Лицейские друзья А.С. Пушкина

Что стало с лицейской дружбой Пушкина?

Лицейские друзья А.С. Пушкина
«Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет…» А. С. Пушкин

День лицея. 19 октября

Лицей был основан императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Целью было воспитание элиты Российского государства. Получилось?

Сегодня можем сказать: «Да! Лицей выполнил свою задачу».

Первый выпуск оказался самым блистательным, имена многих его воспитанников вошли в историю России.

Из 30 человек, поступивших в лицей, 17 принесли неоценимую пользу Отечеству на гражданской службе, 12 служили России, приумножая славу русского оружия. О них написаны книги, изданы воспоминания, сняты фильмы.

Вместе с поэтом учились будущие декабристы Пущин и Кюхельбекер, дипломат А. М. Горчаков и поэт А. А. Дельвиг, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин и многие другие.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Невозможно в одной статье рассказать о биографиях всех выпускников лицея. Каждый из них заслуживает отдельной истории. Расскажем о некоторых, судьбы которых подтвердили слова Пушкина про союз, который «неразделим и вечен».

Пущин Иван Иванович (1798-1859)

Декабрист, коллежский асессор. После событий 1825 года был приговорён к пожизненной ссылке. Вернулся в 1856 году. Это к нему обращены слова поэта: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Пущин сильно переживал смерть Пушкина и невозможность проститься с ним. Оставил воспоминания, в которых подробно описал годы, проведённые в Царском селе.

Данзас Константин Карлович (1801-1870)

Офицер армии, секундант на дуэли А. С. Пушкина с Дантесом.

Данзас всю свою жизнь не мог простить себе того, что не спас поэта от верной гибели. Возможно, Данзас мог предотвратить убийство Пушкина, если бы донес о дуэли властям, но он этого не сделал.

Находился у постели умирающего друга. После смерти поэта был приговорён к повешению по закону о дуэлях, однако в мае 1837 года был помилован.

Думается, что немаловажную роль в принятии императором решения о помиловании сыграли просьбы Н. Н. Гончаровой.

Вильмушка – прозвище ещё одного лицейского друга, Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797 – 1846)

Русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист.

Вот две записи из дневников, написанных А. С. Пушкиным в разное время. 12 лет — многое изменилось! Но и в первом, и во втором отрывке чувствуется духовная связь, родившаяся в Лицее.

«Лицейский дневник»

Эпиграмма На Вильгельма (1815)

Лишь для безумцев, Зульма, Вино запрещено.

А

Вильмушке, поэту, или: А не даны поэту
Стихи писать грешно. Ни гений, ни вино.

«Кишинёвский дневник»

ВСТРЕЧА С КЮХЕЛЬБЕКЕРОМ (1827)

«Один из арестантов стоял, опершись у колонны.

К нему подошел высокий, бледный и худой молодой человек с черною бородою, в фризовой шинели, и с виду настоящий жид — я и принял его за жида, и неразлучные понятия жида и шпиона произвели во мне обыкновенное действие; я поворотился им спиною, подумав, что он был потребован в Петербург для доносов или объяснений. Увидев меня, он с живостию на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга — и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством — я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали. Я поехал в свою сторону. На следующей станции узнал я, что их везут из Шлиссельбурга, — но куда же?»

Волею судьбы Пушкин «проводил» Кюхельбекера в ссылку. О чём подумали они, глядя друг другу в глаза?

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831)

Русский поэт, издатель. Любимый друг Пушкина.

Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни “Соловей мой, соловей” (1826, комп. А. А. Алябьев) и “Не осенний мелкий дождичек…” (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).

Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе…», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.

…Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться. (А.С. Пушкин «Чем чаще празднует лицей…» 1831)

Виват, лицей!

У каждого может быть своё мнение. Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae35ec98c8be3337340755b/5daad3741febd400b16cfc05

11 друзей Пушкина

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 6 мая, в день рождения великого русского поэта Александра Пушкина, предлагаем вам вспомнить о тех, кого он называл своими друзьями по музе, лицею, и просто близких по духу людей.

В июне 1817 года, ровно 200 лет назад, из Царскосельского лицея выпустилась первая плеяда учеников.

Пушкинский выпуск впоследствии был назван самым блистательным — наряду с «солнцем русской поэзии», его закончили «звезды» под стать Пушкину, такие как Горчаков, Кюхельбекер, Корф, Матюшкин, Дельвиг, Яковлев, Пущин, Малиновский.

Из лицея Пушкин был выпущен в чине коллежского секретаря 10-класса согласно табели о рангах (стандартный чин, который присваивался выпускникам высших учебных заведений) и поступил на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге.

С этого момента Пушкин становится активным участником общественно-политической и культурной жизни того времени. Он принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» (тайная револю­ционная организация декабристов, действовавшая в 1818–1821 годах). На протяжении всех этих лет он общался и знакомился с новыми людьми, некоторые из которых потом также вошли в круг его близких друзей.

Дружбу со своими лицейскими друзьями Пушкин не переставал поддерживать и после окончания лицея. Иван Пущин был всегда одним из самых близких людей для поэта. Прямой и открытый характер, рассудительность и спокойная уверенность в себе вкупе с широкой душой и добрым сердцем внушали поэту не только любовь, но и уважение, и делали Пущина первым товарищем Пушкина в юношеских забавах.

Вступив в ряды декабристов, Пущин стал серьёзнее относиться к жизни и порой упрекал повесу-друга за его беспечный образ жизни, но всегда оставался неизменно преданным и понимающим другом. Пущин был первым, кто посетил Пушкина в его ссылке в Михайловском. «Поэта дом опальный / О Пущин мой, ты первый посетил…», — писал он в 1825 году.

Картина Николая Ге, посвященная этому событию, иллюстрирует этот текст.

С другим лицейским другом, Иваном Малиновским, Пушкина, как и многих других учеников, связывали особенно тёплые отношения. Его отец, В. Ф. Малиновский, был директором лицея, когда там учились Пушкин с друзьями, и в одно время, когда отпуски для учащихся были под запретом, он приглашал их к себе домой, принимал в свою семью и заменял ученикам родных и близких. Умирая, Пушкин говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Дельвиг и Пушкин в Михайловском

Другой закадычный друг Пушкина, барон Дельвиг был натурой возвышенной и крайне противоречивой. О его лени ходили легенды, он и сам поддерживал репутацию лежебоки и увальня.

Однако это не мешало ему быть заправским балагуром, насмешником и поэтом, которому отдавал должное сам Пушкин.

Он бесконечно много читал, его воображение не знало границ, и вся душа его по признанию друзей было отдана поэзии и литературе.

Пушкин в своих воспоминаниях о Дельвиге приводит историю, как тот выдумал в лицее, будто бы он участвовал в походах русской армии против французов в 1807 году.

И настолько это было правдоподобно, что в течение нескольких дней весь лицей стекался послушать эти «истории очевидца», включая даже директора Малиновского.

Никто не сомневался в истинности этих рассказов, пока Дельвиг, вконец смущённый, не признался в своей невинной шутке.

Со своими старшими товарищами, Вяземским и Жуковским, которые были вдвое старше его, и к кому Пушкин несмотря на это обращался на «ты», он был дружен со времён «Арзамаса». Пушкин был самым младшим из арзамасцев и был принят в общество будучи ещё лицеистом, с подачи его дяди В. Л.

Пушкина, но уже тогда участвовал в литературной борьбе, поэтому прозвище ему дали Сверчок (из баллады Жуковского «Светлана»). «Арзамас» выступал против рутины и архаики в литературе и активно полемизировал с объединением «Беседа любителей русского слова», отстаивавшим каноны классицизма прошлого века.

На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы.

Портрет Жуковского работы Брюллова

Из дошедших до наших дней протоколов сохранился шутливый «Символ веры», высмеивающий сторонников «Беседы» и их заботу о традиционной словесности, которую Пушкин с товарищами считали неуклюжей и не отвечающей современным литературным запросам.

В «Символе веры» предлагалось чтить троицу ревнителей канонического русского языка Шишкова, Шихматова и Шаховского, грядущих «со славою судити живых и мертвых писателей», исповедовать «оставление галлицизмов» и чаять «погибели в будущей жизни всем растлителям языка».

Один из ведущих пушкинистов В. С. Непомнящий высказал однажды предположение о том, что каждый из старших поэтов — Батюшков, Жуковский Вяземский, В. Л. Пушкин и другие — видел в стихах Пушкина себя, свой стиль, свои образы. Но это были идеальные, исправленные «литературные портреты» — какими могли бы быть их стихи, обладай они талантом А. С. Пушкина.

Пожалуй, никто не знал Пушкина так, как его друзья. Воспоминания и переписка поэта с Дельвигом, Пущиным и многими другими сохранилась и издана в книге под названием «Друзья Пушкина». Государственных деятелей, мореплавателей-путешественников, писателей и поэтов объединяла и роднила личность поэта.

Все они по-своему дополняли его многогранную личность, в каждом он находил что-то ценное. На многих из них Пушкин равнялся, для кого-то сам был примером. Но все они составляли неотъемлемую часть его жизни, и эти воспоминания по сей день служат бесценным источником для всех почитателей гения поэта.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/37078714-11-druzey-pushkina/

Друзья Пушкина по Царскосельскому лицею

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Царскосельский лицей задумывался как учебное учреждение, в котором великие князья будут учиться вместе с дворянскими детьми.

То есть Александр Сергеевич Пушкин мог учиться вместе с наследниками царя, претендующими в будущем на престол.

Но этим планам не суждено было осуществиться, и Пушкин провел 6 лет своей юности совсем с другими людьми — выходцами из знатных семей абсолютно разного достатка.

Кто были эти люди, в каких отношениях они состояли с Пушкиным — поговорим об этом более подробно.

1. Иван Иванович Пущин

Прозвища: «Жан», «Жанно», «Большой Жанно» на французский манер за излишнюю романтичность и «Иван Великий» — в честь одноименной московской колокольни, так как Пущин был высокого роста.

Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Они познакомились в Петербурге еще во время поступления. Почти сразу они стали близкими друзьями, так как их взгляды во многом совпадали.

Позже их комнаты в лицее будут находиться рядом: у Александра №14, а у Ивана — №13. На прогулку три раза в день они ходили в паре.

По характеру Пущин был медлителен и упорен, в беседе был неуемным и мог долго говорить.

Учителя характеризовали его как умного, прилежного, способного и благородного. Он был дружен со всеми сокурсниками.

После лицея Иван войдет в круги декабристов, из-за чего его отправят на каторгу на 20 лет.

Пушкин посвятит ему следующие строки:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья,..»

«…Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!..»

Дружба Пушкина и Пущина сохранилась до конца их дней.

2. Антон Антонович Дельвиг

Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).

Дельвиг славился своей ленью.

На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.

Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.

Вторым его пороком было вранье.

Он мог рассказывать разные истории и небылицы, которые якобы с ним происходили.

А если он повторял историю, мог приплести новые факты, которые противоречили прежнему рассказу.

Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.

Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.

Александр посвятил ему следующие строки:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен,..»

После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.

3. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Прозвища: «Кюхля», «Бехелькюкер», «Гезель», «Глист», «Сухарь».

Пожалуй, самой запоминающейся фигурой среди всех лицеистов был Кюхельбекер.

Он был высокого роста, худощав, с большими выпученными глазами. Походка его была нетвердой, неуверенной. Манерами Вильгельм был очень неуклюж, вертляв. Все у него валилось из рук.

Внешне он выглядел очень забавно. А потому буквально с первых же дней жизни в лицее он стал посмешищем для товарищей.

Шуток стало еще больше, когда стало понятно, что Кюхля пишет стихи, но при этом имеет пробелы в образовании и плохо знает русскую грамматику. Ко всему прочему он был глуховат, и не всегда мог услышать, что ему говорят.

На него писали эпиграммы и шуточные стихи. Однокурсники даже выпустили самодельный журнал под названием «Бехелькюкериада».

По характеру Вильгельм был очень ранимым, вспыльчивым, все шутки принимал очень близко к сердцу. И это только усугубляло ситуацию — над ним потешались еще больше.

Однажды он пытался утопиться в пруду Царскосельского парка из-за того, что кто-то из товарищей украл тетрадь с его произведением и придумал очередную шутку на стихи Вильгельма. Его успели спасти, а событие вновь обросло шуточными стихами.

Несмотря на все недоразумения, лицеисты Кюхлю очень любили, особенно Пушкин. Смеялись они над ним, конечно же, по-доброму.

Учителя отмечали его упорство, прилежность и некоторую упрямость в учении: он мог целыми днями не отходить от своего стола, непрерывно читать и что-то писать в свободное время. Бывало даже так, что он вставал писать по ночам.

Кюхельбекер был ярым участником многих споров.

Именно с Вильгельмом состоялась первая дуэль Александра Пушкина.

Кюхля надоедал своими стихами Жуковскому. Как-то Пушкин спросил у Жуковского, почему тот не пришел на вечер, и литератор ответил, что расстроил желудок, слуга запер дом снаружи по оплошности, когда уходил, да и с назойливым Кюхельбекером он не хотел бы встречаться. И потому остался дома.

На что Пушкин сочинил эпиграмму, которую лично прочел Кюхле:

» За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.»

Вильгельм моментально вскипел и вызвал друга на дуэль.

Она состоялась, но Кюхля выстрелил в сторону, а Пушкин выбросил пистолет. Так они и помирились.

Пушкин однажды сказал ему, что с таким характером ему будет очень тяжело в жизни. Конечно же, он имел в виду слишком серьезное отношение ко всему и легкую ранимость.

В одном из стихотворений Александр Пушкин напишет в шутку:

«Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.»

Благодаря своему упрямству Кюхельбекер окончил лицей с серебряной медалью. После учебы он был вместе с Александром зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Участвовал в декабристском восстании, был арестован и позже отправлен в ссылку.

4. Иван Васильевич Малиновский

Прозвище: Казак.

Малиновский был сыном директора лицея.

Свое прозвище он получил после того, как похвастался перед друзьями, что вырос недалеко от казачьего полка. Сокурсники сразу признали, что в нем есть что-то от казаков: вольнолюбие, хитрость, удальство, вспыльчивость и лукавство.

Пушкин очень любил Малиновского, он был его лучшим другом наряду с Пущиным. Их объединяла страсть к проказам, которых они учинили огромное множество за 6 лет в лицее.

Во время учебы у Малиновского умерла мать, а через два года — отец (директор лицея). Все это стало большим ударом для сына.

Пушкин посвятил другу следующие стихи:

«Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ… «

«А ты повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез
Приятель задушевный…»

После лицея Малиновский поступил на военную службу, которой посвятил всю жизнь.

5. Алексей Демьянович Илличевский

Прозвища: «Олосенька», подписывался под стихами «Иллишийший», «Ийший».

Илличевский писал очень хорошие стихи, басни, послания. В первое время даже помогал Пушкину исправлять и дописывать произведения. Он был одним из авторов многочисленных эпиграмм на Кюхельбекера.

По характеру он был достаточно спокойным, не шумел и неохотно принимал участие в спорах.

Учителя отмечали его усердие и поэтический талант.

Кроме литературной деятельности Илличевский увлекался рисованием и писал карикатуры на своих друзей.

Пушкин написал ему в стихах:

«Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;»

После лицея он отправился на службу чиновником в Сибирь.

6. Михаил Лукьянович Яковлев

Прозвище: «Паяс 200 номеров».

Свое прозвище Яковлев получил за то, что умел мастерски изображать других людей.

Он подмечал особенности походки, движения тела, выражения лиц и мимику разных людей, а потом демонстрировал это все в виде небольшого представления. Яковлев кривлялся и паясничал, а друзья должны были отгадать, кого он изображает.

Это он назвал Пушкина обезьяной и тигром, что после переросло в единое прозвище «смесь обезьяны с тигром». Изображать Пушкина было труднее всего.

Ученик из него был прилежный, но за кривляние он получил характеристику «настоящая язва».

После лицея Яковлев старательно поддерживал дружеские связи, у него дома не однократно собирались выпускники. За это его назвали «старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».

Служил чиновником на разных государственных должностях.

7. Сильверий Францевич Броглио

Броглио происходил из очень знатного французского рода.

Учителя не находили в нем никаких примечательных дарований и говорили о нем, что в успеваемости он последний, а в баловстве — первый.

И это было действительно так. Сильверий был отпетым баловником и шутником. Он постоянно получал наказания за свое поведение, неуспеваемость и ребячество.

После учебы в лицее Броглио покинул Россию и вернулся во Францию.

8. Константин Карлович Данзас

Прозвище: «Медведь» за спокойный внешний вид и неуклюжесть.

Данзас был близким другом Броглио, они «спелись» и вместе нарушали общественный порядок и покой.

Доходило до того, что они даже соревновались в своих выходках на самое тяжелое наказание.

В классе была установлена «черная» парта, за которую сажали провинившихся.

Броглио и Данзас сидели за ней практически постоянно. Такое наказание на них не действовало.

Данзас даже заявлял, что за позорным столом удобнее сидеть.

Однажды надзиратель решил проучить Константина Данзаса за непослушание, и заставил его носить целые сутки старую одежду, в которой ученик приехал из дома. Одежда была ему мала, выглядело нелепо, над ним потешались одноклассники. Мера оказалась действенной.

Несмотря на непристойное поведение, у Константина был полезный навык — у него был самый лучший почерк среди однокурсников. Учителя ставили его почерк в пример остальным. Позже он занимался написанием лицейского журнала.

Пушкин писал:

«Спартанской душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.»

(Вольховский был по успеваемости первым, а Пушкин, Брольо и Данзас — последними.)

После лицея Данзас посвятил себя военной карьере. Был секундантом Пушкина на его последней дуэли, за что чуть не оказался повешен.

9. Сергей Дмитриевич Комовский

Прозвища: «Лиса», «Лисичка» — за характер и герб Комовских с рыжей лисой, «Смола» — любил «прилипать» со своими нравоучениями.

Учителя характеризовали его как ученика прилежного, способного, скромного, любопытного. Он доносил на своих товарищей надзирателям.

По характеру Комовский полностью оправдывал свое прозвище: со всеми был осторожен и любезен. Был льстецом, в том числе и по отношению к Пушкину.

Участвовал в распространении и переписи эпиграмм на Кюхельбекера. В движениях был ловок.

Он умел подстраиваться под всех и каждого, словно тень. Даже Яковлев не изображал его — изображать было нечего, не было у него особенных черт.

По окончании лицея поступил на государственную службу в департамент народного просвещения. Появлялся на всех встречах лицеистов.

После смерти Пушкина предоставил материалы о жизни великого поэта в лицее для написания более достоверной биографии.

10. Александр Михайлович Горчаков

Прозвище: «Франт».

Горчаков был потомком княжеского рода, и это легко угадывалось во всем: в статной внешности и в воспитании.

Он был щеголем, гордился своим княжеским титулом, но при этом любезен и обходителен со всеми. Никогда не вмешивался в чужие споры, не позволял себе

Учителя единодушно отмечали его ум, отличную память, он всегда был в числе первых учеников и с ним пытались тягаться в учебе.

После выпуска из лицея его ждала большая политическая карьера. Он  прожил дольше, чем все его однокурсники.

Получается, что ему Пушкин посвятил эти строки:

«Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.»

Предполагается, что Пушкин попросил Горчакова спрятать у себя поэму «Монах», которая могла бы вызвать пагубные последствия для поэта. Она была найдена только после смерти политика.

11. Павел Николаевич Мясоедов

Прозвище: «Мясожоров», «Мясин».

Отец Мясоедова был вице-губернатором Москвы.

Сам Павел был человеком добрым и простодушным. Но иногда мог вести себя грубо, даже диковато. Он мог легко развязать драку. У него бывали конфликты с Пушкиным и другими лицеистами.

Учителя отмечали, что в нем нет особых талантов, порой называли глупым, безграмотным и даже «полный облом». Бывало, Мясоедова выгоняли с уроков.

После лицея он посвятил себя военному делу. Занимался организацией праздничных встреч выпускников.

12. Павел Михайлович Юдин

Прозвища: «Чёрт», «Кис».

Юдин не отличался особенными талантами. Но учился он прилежно и из лицея вынес для себя много полезного.

Павел был нелюдим, он любил уединение, не принимал активного участия в общих затеях. С Пушкиным они не были особо близки. Однако поэт посвятил ему стихотворение «К Юдину»:

«Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать…

…Мой друг, я для тебя воспел
Мечту, младых певцов удел…»

После лицея Павел поступил в Коллегию иностранных дел вместе с Пушкиным.

В первом потоке вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным училось всего 30 человек. Мы перечислили только тех, кто был наиболее близок к поэту.

Источник: http://hronika.su/druzya-pushkina-po-carskoselskomu-li/

Друзья Пушкина по Лицею

Лицейские друзья А.С. Пушкина

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, уникальное учебное заведение, в котором по замыслу императора Александра I должны были учиться, кроме детей дворян, и его братья, великие князья Николай и Михаил.

Но эта идея Александра I осталась только на уровне идеи, так как вдовствующая императрица Мария Федоровна не решилась на то, чтобы её сыновья грызли гранит науки вместе с другими детьми. Таким образом, лицеист Александр Пушкин, избежал участи учиться вместе с будущим императором Николаем I.

Его соратниками стали не великие князья, а совсем другие люди.

Кто были друзья Пушкина по Лицею?

Вильгельм Кюхельбекер, худой, нескладный, длинный мальчик, довольно вспыльчивый, честолюбивый. В Лицее он часто был объектом насмешек за свои странные стихи и не менее странные манеры. Вили сочинял не только стихи, но и баллады, народные песни. Пушкин писал на него эпиграммы.

Но Вильгельм в полной мере никогда не сердился на Александра. Он относился к нему тепло, с уважением. Пушкин писал отличные стихи, и кроме того, он защищал Вильгельма от излишних нападок лицеистов. Успокаивал его, призывал к миру. Кюхельбекер очень ценил поддержку Пушкина.

Свою дружбу эти два незаурядных человека пронесли через всю жизнь.

Ивана Пущина привез в Лицей адмирал Петр Иванович Пущин. Иван Пущин и Александр Пушкин подружились с первых дней существования Лицея. Пущин был отличным другом. Он был искренний, добрый, прямой. С ним было легко и просто.

Его открытость и неподдельность нравились не только Пушкину, но и другим лицеистам. Пущин хорошо учился, природа не обделила его талантами. Отзывы учителей о Пущине были самые лестные.

Учителя арифметики, логики, географии, истории, российского, французского, немецкого языков давали ему самые лучшие характеристики. Пушкин уважал Пущина, они сообщали друг другу свои мысли, делились впечатлениями, обсуждали проблемы.

Несмотря на то, что в определенный момент времени их пути разошлись, Пушкин никогда не забывал своего друга, вспоминал о нем в последние минуты жизни.

К Антону Дельвигу у Пушкина было особое отношение – сердечное, доброе. Дельвиг был бледным, пухлым мальчиком, с сонным лицом, передвигающийся неохотно и неуверенно. Но именно Дельвиг с присущей ему проницательностью первым угадал в Пушкине гения, за что будущий великий поэт был ему благодарен.

Но не только благодарность соединила этих двух лицеистов. Их связывала настоящая, истинная дружба, братство, основанное на взаимном понимании и уважении. Дельвиг был свой по поэтическим делам, по мировосприятию. Пушкин не раз упоминал имя Дельвига в своих произведениях. Он по-настоящему ценил литературное дарование друга.

По воспоминаниям друзей, Пушкин любил Дельвига искреннее всех.

Иван Малиновский — сын первого директора Царскосельского лицея Василия Федоровича Малиновского. Василий Федорович был русским просветителем, дипломатом, педагогом. Он стоял у истоков Лицея. Его старший сын, Иван, был способным и старательным учеником.

Он имел нрав живой, добродушный. Был хороших правил. Любил природу. Умел признавать свои ошибки, отличался склонностью к размышлениям. Пушкин называл его «приятелем задушевным», с ним никогда не было скучно, он был задорным и искренним юношей. Иван был старше Александра на три года.

Малиновский всегда был верен Пушкину.

Миша Яковлев, Мишель, черненький, вертлявый мальчишка, который вечно гримасничал, шутил, был у всех на виду. Лицеисты поражались его дару перевоплощения. Ученики покатывались со смеху, глядя на его пародии. Мишель передразнивал лицеистов Кюхельбекера, Есакова, Дельвига, преподавателей Куницына, Будри.

Миша Яковлев довел шутовство до совершенства. Но шутовские проказы не мешали Михаилу к учебе относиться ответственно, прилежно. Мальчики называли Яковлева «лицейским старостой». Миша Яковлев рано полюбил русскую словесность, он вошел в лицейский литературный кружок, возглавляемый Пушкиным.

Литературное дело здорово сблизило двух однокашников.

Длительные дружеские отношения связывали Пушкина с будущим полярным исследователем Федором Матюшкиным. Они зародились в Лицее, но не ограничились его рамками. Перед отправкой в 1817 г. в первое кругосветное плавание Матюшкин принял от Пушкина серьезные наставления о том, как вести журнал путешествия. Именно ему, Федору Федоровичу Матюшкину, Пушкин посвятил следующие строки:

Счастливый путь!.. С лицейского порогаТы на корабль перешагнул шутя,И с той поры в морях твоя дорога,О, волн и бурь любимое дитя!

Из стихотворения «19 октября»

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/pushkin/druzya_pushkina_po_litseyu/

Доклад на тему Лицейские друзья Пушкина сообщение

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Годы проведенные в лицее были самыми насыщенными и беспечными в жизни русского поэта и прозаика Александра Пушкина. Писать стихотворения он стал в тринадцатилетнем возрасте уже учась в лицее.

Лицейские товарищи Пушкина имели уникальную возможность первыми оценивать задатки будущего классика отечественной литературы. Настоящими друзьями для юного Александра являлись Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Антон Дельвиг. В завершении учебы он общался с широким кругом лиц, но близкими друзьями стали именно эти трое.

Пущин Иван был для Пушкина самым лучшим другом. Они доверяли друг другу и помогали в трудных ситуациях. Дружба между Александром и Иваном завязалась еще при поступлении в лицей, а в общежитии они оказались соседями по комнате. Пущину удалось пронести дружескую преданность до последнего дня поэта.

Возможно, своими совершенно разными чертами в характерах они дополняли друг друга. Александр по натуре был раздражительным и деятельным, а Иван наоборот предпочитал все спокойно обдумывать, был рациональным и добродушным.

В конце учебного дня Пушкин делился с Пущиным своими проблемами и Иван всегда поддерживал друга, давая совет.

Друзья также поддерживали Пушкина и в творческом плане. Единство поэтического характера сплотило дружбу Пушкина с Дельвигом. Всегда очень ленивый барон Антон Дельвиг любил писать стихи и делал это исключительно для себя. Тогда Пушкин подвигнул друга продемонстрировать стихи на широкую публику.

Не единожды лицейским друзьям Пушкина приходилось терпеть и издевательства с его стороны. Чаще всего под насмешки попадал Вильгельм Кюхельбекер, его, очень добродушного человека Пушкин часто всячески задевал при этом обидно называя Кюхлей.

За лицейские годы Пушкину удалось укрепить свой творческий потенциал благодаря поддержке этих настоящих друзей.

Вариант №2

Годы учебы в Лицее были самыми великолепными для будущего поэта Александра Пушкина. Данное учебное заведение на многие годы заменило ему дом и семью.

Как вспоминает Александр Сергеевич, все лицеисты быстро сдружились, и образовалась товарищеская семья, в каждой из которой создавались кружки, где обозначались некоторые личности.

И хотя юный гений не был в рядах лидеров никогда, все-таки активно принимал участие в культурных мероприятиях Лицея.

Пушкин дружил со всеми, однако самыми близкими товарищами были Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг. С  Пущиным поэт сблизился раньше всех, и он был ему ближе.

Ванина  комната находилась рядом, и мальчики часто ночью вели задушевные разговоры. Обладая рассудительностью,  Пущин благотворно оказывал влияние на Пушкина, вследствие чего поэт посвятил несколько стихов своему другу.

В 1825 году он даже приезжал в Михайловское к Пушкину, пока тот был в ссылке.

Кюхельбекер отличался от остальных приятелей  своей порядочностью.  Он любил писать стихи, но они получались не совсем удачные Пушкин же,  на его произведения составлял эпиграммы. Кюхля, как называли лицеисты, не был оскорблен на подобного рода критику, но один раз некоторые строчки настолько разозлили его, что он вызвал Александра на дуэль.

Поэт не смог выстрелить в друга и предложил ему пойти на примирение. Кюхельбекер,  как и Пущин приняли участие в декабрьском восстании 1825 года, и по милости князя Михаила Павловича, в которого стрелял Вильгельм был заточен в крепость. Встреча двух товарищей произошла в 1827 году, в тот момент, когда Кюхельбекера перевозили в другое место.

С Антоном Дельвигом у Александра Сергеевича тоже была близкая дружба. Его приятель позже напишет воспоминания, где будет тепло  отзываться о Пушкине. После окончания Лицея их дружеские отношения не прекращались.

Они входили в одно из обществ   дворянской молодежи «Зеленая лампа».  Когда Пушкин был в ссылке, то часто переписывался со своим бывшим одноклассником. Дельвиг  даже посещал Александра Сергеевича в Михайловском.

Ранняя кончина друга поразила поэта, и в одном из писем Плетневу он признался, что Дельвиг был одним из лучших товарищей.

В своем творчестве Пушкин часто предавался воспоминаниям о лучших годах,  проведенных в Лицее со своими друзьями, и был благодарен за то, что судьба свела их вместе.

Для 6 класса кратко

Популярные темы сообщений

  • Степная гадюкаКогда мы отправляемся на прогулку в лес, мы можем встретиться со многими опасностями. Некоторые животные и птицы встречают гостей своего «царства» не очень дружелюбно. Такой считается степная гадюка. Это самый типичный житель степной зоны,
  • Город КемеровоКемерово – город, который расположен на юго-западе Сибири и является столицей Кузбасса. Кемерово получил статус города в 1918 г. путём объединения с. Щеглово и д. Кемерово. В 2019 г. численность населения города составила 558 тысяч человек.
  • Дерево (Тополь)Тополь-самое древнее, быстрорастущее, мощное и популярное дерево на земле. В переводе с греческого языка на русский означает «народный» еще его называют «дрожащим деревом». Существует большое количество видов тополей:

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/liczejskie-druzya-pushkina

Лицейские друзья А.С. Пушкина (список и краткая характеристика)

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Царскосельский лицей может по праву гордиться своим первым выпуском. Он оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина России. Этому способствовали не только талантливые педагоги, но и сами лицеисты, в числе которых были одаренные, умные, ответственные молодые люди. Пушкин посвятил немало добрых, а порою и шутливых строк своим друзьям – однокашникам.

Иван Пущин

«Мой первый друг, мой друг бесценный» – это, конечно же, Иван Иванович Пущин. Он был на год старше Пушкина. Познакомились они 12 августа 1811 года во время поступления в лицей. Во время учебы их комнаты находились рядом. Дружба, завязавшаяся между молодыми людьми в лицее, сохранялась на протяжении всей жизни.

По окончании лицея Иван Пущин решил стать военным и поступил в Конную артиллерию. Здесь он познакомился с членами тайных обществ и вступил в одно из них. Он был активным участником «Священной артели», в которую входили братья Муравьевы, Иван Бурцов, из товарищей по лицею – Владимир Вальховский, Вильгельм Кюхельбеккер (Кюхля).

Возникшие разногласия с Великим князем Михаилом Павловичем вынудили Пущина оставить военной службу в январе 1823 года. Он перешел служить в Петербургскую уголовную палату.

11 января 1825 года Иван Пущин первым из друзей и близких посетил Михайловское, где в это время жил Пушкин, чтобы морально поддержать друга, сосланного за вольнодумство. Иван Иванович привез ему комедию Грибоедова «Горе от ума» и рассказал о существовании тайных обществ. Но он ничего не сказал о готовящемся покушении на жизнь самодержца.

Иван Пущин всегда был в центе событий, связанных с подготовкой и проведением декабрьского восстания, за что и был сослан в Сибирь, в Читинский острог.

Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Это стихотворение Пушкин посвятил своему другу, когда узнал о печальной судьбе своего товарища по лицею. Получив это стихотворение в ссылке, Иван Пущин в своем дневнике записал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина».

Александр Сергеевич даже пытался ходатайствовать перед Николаем I о смягчении наказания Пущину, но получил отказ.

Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.

Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.

В одних журналах нас ругали,Упреки те же слышим мы:Мы любим слишком, да, в бокале

Топить разгульные умы.

Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.

«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.

Кюхля

Так лицеисты прозвали долговязого, худощавого Вильгельма Кюхельбекера. На первых курсах товарищи по лицею были безжалостны к нелепому, глуховатому Кюхле. Пушкин тоже не щадил его, донимал эпиграммами и шутками, на которые был большой мастер.

За ужином объелся я,А Яков запер дверь оплошноТак было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

Эта эпиграмма стоила Пушкину дуэли, которая закончилась благополучно для обоих. Позволив Кюхельбекеру выстрелить, Пушкин отказался стрелять под предлогом, что пистолет забился снегом. Потом друзья помирились.
Несмотря на насмешки, в глубине души все любили этого странного длинного паренька. Несмотря на свою неуклюжесть, он был способным к учебе, талантливым поэтом.

В своем посвящении на день Лицея Пушкин посвятил несколько строк и Кюхельбекеру:

Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво:Но юность нам советует лукаво,И шумные нас радуют мечты…Опомнимся — но поздно! и унылоГлядим назад, следов не видя там.Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Вильгельм Кюхельбекер с отличием окончил лицей в чине титулярного советника. Его, как и Пушкина, зачислили в коллегию иностранных дел.

Кюхельбекер тоже присутствовал на Сенатской площади во время декабрьского восстания, и даже пытался стрелять в генералов, однако его пистолет дал осечку.

Вильгельм Кюхельбекер пережил Пушкина всего на 7 лет. Он умер в Тобольске от чахотки в 1846 году.

Иван Малиновский

Еще один из близких друзей Александра по лицею. Дружбу к Ивану поэт пронес через всю жизнь, а после роковой дуэли с Дантесом говорил:  «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Иван отличался  большой вспыльчивостью и получил прозвище «Казак». Он был сыном первого директора лицея, который умер в 1814 году. На похоронах присутствовали пять лицеистов, в том числе Пушкин. После окончания лицея Малиновский стал военным, дослужился до полковника и в 1825 году вышел в отставку. В 1834 году он женился на сестре Пущина.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/litsejskie-druzya-pushkina.html

Лицейские друзья А. С. Пушкина

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Мы имеем полное право гордиться нашей художественной литературой,с как своим великим национальным достоянием. Ни у одного народа не возникало в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имен в русской литературе ХХ века.

«Веселое имя – Пушкин» — по слову русского поэта ХХ века Александра Блока – всегда будет звучать в воздухе русской культуры.

Загадочное и чуть насмешливое описание сказочного лукоморья в прологе к поэме «Руслан и Людмила», сказки о рыбаке и рыбке, о мертвой царевне и о семи богатырях, о попе и о работнике его Балде, о царе Салтане, о золотом петушке – запоминаются в детстве сразу и навсегда.

Чуть позже приходит пора для пронзительно-простой и от того не менее глубокой любовной лирики – «Я помню чудное мгновенье» (1825), «Я вас любил, любовь еще быть может» (1829).

Изучая русскую историю, размышляя над судьбой наших далеких предков, мы и здесь не минуем Пушкина – его народную драму из эпохи Смуты «Борис Годунов» (1825), роман «Арап Петра Великого» (1827), поэму об украинском гетмане Мазете «Полтава» (1828). Без его политических стихотворений – «Свободы сеятель пустынный» (1823), «Во глубине сибирских руд» (1827) – не понять трагедию декабристов. Без его поэмы «Медный всадник» (1833) невозможно ощутить величие и трагедию Российской империи, основанной Петром I, а без повести «Капитанская дочка» (1836) – постичь грозную стихию пугачевского бунта

Творчество Пушкина, при всем скрытом драматизме, несет в себе ощущение внутренней свободы, простора и покоя. «Сыном гармонии» называет себя Моцарт в одной из пушкинских «маленьких трагедий»(1830). Так можно было бы сказать и о самом Пушкине – хотя судьба его не была безмятежной Но душевным страданием оплачены дивная гармония пушкинской поэзии, глубина и ясность его мысли.

Но среди всех высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен поэт, особо выделяется талант дружбы. Дар дружбы ему был дан редкий. «Для Пушкина дружба была священной потребностью», — писал П. А. Плетнев.

Учение в лицее

Когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, по велению императора Александра I для детей из уважаемых дворянских семейств открылся Лицей. Это событие считали тогда в России очень важным.

Первый Лицей основал в Древней Греции великий философ Аристотель.

Ученики и учителя прогуливались в том Лицее по аллеям красивого парка, присаживались на скамейки и свободно беседовали друг с другом на серьезные научные темы.

С тех пор прошло больше двух тысяч лет. И теперь Лицей создавался в России. Император Александр хотел, чтобы из лицеистов получились высокообразованные люди, которые своими делами возвысили бы государство.

У Пушкина был дядя, тоже Пушкин. Его звали Василий Львович и считали известным поэтом. Он очень любил своего племянника. Дядя жил то в Петербурге, то в Москве, у него было много знакомых при царском дворе, и они помогли записать племянника в это новое учебное заведение.

Дядя перевёз Пушкина в Петербург и поселил в своей квартире на Мойке. Вступительный экзамен принимал сам министр народного просвещения. Министр остался очень довольным познаниями Александра Пушкина, особенно его французским.

Потом дядя возил племянника на примерку белья, мундира, ботфортов и сапог, треугольной шляпы.

19 октября 1811 года Пушкину открылась новая жизнь. Лицеистов одели в мундиры и выстроили в большом зале, где перед ними произнес речь сам государь, а потом после обеда началось учение.

Лицей поместили недалеко от Петербурга, в Царском Селе, и все шесть лет учебы лицеистам было запрещено покидать это место, а родственников допускали к ним только по праздникам. Царь отдал для Лицея огранный флигель своего дворца.

Все четыре этажа этого флигеля перестроили так, чтобы здесь, никуда не выезжая, могли жить, учиться и отдыхать пятьдесят юношей.

На первом этаже были квартиры гувернеров, педагогов и служащих, на втором – столовая, больница с аптекой и актовый зал, на третьем – лицеисты учились и отдыхали: здесь были три класса: два – для дневных занятий и один – для самостоятельных, вечером.

Еще были физический кабинет, комната для газет и журналов, библиотека, а на четвертом этаже дортуары – пятьдесят спальных комнат для лицеистов. В каждой комнате поставили железную кровать, комод, конторку с чернильницей, подсвечником и щипцами. Там были так же зеркало, стул, туалетный столик. Комнаты отделялись перегородками, которые доходили до потолка. Поэтому, укладываясь спать лицеисты могли часами разговаривать с соседями.

Однако они быстро засыпали, потому что уже в шесть утра их будили звонком. Все одевались и собирались в зал на молитву, которую читали по очереди. С семи утра до девяти шли занятия в классе. В девять утра лицеистов ждал чай с булочками. Потом они прогуливались до десяти. А с десяти до двенадцати продолжались занятия.

От двенадцати до часа дня была вторая прогулка. В час подавали обед, а с двух до трех занимались чистописанием и рисованием. От трех до пяти лицеисты снова занимались в классе. В пять лицеисты пили чай с чем-нибудь вкусным. До шести они в третий раз прогуливались в парке, а потом собирались в классе, чтобы повторять уроки.

По средам и субботам их учили танцам и фехтованию. Каждую субботу устраивали баню. В половине девятого раздавался звонок на ужин. А после ужина до десяти вечера отдыхали. И, наконец, в десять вечера снова шли на молитву, а потом расходились по комнатам и засыпали.

Очень скоро каждый из лицеисты заблистал каким-нибудь даром. Один мгновенно вычислял на доске сложные примеры, другой мог отлично фехтовать, третий свободно разговаривать на европейских языках, четвертый лучше всех играл в мяч, а Пушкин знал лучше всех французских писателей и сочинял талантливые стихи.

Лицейские друзья Пушкина

Друзьями Александра Сергеевича Пушкина стали Иван Пущин, Антон Дельвич и Карл Кюкельбекер. Иван Пущин был соседом Пушкина, а к тому же – добрым и умным человеком, и они долгими вечерами разговаривали через перегородку. А Дельвич и Кюкельбекер писали стихи. Они часто собирались вместе и читали стихи друг другу. И Пушкин посвятил своим друзьям много стихотворений.

Особое место в душе поэта занимали друзья его юности – лицеисты; верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Суть отношений лицеистов заключалась в том, что они – союз с правами уникальной духовной близости. Это даже не дружба в обычном смысле этого слова, нечто высшее, во всяком случае иное, необычное явление невиданного ни до того, ни после этого типа связи.

Неудивительно – какую огромную роль в жизни и поэзии Пушкина играла дружба. Дружба была вдохновительницей большинства его стихотворений, самых высоких переживаний. Исследовать роль дружбы в творчестве Пушкина и в его жизни (по письмам, например) было бы крайне важно, так как именно это было одним из отличий пушкинской поэзии от предшествующей.

Даже его отношения с женщинами по большей части носили этот характер дружбы. И другое, что было вдохновителем и содержанием поэзии Пушкина, — это воспоминание. Об этом писал сам Пушкин, и об этом напоминал в «Книге отражений» Иннокентий Анненский. В письме к Дельвичу Пушкин писал: «Чем нам и жить, душа моя, под старость нашей молодости, как не воспоминаниям?»

«Под старость нашей молодости»: здесь интересны два оттенка мысли, первый – молодость «наша», общая, ибо состоит в общении молодых, и второй – каждый возраст, очевидно, имеет на исходе дней свою старость. Старость имеет и молодость.

Многие считают лицейские стихотворения Пушкина слабыми. Но без лицейских стихов и без воспоминаний о лицейских товарищах не было бы его апофеоза дружбы в последующих стихах. Ведь поэзия поэта имеет свою собственную память. Поздние стихи «помнят» о ранних.

Первая проба пера

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились соревнования, где Пушкин долгое время держал первенство.

Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе.

Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина, начиная с 1825 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости и от шутливых сатир Батюшкова.

В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа.

Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив стихотворение «К другу – стихотворцу». В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.

Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы», но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гнедич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок.

Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием «Арзамаса», вдохновленных сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса». Срок пребывания в Лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф.

Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина члены «Арзамаса» смотрели как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо.

Чадо оказалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата.

Спросят был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

Веяние Отечественной войны 1812 года

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас

«Была пора» 1836

В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Причастность к исторической судьбе народа предопределила дальнейшие развития творчества поэта Пушкина как русского национального поэта.

Лицеисты тоже мечтали попасть на войну, но их не брали. А мимо окон один за другим уходили на смертный бой гвардейские полки. В этих полках шли их отцы, старшие братья, родственники. Прямо во время уроков лицеисты выбегали на улицу вместе с учителями, чтобы проводить воинов и, быть может, в последний раз обнять родных и знакомых.

Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделял профессора нравственных наук А. П. Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея и лекции Куницына о естественном праве. Профессор утверждал, что от природы все люди равны и рождены свободными.

Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобресть права собственности на другого человека». Это было ясно, памятно и справедливо. Молодой, талантливый учитель сумел увлечь поэта и его товарищей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву.

И Пушкин в одном из вариантов стихотворения «19 октября (1825) вспомнил о любимом профессоре:

Куницыну дар сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена

Остальные профессора, кроме А. И. Галича и Н. Ф. Кошанского, не оставили большого следа в духовном развитии Пушкина, но поэт ко всем без исключения обратил мудрые строки в том же стихотворении:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честно, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П. Я.

Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента. П. Я. Чаадаев с увлечением говорил о пагубности самодержавия.

Пушкин, по его собственному признанию, высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития. Идеи Чаадаева были сходны с мыслями Куницына.

Эти два человека впервые заставили Пушкина задуматься над положением дел в России.

Юноша рано осознал, что собственность на людей – несправедливое и постыдное право. А ведь оно лежит в основе всей государственной системы России, которую спасли во время наполеоновского нашествия именно крепостные люди, подобные дядьке Никите Козлову.

Сам Пушкин дорожил свободой, испытывал страстное желание независимости и хотел такой же независимости для других людей. Пушкин проникся этими идеями, и они отразились как в лицейских («Лицинию»), так и в первых послелицейских стихотворениях («Вольность»).

Пушкина взволновали не только идеи Чаадаева: он испытал на себе обаяние всей его личности. Он гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество. Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, общими духовными интересами.

Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство.

Таких обид он не прощал.

Но если же был виноват сам или принял недоразумение за оскорбление, то всегда искренне раскаивался и делал это с такой подкупающей простотой и непринужденностью, что нельзя было не поверить в нравственную чистоту его намерений и доброту его сердца.

Публичный экзамен в Лицее

Пушкин отличался в Лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки Пушкина никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Вот, например, какие строки посвятил он Дельвичу, которого нежно любил и к которому рано привязался:

Дай руку, Дельвич! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

Такие шутки не оскорбляли и не причиняли вреда – о лености и сонливости Дельвича в классах ходили легенды.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Недаром впоследствии Пушкин отметил эту особенность «прекрасного союза» — «Срастался он под сенью дружных муз».

Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвич, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все.

И, конечно, не случайно, что именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож.

Если Жуковский был в те годы самым любимым поэтом, то поэтом самым главным считали Гаврилу Романовича Державина. И когда 8 января 1815 года в Лицее устроили публичный экзамен, он стал самым почетным гостем.

Александру Пушкину было 15 лет. Он очень волновался, узнав, сто его будет экзаменовать сам Державин. Но когда его вызвали и он громко начал читать собственное стихотворение, которое называлось «Воспоминание в Царском Селе», его волнение, как у настоящего артиста, сразу переросло в воодушевление.

Друзья – лицеисты эти стихи уже знали, но теперь, затаив дыхание, они как будто впервые вслушивались в знакомые строки. А когда юный поэт умолк, старик Державин вскочил и бросился его целовать, а потом, обняв, перекрестил, благословляя на служение музам.

Друзья в эти мгновения благоговейно замерли, а когда пришли в себя и тоже захотели обнять своего товарища, Пушкина уже не было: от волнения он убежал и спрятался.

9 июня 1816 года лицеистов последний раз собрали в актовом зале. Царь произнес перед ними торжественную речь. Выпускные экзамены были уже сданы, вещи собраны, и они разъезжались по свои семьям. Через несколько дней их ждало назначение на государственную службу.

Мой первый друг

Мой первый друг, мой друг бесценный

Встретились они 12 августа 1811 года при поступлении в Лицей, на приемном экзамене. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилось за время совместного пребывания в Лицее и сохранилось навсегда.

Иван Иванович Пущин — «Жанно» как его называли товарищи,- был на год старше Пушкина ( он родился 4 мая 1798г. а Пушкин-26 мая 1799года). Пущин, «со светлым умом, с чистою душою, с самыми благородными намерениями, был в Лицее с любимцем всех товарищей.

Пушкин легко сходился с самыми родными людьми, и друзей у него было много, но дружба с Пущиным выделялось среди всех этих дружеских отношений особой серьезностью. В его стихах, обращенных к Пущину, всегда слышатся глубокие сердечные ноты. Как только речь заходит о Пущине, у него точно меняется голос. Так в «Пирующих студентах» (1815);

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем рукою руку

Имя Пущина в списках Пушкина всегда сопровождается ласковым «мой»:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил

(«19 октября», 1825)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил

(«И. И. Пущину», 1826)

В мае1820 года Пушкин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет. Они свиделись только зимой 1825 года, когда Пущину удалось навестить поэта в новом месте его ссылки, в Михайловском. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой. День, проведенный вместе, запечатлелся в их памяти до конца жизни.

В последний год жизни И. И. Пущин по настоянию Евгения Ивановича Якушкина, сына декабриста И. Д. Якушкина, записал воспоминания о А. С. Пушкине. (1859).

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Он часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты»).

Конечно, Пушкин в жизни не был похож на те литературные образы, которые возникали в его стихотворениях. Герой лицейских произведений еще очень условен. Постепенно Пушкин все чаще обращался к реальным картинам и освобождался от условных образов, возникающих в его ранних стихотворениях.

Поэзия Пушкина опиралась на реальные предметы и явления жизни.

Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы. В стихотворении «Лицинию» юный поэт выступает против рабства и тирании. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. Современники хорошо понимали, что знаменитая строка «Свободой Рим возрос, а рабством погублен» — грозное предупреждение тиранам.

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

Русский религиозный философ и литератор С. Н. Булгаков отмечал: «Пушкину от природы, быть может, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранял верность дружбе всю жизнь».

Источник: http://www.microanswers.ru/article/litsejskie-dryzja-pyshkina.html

Refy-free
Добавить комментарий