Лицензирование страховой деятельности 3

Содержание
  1. Вопрос 3. Лицензирование страховой деятельности
  2. Лицензирование страховой деятельности
  3. Лицензирование страховой деятельности (3)
  4. Лицензирование страховой деятельности 3
  5. Лицензирование страховой деятельности в РФ: кто выдает лицензию на осуществление страхования, срок действия
  6. Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?
  7. Какие виды страхования подлежат лицензированию?
  8. Кто выдает лицензию страховым компаниям?
  9. Порядок получения лицензии на страховую деятельность
  10. Требования и условия
  11. Куда обращаться?
  12. Список необходимых документов и стоимость
  13. Срок действия лицензии
  14. На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
  15. Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления
  16. Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела | ГАРАНТ
  17. 3. Лицензирование страховой деятельности: Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением

Вопрос 3. Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности 3

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер.

Под лицензируемой страховой деятельностьюпонимается деятельность страховых организаций, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Другие виды деятельности в страховании – оценка рисков, определение размеров ущерба, посредническая деятельность, консультирование – в лицензии не нуждаются.

Лицензияна проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение конкретного вида (конкретных видов) страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Как правило, лицензия не имеет ограничений по срокам действия. Исключение составляют новые виды страхования, на которые выдаются временные лицензии сроком на один год.

Лицензия состоит из оригинала и копии, на которых указывается название страховой организации, ее организационно-правовая форма, размер зарегистрированного капитала, необходимого для осуществления страховой деятельности, руководитель, его заместители, предмет деятельности, дата выдачи, срок действия.

Для получения лицензии страховщик должен предъявить следующие документы:

1. Заявление о предоставлении лицензии.

2. Учредительные документы.

3. Документ о государственной регистрации.

4. Протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии.

5. Сведения о составе акционеров (участников).

6. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере.

7. Документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит.

8. Сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии.

9. Сведения о страховом актуарии.

10. Правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов:

· определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

· определение объектов страхования;

· определение перечня страховых случаев, при наступлении которых наступает ответственность страховщика по страховым выплатам;

· определение сроков страхования;

· порядок заключения договора страхования и уплаты страховых взносов;

· взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

· порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

11. Расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

12. Положение о формировании страховых резервов.

13. Экономическое обоснование осуществления видов страхования:

· бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, получающих лицензию впервые;

· расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года;

· положение о порядке создания и использования страховых резервов;

· план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика;

· баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную ату;

· план размещения страховых резервов.

Также для получения лицензии страховая организация должна выполнить следующие условия:

· быть зарегистрированной на территории РФ;

· иметь необходимый размер УК, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;

· выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования в первый год деятельности;

· выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика. Если это ограничение не выполняется, то должно быть предусмотрено перестрахование избыточного риска.

Лицензия выдается в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщается страховой организации о причине отказа.

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:

1. Использование соискателем лицензии обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела.

2. Наличие неустраненного нарушения страхового законодательства.

3. Несоответствие документов требованиям закона.

4. Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ.

5. Наличие в документах недостоверной информации.

6. Наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости.

7. Необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования.

8. Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора.

9. Несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя — соискателя лицензии.

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней.

Последующее расширение перечня видов страхования вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзора за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

Обязательным условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

Компании, которые не в состоянии оплатить УК и попавшие в «черный» список, закон ставит перед выбором: либо прекратить страховую деятельность, либо ликвидироваться.

В первом случае организация вправе, изменив свой устав, заниматься другим видом деятельности или полностью рассчитаться с кредиторами и попытаться заново получить лицензию на страхование. В случае ликвидации учредить новую страховую компанию можно будет только после прошествия 2 лет.

Страхователям в этом случае предоставляется возможность расторжения договора либо передача его на обслуживание в другую компанию. После отзыва лицензии компания в течение полугода не прекращает быть страховщиком. Ей дается 1 мес.

, чтобы известить своих клиентов об отзыве лицензии, расторжении или передаче договоров. В течение следующих 5 месяцев компания должна выполнить все обязательства перед кредиторами и клиентами, передать договоры страхования другому страховщику или расторгнуть их, возместить уже произошедшие убытки. Только после этого страховщик прекращает свою деятельность и сдает свою лицензию в федеральную службу страхового надзора.

В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон ФХД федеральная служба страхового надзора имеет право предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов, правил и условий страхования и др.

Предписание –это письменное указание органов страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основания для выдачи предписания связаны со следующими видами нарушений:

1. По характеру деятельности страховой компании: осуществление видов страхования, не предусмотренных лицензией и приложением к ней, и на территории, в ней не заявленной.

2. Осуществление видов деятельности, запрещенных законодательством для страховых организаций: производственной, торгово-посреднической, банковской.

3. Финансовые нарушения:

· нарушение установленного порядка формирования и размещения стразовых резервов;

· несоблюдение страховщиком нормативного соотношения между активами и обязательствами;

· невыполнение страховщиком обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»;

· непредставление бухгалтерской и статистической отчетности либо ее предоставление с нарушением установленных сроков или порядка ее предоставления;

· непредставление (неполное представление) в срок документов, затребованных органом страхового надзора или его территориальными органами;

· установление факта предоставления недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии, а также в отчетах о деятельности страховщика;

· несообщение в месячный срок в органы надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, правила страхования и структуру тарифных ставок;

· другие основания, предусмотренные действующим законодательством.

После устранения недостатков, указанных в предписании, страховщик обязан предоставить отчет об их устранении.

Если страховая организация не выполняет страховых предписаний и федеральная служба страхового надзора не устраняет вскрытые проверками нарушения, федеральная служба страхового надзора имеет право приостановить действие выданных лицензий, ограничить их действие, аннулировать лицензии или принять решение о полном прекращении деятельности страховой компании.

Ограничение действия лицензии означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии – запрет на заключение договоров страхования, перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы для выполнения обязательств по договорам страхования. Основаниями для отзыва лицензии являются:

1. В случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, являвшихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии.

2. В случае если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к предусмотренной лицензией деятельности и не осуществляет ее в течение финансового года.

3. В иных, предусмотренных федеральным законом случаях.

4. По инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии также подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликовании. Оно направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии.

Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

До истечения 6 месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1. Принять в соответствии с законодательством РФ решение о прекращении страховой деятельности.

2. Исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в т.ч. произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям.

3. Осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования, и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечение 3 месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику.

Одним из существенных недостатков современной системы лицензирования, принятой в РФ, является невозможность надзора на стадии учреждения компании за учредителями, имеющими большинство акций.

Для повышения эффективности надзора в ряде стран используется система «раннего предупреждения» финансовых проблем в страховых организациях, основанных на использовании индексов соотношений между темпами роста поступлений страховых премий, ростом капитала и свободных активов страховщика, коэффициентом расходов на ведение страховой организации, страховыми выплатами, страховыми резервами и т.д. Выбранный перечень таких индексов позволяет путем анализа выявлять страховщиков, приближающихся к критическим с т.з. обеспечения финансовой устойчивости отметкам и применять к ним оперативные меры воздействия.

В России последующий контроль на основе анализа бухгалтерской информации может быть осуществлен спустя не менее 6 месяцев после окончания отчетного периода.

За столь продолжительный период времени фактическое финансовое состояние страховщика может значительно ухудшиться и меры надзора могут быть прияты слишком поздно, что существенно осложняет эффективную защиту интересов страхователей по договорам страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_18148_vopros--gosudarstvenniy-nadzor-za-strahovoy-deyatelnostyu.html

Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности 3
 Лицензирование страховой деятельности

       Приказ Руководителя Государственного страхового надзора Российской Федерации от 12 октября 1992 #02-02/4

Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации        

I. Общие положения

       1.1. Настоящие Условия разработаны в соответствии с Положением о Государственном страховом надзоре Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1992 года #808.        1.2. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Государственным страховым надзором Российской Федерации (далее по тексту Страховой надзор) в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и Государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.        1.3. Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых организаций (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых премий для выплаты страховых сумм и страховых возмещений по договорам страхования.        1.4. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Условиями.        1.5. Настоящие Условия являются едиными для всей территории Российской Федерации.        1.6. Особые условия лицензирования отдельных видов страховой деятельности устанавливаются специальными правилами Страхового надзора.        

II. Лицензия

       2.1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение конкретного вида (конкретных видов) страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.        Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.        Лицензия выдается по установленной форме (Приложение 1.1-а) и содержит следующие реквизиты:        — наименование страховой организации, владеющей лицензией, ее юридический адрес;        — наименование вида страховой деятельности, на проведение которого имеет право страховая организация, и территория, на которой она имеет право проведения этой страховой деятельности;        — номер и дату решения Страхового надзора о выдаче лицензии;        — подпись Руководителя (его заместителя) и гербовую печать Страхового надзора;        — регистрационный номер по государственному реестру страховых организаций.        Лицензия на проведение страховой деятельности, если это специально не предусмотрено, не имеет ограничения по сроку деятельности.        2.2. В случае, если отсутствует необходимая информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховой организации может быть выдана временная лицензия, в которой помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1., указывается срок, на который она выдана.        Действие договоров страхования, заключенных на условиях временной лицензии, не может выходить за пределы срока действия временной лицензии.        2.3. Лицензии выдаются на проведение следующих видов страховой деятельности:        2.3.1. по личному страхованию — (1) страхование жизни, (2) страхование от несчастных случаев, (3) медицинское страхование.        2.3.2. по имущественному страхованию — (4) страхование средств наземного транспорта, (5) страхование средств воздушного транспорта, (6) страхование средств водного транспорта, (7) страхование грузов, (8) страхование других видов имущества, кроме перечисленных (4),(5),(6),(7) и (9) страхование финансовых рисков.        2.3.3. по страхованию ответственности — (10) страхование кредитов, (11) страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, (12) страхование иных видов ответственности.        2.3.4.(13) по перестрахованию.        2.3.5. по видам обязательного страхования, если право на такую страховую деятельность не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации или действующим законодательством.        

III. Владельцы лицензий

       3.1. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана любой страховой организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, при соблюдении требований, предъявляемых настоящими Условиями.        3.2. Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховая организация должна обладать денежными средствами, внесенными в уставной капитал: в сумме не менее 2,0 млн рублей, а также дополнительно денежными средствами, величина которых зависит от видов страховой деятельности, в следующих размерах (В процентах от суммы страховой премии, планируемой на первом году деятельности страховой организации):        А. по видам страховой деятельности (1) — не менее 3 процентов от суммы страховой премии, планируемой на первом году деятельности страховой организации; Б. по видам страховой деятельности (2),(3),(4),(7),(8),(11) — не менее 5 процентов; В. по видам страховой деятельности (5), (6), (9), (10) — не менее 8 процентов; Г. по видам страховой деятельности (12), (13) — не менее 12 процентов.        Если страховая организация подает документы для получения лицензии на проведение различных видов страховой деятельности, величина уставного капитала исчисляется раздельно по страхованию жизни и иным видам страховой деятельности. При этом размер уставного капитала исчисляется исходя из максимального процента, установленного для его определения, по виду страховой деятельности, включенному в план деятельности страховой организации.        Максимальный объем ответственности по отдельному риску не может превышать 10 процентов от суммы собственных средств, а максимальный объем ответственности по пяти наиболее крупным рискам — двухкратной суммы собственных средств.        3.3. В случае перерегистрации страховой организации ранее выданная лицензия прекращает свое действие со дня регистрации внесенных изменений в учредительные документы страховой организации.        Страховщик при этом обязан уведомить Страховой надзор об изменениях, внесенных в устав, иные учредительные документы, в течение 15 дней со дня их регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством (Приложение 2).        

IV. Порядок выдачи лицензий на проведение страховой деятельности

       4.1. Для получения лицензии страховая организация обращается в Страховой надзор с заявлением установленной формы (Приложение 3), в котором должны быть указаны:        — полное наименование страховой организации, его юридический адрес;        — состав учредителей;        — состав руководителей страховой организации, включая Главного бухгалтера и руководителя ревизионной службы (Приложение 4);        — размеры оплаченного уставного Капитала и других свободных активов (Приложение 5);        — виды страховой деятельности, по которым представлены документы на лицензирование;        — территория, на которой будет проводиться страховая деятельность;        — наименование и юридический адрес банка (банков), в котором открыты счета страховой организации.        К заявлению прилагаются:        а) устав, который содержит следующие положения: организационно-правовую форму; полное и сокращенное наименование страховой организации и ее местонахождение; предмет и цели ее деятельности; размер уставного фонда; порядок распределения прибыли; виды фондов, порядок их образования и использования; управляющие органы организации и их компетенция; порядок принятия решений; порядок прекращения деятельности организаций; порядок публикации годовых отчетов, балансов прибылей и убытков страховой организации; порядок осуществления текущего контроля за деятельностью страховой организации и осуществления аудита.        б) копия свидетельства о регистрации;        в) справка кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда, наличии средств на счете организации, в том числе запасных, резервных, и других фондов;        г) бизнес-план на 3 года по лицензируемому виду страховой деятельности, содержащей прогноз развития страховых операций с указанием: количества страховых полисов; суммы страховой премии; суммы выплат страхового возмещения или страховых сумм; размеров образуемых технических резервов и резервов по страхованию жизни; иных страховых и прочих фондов; затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное вознаграждение за размещение страховых полисов; максимальной ответственности по индивидуальному страховому риску; предполагаемого размера прибыли.        д) расчет страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;        е) экономическое обоснование структуры и размеров страховых тарифов по страхованию жизни;        ж) план размещения страховых резервов;        з) баланс страховой организации на момент подачи документов на лицензирование;        и) условия (правила) страхования содержащие: определение круга субъектов договора страхования (страхователи, застрахованные) и ограничения по заключению договора страхования; определение объектов страхования; определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховой организации по выплате страхового возмещения, страховой суммы (основные и дополнительные условия); тарифы страховых премий; максимально (минимально) возможные страховые суммы по страховым полисам; максимальный (минимальный) срок страхования; порядок заключения страховых полисов и уплаты страховой премии; взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате страхового возмещения, страховых сумм; порядок рассмотрения претензий по договору страхования;        К условиям страхования должны быть приложены образцы форм договоров (полисов).        Если организация уже имеет лицензии на страховую деятельность, то для получения лицензии на новый вид страховой деятельности представляются документы, указанные в п. 4.1. кроме пунктов «а)» и «б)».        4.2. Страховые организации несут ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.        4.3. Страховой надзор Российской Федерации рассматривает заявления страховых организаций о выдаче лицензий на проведение страховой деятельности в срок, не превышающий 60 дней со дня приема документов на лицензирование.        Документы, не отвечающие требованиям, перечисленным в п. 4.1, на лицензирование не принимаются.        4.4. Страховой организации, сдавшей документы на лицензирование, выдается справка по установленному образцу (Приложение 6).        4.5. Страховой надзор несет ответственность за сохранность документов, представленных страховой организацией на лицензирование, и неразглашение информации, указанной в перечисленных документах.        4.6. За выдачу лицензии на проведение страхования взимается плата в сумме 50 тыс. рублей.        В случае внесения изменений, касающихся наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса страховой организации взимается плата в размере 5 тыс. руб. за переоформление лицензии.        4.7. При отказе в выдаче лицензии Страховой надзор России сообщает в письменном виде страховой организации причины отказа.        

V. Контроль за использованием лицензии

       5.1. Действие лицензии может быть приостановлено в следующих случаях:        — задержки начала деятельности страховой организации более, чем на один год с даты выдачи лицензии;        — осуществления страховых операций, не предусмотренных лицензией;        — нарушения и отклонения в деятельности страховой организации, связанные с образованием и использованием (размещением) страховых фондов и резервов;        — снижения ниже установленного (принятого) в расчетах обоснования тарифов уровня страховых тарифов по видам страховой деятельности, иным чем страхование жизни;        — изменения без согласования с Страховым надзором страховых тарифов по страхованию жизни;        — несоблюдение страховой организацией гарантий платежеспособности;        — систематического невыполнения страховщиком обязательств по договору страхования;        — отказа страховой организации предоставить необходимые документы, затребованные Страховым надзором, связанные с проведением страховой деятельности данной организации;        — установления факта предоставления недостоверной или умышленно искаженной страховщиком информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии;        — несообщения в установленные сроки факта изменения устава Страховому надзору.        Во всех случаях действие лицензии приостанавливается для доведения такого решения Страховым надзором Российской Федерации до страховой организации.        5.2. Страховой надзор России имеет право отозвать лицензию в случае неустранения в установленные Страхнадзором сроки обстоятельств, явившихся основанием для приостановления лицензии.        Лицензия прекращает свое действие после принятия Страховым надзором такого решения.        Решение о приостановлении или отзыва лицензии, а также о восстановлении лицензии, Страховой надзор Российской Федерации сообщает в письменном виде страховой организации, и публикует указанные решения в средствах массовой информации.        5.3. При ликвидации или реорганизации страховых организаций лицензия возвращается в Страхнадзор России, а запись в реестре аннулируется.        

VI. Заключительные положения

       6. Страховой надзор ежемесячно публикует данные о страховых организациях, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием:        — наименования страховой организации;        — места нахождения;        — даты выдачи лицензии;        — номера лицензии;        — видов страховой деятельности, разрешенных лицензией.        7. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом.        Учет и хранение бланков лицензий осуществляются Страховым надзором Российской Федерации.        8. Страховая организация имеет право обжаловать действия Страхового надзора Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.        

Порядок введения в действие

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/27825

Лицензирование страховой деятельности (3)

Лицензирование страховой деятельности 3

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План.

  1. Введение

  2. Классификация видов страховой деятельности.

  3. Процедура лицензирования страховой деятельности.

  4. Заключение.

  5. Приложение.

Введение.

Лицензирование страховой деятельности осуществляетсяГосударственным страховым надзоромРоссийской Федерации в целях защитыинтересов и прав страхователей,страховщиков и государства и являетсяспособом государственного регулированияи контроля за деятельностью страховыхорганизаций и соблюдения ими действующегострахового законодательства РоссийскойФедерации.1

Не будет преувеличением сказать,что вопросы лицензирования страховойдеятельности всегда были одними изсамых острых в страховании, а сегодняони уже приобрели характер почтичрезвычайных.

И связано это не толькос имеющимися в законодательствепроблемами в регулировании вопросовлицензирования, но и с тем, что, какизвестно, изменился перечень видовстрахования, а также остается юридическаянеопределенность по поводу необходимостиполучения страховыми компаниямиспециальных лицензий на перестрахование.Лицензирование требует представленияогромного пакета документов, а самоеглавное, в жестко определенные сроки.Два года применения новых норм позволяютвыделить наиболее острые вопросы, ккоторым в первую очередь следует отнести:порядок лицензирования страховойдеятельности и связанную с нимклассификацию видов страховойдеятельности.

  1. Классификация видов страховой деятельности.

Под страховой деятельностьюпонимается деятельность страховыхорганизаций и обществ взаимногострахования (страховщиков), связаннаяс формированием специальных денежныхфондов (резервов) за счет уплачиваемыхстрахователями страховых взносов(премий) для выплат по договорамстрахования.

Деятельность, связанная с оценкойстраховых рисков, определением размераущерба, размера страховых выплат, инаяконсультационная и исследовательскаядеятельность в области страхования, нетребует получения лицензии.

Лицензия на проведение страховойдеятельности является документом,удостоверяющим право ее владельца напроведение страховой деятельности натерритории Российской Федерации присоблюдении им условий и требований,оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана дляосуществления страховой деятельностина определенной территории, заявленнойстраховщиком.

Лицензия выдается по установленнойформе (Приложение 1, 1-а)

Классификация видов страхования,введена Федеральным Законом от 10.12.2003№ 172-ФЗ. В лицензии, выдаваемой страховщику,указываются предусмотренные классификациейследующие виды страхования:

1) страхование жизни на случайсмерти, дожития до определенного возрастаили срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование:

3) страхование жизни с условиемпериодических страховых выплат (ренты,аннуитетов) и (или) с участием страхователяв инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастныхслучаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземноготранспорта (за исключением средствжелезнодорожного транспорта);

7) страхование средствжелезнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушноготранспорта;

9) страхование средств водноготранспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование(страхование урожая, сельскохозяйственныхкультур, многолетних насаждений,животных);

12) страхование имуществаюридических лиц, за исключениемтранспортных средств и сельскохозяйственногострахования;

13) страхование имущества граждан,за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданскойответственности владельцев автотранспортныхсредств;

15) страхование гражданскойответственности владельцев средстввоздушного транспорта;

16) страхование гражданскойответственности владельцев средствводного транспорта;

17) страхование гражданскойответственности владельцев средствжелезнодорожного транспорта;

18) страхование гражданскойответственности организаций,эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданскойответственности за причинение вредавследствие недостатков товаров, работ,услуг;

20) страхование гражданскойответственности за причинение вредатретьим лицам;

21) страхование гражданскойответственности за неисполнение илиненадлежащее исполнение обязательствпо договору;

22) страхование предпринимательскихрисков;

23) страхование финансовых рисков.

Для получения лицензий страховщикипредставляют в орган страхового надзораправила страхования, которые могут бытьотнесены к видам страхования,предусмотренным пунктом 1 настоящейстатьи.

В соответствии с п. 1 ст. 6Федерального Закона № 172-ФЗ от 10.12.

2003, страховщиками являются «юридическиелица, созданные в соответствии сзаконодательством Российской Федерациидля осуществления страхования,перестрахования, взаимного страхованияи получившие лицензии в установленномнастоящим Законом порядке».Дополнительными поправками от 7 марта2004 г.

Закон также установил необходимостьполучения лицензии на право осуществленияперестрахования, хотя данный видстраховой деятельности, как видно вышеиз пункта 9 ст.32 данного закона, специальнои не выделен в классификации видовстрахования.

Следует также выделить недостаткизакрепления классификации видовстраховой деятельности. Основные дефектысводятся к следующему2:

— отсутствие такого вида, какстрахование различных видов профессиональнойответственности (отнесение его ккакому-либо иному классу невозможно сточки зрения существа и техникиосуществления данного вида страхования),

— отсутствие отдельного видастрахования (расходов) выезжающих зарубеж; указанный вид является, какправило, комбинированным видомстрахования, состоящим из страхованияот несчастного случая (личное рисковоестрахование) и страхования различногорода расходов (медицинские,медико-транспортные, юридическая помощь,потеря багажа и т.п.), его трудно однозначноотнести к одному из видов классификации,предусмотренной п. 1 ст. 32.9 Закона,

— страхование специальных видовответственности (например, страхованиеответственности директоров и должностныхлиц и т.п.),

— неоднозначной являетсяправомерность отнесения добровольногомедицинского страхования к личномурисковому страхованию, если говоритьо перспективе полного отказа от системыприкрепления в пользу введения полноценнойрисковой системы страхования медицинскихрасходов.

Ситуация может оказатьсянеразрешимой без соответствующихизменений законодательства.

  1. Процедура лицензирования страховой деятельности.

Федеральнаяслужба страхового надзора утвердиларегламент лицензирования деятельностисубъектов страхового дела, которыйявляется внутренним документом иопределяет порядок работы ведомствапо приемке заявлений на выдачу лицензий,проверке представленных документов, атакже основные функции подразделенийпо этому вопросу.

Регламентсодержит следующие основные положенияв части лицензирования страховойдеятельности:

— порядокрегистрации поступивших от соискателейлицензий заявлений и документов;

— процедурупредварительной проверки представленныхдокументов, в том числе параметры оценкисоответствия документов перечню иформам, которые определены законодательством;

— порядок иусловия направления уведомленийсоискателям лицензий о приеме либо оботказе в приеме документов на рассмотрение;

— порядокпроведения экспертизы документов,включая параметры оценки соответствиясодержания документов требованиямзаконодательства;

— процедуруподготовки заключения, которое необходимодля принятия решения о выдаче лицензии;

— процедурупринятия решения о выдаче лицензии;

— правилаоформления самой лицензии;

— порядокуведомления соискателей лицензии опринятом решении;

— порядокформирования информационной базы службыо результатах рассмотрения заявления.

Основныеправила деятельности страхового надзорав этой части сводятся к следующему.

Первоначальнозаявления поступают в управление деламии в этот же день передаются в управлениепредварительного контроля, где ихрегистрируют в информационной базеслужбы. Эта база ведется с 1 июля 2005 г.

,и в ней отражается вся информация о ходерассмотрения поступающих документов,в частности, указываются исходящийномер и дата заявления, входящий номери дата поступления в службу, названиекомпании, ее регистрационный номер,виды страхования, на право осуществлениякоторых заявитель просит выдать лицензиюили лицензии.

Одновременновсе заявления направляются в управлениенадзора для того, чтобы получитьинформацию о наличии либо об отсутствиина дату подачи заявления нарушенийстрахового законодательства у субъектастрахового дела, испрашивающего лицензию.Если на момент подачи заявления в егодеятельности имеются признаки нарушениястрахового законодательства, то компанииотказывают в получении лицензии. Этотпроцесс занимает, как правило, несколькодней.

На этапепредварительной проверки документовпроисходит также оценка полноты идостоверности представленноголицензионного пакета, в который должнывходить документы в соответствии сперечнем, определенным в Законе РФ от27 ноября 1992 г.

N 4015-1 «Об организациистрахового дела в Российской Федерации»(далее Закон об организации страховогодела). Как известно, п. 2 ст.

32 этогозаконодательного акта предусматривает,что для получения лицензии в органстрахового надзора должны бытьпредставлены следующие документы:

1) заявлениео предоставлении лицензии;

2) учредительныедокументы соискателя лицензии;

3) документо государственной регистрации заявителяв качестве юридического лица;

4) протоколсобрания учредителей об утвержденииучредительных документов и утверждениив должности единоличного исполнительногооргана, руководителя или руководителейколлегиального исполнительного органасоискателя лицензии;

5) сведенияо составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающиеоплату уставного капитала в полномразмере (Для получения лицензии на правопроведения страховой деятельностистраховщик должен обладать оплаченнымв денежной форме уставным капиталом всумме не менее 2.0 млн. рублей — по видамстраховой деятельности, 15.0 млн. рублей- по перестрахованию, если предметомдеятельности является исключительноперестрахование3);

Источник: https://works.doklad.ru/view/dVLd-kDHa_I.html

Лицензирование страховой деятельности 3

Лицензирование страховой деятельности 3

Страховщик имеет право заключать договоры страхования только при наличии у него государственной лицензии на осуще­ствление страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности на территории РФ является обязательным.

Оно осуществляется в настоящее время Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Лицензирование заключается, во-пер­вых, в проверке соответствия организационных, финансово-экономических расчетов объемов и условий страхования, пред­ставленных в соответствующих документах страховщика, зако­нодательству РФ, требованиям платежеспособности и в выдаче лицензии страховой организации.

Во-вторых, лицензирование включает надзор лицензирующим органом за соблюдением страховщиками лицензионных требований и условий при осу­ществлении страховой деятельности и приостановление, анну­лирование лицензий в случае их невыполнения.

Лицензирование страховой деятельности проводится в соот­ветствии с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», положениями ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» и Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ. При соблюдении страховщи­ком, зарегистрированным на территории РФ, требований, предъявляемых законодательством и указанными Условиями, ему выдается лицензия на проведение страхования.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение определенных видов страхо­вания на территории РФ или на части ее территории, заявлен­ной страховщиком. Лицензия имеет единую форму и содержит следующие реквизиты:

  • наименование (полное и сокращенное) страховщика;
  • юридический адрес страховой организации;
  • наименования отраслей страхования (личное страхование, имущественное страхование) с включаемыми в них видами страховой деятельности и представленным в приложении к лицензии перечнем видов страхования, на проведение которых в добровольной или обязательной форме имеет право страховщик;
  • территория, на которой страховая организация (включая ее филиалы) имеет право проводить данные виды страхо­вания;
  • номер и дату выдачи лицензии;
  • подпись руководителя лицензирующего органа или его за­местителя;
  • регистрационный номер страховой организации по Госу­дарственному реестру.

Лицензия не имеет ограничения по сроку действия, если это не предусмотрено при ее выдаче. Временная лицензия (срок ее действия указывается в реквизитах) может быть выдана стра­ховщику, если отсутствует информация, позволяющая достовер­но оценить страховые риски. Лицензия выдается отдельно на добровольное и обязатель­ное страхование.

По каждой из этих форм страхования может быть выдана, в зависимости от готовности страховщика, как од­на лицензия, дающая право и на личное, и на имущественное страхование (с соответствующим перечнем видов страхования), так и разные лицензии по отраслям страхования.

Лицензия на обязательное медицинское страхование выда­ется только специализированным страховым медицинским организациям (СМО). Эти СМО вправе проводить операции и по добровольному медицинскому страхованию при наличии соответствующей лицензии, и по данной форме медицинско­го страхования.

Если страховая организация планирует заниматься исключи­тельно перестрахованием, она должна получить лицензию на осуществление этой деятельности. На день подачи страховой организацией документов и заяв­ления для получения лицензии впервые она должна иметь оп­лаченный за счет денежных средств уставный капитал приме­нительно к видам страховой деятельности.

Условиями лицензирования страховой деятельности для страховой организации, впервые обращающейся за получением лицензии, установлен следующий перечень представляемых ею документов:

  • заявление по установленной форме;
  • учредительные документы (устав, учредительный договор или решение о создании организации);
  • свидетельство о государственной регистрации учрежден­ной страховой организации;
  • документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, приходный ордер);
  • экономическое обоснование страховой деятельности: а) бизнес-план на первый год деятельности по установлен­ной форме; б) положение о порядке формирования и использования страховых резервов; в) план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску пре­вышает 10% собственных средств; г) бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансо­вых результатах на последнюю отчетную дату; д) план размещения страховых резервов:
  • правила по видам страхования (к правилам страхования должны быть приложены образцы стандартных договоров страхования, страховых полисов или свидетельств, серти­фикатов) в двух экземплярах, прошитых, постранично пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации;
  • расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных дан­ных, а также утвержденную руководителем страховой ор­ганизации структуру тарифных ставок по видам страхова­ния в двух экземплярах (по установленной форме);
  • сведения о руководителе и его заместителях (по установ­ленной форме).

Страховщики, предметом деятельности которых является ис­ключительно перестрахование, представляют документы по ука­занному перечню за исключением: экономического обоснова­ния страховой деятельности; правил по видам страхования с прилагаемыми образцами договоров, страховых полисов; расчета размеров и структуры страховых тарифов, использованных при этом методик и исходных данных. После принятия решения о выдаче лицензии один экземп­ляр правил страхования и структуры с отметкой Федерального органа по надзору за страховой деятельностью (штамп этого органа с указанием номера лицензии и даты ее выдачи) возвра­щается страховой организации.

За выдачу лицензии взимается плата в федеральный бюд­жет в сумме, равной 50-кратному установленному законода­тельством размеру минимальной оплаты труда. Лицензион­ный сбор уплачивается после принятия решения о выдаче лицензии.

Источник: https://mirznanii.com/a/3481/litsenzirovanie-strakhovoy-deyatelnosti-3

Лицензирование страховой деятельности в РФ: кто выдает лицензию на осуществление страхования, срок действия

Лицензирование страховой деятельности 3

Лицензирование страховой деятельности – получение юридическим лицом разрешения на ведение профессиональной деятельности.

Наличие разрешения удостоверяется лицензией (специальным документом, который выдается ответственными государственными службами). Лицензирование доступно для компаний, организаций. Физ.

лицам в России запрещено работать в сфере страхования (самостоятельно оформлять страховки, выдавать полиса и оказывать иные услуги не от лица организации).

Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?

Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.

Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.

Важно! Лицензия на оказание страховых услуг выдается для обеспечения защиты интересов граждан, охраняемых объектов, финансовой деятельности организаций. Лицензирование в сфере страхования позволяет минимизировать ущерб, который потенциально могут нанести государству и его гражданам недобросовестные фирмы, некачественно и незаконно оказывающие услуги в сфере страхования.

Какие виды страхования подлежат лицензированию?

Согласно порядку лицензирования страховой деятельности, получение лицензии обязательно, если компания осуществляет работу по оказанию услуг в сфере личного, добровольного страхования, страхования имущества, ответственности.

Важно! Если организация занимается перестрахованием, не оказывая населению и предприятиям иных услуг, то ей выдается разрешение на ведение деятельности только по перестрахованию.

В лицензии страховой компании, которую она получила от лицензирующих органов, перечислены виды страхования, в рамках которого страховщику официального разрешено оказывать услуги физ. и юр. лицам. Срок действия подобного разрешения ограничен (если требуется продление, необходима подача новой заявки со сдачей всей требуемой документации).

Нет необходимости получать лицензию некоторым страховым фирмам, которые оказывают услуги исключительно в следующих направлениях:

  • анализ, изучение, прогноз, оценка страховых рисков;
  • установление размеров причиненного ущерба, нанесенного вреда;
  • определение размера денежной компенсации по выданным страховым полисам;
  • оказание консультационной помощи частным лицам, организациям, предприятиям, муниципальным органам;
  • проведение исследований.

Отдельно выделяется работа страховых брокеров и агентов. Лицензия страхового брокера выдается согласно ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела», аналогичное разрешение агентам получать нет необходимости.

Брокер выступает в качестве независимого эксперта, который располагает сведениями по различным страховщикам и другим представителям отрасли.

Со своими клиентами в области брокерской деятельности работает на основе заключенного договора, представляет их интересны, выполняет поручения.

Важно! Любая страховая деятельность, связанная с оформлением полисов ОСАГО, со страхованием имущества, жизни людей, подлежит лицензированию.

Кто выдает лицензию страховым компаниям?

По условиям лицензирования страховой деятельности, подача заявки на получение соответствующего разрешения осуществляется в Центробанке РФ.

Это основной и единственный в стране орган, занимающийся надзором за страховой деятельностью.

Осуществляемый страховой надзор позволяет предупредить, обнаружить, пресечь нарушения регламентов, законодательно-нормативных и правовых актов (присутствуют полномочия и по применению мер государственного принуждения к соблюдению закона).

При необходимости, Центробанк РФ приостанавливает действие лицензий, делает их ограниченными, отзывает разрешения у юридических лиц.

По правилам Центробанка РФ, субъектами страховой деятельности являются:

  • организации, оказывающие услуги в сфере страхования;
  • компании, занимающиеся перестрахованием;
  • объединения взаимного страхования;
  • брокеры.

К функциям Центробанка РФ в области лицензирования также относят ведение госреестра субъектов, в котором содержится информация о названиях, руководящем составе, банковских и иных реквизитах, расположении, сведений о выданной лицензии, периоде ее действия.

Порядок получения лицензии на страховую деятельность

Лицензия дает право страховщику осуществлять страховую деятельность. Право предоставляется органом надзора – Центробанком России. При выдаче лицензии Центробанк РФ ограничивает возможность ведения профессиональной страховой деятельности для компании-заявителя только на определенной территории.

Требования и условия

Перед подачей заявления, подготовкой документов страховщик-соискатель лицензии должен проверить свою деятельность на соответствие основным требованиям (при их несоблюдении в выдаче разрешения будет отказано):

  • официальная регистрация юридического лица в России;
  • наличие уставного капитала, размер которого регламентирован Центробанком РФ (для каждого вида страхования устанавливается индивидуально);
  • полное исполнение законодательно установленных нормативных отношений между собственными средствами страховой компании и предполагаемыми размерами полученных страховых премий;
  • исполнение ограничений по параметрам уровня ответственности по перечню предполагаемых рисков.

Важно! Профессиональная деятельность субъектов страхового дела в РФ подлежит обязательному лицензированию, за исключением организаций и фирм, которые анализируют, оценивают страховые риски, занимаются определением размеров причиненного ущерба, оказывают консультационную помощь сторонам страховой деятельности, проводят исследования.

Куда обращаться?

Ранее страховой надзор осуществлялся Федеральной службой страхового надзора (ФССН), но ее деятельность в 2011 году была упразднена, в результате чего все функции по выдаче лицензий на страхование имущества, жизни, ответственности и т. д. были переданы Центробанку РФ. Заявление и собранную документацию соискатели обязаны предоставить в местные региональные отделения этого органа.

Список необходимых документов и стоимость

Перечень требуемой документации, которую должен подготовить соискатель:

  • заявление;
  • чек об оплате госпошлины;
  • устав;
  • решение руководства компании об утверждении устава;
  • информация об учредителях;
  • документация, подтверждающая наличие уставного капитала в определенном законодательством размере (согласно предоставляемым в будущем услугам по страхованию);
  • сведения о руководящем составе компании-соискателя;
  • документация, которая подтвердит происхождение, законность имущества, которое соискатель вносит в уставной капитал;
  • постановление о проведении внутреннего аудита;
  • документация, подтверждающая соответствие компании-соискателя требованиям, которые предъявляются законодательством организациям, претендующим на получение лицензии;
  • бизнес-план, который был утвержден на учредительном совещании.

Важно! Сама лицензия, которая выдается Центробанком РФ, бесплатна. Соискатель должен предварительно оплатить лишь госпошлину в 7 500 рублей. В надзорное ведомство (выдавшее лицензию) оплачивать ничего не нужно.

Срок действия лицензии

При оформлении заявки на лицензию, соискатель может выбрать, какой тип разрешения он будет получать: временный или с неограниченным сроком действия.

В первом случае есть возможность запросить разрешение, которое будет действовать ограниченный срок (например, 3 месяца, 1 год и т. д.). Во втором случае документ выдается со сроком действия 3 года.

По истечению этого времени требуется провести процедуру переоформления.

На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления

Центробанк РФ ограничивает лицензию в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в п. 4 ст. 32.5-1. Ограничение также выставляется надзорным органом, если компания уклоняется от получения предписания со стороны государственного ведомства.

Основные причины:

  • ненадлежащее исполнение требований надзорного ведомства;
  • отсутствие у компании финансовой устойчивости, низкий уровень платежеспособности;
  • предоставление в государственное ведомство недостоверной информации от своей деятельности;
  • совершение любых действий, которые угрожают правам и интересам застрахованных лиц, выгодоприобретателей, дестабилизируют финансовый рынок.

Орган страхового надзора имеет широкие полномочия в сфере временного или постоянного ограничения деятельности страховых организаций, которым была выдана соответствующая лицензия.

При необходимости, вводятся следующие ограничения (с учетом степени выявленного нарушения):

  • введение запрета в отношении компании на предоставление ряда страховых услуг;
  • введение ограничений (по срокам действия, по суммам, по типу клиентов и т. д.) в отношении компании на предоставление определенных услуг;
  • ограничение действия разрешения;
  • временная приостановка действия разрешения.

В России лицензию на ведение профессиональной деятельности в сфере страхования могут получить только юридические лица, страховые брокеры. Порядок получения документа предусматривает обращение, подачу заявления и сдачу документов в основной орган надзора в сфере лицензирования – Центробанк РФ. Стоимость лицензирования ограничивается величиной госпошлины.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/o-strahovanii/zakon-i-pravo/litsenzirovanie-strakhovoy-deyatelnosti.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d66483cc7e50c023b8c9e43/5ddce2a964338f5cf6ef2290

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела | ГАРАНТ

Лицензирование страховой деятельности 3

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

1. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее — лицензия) — специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

2. Лицензия выдается:

1) страховой организации на осуществление:

добровольного страхования жизни;

добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

добровольного имущественного страхования;

вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;

3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;

4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

3. Для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав соискателя лицензии;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, а также об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора соискателя лицензии;

5) сведения о составе учредителей (акционеров, участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) сведения о лицах, указанных в статье 32.

1 настоящего Закона, с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и нормативными актами органа страхового надзора (сведения о лицах, назначенных на должности заместителя лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), заместителя главного бухгалтера страховой организации, руководителя и главного бухгалтера филиала страховой организации, и сведения об актуарии страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно обязательное медицинское страхование, представляются при наличии указанных должностей в штате соискателя лицензии);

8) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения имущества, вносимого учредителями (акционерами, участниками) соискателя лицензии в уставный капитал;

9) положение о внутреннем аудите;

10) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае, если данное требование установлено законом);

11) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам);

12) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (акционеров, участников) соискателя лицензии.

4. Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в подпунктах 3 — 11 пункта 3 настоящей статьи и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

5. Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав общества взаимного страхования;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, назначении внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита);

5) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности директора общества и членов правления, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), главного бухгалтера, а также сведения об актуарии с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ «О взаимном страховании», Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и нормативными актами органа страхового надзора;

6) положение о внутреннем аудите;

7) сведения о членах общества взаимного страхования с указанием их имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования.

6. Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав соискателя лицензии — юридического лица;

4) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности руководителей (лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа), членов коллегиального исполнительного органа страхового брокера — юридического лица, сведения о страховом брокере — индивидуальном предпринимателе, сведения о главном бухгалтере страхового брокера с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора;

5) банковскую гарантию на сумму не менее трех миллионов рублей или документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, в соответствии с абзацем шестым пункта 6 статьи 8 настоящего Закона.

7. Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляют в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение юридического лица — иностранного инвестора о его участии в создании страховой организации на территории Российской Федерации;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны, где учреждено юридическое лицо — иностранный инвестор, или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица — учредителя (акционера, участника);

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны, где учреждено юридическое лицо — иностранный инвестор, на его участие в уставном капитале страховой организации на территории Российской Федерации либо заключение данного контрольного органа или лица, правомочного оказывать юридические услуги на территории страны, где учреждено юридическое лицо — иностранный инвестор, об отсутствии в соответствии с законодательством этой страны необходимости получения такого согласия;

4) копия лицензии (специального разрешения) страны, где учреждено юридическое лицо — иностранный инвестор;

5) бухгалтерская (финансовая) отчетность юридического лица — иностранного инвестора за последние пять лет его деятельности, составленная в соответствии со стандартами, установленными личным законом юридического лица — иностранного инвестора, и подтверждающая, что юридическое лицо — иностранный инвестор осуществляет страховую деятельность в соответствии с законодательством страны, где оно учреждено, с приложением копии аудиторского заключения за последний отчетный период (при наличии).

8.

Нормативным актом органа страхового надзора устанавливаются требования к сведениям, документам и (или) типовые формы документов в отношении документов, указанных в подпунктах 1, 5, 6, 7, 8 и 12 пункта 3, подпунктах 1, 5, 7 пункта 5, подпунктах 1, 4 пункта 6 настоящей статьи, а также порядок и способы представления в орган страхового надзора документов, предусмотренных пунктами 3, 5 — 7 настоящей статьи.

Орган страхового надзора с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о соискателе лицензии, его учредителях (акционерах, участниках, членах), содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

9. Определенные в настоящей статье перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам.

В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10.

В случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов требованиям, установленным настоящим Законом и (или) нормативными актами органа страхового надзора, и (или) представления соискателем лицензии документов, которые указаны в настоящей статье, не в полном объеме орган страхового надзора направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения выявленных нарушений, оформления документов надлежащим образом с исчерпывающим перечнем недостающих либо неверно оформленных документов и о приостановлении срока принятия решения не более чем на тридцать рабочих дней. В случае непредставления соискателем лицензии в течение указанного в таком уведомлении срока надлежащим образом оформленных документов ранее представленное соискателем лицензии заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня представления соискателем лицензии в орган страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей и оформленных надлежащим образом.

Орган страхового надзора уведомляет соискателя лицензии о принятом решении о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

13. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.

14. Лицензия на осуществление страховой деятельности должна содержать следующие сведения:

1) наименование органа страхового надзора, выдавшего лицензию;

2) наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — юридического лица;

3) фамилия, имя, отчество субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя;

4) место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела — юридического лица или место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя;

5) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) деятельность в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);

8) вид деятельности, осуществляемый страховой организацией (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование или наименование вида страхования в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования);

9) формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;

10) номер и дата принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, а также замене бланка лицензии;

11) регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;

12) номер лицензии и дата ее выдачи;

Пункт 14 дополнен подпунктом 13 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

13) иные сведения, предусмотренные органом страхового надзора.

15. Форма бланка лицензии и порядок направления лицензии субъекту страхового дела устанавливаются органом страхового надзора.

Источник: https://base.garant.ru/10100758/1f1eed09ef2d38ecf981e4ca8032253d/

3. Лицензирование страховой деятельности: Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением

Лицензирование страховой деятельности 3
Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирование во всех странах с рыночной экономикой рассматривается как способ государственного регулирования, позволяющий гарантировать потребителю, что лицензируемая предпринимательская деятельность, осуществляется правомочным юридическим лицом, выполнившим все требования, предъявляемые законодательством к данному виду деятельности.[53]

Специфика лицензирования российских страховщиков заключается в том, что лицензии выдаются на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом, например Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, установлено наличие страхового интереса. Но при этом нормативного определения понятия «вид страхования» не дано.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании представленных ими заявлений и документов. К таким документам отнесены:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, в дополнение к указанным документам представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Для проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех необходимых документов для получения лицензии соискателем.

О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона «Об организации страхового дела в РФ» и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя-соискателя лицензии.

Решение органа страхового надзора о мотивированном отказе в выдаче лицензии должно быть направлено соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Данное решение направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.

В случаях непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение 2 месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии либо установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации лицензия аннулируется, или отменяется решение о выдаче лицензии.

Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 32.5) предусмотрена выдача бессрочных и временных лицензий.

Временная лицензия может выдаваться на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года либо на срок от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. В остальных случаях лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством.

Действие лицензии может быть ограничено либо приостановлено (ст. 32.6 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. К таким нарушениям закон относит:

1) осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

2) несоблюдение страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

3) несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

4) нарушение субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

5) непредставление субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

6) установление факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и дополнениях, внесенных в правила страхования по видам страхования.

Указанное предписание направляется субъекту страхового дела, который в установленный предписанием срок должен представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. При необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Под ограничением действия лицензии понимается запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение об ограничении или о приостановлении действия лицензии должно быть опубликовано в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Право субъекта страхового дела на осуществление деятельности может быть восстановлено путем возобновления действия лицензии при устранении субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

Страховая деятельность субъекта страхового дела может быть прекращена по решению суда либо органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемому по заявлению субъекта страхового дела.

Орган страхового надзора уполномочен принять решение об отзыве лицензии:

1) при осуществлении страхового надзора:

а) в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

б) в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

в) в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

2) по инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Указанное решение направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии, после чего субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

В течение 6 месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1) принять решение о прекращении страховой деятельности;

2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования, и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

В случае невыполнения указанных требований орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Источник: https://all-sci.net/strahovoe-pravo_943/litsenzirovanie-strahovoy-deyatelnosti-136930.html

Refy-free
Добавить комментарий