Лунно-солнечный календарь

«Лунно-Солнечный календарь»

Лунно-солнечный календарь

«Умываюсь росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь чистыми звездами».

А. Н. Афанасьев

К читателям

«Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется правдой, которую она ему открыла».

Р. Эмерсон

В каждом из нас живет любовь к природе, порой неосознаваемая, заложенная генетически, но тем не менее сила и таинство природы оказывает на нас неповторимое влияние во всех сферах нашего бытия.

«Растительный мир… влияет на душевный склад… Тот, кто всю жизнь живет среди могучих, суровых дубов, становится иным человеком, чем тот, кто ежедневно прогуливается в прозрачных березовых рощах. Надо только помнить, что не все люди столь чувствительны…

и что они крепко стоят на ногах, не давая внешним впечатлениям возобладать над ними… Надо также помнить, что первобытные племена в большинстве случаев селились на землях, которые нравились им, то есть где сама местность гармонировала с врожденным характером племени.

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания», – писал великий И. Гёте.

Впервые я увидела лес в семилетнем возрасте, когда отправилась со своим дядей в лес за вишней. Поездка врезалась на всю жизнь в память сельской девочки, выросшей в казахской степи, где, кроме карагача, тополя и кустарников акации и чахлых кустов сирени, завезенных переселенцами, о других деревьях в ту пору сведений в ее памяти не было.

В лес мы поехали на повозке, запряженной лошадью. Путь был неблизкий, километров восемьдесят по серебристой от ковыля степи, переливавшейся, словно море, под порывами ветра. Нас, детей, интересовало все.

Мы смотрели на степь широко открытыми глазами, видели неподвижно висящих в небе беркутов, искали глазами жаворонков, заливающихся трелями где-то высоко в небе, соскакивали с телеги и собирали полевые цветы.

Добравшись до леса глубокой ночью, мы заночевали в домике лесника, с тем чтобы утром начать поиски вишарника. Отправившись ранним утром в лес, мы с усердием смотрели на сосны и березы и нигде не видели вишен.

Оказалось, что растет вишня на маленьких кустах, спрятавшихся в траве, и там же впервые мы обнаружили землянику. Набрав по ведру вишни, объевшись лесной земляникой, мы усталые и счастливые возвращались домой.

С глубокой благодарностью к своему дяде Ване вспоминаю эту поездку.

Мудрый дядя Ваня, человек глубоко верующий, не просто показал нам, как растет вишня, он смог тогда заложить в наши детские сердца трепетное отношение ко всему живому, объясняя, что каждая травинка, каждый листок на дереве – живет и дышит, каждая букашка живет и радуется небу, солнцу и теплу. Именно благодаря дяде я и сейчас, входя в лес, здороваюсь с ним и его невидимым хозяином и прошу поделиться со мной своими богатствами. И это не просто красивые слова, этому учила своих детей и учу своих внуков.

Но любовь к степи и по сей день живет в моем сердце. Однажды во время поездки в родные края родились такие незамысловатые строки:

Глубина голубых небес Опрокинулась надо мною. Вдоль дороги стеной стоит лес, Вперемежку березы с сосною. Мне ж милее степной простор, Где плывут ковыли до неба, Где травы изумрудный ковер, Расстелившись, уходит в небыль.

Мои дед по материнской линии – переселенец из Саратовской губернии времен реформ Столыпина – имел крепкое хозяйство на Кустанайщине.

Бабушка по линии отца бежала из донских краев в годы Гражданской войны в степи Казахстана, спасая детей от голода.

И здесь, в суровой степи, они заложили огороды, начали выращивать овощи и картофель, сеять рожь и пшеницу, живя в тесных добрососедских отношениях с местным населением.

Простым работящим людям некогда было обращать внимание на межнациональные препоны. С детства запомнился веселый случай.

Сосед, дед Акынтай, зайдя в наш двор, попросил у мамы огурцов. Уважая старика, мама набрала ему отборных огурчиков, покрытых пупырышками, которые, к ее изумлению, дед сердито швырнул по двору, и, что-то бормоча сердито под нос на родном языке, ушел.

Растерянная мама обратилась к его снохе с вопросом, на что так обиделся дед. Оказалось, он посчитал, что мама дала ему неспелых огурцов, а зрелые (семенники), которые лежали на грядке, она пожалела. Он никогда раньше не видел, как растут огурцы, и не знал, что едят именно зеленые огурцы.

Долго в деревне вспоминали этот курьез.

«Наша земля – это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники», – эти слова Генриха Гейне как нельзя лучше говорят о месте человека в единой экологической системе нашей планеты.

Природа – это большая книга, которую нужно научиться читать с благоговением и почтением. Природа не прощает грубого вторжения в ее глубины. Наша изрытая, израненная планета, которая когда-то казалась бескрайней, отвечает на грубое вторжение человека появлением больных ослабленных детей, землетрясениями и наводнениями.

Земля пытается остановить обезумевшее человечество, истинная задача которого на земле – переосмыслить свой апокалипсический путь, остановить безумие войн, не нарушать, а бережно охранять хрупкое равновесие человека, растительного и животного мира, чтобы оставить потомкам среду обитания, пригодную для жизни, а молодое поколение – физически и духовно здоровым.

«У природы всего четыре большие декорации – времена года, вечно одни и те же актеры – солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей, отправляя их в иной мир…» – писал А. Ривароль.

Моей свекрови восемьдесят шесть лет, пятьдесят из них она проводит в свободное от работы время (основную работу она оставила только два года назад) на садовом участке в восемь соток. И в суровой казахской степи, где в годы моего детства не знали иных фруктов кроме ранеток, на ее участке растет и зреет виноград и черешня, груши и яблоки, смородина и клубника.

И дай Бог каждому из нас в ее годы чувствовать себя такой же здоровой и сохранять ясность ума. Всем этим, считает Екатерина Дмитриевна, она обязана своему садовому участку.

Рождение этой книги явилось также результатом множества писем читателей, которые в своем стремлении к познанию природы заинтересовались древними обычаями и ритуалами, связывающими человека и живую природу в одно единое целое.

Наши предки – древние земледельцы, испокон веку обожествляя силы природы, обращались к ним как к живым существам. Опыт, накопленный тысячелетиями, отражался в заговорах, обрядах, которые, как бесценный дар, передавались из поколения в поколение в семьях ведунов и знахарей, людей особо чтимых в народе за их знания и умение управлять силами природы.

Ведуны (знахари) и ведьмы (жрицы различных культов, посвященных силам природы) своими жертвоприношениями и мольбами (заговорами) призывали на землю плодотворные лучи солнца и дождь, дар светлых божественных сил.

«Прибегая к обожествленным светилам и стихиям, испрашивая у них даров счастья и защиты от всяких бед, древний человек отдавал себя под их священный покров, что выражается в заговорах следующими формулами: „Пойду я в чистое поле – под красное солнце, под светёл месяц, под частые звезды, под полетные облака; стану я в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся… подпояшуся светлыми зорями…“ или: „Умываюсь росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь чистыми звездами“…» – пишет А. Н. Афанасьев, известнейший историк и фольклорист.

И далее: «Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям… слово это может творить чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей обожествленной природы».

Буду рада, если кому-то из читателей этой книги пригодятся эти народные ритуалы.

С любовью Зоя Золотухина

Характеристика солнечных дней

Первым днем солнечного года считается 21 марта. Каждый солнечный месяц насчитывает ровно 30 суток. Каждый солнечный день длится от восхода до следующего восхода Солнца. В общей сложности получается 360 дней по количеству градусов Зодиака.

Но, так как в году 365 дней, а в високосном 366 дней, то последние 5–6 дней года являются днями очищения от скверны, воздержания и полного смирения. Приведу характеристики каждого солнечного дня. Общая информация по всем солнечным дням одинакова для каждого месяца.

1-й день способствует активному начинанию, особенно в учении. Необходимо обязательно найти себе какое-то интересное занятие или устроить веселый праздник. Категорически запрещено грустить и унывать. День подходит для воспитания детей и семейной загородной прогулки.

2-й день служит для благих помыслов и начинаний, а также для посвящения в таинства бытия. Хорош для получения сокровенных знаний во благо человека. Ночь второго дня наполнена вещими снами. В этот день нужно покупать обновки, расставаться со старой одеждой, но нельзя наводить порядок в квартире и не соприкасаться с огнем. Старайтесь не курить и поберегите легкие от простуды.

3-й день используйте для очищения через пение мантр и огонь. Стремитесь к творческому проявлению, вас посетят озарение и открытия. Начинайте копить деньги или вложите их в недвижимость. Деньги, полученные в этот день, считаются благими. Полезно заняться домашними делами и помочь близким. Удачным будет лечение зубов, позвоночника. Нельзя сквернословить и богохульствовать.

4-й день – время борьбы с гиподинамией. Больше двигайтесь, занимайтесь на тренажерах, плавайте. Хорошо в этот день начать новое перспективное дело; даже если в ваших делах будет присутствовать элемент риска и здравого авантюризма, они будут обречены на удачу. Нельзя впадать в тоску и уныние.

5-й день отдайте служению, подчинению людям и обстоятельствам, выполнению долга и ранее взятых обязательств. Займитесь возделыванием земли, уходом за растениями, гимнастикой, закаливающими процедурами. Нельзя стричь волосы и завидовать окружающим. Воздержитесь от секса, велик риск заражения кожными и венерическими болезнями.

6-й день посвящен здоровью. Питайтесь правильно: желудочно-кишечный тракт в этот день уязвим. Укрепляйте родственные узы. Нельзя сквернословить, трусить и воровать.

7-й день используйте для избавления от страхов и навязчивых идей. Хорош для плотской любви, зачатия детей, творческих начинаний. Очень удачно начать строительство дома, посадку растений, заняться домашним хозяйством. Нельзя завидовать и жадничать, это приведет к сердечно-сосудистым заболеваниям.

8-й день посвятите религии, поклонению и почитанию святых. Освобождайтесь от всего старого, препятствующего жизненному прогрессу. Удачны будут любые новые начинания с элементами риска и авантюры. Полезно подстригать ногти и волосы. Благоприятный день для перехода в новое духовное качество.

9-й день посвящен Божественному огню и свету. Необходимо нести тепло и свет истины людям, много путешествовать, заниматься миссионерством. Не следует готовить горячую пищу и объедаться. Если вы замерзаете в этот день, значит, от вас отвернулся ангел-хранитель.

10-й день посвящен единению с космическим Разумом. Больше отдыхайте, не принимайте лекарств и не употребляйте животную пищу. Хорошо заняться медитацией на природе у воды. Нельзя готовить пищу на воде и стирать. Допускается только омовение чистой водой. В этот день рождаются алкоголики и наркоманы или, наоборот, высокодуховные люди.

11-й день поглощения солнечной энергии и солнечного света. Загорайте, купайтесь в лучах солнца, развивайте духовное начало и укрепляйте тело. Хорош для общения с детьми, друзьями детства. Учите детей на опыте своего детства и книгах своей юности.

12-й день посвящен Луне. Большую часть суток лучше провести в затемненном помещении, не напрягайтесь и плывите по течению дня. В повседневных делах примите помощь окружающих. Займитесь медитацией на чистую воду. Полезен контрастный душ или ванны. В этот день рождаются эмоциональные и ранимые люди.

13-й день – умеренность во всем. Благоприятен для заключения сделок и договоров. Связан с домом, тайной информацией, которая поможет избавиться от сглаза и порчи. Сны в этот день будут вещими, по звездам можно гадать. Плохо, если небо будет покрыто облаками. Подходит для воспитания в детях мужества и выносливости.

14-й день – время страждущих существ. Хорошо приобретать животных и ухаживать за ними. Нужно проявлять доброту, внимание, поминать усопших, помогать бедным, печь пироги, устраивать благотворительные праздники и вести за собой людей. Можно заняться ремонтом мебели и одежды, накоплением материальных и духовных ценностей. Динамичным будет продвижение к намеченной цели.

15-й день способствует единению с природой. Лучше его провести на даче или на природе и зарядиться энергией леса и земли. Если вы попадете под дождь или снег – это хороший знак. Полезно сходить в баню, стричь волосы и ногти. Успешными будут и хирургические операции.

16-й день покровительствует справедливости и строгому соблюдению закона. Хорошо подавать просьбу о помиловании и обжаловании судебного решения. Необходимо четко исполнять свой служебный долг, быть предельно справедливым и вежливым. Можно менять работу, заключать новые контракты. Сделайте уборку в доме, приведите в порядок гардероб.

17-й день служит борьбе с темными силами и защите справедливости. Соблюдайте святость, читайте мантры, снимайте сглаз, порчу. Начинайте новый цикл духовного обучения или отправляйтесь в паломничество по святым местам. Следует активно бороться со страхом, защищая слабых и отстаивая справедливость. Если на рассвете услышите крик петуха – счастливый знак.

18-й день – праздность и веселье. Делайте все, что хочется, кроме зла и насилия. Не напрягайтесь при выполнении тяжелой работы. Все нужно делать легко, с улыбкой на лице. Прощайте врагов и недоброжелателей, восстанавливайте справедливость, рожайте или присутствуйте при родах.

19-й день – почитание предков и поклонение традициям. Проведите его в семье, среди родителей и престарелых родственников. Не допускайте супружеских измен и обмана. Не следует давать клятв и строить далеко идущие планы. Соблюдайте пост и старайтесь выполнять все просьбы. Будьте внимательны к нуждам окружающих. Хорошо провести этот день на природе и зарядиться энергией.

20-й день – борьба с нечистью с мечом в руках. Рвите ненужные связи, называйте вещи своими именами, разоблачайте ложь и несправедливость. Если бороться, то за правое дело, без страха и сомнений. Хорошо работать на земле или строить жилье. Будьте осторожны и не поддавайтесь искушениям.

21-й день – мытарств и траты большого количества энергии. Хорошо в этот день жениться или выходить замуж; бороться в суде за правое дело, устраиваться на новую работу или начинать ремонт в доме. Если в этот день по вашему телу пробежал таракан или паук, значит, в доме – проклятье. И от него нужно очиститься огнем свечи.

22-й день посвящен божеству ветра, новым контактам и освобождению от всего ненужного. Связан с перемещениями, резкими поворотами в судьбе и притоком новой важной информации. Но, прежде чем начать новые дела, разберитесь в себе, четко определите цели и задачи. Полезна будет пауза и отдых – ветер должен проветрить мозги!

23-й день для благородных начинаний и любви. Благоприятен для посева семян, зачатия ребенка. Удачен для коллективных мероприятий, любой работы, начала новых дел, приобретения новой профессии и перспективных знакомств. Хорошо менять имидж в одежде и прическу. Можно изобличать зло и почувствовать течение времени.

24-й день – идет разгул темных сил. Будьте бдительны и осторожны, обращайте внимание на мелочи и не гнушайтесь никакой работой. Это время проверки вашей совести и жизненных принципов. В этот день вы подвержены разным заболеваниям, которые могут вызвать изменения на генетическом уровне. День алхимиков и черных магов.

25-й день – пробуждение светлых сил разума и добродетели. День различных знамений и оказания помощи страждущим. Отстаивайте справедливость в поисках истины. Купите новую знаковую вещь и принесите ее в дом. Это время процветания и благоденствия. Если вы привнесете в этот день в свою жизнь что-то новое, то испытаете чувство облегчения.

26-й день связан с материальными или имущественными делами через поездки и миссионерство. В этот день хорошо вернуться к прошлым деловым связям – это обернется материальной и моральной прибылью в будущем. Не следует отвлекаться на любовные, семейные и прочие дела, они могут существенно снизить вашу работоспособность.

27-й день – небесные знамения. Следует больше передвигаться в людских потоках и ждать знака для серьезных свершений. Двери дома должны быть открыты настежь для гостей, а стол уставлен обильным угощением. Горе жадному в этот день!

28-й день – время божественного откровения, обманов и оборотней. Предоставляется возможность раскрыть таинство духов и одержать победу над самыми черными из них. Хорош для медитаций и чтения мантр, приготовления лекарственных настоев. День серьезных эзотерических изысканий. Хорошо давать священные имена людям и явлениям.

29-й день посвящен божеству священного слова, молитве, с помощью которой можно победить дьявола. Время материального накопления. Займитесь ремонтом дома и одежды. День начинаний и благих проявлений. Наденьте побольше одежды – она защитит от травм и проявления зла со стороны окружающих.

30-й день – день Святого Духа, побеждающего время. Необходимо освободиться от всего старого и ненужного, очиститься молитвой, омовением или баней. Полезны омолаживающие процедуры и прием гомеопатических средств. Пост и воздержание способствуют достижению поставленных целей.

Критические солнечные дни: 4-й, 13-й, 17-й, 24-й, 28-й.

Удачные дни: 1-й, 12-й, 18-й, 23-й, 27-й.

Дни поста: 3-й, 9-й, 16-й, 24-й, 29-й.

Дни здоровья: 6-й, 10-й, 15-й, 22-й.

Этот календарь остается неизменным для каждого месяца солнечного года. Однако при этом Солнце, естественно, проходит в разные месяцы по разным знакам Зодиака: так, 17-й солнечный день может быть в апреле (Овен) и в августе (Лев), и в любом другом месяце.

Кроме того, тот же самый 17-й солнечный день может быть как средой, так и пятницей. Поэтому нужно наложить, для полной картины того или иного солнечного дня, его сюжет на сюжет зодиакального месяца и дня недели.

Планеты, управляющие днями недели

С древних времен известно, что за каждый день недели отвечает определенная планета.

В понедельник царствует Луна, которая велит всем находиться в родных стенах и решать домашние дела.

Вторником управляет Марс, заставляющий человека искать выход своей силе и воле. Древние считали, что войну следует начинать только во вторник, если хотели избежать поражения.

В среду, в день Меркурия, лучше всего заключать сделки, решать финансовые дела, учиться.

Четверг находится под управлением Юпитера – планеты власти и закона. Поэтому принято в этот день решать юридические проблемы и беседовать с детьми на темы морали.

Пятницей управляет Венера – богиня искусства, любви и эстетических привязанностей. Поэтому в этот день лучше всего ходить в театры, музеи.

В субботу Сатурн запретил работать и учиться: в период действия этой планеты лучше всего отдыхать.

Воскресеньем управляет Солнце. Это день хорошего настроения, праздности и веселья. Развлекаясь, накапливайте заряд бодрости для предстоящей недели.

Полная картина солнечного дня рождения

Если вы сможете нарисовать полную картину своего солнечного дня рождения, то получите путеводитель в повседневной жизни.

Например: вы родились в субботу 8 июля 1950 года.

Начните отсчет с 21 марта, прибавляя к этой дате по 30 суток.

Источник: https://www.bookol.ru/religiya_i_duhovnost/ezoterika/279599/fulltext.htm

КАЛЕНДА́РЬ

Лунно-солнечный календарь

Авторы: В. Е. Жаров (Лунные календари), В. А. Попов (Календари в первобытном обществе)

КАЛЕНДА́РЬ [лат.

calendarium – дол­го­вая кни­га, от Calendae, Kalendae – пер­вый день ме­ся­ца (в ко­то­рый долж­ни­ки обя­за­ны бы­ли пла­тить про­цен­ты)], сис­те­ма счё­та дли­тель­ных про­ме­жут­ков вре­ме­ни, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жат пе­рио­ди­чес­кие яв­ле­ния при­ро­ды, свя­зан­ные с дви­же­ни­ем не­бес­ных све­тил. Назв. «К.» свя­за­но с тем, что в Древ­нем Ри­ме на­ча­ло ка­ж­до­го ме­ся­ца про­воз­гла­ша­лось осо­бо (см. Ка­лен­ды), а 1-го чис­ла ме­ся­ца долж­ни­ки пла­ти­ли про­цен­ты в со­от­вет­ст­вии с за­пи­ся­ми в дол­го­вых кни­гах.

По­строе­ние К. не­воз­мож­но без мно­го­лет­них ас­тро­но­мич. на­блю­де­ний и раз­ви­тия ма­те­ма­ти­ки. Разл. на­ро­ды раз­ра­бо­та­ли собств. сис­те­мы счё­та вре­ме­ни, в ко­то­рых на­хо­ди­ли от­ра­же­ние осо­бен­но­сти ме­ст­ной куль­ту­ры. В не­ко­то­рых стра­нах за ос­но­ву К.

взят про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми од­но­имён­ны­ми фа­за­ми Лу­ны (си­но­дич. ме­сяц); та­кие К. на­зы­ва­ют­ся лун­ны­ми и не свя­за­ны со сме­ной вре­мён го­да. В др. стра­нах бы­ли раз­ра­бо­та­ны т. н. лун­но-сол­неч­ные К., в ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся си­но­дич.

ме­сяц, но про­дол­жи­тель­ность го­да со­гла­со­вы­ва­лась со сме­ной вре­мён го­да. Ос­но­вой сол­неч­ных К. яв­ля­ет­ся про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми про­хо­ж­де­ния­ми цен­тра дис­ка Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия (тро­пич.

год), а сме­на фаз Лу­ны не при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние.

Пе­рио­дич. яв­ле­ния, ле­жа­щие в ос­но­ве К. (сме­на дня и но­чи, фаз Лу­ны, вре­мён го­да), оп­ре­де­ля­ют про­ме­жут­ки вре­ме­ни, из­вест­ные как су­тки, ме­сяц и год. Не­воз­мож­но по­доб­рать це­лое чис­ло тро­пич. лет, в ко­то­рых со­дер­жа­лось бы це­лое чис­ло си­но­дич. ме­ся­цев и це­лое чис­ло ср.

сол­неч­ных су­ток, т. к. эти три ве­ли­чи­ны не­со­из­ме­ри­мы. Од­на­ко чис­ло ме­ся­цев и су­ток в ка­лен­дар­ном го­ду долж­но быть це­лым, по­это­му на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий по­яв­ля­лись мно­го­числ. ка­лен­дар­ные сис­те­мы, стре­мя­щие­ся раз­ре­шить ука­зан­ное про­ти­во­ре­чие.

Про­дол­жи­тель­ность тро­пич. го­да, ле­жа­ще­го в ос­но­ве сол­неч­но­го К., со­став­ля­ет ок. 365,24 сут: ка­лен­дар­ный год мо­жет со­дер­жать ли­бо 365, ли­бо 366 сут. К.

дол­жен реа­ли­зо­вать пра­ви­ло че­ре­до­ва­ния про­стых (по 365 сут) и ви­со­кос­ных (по 366 сут) го­дов та­ким об­ра­зом, что­бы сред­няя за цикл про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да бы­ла как мож­но бли­же к про­дол­жи­тель­но­сти тро­пич. го­да.

В пер­вом сол­неч­ном К., соз­дан­ном в Древ­нем Егип­те, год со­сто­ял из 365 дней и де­лил­ся на 12 мес про­дол­жи­тель­но­стью 30 дней. Ос­тав­шие­ся 5 дней не вхо­ди­ли в К. и до­бав­ля­лись в кон­це по­след­не­го ме­ся­ца.

Но­вый год на­чи­нал­ся в 1-й день ме­ся­ца тот (на­зван­но­го по име­ни бо­га То­та), ко­гда впер­вые в го­ду на ут­рен­нем не­бе вос­хо­дил в лу­чах Солн­ца Си­ри­ус (что со­от­вет­ст­ву­ет 19 ию­ля юли­ан­ско­го К.). В этом К. ка­ж­дые 4 го­да Но­вый год от­ста­вал на 1 день, т. е.

вос­ход Си­риу­са «за­дер­жи­вал­ся» и на­блю­дал­ся, ска­жем, не 1-го дня ме­ся­ца тот, а 2-го. Толь­ко че­рез 1461 ка­лен­дар­ный год (т. н. цикл Со­тис) на­ча­ло го­да вновь при­хо­ди­лось на 1-й день ме­ся­ца тот.

К сол­неч­ным К. от­но­сят­ся: юли­ан­ский ка­лен­дарь, гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, рес­пуб­ли­кан­ский ка­лен­дарь (К. Вел. франц. ре­во­лю­ции), про­ек­ти­руе­мый т. н. Все­мир­ный К. и не­ко­то­рые др. В на­стоя­щее вре­мя ме­ж­ду­на­род­ным при­знан гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь.

Др.-рим. К. в сер. 1 в. до н. э. со­сто­ял из 12 ме­ся­цев об­щей про­дол­жи­тель­но­стью 355 дней. Год на­чи­нал­ся 1 мар­та. Шесть ме­ся­цев это­го К. бы­ли по­свя­ще­ны бо­гам: Martius – Мар­су, Aprilis (от aperire – рас­кры­вать, рас­кры­тие по­чек у рас­те­ний) – Ве­не­ре, Maius – бо­ги­не зем­ли Майе, Junius – Юно­не.

Пред­по­след­ний ме­сяц (Januarius) был по­свя­щён Яну­су, по­след­ний (Februarius, от feb­rua­re – при­но­сить ис­ку­пи­тель­ную жерт­ву в кон­це го­да) – бо­гу под­зем­но­го цар­ст­ва Феб­руу­су.

Ос­тав­шие­ся ме­ся­цы (с 5-го по 10-й) бы­ли на­зва­ны со­от­вет­ст­вую­щи­ми чис­ли­тель­ны­ми (Quintilis, Sex­ti­lis, September, October, November, December). На­зва­ния ме­ся­цев яв­ля­лись оп­ре­де­ле­ния­ми при сло­ве mensis – ме­сяц, напр. mensis Martius.

Счёт дней в ме­ся­це был весь­ма свое­об­раз­ным: вы­де­ля­лись опор­ные дни (ка­лен­ды, но­ны, иды), от ко­то­рых вёл­ся от­счёт в об­рат­ном на­прав­ле­нии (напр., ос­та­лось 5 дней до мар­тов­ских ид).

Юли­ан­ский ка­лен­дарь. В 46 до н. э. Юлий Це­зарь про­вёл ре­фор­му К. Но­вый К., впо­след­ст­вии на­зван­ный юли­ан­ским, был раз­ра­бо­тан груп­пой алек­сан­д­рий­ских ас­тро­но­мов под рук. Со­зи­ге­на. Счёт по юли­ан­ско­му К. был на­чат с 1 ян­ва­ря 45 до н. э. Про­дол­жи­тель­ность го­да со­став­ля­ла 365 ср.

сол­неч­ных су­ток, а ка­ж­дый 4-й (ви­со­кос­ный) год со­дер­жал 366 сут. Т. о., ср. про­дол­жи­тель­ность го­да в юли­ан­ском К. (юли­ан­ский год) рав­ня­лась 365,25 сут, а од­но юли­ан­ское сто­ле­тие со­дер­жало ров­но 36525 ср. сол­неч­ных су­ток. В 20 в., ко­гда осн.

еди­ни­цей вре­ме­ни ста­ла атом­ная се­кун­да, бы­ло из­ме­не­но оп­ре­де­ле­ние юли­ан­ско­го го­да: сей­час он ра­вен 365,25 атом­ных су­ток. Юли­ан­ское сто­ле­тие при­ня­то в ка­че­ст­ве од­ной из осн. еди­ниц вре­ме­ни в ас­тро­но­мии и ис­поль­зу­ет­ся в фун­дам.

фор­му­лах учё­та пре­цес­сии, фор­му­лах, свя­зы­ваю­щих звёзд­ное и все­мир­ное вре­мя, и т. д.

Год в юли­ан­ском К. был по­де­лён на 12 мес, за ко­то­ры­ми со­хра­ни­лись их древ­ние на­зва­ния. Бы­ло упо­ря­до­че­но чис­ло дней в ме­ся­цах: все не­чёт­ные ме­ся­цы име­ли по 31 дню, а чёт­ные – по 30; фев­раль про­сто­го го­да со­дер­жал 29 дней, ви­со­кос­но­го – 30 дней. В 44 до н. э.

в честь Юлия Це­за­ря ме­сяц Quintilis был пе­ре­име­но­ван в июль (Julius), в 8 до н. э. ме­сяц Sextilis – в ав­густ (Augustus) в честь рим. им­п. Ав­гу­ста.

Кро­ме то­го, из­ме­ни­лось че­ре­до­ва­ние длин­ных и ко­рот­ких ме­ся­цев: к ав­гу­сту был при­бав­лен один день за счёт фев­раля, од­но­вре­мен­но один день сен­тяб­ря пе­ре­но­сил­ся на ок­тябрь и один день но­яб­ря – на де­кабрь. Т. о., в фев­ра­ле обыч­но­го го­да ста­ло 28 дней, а в фев­рале ви­со­кос­но­го – 29 дней. С 7 н. э.

все го­ды юли­ан­ско­го К., по­ряд­ко­вое чис­ло ко­то­рых де­лит­ся на 4, яв­ля­ют­ся ви­со­кос­ны­ми. В 325 на I Все­лен­ском со­бо­ре юли­ан­ский К. был положен в основу богослужебного цик­ла христианской Церкви.

В 10 в. с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва юли­ан­ский К. и визант. традиция счёта лет от сотворения мира (см. ст. Летосчис­ление) были при­няты и в Древ­ней Ру­си. В отличие от Византии, где началом года считалось 1 сент., на Руси был более распространён т. н. мартовский стиль (начало года в марте). В 16–17 вв.

он уступил место сентябрьскому (сохраняющемуся и поныне в практике РПЦ).

В 1700 ука­зом Пет­ра I в Рос­сии был вве­дён счёт вре­ме­ни от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва и на­ча­ло го­да пе­ре­не­се­но на 1 ян­ва­ря: пред­пи­сы­ва­лось день по­сле 31 де­кабря 7208 от со­тво­ре­ния ми­ра счи­тать 1 ян­варя 1700 от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Тро­пич. год ко­ро­че юли­ан­ско­го на 0,0078 ср. сол­неч­ных су­ток. По­это­му при­мер­но за 128 лет рас­хо­ж­де­ние юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с тро­пич. го­дом со­став­ля­ет 1 су­т.

Это оз­на­ча­ет, что мо­мент про­хо­ж­де­ния Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия за 128 лет пе­ре­дви­га­ет­ся на 1 сут на­зад, а за 400 лет – на 3 сут. Впер­вые это сме­ще­ние бы­ло за­ме­че­но в кон. 7 в.

Бедой Дос­то­поч­тен­ным, ко­то­рый ука­зал, что рав­но­ден­ст­вие на­сту­пи­ло на 3 дня рань­ше ожи­дае­мо­го – 18 мар­та.

К кон. 16 в. рав­но­ден­ст­вие сдви­ну­лось уже на 10 сут. В 1582 па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XIII бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма К., кон­цеп­цию ко­то­рой пред­ло­жил итал. врач и ма­те­ма­тик Л. Ли­лио; ак­тив­ное уча­стие в раз­ра­бот­ке но­во­го К. при­ни­мал нем. ас­тро­ном Х. Шлюс­сель (Кла­ви­ус).

Для ком­пен­са­ции рас­хо­ж­де­ния на­ча­ла юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с на­ча­лом тро­пич. го­да день по­сле 4 ок­тяб­ря 1582 бы­ло ука­за­но счи­тать не 5, а 15 ок­тяб­ря. Тем са­мым ве­сен­нее рав­но­ден­ст­вие бы­ло пе­ре­дви­ну­то на 21 мар­та.

Что­бы из­бе­жать даль­ней­ше­го на­ко­п­ле­ния ошиб­ки, бы­ло из­ме­не­но пра­ви­ло, по ко­то­ро­му оп­ре­де­ля­ют­ся ви­со­кос­ные го­ды: в гри­го­ри­ан­ском К. ви­со­кос­ны­ми счи­та­ют­ся го­ды, но­мер ко­то­рых де­лит­ся на 4 без ос­тат­ка, за ис­клю­че­ни­ем го­дов, но­мер ко­то­рых де­лит­ся на 100.

Ес­ли же но­мер го­да кра­тен 400, то год счи­та­ет­ся ви­со­кос­ным. В ре­зуль­та­те 2000 год яв­ля­ет­ся ви­со­кос­ным, то­гда как го­ды 1900 и 2100 та­ко­вы­ми не яв­ля­ют­ся.

Гри­го­ри­ан­ский К. ос­но­ван на 400-лет­нем цик­ле, со­дер­жа­щем 146097 сут, т. о. ср. про­дол­жи­тель­ность го­да со­став­ля­ет 365,2425 ср. сол­неч­ных су­ток, что боль­ше про­дол­жи­тель­но­сти тро­пич. го­да на 0,0003 сут (26 с). Сле­до­ва­тель­но, в гри­го­ри­ан­ском К. ошиб­ка в 1 су­т на­ка­п­ли­ва­ет­ся при­мер­но за 3300 лет. Гри­го­ри­ан­ский К.

ино­гда на­зы­ва­ют сис­те­мой «но­во­го сти­ля» (н. ст.); за юли­ан­ским К. ук­ре­пи­лось назв. «ста­рый стиль» (ст. ст.). В 16 в. раз­ни­ца ме­ж­ду но­вым и ста­рым сти­ля­ми со­став­ля­ла 10 сут, в 18 в. – 11 сут, в 19 в. – 12 сут, в 20 в. – 13 сут. Т. к. 2000 год яв­ля­ет­ся ви­со­кос­ным в обо­их К.

, то раз­ни­ца в 13 сут ме­ж­ду ­новым и ста­рым сти­ля­ми со­хра­нит­ся до 2100.

Гри­го­ри­ан­ский К. в Ита­лии, Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Поль­ше, Фран­ции, Люк­сем­бур­ге, Юж. Ни­дер­лан­дах, Ба­ва­рии, Ав­ст­рии, ка­то­лич. кан­то­нах Швей­ца­рии и в Венг­рии был вве­дён в 1580-х гг.

; в Прус­сии, про­тес­тант­ской час­ти Гер­ма­нии, Нор­ве­гии, Да­нии – в 17 в.; в Сев. Ни­дер­лан­дах, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Шве­ции и Фин­лян­дии – в 18 в.; в Япо­нии – в 19 в.; в Ки­тае, Бол­га­рии, Ру­мы­нии, Гре­ции, Тур­ции, Егип­те – в 20 в.

В Рос­сии гри­го­ри­ан­ский К. при­нят в 1918: день по­сле 31 ян­ва­ря 1918 был объ­яв­лен не 1, а 14 фев­ра­ля. К сер. 20 в. гри­го­ри­ан­ским К. поль­зо­ва­лись прак­ти­че­ски все стра­ны ми­ра. РПЦ про­дол­жа­ет сле­до­вать юли­ан­ско­му К., в то вре­мя как в 20 в.

не­ко­то­рые по­мест­ные пра­во­слав­ные церк­ви пе­ре­шли на т. н. новоюлианский календарь.

Ка­лен­дарь Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции вве­дён во Фран­ции по­ста­нов­ле­ни­ем Нац. кон­вен­та от 5 ок­тяб­ря 1793 и от­ме­нён На­по­ле­о­ном I 1 ян­ва­ря 1806. В этом К.

от­счёт лет на­чи­нал­ся с 22 сен­тяб­ря 1792 (да­ты унич­то­же­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и про­воз­гла­ше­ния Рес­пуб­ли­ки), что в тот год сов­па­ло с днём осен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Год де­лил­ся на 12 мес по 30 дней в ка­ж­дом (ос­тав­шие­ся 5 или 6 дней го­да на­зы­вались сан­кю­ло­ти­да­ми), ме­сяц де­лил­ся на три де­ка­ды.

Ка­ж­дый день и ме­сяц го­да по­лу­чи­ли осо­бые на­зва­ния, пред­ло­жен­ные де­пу­та­том Кон­вен­та Ф. Фаб­ром д’Эглантином; назв. ме­ся­цев от­ра­жа­ли яв­ле­ния при­ро­ды, ме­тео­ро­ло­гич. и с.-х. ус­ло­вия Фран­ции. Был вве­дён осо­бый ви­со­кос­ный цикл, 33 го­да ко­то­ро­го вклю­ча­ли 8 ви­со­кос­ных го­дов.

Сис­те­ма учё­та ви­со­кос­ных го­дов в рес­пуб­ли­кан­ском К. точ­нее, чем в гри­го­ри­ан­ском: для сов­па­де­ния с тро­пич. го­дом на­до иметь в ср. 365,2422 сут в го­ду; в гри­го­ри­ан­ском К. год со­дер­жит 365,2425 сут, а в рес­пуб­ли­кан­ском – 365,2424(24) сут.

Все­мир­ный ка­лен­дарь. Гри­го­ри­ан­ский К., при­ня­тый боль­шин­ст­вом стран ми­ра, име­ет ряд не­дос­тат­ков (не­ра­вен­ст­во про­дол­жи­тель­но­сти разл. ме­ся­цев, квар­та­лов и по­лу­го­дий, не­со­гла­со­ван­ность чи­сел ме­ся­цев с дня­ми не­де­ли), ко­то­рые дол­жен уст­ра­нить Все­мир­ный К. Бы­ло раз­ра­бо­та­но мно­го про­ек­тов но­вого К. Напр.

, в 1888 франц. ас­тро­ном Г. Ар­ме­лин пред­ло­жил К., в ко­то­ром ка­лен­дар­ный год со­сто­ит из 12 ме­ся­цев и де­лит­ся на 4 квар­та­ла по 91 дню. Пер­вый ме­сяц квар­та­ла со­дер­жит 31 день, два ос­таль­ных – по 30. Пер­вое чис­ло го­да и квар­та­ла при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, ка­ж­дый квар­тал за­кан­чи­ва­ет­ся суб­бо­той и име­ет 13 нед.

В ка­ж­дом ме­ся­це 26 ра­бо­чих дней. Для со­гла­со­ва­ния ка­лен­дар­но­го го­да с тро­пи­че­ским в кон­це ка­ж­до­го го­да по­сле 30 де­кабря добав­ля­ет­ся один вне­не­дель­ный день («Ме­ж­ду­нар. празд­ник ми­ра»), а 1 раз в 4 го­да по­сле 30 ию­ня – вто­рой вне­не­дель­ный день («День ви­со­кос­но­го го­да»). Про­ект это­го К.

был одоб­рен ря­дом го­су­дарств.

Про­дол­жи­тель­ность си­но­дич. ме­ся­ца в ср. со­став­ля­ет 29,53059 сут, по­это­му ка­лен­дар­ный ме­сяц лун­но­го К. мо­жет со­сто­ять из 29 или 30 дней. В лун­ных К.

год на­чи­на­ет­ся с но­во­лу­ния, а его про­дол­жи­тель­ность, при­ни­мае­мая рав­ной 12 ме­ся­цам, мо­жет со­став­лять 354 дня (про­стой год) или 355 дней (ви­со­кос­ный год). Для то­го что­бы ср.

про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да бы­ла близ­ка к про­дол­жи­тель­но­сти лун­но­го го­да, не­об­хо­ди­ма сис­те­ма встав­ки ви­со­кос­ных го­дов. Лун­ный К.

не при­вя­зан к го­дич­но­му дви­же­нию Солн­ца, по­это­му на­ча­ло лун­но­го го­да еже­год­но пе­ре­хо­дит на бо­лее ран­нее вре­мя по сол­неч­но­му ка­лен­да­рю и мо­жет при­хо­дить­ся на лю­бой ме­сяц сол­неч­но­го го­да. Се­ми­днев­ная не­де­ля, вво­ди­мая лун­ным К. че­рез фа­зы Лу­ны (чет­верть лун­но­го ме­ся­ца), ис­поль­зу­ет­ся так­же и в сол­неч­ных ка­лен­да­рях.

В совр. эпо­ху лун­ный К. при­ме­ня­ет­ся мн. на­ро­да­ми от Зап. Аф­ри­ки до Даль­не­го Вос­то­ка. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние лун­ный К. по­лу­чил в му­сульм. стра­нах, где он на­зы­ва­ет­ся лун­ной хид­жрой. Ле­то­счис­ле­ние в лун­ной хид­жре на­чи­на­ется с 16 ию­ля 622 – да­ты пе­ре­се­ле­ния (хид­жры) про­ро­ка Му­хам­ме­да из Мек­ки в Ме­ди­ну.

Сме­на фаз Лу­ны яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых лег­ко на­блю­дае­мых не­бес­ных яв­ле­ний, по­это­му мн. на­ро­ды на ран­ней ста­дии сво­его раз­ви­тия поль­зо­ва­лись лун­ным К. Од­на­ко в пе­ри­од ста­нов­ле­ния осед­ло­го об­раза жиз­ни лун­ный К.

пе­ре­стал удов­ле­тво­рять по­треб­но­стям на­се­ле­ния, т. к. зем­ле­дельч. ра­бо­ты при­вя­за­ны к сме­не се­зо­нов, т. е. дви­же­нию Солн­ца. По­это­му лун­ные К.

, за не­ко­то­рым ис­клю­че­ни­ем, не­из­беж­но за­ме­ня­лись лун­но-сол­неч­ны­ми или сол­неч­ны­ми ка­лен­да­ря­ми.

В этих К. учи­ты­ва­ют­ся дви­же­ния Солн­ца и Лу­ны: на­ча­ло ка­ж­до­го ка­лен­дар­но­го ме­ся­ца долж­но быть мак­си­маль­но при­бли­же­но к но­во­лу­нию, а ср. про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да долж­на быть близ­ка к про­дол­жи­тель­но­сти тро­пич. го­да.

В ос­но­ве лун­но-сол­неч­ных К. ле­жит 19-лет­ний цикл, от­кры­тый Ме­то­ном: 19 тро­пич. лет рав­ны 235 си­но­дич. ме­ся­цам (с ошиб­кой ок. 2 ч). Ка­лен­дар­ный год со­сто­ит из 12 мес.

Так как в ка­лен­дар­ном го­ду и ме­ся­це долж­но быть це­лое чис­ло су­ток, то фак­ти­че­ски при­ни­ма­ет­ся, что 235 лун­ных ме­ся­цев рав­ны 6940 сут. Т. о., в цик­ле долж­но быть 110 мес по 29 дней и 125 мес по 30 дней.

Встав­ка 13-го ме­ся­ца долж­на про­из­во­дить­ся 7 раз ка­ж­дые 19 лет. Ме­то­нов цикл ис­поль­зу­ет­ся в цер­ков­ном К. для рас­чё­та да­ты Пас­хи.

Лун­но-сол­неч­ные сис­те­мы К. в древ­но­сти при­ме­ня­лись в Ва­ви­ло­нии, Ки­тае, Иу­дее, Гре­ции и др. К 20 в. лун­но-сол­неч­ный К. яв­лял­ся офи­ци­аль­ным в Из­раи­ле.

В ря­де стран Даль­не­го Вос­то­ка (Вьет­нам, Ки­тай, Ко­рея, Мон­го­лия, Япо­ния и др.) на­хо­дит при­ме­не­ние слож­ный К. с 60-лет­ним цик­лом, учи­ты­ваю­щий дви­же­ние Лу­ны, Солн­ца, Юпи­те­ра и Са­тур­на. В этом К.

на­ча­ло го­да при­хо­дит­ся на один из дней пе­рио­да с 20 ян­ва­ря по 20 фев­ра­ля.

Древ­не­рус­ский ка­лен­дарь. Древ­ние сла­вя­не в ле­то­счис­ле­нии ори­ен­ти­ро­ва­лись в осн. на на­блю­дае­мые се­зон­ные яв­ле­ния при­ро­ды. Позд­нее у вост. сла­вян был при­нят год, раз­де­ляв­ший­ся на 12 мес, от­счи­ты­вае­мых по лун­ным ме­ся­цам.

Од­на­ко жизнь лю­дей свя­за­на со сме­ной вре­мён го­да, по­это­му сла­вя­не вы­ну­ж­де­ны бы­ли в ка­лен­дар­ных рас­чё­тах ре­гу­ляр­но встав­лять до­пол­ни­тель­ный 13-й ме­сяц. Т. к. эта встав­ка про­из­во­ди­лась без оп­ре­де­лён­ной сис­те­мы и по-раз­но­му в раз­ных по­се­ле­ни­ях Ру­си, то 13-й ме­сяц лю­ди не лю­би­ли и боя­лись его.

На­зва­ния ме­ся­цев опи­сы­ва­ли со­от­вет­ст­вую­щие яв­ле­ния при­ро­ды и за­ня­тия на­се­ле­ния, при этом од­ни и те же ме­ся­цы в раз­ных рай­онах по­лу­ча­ли раз­ные на­зва­ния (в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­но­го кли­ма­та). Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные на­зва­ния и их при­мер­ное со­от­вет­ст­вие совр.

ме­ся­цам: се­чень (ян­варь) – вре­мя ру­бить лес для под­го­тов­ки но­вых по­сев­ных пло­ща­дей; лю­тень (фев­раль) – ме­сяц лю­тых мо­ро­зов и ме­те­лей; бе­рё­зо­зол (март) – сруб­лен­ные бе­рё­зы жгли на уголь; цве­тень (ап­рель); тра­вень (май); чер­вень (июнь) – сбор гу­се­ниц в са­дах; ли­пец (июль) – цве­те­ние ли­пы; сер­пень (ав­густ) – вре­мя жат­вы; ве­ре­сень (сен­тябрь) – цве­те­ние ве­ре­ска; лис­то­пад (ок­тябрь); гру­день (но­ябрь) – за­мёрз­шие гру­ды и коч­ки на до­ро­гах; сту­день (де­кабрь).

На­ро­ды с при­сваи­ваю­щим хо­зяй­ст­вом не зна­ли счё­та вре­ме­ни по го­дам. Ис­то­рич. па­мять от­ра­жа­лась в ми­фах, пре­да­ни­ях о важ­ней­ших со­бы­ти­ях, ге­неа­ло­ги­ях. Воз­раст че­ло­ве­ка оп­ре­де­лял­ся не хро­но­ло­ги­чес­ки, а со­ци­аль­но по ус­лов­ным приз­на­кам (см. Воз­раст че­ло­ве­ка, Воз­раст­ная ор­га­ни­за­ция).

Наи­мень­шей ес­теств. еди­ни­цей из­ме­ре­ния вре­ме­ни бы­ли су­тки (боль­шин­ст­во на­ро­дов счи­та­ли дни, древ­ние кель­ты и гер­ман­цы – но­чи). Бо­лее круп­ны­ми еди­ни­ца­ми вре­ме­ни бы­ли лун­ные ме­ся­цы (ряд на­ро­дов, напр.

ба­лий­цы, не зна­ли счё­та по ме­ся­цам; год у них со­сто­ял толь­ко из су­ток) и их ча­сти, со­от­вет­ст­вую­щие фа­зам лу­ны. Пе­рио­ды вре­ме­ни от­ме­ча­лись за­руб­ка­ми на до­щеч­ках, узел­ка­ми на шну­рах и т. п.

(так могут ин­тер­пре­ти­ро­вать­ся зна­ки на пред­ме­тах верх­не­го па­лео­ли­та из Пшед­мос­ци, Пе­кар­ны в Мо­ра­вии, с Маль­ты, из Ав­дее­ва, Кос­тё­нок и др.). От­счёт вре­ме­ни вёл­ся от про­из­воль­но ус­та­нов­лен­ной точ­ки вне свя­зи с ас­тро­но­мич. фе­но­ме­на­ми.

За на­ча­ло го­да (Но­вый год) при­ни­ма­лось на­сту­п­ле­ние од­но­го из вре­мён го­да, оп­реде­ляе­мое, как пра­ви­ло, по наи­бо­лее важ­ным для хо­зяйств. дея­тель­но­сти при­зна­кам (по­яв­ле­ние и ми­гра­ции се­зон­ных жи­вот­ных, со­зре­ва­ние пло­дов и т. п.). Сме­на при­род­ных и хо­зяйств.

пе­рио­дов, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­лась ка­лен­дар­ны­ми об­ря­да­ми. Год де­лил­ся на се­зо­ны (вре­ме­на го­да): пер­во­на­чаль­но вы­де­ля­лись два вре­ме­ни го­да (зи­ма и ле­то; в тро­пи­ках раз­ли­ча­лись дожд­ли­вый и су­хой, или хо­лод­ный и тё­п­лый, се­зо­ны).

С по­яв­ле­ни­ем зем­ле­де­лия ста­ли раз­ли­чать три, а за­тем че­ты­ре вре­ме­ни го­да. Про­из­во­дя­щее хо­зяй­ст­во по­тре­бо­ва­ло оп­ре­де­ле­ния на­ча­ла и кон­ца хо­зяйств. пе­рио­дов по дням солн­це­стоя­ний и рав­но­ден­ст­вий (рав­но­но­чий). Ус­та­нов­ле­ние этих ас­тро­но­мич. дат по­тре­бо­ва­ло спец.

на­блю­де­ний за Солн­цем и звёз­да­ми, что сыг­ра­ло важ­ную роль в ста­нов­ле­нии ес­теств.-на­уч. зна­ний. Как од­ну из древ­ней­ших об­сер­ва­то­рий ин­тер­пре­ти­ру­ют кром­лех в Сто­нхенд­же. К., свя­зан­ные с со­ляр­ным цик­лом (лун­но-сол­неч­ные и сол­неч­ные), поя­ви­лись в ран­них го­су­дар­ст­вах (Древ­ний Вос­ток, Ме­зо­аме­ри­ка и др.

), на­блю­де­ния за К. ста­ли од­ной из важ­ней­ших функ­ций жре­че­ст­ва и спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки и пись­мен­но­сти. По­ми­мо цик­ли­чес­ких, по­яви­лись и ле­то­счис­ли­тель­ные К. Лун­ный счёт вре­ме­ни (не­дель­ный и ме­сяч­ный) из­на­чаль­но пре­об­ла­дал, за­тем в раз­ных кон­фи­гу­ра­ци­ях со­че­тал­ся с сол­неч­ным (су­точ­ный, по­лу­го­дич­ный и го­дич­ный счёт). Рас­хо­ж­де­ния в со­су­ще­ст­во­вав­ших лун­ных и сол­неч­ных К. от­ра­же­ны в со­ляр­ных и лу­нар­ных ми­фах (см. Со­ляр­ные куль­ты, Лу­нар­ные куль­ты).

Источник: https://bigenc.ru/physics/text/2035097

Знакомство с лунно-солнечным календарем: история возникновения и применение в современном мире

Лунно-солнечный календарь

Еще в древние времена человечеству потребовалось создать крупные единицы времени, начиная с суток и заканчивая чем-то большим. Одни народы обратили внимание на движения Луны и взяли ее периодичность для создания новой, более крупной единицы времени. Другие стали наблюдать за Солнцем, пытаясь с помощью него составить временные границы. Так начали появляться лунные и солнечные календари.

История возникновения

У большинства древних народов календарь создавался на основе смен лунных фаз. Астрономы Востока, увлеченные изучением Луны, определили время между новолуниями, этот период впоследствии назван синодическим (от греческого слова «схождение») месяцем.

Продолжительность месяца была определена как 29,5. Месяцы такого календарного года чередовались то по 30, то по 29 дней. Первые из них назывались полными, а вторые – пустыми. Лунный год состоял из 12 лунных месяцев и, соответственно, насчитывал 354 дня.

По мере развития общества и появления сельского хозяйства лунный календарь перестал удовлетворять практическим потребностям населения земли.

Необходимо было связать календарь со сменой сезонных явлений. Накрепко засевшие привычки и традиции не позволяли отказаться от уже ставших родными месяцев.

Встал вопрос о том, как заменить лунный год солнечным (тропическим) или хотя бы приблизить к нему.

Это означало, что количество синодических месяцев в году придется увеличить, поскольку тропический год включает в себя 12,4 месяца. Было принято решение прибавлять один синодический месяц раз в несколько лет, чтобы приблизить лунные годы к солнечным. В этом заключен основной смысл лунно-солнечного календаря, явившегося сочетанием солнечных лет с лунными месяцами.

Октаэтерида

В VI веке до нашей эры древнегреческий астроном Клеостат предложил 8-летний цикл. Суть в том, что 8 тропических лет включали в себя 2922 дня, и это соотносилось с 99 лунными месяцами, 48 из которых были пустыми, а 51 – полными.

В течение восьми лет начали прибавлять к 96 основным синодическим месяцам еще три дополнительных на втором, пятом и седьмом годах. Все дополнительные месяцы содержали по 30 суток.

В результате чего год можно было определить, как 365,25 дней, а лунный месяц – 29,515 суток. В действительности ошибка таких расчетов составляла 1,53 дня в 8 лет.

Цикл Метона

В 432 году до н. э. Метон установил, что 19 тропических лет сопоставимы с 235 лунными месяцами. Установленное положение служит основой для многих подобных календарей.

Третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы являются високосными, то есть содержат по 13 синодических месяцев.

С помощью цикла Метона в IV веке иудеи привели традиционный лунный календарь в соответствие смене времен года и составили лунно-солнечный календарь. К такому нововведению их привело частое расхождение дня празднования Пасхи с приходом весны, из-за чего необходимый для пасхальных ритуалов ячмень не успевал вызревать.

С помощью метонова цикла удалось добиться того, что Пасха каждый год выпадала именно на первый месяц весны.

Цикл Калиппа

Калипп в 330 г. до н. э. предложил новый календарный период, позволивший рассчитать количество суток в году более точно: к 76 годам астроном приравнивал 940 синодических месяцев. По расчетам получалось, что принятая им длина лунного месяца всего на 22 секунды отличалась от современных уточненных значений.

Цикл Гиппарха

В 125 году до н. э. Гиппарху удалось наиболее точно установить продолжительность календарного года, погрешность расчетов составляла 6,5 минут (а это уже успех), и среднюю длительность синодического месяца – она в точности соответствует современным данным.

Даже с учетом того, что поправка Гиппарха была наиболее точной из всех предложенных, в календарных системах она не применялась. Большее распространение получили 8-летний и 19-летний циклы.

Вавилонский календарь

Вавилонский календарь был одним из важнейших открытий времен до нашей эры. Именно ученые Вавилона создали столь развитую и точную систему времяисчисления. Здесь и берет свое начало календарь по небесным светилам, позднее заимствованный иными народами.

Названия месяцев вавилонского календаря на аккадском языке звучат так:

  • нисану (март-апрель);
  • айру (апрель-май);
  • сивану (май-июнь);
  • дуузу (июнь-июль);
  • абу (июль-август);
  • улулу (август-сентябрь);
  • ташриту (сентябрь-октябрь);
  • арахсамну (октябрь-ноябрь);
  • кисливу (ноябрь-декабрь);
  • тхабиту (декабрь-январь);
  • шабатху (январь-февраль);
  • адару (февраль-март).

Древнегреческий

Древние греки часть своих знаний переняли от вавилонян, часть же открыли самостоятельно. Так, например, древнегреческие астрономы с помощью расположения звезд на небе первыми в мире осознали, что Земля имеет круглую форму.

Календарь древних греков также в свое время был прорывом: он относится к лунно-солнечным и мало чем отличается от вавилонского.

Астрономы Древней Греции внесли большой вклад в математический расчет длительности как лунного месяца, так и солнечного года.

Занимательно, что названия лунных месяцев в различных городах Греции отличались друг от друга. К примеру, в Родосе первый месяц в году назывался Панам, а в Афинах – Гекатомбеон. Разнилось и начало года в некоторых из частей Греции: одни вели отсчет после летнего солнцестояния, а другие – после зимнего.

Древнекитайский

Древний Китай еще на этапе зарождения всех основных мировых цивилизаций был морской державой. Именно китайские моряки первыми обнаружили острова Тайвань, Филиппинские острова и так далее.

Но для навигации по морю китайским морякам нужны были ориентиры – в частности, одним из самых верных ориентиров были звезды. Так зародилась китайская астрономия и – немного позже – китайский календарь. Солнечно-лунный календарь в Китае известен в двух вариантах: отсчитывающий год по весне – календарь Ся и отсчитывающий год по осени – календарь Чжуаньсюй.

Первый из них использовался в основном при выборе благоприятных дней для открытия магазина, покупки жилья или проведения свадьбы; также он был полезен для составления карты судьбы. Новый год по китайскому календарю каждый раз выпадает на разное число в пределах от 21 января до 20 февраля.

Древний китайский календарь состоял из повторяющегося 60-летнего периода. В основу цикла легло движение Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. За 60 лет Сатурн оборачивался дважды вокруг Солнца, а Юпитер – пять раз. Цифра 5 у древних китайцев имела символическое значение, так как под ней понимаются первоэлементы: огонь, вода, дерево, металл, земля.

Китайский лунный календарь

По легенде, Будда пообещал подарить по одному году тем животным, которые прибегут к нему первыми. Самым первым из 12 животных прибежал бык, но хитрая крыса все это время пряталась у него на спине и успела появиться перед Буддой первой. Так она получила право открывать 60-летний цикл.

Интересно: люди, рожденные в январе 1996 года по григорианскому летоисчислению, будут считаться рожденными в 1995 по китайскому календарю, поскольку 1996 у них берет свое начало с 19 февраля.

Вьетнамский

Вьетнамскому народу точное понимание того, какое сейчас время года, было особенно ни к чему – жили они в тропических джунглях, по морю не плавали. Однако, когда на их территорию пришла культура возделывания риса, знание о сезонах стало жизненной необходимостью.

Совсем скоро технология была успешно перенята у соседнего Китая. Вьетнамский 60-летний циклический лунно-солнечный календарь, называемый «ам-лить», заимствован из Китая.

Он продолжает широко применяться во Вьетнаме, в основном в быту, наравне с официально принятым григорианским. Первый год нового 60-летнего цикла начался во вьетнамском календаре в 1984 году.

Календарная таблица имеет два так называемых входа: небесный, состоящий из основных стихий (дерево, огонь, вода, металл, земля), и земной, включающий в себя названия 12 животных: тый (мышь), шиу (буйвол), зан (тигр), мао (кошка), тын (дракон), ты (змея), нго (лошадь), муй (коза), тан (обезьяна), зау (курица), туат (собака), хой (свинья).

Астрологические прогнозы

Подавляющая часть астрологических прогнозов основывается на циклах Солнца и Луны, в частности это отражается на личностных чертах человека. Считается, что с Солнцем связаны творческие и практические характеристики, с Луной – психологические и эмоциональные.

Солнечные личности чаще всего экстраверты, стремящиеся получить от окружающих больше внимания; ведут активный образ жизни и стремятся не упускать шанс попробовать что-то новое.

Люди, связанные с Луной, ведут размеренный, спокойный образ жизни, стремятся к комфорту и душевному равновесию. Доминирующий цикл для каждого человека нужно определять индивидуально. Так, у людей, подверженных влиянию лунного цикла, во время новолуния или полнолуния может кардинально меняться эмоциональное состояние.

В период растущей Луны человек более активен, энергичен, он способен влиять на окружающих и делиться с ними своим положительным настроением; это время благоприятствует всем начинаниям. В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, становится труднее подниматься с теплой постели и отправляться навстречу трудовым будням.

Те люди, на кого влияют солнечные циклы, могут каждый раз в один и тот же месяц испытывать подъем или, наоборот, упадок в собственных делах.

Солнечно-лунный календарь позволяет астрологам определить наиболее благоприятные для человека дни для свершений либо периоды в году, когда лучше не рисковать и поберечь свое здоровье, и многое другое.

Существует и лунно-солнечный календарь для посадок, в котором указаны подходящие дни для посадки растений, чтобы впоследствии иметь возможность собрать богатый урожай.

по теме

Об особенностях солнечного и лунного календарей в видео:

В настоящее время лунно-солнечный календарь используется у минимального количества стран, чаще всего с целью определения дат традиционных праздников, а также в мантических целях (мантический календарь Ся). Неоспоримым и важным до сих пор является и вклад астрономов того времени в составление развитой системы летоисчисления.

Источник: https://ezoterica.club/astrologiya/solnechno-lunnyj-kalendar.html

Refy-free
Добавить комментарий