Лермонтов м. ю. — Последняя встреча печорина и максима максимыча

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) — Сочуна

Лермонтов м. ю. - Последняя встреча печорина и максима максимыча

 / Лермонтов / Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода)

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» случай заключительнее встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый первостепенный и даже если я бы сказал, нисколько первостепенный с целью тех событий, о которых пользователь испытывает в дальнейшем.

Сама историю «Максим Максимыч» брать взаймы в текстуре романа будто промежное положение: отлично от других долей «Героя нашего времени», в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, к тому же сам герой, Печорин, возникает в ней лишь на несколько мгновений. Впрочем собственно в «Максиме Максимыче» богатырь в первый и последний раз предстает накануне чтецом живым.

В «Бэле», первой потащить лермонтовского романа, мы узнаем о Печорине непосредственно от его старого товарища Сентенция Максимыча, ну а в той части романа, тот или другой озаглавлена творцом «Журнал Печорина», воздействует герой, тот или другой сейчас нет на свете: из авторского вступления к «Журналу» пишущий эти строки узнаем, что Печорин умер, ворачиваясь изо Персии.

Иначе говоря, «Максим Максимыч», самая пре самая краткая историю «Героя нашего времени», для художественного целостного романа в действительности безгранично важной, против ее кажущуюся «промежуточность». Заключительная игра Печорина и Сентенция Максимыча — изо количества этих совпадений, тот или другой экстремально наименовать случайными.

Когда бы за несколько времен вплоть до данного Пулемет Максимыч далеко не известил своему товарищу ситуацию знакомства с Печориным, игра двух престарелых сослуживцев, не видевших друг дружку пять лет, конечно возможно бы была асбсолютно другой, вероятно, Пулемет Максимыч подавно не узнал бы Печорина.

Чудо память! Достаточно припомнить вчерашний день как за воспоминанием незамедлительно обнаруживается неиспорченный мир. Так как что водился в жизни Сентенция Максимыча, выключая работы и каждодневных воинских забот? А встреча с Печориным приотворил накануне ним совершенно иной мир, мир человека с иными ценностями, чем воинский хвост и создавание приказов.

В прекрасной жизни престарелого штабс-капитана, маломочной для ослепительные воспоминания (даже к свисту пуль и постоянной опасности погибели он привык), знакомство с Печориным торчал особняком.

Конечно, не по мощам простосердечному Максиму Максимычу разжевать образ действий его молодого приятеля, но обаяние печоринской сплетни обнаружился значительно велико недопонимания настоящих первопричин его «странности».

По этой причине, испытав Печорина через совсем немного лет, «бедный старик, в первый раз от роду, вероятно, шваркнул обстоятельства работы с целью личной надобности». А что же Печорин, чем было знакомство с Максимом Максимычем для него? Только чем одной из многих встреч для том изломанном пути, некоторый богатырь для самого себя выбрал.

В случае если с целью Сентенция Максимыча Печорин был, скорее всего самым запомнившимся за долгие возрасты работы человеком, то для Печорина местонахождение в крепости и история с Бэлой сковаться льдом исключительно в одиночестве изо многих моментов его биографии.

Пулемет Максимыч улавливает Печорина как человека исключительного, Печорин но не видит во встрече со стариком посредством пять лет ничего, выключая неопределенного напоминания о прошлом. Вернее, для Максима Максимыча происхождение Печорина — величественное событие, для Печорина игра с штабс-капитаном далеко не следовательно прямолинейным в количестве ничего.

От этого места и завязывается оный катастрофический надлом, тот или другой проникнута вся сцена романа. В одиночестве изо величественнейших с целью соображения манеры Печорина и в (итоге лермонтовского романа в целостном представляется вопрос обо касательстве творца к своему герою.

Откликнуться для него бесконечно сложно, причинность составитель подчеркнуто покидает через непосредственных оценок героя, то занимая сделку слушателя в «Бэле», то давая выступление самому герою в «Журнале Печорина», то делая ядовитый книксен тихо читателей, ждущих данной оценки, в предисловии к роману: «Будет и того, что болезнь указана, как ее излечить — такое уж бог располагать сведениями ». Расположение творца к герою останавливается безоблачным собственно в потащить «Максим Максимыч». Обрисовывая повстречаю Печорина и Сентенция Максимыча с точки зрения последнего, составитель тем вот самым исконно останавливается для его позицию — первоначально в восприятии происходящего, а затем и в высоконравственной оценке. «Мы распростились достаточно сухо. Добросердечный Пулемет Максимыч заделался упрямым, бранчливым штабс-капитаном! И отчего? Причинность Печорин в рассеянности то есть (т. е.) от другой первопричины протянул ему руку, рано или поздно оный желал наброситься ему на шею! Горестно видеть, рано или поздно молодой человек утрачивает лучшие из лучших свои веры и мечты. . . Но чем их заменить в лета Сентенция Максимыча? Вынужденно сердечко зачерствеет и характера закроется. . . ». Само собой разумеется составитель нисколечко не обвиняет Печорина в бессердечии и жестокости, предохраняя сделку постороннего наблюдателя, впрочем и не одобряет печоринского поступка. Та разительная перемена, тот или другой приключается в Максиме Максимыче спустя отъезда Печорина, возбуждает в творце безнадёжные мысли. Как мало следовало бесхитростному человеку для завершенности и как элементарно выработать его несчастным — такой самодеятельный вывод. Очевидно, что автор не одобряет безудержную сторонку норова Печорина, тот или другой с годами всегда больше в нем преобладает и в окончательном результате проводит богатыря к саморазрушению.

2019-12-03

Категории сочинений

Сочинения на свободную тему

Тютчев

Пушкин

Лорка

Тургенев

Лермонтов

Бальзак

Бунин

Гончаров

Абрамов

Зайцев

8 класс

Улицкая

Островский А. Н.

Ахматова

Достоевский

Замятин

Толстой Л. Н.

Куприн

Все категории

Источник: https://sochineniez.ru/poslednyaya-vstrecha-pechorina-i-maksima-maksimycha-analiz-epizoda-lermontov-18616

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Лермонтов м. ю. - Последняя встреча печорина и максима максимыча

Коллекция сочинений: Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Когда открываешь роман Лермонтова «Герой нашего времени», забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в мир, в котором живут такие разные люди: Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, «чудесная душа, золотое сердце», и Печорин.

Две главы в романе посвящены двум встречам главного героя – Печорина и Максима Максимыча – штабс-капитана в небольшой далекой крепости на Кавказе. Тихо и размеренно течет его жизнь вдали от шумного света, ничто не нарушает унылого однообразия его существования. И целое событие в его жизни – приезд нового офицера – Григория Александровича Печорина.

«Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», — рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору.

В этих словах звучит необыкновенная нежность, которую Максим Максимыч готов подарить Печорину; «Вам будет немножко скучно … ну, да мы с вами будем жить по-приятельски.

Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч …», сразу, без всяких церемоний, предлагает он Печорину; но лишь сухая официальность звучит в его ответах на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан».

Замечая странность нового офицера, его непохожесть на других, Максим Максимыч объясняет это его богатством и относит Печорина к разряду людей, у которых на роду написано, что с ними должны происходить необыкновенные события.

Добродушный штабс-капитан полюбил Печорина, даже его имя – Григорий Александрович, доставляет Максиму Максимычу наслаждение; рассказывая незнакомому человеку о новом офицере, Максим Максимыч волнуется, будто заново переживает лучшие свои минуты.

Хотя Максиму Максимычу жалко погибшую Бэлу, хотя в душе он обвиняет Печорина в ее смерти, все равно для него сумасбродный молодой человек – «бедняжка».

Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча.

Не желая участия посторонних людей, один единственный раз Печорин приподнимает завесу со своей жизни. «Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное» — прозвучало его признание Максиму Максимычу.

В этом признании-исповеди отчетливо слышится крик о помощи человека, непонимающего себя, нуждающегося в дружеской поддержке, очень одинокого и никому ненужного.

Страдая от своей неприкаянности, в отчаянии он задает себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Печорин мечется, он не понимает самого себя; невольно вспоминается пушкинский Онегин, который был назван Белинским «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».

Максим Максимыч не сумел понять исповедь Печорина – для него, прожившего всю свою жизнь в затерянной крепости, знающего лишь свои обязанности и исправно их исполняющему, были слишком непонятны терзания и противоречия нового поколения, человека, который «просит бури». Минуло пять лет.

Нежно хранит в сердце Максим Максимыч свою привязанность к Печорину. Впервые он бросает свои служебные обязанности – на первое место ставит встречу с другом. И что же?

Вместо дружеских объятий Максим Максимыч встречает некую отчужденность, Печорин произносит прохладную приветственную фразу: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну как вы поживаете?» Слезы душат штабс-капитана, дружеское «ты» приходится заменить на «вы», Максим Максимыч в полном смятении – ему очень больно, рушатся его понятия о дружбе, его вера в память о былом приятеле.

«Я то не забыл ничего», — укором Печорину прозвучали слова Максима Максимыча, но стоит ли здесь укорять? На мой взгляд, Григорий Александрович и Максим Максимыч слишком разные натуры, поэтому крепкой дружбы между ними возникнуть не могло, но все же я считаю, что при всей своей сдержанности, Печорин тепло относится к Максиму Максимычу, ценит его; просто он относится к категории людей, которые прячут свои эмоции далеко в себя и не считают нужным высказывать своих чувств.

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы: «Его лицо ничего ни выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.» И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Прохладное отношение ко встрече со старым приятелем привело к тому, что Максим Максимыч стал упрямым и сварливым. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма.

Особое внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти.» Я считаю, что это, конечно, тоска.

Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

Бесспорно, Печорин испытывает страх, к сожалению, не беспочвенный, а вполне обоснованный страх: он чувствует себя одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным, я бы даже сказал «маленьким», да, порой он ощущает себя именно «маленьким» из-за того, что нет применения его силы.

В принципе, Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но его любовь очень сложна, как и все в нем. Так чувство к Вере с новой силой пробуждается лишь тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая его поняла, совершенно поняла!

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» — признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, Печорин «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она – сила чувств! Любовь его высока, но трагична для него самого и губительна для тех, кто его любит.

Поэтому я считаю, что Максим Максимыч в очередной раз недопонял Печорина. Все же не стоило разочаровываться в силе и искренности дружеских отношений, просто Григорий Александрович слишком хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит; на мой взгляд, это еще одна проблема, которая негативно влияет на его жизнь; он понимает это.

Я согласен с Белинским, который решительно защищает Печорина: «Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Ответ на этот вопрос дает нам сам герой: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли …»

В романе остается открытым вопрос о смысле жизни «Зачем я жил? Для кого родился?» А ведь, наверняка, эта цель существовала, и, верно, было его назначение, но он его просто не угадал.

На мой взгляд, и встреча Печорина и Максима Максимыча тоже имела свой определенный смысл. Несмотря на то, что штабс-капитан разочаровался в дружбе, все же в его душе, наверное, остались и светлые воспоминания об офицере.

Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «Как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени».

Спустя многие годы, это произведение не утратило своей актуальности, поскольку и сейчас на нашей земле живут подобные Печорину люди; и очень бы хотелось, чтобы чаще встречались такие люди, как Максим Максимыч: с широкой, доброй душой, способные на искреннюю дружбу и понимание.

Источник: https://www.slavkrug.org/poslednyaya-vstrecha-pechorina-i-maksima-maksimycha-analiz-epizoda-iz-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Сочинение: Последняя встреча Максима Максимыча и Печорина — Сочинение

Лермонтов м. ю. - Последняя встреча печорина и максима максимыча

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения – анализ эпизода, литературно-критическая статья.
  • — творческая работа логического плана на литературную тему.

Задания

  1. Прочитайте вариант анализа эпизода последней встречи Максима Максимыча и Печорина.
  2. Выскажите свое мнение о прочитанном, ссылаясь на критерии оценивания творческой работы.
  3. Отредактируйте текст творческой работы, внеся необходимые поправки в форму и содержание.

План сочинения

  1. Вступление: определен объект анализа — эпизод последней встречи Максима Максимыча и Печорина.
  2. Основная часть:
  • начало встречи Максима Максимыча и Печорина: мгновения ожидания радости;
  • мотив ожидания, нетерпения, длинный церемониал встречи в изображении М.Ю. Лермонтова;
  • «Где же?»: мотив раздражения и неловкости — способ создания внутреннего напряжения повествования;
  • задыхающийся ритм повествования о первых мгновениях встречи давних знакомых;
  • «протянул» руку (Печорин) и «схватил обеими руками» (Максим Максимыч) — какие разные слова!
  • странный разговор героев.
  1. Вывод: «Мне пора» — заключительный аккорд эпизода, разящий ледяным холодом.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи штабс-капитана Максима Максимыча и главного героя произведения Г.А. Печорина — пожалуй, один из самых важных и значительных в сюжетно-композиционном строе романа. Он помогает читателю понять одну из самых главных причин, заставляющих Печорина мучиться, скитаться по свету, приносить несчастья совершенно невинным людям.

Лермонтов, создавая портрет героя своего поколения, времени, раскрывает в этом эпизоде душу Печорина, обнажает ее, и суть характера лермонтовского героя становится нам понятной.

Давайте обратимся к тексту: «— Чья это коляска?.. — Моего господина… — А кто твой господин? — Печорин…»

Так начинается эпизод последней встречи Максима Максимыча и Печорина. Читатель вместе с Максимом Максимычем вздрагивает от радости. Зная, что связывает Печорина со штабс-капитаном, мы, как и он, не сомневаемся, что сейчас произойдет трогательная встреча друзей, сейчас появится Печорин и бросится на шею доброму старику.

Максиму Максимычу важно одно: увидеть Печорина. «Да где же он сам остался?» — вот что интересует старика. «Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н…» Максим Максимыч убежден, что Печорин сейчас прибежит, пойти к полковнику сам он не может: он не в том чине, чтобы запросто являться в дом к высшим чинам. Он знает свое место.

Ожидание, нетерпение, длинный церемониал встречи — все это определяет состояние Максима Максимыча, не Печорина. Он холоден и спокоен — более того, ему скучно. Первое, что мы о нем узнаем: он «зевнул раза два» — никакого волнения при мысли о предстоящей встрече, никакого движения души.

Только здесь, в середине второй из пяти повестей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. Для Лермонтова важно не живописное представление от Печорина, а те особенности его внешности, которые помогут понять характер, психологию. Сра-

зу, с первого взгляда, в Печорине угадывается сильный человек. «Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивая руками, — верный признак скрытности характера…» Небрежность и сдержанность, стройность, прямизна стана и расслабленность. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац. То, что они «не смеялись», — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Напряженное ожидание Максима Максимыча, наконец, разрешилось: Печорин пришел. Но теперь нет штабс-капитана. А лошади уже заложены.

Внутреннее напряжение рассказчика (а вместе с ним и читателя) растет, ведь Печорин может так и уехать, не дождавшись Максима Максимыча. Правда, он не торопится.

На предложение рассказчика Печорин реагирует так, как нам хотелось: «быстро», с восклицанием «ах!», с вопросом «где же?». Но ему «вчера говорили» — а он вчера не торопился и сегодня чуть не уехал… Что же все это значит?

«Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи…» Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, вдыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче: он бежал, «что было мочи… едва мог дышать; пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину».

Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным: «…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку».

Два длинных похожих слова «довольно холодно» — и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой» — и снова длинное протяжное слово «протянул», так непохожее на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча.

Читатель на минутку останавливается, как и Максим Максимыч, натолкнувшись на медленное спокойствие Печорина, и сразу же снова торопится вместе со штабс-капитаном, который «на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

«Протянул» и «схватил» — какие разные слова, да еще «довольно холодно протянул» и «жадно схватил»! Так в одной фразе раскрываются обе души: ждущая, любящая, открытая и холодная, равнодушная, замкнутая.

Странный разговор происходит между Максимом Максимычем и Печориным. Если прочесть отдельно все реплики Печорина, вовсе не создается впечатление, что Печорин холоден, неприветлив. Сами по себе слова Печорина даже могут показаться теплыми.

Но мы ведь помним, что он мог прийти еще вчера вечером, а пришел только сегодня утром и чуть не уехал, забыв о Максиме Максимыче.

И мы слышим, что говорит старик, — в сравнении с его словами реплики Печорина оказываются убийственно холодными, пустыми, бездушными:

  • Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? — сказал Печорин.
  • А… ты?., а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик… — сколько лет… сколько дней… да куда это?

Печорин «сказал». Старик «пробормотал со слезами на глазах». Приветливые слова оказываются слишком спокойными, слишком гладкими и потому пустыми рядом со сбивчивой речью Максима Максимыча: «а… ты?., а вы?». Обычно говорят: «Сколько лет, сколько зим» — время измеряют годами.

Максим Максимыч сказал иначе: «Сколько лет… сколько дней» – каждый день без Печорина старик помнил о нем, мечтал хотя бы о случайной встрече, мечтал как о чуде, не веря.

Чудо осуществилось, и что же? Ответы Печорина на прерывистые вопросы старика оказываются нестерпимо холодными, даже грубыми: «Еду в Персию — и дальше», «Мне пора…»

Здесь искали:

  • где встретились максим максимыч и печорин в последний раз

Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-poslednyaya-vstrecha-maksima-maksimycha-i-pechorina/

Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Лермонтов м. ю. - Последняя встреча печорина и максима максимыча

    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято.

Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

 

    В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах.

Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности. 

    В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое нашего времени». В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя. Особенный смысл в этой повести имеет противопоставление Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия. Эта повесть построена как дорожный эпизод. 

    Максим Максимыч и рассказчик узнают, что во двор их гостиницы приехала коляска Печорина. Пожилой штабс-капитан очень взволнован этим и жаждет увидеть старого товарища. Он уверен, что как только Печорин узнает, кто ожидает его, сразу же прибежит и будет очень рад встрече.

Максим Максимыч даже выбегает за ворота встречать его. Но Печорин не торопится возвращаться из гостей. Появляется он лишь на следующий день, чтобы тут же отбыть в Персию. Таков сюжет этого эпизода. Но с помощью таких незамысловатых событий автор раскрывает характеры своих героев.

 

    Печорин появляется после разнообразных жизненных событий, описанных в остальных частях романа. Позади остались Петербург, Пятигорск, Тамань, Кавказ. Читатель уже узнал, кто такой Печорин, но он был показан глазами Максима Максимыча. Теперь мы видим героя глазами рассказчика.

Тонкое наблюдение за внешностью Григория Александровича позволяет набросать его внутренний портрет. В характере Печорина, передаваемом через его портрет, есть несколько особенностей. Автор подчеркивает через внешность сложность и противоречивость личности Печорина.

Его «крепкое сложение», «широкие плечи» противоречат «чему-то детскому» в улыбке, «женской нежности» кожи, небрежности и ленивости в походке. 

    Особенность походки Печорина заключалась еще и в том, что «он не размахивал руками». Автор отмечает, что это «верный признак скрытности характера». Лермонтов уделяет внимание передаче жизненной усталости своего героя: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…». Говоря о глазах, зеркале души каждого человека, автор отмечает: «… они не смеялись, когда он смеялся!… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». 
    Перед нами — уставший от жизни молодой человек, обладающий яркой индивидуальностью и сложным внутренним миром.

    В противовес ему дается Максим Максимыч. Это открытый человек, полностью обращенный к своему ближнему. Старый штабс-капитан всей душой верен прошлой дружбе с Печориным.

Узнав о том, что Григорий Александрович наконец появился во дворе гостиницы, он бросил все свои дела и побежал навстречу старому товарищу: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос… приклеились ко лбу; колена его дрожали…». 

    Увидев долгожданного друга, Максим Максимыч хотел броситься ему на шею, но Печорин лишь дружественно протянул руку. И это неудивительно, ведь он не считал штабс-капитана своим другом или товарищем. Для Печорина это был очередной человек, с которым его на время свела судьба, и ничего больше. 
    Можно сказать, что Максим Максимыч был случайным свидетелем его очередной душевной драмы. При краткой беседе штабс-капитан напоминает Печорину о Бэле. Становится понятно, что молодой человек не желал бы вспоминать об этом: «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся». Это еще один тяжкий груз на его душе, который ему не хотелось бы показывать. Поэтому он говорит о юной черкешенке, «принужденно зевнув». 
    Этот человек никому не позволяет проникнуть в свою душу, понять, какие чувства он испытывает. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека. Он не желает уделить Максиму Максимычу ни одной дополнительной минуты, чем сильно обижает старика. И нахмуренный штабс-капитан говорит Печорину: «Не так я думал с вами встретиться…». Тут в герое на секунду просыпаются дружеские чувства, и он обнимает Максима Максимыча. И тут же уезжает, давая понять штабс-капитану, что они навряд ли еще когда-нибудь встретятся. Максим Максимыч обижен в своих лучших чувствах. 

    Благодаря этому эпизоду и сопоставлению с пожилым штабс-капитаном можно ярче увидеть фигуру Печорина. Он не может думать о других людях: Печорин для этого слишком закрыт и сконцентрирован на себе.

Доброта и искренние дружеские чувства Максима Максимыча не вызывают в нем никакого отклика. Читатель видит, что за прошедшее время Печорин окончательно заболел неизлечимой скукой и безразличным отношением не только к другим, но и к своей судьбе.

Поэтому после эпизода последней встречи автору ничего не оставалось, кроме как «умертвить» своего героя.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4369-geroj-nashego-vremeni

Refy-free
Добавить комментарий