Лес и человек

Лес и человек

Лес и человек

Роль леса в природе и жизни людей

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника.

Дом для растений, животных, грибов.Защитник воздуха, водоёмов и почв.Место для отдыха человека.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Источник древесины.

Лес — «лёгкие» нашей планеты, защитник воздуха. Растения леса выделяют огромное количество кислорода и поглощают много углекислого газа.

Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю.

Листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

Лес — защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет.

Лес — это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людей лес радует своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес!

Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах

Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой — браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстанови-тельные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев.

Запрещается вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог, уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например венерин башмачок (1), женьшень (2), жук-красотел (3), дровосек реликтовый (4), жук-олень (5), утка-мандаринка (6), филин (7), зубр (8), амурский тигр (9).

В лесных зонах создано большое число заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров».

Зависит от каждого!

Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар.

К пожару часто приводит разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк может вызвать большой пожар. Если и не возникнет пожар, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы.

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради.

Как разводить костёр
  1. Дети не должны разводить костёр одни, без старших.
  2. Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.
  3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
  4. Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.
  5. Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Обсудим

  1. Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха?
  2. Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Проверь себя

  1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?
  2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.
  3. Как правильно вести себя в лесу?
  4. Дай краткую характеристику лесных зон.
Леса очищают воздух, поддерживают полно-водность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леca, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу— обязанность каждого человека.

Задания для домашней работы

  1. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу.

    Чему могут научить тебя эти рассказы?

  2. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу.
  3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров».

    Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Странички для любознательных

Приокско-Террасный заповедник

Этот заповедник находится на юге Московской области, на берегу Оки. Здесь берег широкими уступами спускается к реке. Такие уступы учёные-географы называют террасами. Этим и объясняется название заповедника — Приокско-Террасный. Он был создан в 1945 году.

Почти всю территорию заповедника занимает лес. Очень богат здесь животный мир.

Самый знаменитый зверь заповедника — зубр. Когда зубры находились на грани исчезновения, для их разведения в Приокско-Террасном заповеднике был создан Центральный зубровый питомник. Сейчас в заповеднике живёт уже большое стадо зубров. Некоторых животных отлавливают и переселяют в другие районы страны. Так постепенно восстанавливается численность этого замечательного зверя.

На следующем уроке

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесными зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

Источник: http://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_4/15.html

Презентация по окружающему миру

Лес и человек

Урок 17. ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.

3. Показать важность рационального использования и охраны лесов.

4. Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

5. Познакомить с редкими растениями и животными леса.

6. Развивать познавательный интерес.

7. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

О б о р у д о в а н и е:рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; схема «Значение леса»; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии.

Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Учитель. О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученики. В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

Учитель.Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.

Учитель предлагает заслушать несколько подготовленных учащимися дома сообщений о жителях леса.

По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2–3 цепи питания в лесной зоне.

2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

(О т в е т:

тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница, ель;

смешанный лес – пихта, сосна, береза, ольха, лиственница, ель, кедровая сосна;

широколиственный лес – липа, дуб, клен.)

Учитель предлагает классу решить кроссворд и прочитать ключевые слова:

Вопросы к кроссворду:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

5. Хвойный лес.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще не все.

Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 106–107 учебника.

После чтения статьи учитель открывает на доске схему:

Учитель. Опираясь на схему «Значение леса», покажите, какую роль играет лес в природе и жизни людей.

Ученики.

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

7) Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.

Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учащиеся заполняют схему:

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть.

Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом.

Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

  растения – женьшень, венерин башмачок;

  жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

  птицы – филин, утка-мандаринка;

  звери – зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Учитель. О каких правилах поведения в лесу рассказывает это стихотворение?

Ученики. Нельзя разорять птичьи гнезда, ловить зверей, топтать траву, загрязнять реки.

Учитель. На следующей страничке урока мы выясним, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу?

Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.

Ученик читает стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Дома составьте памятку «Как разводить костер».

IV. Закрепление.

Учитель. Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.

Учитель. О чем должны помнить люди, приходя в лес?

Ученики. Лес – наше богатство, это «легкие нашей планеты».

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 112 учебника.

Домашнее задание.

С. 106–113. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-les-i-chelovek-3065838.html

Лес — источник энергии для человека. Роль леса в жизни людей

Лес и человек

Лес – источник энергии для человека. Лесные массивы оказывают большое влияние на формирование окружающей среды и способны воздействовать на такие факторы, как температура и влажность воздуха на планете.

Они также играют важную роль в биогеохимических циклах воды, углерода, азота, кислорода, фосфора, серы и многих других элементов.

Благодаря корням деревьев замедляются процессы эрозии почвы, задерживаются водные и воздушные потоки.

Значение леса в природе и жизни человека

Невозможно переоценить огромное значение леса в жизни человека. Этот природный защитник окружающей среды играет важную роль в очищении от всевозможных физических и химических загрязнителей.

Леса обеспечивают среду обитания для всевозможных растений и животных, являются источником целого ряда лекарственных растений, ягод, фруктов и орехов.

Это — драгоценный ресурс, созданный самой природой, и его загрязнение может привести к серьезному нарушению экологического равновесия в природе.

Без леса у человечества не было бы воздуха, чтобы дышать, а почва не обладала бы необходимым набором питательных веществ для выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур.

Деревья дают древесину, нужную для строительства зданий и производства бумаги и т. д. Благодаря свойствам корневой системы предотвращаются многие стихийные бедствия, включая наводнения, так как корни впитывают излишки влаги.

Кроме этого, они скрепляют почву, защищая от оползней.

Деревья — природные фильтры воздуха

Деревья поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород, что является жизненно необходимым условием для существования организмов на планете.

Они помогают в очищении воздуха от различных токсичных соединений, включая двуокись серы, азот, угарный газ и другие. Растительные массивы вбирают и хранят в себе энергию Солнца.

Температурный режим на планете также зависит от количества зеленых насаждений.

Лес — источник энергии для человека. Всем известен тот факт, что в лесу всегда прохладно и легче дышится, страшно предположить, что было бы с температурой воздуха, если бы исчезли все зеленые насаждения на Земле.

Посадка деревьев в городских районах может помочь в уменьшении высокой температуры, так как высокие здания из бетона и цемента не могут должным образом спасти людей от жары, а в тени парков и на лоне природы человек всегда чувствует себя спокойно и защищенно.

Незаменимый природный ресурс

Роль леса в жизни людей невозможно оценить как что-то однозначное, так как этот ресурс используется в самых разных отраслях производства.

Еще в древности люди собирали грибы и ягоды, охотились на диких животных, лес был основным кормильцем и защитником. Но этим его функции не ограничиваются.

Одним из наиболее важных направлений использования этих зеленых массивов является изготовления различных лекарственных средств.

Раньше люди также использовали лесные дары, чтобы вылечить себя от многих болезней. В настоящее время многие косметические компании используют натуральные масла и ингредиенты в изготовлении своей продукции. Деревья также играют роль звуковых барьеров. Они защищают от шума, производимого транспортными средствами и различными отраслями промышленности.

Уничтожение леса ставит под угрозу человеческое существование

Нерациональное использование природных ресурсов постепенно разрушает дикую природу и ставит под угрозу существование человечества. Влияние человека на лес должно проявляться не только в разрушении, но и в созидании.

Очень важно, чтобы количество срубленных деревьев было равно количеству вновь посаженных.

Этот жизненно важный ресурс должен остаться по наследству будущему поколению, которое будет не только пользоваться, но и бережно заботиться об этом природном сокровище.

За последние 50 лет значительно сократилась территория лесных покровов по причине нерационального использования людьми природных ресурсов.

Биологическое разнообразие на планете значительным образом зависит от состояния лесных массивов.

Чем богаче разнообразие форм жизни, тем больше имеется возможностей для медицинских открытий, экономического развития, а также поиска ответов на вопросы, касающиеся проблем изменения климата.

Лес — источник энергии для человека

Лес является колыбелью человечества и его культуры, он имеет решающее значение при оценке уровня экономической жизни во всем цивилизованном мире. Его функции претерпевали постоянные изменения, и на каждой стадии социального и культурного развития общества лес в жизни человека всегда играл важную роль.

В настоящее время леса занимают 60% девственного растительного покрова нашей планеты. XXI век характеризуется динамичным ростом населения на земном шаре.

При этом значительно расширяется спрос на товары народного потребления. Чтобы удовлетворить свои многочисленные потребности, общество использует энергию природных ресурсов.

Однако лес не должен рассматриваться как неистощимый и возобновляемый источник.

Не существует двух одинаковых деревьев

Главной причиной, по которой люди любят деревья, является не только то, что они красивые, величественные и неповторимые, ведь на свете не существует двух одинаковых экземпляров, но и то, что лес — источник энергии для человека испокон веков. Существует такое поверье: если человек болеет и чувствует недомогание и усталость, то стоит ему найти подходящее дерево и обнять его, боль сразу проходит.

Невероятная мощь некоторых представителей растительного мира, высота и продолжительность жизни, которая иногда может достигать нескольких столетий, невольно заставляют уважать эти творения природы. Человек часто ощущает эмоциональную связь с деревьями, которые он посадил и рядом с которыми прошли годы детства и юности.

Источник: https://FB.ru/article/200725/les---istochnik-energii-dlya-cheloveka-rol-lesa-v-jizni-lyudey

Refy-free
Добавить комментарий