Лермонтов м. ю. — Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

Сочинение: Особенности жанра поэмы в творчестве Лермонтова на примере Мцыри — Сочинение

Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ»)

Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора.

Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы «Мцыри».

Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние позиций автора и рассказчи­ка, своеобразие сюжетного построения произведения, определив черты характера главного героя как героя романтической поэмы, обозначив особую роль приро­ды в произведении. Примечательно то, что ученица не только указала черты, характерные для жанра поэмы, но и отметила, в чем состоит новаторство М. Ю. Лер­монтова.

Поэма «Мцыри» – наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представля­ет собой романтическую поэму. Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет – бегство героя из неволи и стрем­ление обрести свободу.

Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православ­ному, то есть под свободой поэт подразумевает не сми­рение перед объективным ходом вещей и подчинение воле Божьей, а вседозволенность.

Это выражено даже на сюжетном уровне – герой совершает побег с целью «уз­нать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать по­слушником довольно сложно.

жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эго­центризмом и субъективизмом, которые свойственны

поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является сво­бода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…

«Тоска по родине святой» выражается не только в жела­нии вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ – это способ обретения собственного «я».

Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой героя с барсом.

Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя, прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой.

Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы – песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная». И дей­ствительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.

Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.

В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным. Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».

Помимо конфликта между человеком и судьбой, в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».

Природа в поэме составляет и отдельную тему фило­софских размышлений автора. Эта тенденция прослежи­вается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в еди­нении с ней поэт находил умиротворение:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах тради­ционно преобладает лирическое начало.

Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию. Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия.

Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма «Мцыри» – уникальное произ­ведение, один из лучших образцов поэтики романтизма.

О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные приемы, используемые автором, и особенности по­строения сюжета.

Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт. На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.

Здесь искали:

  • краткие Особенности жанра поэмы в творчестве М Ю Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)

Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-osobennosti-zhanra-poemy-v-tvorchestve-lermontova-na-primere-mtsyri/

Лермонтовская энциклопедия. ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм.

Ученич. лирика Л. (1828-29) ориентирована отчасти на традиц. образцы, представленные в сб-ках его поэтич. учителей: так, «Опыты в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова (1817), «Стихотворения» А. С. Пушкина (1826) и др. еще сохраняли в известной мере в структуре элементы жанровой классификации 18 в.

К ней восходят уже архаичные для 20-х гг. опыты Л. в «легкой поэзии»: антологич. басня-аллегория «Заблуждение Купидона», моралистич. эпиграммы, «Мадригал», идиллия «в древнем роде» в александрийских стихах «Пан» и анакреонтич. стихи типа «Пира», «Веселого часа», «К друзьям» и др.

В дальнейшем эти жанровые формы у Л. исчезают (исключение — немногочисл. эпиграммы-сентенции и мадригалы «на случай»). Несмотря на архаич. лит. среду Пансиона и университета, юный Л. ориентируется на малые (младшие, сложившиеся позднее) Ж.: ни ода, ни псалмодич. лирика, ни дидактич.

послание в его поэзии не отразились.

Устойчивыми для лирики Л. оказываются Ж. элегии, романса («мелодии», лит. песни), баллады. Все они не имеют четких границ и сильно деформированы в сравнении с классич. образцами.

Так, признаки сюжетного строения баллады обнаруживаются в послании «К NN ***» («Не играй моей тоской»), «Грузинской песне»; напротив, балладная форма («Два сокола») лишена балладного сюжета; нет сколько-нибудь четких различий между романсом, лит. песней и «мелодией».

Из «старших» жанров Л. обращается к элегии. Самим поэтом названы «элегией» всего два стих.; в 1829 — традиционная для 20-х гг. «унылая элегия» — угасание чувств, старение души. («О! Если б дни мои текли»), в 1830 — аналогичная медитация («Дробись, дробись, волна ночная»), произносимая от имени «добровольного изгнанника» — лирич.

героя чайльдгарольдовского типа, по-видимому, воспринятого через призму пушкинского «Кавказского пленника». К разл. типам элегии тяготеет у Л. ряд стихов 1828-30, несмотря на отсутствие авт.

жанровых обозначений; такова «Цевница» в александрийских стихах или близкие к «кладбищенской» элегии «Оставленная пустынь предо мной», «Кладбище»; их содержание — медитация при виде руин, символизирующих бренность человеческого существования. Неск. стих. 1829 ориентированы на элегию Е. А. Баратынского сер. 20-х гг., приходящую на смену старой «унылой элегии»: «К…

» («Не привлекай меня красой»), «К***» («Мы снова встретились с тобой»). В раннем творчестве определяется и Ж. историч. элегии с элементами романса и баллады, близкой к элегиям Батюшкова, но с более ясно выраженными чертами лиро-эпич. повествования: «Наполеон» («Где бьет волна о брег высокой»).

Первые опыты романсов Л. сохраняют характерную «рефренную» композицию [«Романс» («Невинный нежною душою»)], что было нередко и в рус. романсах 30-х гг.; следы этой традиции ощущаются и в произв., лишенных жанрового обозначения, но тяготеющих к романсу («Благодарю»). О лит. песне у Л. см. в ст. Фольклоризм.

Лиро-эпич. Ж. представлены в ранней лирике Л. прежде всего балладой. Л. варьирует или переводит ряд образцов лит. баллады; особое значение для него в это время приобретает Ф. Шиллер. Ранние баллады Л. имеют исключительно любовные сюжеты и непосредственно сближаются с чисто лирич. опытами юного Л.

Уже с 1828 Л. обращается к жанру лирич. поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и др.), перерабатывая сюжеты пушкинских «южных поэм». Увлечение «байронической поэмой» Пушкина, И. И. Козлова и др. подготовило Л. к активному восприятию подлинного духа поэзии Дж. Байрона в 1830-31. Из рус. байронич.

поэмы он усваивает мелодраматизм ситуаций и стремит. развитие сюжета; для него характерен интерес к байронич. «герою-преступнику». Очевидно, эти же лит. устремления сказались в балладных опытах Л. типа «Атамана». В ранних поэмах Л. сохраняет непрерывную сюжетную линию, избегая временных сдвигов и характерной для Байрона поэтики «тайн»; позднее поэмы Л.

увеличивают лирич. потенциал, допуская сюжетные эллипсы, нередко заполняемые эмоц. пейзажными описаниями («Последний сын вольности», 1831, и др.). Перенося центр тяжести с событийного повествования на психологию героя, Л.

создает и поэму-фрагмент, представляющую собой монолог-исповедь с ослабленной сюжетной основой («Исповедь»); такой монолог получит развитие в «Боярине Орше» и «Мцыри».

В поэмах с нац.-героич. темой (на др.-рус. материале), связанных с декабристской гражд. традицией («Последний сын вольности»), видоизменяется самый Ж. поэмы; герой утрачивает черты «преступника», но усилен элемент «тайны» в построении сюжета; вводятся монологи в духе гражд. политич. оды или трагедии эпохи декабризма.

Воздействие декабристского романтизма в 1830-31 отозвалось в жанровых поисках Л.: появляется замысел политич. трагедии из эпохи рим. республиканизма («Марий») и поэмы о борьбе с татарами («Мстислав»); вторая в еще большей степени, нежели «Последний сын вольности», должна была приблизиться к традиции декабристской гражд.

поэмы.

1830-31 — период особенно интенсивного и преим. лирич. творчества, хотя параллельно идет работа над драм. опытами. Если в поэмах Л. лирич. доминанта вполне очевидна, то в драматургии лирич. начало сказывается косвенно: в ориентации на драму шиллеровского образца, с мелодраматизацией конфликта, эмфатич.

лирич. прозой и ясно выраженным автобиографич. началом («Menschen und Leidenschaften», «Странный человек»). В драм. опыты Л. переносит полностью нек-рые лирич. стихи автобиографич. значения («Видение» и др.). Вместе с тем именно в названных драмах воплощается объективно-эпич. струя творчества Л.

— в описаниях быта, в т.ч. социального (см. Драматургия). В эти же годы появляется у Л. лирико-символич. драм. поэма с условными персонажами и местом действия («Ангел смерти», «Азраил»); она близка к «мистериям» Байрона и шире — к Ж. символико-аллегорич. «мистерий», распространявшемуся в рус.

лит-ре 30-х гг.

Наибольшее жанровое разнообразие в ранней лирике Л. приходится на 1830-31. Наметившиеся в 1828-29 Ж. не исчезают, но видоизменяются. Историч. элегия под воздействием декабристской традиции приближается к рылеевской «думе»; это обозначение появляется при стих. «Наполеон» («В неверный час…»), «Могила бойца»; к думам примыкает «Св. Елена». В отличие от лиро-эпич.

дум Рылеева, лермонт. думы сохраняют большее родство с элегич. медитацией и не связаны жесткой композиц. структурой. Сильнее традиция гражд. поэзии сказывается в жанре политич. оды [«10 июля (1830)», «30 июля. — (Париж) 1830 года», «Новгород»], к-рая воспринимает ораторско-декламац. интонации антитиранич. стихов декабристов вместе с политич.

лексикой, «словами-сигналами», специфич. синтаксич. конструкциями (анафора, период, обилие риторич. обращений побудит. или инвективного характера и т.д.). Политич. ода у Л. не образует автономного жанра; она сочетается с традицией сатиры-инвективы и даже медитативной элегии, что было характерно, в частности, для франц. поэзии периода Революций 1789 (А. Шенье) и 1830 (О.

Барбье); рус. образцом такого смешанного Ж. явилась политич. элегия Пушкина «Андрей Шенье» (отразившаяся у Л.). К этому Ж. тяготеет ряд стих. Л.

— как гражданских [«К***» («О, полно извинять разврат»), «Приветствую тебя, воинственных славян»], так и интимных («Безумец я! вы правы, правы»); в 1830-31 в русле этой жанровой традиции возникает цикл стихов, построенных как предсмертный монолог поэта перед гибелью (казнью): «Из Андрея Шенье», «Настанет день — и миром осужденный» и др.

, где мотив самопожертвования «за дело общее» является в то же время лирич. ситуацией любовной элегии; эти стихи опираются на традицию Шенье, отчасти воспринятого через Пушкина. Т. о., жанровые границы элегии и политич. оды оказываются зыбкими, подчас неопределенными; это будет свойственно и поздней лирике Л.

В романсах 1830-32 лирич. ситуация обычно объективирована; однако, как правило, объективация условна или аллегорична [«Романс» («Стояла серая скала на берегу морском»)]. Как романс, так и «мелодия» этих лет не обладают ясно выраженными жанровыми признаками и по существу представляют собой Ж. лирич.

миниатюры, сохранившейся до конца творч. пути Л.; они стремятся к повышенной музыкальности ритмомелодич. строя. Ср. «Еврейскую мелодию» («Я видал иногда, как ночная звезда» с внутр. рифмой), «Звезду» («Светись, светись, далекая звезда»), близкую к «мелодиям» Т. Мура. Жанровыми образцами «мелодий» служат Л.

«Еврейские мелодии» Байрона и «Ирландские мелодии» Мура.

Увлечение Байроном (1830-31) сказалось в появлении новых жанровых образований, отчасти подготовленных стихами 1828-29. К ним в первую очередь относятся «стансы». Стансы как стихи небольшого объема с неопределенными жанровыми и тематич. признаками известны в рус. поэзии с 18 в. У Л. так обозначено 6 стих. 1830-31 элегич.

характера, имеющих, однако, в отличие от элегий, строфич. форму (четверостишия, шестистишия, восьмистишия); обычный размер — четырехстопный ямб, позднее прибавляется анапест или хорей с анапестич. анакрузой («Не могу на родине томиться»).

Их содержание — неразделенная или обманутая любовь; обычное построение — обращение к возлюбленной от имени лирич. героя или медитация, но более напряженная, нежели в обычной элегии. Можно думать, что такое понимание «стансов» подсказано знаменитыми «Стансами к Августе» Байрона — лирич.

медитациями в форме послания, отразившимися, между прочим, в стих. «Хоть давно изменила мне радость». Формы подобного рода, в большей или меньшей степени навеянные Байроном (ср. стих. Л. «Farewell», 1830), особенно часты в лирике Л. 1830-31; помимо лит. традиции, появление их объясняется и творч. историей, и назначением стих.

, как правило, обращенных к конкретным адресатам и образующих лирич. циклы; дневниковый характер (см. Дневник) лирики раннего Л. в известной мере определяет собой ее жанровые особенности.

От Байрона приходит к Л. особая жанровая форма, занимающая ср. положение между поэмой-исповедью и лирич. медитацией и обозначаемая им иногда как «отрывок» [«Отрывок» («Три ночи я провел без сна — в тоске»)] или «монолог» (что подчеркивает ее близость к фрагменту из поэмы или поэме в форме фрагмента — см. выше); иногда Л. озаглавливает такие стихи датой, как дневниковую запись («1830.

Маия. 16 число», «1831-го июня 11 дня»); они написаны от первого лица и представляют собой филос. медитацию; любовная тема обычно отсутствует или приглушена. Нередко медитация принимает символико-аллегорич. характер: «Сон» («Я видел сон»), «Смерть» («Ласкаемый цветущими мечтами»), «Ночь» (I-III), «Видение» и др.; отличит.

их особенность — стиховое оформление; пятистопный безрифменный ямб; в символике ощущаются эсхатологич. мотивы. Их жанровый образец — «Тьма» и «Сон» Байрона. В пределах этого жанра Л. в 1830-31 разрабатывает широкий круг тем, преим. философских. На протяжении 1832 нарастают изменения в системе лирич. Ж.; увеличивается удельный вес эпич. элементов.

Особое значение приобретает баллада, к-рая впитывает фольклорные мотивы, осложняясь воздействием лит. переработок фольклора (см. Фольклоризм). Разработка в пределах лиро-эпич. форм нац. темы, начавшаяся еще в 1831 («Поле Бородина»), идет с возрастающей интенсивностью; в балладе ощущаются черты сказа и стилизации: «Тростник», «Два великана», «Желанье» («Отворите мне темницу»).

Сказ способствовал преодолению ранней лирич. субъективности (см. Автобиографизм); др. средством оказалась ирония.

Уже в 1830-31 Л. обращается к собственно сатирич. Ж. (вообще редким в его творчестве, хотя в посланиях, поэмах, драмах и прозе Л. постоянно встречаются элементы сатиры). Первая сатира Л. «Булевар» — тип сатирич. панорамы, получившей нек-рое распространение в 30-е гг., самая тема в значит. мере подсказана требованиями Ж.

Вторая — «Пир Асмодея» — основана также на обычной для того времени символике сатирич. фельетона; здесь сатира приобретает политич. окраску. На протяжении всего творчества Л. писал эпиграммы; однако они значительно уступают эпиграммам Пушкина, Вяземского, Баратынского, культивировавших этот Ж. как средство лит.

борьбы; в этом отразилось общее падение культуры эпиграммы в 30-е гг.

В 1832 иронич. тональность приобретает у Л. баллада («Из ворот выезжают три витязя в ряд»), послание («Примите дивное посланье»), лирич. медитация («Что толку жить!… Без приключений…»), эротич. фрагмент («Девятый час; уж тёмно; близ заставы»).

В дальнейшем, под воздействием атмосферы игриво-непристойной удали, царившей в юнкерской школе, у Л. появляются сгущенно-эротич. и натуралистич. мотивы (т. н. юнкерские поэмы); обращение к бытовой сфере, анекдоту, стихотв. новелле сказывается на жанровой природе лирич. стих.

, где ирония переходит в пародию и гротеск («Юнкерская молитва», «На серебряные шпоры», «Катерина, Катерина!»). Эти творч. тенденции получают завершение в иронич. стихотв. новелле «Тамбовская казначейша» и в поэме (стихотв. повести) «Сашка», где иронич.

картина нравов усложняется традицией филос. медитации (в лирич. отступлениях).

Своеобразную эволюцию в 1832-35 претерпевает Ж. романтич. поэмы: начиная с «Измаил-Бея», в ней прочно эакрепляется «кавказская тема» («Каллы», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). При сохранении и даже оживлении внешних композиц. форм «байронич. поэмы» (с элементами «тайны», сюжетными эллипсами, «неистовым» героем), она в значит. мере теряет первонач. лирич.

характер, насыщаясь бытовыми этнографич. реалиями и мотивировками и усиливая повествоват. элемент в духе романтич. ориентализма 30-х гг. В этом отчасти сказалось знакомство Л. с ориентальной балладой В. Гюго [ср. «Прощанье» («Не уезжай, лезгинец молодой»)] В 1832-34 Л. уже прямо обращается к прозе («Вадим»), оставаясь в русле традиции «неистовой» прозы Гюго.

Последний этап эволюции Л., начавшийся в 1836-37, характеризуется преодолением традиций «неистовой школы» и оживлением лирич. начала, при сохранении значимости эпич. элемента. Чертами переходности отмечен «Маскарад», сочетавший композиционно-стилистич. особенности мелодрамы и сатирич. «высокой комедии» (типа «Горя от ума»), и незаконченная «Княгиня Лиговская», где остроромантич.

конфликт, окрашенный социально, облекается в форму повести, предвосхищающей натуральную школу. К 1837 относится кульминация фольклорных интересов Л., результат к-рых — создание «микроэпоса»: «Бородино» — в форме солдатского сказа и «Песня про… купца Калашникова» — стилизов. былина с балладными элементами (аналогичные явления на кавк. материале — сказка «Ашик-Кериб» и «Беглец»).

Вместе с тем именно Ж. поэмы в творчестве Л. оказывается наиболее устойчивым; сохраняя сюжетно-повествоват. характер, усилившийся в 1832-35, поздние поэмы в то же время остаются генетически связанными с Ж. поэмы-исповеди, определившимся еще в раннем творчестве.

Работа над «Демоном» не прерывается с 1829, завершающий ее этап относится к 1839; ранняя «Исповедь» включается как центр. монолог героя в «Боярина Оршу» и затем в «Мцыри». Магистральной линией эволюции поэмы у Л. можно считать лирич. поэму с единым центр. героем, чей субъективный мир преим. интересует поэта. По-видимому, в неоконч.

«Сказке для детей» начал вырисовываться несколько иной тип поэмы, сохраняющей лирич. колорит, но ставящий душевную жизнь героя в связь с формирующей средой; показательна здесь строфа — 11-стишие, близкое к октаве, к-рая в дальнейшем становится обычной для «повести в стихах»; к такому жанровому определению склоняют также иронич.

интонации начала. Эта тенденция творчества была оборвана гибелью Л.

Подобное взаимопроникновение эпики и лирики присуще и стихам позднего Л. Дескриптивными батальными сценами насыщается любовное послание («Валерик»). Особое значение приобретают лиро-эпич. Ж., прежде всего баллада, нередко написанная от лица рассказчика и получающая форму сказа, где сознание повествователя близко нар.

сознанию: «Узник», «Соседка», «Завещание» («Наедине с тобою, брат»), «Свиданье». В поздних балладах определяющие черты Ж. приглушены; они легко приобретают песенные и романсные признаки (ср. близкую к ним «Казачью колыбельную песню» с напряженным внутр. сюжетом).

Особенность их — отсутствие события, «эпизода», центр тяжести переносится на ситуацию, атмосферу, психологию героя, сюжет нередко остановлен на кульминации, развязка лишь предполагается; в поэтике особая роль принадлежит символике («Листок»). Все это увеличивает лирич. потенциал баллад; в нек-рых случаях можно говорить о лирич. доминанте [ср.

«Пленный рыцарь», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)], тем более, что ряд баллад разрабатывает драматич. любовную ситуацию. К последним примыкают лирич. миниатюры с близким символич. значением («Утес», «На севере диком»).

Лирич. медитация у позднего Л. представлена также синкретич. Ж., наметившимся уже в 1830-31 и вобравшим в себя черты медитативной элегии, сатиры и инвективы, по типу «ямбов» О. Барбье («Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Дума», «Не верь себе», «Как часто, пёстрою толпою окружён»). В «Последнем новоселье» этот Ж. преобразован в политич. оду. В рус. поэзии 40-х гг.

, где «Дума» Л. получила особую популярность, название стих. приобрело оттенок жанрового обозначения — для рефлективных стихов о совр. поколении, ни структурно, ни тематически не связанных с традицией рылеевских дум. Среди медитаций Л.

выделяются также образцы романсного типа («Тучи», «Отчего», «И скучно, и грустно» «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю»).

Особняком в поэзии Л. стоит лирич. стих. программно-декларативного характера, построенное как драматич. сцена («Журналист, читатель и писатель»).

Позднее творчество Л. характеризуется, т.о., все развивающейся тенденцией к стиранию жанровых границ и созданию своеобразных синтетич. жанровых форм. Установка на «прозаизацию» лирики, освобождение от традиц. «поэтизмов», упрощение внешних особенностей формы и т.д. стоят в прямой связи с усиленной работой Л. над созданием большой прозаич.

формы и шире — с эволюцией рус. лит-ры в целом, в т.ч. с процессом вытеснения поэзии прозой. Вместе с тем в творчестве Л. этот процесс носит особый характер, т. к. его роман («Герой нашего времени») испытывает сильное воздействие не только эпич., но и собственной лирич. поэзии, что находит прямое подтверждение в его стилистике (см.

Проза, Русская литература 19 века).

Лит.: Фишер, с. 221-36; Эйхенбаум (3), с. 29-32, 83, 101-26; Эйхенбаум (12), с. 289-359; Розанов (3), с. 151-59, 196-06; Максимов (1), с. 31-103; Турбин (1), 142, 147-49, 204-09.

Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/dictionary/lermontov-encyclopedia/articles/171/zhanry-poezii-lermontova.htm

Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова

Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

…Борьба есть условие жизни… В. Белинский
Поэма – один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу – таковы “Полтава” А. С. Пушкина, “Хорошо!” В.

В. Маяковского, с другой – к лирике, куда можно отнести “Руслана и Людмилу” и “Цыган” А. С. Пушкина, “Орину, мать солдатскую” Н. А. Некрасова, “Соловьиный сад” А. А. Блока. “Анна Онегина” С. А. Есенина и “Двенадцать” А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называются лиро-эпическими.

А Н. В. Гоголь вообще эпические “Мертвые души” назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения.
Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим.

Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы “Кому на Руси жить хорошо” неоспорим), А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский (лиризм поэм “Облако в штанах”, “Человек” стал осознаваться лишь в наше время) и многие другие. Жанр поэмы – один из любимейших в творчестве Лермонтова.

За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.

Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Мцыри”, “Демон”.

Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы. Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри”.

Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба. В основе сюжета “Мцыри” лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи.

Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (“Исповедь”), пленника монастырской тюрьмы (“Боярин Орша”). Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой.

Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него.

Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы – “Демона”), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили – таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного. “Мцыри” – апофеоз лермонтовского романтизма.

Герой поэмы – могучая личность, противостоящая окружающему миру. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря: Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к “крутым и темным скалам”, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной – главная черта, определяющая характер героя.

Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву – утрату бессмертия души: Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… Свобода для Мцыри – высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл.

Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме: И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул. Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на “деву гор”. Он был во всем сыном своей земли и своего народа: …да, рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних молодцов.

Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы.

В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявить? По законам романтизма, герой проявляет свою “одну, но пламенную страсть” в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > “в час ночной, ужасный час”, так напугавший мс? нахов, что они “ниц лежали на земле”, и встреча С барсом.

Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь. Предчувствие неудачу побега автор подчеркнул с помощью пейзажа.

В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью.

Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага: Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста…

Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть.

Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли.

Это не вынужденный, а добровольный уход из мира “келий душных и молитв” в мир чистой природы: Ты перенестъ меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист… В фразе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с “цветком темничным”, познавшим губительную “сладость бытия”, но не отказавшимся от этого искуса: …Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок. В этих словах – трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс. Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.

Я думаю, что, создавая свою поэму, Лермонтов стремился противопоставить Мцыри “позорно-равнодушному” поколению “смиренных рабов”. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

Loading…
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. ЛермонтоваСочинение по картине В. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/osobennosti-zhanra-poemy-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/

Жанр поэмы в творчестве Лермонтова

Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

За 27 лет жизни Лермонтов написал 28 поэм. К этому жанру он обращался чаще сего. Большая часть создана в ранний период творчества Лермонтова. Тематически юношеские поэмы тяготеют к двум направлениям — кавказскому и декабристскому.

Лермонтов пока еще заимствует отдельные фразы, сюжетные коллизии, заглавия. Юношеские поэмы открывают нам творческую лабораторию поэта, постигающего законы композиции, различные стилистические фигуры, приемы создания художественного образа.

В отличие от предшественников в романтических поэмах Лермонтова сюжет развивается предельно трагически, гибнет не один главный персонаж, но и все окружающие, как близкие по духу, так и враги («Кавказский пленник» Пушкина и Лермонтова).

Романтический герой нагружается всеми возможными переживаниями и страданиями: несчастной любовью и гибелью возлюбленной, изменой друга, сиротством, национальным угнетением, религиозным преследованием, лишением свободы.

Почти все романтические герои герои Лермонтова бегут из тюрьмы, монастыря, одинокого заточения и, конечно, погибают.

Лучшей по художественному уровню среди ранних поэм считается «Измаил-бей», где историзм в духе декабристских традиций сочетается с реально-бытовыми и этнографическими подробностями.

Из юношеских опытов вырастают два великих романтических образа, созданных поэтом, — это Мцыри и Демон.

К поэме «Мцыри» Лермонтов шел через ранние поэмы «Исповедь» (1830 г.) и » Боярин Орша» (1835 г.). В «Исповеди» определится форма предсмертного монолога, поэтическая строфа (впервые она встречается в переводе Жуковского «Шильонского узника» Байрона). Герой — » отшельник молодой, испанец родом и душой» — томится в неволе.

Гиперболизм в изображении внутреннего мира персонажа, таинственность, окружающая его и превосходящая эту романтическую примету в творчестве других русских романтиков, начиная с Жуковского, делает героя » Исповеди» характерной фигурой юношеских поэм Лермонтова.

Развивая этот образ в следующей поэме » Боярин Орша», автор приближает его к российской истории (место действия связано, как считает Белинский, с формированием вольницы Болотникова), отказывается от исключительной таинственности.

Герой получает имя — Арсений, национальное происхождение (» чела крутого смуглый цвет»; » в нем кипела кровь татар»), социальное положение (» найденыш без креста, презренный раб и сирота»).

Однако смысл жизни героя определяется и стремлением к свободе, и наказанием своих угнетателей, и запретной любовью к дочери своего хозяина. Только в поэме » Мцыри» лермонтовский герой обретет одну великую идею, во имя который живет, и не изменив которой погибнет.

Поэма «Мцыри» создана в 1839 г., т. е. тогда, когда в русской литературе больше десятка лет мощно развивается реалистическое направление (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Чтобы романтическое произведение в этот период стало событием и осталось бы таким навсегда, оно должно было быть написано совсем иначе.

Поэма — новаторское произведение-русского романтизма.

Уже в эпиграфе, взятом из Библии — сказание об Ионафане, автор подготавливает к исключительной судьбе героя, вводя архетипический образ медовой тропы (он встречается в лирике Лермонтова — «Бульвар» — я в поэме «Боярин Орша» — в сцене осуждения Арсения, где о медовой тропе говорят судьи). В поэме «Мцыри» медовую тропу, т. е.

запретную, но желанную, приводящую к гибели, если за персонажем нет защищающего его народа, как в Легенде об Ионафане, выбирает сам герой. По ней он идет, чтобы «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Но эта общая идея свободы, типичная для романтического мироощущения, погружена у Лермонтова в конкретное бытие героя -он стремится попасть на родину. Цена, которую Мцыри готов отдать » за несколько минут между крутых и темных скал».родной земли, необыкновенно высока: » рай и вечность» До такого уровня не поднимается ни один персонаж в русском романтизме. Именно эти строки были исключены цензурой.

Мцыри лишается автором обязательной таинственности, нам известна его биография; нет гиперболизма в портрете. Взаимоотношения человека и природы также решаются автором на новом уровне: человек и природа — не соперники, природа — не фон для переживаний, они равноправные участники в огромном и общем космическом мире.

Так же, как и человека, Лермонтов изображает природу в различных состояниях. Картины природы в этой поэме особенно ценил Белинский: » Вся природа несла ему (Лермонтову), свои дары,,, когда они писал поэму«. Человек побеждает природу — Мцыри убивает барса, но в этой схватке теряет силы.

Природа, ставшая врагом, закрывает герою путь на родину. Только в предсмертные минуты Мцыри вновь наступает единение с природой Герой Лермонтова ощущает себя частью космического мира, си наблюдает разные уровни его — от пропастей ущелья до неба.

Сравнение Мцыри с цветком прошло у Лермонтова заметную эволюцию от первых замыслов к поэме «Мцыри».

Романтическая поэма немыслима без любовного мотива. Он начинается встречей убежавшего юноши с грузинкой. Появившись в сюжете лишь раз, ее образ отзовется в другом очень распространенном романтическом образе русалки, ундины, гетевской Лорелеи. Смысл пребывания этих сверхъестественных красавиц всегда одинаков — они подчиняют героя.

У Лермонтова, умирающий в бреду Мцыри видит рыбку, слышит ее успокаивающую песню. Набор характерных примет для грузинки и рыбки одинаков (золотая тень — золотая чешуя; голос сладко вольный — серебристый голосок, мрак очей так глубок — взор грустно нежен и глубок). Мцыри приходит в себя, он не подчиняется зову сказочной рыбки остаться с ней в воде, где » привольное житье и холод и покой».

Герой Лермонтова не может изменить своему великому идеалу.

Творческая история поэмы » Демон» также начинается с юношеского периода. Тогда образ Демона рассматривается юным автором односторонне: » собранье зол — его стихия».

Причиной выбора пути зла героем становится несчастная любовь, измена или смерть возлюбленной.

Только во второй половине тридцатых годов образ романтического героя наполняется сложнейшим комплексом размышлений и страданий, а вся поэма приобретает философскую окраску.

В предшествующей литературе ни одну поэму мы не называли философской. Что же есть в лермонтовской поэме, что позволяет относить ее к этому жанру? Это проблема добра и зла, из которой сразу вырастает проблема смысла жизни.

Решается эта проблема Лермонтовым на библейском материале, к которому до русского поэта обращались Мильтон, Томас Мур, А. де Виньи, Байрон, Гете и т. д. Каждый из предшественников акцентировал свое понимание вопроса. Лермонтов никого из них не повторяет.

Его философская концепция, как и сюжет поэмы, оригинальны и связаны с его творчеством, с присущим ему духом отрицания чуждых идейно-художественных норм.

При всех романтических условностях образ главного героя и современниками и потомками воспринимался как образ не сверхъестественного заоблачного персонажа, а реально страдающего человека. Как автор, как его лучшие современники тридцатых годов, лермонтовский герой стремится к познанию Истины.

Именно так определена автором самая характерная черта Демона: познанья жадный. Только обладающий истиной может, по Лермонтову, чувствовать себя свободным, и в поэме выстраивается » цепочка»: познание — истина — свобода, а герой утверждает: » Я царь познанья и свободы».

За стремление к истине герой изгнан из рая и становится Демоном, злым духом. Он наказан бесплодностью чувств: » И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». Исцелением героя, в соответствии с романтической концепцией, может стать любовь.

Но возлюбленная Демона должна отличаться от всех прочих не только необыкновенной красотой. Ее идеальный образ Лермонтов передает в редакции поэмы под названием » редакция Лопухиной» или Берлинская (где она впервые была опубликована). Тамара получает особенный дар «жадной страсти», т. е.

способности сопереживания-сострадания (ср. с пушкинской трактовкой «Блажен, кто знает сладострастье…»).

У Демона на пути к любви возникают препятствия. В монастырь к Тамаре он проникает, научившись сострадать, а не презирать. Лермонтов «создает соответствующий образ камня, прожженного слезой, «слезою адскою, как пламень, нечеловеческой слезой». Но следующего испытания — забвения прошлого — Демон пройти не может и не хочет.

Ценой бездумного отношения к прошлому счастье для него невозможно. Такое решение характерно было для мыслящего поколения тридцатых годов. О том же независимо от Лермонтова писал Герцен: » Мы живем на рубеже двух миров — оттого особая тяжесть, затруднительность жизни для мыслящих людей. Старые убеждения, все прошедшее миросозерцание потрясены — но они дороги сердцу.

Новые убеждения, многообъемлющие и великие, не успели еще принести плода… Множество людей осталось без прошедших убеждений и без настоящих. Другие механически спутали долю того и другого и погрузились в печальные сумерки.

Люди внешние предаются в таком случае ежедневной суете; люди созерцательные — страданию: во что бы то ни стало, ищут примирения, потому что с внутренним раздором, без краеугольного камня нравственному бытию человек не может жить«.

Таким образом, в «Демоне» Лермонтов по-новому решает трагедию своего поколения, затерянного в «аравийской пустыне» безвременья, заблудившегося, по словам Чаадаева, в мире. Герой поэмы одинок, хотя подобных ему духов вокруг немало, но они не слышат, не понимают друг друга, не узнают.

Для раскрытия внутреннего мира автор использует монолог. Признания Демона созвучны словам Арбенина и Печорина, все они измучены «вечной борьбой без торжества, без примиренья».

Как характер романтический Демон в самом себе сочетает противоречивые черты, а его надежды и желания (хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру) осуществиться не могут.

На иной уровень поднимается Лермонтовым проблема, взаимоотношений с природой.

Единство чувства и интеллекта, жизни природы и человеческого разума — основа идеального гармонического мира, но героев окружает иной мир, где преступленья, казни, «где не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить».

Что остается человеку в таком мире? Для героини смерть, после нее за принесенные страдания рай, но Демону туда не попасть, а герою — вечное одиночество, вечное блуждание в мире без приюта. Вот такая человеческая трагедия стала основой философской поэмы Лермонтова.

В последний раз к образу злого духа Лермонтов обратился в поэме «Сказка для детей», но прежний «могучий образ» будет заменен другим (этот чорт совсем иного сорта), ароматический пафос сменится ироническим повествованием.

Помимо романтических поэм Лермонтовым написаны реалистические (или сатирические) «Тамбовская казначейша», «Сашка». «Песня про купца Калашникова» (1837), точно воспроизводящая при оригинальности сюжета все закономерности и правила поэтики устного народного творчества, считается величайшим достижением Лермонтова.

В созданных характерах отражены черты героев народной поэзии, и в то же время общая концепция не выходит за рамки идейно-политической системы Лермонтова.

На фоне русского средневековья изображены герои-антагонисты: опричник Кирибеевич как воплощение неограниченного личностного начала и купец Калашников как герой-мститель.

В отличие от романтической традиции Лермонтов возвышает героя — простого человека и наказывает героя-эгоиста Образ Ивана Грозного решен не в духе концепции Карамзина, а в соответствии с фольклорными представлениями. Именно с публикацией «Песни» (без имени ссыльного автора) появляется в печати первый отзыв Белинского о Лермонтове: «Наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

Источник: https://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/zhanr-poemyi-v-tvorchestve-lermontova.html

Жанры поэмы и драмы в творчестве Лермонтова

Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

За 27 лет жизни Лермонтов написал 28 поэм. К этому жанру он обращался чаще сего. Большая часть создана в ранний период творчества Лермонтова.

Тематически юношеские поэмы тяготеют к двум направлениям — кавказскому и декабристскому. Лермонтов пока еще заимствует отдельные фразы, сюжетные коллизии, заглавия. Юношеские поэмы открывают нам творческую лабораторию поэта, постигающего законы композиции, различные стилистические фигуры, приемы создания художественного образа.

В отличие от предшественников в романтических поэмах Лермонтова сюжет развивается предельно трагически, гибнет не один главный персонаж, но и все окружающие, как близкие по духу, так и враги.

Романтический герой нагружается всеми возможными переживаниями и страданиями: несчастной любовью и гибелью возлюбленной, изменой друга, сиротством, национальным угнетением, религиозным преследованием, лишением свободы. Почти все романтические герои Лермонтова бегут из тюрьмы, монастыря, одинокого заточения и, конечно, погибают.

Почти во всех ранних поэмах центральное сюжетное событие – исповедь героя, в которой иногда дается предыстория события, сообщаются некоторые сведения (большей частью, в виде неясных намеков) из предыдущей жизни героя. Сюжет состоит из нескольких эпизодов («вершинная» композиция), между которыми существуют временные и сюжетные пробелы (эллипсы).

Функция их в том, чтобы сохранить таинственность героя, создать и удержать атмосферу тайны, которой окружен герой и в которую окутано все лирическое повествование.

Из юношеских опытов вырастают два великих романтических образа, созданных поэтом, — это Мцыри и Демон.

К поэме «Мцыри» герой обретает одну великую идею, во имя который живет, и не изменив которой погибнет. Поэма «Мцыри» создана в 1839 г., т. е.

тогда, когда в русской литературе больше десятка лет мощно развивается реалистическое направление (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Чтобы романтическое произведение в этот период стало событием и осталось бы таким навсегда, оно должно было быть написано совсем иначе.

Поэма — новаторское произведение-русского романтизма. Общая идея свободы, типичная для романтического мироощущения, погружена у Лермонтова в конкретное бытие героя — он стремится попасть на родину.

Цена, которую Мцыри готов отдать «за несколько минут между крутых и темных скал» родной земли, необыкновенно высока: «рай и вечность». До такого уровня не поднимается ни один персонаж в русском романтизме. Именно эти строки были исключены цензурой.

Мцыри лишается автором обязательной таинственности, нам известна его биография; нет гиперболизма в портрете. Взаимоотношения человека и природы также решаются автором на новом уровне: человек и природа — не соперники, природа — не фон для переживаний, они равноправные участники в огромном и общем космическом мире. Так же, как и человека, Лермонтов изображает природу в различных состояниях.

Романтическая поэма немыслима без любовного мотива. Он начинается встречей убежавшего юноши с грузинкой. Умирающий в бреду, Мцыри видит рыбку, слышит ее успокаивающую песню. Набор характерных примет для грузинки и рыбки одинаков (золотая тень — золотая чешуя; голос сладко вольный — серебристый голосок, мрак очей так глубок — взор грустно нежен и глубок).

Творческая история поэмы «Демон» также начинается с юношеского периода. Тогда образ Демона рассматривается юным автором односторонне: «собранье зол — его стихия».

Причиной выбора пути зла героем становится несчастная любовь, измена или смерть возлюбленной.

Только во второй половине тридцатых годов образ романтического героя наполняется сложнейшим комплексом размышлений и страданий, а вся поэма приобретает философскую окраску.

Это проблема добра и зла, из которой сразу вырастает проблема смысла жизни.

При всех романтических условностях образ главного героя и современниками и потомками воспринимался как образ не сверхъестественного заоблачного персонажа, а реально страдающего человека.

Как автор, как его лучшие современники тридцатых годов, лермонтовский герой стремится к познанию Истины. Именно так определена автором самая характерная черта Демона: познанья жадный.

В «Демоне» Лермонтов по-новому решает трагедию своего поколения, заблудившегося в мире. Герой поэмы одинок, хотя подобных ему духов вокруг немало, но они не слышат, не понимают друг друга, не узнают. Для раскрытия внутреннего мира автор использует монолог.

Драматургия не занимает у Лермонтова столь значительного места, как поэзия и проза. Тем не менее драматические произведения проникнуты общим для всего лермонтовского творчества идейно-художественным пафосом, сходными мотивами, темами, образами.

Драматургия Лермонтова имеет ряд отличительных особенностей:

1. Влияние как европейских, так и русских драматических традиций.

2. Отражение в драмах философско-эстетического учения, популярного в среде передовой молодежи 30х гг.: самопознание, размышления о добре и зле, социально-утопическая теория.

3. Автобиографичность.

4. Драмы проникнуты общими для всего творчества темами и мотивами, общим идейно-художественным пафосом, сходными образами, настроениями.

Драмы тесно связаны между собой: общий тип драматургического конфликта, родство или подчеркнутая противопоставленность центральных героев, сходство некоторых ситуаций, нередки текстуальные совпадения и самоповторения.

Вершина драматургии Лермонтова — драма «Маскарад» (1835-1836). Это единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене. Однако цензура так и не пропустила ее, хотя поэт вынужден был в процессе работы идти на некоторые уступки.

Название пьесы приобретает символическое значение. Вся жизнь светского общества — маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешнего приличия и светской благопристойности скрываются порок, интриги, клевета, предательство и разврат.

«Маскарад» — романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях.

В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.

В драме можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью.

Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства, при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром».

Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_63136_zhanri-poemi-i-drami-v-tvorchestve-lermontova.html

Особенности творчества Лермонтова: проблематика, темы и художественные приемы

Лермонтов м. ю. - Особенности жанра поэмы в творчестве м. ю. лермонтова

Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман «Герой нашего времени», а в 10 классе повторяют пройденный материал.

Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов.

Ведь в нем очень много различных тонкостей.

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды.

Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, «Смерть поэта». Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны.

Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, — ранняя лирика, а то, что после, — поздняя.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях.

Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой.

Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова — психологические.

С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие.

Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря.

Ведь демон, чья стихия «собранье зол», любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб «мыслить и страдать».

Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение «Парус»: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой».

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса.

Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными.

Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе.

Более того, для него открываются высшие истины («И в небесах я вижу Бога»).

Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу». Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где «звезда с звездою говорит».

Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления.

Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение «Пророк».

В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: «Бог дал поэту всеведение пророка.

Однако если Пушкин надеялся на то, что будет «жечь глаголом сердца людей», Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать.

Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.

Анализ поэмы «Мцыри»

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри — непосвященный монах — всю жизнь чувствовал себя пленником.

Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса — олицетворение силы и храбрости.

В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова.

Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Роман «Герой нашего времени»

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа — Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта.

Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям.

Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь.

Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости.

Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами.

Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора.

Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

Источник: https://FB.ru/article/164614/osobennosti-tvorchestva-lermontova-problematika-temyi-i-hudojestvennyie-priemyi

Refy-free
Добавить комментарий