории в жизнь наряду с заместителем и помощником министра финансов в администрации президента США Р. Рейгана П. Робертсом.

Одним из основных постулатов теории экономики предложения были ослабление вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства.

Особая роль при этом отводилась государственным финансам: снижению налогов, сокращению государственных расходов, уменьшению количества денег, в обращении с помощью соответствующей политики в области государственного кредита.

В обосновании практических рекомендаций в области экономической политики авторы теории экономики предложения центральное местоотводят налоговой системе.

Они утверждают, что изменения в налоговой системе могут в значительной степени увеличить потенциальный объем производства и, следовательно, оказать сильное благотворное влияние на экономику.

Один из главных их аргументов состоит в том, что высокие налоги на доходы снижают стимулы к труду и соответственно уменьшают количество труда, предлагаемого при каждом уровне зарплаты, выплачиваемой фирмами.

Представители этой школы также считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен, что, в конечном счете перекладывается на потребителей. Повышение налогов порождает импульсы, создающие инфляцию издержек. Кроме того, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, вложение средств в новые технологии, в перестройку и совершенствование производства.

Исходя из этих рассуждений, сторонники новой налоговой теории сформулировали два «нравственных» вывода. Первый вывод заключался в том, что, насколько увеличивается налог, настолько уменьшается товарный труд, т.е.

настолько увеличивается стремление отдельного человека к вложению труда в сферы деятельности, не подлежащие обложению налогами. Второй вывод устанавливал зависимость между налогами и сбережениями: налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.

«Нравственные» выводы теории экономики предложения ярко демонстрировали, что одним из главных способов обеспечения экономического подъема является уменьшение налогов.

В своих аргументах о вреде политики высоких налогов представители теории экономики предложения опираются на налоговую кривую Лаффера (прилож.1), получившую название по имени американского экономиста А.

Лаффера, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок.

Согласно суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налогов на доходы фирм отбивает у последних стимулы к инвестициям техническому переоснащению производства, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на доходах государственного бюджета.

При налоговой ставке Т1 (оптимальная ставка) обеспечиваются максимальные поступления в бюджет. Дальнейшее повышения налогов снижает стимулы к труду и предпринимательству, а 100/-м налогообложении доход государства равен нулю, поскольку никто не станет работать бесплатно.

Положения и выводы теоретиков экономики предложения стали одним из важных элементов политики «рейгономики» в США в 80-е годы, при которой произошло резкое уменьшение подоходного налога. Рост дохода вызванный усилением стимулов к труду, по утверждению сторонников теории предложения, должен был с лихвой компенсировать сокращение поступлений вследствие уменьшения ставки налога.

Но в реальности все обернулось по-другому: общие налоговые поступления уменьшились и бюджетный дефицит США значительно увеличился. Однако это обстоятельство не поставило под сомнение концепцию кривой Лаффера. На самом деле, как считают многие экономисты, ошибка состояла в предположении, что ставка налога в американской экономике была выше Т1 до снижения налогов в начале 80-х годов.

Институциональносоциологическоенаправление

Представителями этого направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Свое имя это течение получило по названию книги Дж. Коммонса «Институциональная экономика», вышедшая в 1924 году в Нью-Йорке.

Однако основателем институционально-социологического направления считается Т. Веблен (1857-1929), доктор философии Йельского университета, выпустивший в 1899г. книгу «Теория праздного класса».

Буквально термин, «институционализм», происходит от понятий «институция», (обычай, заведенный порядок» и «институт», (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения).

Представители институционализма подошли к исследованию экономических проблем с нетрадиционных позиций.

По существу, их метод явился реакцией на метод классической и неоклассической школы, исходным пунктом которого был человек экономический (состоящий из мельчайших психологических элементов, сведенных в единое целое). Институционалисты предложили исследовать человека «не изолированно, а с учетом его среды».

Историческаяшкола

Историческая школаэто направление экономического анализа, основанного немецкими экономистами в середине 19 века. (Рошер, Гидельбранд и Книс) и развитого в период после 1870г. Шмоллером, Вагнером, Брентано, Бюхером и др. Эти экономисты предлагали изучать экономические явления с учетом места, времени и среды.

Институционалисты, считают, что окружающая человека среда состоит главным образом из институтов в самом широком смысле этого слова, т.е.

из совокупности писаных и неписаных законов и установок, которых придерживаются хозяйствующие субъекты какого-либо сообщества, а также из совокупности органов, учреждений, социологических и административных групп, которые формируют структуру этой среды.

В круг институтов попадают такие понятия, как государство, семья, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы, различные экономические явления и механизмы. Сюда же можно отнести общественное мнение, моду, высшее образование, свободное предпринимательство, частную собственность, кредит и т.д.

Заключение

Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определяется по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей.

Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития.

Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание социальные аспекты этой политики.

Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.

В данной работе были рассмотрены основные макроэкономические направления, теории и школы:

Кейнсианство — направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Институционально — социологическое направление — исследование человека «не изолированно, а с учетом его среды»

Монетаризм — течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики.

Теория экономики предложения — обеспечения экономического подъема с помощью уменьшения налогов.

Новая классическая экономика — теория подведения единого микроэкономического основания под анализа макропроблем.

Историческая школа — изучает экономические явления с учетом места, времени и среды.

А также были выявлены различие и схожесть в основных направлениях, и влияние этих макроэкономических школ, направлений, теорий на политику государства.

Список литературы

1.Агаапова Т.А., Серегина С.Ф, Макроэкономика: Учебник. — М.: «Делоисервис»,2008

2.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. — М.: Дело, 2009

3.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ под ред.А.Г.Грязновой,Н.Н.Думной.-М.:КНОРУС,2007

4.Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева.-М.:ВЛАДОС,2008

5.Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.:ИНФРА-М,2008.

6. Экономика: Учебник. — 3 изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук., проф.А.С.Булатова.-М.:ЮРИСТЬ,2009

7.Вечканов Г.С., Вечканов Г.Р. Макроэкономика. — СПБ.: Питер, 2007

8.Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория: Учеб. Пособие.-М.:КНОРУС,2009

9.Р..М. Нуреев курс Макроэкономики. Из-во. «Норма» Москва 2008

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/economy/00147745_0.html

Вопрос 2. Основные макроэкономические школы и направления

Макроэкономические учения и школы

Можновыделить некоторые из школ макроэкономическойтеории: кейнсианство,неокейнсианство, неоклассическийсинтез, монетаризм, историческая школаинституционально-социологическогонаправления.

Кейнсианство– этотеория государственного регулированияэкономики. Она возникла во второйполовине 30-х годов ХХ века. Кейнсианствоисследует практические пути стабилизацииэкономики, количественные связимакроэкономических величин: национальногодохода, капиталовложений, занятости,потребления и др.

Решающая сферавоспроизводства – рынок, а основныецели – поддержание «эффективногоспроса» и «полной занятости».

Экономическаяпрограмма кейнсианства включает:всемерное увеличение расходовгосударственного бюджета; расширениеобщественных работ; абсолютное иотносительное увеличение количестваденег в обращении; регулированиезанятости и др.

Некоторые положениякейнсианства пересмотрены и развитыпредставителями неокейнсианства(главным образом в анализетехнико-экономических факторовэкономического роста) и посткейнсианства(достижение «эффективного спроса»зависит от ряда социальных мероприятий).

Неокейнсианствобазируется на идеях Дж.Кейнса онеобходимости постоянного, систематическоговоздействия государства на экономическиепроцессы в целях приспособленияэкономических отношений к новым условиям.

Основныепостулаты кейнсианства и неокейнсианства: несаморегулируемость рыночнойэкономики, несовершенство информации,относительная негибкость цен, нетождественность условий сбережения иинвестирования.

Основноеразличие – в акцентировании вниманияна несовершенстве разных рынков ( уКейнса – рынок труда, у его последователей– рынок товаров и услуг).

Неоклассическоенаправлениеполитэкономии возникло в 70-х годах Х/Хвека. Его представители: К.Менгер,Ф.Визер, Э.Бем-Баверк (австрийская школа);У.Джевонс, Л.Вальрас (математическаяшкола); А.Маршалл, А.Пигу (кембриджскаяшкола); Дж.Б.Кларк (американская школа).В основу неоклассического направленияположен принцип невмешательствагосударства в экономику.

Рыночныймеханизм способен сам регулироватьэкономику, устанавливать равновесиемежду предложением и спросом, междупроизводством и потреблением. Неоклассикивыступают за свободу частногопредпринимательства.

Неоклассическаятеория – это теория, согласно которойнепредвиденные изменения уровня ценспособны породить макроэкономическуюнестабильность в кратковременномпериоде; в долговременном периоде –экономика сохраняет стабильность припроизводстве национального продукта,обеспечивающем полную занятость ресурсовблагодаря гибкости цен и заработнойплаты.

Неоклассическое направлениеисследует поведение так называемогоэкономического человека (потребителя,предпринимателя, наемного работника),который стремится максимизироватьдоход и минимизировать затраты.

Экономистынеоклассического направления разработалитеорию предельной полезности и теориюпредельной производительности, теориюобщего экономического равновесия,согласно которой механизм свободнойконкуренции и рыночного ценообразованияобеспечивает справедливое распределениедоходов и полное использованиеэкономических ресурсов; экономическуютеорию благосостояния, принципы которойположены в основу современной теориигосударственных финансов (П.Самуэльсон).

Неоклассическийсинтез– это сочетание в единой системекейнсианской макротеории и неоклассическоймикротеории. Суть концепции неоклассическогосинтеза состоит в сочетании государственногои рыночного регулирования экономики.Сочетание государственного производстваи частного предпринимательства даетсмешан-ную экономику.

Дж.Хикс рассматриваеткейнсианскую теоретическую модель какособое состояние экономики, когда онанаходится в так называемой ловушкеликвидности, т.е.

когда рост предложенияденег перестает влиять на норму процента,а следовательно, и на инвестиции и когданарушается автоматизм восстановленияэкономического равновесия с помощьюденежно-ценового механизма,предусматриваемого неоклассическойсистемой.

В интерпретации Хикса теорияКейнса перестала быть общей теорией ипревратилась в теорию, описывающуюусловия экономической депрессии, застоя,экономического кризиса, т.е. теориюравновесия в условиях неполной занятости.

Всередине 50-х годов возник монетаризм– экономическая теория, приписывающаяденежной массе, находящейся в обращении,роль определяющего фактора в процессеформирования хозяйственной конъюктурыи устанавливающая причинную связь междуизменениями количества денег и величинойвалового конечного продукта. М.

Фридменпытался доказать, что рыночному хозяйствуприсуща особая устойчивость, делающаяненужным вмешательство государства.Монетаризм – одно из основных теченийсовременного неоконсерватизма.

Главнойособенностью монетаризма является то,что основные проблемы современногорыночного хозяйства рассматриваютсяв нем через призму денежного обращения.Важное значение в методологии монетаризмапридается разграничению экономики нареальный и денежный секторы.

Реальныйсектор, в котором действуют исключительнорыночные силы, отождествляется спроизводством и продажей товаров иуслуг. Его характеризуют уровни идинамика инвестиций, заня-тости, цен ит.д. Денежный сектор является сферойдеятельности государства.

Материалистысчитают необходи-мым сделать денежныйсектор «нейтральным» по отношению креальному, дать рыночному механизмублагоприятные условия функционирования,снабдить товарные рынки нужным количествомденег. Одним из самых сильных местмонетаристской теории является детальнаяпроработка вопросов, связанных сорганизацией неинфляционной денежнойполитики.

Основуинституционально-социологическогонаправлениясоставляет расширенная трактовкапредмета политэкономии. Это течениехарактеризуется усилением социологизациианализа экономических явлений (Ф.Перру,Ж.Фурастье, Г.Мюрдаль, Дж.Гелбрейт).

Отличительными признакамиинституционально-социологичес-когонаправления являются: стремлениереализовать идею социального контролянад производством посредствомпланирования; попытка представитьрекомендации, направленные на преодолениеэкономической отсталости и нищеты,унаследованной развивающимися странамиот колонизма; внимание к социальнымпроблемам общества и предложениепрактических мер по их решению.Представители институционально-социологическогонаправления рассматривают экономикув качестве системы, в которой отношениямежду хозяйствующими агентами складываютсяпод влиянием как экономических, так исоциологических, политических исоциально- психологических факторов.Объектом их исследования являются«институты» (кооперации, профсоюзы,государство), а также различного родаправовые, морально-этические ипсихологические явления (обычаи, нормыповедения, привычки, инстинкты).Своеобразием историческойшколы институционально-социологическогонаправления состоит в том, что основнымобъектом изучения являются реальныеэкономические системы на разных этапахих развития. Наибольший вклад в областимакроэкономической теории – этоисследование циклических колебаний вэкономике, создание теории длинноволновыхциклов (Н.Д.Кондратьев).

Несмотряна различия, большинство экономистовпризнает, что основной задачеймакроэкономической политики должноявляться повышение эффективности исоциальной направленности функционированиярыночной экономики.

Источник: https://studfile.net/preview/4122348/page:19/

Макроэкономические школы и течения

Макроэкономические учения и школы

Макроэкономика: возникновение, предмет, основные макроэкономические проблемы.

Макроэкономика — отрасль экономической науки, исследующая экономику как единое целое, фиксируя и объясняя зависимости между такими макроэкономическими агрегатами, как уровни инфляции и безработицы, величины национального дохода и продукта, государственный долг и сальдо торгового баланса, раскрывая механизм и факторы экономического роста, теоретически обосновывая причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике. Одними из главных задач макроэкономики являются построение прогнозов экономического развития национальной экономики и выработка практических рекомендаций в области макроэкономического регулирования.

Предметом макроэкономического научного анализа выступают макроэкономические явления, не связанные с каким-то определенным видом экономической деятельности, а относящиеся ко всей экономике в ее целостности. При этом макроэкономика не ограничивается исследованием национальных экономик, в ее предметную область попадают глобальные экономические явления, воздействующие на мирохозяйственный порядок.

Предмет макроэкономики включает в себя следующие общественно-экономические проблемы:

1. Долговременный экономический рост

2. Краткосрочные колебания экономической активности

3. Безработица, ее уровень и динамика

4. Колебания совокупного уровня цен на товары и услуги (инфляция и дефляция), процентных ставок и валютных курсов

5. Взаимодействие национальной экономики с глобальной экономикой

6. Государственная макроэкономическая политика

Проблемы и вопросы, которые находятся в центре внимания макроэкономики — будь то экономический рост или спад, инфляция, безработица, движение процентных ставок, валютного курса, политика правительства, — имеют всеохватывающий, глобальный характер. Они затрагивают интересы всех субъектов национальной экономики. Отсюда пристальное внимание политиков, средств массовой информации и общественности к состоянию дел в макроэкономике.

Методы макроэкономики.

Методология макроэкономики представляет собой совокупность теоретических положений о принципах, формах и методах научного познания экономических явлений и процессов, составляющих предмет данной науки.

Макроэкономика, являясь разделом экономической теории, заимствует у нее основополагающие принципы методологии (эмпиризм, теоретическое построение знаний, идеологическая нейтральность), а также формы и методы научного познания экономической действительности (моделирование, равновесный метод, предельный и функциональный анализ и др.).

Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются: агрегирование и моделирование.

Агрегирование (в экономике)— укрупнение (объединение, суммирование) однородных элементов экономической системы, классифицированных по одному или нескольким признакам.

Агрегированию в макроэкономике подвергаются индивидуальные субъекты, рынки, взаимосвязи между субъектами, показатели индивидуальной деятельности.

Агрегированные структуры и объекты получают в своих названиях приставку «макро» (макросубъекты, макрорынки, макровзаимодействия, макропоказатели) и именуются агрегатами.

Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты и рынки.

На макроуровне выделяют четыре сектора экономики: сектор домашних хозяйств (формирует предложение рабочей силы и спрос на блага),предпринимательский сектор (поставляет продукцию на рынок благ, предъявляет спрос на факторы производства и производит инвестирование) , государственный сектор(производит общественные блага, взимает налоги,формирует предложение денег и создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства), иностранный сектор( используется для определения состояния национального платежного баланса).

Моделирование – это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними. Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:

1. Формулировка предмета и цели исследования.

2. Выделение в данной экономической системе представляющих интерес экономических объектов. Изучение объекта, в частности, как он функционирует, какие факторы оказывают влияние на его функционирование, каковы критерии его оптимизации.

3. Выявление наиболее важных характеристик каждого изучаемого экономического объекта. Описание взаимосвязей между ними.

4. Математическое моделирование. Перевод описательной модели на формальный математический язык.

5. Выбор метода решения и его получение.

6. Анализ решения. Проверка на соответствие реальному объекту.

Макроэкономические школы и течения.

I. Кейнсианство.

Кейнсианство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Д. М. Кейнса.

Теория Кейнса возникла на том этапе когда в экономическом кризисе находилось большинство стран мира, и попытки сочетать старые традиционные приёмы использования пространства и материи с инновационными механизмами не приводили к ожидаемому результату.

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающие полную занятость, так как население склонно к сбережению части доходов — совокупный спрос меньше совокупного предложения.

Склонность к сбережению искоренить нельзя, поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности).

Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

У Кейнса функция спроса на деньги не стабильна из-за значительной спекулятивной составляющей

По Кейнсу (к 30-ым годам) единственный способ снизить безработицу-стимулировать совокупный спрос.

Кейнсианство:

1. Депрессивная экономика (неполная занятость, высокая безработица, незагруженные мощности)

2. Жесткие цены

3. Высокая степень монополизации

4. Низкие доходы

5. Неразвитая финансовая система (2 вида ликвидности)

6. Необходимость государственного вмешательства.

Новаторство экономического учения Дж. М.

Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного уровня ликвидации безработицы.

Государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента.

Иначе говоря, по концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведёт к преодолению безработицы.

Новыми качествами экономической теории Кейнса было стремление:

— иметь дело с агрегированными величинами и на самом деле свести всю экономику к функционированию четырёх взаимосвязанных рынков (товаров, труда, денег и облигаций) — сосредоточиться на краткосрочном периоде

— возложить всю тяжесть приспособления к меняющимся экономическим условиям скорее на объём выпуска продукции, нежели на цены.

II. Монетаризм.

Термин «монетаризм» был введен в 1968 г. американским экономистом Карлом Брукнером, чтобы обозначить подход, выделяющий денежную массу в качестве ключевого фактора, определяющего экономическую конъюнктуру.

В настоящее время под монетаризмом, как правило, понимают общетеоретический подход, признающий исключительную важность денег в экономике и отдающий приоритет особому типу кредитно-денежной политики — прямому регулированию темпов роста денежной массы — в противоположность иным методам воздействия, прежде всего фискальной, а также денежно-кредитной политике, но воздействующей на экономику через процентные ставки.

В Монетаризме функция спроса на деньги стабильна.

Предпосылки:

1. Экономический рост (рост инвестиций и рост потребительских расходов, вследствие демографического взрыва)

2. Рост реальных доходов населения

3. Возникновение новой парадигмы потребительского поведения. Дифференциация потребностей, в следствии реинкорнация малого бизнеса и перестройка крупного: отказ от крупного конвеирного производства — рост конкуренции; рост сферы услуг.

4. Гибкость цен.

— В экономике есть тенденция к достижению полной занятости (т.к. высокая степень конкуренции обеспечивает гибкие цены). Безработица находится на естественном уровне

— Высокая конкуренция на большинстве рынков

— Принцип невмешательства государства в экономику. Единственная функция государства — контроль над денежным предложением.

— В условиях роста благосостояния экономические субъекты стали мыслить долгосрочно, а не краткосрочными экономическими категориями.

— Важную роль играют ожидания экономических объектов, которые формируются адаптивно.

Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом изменения денежногозапаса. Вусловиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, то есть долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса. На динамику ВНП нужно влиять через деньги.

III. Школа рациональных ожиданий.

Основатель- Джон Мут (50-60 г.г. 20в.). Лукас — основной идеолог.

Участники рынка знакомы с механизмами рынка и в состоянии прогнозировать реакцию спроса и предложения в результате изменения цен

Предпосылки:

1. Все номинальные показатели гибкие, цены тоже, но только в условиях совершенной конкуренции. Экономика близка к совершенной конкуренции.

2. Экономические субъекты ведут себя рационально (они все максимизируют прибыль).

3. Рациональные решения принимаются в условиях неопределенности. Нет точно информации о будущем – экономические объекты сами должны строить свои предположения.

4. Прогнозы строятся на основе всей доступной информации (из учета закономерностей экономики).

5.Экономические объекты могут ошибаться в прогнозах, но в среднем будущие значения экономических переменных предсказываются правильно

Ожидания: значение переменной совпадает со значением ожидаемой величины, если не произойдет ошибка прогноза. Как вывод – формирование прогноза не только на прошлом не обязательно.

Теория случайного блуждания: потребители, сталкиваясь с колебаниями дохода стремятся сделать свое потребление максимально равномерным. Потребительские решения принимаются на основе перманентного дохода. Одно и тоже изменение дохода приводит к разным изменениям потребления.

Если госполитика хочет влиять на потребление, то эти меры будут действовать только если они будут неожиданными и изменят ожидания.

Положительные моменты концепции адаптивных ожиданий:

— Признание того, что экономические агенты положительно реагирую на проводимую политику

— Затраты на формирование прогноза малы

Отрицательны моменты:

— Подвергается сомнению рациональность поведения – нет возможности учесть текущие и будущие события, наличие систематических ошибок.

— Адапт. ожидания изм. для формирования прогнозов в стабильной экономике.

Сторонники концепции рациональных ожиданий отвергают государственное регулирование экономики, а меры экономической политики считают неэффективными и бесперспективными.

Более того, регулирующее вмешательство государства, представленное чаще всего непоследовательной, а то и некомпетентной экономической политикой, они рассматривают в качестве основы цикла, главной причиной отклонений от естественного уровня производства и безработицы.

Большое место сторонники рациональных ожиданий отводят созданию равновесной модели цен. Равновесные цены ставятся в зависимость от денежной массы, ее движения. Изменения денежной массы проявляются в ценах.

При этом делается вывод, что изменения денежной массы в результате определенной государственной политики влияют лишь на общий уровень цен, не отклоняя экономику от естественного состояния.

IV. Неокейнсианство.

Школа макроэкономической мысли сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Дж. Кейнса.

Группа экономистов сделала попытку интерпретировать и формализовать учение Кейнса и синтезировать его с неоклассическими моделями экономики.

Их работа стала известна как «неоклассический синтез», на её основе были созданы модели, которые сформировали центральные идеи неокейнсианства. Расцвет неокейнсианства пришёлся на 1950-е, 60-е и 70-е годы.

Проще больше производить так как цены жесткие. В краткосрочный период можно увеличить объем денежной массы, увеличив спрос.

Предпосылки:

1. Несовершенство информации неокейнсианской теории – ассиметрия информации. Одна стороны осведомлена больше, вторая-менее.

2. Несовершенство конкуренции.

В большинстве отраслей цены больше, чем предельные издержки.

3. Нет тенденции к равновесию.

4. Повлиять на изменение количества денег и цен в долгосрочном периоде невозможно.

Неокейнсианство состоит в том, что оно, отражая более зрелую ступень развития государственно-монополистического капитализма, выступает за систематическое и прямое, а не спорадическое и косвенное, как в теории Кейнса, воздействие буржуазного государства на капиталистическую экономику. По этой же причине изменилась основная проблематика буржуазной концепции государственного регулирования экономики — был осуществлен переход от так называемой теории занятости, ориентирующейся на антикризисное регулирование хозяйства.

Методология неокейнсианства характеризуется макроэкономическим, народнохозяйственным подходом к рассмотрению проблем воспроизводства, использованием так называемых агрегативных категорий типа: совокупный спрос, совокупно предложение, совокупные инвестиции, совокупные сбережения, национальный доход, общественный продукт, и т. п., позволяющих, с одной стороны, уловить некоторые наиболее общие количественные зависимости процесса капиталистического воспроизводства, точнее, некоторые всеобщие воспроизводственные формы и зависимости, а с другой — затушевать их классовую сущность и антагонистический характер.

Неокейнсианцы подметили тенденцию повышения капиталоёмкости во время индустриализации и понижения в период «зрелой экономики». Превышение сбережений над инвестициями в экономике ведёт к недогрузке предприятий и безработице. Превышение инвестиционного спроса над сбережениями вызывает рост цен.

Неокейнсианцы разработали меры косвенного и прямого регулирования экономики. К методам косвенного воздействия относятся: налоговая политика, бюджетное финансирование, кредитная политика, ускоренная амортизация.

Эти методы получили название автоматических стабилизаторов, кредитных стабилизаторов, институциональных стабилизаторов и т.п.
Предмет исследования неокейнсианских представителей макроанализа, их методология подчинены той же главной задаче, что и работы Дж. М.

Кейнса, поискам количественных зависимостей капиталистического воспроизводства с целью выработки практических рекомендаций государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики.

Однако новые экономические задачи, поставленные перед ними послевоенными условиями развития капитализма, потребовали дальнейшего развития макроэкономических исследований и разработки новых экономических проблем, прежде всего проблемы расширенного воспроизводства.

Источник: https://poisk-ru.ru/s18194t6.html

Refy-free
Добавить комментарий