Лебон, Гюстав

Гюстав Лебон

Лебон, Гюстав


«Психология народов и масс» – труд французского врача, антрополога, психолога и социолога Гюстава Лебона, написанный в конце 19-го века. Настоящее издание включает в себя 2 книги: «Психология народов» и «Психология масс»Первая часть работы, «Психология народов», на мой взгляд, не открывает каких-то новых истин.

Мои впечатления будут крайне субъективны. Во-первых, многие его теории воспринимались мной в штыки, т.к. времена изменились, и рассуждать о некоторых вещах с позиций автора стало считаться дурным тоном (может, не всех смутит, но для меня это наложило определенный отпечаток).

Во-вторых, почти весь анализ производился от представителя расы «высшей», это сквозит во всех обобщениях.

В итоге наряду с немного непривычными сегодня расистскими и сексистскими суждениями (позиции последних приводятся без всякой задней мысли, как нечто само собой разумеющееся) мы имеем довольно предвзятый взгляд на заявленную проблему, хотя сравнения были приведены в полном объеме.
Толпе не нужна истина, ей нужна красивая ложь.

Являясь, по сути, ещё одной расовой теорией, которая отстаивает наличие у каждого народа так называемого «культурного кода», во многом определяющего единство и схожесть представителей одного народа (что доказывается автором рядом исторических примеров).

Сегодня подобные мысли уже не выглядят столь непоколебимыми в условиях размывания культурных границ и формирования новых очагов мультикультурных глобализированных цивилизаций. А Приведённые автором примеры в доказательство своей позиции можно также объяснить и фактором ингруппового фаворитизма, не ссылаясь на мистический «культурный код».

В то же время сильно обрадовала вторая часть работы, «Психология масс», в которой французский психолог и антрополог раскрывает и подробно описывает читателю те способы воздействия на толпу, которыми и по сей день пользуются т.н. «вожаки» (ими могут выступать и политики, и СМИ, и религиозные проповедники и пр.).

Лебон объясняет, чем опасен феномен толпы, которая привыкла прибегать к готовым мнениям на счёт явлений и вещей, во всем полагаясь на чужую волю и тем самым, снимая всякую ответственность с себя. После прочтения этой работы ещё больше критически осмысляешь весь поток информации, с которым приходится сталкиваться, анализируя его на предмет манипуляций и попыток спекуляции. Однако очень уж непривычно видеть тезисы о второсортном характере/интеллекте/роли женщины) Ну, не в Средние века все-таки товарищ писал сей труд!) 20 век — в окно стучится эмансипация, а Лебон все о традиционном патриархальном порядке упоминает.

У каждого народа свой характер.

Но как бы там не было, мысли описанные в книге будут актуальны всегда, но всё таки их формулировка соответствует духу того времени, когда писалась книга.

Глубокий экскурс в культурные особенности различных народов, объясняющий их различия на безсознательном уровне, заставляет задуматься и переосмыслить события, которые прошли за более чем сто лет спустя написания этой книги, относительно более традиционного взгляда.

На основании первой части, объясняющий особенности становления психологии народов, а в особенности народов Европы, во второй части органично делается вывод об особенностях психологии масс и толпы.

Так как автор — французский мыслитель, большинство примеров берётся из истории Франции, а именно, из одного из наиболее значимых периодов как её истории, так и истории человечества, а именно Великой французской революции. Подробный разбор событий того времени, с точки зрения только зарождающегося психоанализа, вызывает очень глубокий интерес.

Автор написал ещё несколько произведений после, где развил идею критики масс и толпы. Но удивительно, что его идеи использовались не для того, чтобы открыть глаза «простым» людям, т.е. толпе, чтобы она стала менее манипулируемой. Чтобы каждый думал сам, не поддаваясь влиянию красивых речей, которые взывают к низменным подсознательным потребностям, лозунгам и прочим манипуляциям. А, наоборот, его идеи «упростили работу» для будущих манипуляторов и диктаторов, многие из которых признавали его книги настольными.

Толпа жаждет повиноваться.

И сегодня данное произведение заставляет удивиться точности мыслям, которые в нём описаны. Анализируя актуальные политические события происходящие в мире, когда целые народы следуя низменным потребностям впадают в состояние варварства.

Смотря на маркетинговые уловки крупных (и не очень) корпораций, повышающие продажи, путём манипуляций со слабыми точками, которые есть почти в каждом человеке. СМИ, бесконечная реклама, многочисленные бестселлеры аля «…как нравиться людям» и т.д. это всё о том же, что писал Гюстав Лебон в конце 19-го века.

Кто-то увидит в этой книге лишь критику набравшего тогда силу социализма и угрожающего традиционным консервативным устоям «элиты», к которой относился сам автор. Кто-то увидит семена зарождающегося нацизма, так как идеи о неравенстве рас тут представлены очень чётко.

На мой взгляд книга — лишь анализ процессов, которые происходят в голове человека, который стал частью толпы. А так же — призыв к индивидуальности в мыслях, не смотря ни на что.

Книга Гюстава Лебона — одна из тех книг, которую справедливо называют нестареющей классикой, в которой присутствуют как мудрость, так и заблуждения.

Начнем с того, что это отнюдь не художественное произведение. А автор — совсем не писатель в привычном понимании смысла этого слова. Это — научный труд, монография, обобщающая опыт предшествующих работ.

Поэтому адекватную, качественную оценку материалам этой книги сможет дать, пожалуй, только человек, профессионально занимающийся социологией, историей, психологией или тот, кто прочитал множество других книг по схожим вопросам и уже ориентируется в них.

Но на сегодняшний день книга значительно уступает выпущенной позже, но менее раскрученной книге испанского философа XX века Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», в которой приведена более четкая терминология, а выводы – последовательны и всеобъемлющи, поэтому аннотация, которая призывает знать произведение наизусть любому, кто не желает стать бессловесной жертвой пропаганды, – слишком восторженная при данных обстоятельствах. TELEGRAM

[моё] Гюстав Лебон Психология Управление Манипуляция Народ Длиннопост

Источник: https://pikabu.ru/story/gyustav_lebon_psikhologiya_narodov_i_mass_6737457

Гюстав Лебон (Ле Бон, фр. Le Bon Gustave)

Лебон, Гюстав

(7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру, Франция — 13 декабря 1931, Марн-ла-Кокетт, Франция)

Биография (Полина Челпанова)

Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) родился в 1841 году в Ножан-ле-Ротру, Франция (Nogent-le-Rotrou, France), в семье с бретонскими и бургундскими корнями. Семья его, несмотря на дворянский титул, особым богатсвом не отличалась и принадлежала к так называемому 'среднему классу'. О детстве будущего ученого известно немногое.

Известно, что после окончания классического лицея Гюстав начал изучать медицину в Парижском Университете (University of Paris), а позже он продолжал учиться в Европе (Europe), Азии (Asia) и Северной Африке (North Africa).

Было это в период 1860-1880, и тогда Лебон уже начал писать свои труды, которые в разное время публиковались в медицинских изданиях.

Несмотря на то, что Гюстав Лебон считается доктором, он никогда не практиковал, а его вклад в медицину основывается на его научных статьях.

Так, в начале 1860-х Лебон опубликовал работу о хронических заболеваниях людей, который проживают в болотистых местностях. Немного позже он написал статью о явлении лихорадки при интоксикации организма, позже эта статья была дополнена еще рядом работ по теме все той же лихорадки.

Известно, что в область научных интересов Лебона входили кроме медицины археология, антропология и социология.

Его темой была и констатация и определение понятия человеческой смерти, и в 1866-м он издал книгу об этом, однако интерес эти работы стали представлять лишь столетие спустя. В тот же период (1860-е) Лебон написал и на тему размножения видов у человека и животных, и этот его труд выдержал множество переизданий.

В 1870–1771 Гюстав отправился добровольцем на фронт, где работал военным врачом, и этот опыт дал ему материал для исследований поведения человека в экстремальных условиях.

Позже (после 1870-х) Лебон активно занялся вопросами психологии, и именно он был первым, кто выдвинул теорию того, что 'психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов'.

Настоящее признание пришло к ученому к середине 1890-х годов, вместе с выходом его книги 'Психология народов и масс' ('Les Lois psychologiques de l'evolution des peuples', англ. 'The Psychology of Peoples').

Книга эта представляла собой подробный анализ психологии народных масс, тем самым определяя мотивы поведения индивида и причины исторических событий.

Этот труд оказался широко обсуждаемым, и впоследствии Лебон написал на подобную тему еще множество работ, в том числе и 'Психология толпы' ('La psychologie des foules', англ.

' The Crowd: A Study of the Popular Mind), 'Психология социализма' ('Psychologie du socialisme', англ. 'The Psychology of Socialism', 1908) и 'Эволюция материи' ('The Evolution of Matter', 1912).

Есть мнение, что труд ученого 'Психология толпы' во многом стал пособием для формирования фашистской теории лидерства, являясь своеобразным 'учебником' для Гитлера (Adolf Hitler), который даже ссылался на эту книгу в своей печально знаменитой книге 'Mein Kampf'.

Кроме того, отдал должное работе Лебона и Бенито Муссолини (Benito Mussolini), для которого 'Психология толпы' была едва ли не настольной книгой.

Трагедия заключалась в том, что его 'методами воздействия на толпу' умело воспользовались диктаторы, тщательно изучая их, а о том, насколько верны оказались мысли и исследования Лебона, можно судить по ходу истории.

Вообще, книги Гюстава Лебона изучали российский политический деятель Плеханов, французский философ Сорель (Georges Eugene Sorel), Муссолини, Гитлер, политик Габриель Ганото (Gabriel Hanotaux), а также Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud).

Гюстав Лебон умер 13 декабря 1931 года, в парижском предместье Марн-ла-Кокетт (Marnes-la-Coquette), в возрасте 90 лет.

Биография (М.Н. Мазаник)

ЛЕБОН (Lе Bon) Гюстав (1841-1931) — французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения: «Эволюция материи» (1886), «Психология маг-с» (1895), «Психология социализма» (второе русск. изд., 1908), «Психология революций», «Психология толпы», «Эволюция сил» (1907) и др.

В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических процессов и явлений, расцениваемых как общие у представителей одного народа.

Совокупность таких признаков обусловливает единство и специфику феноменов социального порядка, присущих данному народу: «души народа», его чувств, верований, мыслей, учреждений, искусств; душевный строй народа достаточно устойчив и связан с определенным общественно-историческим опытом.

Лебон поддерживал идеи иерархии рас и детерминации индивидуальных психических характеристик расовой принадлежностью.

Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Индивид в толпе характеризуется утратой индивидуального начала и возобладанием бессознательных мотивов в его поведении; в толпе действует «закон духовного единства толпы», подав- ляется индивидуальное рациональное начало. С элитарист-ских позиций Лебон оценивал историю цивилизации и делал прогнозы относительно ее будущности. По его мнению, достижения культуры связаны с деятельностью определенного аристократического начала, создающего и навязывающего массам идеи и образцы посредством утверждения, повторения и заражения. Выступал как противник идей демократии и равенства.

По мысли Лебон, развитие промышленности, средств массовой коммуникации, рост городов приведут к тому, что общественная жизнь все более будет зависеть от масс. Как результат, общество вступает в век масс, характеризуемый доминированием «бессознательной деятельности толпы».

Понятия «массы» и «толпы» Лебон отождествлял. Теоретические и идеологические позиции Лебон особенно ярко отразились в его критике социализма и социалистических идей. Социализм, согласно Лебон, может осуществиться лишь как общество, состоящее из толп неприспособленных к жизни людей и дегенератов.

Возможность прихода социалистов к власти Лебон связывал с мирным или вооруженным переворотом; результатом установления социалистического строя станет огосударствление экономики, приводящее к ее отставанию по сравнению с другими странами и к экономическому краху.

Социализм неизбежно, как считал Лебон, эволюционирует к анархии и к диктатуре.

Творчество Лебон, нося скорее публицистический, чем исследовательский характер, тем не менее привело к созданию ранних вариантов концепций массового общества и массовой культуры, повлияло, в частности, на Фрейда (концепция родового бессознательного и др.).

Гюстав Лебон о народах и социализме в России… (Социологическая энциклопедия в двух томах / Под ред.Г.Ю. Семигина, М., «Мысль», 2003 г., том 2, с. 549.)

Француз Гюстав Лебон (1841-1931) известен большинству как автор работ, посвященных эфектам толпы.

Менее известно, что Г. Лебон крайне негативно относился к идеям равенства, утверждая, что закономерным следствием развития цивилизации является дифференциация индивидов и рас, нормальные взаимоотношения которых немыслимы вне иерархического устройства.

В своих публикациях он «…

подразделяет расы и народы по уровню развития на четыре группы: — первобытные — те, что остановились на уровне каменного века (фиджийцы, аборигены Австралии); — низшие — те, кто имеет зачатки цивилизации («негры»); — средние — те, кто обладает высоким типом цивилизации (китайцы, японцы, семиты);

— высшие — индоевропейцы с характерным для них высоким уровнем культурного развития.

Основной критерий развитости народа — способность контроля над своими инстинктами.

Приобретая власть над собой, народ осознает необходимость общественного самопожертвования во имя национального идеала, обретает потребность самосовершенствования, энергию, волю, предопределенных расовым фактором, влияющим и на способность народа воспринимать те или иные идеи, включая социалистические, которые «как и разные учреждения у народов, суть последствия их расы».

Сам народ рассматривается как пирамида, основание которой составляют тёмные массы, среднюю часть — образованные слои, вершину — небольшая группа творческих личностей (ученых, писателей, артистов), достигшая совершенства в процессе жесткого социального отбора и определяющая уровень цивилизованности страны.

Для Гюстава Лебона совершенно неприемлемы социалистические идеи, которые, по его мнению, противоречат принципам демократии и свободы.

Он, однако, признавал силу их влияния на массы и возможность их реализации, вместе с тем предостерегая соотечественников: «Так как социализм должен быть чем-нибудь испытан, ибо только такой опыт исцелит народы от их химер, то все наши усилия должны быть направлены к тому, чтобы этот опыт был произведен скорее за пределами нашего отчества, чем у нас».

Биография (Энциклопедия социологии, 2009)

ЛеБон (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан-ле-Ротру — 15.12.1931, Париж) — французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации.

ЛеБон считал, что решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. С позиций аристократизма он выступал против всех форм социального равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения цивилизации — результат деятельности элиты.

ЛеБон — автор одной из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление «эры масс» и следующий за этим упадок цивилизации.

В результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь, по Лебону, все больше определяется поведением толп, которые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу.

В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, т. к. ими управляет закон «духовного единства толпы».

Книгами, которые буквально перевернули наше представление о законах развития общества, и которые открыли нам секреты того, как политики управляют умами народных масс стали книги великого французского мыслителя, философа, экономиста и историка Гюстава ЛеБона (Gustav LeBon) (1841-1931). Это — книги «Психология народов и масс» и «Психология социализма»

«Психология народов и масс» — настольная книга всех политиков добивавшихся власти. Ее перечитывали и тщательно изучали Ленин, Гитлер, Муссолини, Сталин. В ней излагаются основные и простые принципы поведения толпы, описываются приемы достижения политиками успеха в борьбе за власть.

Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава ЛеБона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему ходит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру:

«Психология Социализма» — работа во многом пересекающаяся с «Психологией народов и масс «. Анализ того, почему умами людей овладевает желание «отнять и поделить.» Анализ и закономерности развития обществ Европы и Америки

Природа верований, привлекательность и обманчивость социалистических и демократических идей. Сценарии событий, предсказанные ЛеБоном в этой работе, с поразительной точностью сбылись в ХХ в. Одно это уже заставляет внимательно вчитаться в его книги.

В целом, его труды являют из себя редкое достояние здравой мысли. Если вам небезразлична своя судьба и вы хотите узнать о том как и в какую сторону развивается, например, наша страна — прочитайте эти книги.

Важнейшую роль в общественном развитии Лебон приписывал идеям, навязываемым массам немногими лидерами путем утверждения, повторения и заражения. Революции он считал проявлением массовой истерии.

Соч.: 1) Эволюция цивилизации. О., 1895. 2) Психология народов и масс. СПб., 1896. 3) Психология социализма. 2-е изд. СПб., 1908

Густав Лебон «Психология социализма» (ПРЕДИСЛОВИЕ. С. Будаевский (1908))

Книга Гюстава Лебона «Психология социализма» в настоящее время может принести большую пользу в борьбе с социализмом, и революционизмом. Она выдержала во Франции в короткий промежуток времени пять изданий, переведена на несколько европейских языков и, нужно думать, успела оберечь многие умы от гибельных социалистических и политических увлечений.

Гюстав Лебон — известный автор более чем двадцати ученых трудов по физикохимии, физиологии, антропологии, истории, социологии и философии. Энциклопедичность автора и творчество его — поистине поразительны. Книга «Психология социализма» является одним из позднейших его трудов, изданных вслед за трудами «Психология воспитания» и «Психология толпы».

Книга «Психология социализма», по отзыву известного социалиста Сореля, «представляет собой наиболее полную работу, изданную во Франции о социализме, заслуживающую большого внимания по оригинальности идей автора, наводящих на самые серьезные размышления».

И действительно, содержание этой книги очень оригинально и поражает силой и убедительностью приводимых доказательств, при полной объективности исследования.

Разбор социальных явлений относится почти исключительно к жизни западных народов, и потому книга эта особенно полезна для русского читателя, как постороннего беспристрастного зрителя, могущего найти в ней внушительное и поучительное предостережение.

Книга эта напоминает исторические примеры того, как опасны увлечения социалистическими утопиями вообще, и с полной несомненностью выясняет гибельное значение всяких революций.

Кроме того, эта книга представляет большой педагогический интерес. В ней автор рассматривает значение воспитания и сравнивает характеры его у народов латинской и англосаксонской рас; выясняет вред чрезмерной книжности и теоретичности обучения и силу истинного патриотизма, без которого не может быть прочным никакой народ.

Затронут в этой книге вопрос и о великом значении для народа армии, сильной прежде всего духом, хорошо обученной и дисциплинированной; вполне выяснена вся утопичность входящего ныне в моду антимилитаризма.

Разобраны также и другие явления государственной важности, относящиеся к области земледелия, промышленности, торговли, финансов и т. д.; выяснены условия, при которых данная страна может процветать, и причины, ведущие страну к упадку.

Встречаются, однако, в этой книге и слабые места в отношении глубины и полноты исследования, но таких мест очень мало, и касаются они большей частью не первостепенных вопросов.

Из крупных же вопросов, разбор которых мало обоснован, можно отметить разве что один: равнение христианского социализма с социалистическими утопиями.

Здесь субъективность суждений автора взяла перевес над объективностью, и для восстановления равновесия пришлось сделать подстрочное примечание.

Несмотря на эти недочеты, книга в общем сохраняет свои достоинства. Общий характер и спокойный той исследования, при общедоступной форме изложения, настраивают ум «осторожным выводам, свободным от всякой предвзятости и страстности, углубляют мысль до самых корней изучаемых явлений.

Первое издание полного русского перевод а этой книги в количестве 3.200 экземпляров разошлось в очень короткий срок.

Биография (ru.wikipedia.org)

Лебон родился во Франции, в Ножан-ле-Ротру, умер в Марн-ла-Кокетт.

Изучал медицину, затем путешествовал по Европе, Северной Африке, Азии в 1860—1880 гг.

Философские идеи Лебона

Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры.

Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе.

Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.

Стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес.

Он предсказал важную роль толпы в наше время», а также «охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использования упрощенных лозунгов».

[источник не указан 1170 дней].

Личный секртарь Сталина в 20-х гг. Б.Г. Бажанов в своих воспоминаниях указывал, со ссылкой на Фотиеву и Гляссер, что книга Лебона «Психология народов и масс» была одной из настольных книг В.И. Ленина [1]:

Основные работы * «История арабской цивилизации» (1884) * «История цивилизаций Индии» (1887) * «Настоящий конный спорт» (1892) * «Психология народов и масс» (1895) * Психология воспитания (1902) * «Психология социализма» (1908)

* «Эволюция материи» (1912)

Литература * Гюстав Лебон Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. — 238 с. — ISBN 978-5-8291-1283-7

* Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0

Примечания

1. Борис Бажанов. «Воспоминания бывшего секретаря Сталина»

Дата публикации на сайте: 3 августа 2012.

Источник: http://www.epwr.ru/quotauthor/272/

Психология толпы … Гюстав Лебон — DRIVE2

Лебон, Гюстав

Сегодня хочу вас познакомить с родоначальников социальной психологии, психологом, историком и социлологом — Гюставом Лебоном.

Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры.

Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе.

Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.

Настоящее признание пришло к ученому к середине 1890-х годов, вместе с выходом его книги «Психология народов и масс». Книга эта представляла собой подробный анализ психологии народных масс, изучая поведения индивида и связывая его с историческими событиями.

Труды ученого во многом стали пособием для формирования фашистской теории лидерства, являясь своеобразным «учебником» для Гитлера и Геббельса , а Гитлер даже ссылается на труды автора в своей книге «Mein Kampf». Также работы ученого стали настольной книгой и для Бенито Муссолини.

Трагедией Лебона можна назвать то, что его «методами воздействия на толпу» умело воспользовались диктаторы, тщательно изучая их, а о последствиях этого изучения мы с вами можем судить уже сами.

Книги Гюстава Лебона также пользовались огромной популярностью и у российских деятелей, например у Ленина, Плеханова, а Зигмунд Фрейд также изучавший труды Лебона в последствии продолжил работу по изучением психологии толпы.

Ну а теперь по традиции перейдем к цитатам одного из фундаментальных трудов Гюстава Лебона «Психология народов и масс», 1895 года

lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt

Вообще можно сказать, что величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности.

— Все страны, заключающие в себе слишком большое число метисов, по одной только этой причине обречены на постоянную анархию, если только ими не будет управлять железная рука.

— Без сомнения, всякому известно, что все великие религии, браманизм, буддизм, христианство, ислам, вызвали массовые обращения среди целых рас, которые формально сразу их приняли; но когда углубляешься немного в изучение этих обращений, то сразу можно заметить, что если и переменили что-нибудь народы, то только название своей старой религии, а не самую религию; что в действительности принятые верования подверглись изменениям, необходимым для того, чтобы примкнуть к старым верованиям, которым они пришли на смену и по отношению к которым были только простым продолжением.

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

— Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное.

У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но так же и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром.

Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда.

Толпе надо всегда представлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Мелкие преступления и несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы они ни были многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случай или преступление глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их были далеко не так пагубны, как последствия многочисленных, но мелких несчастных случаев и преступлений.

— Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия.

Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. Личный интерес, семья — все ими приносится в жертву.

Инстинкт самосохранения у них исчезает до такой степени, что единственная награда, к которой они стремятся, — это мученичество. Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил.

Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться.

Не трудно убедиться, как легко они вынуждают рабочие классы, даже самые буйные, повиноваться себе, хотя для поддержания своей власти у них нет никаких средств.

Они назначают число рабочих часов, величину заработной платы, организуют стачки и заставляют их начинаться и прекращаться в определенный час.

В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Вожак может быть иногда умным и образованным человеком, но вообще эти качества скорее даже вредят ему, нежели приносят пользу.

Ум делает человека более снисходительным, открывая перед ним сложность вещей и давая ему самому возможность выяснять и понимать, а также значительно ослабляет напряженность и силу убеждений, необходимых для того, чтобы быть проповедником и апостолом.

Великие вожаки всех времен, и особенно вожаки революций, отличались чрезвычайной ограниченностью, причем даже наиболее ограниченные из них пользовались преимущественно наибольшим влиянием.

Парламентские собрания, достаточно возбужденные и загипнотизированные, обнаруживают точно такие же черты; они становятся похожими на непостоянное стадо, повинующееся всем импульсам.

— Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем — постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна — вот в чем заключается цикл жизни каждого народа.

Источник: https://www.drive2.ru/b/83179/

Психология народов и масс Гюстава Лебона (1841-1931)

Лебон, Гюстав

Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) — французский ученый-философ, социолог, психолог, медик, а также физик и химик. Главной темой его интересов была психология человеческих масс, через которую, благодаря которой только и возможно раскрыть смысл человеческой истории.

Согласно Лебону, овладеть массами можно только путем обмана и создания больших иллюзий. Великие деятели истории достигают успеха только благодаря пониманию этих истин и их практическому использованию.

Лебон отвергает другие методы как бесполезные и неэффективные, объясняя это тем, что главный механизм поведения людей, особенно человеческих масс, состоит в бессознательном.

Он стремится доказать, что попытки построить человеческое благополучие на идеалах рационализма оказываются неудачными.

Лебону принадлежат труды: «Человек и общество» (1881), «Арабская цивилизация» (1884), «Цивилизация в Индии» (1887), «Первые цивилизации Востока» (1889), «Мысли и верования» (1911), «Французская революция и психология революций »(1912), «Жизнь истины» (1914), «Настоящая эволюция мира» (1927), «Научные основы философии истории» (1931), «Психологические законы эволюции народов» (1894), «Психология народов и масс» (1895), «Психология социализма» (1908), «Психология нового времени» (1920), «Психология воспитания» (1910).

Работа «Психология народов и масс» является своеобразным итогом его исследований по исторической психологии. Если Т. Карлейль считал героев движущей силой истории, то Лебон показывает «роль великих людей в развитии цивилизации».

Он подчеркивает и настаивает на том, что «небольшой отбор выдающихся людей, которых имеет цивилизованный народ и которых было бы достаточно уничтожить в каждом поколении, чтобы сразу вычеркнуть этот народ из списка цивилизованных наций, как раз и составляет истинное воплощение сил расы».

Именно эти люди осуществляют прогресс в науках, искусствах, промышленности, во всех отраслях цивилизации.

Толпа пользуется этими достижениями, но не любит тех, кто над ним возвышается, и именно эти последние становятся мучениками толпы. Идея равенства губительна для народов, говорит Лебон, хотя хорошо знает идеи Французской революции о свободе, равенстве и братстве.

«Чтобы равенство царило в мире, следовало бы снизить постепенно все, что составляло ценность определенной расы, до уровня того, что в ней есть самого низкого. Превознести интеллектуальный уровень последнего из крестьян к гению какого-либо Лавуазье невозможно.

Легко уничтожить таких гениев, но их нельзя заменить».

В общественно-политической деятельности фанатизм имеет преимущество над умеренностью. Фанатики с ограниченным умом, но энергичным характером и сильными страстями могут учреждать религии, империи, поднимать массы. Относительно таких людей создается идеал, ему поклоняются, а дальше его уничтожают.

Лебон утверждает, что знаменитые создатели различных fata morgana радикально преобразовывали, меняли мир, потому что воплощали мечты народа. Сила воздействия этих людей мало зависит от того, истинны их идеи или нет.

История свидетельствует, что самые нелепые идеи всегда сильнее влияли на людей и играли важнейшую роль. Из всех факторов развития цивилизации иллюзии составляют фактор наиболее мощный. Не в погоне за истиной, но скорее в погоне за ложью человечество потратило большую часть своих усилий.

Ставя химерические цели, оно, конечно, их не достигло. Однако в домогательстве их оно осуществило тот прогресс, которого вовсе не искало.

Рассматривая массы как инертную, пассивную силу, которая только и способна жить в иллюзиях, Лебон отмечает стремление масс к абсолютным, окончательным истинам. Между тем, подчеркивает Лебон, вещи сами по себе не меняются.

Только идеи относительно этих вещей подлежат изменениям.

Лукавые политики на эти идеи и опираются, что в целом формирует демагогический стиль жизни, провозглашение и восприятия лозунгов, где каждое слово вроде бы понятно, а в целом кто его знает, что означает этот лозунг.

Лебон жалуется, что главной чертой его эпохи является замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Народ может играть только разрушительную роль, что приводит к распаду цивилизации.

Вместе с тем законодательные и государственные деятели должны знать психологию масс, ведь эпоха, которая наступила, будет эрой масс. Биологически и физиологически это означает прекращение деятельности мозговых полушарий и доминирование рефлексов спинного мозга. Умственные способности снижаются.

В связи с господством инстинктов толпы легко можно побудить к «героическому», но еще легче — к преступлению. Позднее Э. Фромм списал все формы «бегства от свободы» у Лебона.

Какими бы ни были индивиды с их характером и умом, как только они попадают в толпу, этого достаточно, чтобы в них образовалась коллективная душа, и они теперь думают и поступают иначе, чем вне толпы. Здесь, по Лебону, вступают бессознательные движущие силы поведения, представляющие собой душу расы.

Люди отличаются своим сознательным отношением к миру, они унифицируются в глубинных движущих силах поведения. «У коллективной души интеллектуальные способности индивидов, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, берут верх бессознательные качества». Толпа становится безответственной, ведь она анонимна.

В толпе любое ощущение заразно, поэтому индивид приносит в жертву личные интересы коллективным. В толпе, и это главное, человек поддается внушению. Парализуется сознательная мозговая деятельность. Человек не осознает своих поступков, действует сломя голову. Он превращается в робота, у которого нет своей воли.

Толпа может обратить труса в героя, скептика — в верующего, честного человека — в преступника. Лебон специально рассматривает чувства и нравственность толпы, ее рассуждения и воображение, религиозные формы, в которые воплощаются ее убеждения.

Он классифицирует толпу и дает подробную характеристику преступной толпе, действиям присяжных и уголовным судам, а также парламентским собраниям.

Прежде всего бросаются в глаза импульсивность, непостоянство и раздраженность толпы. Вспомним классическое изображение толпы на форуме после убийства Цезаря из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Этой сцены достаточно, чтобы вместить все теории и концепции социальной психологии.

Лебон приводит и другие примеры. Толпа никогда не оказывается предусмотрительной. Она нетерпима, подвергается воздействию авторитета и консервативна. Даже временное проявление революционных настроений не мешает толпе быть консервативной.

Существенная ремарка Лебона: нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, это исступление. Толпа, лишенная каких-либо критических способностей, выступает как чрезвычайно легкомысленная. В ней очень активно действует механизм образования коллективных галлюцинаций.

Поэтому Лебон отмечает, что самые сомнительные события — именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей. После смерти героев вокруг них создаются легенды.

Лебон прослеживает отношение к Наполеону Бонапарту при Бурбонах как к идиллическому филантропу, дальше — как к кровавому деспоту, который потерял три миллиона человек только ради удовлетворения своего тщеславия. Теперь, говорит Лебон, возвращается старая легенда.

Пройдет еще некоторое время и ученые будущего, учитывая противоречивые сведения о герое, подвергнут сомнению и само его существование, как это было, в частности, относительно Будды и других исторических деятелей. Атеисты в XX в.

отрицали существование Христа как исторического лица, но признавали существование Будды, Магомета и других создателей мировых и региональных религий: каждая эпоха имеет свои легенды. В 20-х годах XX в. атеисты создали свое атеистическое правописание и писали имя Богочеловека с малой буквы.

Толпе свойственны простые и предельные чувства. К истине она относится как к абсолютной, к ошибкам — тоже. Индивид переживает противоречие, толпа — никогда.

Нетерпимость и авторитетность свойственны всем категориям толпы. Массы уважают силу, а доброта их мало волнует. Готовая выступить против слабой власти, толпа раболепно преклоняется перед сильной властью.

Быстро уставая от своих проблем, толпа инстинктивно стремится к рабству.

Психологически Лебон объясняет эти свойства толпы тем, что она мыслит образами, которые возникают один за другим без всякой связи. Самое лучшее доказательство истинности для толпы — это наличие чудесного. Во всех религиях верующие для доказательства требуют чуда.

Эти и другие факты дают ему возможность утверждать, что чудесное и легендарное является истинной опорой становления цивилизации. Настоящий демагог умеет влиять на воображение толпы, которая является опорой чудесного. Доказательства не влияют на толпу.

Она требует религиозных установок, поскольку все верования могут быть усвоены только в случае, если они воплощены в религиозную форму, которая не допускает никаких возражений. Даже атеизм, овладев толпой, превращается в культ.

С двух сторон подходит Лебон к взаимодействию демагогов и толпы: демагоги только улавливают настроение толпы и ведут ее за собой. Однако толпа и определяет, что делать демагогам.

Лебон утверждает: не короли породили Варфоломеевскую ночь, религиозные войны вообще, не Робеспьер, Дантон или Сен-Жюст создали террор.

Во всех соответствующих событиях участвовала душа толпы, а не могущество правящих лиц.

Отдаленные факторы воздействия толпы — это раса, традиции, характер эпохи, учреждения и воспитания.

Лебон устанавливает также непосредственные факторы мыслей толпы, напоминая образ сфинкса из легенды: нужно или научиться разгадывать загадки этого существа, или же оно проглотит нас.

Важную роль здесь играет слово, а не его реальный смысл. Можно было бы построить пирамиду выше, чем у Хеопса, из костей только тех людей, которые пали жертвами могущества слов и формул.

Лебон справедливо замечает, что очень часто слова с весьма неопределенным смыслом имеют наибольшее влияние на толпу. Это касается, в частности, таких терминов, как социализм, равенство, свобода и др. Сам он видит в них магическую силу, будто в этих словах находится решение всех житейских проблем.

Эти слова, заключает он, образуют синтез всех бессознательных разнообразных влечений и надежд на их реализацию. Ни доказательства, ни убеждения не могут выстоять против известных слов и формул. После общественных переворотов государственные деятели должны изменить слова-лозунги, не меняя сущности вещей, ведь они тесно связаны с духовной наследственностью народа.

Во время консульства и империи во Франции учреждения и налоги остались те же. Было заменено только их название.

Задача, которую ставят перед словами, утверждает Лебон, заключаются в создании иллюзии. По этому поводу он подает развернутый афоризм: больше всего храмов, статуй, алтарей было посвящено именно создателям иллюзий.

Толпе нужны иллюзии (ведь это фактор цивилизации). Поэтому он подчеркивает как главный фактор «эволюции народов» не истину, а ошибку. Это старое откровение человеческой культуры, на что указывали Данте, Рабле, Шекспир, Сервантес и др.

Пушкин по этому поводу написал строки:

Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман.

Гюстав Лебон говорит об этом откровенной прозой: кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто хочет ее урезонить, тот становится ее жертвой. А дальше предлагаются уже практические советы.

Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомиться с вдохновляющими ее чувствами, делать вид, что разделяешь их, и только потом попытаться изменить, вызывая с помощью первобытных ассоциаций какие-либо захватывающие толпу образы.

Вспомним Шекспира: Марк Антоний на форуме у тела убитого Цезаря ведет себя именно так и, наконец, безраздельно овладевает толпой.

Дополнительные рекомендации Лебона касаются уже исполнения: любой лозунг только тогда влияет на людей, когда повторяется часто и, желательно, в одних и тех же выражениях. Такое повторение подменяет собой рациональное доказательство. Именно путем повторения идея проникает в глубокие слои бессознательного, в которых и гнездятся движущие силы наших поступков.

Перефразировав идеи «Великого Инквизитора» Достоевского, он заключает: «Раса и насущные проблемы повседневной жизни — вот те таинственные владельцы, которые направляют судьбу нации». Психология пропаганды XX в. ничего принципиально нового по сравнению с Лебоном, не сказала.

Он ставит также ряд вопросов о движении цивилизаций, об их рождении, расцвете и смерть, что стало специальным предметом исследования таких корифеев исторической мысли, как В. Вундт, А. Тойнби и др.

Лебон считает, что многие современные ему цивилизации уже слишком устарели и идут к упадку, причем рассматривается взаимодействие идеальных и материальных факторов становления цивилизации. С потерей идеала раса теряет свою душу, становится толпой. О. Шпенглер развил эти идеи в первой четверти XX в. в своих «Сумерках Европы»

Анализ труда Лебона «Психология социализма», выполненный еще до появления реального социализма, содержит ряд пророческих предостережений относительно воплощения его идей в жизнь. Но это тема отдельного рассмотрения.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. — Киев, Лыбидь, 2002

Источник: https://psyfactor.org/hist/lebon2.htm

Густав Лебон: биография

Лебон, Гюстав

Густав Лебон, книги которого до сих пор представляют огромный интерес для психологов, социологов, историков и др., считается создателем социальной психологии.

Именно он смог максимально точно описать поведение толпы и причины, обуславливающие слепое подчинение масс диктаторам.

Несмотря на то что большая часть трудов написана им еще в XIX веке, XX столетие испытало на себе впечатляющее влияние результатов его исследований. Важнейшее направление, в котором работал Густав Лебон – психология.

Образование

Густав Лебон родился в городе Ножан-ле-Ротру, во Франции, в дворянской семье. Несмотря на громкий титул, семья Лебон жила весьма скромно, без роскоши.

Окончив классическую школу, Густав поступил в университет в Париже на медицинский факультет. Дальнейшее его образование было связано с частым перемещением между европейскими, азиатскими и африканскими учебными заведениями. Уже во время учебы в университете Лебон начал публиковать свои статьи, которые положительно воспринимались читателями и вызывали интерес в научных кругах.

Вклад в развитие медицины

Врачебной практикой Лебон не занимался никогда, хотя его вклад в развитие медицины оценивается очень высоко, но осуществлен он был преимущественно посредством научных публикаций. Например, по результатам своей исследовательской работы, в 60-х годах девятнадцатого столетия, он написал статью о болезнях, которые возникают у людей, проживающих в сырой местности.

Помимо медицины Лебон с удовольствием изучал антропологию, археологию и социологию. Некоторое время проработал военным врачом на фронте. Целью было получение возможности наблюдать и исследовать, как ведут себя люди в критических условиях. В начале 1870-х годов в нем пробудился интерес к психологии, что и определило дальнейшее направление его деятельности.

Важнейшие труды

Основная тема, которой в своих работах придерживался Густав Лебон, — философия толпы, ее характеристики и мотивы. Самым важным и наиболее популярным трудом Густава Лебона стала книга «Психология народов и масс».

Пребывание на фронте и наблюдение за большим количеством людей дало необходимую основу для выводов, и на страницах этого издания ему удалось рассказать о том, каким образом определяются мотивы того или иного поведения человека, и на основе этих данных он попытался объяснить причины ряда исторических событий.

В дальнейшем была написана еще и «Психология толпы», завоевавшая не меньшее признание, а потом – «Психология социализма».

Проводя все эти исследования и четко формулируя на страницах своих книг вывод за выводом, Лебон не подозревал, что его труды лягут в основу становления теории лидерства фашистов.

Однако, как ни прискорбно, своего рода учебным пособием для Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини стала «Психология толпы». Густав Лебон, безусловно, не ожидал, что окажет столь значимое влияние на ход истории.

Многие его выводы подтвердились весьма точно, ведь вышеуказанные диктаторы во многом добились своих целей.

Бессознательные инстинкты во главе толпы

Будучи фактически отцом социальной психологии, Лебон впервые предпринял попытку объяснить наступление периода в существовании человечества, когда именно массы приобретают особенно важное значение.

Он считал, что нахождение в условиях толпы приводит к тому, что у человека снижаются интеллектуальные способности, чувство ответственности и критичность по отношению к ситуации.

Вместо этого бразды правления берут бессознательные инстинкты, которые и обуславливают сложное, но подчас примитивное поведения больших масс людей.

Лебон полагал, что наименее управляемы народы стран, в которых сконцентрировано наибольшее количество метисов. Для таких государств нужен очень сильный правитель, иначе не избежать волнений и анархии.

Интересные выводы были сделаны и о том, как прививались массовые религии.

По мнению Лебона, когда насаждалась та или иная религия, народ принимал ее, но не полностью, а лишь присоединяя ее к своей старой вере, то есть, по сути, меняя название и содержание, адаптируя новшество к привычному вероисповеданию. Так, те религии, которые «спускались» на массы, претерпевали множество изменений в процессе адаптации среди людей того или иного народа.

Густав Лебон: толпа и предводитель

Человек, находящийся среди многих других подобных ему, как бы опускается по лестнице своего развития, легко отказывается от своих принципов, выводов, которые движут им обычно, когда он вне толпы.

Он оказывается склонным к буйству, чрезмерной активности, которая проявляется как в предрасположенности к произволу и агрессии, так и в проявлении небывалого энтузиазма в достижении поставленных целей.

Часто индивид в толпе поступает вразрез с собственными интересами и убеждениями.

В работе с толпой наиболее эффективно использовать простые и ясные образы, не несущие в себе ничего лишнего. Разве что они могут быть подкреплены каким-нибудь необычным, поражающим воображение фактом, например, что-нибудь из разряда чудесного или феноменального.

Согласно теории Лебона, предводители редко относятся к числу людей думающих, размышляющих. Чаще всего они более других склонны действовать. Крайне редко они видят глубину проблемы, потому что это ослабляет волю вожака, приводит к сомнениям и медлительности.

Предводитель часто неуравновешен и впечатлителен, почти сумасшедший. Его идея, ориентиры могут быть нелепыми, безумными, однако его трудно остановить на пути к достижению цели. Негативное отношение его воодушевляет, испытываемые мучения – то, что приносит настоящему вожаку истинное удовлетворение.

Их вера в собственные идеи, точка зрения столь тверда и непоколебима, что сила, с которой они влияют на умы окружающих, увеличивается стократно. Массы людей склонны слушать именно такого человека, которому удается сохранить волю, силу и стремление.

Люди, оказавшиеся в толпе, чаще всего ими не обладают, поэтому неосознанно тянутся к более сильному и волевому человеку.

Предводители, согласно теории Лебона, категоричны и решительны в проявлении власти.

Благодаря этой решительности, а также всеобъемлющей бескомпромиссности, им удается заставлять даже самых строптивых и непокорных людей исполнять их волю, даже если это происходит вразрез с истинными интересами человека. Вожаки вносят изменения в существующий порядок дел, вынуждают большинство соглашаться с их решениями и повиноваться им.

Из кого бы ни состояла толпа, она стремится быть в подчинении. Ей чуждо проявление власти, она для этого слишком слаба, именно поэтому всецело покоряется решительному предводителю, радуясь возможности оказаться в положении повиновения.

Образованность и эрудиция редко идут в ногу с качествами настоящего вожака, но если они есть, то, вероятнее всего, принесут своему обладателю несчастье.

Будучи умным, человек неизбежно становится более мягким, ведь он имеет возможность заглянуть вглубь ситуации, понять те или иные стороны подчиненных ему людей и невольно ослабить хватку, пошатнуть свою власть.

Именно поэтому большинство предводителей во все времена, как считал Густав Лебон, были людьми весьма узколобыми, более того, чем более ограничен был человек, тем больше было его влияние на толпу.

Такова была точка зрения Густава Лебона. Именно эти мысли легли в основу двух фундаментальных книг, ставших учебниками для самых жестоких диктаторов двадцатого века. Безусловно, сам ученый не предполагал, что у его трудов будут подобные почитатели и последователи.

Густав Лебон скончался в возрасте 90 лет в 1931 году, в своем доме в окрестностях Парижа.

Источник: https://FB.ru/article/246826/gustav-lebon-biografiya

Лебон

Лебон, Гюстав

Гюстав Лебон (фр.

Gustave Le Bon; 7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру — 13 декабря 1931) — французский психолог, социолог, антрополог и историк, публицист, больше известный как основатель социальной психологии и автор одного из первых вариантов доктрины «массового общества «. Автор нескольких работ, в которых он объяснял теории национальных черт, расовых принадлежностей, поведение стада и психологию толпы. Также доктор медицины и автор ряда работ по физике и химии.

Детство и юность

Гюстав Лебон родился 7 мая 1841 в Ножан-ле-Ротру (провинция Евр и-Луара, Франция) в напивбургундський-напивбретонський семье. Несмотря на дворянское происхождение, семья принадлежала к типичному для Франции среднего класса. В восьмилетнем возрасте вместе с родителями Лебон покинул Ножан-ле-Ротру, куда больше не возвращался.

О его детстве сведений сохранилось очень мало. Получил классическое образование в лицее города Тур, а в 1860 году поступил в Парижский университет на медицинский факультет, который закончил в 1866 году после прохождения практики.

Впрочем, практической медициной в дальнейшем почти не занимался, да и все обучение в лицее и университете считал лишь помехой для самообразования.

Участие во франко-прусской войне

Первые опубликованные работы Лебона все были на медицинские темы и части получили во Франции большую популярность. В 1870-1871 годах он добровольно участвует во франко-прусской войне в качестве фронтового врача.

Как результат появляется новый труд о поведении человека в условиях тотального поражения и роль военного руководства, которая была оценена французским генералитетом и стала учебным пособием в ряде военных заведений Франции, а также за ее пределами.

После завершения войны Лебону было присвоено звание Кавалера Ордена Славы.

Работа над социальной психологией

С 1871 г. Лебон занимается вопросами социологии. Он первым выдвигает идею, что психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимание истории народов. Появляются его труда «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов», «Психология толпы», которые получили широкое международное признание.

Позже его книга «Психология социализма» вызвала гнев в политических кругах того времени, и имя Лебон исчезает из официальной печати. Его идеи систематически бойкотируются. Впрочем, в июне 1914 года при содействии Теодора Рузвельта Г. Лебон был включен в состав комиссии по урегулированию политического, военного и экономического положения в Европе.

Умер Гюстав Лебон 13 декабря 1931 в пригороде Парижа в возрасте 90 лет.

Основные идеи

Гюстав Лебон отстаивал идею расового детерминизма в развитии цивилизации. В качестве фундамента социальной эволюции он рассматривал не разум, а иррационально-волевую, эмоциональную сферу психической жизни — чувство и верования. С его точки зрения, психология — основа познания истории.

Лебон является автором одного из первых вариантов доктрины «массового общества». Рассматривая массу (толпу) как иррациональную разрушительную силу, Лебон считал, что цивилизация всеми своими достижениями обязана деятельности элиты, и выступал против идей социального равенства и социализма.

Согласно его концепции, поведение индивида в толпе носит бессознательное иррациональный характер, ему присущи нетерпимость, догматизм, утрата чувства ответственности, повышенная эмоциональность и умственное примитивизм.

В основе всех социальных изменений лежит изменение идей, насаждаются массам немногими лидерами путем утверждения, повторения и заражения. Революции он считал проявлением массовой истерии. Конец XIX — начало XX века Лебон характеризовал как наступление «эры масс» и предусматривал в связи с этим непременный упадок цивилизации.

Он также разворачивал спор о природе материи и энергии. Его книга «Эволюция материи» была очень популярной во Франции (было 12 изданий).

И хотя некоторые из его идей — например, что вся материя была естественно нестабильной и постоянно медленно превращалась в эфир — были использованы некоторыми физиками того времени, его специфическим формулировкой не придавали особого внимания. В 1896 году Гюстав изобрел новый тип радиации, который он назвал «черный свет», и позже существования «черного света» было опровергнуто.

Основные труды

  • «Психология народов и масс» (1895) — считается первой работой, которая положила начало такой науке, как социальная психология. «Психология народов» посвящена вопросам образования, развития и угасания человеческих рас и роли, которую играют в этих процессах управляющие народом идеи и люди.

    В «Психологии масс» автор исследует толпу как явление, дает первичную классификацию различных ее видов, описывает закономерности ее свойств и поведения, исследует причинно-следственные связи, анализирует методы воздействия на толпу.

  • «Цивилизация арабов» (1899) — в этой работе он сделал акцент на огромное влияние мусульманской цивилизации, который, по его мнению, способствовал окультуриванию варварских народов, разрушили Римскую империю и открыл для Европы мир научного и философского знания, мир литературы, с которыми и не была знакома.
  • «Психология социализма» (1908) — Лебон выражает свое негативное отношение к социалистическим идеям, считая их псевдонаучными.

    Предусматривает неизбежно установление социализма в какой-либо из западноевропейских стран, который станет коллективной трагедией: породит эпоху разрушений, анархии и террора, которая впоследствии изменится эпохой строгого деспотизма и железного режима. Этот труд удивительно точно воспроизводит настоящие события, которые имели место после захвата политической власти большевиками в России.

  • «Эволюция материи» (1912)

Влияние на дальнейшее развитие науки

Идеи Лебон оказали значительное влияние на развитие социальной психологии, а также доктрин «массового общества», распространенных в западной психологии.

Его работа над психологией толпы стала важной в течение первой половины 20 века, когда ее использовали исследователи сферы медиа Хадли Кентрил и Герберт Блюмер для описания реакций низших групп к медиа. Работы Лебон изучали такие выдающиеся деятели, как Сорель, Сталин, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд.

Его книга «Психологические законы эволюции народов» была настольной у Теодора Рузвельта и Ленина.

Парадокс и трагедия автора в том, что, за небольшим исключением, в этом веке работы этого знаменитого ученого-энциклопедиста углубленно изучались только потенциальными диктаторами и не получили внимания со стороны тех, кому собственно и были адресованы его предостережения и удивительно точные предсказания.

Стал известен тем, что пытался показать то общее, что есть между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес.

Он предсказал важную роль толпы в наше время », а также« охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли лидеры вроде Гитлера, например, использование упрощенных лозунгов ». Труда Лебона как путешественника, который объехал практически весь (в то время колониальной) мир, является наиболее авторитетными источниками сведений о жизни и нравах народов того времени. Также в «Эволюции сил» и «Эволюции материи» Лебон приближается к идеям теории относительности и предполагает получение энергии из атомов.

Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/l/lebon.html

Refy-free
Добавить комментарий