Лирический пейзаж Жуковского

Лирический пейзаж Жуковского

Лирический пейзаж Жуковского

Лирический пейзажЖуковского

У самых истоков русского романтизмастоял один из ярчайших литераторовначала XIX века Василий АндреевичЖуковский. Он является своеобразным»литературным Колумбом Руси»,открывшим «Америку романтизма»,как назвал его Белинский.

Сама природа позаботилась создатьв лице поэта «русское эхо» длязападноевропейского романтизма. Но онне только писал прекрасные, продиктованныесвободным вдохновением произведения,но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтомувсе творчество Жуковского пронизаноестественными и незамысловатымиинтонациями жизни и природы.

Жуковский выступил как первыйсоздатель лирического пейзажа в русскойлитературе, и в этом он указал дорогудругим поэтам. В образах деревенскойприроды поэт искал отражение своихмечтательных и задумчивых переживаний:Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумракелесов!

Как бледно брег ты озлатило!

(«Вечер» 1806 г.)

Для выражения своих идей ифантазий Жуковский искал в пейзажеопределенные краски и черты. Это помоглоему найти в природе такие легкие переходыи тонкие оттенки, которые до Жуковскогоне использовались в русской поэзии.

Уход в мирную жизнь деревни, идеализацияпростоты и тишины жизни именно этинастроения поэта определяли в значительноймере его восприятие и пониманиедеревенской природы. Он не искал в нейничего величественного и грандиозного:поэт ценил в природе спокойствие, тишину,безмятежность.

Поэтому он рисовалприроду русского севера такою, какойона бывает летом или ранней осенью,тихим утром или ясным вечером без бурии ненастья:

Все тихо: рощи спят; в окрестностипокой;

Простершись на траве под ивойнаклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся срекой,

Поток, кустами осененный.

В этом стихотворении поэт лишьизредка прибегает к олицетворениюприроды («рощи спят», «лик (луны)встает»), к эмоциональным эпитетам(«сладко… струй плесканье», «небесзадумчивых светило»).

Сила егоизобразительности в умении уловитьтончайшие переливы красок, шорохи,трепеты, отблески угасающего вечера.Почти во всех картинах природы, которыерисует Жуковский, присутствуетвоспринимающий ее человек. Он и природапоказаны у поэта в некотором единстве.

Описываются не столько явления природы,сколько душевное состояние человека.

Вот почему пейзажи Жуковскогоназывают «пейзажами души». «Жизньдуши» и есть подлинный предмет элегиипоэта. Он использует описание природыдля непосредственного выражениялирических переживаний героев. Примеромэтого утверждения может послужитьбаллада «Эолова арфа» (1814г.), вкоторой пейзаж служит средством длясоздания романтического настроения:

На темные своды

Багряным щитом покатилась луна;

И озера воды

Струистым сияньем покрыла она…

Творчество же зрелого Жуковскогопронизывает романтическая идея двухмиров: мира явлений и мира таинственного,потустороннего. Внешняя точностьописания мешает постигнуть тайнымироздания, доступные только интуиции,мгновенному поэтическому озарению инравственному чувству. Жуковский потомуи сосредоточен на чувствах души, что наних откликается «незримая душа»природы:

Мой слух в сей тишине приветныйголос слышит…

Как бы невидимое дышит…

Душа незримая подъемлет голоссвой

С моей беседовать душою.

(«Славянка», 1815 г.)

Еще один пример стихотворения»пейзажа души» -элегия «Море»(1822 г.), которое высоко оценил А.С. Пушкин.И действительно, элегия является образцомромантической пейзажной лирики:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятеннойлюбовью,

Тревожною думой наполнено ты.

По сравнению с элегией «Вечер»,в «Море» Жуковский отступает отсвоего стиля и прибегает к олицетворениюприроды. Поэт изображает море «живым»,»дышащим», наполненным «тревожнойдумой». Безудержная стихия «бьется»,»воет», «рвет и терзает враждебнуюмглу». Энергичное начало двух героевпроизведения моря и неба подчеркиваютактивные формы глаголов.

Из других художественных средствнеобходимо выделить обилие эмоциональныхэпитетов («сладостный блеск»,»светозарная лазурь» и так далее),метафоры («смятение моря»), эпитеты,подчеркивающие состояния моря («безмолвноеморе», «испуганные волны»),состояние неба («таинственное,сладостное, полное жизни»).

Романтическаяидея двух миров в элегии отражаетсяпротивопоставлением море-небо. Картинысостояния моря связаны с настроением,миром эмоций и чувств человека (полны»тревожной думы»).

Риторическиевопросы, задаваемые морю («Что движеттвое необъятное лоно? Чем дышит твоянапряженная грудь?»), связывают картиныприроды с философскими раздумьями осмысле жизни:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою…

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таким образом, все последующиепопытки изображения лирического пейзажав русской литературе были продолжениемпоэзии Жуковского. Он «открыл русскойпоэзии душу человеческую» (Г.А.Гуковский).

То, что прежде считалосьдостоянием разума, у Жуковского сталочастью душевной жизни, что придалоособый лиризм его поэтическому творчеству.

Не только любовь и дружба, но восприятиеи описание природы, пейзажа, явилисьпредметом внутренних переживаний поэта.

Список литературы

Для подготовки даннойработы были использованы материалы ссайта http://ilib.ru/

  • Сочинение >>Литература и русский язык … Вечер», 1806 ;» Славянка», 1815). Пейзаж у Жуковского всегда связан с миром высоким, необыденным … Г.Бюргера. (Баллада – стихотворная лирическая новелла с драматическим сюжетом и нередко … качествам не отличается от лирического героя Жуковского . Очень часто » …
  • Дипломная работа >>Литература : зарубежная … . Герои баллад отчетливо соотносились с лирическим героем Жуковского. Эпический потенциал баллады расширял поэтические … наполнение). Ранние баллады — преимущественно лирические. В балладах Жуковского изображены «пейзажи души», как и в лирике, отличие …
  • Курсовая работа >>Литература : зарубежная … придает лирическому сюжету печальное, унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского … признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского – это созерцатель мира. «Жуковский – первый русский поэт …
  • Контрольная работа >>Литература : зарубежная … русской прозаической литературы…» Анализ лирического произведения Элегия В.А. Жуковского «Славянка» (1815) В примечании к этому … храм между берез и яворов мелькает»). ПейзажиЖуковского, возникающие «вдруг», внезапно, вовсе не …
  • Доклад >>Литература и русский язык … , поющие на ветвях. В идеальных пейзажахЖуковского, Пушкина, Баратынского мы находим это … Осгар» Пушкина. Печаль в душе лирического героя трансформируется в систему пейзажных … Причем если через идеальный пейзажлирическому субъекту открывается образ Бога …
  • Реферат >>Литература : зарубежная … родину и там принять православие. Лирический герой в произведениях Жуковского. Жуковский в наше время. Чем ближе … душевное состояние человека. Вот почему пейзажиЖуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» и есть …
  • Сочинение >>Литература и русский язык … и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского . Баллада — это стихотворный рассказ … подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой. Стремление автора … , возвышающий героиню. В эпилоге лирическийпейзаж — ручеёк, луг. Заключительные стихи …
  • Сочинение >>Литература и русский языкЖуковского заняло изображение природы. Он выступил как первый создатель лирическогопейзажа … своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты … человека. Вот почему пейзажиЖуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» …
  • Сочинение >>Литература и русский язык … -романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой … В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир … на дворе. Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность …
  • Курсовая работа >>Литература : зарубежная … . Художественный, в основном лирический способ философствования был присущ поэзии Жуковского, Тютчева, Баратынского, Лермонтова … другим признакам. В ней характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский — сюжет, основанный …

Источник: https://topref.ru/referat/84050.html

Сочинение на тему:

Лирический пейзаж Жуковского

Лирический пейзаж Жуковского

У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным «литературным Колумбом Руси», открывшим «Америку романтизма», как назвал его Белинский.

Сама природа позаботилась создать в лице поэта «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы.

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний: Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

(«Вечер» 1806 г.)

Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии.

Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность.

Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером без бури и ненастья:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

В этом стихотворении поэт лишь изредка прибегает к олицетворению природы («рощи спят», «лик (луны) встает»), к эмоциональным эпитетам («сладко… струй плесканье», «небес задумчивых светило»).

Сила его изобразительности в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепеты, отблески угасающего вечера. Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве.

Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека.

Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии поэта. Он использует описание природы для непосредственного выражения лирических переживаний героев. Примером этого утверждения может послужить баллада «Эолова арфа» (1814г.), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения:

На темные своды

Багряным щитом покатилась луна;

И озера воды

Струистым сияньем покрыла она…

Творчество же зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, потустороннего. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Жуковский потому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается «незримая душа» природы:

Мой слух в сей тишине приветный голос слышит…

Как бы невидимое дышит…

Душа незримая подъемлет голос свой

С моей беседовать душою.

(«Славянка», 1815 г.)

Еще один пример стихотворения «пейзажа души» -элегия «Море» (1822 г.), которое высоко оценил А.С. Пушкин. И действительно, элегия является образцом романтической пейзажной лирики:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

По сравнению с элегией «Вечер», в «Море» Жуковский отступает от своего стиля и прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой». Безудержная стихия «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу». Энергичное начало двух героев произведения моря и неба подчеркивают активные формы глаголов.

Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск», «светозарная лазурь» и так далее), метафоры («смятение моря»), эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море», «испуганные волны»), состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни»).

Романтическая идея двух миров в элегии отражается противопоставлением море-небо. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»).

Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле жизни:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою…

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он «открыл русской поэзии душу человеческую» (Г.А. Гуковский).

То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству.

Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-liricheskiy-peyzazh-zhukovskogo

Пейзажная лирика В.А.Жуковского

Лирический пейзаж Жуковского

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ : «ПЕЙЗАЖНАЯ

ЛИРИКА  В.А.ЖУКОВСКОГО»

Работу выполнила

Студентка 221 группы

Хасанова Альбина

Елабуга 2009

                       ПЛАН:

  1. Биография В.А.Жуковского.
  2. Романтизм.
  3. Природа В.А.Жуковского.
  4. Душевное состояние человека в элегии «Вечер».
  5. Философия искусства слова в стихотворении «Невыразимое».
  6. Сила природы в стихотворении «Ночь».
  7. Образец романтической пейзажной лирики элегия «Море».
  8. Заключение.

     1. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке трех губерний — Орловской, Тульской и Калужской.

По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта.

Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.

     Первое образование в биографии Жуковского Василия Андреевича было получено в семье Буниных. Затем он обучался в пансионе, народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы.  

     В 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне,  затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.  Придворная служба отнимала большую часть времени.

Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, расчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии , никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной.

Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину.

     Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

     Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы.

Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью.

На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.

«Его стихов пленительная сладость      Пройдет веков завистливую даль,      И внемля им, вздохнет о славе младость.      Утешится безмолвная печаль,      И резвая задумается радость.» 

     (А. С. Пушкин)

     «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца» (В.Г.Белинский).

     2. Романтизм (фр.

romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

     У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века — Василий Андреевич Жуковский.Он начинал литературную деятельность в эпоху борьбы двух литературных направлений: классицизма и сентиментализма.

В его ранних стихах нашли отражение и отдельные элементы классицизма, но, безусловно, в них преобладали черты сентиментализма. Однако в русскую литературу он вошел, по определению В. Г. Белинского, как «литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма».

Сама природа позаботилась создать в лице поэта «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически.

Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам.

     Он открыл русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма.       Этот художественный стиль во всей полноте раскрыл удивительное дарование поэта. Жуковский написал множество восхитительных лирических стихотворений.

Ведущие темы его творчества – дружба, любовь, жизнь природы. Поэт рисует картины окружающего мира глубоко эмоционально, при этом окутывая все дымкой туманности, таинственности и мечтательности. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце».

«Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.     Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы очень таинственна, ее можно понять, разгадать.

Жизнь Жуковского тоже была таинственна.

     3. Пейзажная лирика — это словесное искусство. Поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.

Лирические поэты — пейзажисты всегда интересуются и увлекаются видами природы в их миросозерцательно — идеологической значимости.

И в силу различия их идеологического миросозерцания виды природы получают для них соответствующую значимость разными своими сторонами и аспектами, разными моментами своей жизни. Одни поэты питают интерес к утренней и дневной природе, другие — к вечерней и ночной.

У одних — расцветающая природа, у других — осенняя, увядающая. Бывает и так, что виды природы с одними и теми же общими свойствами могут вызвать у поэтов с разными идейными исканиями различное, эмоциональное осмысление.

     В стихотворениях и элегиях Жуковского про природу мы видим и общность настроения, художественных образов, и отличие грусти сентиментализма от горечи романтизма, большую глубину чувств, грозящую взрывом страстей, в романтическом произведении.

     Большое количество своих стихотворений поэт посвятил теме природы, но за пейзажными зарисовками скрывается нечто большее.

     В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний:

Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило! («Вечер» 1806 г. )

     В.А.Жуковский использует описание природы для непосредственного выражения лирических переживаний героев. Примером этого утверждения может послужить баллада «Эолова арфа» (1814г. ), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения:

На темные своды

Багряным щитом покатилась луна;

И озера воды

Струистым сияньем покрыла она…

     Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Жуковский потому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается «незримая душа» природы:

Мой слух в сей тишине приветный голос слышит…

Как бы невидимое дышит…

Душа незримая подъемлет голос свой

С моей беседовать душою. («Славянка», 1815 г. )

     Для романтизма характерным является двоемирие. Это значит, что душа романтика одновременно находится в двух мирах – реальном и нереальном. Жуковский стремится не к конкретному изображению того и другого мира, а с помощью символов показывает присутствие идеального мира в земном и вечный порыв человека к потустороннему.

Поэтому Жуковский создает не конкретные пейзажи. Природа у него – это состояние воздуха и состояние души: чувства и мысли человека улавливают то, что можно ощутить – запахи, звуки, краски. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тончайшие изменения в ней трепетом, радостью или печалью.

Так человек и природа составляют единое целое. 

     4. У Жуковского пейзаж связан с психологическим состоянием. Пейзаж и переживания сливаются в одно. Его ранняя элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта.

При зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священных круг», песни пламени и музам, и свободе».

В ночи человек чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, Влача сомнений груз, Разочарованной душою…» Но, заглянув в мир тайны, поэт спешит признать очарование реальной жизни, приветствует восход дневного светила:

…лиру оглася со свирельюпастухов,

Поет Светила возрожденья!

     Даже восклицание о возможной близкой смерти, заключающие стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях.

Мир не разрушен конфликтами. Солнце, заходящее в первой части элегии, восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны. Но все же печаль преобладает в этом стихотворении.

Уже с самого начала у читателя возникает определенное эмоциональное состояние – восторг перед красотой окружающего мира: 

 Ручей, виющийся по светлому песку,  Как тихая твоя гармония приятна!  

С каким сверканием катишься ты в реку. 

 
     Жуковский не передает предметные признаки явления природы. Нельзя точно сказать, какой ручей, прозрачный или мутный, глубокий или мелкий, широкий или узкий. Поэту важны особые эмоциональные признаки: «тихая гармония», «сверкание». Ручей оказывает на лирического героя благодатное воздействие.

Красота вселяет в душу спокойствие, умиротворение. Эпитет «светлый песок» раскрывает своеобразие романтического метода Жуковского. Поэт стремится передать не цвет песка (желтый), а усилить эмоциональное впечатление.

Жуковский хочет, чтобы и читатель слился с природой, чтобы его душа ощутила гармонию, впитала в себя красоту.

       Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии.

Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность.

Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером — без бури и ненастья:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

     В этом стихотворении поэт лишь изредка прибегает к олицетворению природы («рощи спят», «лик (луны) встает»), к эмоциональным эпитетам («сладко… струй плесканье», «небес задумчивых светило»). Сила его изобразительности — в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепеты, отблески угасающего вечера.

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души».

«Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии поэта.   

     5. Своеобразным манифестом Жуковского как поэта-романтика, раскрывающим его эстетические и философские взгляды, является стихотворение «Невыразимое». В нем объясняется взгляд на природу романтического вдохновения и философия искусства слова. Лирический герой стихотворения стремится к ускользающей красоте.

Поэтическое познание совершается путем открытия «бесконечного» в «конечном» с помощью обнаружения прекрасного в любом предмете; будь то вещь, человек, животное или пейзаж. Природа изначально одушевлена присутствием «Создателя в созданьи».

Поэт стремится слиться с природой, уподобиться ей, чтобы «природы дивные созданья» претворить в своей душе, но он бессилен:

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченнному хотим названье дать,

И обессиленно безмолвствует искусство…

     Перед лирическим героем на миг является божественный свет, лишь только для того, чтобы подтвердить свое существование, Описать это чудо не возможно, отсюда и появляется эпитет «невыразимое».

Какой для них язык? Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

     Получается, что описывая природу, поэт передает неуловимые движения души, пытается открыть тайну природы, но это оказывается невозможным.

     6. В стихотворении «Ночь» поэт обращается к «молчаливой ночи»: 

 Дай мира усталым сердцам.  Своим миротворным явленьем,  Своим усыпительным пеньем  Томимую душу тоской,  

Как матерь дитя, успокой. 

       Ночь в художественной системе Жуковского символизирует духовную и творческую силу природы. Именно в это таинственное время суток поэт ощущает приход вдохновения. «Утомившийся день» — образ одновременно природный и относящийся к внутренней жизни человека.

В реальном мире людей ожидают потери, беды, горечь, разочарование. Уйти от проблем, суеты в мир мечты и красоты – естественный порыв для лирического героя стихотворений Жуковского. Поэт был убежден: земная красота дивная, но временная. Вечные идеалы существуют только в ирреальном мире.

Только ночью, в своих снах и мечтах человек может проникнуть в загадочную область нравственной чистоты и всеобщего счастья.   

     7. Стихи Жуковского о природном мире заражают томлением, порывом к идеалу. В этом плане показательна знаменитая элегия «Море», которое высоко оценил А. С. Пушкин.

И действительно, элегия является образцом романтической пейзажной лирики:

Источник: https://www.referat911.ru/Literatura/pejzazhnaya-lirika-vazhukovskogo/326659-2722561-place1.html

Природа в лирике Жуковского

Лирический пейзаж Жуковского

Еще Белинский заметил: «Мы бы опустили одну из самых характеристических черт поэзии Жуковского, если бы не упомянули о дивном искусстве этого поэта живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь».

Любовь к родной природе красной нитью проходит через все лирические произведения Жуковского. Она близка чувствам и переживаниям его героев. Но всегда ли поэтический язык способен выразить тот восторг, что охватывает человека перед вечно-прекрасными картинами природы?

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Невыразимое подвластно ль выраженью?

«Невыразимое», 1819

Жуковский впервые в русской поэзии сумел найти и воплотить в своем творчестве удивительные яркие краски, звуки и запах природы (ее «материальную» красоту), но и «пронизать природу чувством и мыслию воспринимающего ее человека».

Взошла заря. Дыханием приятным

Сманила сон с моих она очей;

Из хижины за гостем благодатным

Я восходил на верх горы моей;

Жемчуг росы по травкам ароматным

Уже блистал младым огнем лучей,

И день взлетел, как гений светлокрылой!

И жизнью все живому сердцу было.

«Взошла заря…», 1819

Природа не просто одушевленная, она живая – «приятное дыхание зари». Совмещение, слияние с окружающим миром входит в замысел поэта. Все вокруг него в движении: «заря взошла», «день взлетел», «я восходил». Все вокруг живет: «И жизнью все живому сердцу было».

Я восходил; вдруг тихо закурился

Туманный дым в долине над рекой;

Густел, редел, тянулся и клубился,

И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

И яркий день с ним в бледный сумрак слился,

Задернулась окрестность пеленой,

И, влажною пустыней окруженный,

Я в облаках исчез уединенный…

В этой прекрасной картин даже обычный туман (нечто неподвижное) и тот исполнен движения:

Густел, редел, тянулся и клубился,

И вдруг взлетел.

И все стремится ввысь, к высоким облакам, бесконечно высокому небу – «день взлетел как гений светлокрылый», «дым крылатый» и сам герой «в облаках исчез уединенный».

Красота и поэтичность слов и сравнений передают и красоту окружающего мира («жемчуг росы»).

Но в словах заключен и иной подтекст: «заря», «гость благодатный» (солнце), «светлокрылой», «крылатый» – в них и мощь, и величие, и удивительное чувство свободы.

Они помогают поэту передать то необычное состояние, когда природа и человек едины, когда человек буквально сливается с окружающим его миром:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, –

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

«Приход весны», 1831

В этом маленьком стихотворении (всего 6 строк!) Жуковский сумел найти необходимые слова, чтобы передать радость жизни, удивительное чувство слияния пробуждающейся надежды в душе человека с пробуждающейся природой.

Человека и мир, постижение мира, «тайна жизни», – проблемы философские волновали Жуковского, воодушевленного стремленьем «картиной, звуком, выраженьем «во все» «вдохнуть жизнь».

В мировой литературе проблема «человек и мир» рассматривалась и как «человек и природа». Это было связанно с «вечностью», с ее «божественным творением». Отсюда, несомненно, и восхищение, преклонение, благоговение перед природой в лирике Жуковского:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь:

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его;

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещещь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя, –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

«Море», 1822

Грозная стихия – море – полно жизни: оно «дышит», «томится любовью», его волнуют «тревожные думы»; поэт награждает море эпитетами, передающими взволнованное человеческое состояние «смятенная любовь», «напряженная грудь», – своеобразный антропоморфизм.

Сама картина природы дается как бы в различных душевных состояниях, в их динамике. Море – то «безмолвное», то «сладостной полное жизни». Мир природы огромен – и море лишь часть его, и часть живая.

Оно горит «вечерним и утренним светом», ласкает «облака золотые», радостно блещет при ярком свете звезд – словом, всегда живет, даже в те минуты, когда сбираются грозные тучи.

Усиление синонимических пар («Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь») лишь подчеркивает прекрасную в своей мощи картину, куда органически стремится человек. 

Стихотворение построено на антитезе небо – земля. «Небо» – «далекое светлое», «светозарная лазурь», даже «облака золотые», и «земля» – «земная неволя».

Мотив  извечного противоборства земных и небесных сил восходит еще к античным мифам – битва богов-олимпийцев с грозными титанами (детьми Урана – неба и Геи – земли), вступившими в сражение за обладание небом, но сброшенными Зевсом в недра матери – Земли, в мрачный Тартар.

В литературе эта легенда нашла воплощение в изначальной борьбе между холодным разумом (рассудком) и неопределенными, сердечными стремлениями человека, в борьбе непреходящей, ибо боги и титаны бессмертны.

В поэзии Жуковского это двоемирие – противопоставление «земли» и «неба» (материя и дух независимые начала; тайна мироздания не может быть разгадана человеком) показано в разнообразных художественных построениях: иногда это как бы символ эфемерности жизненного счастья, стремление к возвышенному, неземному.

Для Жуковского стихия – это своеобразное осмысление философских идей о неразрывности судьбы человека и судьбы целого мира. Море – вечная жизнь, но и вечная неразгаданная тайна, скрывает свою таинственную сущность («Открой мне глубокую тайну твою…»).

Противопоставление двух миров – земли и неба – Жуковский показывает и в стихотворении «Лалла Рук» (1821); здесь же воспет «вестник» высшего истинного мира – «гений чистой красоты» (вспомним пушкинское «Я помню чудное мгновенье», 1825):

Он лишь в чистые мгновенья

Бытия бывает нам

И приносит откровенья

Благотворные сердцам;

Чтоб о небе сердце знало

В темной области земной;

Нам туда сквозь покрывало

Он дает взглянуть порой.

И в раннем стихотворении («Путешественник», 1809) та же недосягаемость романтического прекрасного идеала: 

странник, – слышалось, – терпенье!

Ты увидишь храм чудесный:

Ты в святилище войдешь,

Там в нетленности небесной

Все земное обретешь.

Даль по-прежнему в тумане;

Брег невидим и далек…

И вовеки надо мною

Не сольется, как поднесь,

Небо светлое с землею…

Там не будет вечно здесь.

Эта же идея (двоемирие) нашла отражение и в других стихотворениях Жуковского.

В «Славянке» (1815) осенний пейзаж Павловска обрисован с удивительной точностью, но вместе с тем это пейзаж романтический, и он показан через субъективные переживания автора. Окружающий мир наполнен тайной.

У природы тайная, не всегда видимая человеческому глазу жизнь, у природы своя «душа», и к этой «душе» стремится «душа» поэта:

Вхожу с волнением под их священный кров;

Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;

Как бы эфирное там веет меж листов,

Как бы невидимое дышит;

Как бы сокрытая под юных древ корой,

С сей очарованной мешаясь тишиною,

Душа незримая подъемлет голос свой

С моей беседовать душою.

В «Славянке» – этой медитативно-пейзажной элегии – изображение природы неразрывно связано с чувствами поэта, его душевным состоянием, и это придает раздумьям поэта психологическую глубину и поэтическую выразительность:

…дневное сиянье

Верхи поблеклые и корни золотит;

Лишь сорван ветерка минутным дуновеньем,

На сумраке листок трепещущий блестит,

Смущая тишину паденьем…

Безусловно правы исследователи творчества Жуковского, что шум от падения одного единственного листа – это уже новое слово в поэзии.

Своеобразное сплетение наблюдений и размышлений, восприятие «душой» внешнего мира – это прелюдия для романтического финала – контакт «двух душ»: озаренного вдохновением человека и природы, вечной и величественной:

Смотрю… и, мнится, все, что было жертвой лет,

Опять в видении прекрасном воскресает;

И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,

С надеждой к сердцу прилетает.

Но где он? …скрылось все …лишь только в тишине

Как бы знакомое мне слышится признанье,

Как будто Гений путь указывает мне,

На неизвестное свиданье.

Вкладывая свою душу в таинственную «душу» природы, поэт смог найти необходимые слова, чтобы передать всю прелесть окружающего мира. Вот прекрасная, опоэтизированная картина лунной ночи – зримого мира – «Подробный отчет о луне» (1820):

В зерцало ровного пруда

Гляделось мирное светило,

И в лоне чистых вод тогда

Другое небо видно было

С такой же ясною луной,

С такой же тихой красотой;

Но иногда, едва бродящий

Крылом неслышным ветерок,

Дотронувшись до влаги спящей,

Слегка наморщивал поток:

Луна звездами рассыпалась;

И смутною во глубине

Тогда краса небес являлась,

Толь мирная на вышине.

Противопоставление красоты «смутной» и в то же время «мирной» приводит Жуковского к размышлениям о человеке, о его душе, полной «небесного» и в то же время возмущенной «земным». Поэт находит разнообразные (но верные) краски при описании удивительной тишины – всю прелесть гармоничной картины:

Под усыпительным лучом

Все предавалось усыпленью –

Лишь изредка пустым путем,

Своей сопутствуемый тенью,

Шел запоздалый пешеход,

Да сонной пташки содроганье,

Да легкий шум плеснувших вод

Смущали вечера молчанье.

Блеск листка «на сумраке», шум от его паденья, трепетанье «сонной пташки», «легкий шум» прибрежных вод – вот те новые детали прекрасного, но реального мира, которые «увидел» (и услышал!) поэт и которые недоступны для остальных. Однако поэт не просто видит, но и осмысляет увиденное. Это и особенный эмоциональный тон поэзии Жуковского, и его способность видеть романтическую жизнь во всем окружающем мире:

Увы! уж и последний день

Край неба озлащает;

Сквозь темную дубравы сень

Блистанье проникает;

Все тихо, весело, светло;

Все негой сладкой дышит;

Река прозрачна, как стекло,

Едва, едва колышет

Листами легкий ветерок;

В полях благоуханье;

К цветку прилипнул мотылек

И пьет его дыханье…

«Громобой», 1810

Этот мир дышит «таинственной жизнью души и сердца», исполнен «высшего смысла и значения».

Источник: https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4236-priroda_v_lirike_zhukovskogo.html

Refy-free
Добавить комментарий