Кыпчакское ханство

Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Кыпчакское ханство

Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источ­никах кыпчаки впервые отмечаются арабскимгеографом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихсятакже к VIII в.

После паденияЗападнотюркского каганата в 656 г. значительныегруппы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенногосоюза. Однако стремление основныхкыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в.

К отделению откимекской федерации и передвижению на западот кимеков. Но окончательной независи­мости кыпчаки не достигли. В IX—X вв. историякыпчаков тесно переплелась с историейкимеков.

Кыпчаки находились в полити­ческойзависимости от кимекского кагана, входили в конфедера­цию, а затем в Кимекскийкаганат.

Послепадения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическаягегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийнаязнать кыпча­ков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственнымконтактам с государствами СреднейАзии и юго-восточной Европы.

Во второйчетверти XIв. племенная знать кыпчаков вытеснила огузскихджабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийскихстепей.

С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до тогов письмен­ных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Завладев Ман­гышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчакивплотную подошли к северным рубежам Хорезма.

В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мередвижения на запад племенной массивкуман первым вступил в непосредствен­ныеконтакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.

Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимав­шую всю аридную зонуот Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупныхэтнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родомтоксоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.

Формирование кыпчакской этнической общности на террито­рии Казахстана былосложным и длительным процессом, в разви­тии которого прослеживаются три этапа.

Первый этап связан с образованием ядра кимекского племен­ного союза, в котором кыпчаки со второйполовины VIIв. и до конца VIIIв. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.

Второй этап— с конца VIIIв. до начала XIв. В эти хронологические рамки кыпчакипостепенно расселились на об­ширнойтерритории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноу­ральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарахобитали куманы.

Взаимодействие и интеграция трех основныхэтнополитическихобъединений:кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консо­лидирующей ролью кимекских племен.

Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурныхвзаимосвя­зяхи взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских,карлукских и в особенности огузских племен.

Вместе с тем линиявнутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляциюдревних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланскихэтнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на баземножества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, апопринципу территориально-хозяйственных отношений.

С начала XIдо начала XIII вв.

формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития,связанный прежде всего с ростоммогущества кыпчакских ханов, власть которыхлегитимизировалась ханским династийным родом ель-борили.

Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также уровень формированиякыпчакского этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса.

Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной.Кыпчакская общность вобрала в себя, помимособственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские,куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.

В силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах в таких«вторичных» племенных образованиях сохраня­лось значение кровнородственныхсвязей, родословных генеалоги­ческих древ, подтверждавших общность происхождения, неутрачи­валисьплеменные самоназвания.

В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы,компактные группы которых во второй половине XIIв.образовали этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена уран, при­шедшиев X в.

на территориюКазахстана из Восточного Туркеста­на, баят,азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, былосвязано с передвиже­нием туда кыпчакскихплемен, а вместе с ними азкишей и гюргешей.

Одним из этнических компонентов кыпчаков также эыли карлуки, чигили, каи.

Формирование кыпчакской народности на территории Казах­стана стимулировалосьпроцессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипностьформ хозяйствова­ния, система общественных отношений и общность языка.

Тесноевзаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на ихэтнической общности. Со все растущим полити­ческим весом кыпчаков, племена и этническиегруппы, сознавая воюпринадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак.

Однакозавершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольскимнашествием.

Расселение.Ксередине XIв. кыпчакские племена расселялисьна обширной территории современного Казахстана — от Алтая и Иртыша на востоке до Итиля (Волги) и Южного Уралана западе, от оз. Балхаш на юге долесостепной полосы юго-западной Сибири на севере.

Во второйполовине XIв. кыпчаки расселялись на Мангышлаке и Устюрте, где совместно с ними кочевали группыогузских племен. На «Малой карте»аль-Идриси отмечен этнотопоним «Степькыпчаков» (Сахра аль-кыфчак), локализованный между Каспийским и Аральскимморями, в соответствии с реалиями, относящимися ко второй половине XI в.

Начальныеэтапы движения кыпчаков на запад в середине XI в. нашлиотражение в географической карте Махмуда Кашгари, на которой места их обитания показаны к западу отИтиля и на северо-запад отКаспийского моря, а сама река Итиль отнесена к стране кыпчаков.

Кыпчакские ханы расширили на юге пределы своего государст­ва, достигнув окрестностей г. Тараз, гдевозвели укрепление Канджек Сенгир,пограничное с Караханидами. Естественной границей между кыпчакскими правителями и Караханидами явля­лись оз. Балхаш и озера Алакольской котловины.

Восточные рубежи охватывали правобережьеИртыша и склоныАлтайскихгор. Махмуд Кашгари разместил имеков (кимеков) вбассейнеИртыша, на их древней территории, которые носилиназвание «Имекские степи».В XIIв.кыпчакские племена на
Алтае и в верховьях Иртыша граничили снайманами, канглы икереитами.  ;

На северо-востоке кыпчаки были связаны с саяно-алтайским очагом цивилизации икультуры, носителями которой были кыр-гызы, хакасы и др. племена. Северные границыКыпчакского ханства проходили по лесостепной зоне, отделяющей нынешнюю казахскуюстепь от Западной Сибири.

На северо-западе кыпчаки вошли в этнокультурный и полити­ческий контакт снаселением Поволжья и Приуралья. Взаимодей­ствие кыпчакских племен с булгарами ибашкирами во второй половине XI— нач. XIIIвв. развивалось в направлении кыпчак­ского языкового и культурного влияния.

Этническая территория кыпчакских племен в пределах их этнополитическогообъединения была относительно стабильной, за исключением юго-западных рубежей, гденачиная с 30-х гг. XIIв. довольно активную политику сталопроводить государство Хорезмшахов.

Образование ханства. Бурныесобытия первой половины XIв.

, входе которых кыпчакская аристократия значительно расширила территориюрасселения племен Восточного Дешт-и Кыпчака, приведшие к войнам и столкновениям с державой огузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиямиСельджукидов, Хорезм­шахов иКараханидов, а также необходимость обеспечения внеш­ней безопасности, сталиобъективной причиной образования госу­дарства у кыпчаков.

Политические устои Кыпчакского ханства значительно укрепи­лись в середине XIв. после миграциимногочисленных группировок кыпчакских икуманских племен, создававших почву для центробежных устремлений в Дешт-иКыпчаке.

Со 2-йполовины XIв. по 1-ю треть XIIв. наблюдаются относительная стабилизация иполитическое единство кыпчакских ханов. Это позволяет полагать, что вкыпчакской этносоциальной общностибыли верховные ханы, распространявшие свою власть на все ханство.

Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийнымродом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке,называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом иханс­кой армией.

В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуядревнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик илевое — с резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего,находился в Тургайских степях.

Военной организации и военно-административной систе­мам управления придавалосьисключительное значение, ибо они отражалиспецифику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования.

Рельефно была выражена строгая иерархическая система гос­подствующейаристократической верхушки (ханы, тарханы, баска­ки, беки, баи), наряду с этим роды иплемена также разделялись по своей социальной значимости.

Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Основойимущественного неравенства была частная собственность на скот. Основнымбогатством служило число лошадей.

Многие в стране кыпчаков, как сообщают письменныеисточники, владели несколькими тысячами прекрасных лошадей, а некоторые из них 10- и более-тысячными табунами. Посяганиена собственность строго каралось, считалосьнаказуемым, по устоявшимся нормам обычногоправа (торе).

Скот, находившийся в частной собственнос­ти кыпчакских семейств, отмечался родоплеменнымиметками (тамгами).

Обладая огромными стадами, аристократия была и фактичес­ким собственникомпастбищ, на которых содержался этот скот, хотя юридически собственность и нефиксировалась. Право распо­ряжения пастбищами и регулирования перекочевкамипринадле­жалокыпчакским ханам и племенной знати.

На другом полюсе находились непосредственные производите­ли — скотоводы. Рядовые общинники были всвоей основной массе свободными.

Однакочерез отдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявляласьих зависимость от власть имущих. Спотерей скота, а следовательно и возможности коче­вать, свободный общинник переходил в категориюоседлых жите­лей (ятуков).

Но кактолько у бедного ятука появлялось достаточ­ное количество скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства.

Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы, которыепополнялись за счет военнопленных. Рабы шлиглавным образом на продажу, и лишь частьих использовалась в хозяйстве в качествеслуг.

Таким образом, Кыпчакское ханство было сложившимся ранне­феодальнымгосударством, продолжившим и развившим традиции древнетюркскойгосударственности.

Политическиевзаимоотношения кыпчаков. В1065 г. прави­тель сельджуков Алп Арслансовершил поход на Мангышлак против кыпчаков.Добившись от кыпчаков изъявления покорнос­ти, сельджукский султан совершил поход на Дженд и Сауран. В результате этой военной кампании часть кыпчакскихплемен временно попала в зависимостьот сельджукидов Хорасана.

В концепоследней четверти XIв.

на Мангышлаке и восточном побережьеКаспийского моря по-прежнему властвовали кыпчаки, в политической зависимости от которыхнаходились отдельные группы огузских и туркменских племен. В 1096 г.

племена кыпчакского объединения во главе с «могущественным»ханом совершили поход на Хорезм.Однако покровители хорезмшахов сельджукиды вынудили их возвратиться наМангышлак.

Судя по опосредованным сведениям Махмуда Кашгари кыпчаская военно-кочеваязнать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династииКараханидов. Караха-ниды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакскогоулуса, в свою очередь кимеки с берегов Иртыша совершали набеги в пределы тюркскоймусульманской державы в Семиречье.

В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакскихвождей. Однако в первой половине XII в.

они стали ареной упорной борьбы междукыпчакскими ханами и мусульманскими династиями Средней Азии, пытавшимися во что бы ни стало овладеть ею.

Под флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Дженд,а затем продвинулся на север,присоединив к своим владениям Мангышлак.

В 1133 г. кыпчаки потерпелипоражение от Атсыза, предпри­нявшего походиз Дженда в глубь Дешт-и Кыпчака. Источники не содержат никаких дополнительныхсведений о причинах первого крупногопоражения. По существу с этого времени (второй трети XII в.

) началась раздробленность Кыпчакскогоханства, вызванная рядом причин, основнымииз которых стали: формирование прохо-резмийскойориентации среди знати кыпчакских племен, сложе­ние крупного объединения канглы, усиление междоусобной динас-тийной борьбы за власть.

Со второйполовины XIIв., в особенности с эпохи правления Текеша (1172—1200), проводиласьцеленаправленная политика на сближение скыпчакской знатью. Предводители племенных груп­пировок кыпчаков, канглы, имеков, уран стали привлекаться на службу хорезмшахами.

Правящая знать Кыпчакскогоханства и династии Хорезмшаховвступала между собой в родственные связи. Кыпчакский хан Джанкеши выдал свою дочь Теркен-хатун за хорезмшаха Текеша.

Согласно средневековымтрадициям, отноше­ния свойства как«союз мира и родства» на разных уровнях межэтнических связей имели исключительно важное значение.

Они повлекли за собой целую систему реальных и нередко тесных связей, проявлявшихсяв общественно-политической обоюдной поддержке.

Однако в целом политическая ситуация в регионе характеризо­валась крайнейнестабильностью, которая вызывалась и поддержи­валась хорезмшахами в результатепроводимой ими политики, направленной на подрыв устоев независимого Кыпчакскогоулуса.

Вэтих целях из представителей кыпчакской аристократии они создали замкнутоевоенное сословие, поддерживавшее устремле­ния хорезмшахов. Идеологическойосновой такой линии была исламизация кыпчаков, прежде всего их знати. Между темзначи­тельныегруппировки кыпчакских племен оставались вне ислама до конца XII в.

Пространство между Джендом и Фарабомдо конца XIIв. считалось областью языческих кыпчаков.

Согласно установившейся традиции, правители Хорезма брали жен изханских родов канглы и кыпчаков. Объединение племени канглы во 2-й половине XII— нач. XIIIвв. представляло большую политическую силу, стремившуюся ксамоопределению, тем самым не способствовавшую политическому единствуКыпчакского ханст­ва.

Как известно,главную военную опору хорезмшахов составляли группировки канглы икыпчаков. В начале XIIIв. важную роль при дворехорезмшахов играл предводитель канглы Амин Малик, на дочери которого был женат хорезмшах Ала ад-динМухаммед.

Кыпчакская аристократия,наделенная хорезмшахами государствен­нымии военными должностями, отстаивала интересы последних. В кыпчакском обществе усилились внутренниепротиворечия, вызванные прохорезмийской ориентацией значительных групп кыпчаков, а также соперничеством за верховнуювласть.

В этой обстановке хорезмшахиискусно разжигали и поддерживали враж­думежду кыпчакскими вождями.

В начале XIII в. в состав государства хорезмшахаМухаммеда (1200—1220), предъявлявшего свои притязания на первенство во всей мусульманской Азии, вошла и область Сыгнака.Несмотря на потерю Сыгнакскоговладения кыпчакские ханы продолжали вести упорную борьбу с Хорезмом. Из Дженда Мухаммед предпринимал неоднократныепоходы на север против Дешт-и Кыпчака. В 1216 г.

вовремя одного из военных походов против Кадыр-хана он дошел до Иргиза, где в Тургайских степях случайностолкнулся с войском Чингисхана, преследовавшего меркитов, бежавших в странукыпча­ков. После битвы с султаноммонголы под прикрытием ночи отступили.Это было лервое появление монголов на территории Казахстана, приостановившее длительное соперничество кыпча­ков с хорезмшахами.

Наступила эпоха монгольскихзавоеваний.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/kipchak_khanate__315

Политическая история Кыпчакского ханства

Кыпчакское ханство

В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчатское ханство. В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма. В начале второй четверти XI в.

появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов). В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.

Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере. Территорию кыпчаков можно условно разделить на: Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра Столица — Сыгнак.

Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства.В 1065 г. правитель сельджуков Алып-Арслан предпринмает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу XI в.

кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069 г. кыпчаки совершали набеги на Хорезм. В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.

Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.

Причины ослабления: ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен; сложение крупного объединения канглы; усиление междоусобной борьбы. В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков -область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р.

Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков..В 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с Казак ханом разгромило русские войска на реке Каяле, что было описано в «Слово о полку Игореве».Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса Джучи.

Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском государстве.

Кыпчакское ханство было военно-политическим объедине­нием, где, как и во всех кочевых обществах, существовала воен­ная триадная организация — правое, левое крыло, центр. Такое деление войска и народа впервые встретилось у хуннов и имело свое продолжение у тюрков, средневековых монголов, в домон­гольских, постмонгольских государствах. В XV — XVII вв.

в Ка­захстане и Средней Азии определяющим компонентом триадной организации явилась десятичная система деления войска на 10, 100, 1000, 10000 человек. В военно-административном отношении Кыпчакское ханст­во делилось на два крыла: правое — со ставкой на реке Урал, предположительно на месте города Сарайчик, и левое — с резиденцией на Сырдарье.

Появление триадной военной организации кочевников связано с тем, что государственно-политическая стабиль­ность удерживалась в основном военной силой, так как терри­тория была огромной и такое построение было удобным.

У кыпчаков территория произвольно делилась на кочевые районы и оседлые, а потому налоги (зекет — в кочевых районах и ушур — в земледельческих) оставались неизменными. Кроме того существовали налоги-повинности — сыбага, согым и т.д. Одной из повинностей была воинская.

Своеобразным военным обучени­ем, тренировкой у кыпчаков была облавная и индивидуальная охота, она была и одним из источников существования.

Для кыпчакского общества была характерна социальная дифференциация, вызванная прежде всего системой общественных отношений, складывающихся между кочевниками в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления. Кыпчаки были очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами, лошадьми.

Но основным богатством служило число лошадей. Кыпчаки владе­ли тысячными (а некоторые из них десятитысячными и более) табунами прекрасных лошадей. Но были и такие, кто не имел своих лошадей, а пас табуны своих господ.

Кыпчакская аристократия — ханы, беки, эмиры, богатые скотовладельцы (баи) были фактическими собственниками па­стбищ, по которым проходило кочевье, хотя юридически собст­венность и не фиксировалась.

Основополагающим принципом общественного и государстенного развития в кочевнических обществах Центральной Азии, в том числе в Кыпчакском ханстве была иерархическая система как аристократической верхушки, так и родов и племен.

Основную массу кыпчакского общества составляли непо­средственные производители — кочевники-скотоводы, которые юридически и фактически были свободными людьми. У кыпчаков была такая категория людей, как ятуки. Это люди, по разным причинам потерявшие скот и вынужденные от кочевания перейти на осед­лость.

Но как только у ятука появлялся скот, он снова переходил в ряды кочевников. И кыпчакском обществе имело место и патриархальное рабство, но формы использования невольников как производитель­ной силы не ясны. Рабы, которые шли на продажу, пополнялись за счет военнопленных, а главной военной добычей были жен­щины и девушки. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханс­кой армией. Военной организации и военно-административной систе­мам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования. Рельефно была выражена строгая иерархическая система гос­подствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баска­ки, беки, баи).

Развитие земледелия на тер-рии Каз-на VI-XV вв.

Тюркские племена занимались земледелием. В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано в основном:1. сокращением поголовье скота у части населения;2. сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.

Земледелие было распространено в основном по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Или и предгорьях Алатау. Земледелие было поливным. Крупные оросительные системы в Южном Казахстане: Алтынтобе, Куюруктобе, Пышакшытобе, Актобе, Весидж, Жетиасар, Калмакарык.Самый крупный центр поливного земледелия X-XII вв. — Отрарский оазис.

В своих путевых заметках Сюань-Цзянь (VII в.) отмечал, что на территории Семиречья возделывают пшеницу, просо, виноград. Арабский историк Абу-Дулаф (X в.) свидетельствует, что карлуки и кимаки употребляли в пищу горох, бобы и ячмень.

В оседло-земледельческих районах развивалось садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство. В VI-VIII вв.

произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры

Древнетюркская письменность. и значение рунических текстов, найденных на Енисее и в Монголии.

С развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору, где он описывает прием тюркского посла Маниаха с императором Юстинианом I. Со второй половины VI в. о наличии самостоятельной письменности у тюрков пишут китайские источники.

Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги — каменные стелы в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоныкука. • Впервые древнетюркские памятники открыты на р. Енисее в 20-е гг. XVIII в. учеными Д.Миссершмидт и Ф.Страленберг.

Из-за сходства со скандинавским древнетюркские письмо называют—руническим. У скандинавских народов слово «руна» означает «нераскрытое, тайное письмо». Заслуга раскрытия секрета этой древней письменности принадлежит В. Томсену. Перевод на русский язык орхонского рунического письма осуществил известный ученый-тюрколог В. Радлов.

Изучение рунических текстов доказало, что древние тюркоязычные народы имели свою письменность. • В 1889 г. Н.М.Ядринцев обнаружил рунический памятник в северной Монголии на р.Орхон.• В 1893 г. датский ученый Вильгелм Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские памятники обнаружены в Таласской долине. В VI-X вв.

наряду с тюркским письмом в Казахстане применяли согдийский, сирийский и уйгурский алфавит. С IX в. широкое распространение получает арабский алфавит. -Первое упоминание этнонима «тюрк» в китайских летописях относится к 542 г., где сообщается, что княжество Вэй стало ежегодно подвергаться набегам Туцзюе (Тугю). По мнению писателя К.

Салгарина, эти названия обозначают слова «бесче-стиые собаки», из чего он делает выводы, далекие от историче­ского анализа. Но еще Л, Н.

Гумилев указывал, что слово Тугю (Ту-кю) давно удачно расшифровано как «тюрк-ют» т, е, тюрки, но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монголь­ским, Само слово «турк» («сильный», «крепкий» первоначально означало представителя знати или военной аристократии, впоследствии семантика его расширилась и он стал символом господствующего «царского» племени и подвластных ему племен, которых тоже стали называть соседя (в арабском мире) тюрками Не позднее 7 века у тюрков возникло самостоятельное орхоно-енисейское руническое письмо. В 582 году в Оленьем урочище на берегу р.Боин-Цаган в Центр.Азии над метом захоронения Тюркского кагана Таспара воздвигли каменную стелу с надписью в честь усопшего и его предшественников. Надписи были сделаны согдийском языке а также на санскрите. Но через 1,5 века в 732 году первый тюркский летописец,потомок первых каганов «принц счастливой судьбы» Йолыг-тегин, написал на тюркском языке тюркской письменностью на «вечном камне» на 2- стелах тексты в честь Бильге-кагана и Куль-тегина. Древнетюркское письмо состояло из 37-38 знаков.

24.Города Казахстана в 6-10 вв: экономический и социально политический анализПо письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.В рукописных источниках, начиная с VI в., упоминается о наличии в Семиречье до 200 городов.

Только в Илийской долине, кроме 10 городов предшествующего времени, в XII вв. возникло еще 56 городов. Месторасположение и архитектурные постройки многих городов сегодня неизвестны. Среди городов Семиречья наиболее известен Баланж, отождествляемый с городищем Баба-Ата, расположенный в26 км восточнее с Чулак-Курган, в урочище Капчагай. Рабад Баба-Аты занимал площадь 25 га. Г.

Баба-Ата существовал предположительно в VI-XVI вв. Жизнь в городе то оживала, то затухала, что явствует из четырех периодов его застройки. Крупнейшим городом Казахстана — центром политической экономической и культурной жизни—был Тараз. Вокруг него вдоль рек Талас и Аса, располагались городские поселения -Нижний Барсхан, Барсхан, Кирмирау, Буджикент.

Из Буджикента шла дорога в Суяб, до которого было два фарсаха. Суяб в древности был столицей западных тюрок, тюргешей и карлуков. Испиджаб (с XIII в. Сайрам)-самый крупный, торговый и ремесленный центр. «В городе 1700 рабадов, есть крытые рынки, соборная мечеть. Город чистый, жизнь приятная» — так писало об Испиджабе арабский историк Аль-Макдиси, а М.

Кашгари назвал его «городом на белой реке» Отрар (Фараб, Тарбан, Турар)-крупный административный, торговый, ремесленный и культурный центр. Его называют-«Музей под открытым небом». Отрар основан в начале V-VI вв., a VII-VIIIвв. он сформировался как крупный город, где с родился великий ученый Аль-Фараби.

Баласагун (Актобе)-политический и культурный центр на берегу реки Чу. Родной город М.Кашгари, Ю.Баласагуни. В Илийской долине в X-XII вв. насчитывалось 56 городов: Екиогуз (Эквиус), Коялык — ставки карлукских жабгу, Талхиз(Талгар) и др.•Арабские историки пишут о 16 кыпчакских городах на р.Иртыше.•В Центральном Казахстане-в долине р.Сарысу-Орда,в долине р.Жезды-Бескимыр.

Большая роль в торговле прнадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях — Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Обменная торговля с кочевникам осуществлялось на ярмарках, которые собирались в больших городах Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджикесе.

Особенности городов средневековья Казахстана: казахстанские города были неразрывно связаны с внешним миром и не могли существовать без него; часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях; города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или Руси.

25. городская культура Казахстана во второй половине 9-начале 13 в.Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв.

В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: 1. Среднее течение Сырдарьи — один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб — столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи — округ Фараб или Отрар.

Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.2. Нижнее течение Сырдарьи — города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. 3. Юго-западное Жетысу — регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией.

В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу — Суяб и Баласагун.4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути. 5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак.

6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу — города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая — Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.

Функции городов 1. Города — административные центры. (VII-VIII вв.). Свою независимость и самостоятельность владетели городов подчеркивали выпуском монеты, также имели вооруженную дружину. Письменные источники свидетельствует о титуалах владетелей некоторых городов: • Отрарбенд — центр округа Фараб на средней Сырдарье (VIII в.

), титул правителя — царь; • Керминкент — кутегин-лабан; • Барысхан — манап или тебин-барсхан; • Навакет -яланшах; • Семекны- инал-тегин. 2. Города — центры земледелия, торговли и ремесла. 3. Города — центры культурыРасцвет городской культуры В период IX — начало XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии.

Появляется новый район городской культуры — Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина).В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет:• увеличения рабадов;• оседания кочевников. Численность городского населения: В наиболее крупных городах в IX-XII вв. проживало многотысячное население:• в Испиджабе — 40 тыс., • в Отраре — 16 тыс.

,• Таразе и Баласагуне — по 10 тыс. человек.• Больше городов с населением от 1-1,5 до 3 тыс. человек.26)Вклад в развитие мировой науки ученого средневекового Казахстана аль- Фараби.

Среди отрарских мысли­телей средневековья самым знаменитым является Абу Наср аль-Фараби-«Аристотель Востока», великий ученый-энциклопедист математик, занимался геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул-«Муаллим ассана- Второй учитель» .Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики.

Он оставил глубокие научные положения почти во всех отраслях знаний: астрономии, медицине, социологии, лиигвистике, этике, поэзии, музыке, риторике и др. Известный восточный ученый Ибн Хаукаль писал об аль-Фараби: «Он один из самых крупных философов среди мусульман. Никто из них не дорос до его уровня. Даже Абу Али ибн Сина (980—1037 гг.

) в своих трудах использовал его труды и достиг благодаря им высот в науке». Аль-Фараби — ученый, развивший многие отрасли древнегреческой науки. Он известен как автор комментариев к сочинениям и трудам Аристотеля (отсюда его почетное прозвище — «Второй Учитель»).

По свидетельству Ибн Халикана, аль-Фараби прочитал научные трак­таты Аристотеля: «Метафизику» — сорок раз, «О душе» — сто раз, а «Риторику» — двести раз. Кроме чисто научной деятельности аль-Фараби занимался пропагандой, призывая к миру, взаимопониманию и соблюдению этических и моральных норм человеческого сосуществования.

Великий гуманист придерживался идеалистических взглядов, уделяя особое внимание нравственным аспектам развития человека и общества. Абу Наср аль-Фараби написал около 150 трактатов по вопросам метафизики, языкознания, логики, географии, этике и другим отраслям знаний.»Энциклопедия наук», «О происхождении наук».

Он сблизил и синтезировал в своём творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур .Ему принадлежат труды: «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира,а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.27.

Религиозные системы на тер-рии Каз-на: зороастризм, буддизм, манихейство, христианство, ислам.Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центр. Азии и Вост. Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями — буддизм, манихейство, христианство. В конце IX-начале Х вв.

началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху. Буддизм раньше всех «великих религий» стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата.

В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков.

Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианскиеобщины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В «Священной книге двух основ» (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране «десяти стрел», то есть в Зап.

-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня.

Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия — ислам.

С серед. 14 в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовало политика ханов Улуг Улуса. особенно Озбек хана..Буддизм-проник в ЮКаз и Семиречье с середины I в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и канглам (I—III вв.н.э.). С VI в.

тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма в Южном Казахстане и Семиречье:-Два буддийских храма — в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе (VH-VIII вв);-Подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.);-Бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины в сюжетами буддийской иконографии.

Христианство-в VII-VIII вв. в городах Юж­ного Казахстана и Семиречья широко рас­пространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был — г. Мерв;-При патриархе Тимофее (780-819 гг.) хрис­тианство принято карлукским жабгу;-На рубеже IX-X вв.

была образована к карлукская митрополия;-в Таразе и Мерке действовали христианские церкви; -В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета;-В.Рубрук сообщает, о христианской церкви в Коялыке.•Манихейство-возникла в III в. н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства (взяла идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла).

В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распрос­транении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья — Баласагуне и Шигил-балыке.-В Таразе найден бронзовый медальон с женс-ким изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.•Зороастризм — возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. — Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. — В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.•Ислам-VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией;-Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети;-Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере.-К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне;-Со второй половины IX-X вв. распростра­няется совершение мусульманских погребаль­ных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой нa северо-запад, лицом на юг.- Ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.);-В 11-12вв группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище



Источник: https://infopedia.su/2x3e0e.html

Кыпчакское ханство: происхождение и история

Кыпчакское ханство

Средневековое Кыпчакское ханство – конгломерат половецких племен, владевший огромными степными территориями Евразии. Их земли простирались от устья Дуная на западе до Иртыша на востоке и от Камы на севере до Аральского моря на юге. Время существования Кыпчакского ханства – XI – XIII вв.

Предыстория

Половцы (другие названия: кыпчаки, половчане, куманы) были тюркским народом с классическим степным образом жизни кочевников. В VIII веке они закрепились на территории современного Казахстана. Их соседями были хазары и огузы. Предками половцев считаются сиры, кочевавшие в степях восточного Тянь-Шаня и Монголии. Именно поэтому первые письменные свидетельства об этом народе – китайские.

В 744 году половцы подпали под власть кимаков и долгое время жили в Кимакском каганате. В IX веке ситуация стала прямо противоположной. Половцы добились гегемонии над кимаками. Так возникло Кыпчакское ханство.

В начале XI столетия оно вытеснило из низовьев реки Сырдарьи соседнее племя огузов. На границе с Хорезмом у половцев находился город Сыгнак, где они проводили зимнее кочевье.

Сейчас на его месте находятся руины древнего городища, представляющие серьезную археологическую ценность.

Становление государства

К 1050 году Кыпчакское ханство поглотило всю территорию современного Казахстана (кроме Семиречья). На востоке граница этого государства достигла Иртыша, а его западные рубежи остановились на Волге. На юге кыпчаки достигли Таласа, на севере – сибирских лесов.

Этнический состав этих кочевников сформировался в результат слияния со многими другими народами. Историки выделяют два ключевых племени кыпчаков: янъто и се. Кроме того, половцы смешались со своими покоренными соседями (тюрками и огузами). Всего исследователи насчитывают до 16 племен кыпчаков. Это борили, токсоба, дурут, карабориклы, бижанак и т. д.

В середине XI столетия Кыпчакское ханство достигло пика своей экспансии. Кочевники остановились в причерноморских и русских степях, добравшись до границы Византийской империи. В результате этой массовой миграции произошел распад общности кыпчаков на две условные части: западную и восточную. Граница между ними пролегала по Волге (половцы называли ее «Итиль»).

Общественная структура

Общество кыпчаков было сословно и социально неравным. Основной собственностью, гарантировавшей благосостояние, был скот и лошади. Именно их количество в хозяйстве считалось показателем места человека на социальной лестнице. Часть скота находилась в общинной собственности. Такие животные помечались тамгами (специальными метками). Пастбища же по традиции принадлежали аристократии.

Большая часть кыпчаков состояла из рядовых скотоводов и общинников. Они считались свободными, хотя нередко переходили под покровительство более влиятельных сородичей.

При потере своего скота мужчина лишался возможности кочевать и становился ятуком – оседлым жителем. Самыми бесправным в половецком обществе были рабы.

Кыпчакское ханство, хозяйство которого во многом основывалась на принудительном труде, увеличило количество невольников за счет военнопленных.

Отношения с Русью

В первой половине XI века начались русско-половецкие войны. Кочевники не пытались завоевать восточнославянские княжества, но приходили на чужие земли ради грабежа и новых рабов.

Степняки отбирали имущество и скот и опустошали сельскохозяйственные земли. Их нападения были неожиданными и стремительными.

Как правило, кочевники успевали исчезнуть задолго до того, как к месту их нашествия прибывали княжеские дружины.

Чаще всего страдали земли вокруг Киева, Рязани, Переяславля, а также Поросье и Северщина. Именно на их богатые земли и города нацеливало свои беспощадные атаки Кыпчакское ханство.

11 – начало 13 века – период регулярных столкновений степняков с русскими дружинами.

Из-за опасности на юге люди старались перебраться поближе к лесам, что заметно стимулировало миграцию восточнославянского населения во Владимирское княжество.

Хроника набегов

Когда Кыпчакское ханство, территория которого значительно увеличилась, вошло в соприкосновение с Русью, славянское государство, напротив, вступило в период кризиса, вызванный феодальной раздробленностью и внутренними междоусобными войнами. На фоне этих событий опасность кочевников увеличилась в разы.

Первое серьезное поражение половцы во главе с ханом Искалом нанесли переяславскому князю Всеволоду Ярославичу в 1061 году.

Спустя семь лет, степняки разгромили войско русской коалиции трех Рюриковичей на реке Альте. В 1078 году в битве на Нежатиной Ниве погиб киевский князь Изяслав Ярославич.

Все эти трагедии обрушивались на Русь во многом из-за неспособности удельных монархов договориться между собой ради общего блага.

Победы Рюриковичей

Средневековое Кыпчакское ханство, политический строй и внешние связи которого напоминают классический пример орды, долгое время успешно терроризировало русские земли. Тем не менее поражения восточных славян не могли продолжаться вечно. Олицетворением нового витка борьбы с половцами стал Владимир Мономах.

В 1096 году этот князь разбил кыпчаков на реке Трубеже. В сражении погиб лидер кочевников Тугоркан. Интересно, что основатель Кыпчакского ханства, доподлинно историкам неизвестен. Сведения остались только о тех правителях, которые объявляли войны соседним державам или вступали с ними в дипломатические связи. Хан Тугоркан был одним из них.

Опасное соседство

Благодаря упорству славянских дружин остановилась та экспансия, которую на протяжении многих десятилетий продолжало Кыпчакское ханство. Кратко говоря, ресурсов половцев не хватило на то, чтобы поколебать суверенитет Руси.

Рюриковичи старались бороться с непрошенными гостями любыми доступными способами. Князья устраивали приграничные укрепления и селили в них мирных оседлых тюрков – черных клобуков.

Они жили на юге Киевской земли и значительное время выполняли функции щита Руси.

Владимир Мономах первым не только разбил кыпчаков, но и предпринял попытку начать наступление в бескрайнюю степь.

Его поход 1111 года, к которому подключились другие Рюриковичи, был организован по примеру Крестового, в рамках которого западные рыцари отвоевали у мусульман Иерусалим. В дальнейшем практика наступательных войн в степи стала традицией.

Самым знаменитым в русском фольклоре был поход северского князя Игоря Святославовича, события которого легли в основу «Слова о Полку Игореве».

Половцы и Византия

Русь была не единственным европейским государством, с которым контактировало Кыпчакское ханство. Краткое содержание отношений степняков с Византийской империей известно по средневековым греческим хроникам.

В 1091 году половцы вступили в краткий союз с русским князем Василько Ростиславичем. Целью коалиции был разгром других кочевников – печенегов.

В XI веке они были вытеснены половцами из причерноморских степей и теперь угрожали еще и границам Византийской империи.

Не желая терпеть присутствие орды у своих рубежей, греки вступили в союз с Василько и кыпчаками. В 1091 году их объединенная армия, во главе которой стоял император Алексей I Комнин, разбила войско печенегов в битве при Лебурне.

Однако дружба с половцами у греков не сложилась. Уже в 1092 году ханство поддержало самозванца и претендента на власть в Константинополе Лжедиогена. Половцы вторглись на территорию империи.

Византийцы разбили непрошенных гостей в 1095 году, после чего те еще долгое время не пытались выйти за пределы родной степи.

Союзники болгар

Если с греками кыпчаки враждовали, то с болгарами с тех же Балкан их почти всегда связывали союзнические отношения. Впервые эти два народа воевали на одной стороне в 1186 году.

В то время болгары перешли Дунай и помешали императору Исааку II Ангелу подавить восстание их соотечественников на Балканах. В походе славянам активно помогали половецкие орды.

Именно их стремительные атаки приводили в ужас греков, не привыкших сражаться с подобным противником.

В 1187 – 1280 гг. правившей династией в Болгарии были Асени. Именно их отношения с кыпчаками были примером крепкого союза. Например, в начале XIII века царь Калоян вместе со степняками не раз беспокоил владения своего соседа венгерского короля Имре.

Тогда же произошло эпохальное событие – западноевропейские рыцари захватили Константинополь, уничтожили Византийскую империю, а на ее руинах построили собственную – Латинскую. Болгары сразу же стали заклятыми врагами франков. В 1205 году произошло знаменитое сражение под Адрианополем, в котором славяно-половецкое войско разбило латинян.

Крестоносцы потерпели сокрушительно поражение, а их император Балдуин даже попал в плен. Решающую роль в победе сыграла маневренная конница кыпчаков.

Покорение монголами

Какими бы ни были яркими успехи половцев на западе, все они блекли на фоне той страшной угрозы, которая приближалась к Европе с востока. В начале XIII века свою собственную империю начали строить монголы. Сначала они покорили Китай, а затем двинулись на запад. Без особого труда покорив Среднюю Азию, новые завоеватели стали теснить половцев и соседние с ними народы.

В Европе первыми под удар попали аланы. Кыпчаки отказались помогать им. Затем настал и их черед. Когда стало ясно, что вторжения монголов не избежать, половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. Многие Рюриковичи действительно откликнулись.

В 1223 году объединенное русско-половецкое войско встретилось с монголами в битве на реке Калке. Оно потерпело разгромное поражение. Через 15 лет монголы вернулись, чтобы установить свое иго над Восточной Европой. В 1240-е гг. Кыпчанское ханство было окончательно разрушено.

Половцы как народ со временем исчезли, растворившись среди других этносов Великой Степи.

Источник: https://FB.ru/article/281112/kyipchakskoe-hanstvo-proishojdenie-i-istoriya

Кыпчакское ханство

Кыпчакское ханство

План Введение

1 Расцвет кипчакского государства

2 Кыпчакские ханы 2.1 Кыпчакские ханы из династии Кайы-уран

Введение

Кыпчакское ханство (каз. Қыпшақ хандығы) — раннее государство, на территории современного Казахстана. В XI в. на территории современного Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племён — Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского.

В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племён в борьбе за новые пастбища.

К концу X века в степях на территории современного Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в.

они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория современного Казахстана, за исключением Семиречья.

Восточная граница их остаётся на Иртыше, западные пределы достигают реки Итиль, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся современная казахстанская степь носила имя Кыпчакской Степи или «Дешт-и-Кыпчак».

1. Расцвет кипчакского государства

В начале XI века кыпчаки переходят Волгу и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Дон (Тен) и Днепр (Узеу). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения.

Кыпчаки, обитавшие к западу от Волги, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба.

Она разделялась на области тенских (донских) кыпчаков, от Волги на востоке до Кавказских предгорий на юге и Дона — на северо-западе, и области узеуских кыпчаков, известных также как половцы и куманы, располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Дона на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образований стояли ханы династий Шарукана и Боняк хана.

Кыпчаки, жившие на территории современного Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В XI—XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее тургайские степи, бассейны рек Эмба (Жем), Урал (Жаик), Волга (Итиль, Едиль), а также полуостров Мангышлак, возглавлялось ханами ельбори.

Здесь же, в районе Тургая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли современного Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Иртыша и Ишима (Есиль).

Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса.

Сыгнакское ханство, воевавшее на два фронта — против кара-киданей в Семиречьи (Жетысу и Хорезма — на Сырдарье, вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г.

хан Алп-Кара Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против кара-киданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой и кыпчаки освободили от кара-киданей город Тараз с окрестностями.

Однако вскоре союзники стали враждовать между собой ив 1195 г. хорезмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана.

В начале кыпчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии хорезмшаха, известили хана кыпчаков о своём намерении перейти на его сторону. Ободренный хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись.

Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и племянником Алп-Дерек иналом ослабила кыпчаков и в 1200 г. Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над каракиданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенёс столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Кайыр хана.

Встревоженный вестью о победах монголов, хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире.

Следовавший за посольством торговый караван, остановился в Отраре, Кайыр хан заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Кайыр хана, но хорезмшах, боясь гнева кыпчакской знати, отказался.

Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли.

Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам.

Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель.

Все её защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.

Отряды Джучи, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 г. подошли к Сыгнаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Джент.

Узнав о смерти хорезмшаха Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дешт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен.

Кыпчаки и объединённое войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение.

Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.

2. Кыпчакские ханы

2.1. Кыпчакские ханы из династии Кайы-уран

· Джанкеши хан — хан Сыгнака 1145—1169 гг, хан правого крыла Кыпчакское ханство 1145—1169 гг.

· Алп-Кара Уран, сын Джанкеши хана — хан Сыгнака 1169—1184 гг, хан правого крыла Кыпчакское ханство 1169—1184 гг.

· Кадыр-Бугу хан, сын Алп-Кара Урана — хан Сыгнака 1184—1200 гг, хан правого крыла Кыпчакское ханство 1184—1219 гг.

· Кайыр хан Алып-Дерек — хан Сыгнака 1200—1210 гг, хан Отрара 1210—1219 гг.

Источник: https://mirznanii.com/a/349812/kypchakskoe-khanstvo

§ 13. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI — начало XIII вв.)

Кыпчакское ханство

§ 13. КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI — начало XIII вв.)

Расселение кыпчаков и их этническийсостав. Когда мыгово­рим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих пле­мен тесносвязана друг с другом.

Территория Кимакского кагана­та в XI веке полностьювошла в состав созданного Кыпчакскогохан­ства.

Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке доВолги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре до озераБалхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханстворасширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южномтечении Сыр­дарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсойзнати стали правителями присырдарвинских городов.

Кыпчаки кочевали вприречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюртеони летом перекочевыва­ли в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). Поарабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршру­тыкочевий.

Поэтому земли между Алтаем и Волгойназывали Кипчакскойстепью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, чтоназванная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.

Этнический состав кыпчаков началформироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух группплемен. Первая — западное объ­единение кыпчаков, куда входили одиннадцатьплемен, в их числе: елъборили,токсоба, йетиоба, дурут и другие.

Вторая — восточное объединениекыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными,восемь — мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и«ельборили» («на­род волков»).

Кыпчакекие ханы династийно-наследственно быливыходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка какидола, объекта поклонения. А такой культ бы­тует со времен древних тюркскихплемен.

Название «токсоба» оз­начает «девять племен», «дурут» — «четыреплемени», «йетиоба» — «семь племен». Из этого видно, что все они являлисьплеменными объединениями.

В объединение кыпчаковвходили тюркоязычные кимакские,огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века,когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоедине­ныплемена канлы,карлуков и жикил.

Таким образом, племена, входившие вэтнический состав кып­чаков, находились на этапе сложения кыпчакекойнародности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общест­венныйстрой и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местныедиалекты. Однако это обстоятельство не мог­ло быть препятствием для образованияоднородной кыпчакекой народности.

Об этом итальянский путешественник, посолПлано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжалсяпроцесс этнического сближения и взаимослияния. По­этому процесс образованиякыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономернымявлением. Но монголь­ское нашествие помешало развитию этого процесса.

Иобразова­ние единой народности было заторможено до XV века.

Общественный строй. Общественный стройКыпчакского хан­ства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак-ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну понаследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людейплемени ельборили. Не случайно поэтому араб­ский историк Джурджани назвал этоплемя племенем ханской ди­настии.

Ставка ханской власти носила название орда. Ворде жили пра­вители, знать. Система управления войском по существующей тра­дициисостояла из правогои левогокрыльев.

Ставка более сильно­го и влиятельного правого крыла находилась наберегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла — в присыр-дарьинеком городе Сыгнак.

Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимоеподдержание хан­ской власти на западе правым крылом, на востоке — левым.

Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.

Социально-экономической основой Кыпчакскогоханства был классовый строй. К представителям господствующего сосло­вияотносились ханы,их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родови племен.А к низшему со­словию относились простой народ и бед­няки, не имевшие скота.

Кбеднякам при­числялись и жатаки, занимавшиеся зем­леделием. В кыпчакскомобществе име­лись даже рабы. Рабами обычно станови­лись две категории людей:во-первых, бед­ные должники, не имевшие скота; во-вто­рых, люди, попавшие вплен.

Одним из ис­точников обогащения представителей гос­подствующего сословиябыла продажа ра­бов на среднеазиатских базарах.

Отом, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свиде­тельствовал МахмудКашгари, называя рабов «яланкугами».

Имущественное неравенство в Кыпчакскомханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, напри­мер,если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи,погребенные вместе с умершим, то в других най­дены лишь одни скелеты.

В кыпчакском обществе неравенство былои в землепользова­нии. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатымипастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовь­ем или совсем неимеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.

Политическое положение Кыпчакскогоханства. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу,властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения хан­стватребовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремить­ся к захвату южныхгородов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но междукыпчаками и названными регио­нами преградой являлись огузы.

В конце X и началеXI веков Огуз- ское ханство переживало тяжелый упадок. Воспользовавшись вос­станиемвнутри страны, сельджуки захватили город Дженд. В это время и кыпчаки вторглисьв Огузское ханство с севера и северо- востока. Таким образом кыпчаки расширилисвои границы от сред­него течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги.

Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.

В русских исторических источникахвторгшихся в земли Руси кып­чаков называли «половцами», а дошедших до береговДуная кып- чаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу сосреднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. Шах Хорезма опасалсяусиления кыпчаков и приближения их к своим границам. Поэто­му он прибегал кразличным политическим ухищрениям. Такую же политику по ослаблению кыпчаковпроводил и наследник шаха Хорезма Атсыз.Хорезмийцы стремились использовать малейшую иозможность для ослаблениякыпчаков.

Судя по некоторым письменнымисточникам, шах Атсыз не­сколько раз нападал на огузов, находящихся под властьюкыпча­ков. В 1133 году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезм­скогошаха. Но окончательной победы шах Хорезма так и не до­бился.

Однако после этогопоражения кыпчаки распались на две племенные группировки и это привело их кослаблению. Убедив­шись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хо­резмийцыиспользовали их внутренние противоречия и междоусо­бицы.

Например, принимаяпредставителей знати господствующе­го сословия кыпчаков и щедро одаривая ихподарками, они натрав­ливали их друг против друга, чтобы противопоставить ихосталь­ной части кыпчаков. Хорезмийцы занимались и распространением исламасреди кыпчаков.

Таким путем они старались поставить кыпчаков в зависимость отсебя.

Правители Хорезма Текеш и Мухаммед II пыталисьосуще­ствить давно вынашиваемые планы. Воспользовавшись борьбой за класть междукыпчакским ханом Кадыр-Букойи его племянни­ком Алии-Дереком,Текеш задумал захватить город Сыгнак. В 1195

Кыпчакские воины.
Конная повозка (арба).      Верблюжья повозка (арба).

году он совершил поход против правителяСыгнака хана Кадыр-Буки и при поддержке правителя Отрара Алып-Дерека захватилгород.

В начале XIII века между шахом ХорезмаМухаммедом и Кып- чакским ханством произошло несколько сражений за овладениепри- сырдарьинскими городами.

Из-за отсутствия единства внутри стра­ны кыпчакипотерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар иСыгнак, а также регион Араль­ского моря долгие годы являлись местамистолкновений кыпча- ков и хорезмийцев.

Противоборство двух народов окончательнопрекратилось только после завоевания их монголами.

Такимобразом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его на­род не исчез. Кыпчакипродолжили свое историческое развитие.

Витоге они составили основу этнического состава казахского народа.

Хозяйство. Кыпчаки преимущественнозанимались скотовод­ством. По данным археологических раскопок, у кыпчаковразводи­ли четыре вида скота.

Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенностиэтой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключаются в том, что растения ее служат вместоячменя, такой особеннос­ти нет у других стран. Вот почему в ней много скота».

Далее он рассказывал об удивительной многочисленности поголовья скота в этойстране и восхищался, что, наверное, нигде нет такого его количества.

В середине XIII века побывавшие вКазахстане европейские пу­тешественники П. KapnuHU и В. Ру брук упоминали околесных по­возках, в которые запрягались 10 быков. Количество поголовья ло­шадейсчиталось показателем обеспеченности людей.

В Афгани­стане, Иране, Египте иИндии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечалналичие у кыпчаков и крупного рогатого скота.

Он писал, что кыпчаки впрягали варбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы».

Кыпчакские скотоводы в поискахпастбищных угодий не коче­вали беспорядочно, у них были издавна установившиесямаршру­ты кочевий, постоянные зимовки и жайляу.

Средикыпчаков были и земледельцы.

Еврейский путешественник Петахъя,про­езжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят вэтой зем­ле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV веке подтвердил иарабский историк алъ-Омари:«Посевов у них (кыпчаков) ма­ло и меньше всего пшеницы и ячменя.

https://www.youtube.com/watch?v=Ybrsx0VD8XQ

Чаще всего у них встречается просо, имони питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».

Охота у кыпчаков служила одним изисточников существова­ния. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчакиохотились с луком. Он поражался меткости охотников. Безусловно, если дляпредставителей знати охота была развлечением, то для бедняков она служиласредством выживания. На одних зверей охотились из-за мяса, а на других — из-заценного меха. Из шкур зверей шили теплую одежду.

У кыпчаков были хорошо развитыдомашние промыслы, ре­месла. Из шкур и шерсти скота они изготавливалинеобходимые изделия, шили одежду. Вместе с тем кыпчаки являлись искусны­мимастерами по дереву, кузнецами и ювелирами.

1.           Найдите на карте ипокажите места расселения кыпчаков.

2.           Назовите основныеплемена, входившие в этнический состав кып­чаков.

3.           Расскажите обобщественном строе кыпчаков.

4.           Какие земли подчинилисебе кыпчаки?

5.           С каким государствомСредней Азии кыпчаки вели постоянные войны?

6.           Расскажите об отрасляххозяйства кыпчаков.

Вопросы для самопроверки

1.           Как называли кыпчаков наРуси?

A.                                                                  кунами      С. команами

B.                                                                  гуннами    D.        половцами

2.           С кем воевали кыпчаки заюжные города Казахстана?

A.    ссельджуками          С. с канлы

B.     скаракитаями       D. согузами

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-173

Кыпчакское ханство (начало XI в.-1219 г.)

Кыпчакское ханство

В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство. 

В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.

В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов).

В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.

Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере.

Территорию кыпчаков можно условно разделить на:

  • Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги
  • Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра

Столица — Сыгнак.

Этническая история

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Хотя термин «кюеше» или «кзюеше», относящее к 201 г.до н.э., воспринимается многими исследователями как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.

Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным, длительным процессом и делится на 3 этапа:

  1. VII-VIII вв — кыпчаки населяли земли от северного Алтая и Иртыша, составили этническую основу кимакского племенного союза.
  2. VIII-IX вв — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе.
  3. XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном Восточном Дешт-и-Кыпчаке.

В русских летописях кыпчаков называли -половцами, венгерские источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках  -комонами или куманами.

Общественное устройство

Хан — титул правителя, избирали из династийного рода — ель-борили. Ставка хана — Орда

Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:

  1. Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урал, Волги, полуостров Мангыстау. Ставка -г.Сарайшык на р. Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили;
  2. Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка г. Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени уран.

Строго соблюдалось иерархическая система господствующей аристократической верхушки -ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Рабы — самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг.

 Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность — скот. Мерила богатства — число лошадей. Например, богатые кыпчаки владели более 10 тыс. табунами.

Посягание на собственность строго каралось, например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. В XI-XIII вв. кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Антропологический тип кыпчаков относится — к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.

Политическая история

Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства. В 1065 г.

правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу XI в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069 г.

кыпчаки совершали набеги на Хорезм. 

В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.

 Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156 гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака.

С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.

Причины ослабления:

  • ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;
  • сложение крупного объединения канглы;
  • усиление междоусобной борьбы.

Во второй половине XII в. Хорезм шах Текеш (1172-1200) вел политику на сближение с кыпчакскими ханами. Женился на дочери кыпчакского хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма имели цель — исламизация кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, особенно территория между городами Жент и Фарабом до конца XII в. исповедовали языческую религию.

В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р.

Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с Мухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили.

Это было первое появление монголов на территории Казахстана.

Кыпчаки принимали активное участие в политической жизни многих государств, стали участниками крупных политических событий:

  • В домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его преемников.
  • Кыпчак Шанс-ад-Дин Ильгидиз был основателем династии ильдигизидов в Азербайджане.
  • Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и др.
  • В 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с Казак ханом разгромило русские войска на реке Каяле, что было описано в «Слово о полку Игореве».

Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса Джучи.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/uchebshyn/rannesrednevekovyj-kazaxstan-vi-xii-vv/1759-kypchakskoe-xanstvo-nachalo-xi-v-1219-g.html

Refy-free
Добавить комментарий