Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Основные культурологические концепции XIX-XX вв

Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое эволюционизм?
  2. В чем смысл психоаналитического подхода к культуре?
  3. Каковы основные идеи структурализма?
  4. Каковы основные идеи семиотики?
  5. В чем сущность символизма?
  6. Каков вклад русской философии в понимание культуры?
  7. Каковы принципы марксистской культурологии?
  8. Как связаны культура и культ по П.А.Флоренскому?
  9. Что такое креационизм?
  10. Чем отличаются культура и цивилизация с точки зрения О.Шпенглера?
  11. В чем смысл игровой концепции культуры?

Справочные статьи и основные понятия

Этапы становления культурологического познания.Развитие культуры сопровождалось становлением его самосознания.

В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс.

Такое развитие и выражение духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии.

Донаучный этап. Он содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Окончание этого этапа связано с возникновением науки Нового времени.

Научно-исторический этап.Он продолжался до середины XIX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

Научно-философский этап. В XIX–XX веках стали складываться основные культурологические концепции. Исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, и становится очевидным различие между историческим и культурным развитием.

В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы совпадают с результатами их деятельности.

На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от этих воззрений, от состояния человека в культуре.

Основные культурологические концепции XIX-XX вв.

Биологическое направление.Основной тезис или идея – замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития «организма» и культуры.

В рамках биологического направления изучения культур ставился и исследовался важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей поведения.

Также было высказано предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества.

Богословский подход. Культура объясняется с духовных позиций. Этот подход нашел отражение в произведениях религиозных философов, историков, других мыслителей таких как В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.

Бердяев, князья Трубецкие, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Г.В.Флоровский, П.А.Флоренский и другие мыслители.

В рамках богословской традиции сам термин «культура» восходит к «культу», к вере, высшему смыслу бытия, заданному Вседержителем.

Эту позицию отстаивал П.А.Флоренский (1882-1943) – выдающийся представитель русской культуры «серебряного века».

Его называли «Леонардо да Винчи XX века», так как это была многогранная личность, совмещавшая в себе ученого физика, математика, инженера, философа, искусствоведа, священника, богослова и не только, он владел в совершенстве латинским и греческим языками, основными европейскими, а также языками народов Кавказа, Ирана, Индии.

Жизненной задачей Флоренского стал поиск путей к цельному мировоззрению, основанному на гармонии разума и веры, философии и богословия, искусства и наки. Труды по математиве, физике и др. предвосхитили многие идеи семиотики.

По его утверждению, культура возникла из культа. Культовые формы (т.е. совокупность способов организации религиозного опыта) включают в себя священные ритуалы, церемонии, литургические (богослужебные) действия, молитвенную практику и т.д.

Из включенности в эти культурные формы возникло и осмысление суждений о мире и человеке, о бренном и вечном. По Флоренскому, культ – это бутон культуры, из которого она прорастает.

Вся система культурных ценностей, согласно такой трактовке, производна от культа, задана религиозным действием и сакральным (священным) текстом. «Вера определяет культ, а культ миропонимание, из которого следует культура».

П.А.Флоренский разделял культуру и религию.

С его точки зрения, разница состоит в том, что культура – это, созданное самим человеком, плод и развитие земных усилий человека, включая создание материальных предпосылок жизни, нравственных, интелектуальных ценностей. П.А.

Флоренский отрицал культуру как единый во времени и пространстве процесс. Религия – это то, что дано человеку свыше, она питается из вечности и ее цель заключается в достижении непосредственной связи с божественной сущностью.

Известный современный религиозный мыслитель А.Мень утверждал, что вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.

Марксизм и культура.К.Марксу и Ф.Энгельсу принадлежит концепция культуры, созданная в XIX в. в рамках рационалистических теорий культуры. Ставится цель – создание системы научного знания о человеке и его мире.

Марксизм основывается на следующих методологических принципах. 1) Материализм. Материалистическое понимание истории предполагает признание определяющим способ производства материальных благ. Культура, как и другие духовные явления, носит вторичный, производный характер.

Культура – это надстройка над экономическим базисом, отражение и выражение социальной действительности. История – это смена общественно-экономических формаций.

Каждому историческому типу общества прямо соответствует вытекающий из определенных социально-экономических и политических отношений тип культуры: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Принцип детерминизма признает существование в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей.

2) Принцип исторической закономерности – признание действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности. 3) Принцип единства человечества и, следовательно, единства культурно-исторического процесса. 4) Принцип прогресса.

Культурно-исторический процесс – это поступательное развитие общества. Каждая последующая стадия культуры была прогрессивнее предыдущей и должна была давать более «высокие» в ценностно-смысловом отношении образцы культуры. В реализации принципа прогресса наиболее наглядно проявился принцип классового подхода к культуре.

Пролетарская (социалистическая) культура представлялась высшей стадией развития мировой культуры. 5) Наиболее сильной стороной марксистской культурологии является деятельностный подход. Он трактует культуру как способ жизнедеятельности человека. Культура совершенно справедливо понимается как деятельность, процесс и его результат реализации человеческих потенций. Культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества.

Психоанблиз.Психоанализ ( гр. psychě – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – 1) разработанный 3.Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболева­ний; 2) комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни чело­века и развитии человечества.

Ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных. Эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.

Семиутика.Семиотика (гр.

sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и прагматика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

Социально-психологическое направление.Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Г.Лебона (1841-1931) и Г.де Тарда (1843-1904). Основная направленность работ Г.

Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) – анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.

Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г.Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Г.Тарда – «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895), посвященные этим аспектам функционирования культур.

задача автора – показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культуры возникло новое явление – психоаналитическая концепция культуры.

За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.

Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией – мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.

Структурализм.Структурализм (лат. structura – строение) – направление в гуманитарном знании, сформировался в 1920-е гг. и связан с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории.

Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама).

Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг.

во Франции (К.Леви-Строс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида; особое течение – генетический структурализм Л.Гольдмана). Одним из направлений структурализма является структуралистское литературоведение, в нем выделяются 2 основных раздела: структурная лингвистика, структурная поэтика.

Эволюционизм.

Эволюционизм – направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению.

Этологический подход. Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII-XIX вв. Значительное влияние на становление этологии оказали работы Ч.Дарвина. Создатель этологии Э.

Геккель использовал термин «этология» как синоним экологии. Современная этология возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К.Лоренца и датского биолога И.Тинбергена. В настоящее время этологи К.Лоренц, Н.Тинберген, К.фон Фриш выдвинули гипотезу, получившую название «Инстинктивные основы человеческой культуры».

Ученые перенесли наблюдения, накопленные в этологии, на человека и человеческое общество.

Суть этологического подхода заключается в сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов поведения, в выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.

Функциональный подход. Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г.Спенсер и Э.Дюркгейм.

Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача – разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними.

Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Рождается символизм во Франции, его предтечи: Ш.Бодлер, Э.По. Через музыку и театр символизм распространяется по всем странам Европы и Америки.

Антропогенйз (гр. antrфpos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о проис­хождении человека.

Герменевтика (лат. – объяснение, сведение к понятному) – искусство толкования, объяснения текстов (классических), учение о принципах их интерпретации.

Диалйктика (гр.

dialektikě (techně) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.

Знак – фиксированное в объективированной форме (предметной, жестовой, интонационной и пр.) сходство между вещами, ситуациями, переживаниями. Знак выполняет функцию указания на внешнее и внутреннее сходство сравниваемых объектов культуры, не имея прямого сходства с обозначаемым.

Игра– культурная форма свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.

Игровое познание мира есть первая форма человеческого знания, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Теоретический интерес к игре как форме познания проявился в ХХ в. как вопрос о судьбе различных культур. И.

https://www.youtube.com/watch?v=kUbD_kdsJWI

Хейзинга рассматривает игру как критерий оценки различных культурных явлений.

Иррационалъзм (лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслителные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Категурия (гр.

katěgoria) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, про­странство, движение, причинность, качество, количество и т. д.

– категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).

Контйкст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысло­вом отношении отрывок письменной или устной речи, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. д.

Креационизм(лат. creatio – творение) – научная теория, объясняющая происхождение мира, в том числе и человека, актом сверхъестественного творения. Ученые-креационисты – физики, математики, биологи, астрономы и др. представители точных, естественных наук.

Креационизм активно развивается на Западе, в Соединенных Штатах Америки. Концепция креационизма противостоит эволюционизму. С точки зрения креационистов, возраст Земли составляет 7,5 тысяч лет. (См.: Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Изд 3-е испр.

– Калифорния, Институт креационных исследований, 1990. С.52-54).

Псъхика (гр.

psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой за­ключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятии, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

Рационалъзм (фр. rationalisme, лат. rationalis – разумный) – 1) философское на­правление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) направление в архитектуре XX в.

, представители которого используют современные строительные материалы и индустриаль­ные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е.

целесообразных, эко­номичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировоч­ных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

Символъзм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве, в поэтике и эстетике конца XIX – начала XX в., основой которого был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания. Отсюда следует ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

Текст –(лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или доку­мент, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без ри­сунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.

; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.

); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной записи; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки – лингвистики текста.

Теурия (гр.

theфria – наблюдение, исследование) – 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общест­ва; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Цивилизбция (лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, появилось в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Употребляется как 1) синоним культуры; 2) в культурно-исторической перио­дизации, принятой в науке XVIII-XIX вв.

, – третья ступень общественного развития, следую­щая за варварством (первая ступень – дикость), введено Л.Морганом, Ф.Энгельсом; 3) особый тип органической целостности, являющийся симптомом упадка культуры (О.Шпенглер). Современный уровень цивилизации характеризуется, прежде всего, научно-техническим прогрессом.

Основные признаки цивилизации – урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность и др.

Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 1205 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-51907.html

Культурологические концепции XIX-XX веков

Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

В середине XIX в. и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур.

Так Б. Малиновский создал теорию культуры, в основе которой лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные.

Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией.

На рубеже веков происходит дальнейшая конкретизация знаний о культуре. Ученые обращаются к обоснованию необходимости «понимающей истории» в применении к изучению культуры. Культурологии «понимающая история» нужна фактически как антитеза просветительского подхода к изучению истории и культуры.

Л. Уайт в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте.

Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Уайт выделяет технологическую, социальную, идеологическую, поведенческую сферы культуры.

В культурологических концепциях первой трети ХХ в. особое место занимают такие объекты изучения, как человек и цивилизация.

Изучение первобытных культур ведет не только к созданию антропологии, но и к освоению культурологией понятия «локальная культура». Культурная антропология изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию.

Внутренние течения в антропологии показывают изменения исследовательского интереса к человеку и созданным им обществам. Понятие «локальная культура» в историко-культурной концепции А.

Тойнби приобретает методологическое значение.

Он рассматривает локальную культуру как часть общецивилизационного процесса и показывает, какие сложные опосредования проходят межцивилизационные взаимодействия прежде, чем становятся частью общечеловеческой культуры.

Вслед за Данилевским Шпенглер также утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, которые никак не взаимодействуют между собой.

Под культурой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры, который понятен лишь человеку, принадлежащему данной культуре. Шпенглер выделяет 9 культур (египетскую, вавилонскую, иранскую, индийскую, греко-римскую…).

Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал — тысячелетие.

Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией.

Г. Риккерт подчеркивал, что главное — не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к философия наука о целостном человеке и его отношении к миру. Мир, согласно Г. Риккерту, не может быть предметом познания в силу своей иррациональности.

К теориям циклического развития относят концепцию П.А. Сорокина. По Сорокину (как и у Ницше) главное в культуре — ценности. В качестве ценностей может выступать, как чувственное, так и сверхчувственное начало, а также синтез того и др. В завис от этого Сорокин выделил 3 типа культуры:

1. Идеоциональная;

2. Чувственная;

3. Идеалистическая. При переходе от одного типа культуры к другой общество переживает кризис. В подобном кризисном состоянии пребывает современная западная цивилизация. В ней происходит переход от чувственного к идеоциональному типу культуры.

М. Хайдеггер и К. Ясперс — важнейшие представители экзистенциализма. Один из глав принципов экзистенциалистов — человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода человека — безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и человек не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске.

В культурологии Ясперс разработал теории линейного развития культуры. Ясперс предложил в противоположность теории культурных циклов идею, которая заключалась в том, что человечество имеет единые истоки и общую цель. В развитии всемирной истории Ясперс выделил 4 периода:

1. Доисторическая эпоха;

2. Эпоха древних культур;

3. Осевая эпоха;

4. Новая научно-техническая эпоха. Важнейший критерий оценки здесь — методы коммуникаций.

Представители франкфуртской школы считали, что навязывая функциональность, «система» (современные технологическое общества) использует мощный аппарат культурной индустрии. Речь идет о масс-медиа (кино, телевидение, радио, диски, реклама и т.д.).

Предлагая свои ценности и модели поведения, масс-медиа создает потребности и создает язык. В целях доступности эти ценности и модели единообразны, аморфны, примитивны.

Они блокируют инициативу и творчество, ибо приучают к пассивному восприятию информации. Культурная индустрия коварно подменила личностное общенеопределенным. Каждый из нас заменим, но «индивид, абсолютно заместимый другим, есть чистое ничто».

Представители технологического детерменизма (Ростоу, Белл, Тофлер) выделяли технику и технологию как основу развития и критерий состояния культуры.

Для развития культурологических концепций огромное значение имели труды З. Фрейда и К. Юнга.

Основные понятия учения Фрейда — понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное — главное в психике человека, определяет все его поступки и действия.

Бессознательное — совокупность психических состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного.

Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).

Сублимация — использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.

В XX веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии — неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр.

Его самая известная работа «Архетип и символ». Архетипы — наиболее общая схема мышления и поведения. Они находят выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, художественном творчестве, сновидениях.

Таким образом, Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.

Исследования Й. Хёйзинги о структурах сознания и игровом архетипе в культуре придали историко-культурным исследованиям культурологический смысл. Они всё еще рассматривались в рамках развития философской мысли, но общественный резонанс показывал, что эти работы интересны не только философам.

К ним обращались представители практически всех областей науки и творчества. Труды Хёйзинги вызвали массовый интерес научного сообщества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_36307_kulturologicheskie-kontseptsii-XIX-XX-vekov.html

Реферат Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

 «Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков»

План

Введение

Культурологические направления

Культурологические концепции

·        Морфологическая концепция локальных культур О.Шпенглера

·        Социологическая концепция культуры М.Вебера

·        Игровая модель культуры Й.Хейзинги

·        Психоаналитическая концепция К.Юнга

Заключение

Список используемой литературы

          Введение

Культурология как наука сформировалась лишь в XX веке. Процесс обоснования ее объекта, предмета, структуры, основной проблематики и функций еще продолжается. Но воззрения на явления и процессы жизнедеятельности общества, которые впоследствии были отнесены культуры, возникали уже в древних обществах.

Формирование культурологических взглядов и идей, разработка концепций культуры на всем протяжении исторического развития общества определялись в первую очередь мерой отграничения человека от природы, состоянием действительной жизни людей, постепенным ее усложнением, возрастанием многообразия и богатства общественных отношений.

Поэтому основные этапы возникновения и развития культурологической мысли в исходных положениях адекватны историческим эпохам, периодам и стадиям восхождения человека и человечества по пути прогресса.

Важно также отметить, что этапы развития культурологической мысли, а особенно их конкретное содержание, не всегда в полной мере отражали складывающуюся динамику жизни общества.

Основными этапами развития культурологической мысли можно считать:

1. Становление воззрений на культуру в древних обществах (до II — V

     вв. н.э.);

2. Взгляды на культуру в эпоху Средневековья (V-XIV вв.);

3. Развитие культурологической теории в эпоху Возрождения (XV-XVI

     вв.);

4. Формирование культурологической теории в Новое время (XVII-XIX

     вв.);

5. Культурология в XX веке: основные течения и концепции.

Завершение XIX и весь XX век характеризуются появлением значительного числа концепций культуры. Понятие «культура» становится наиболее распространенным в гуманитарных и технических науках.

Теория культуры за этот период настолько обогатилась, приобрела самостоятельность и социальный авторитет, что стала одной из ведущих гуманитарных наук и учебной дисциплиной.

Вместе с тем, концепции культуры ХIХ-ХХ веков трудно классифицировать из-за их многообразия, а иногда и сложного содержания. Более всего было разработано интегративных концепций.


 Культурологические направления

Во второй половине XIX и начале XX веков развитие культуры в европейском регионе характеризовалось острым кризисом. Научно-технический прогресс порождал крупные негативные последствия. Политическое, социальное и духовное развитие существенно замедлилось.

Исследователи культуры не могли «пройти мимо» подобных деструктивных явлений. Одни из них акцентировали внимание на кризисных состояниях культуры, другие были склонны сохранять оптимистическую ориентацию.

Возникла своеобразная поляризация в выборе методологии и направленности изучения культуры.

Оптимистическое, или сциентистское, направление разработки концепций культуры составили работы, в которых научно-технический прогресс оценивался положительно и рассматривался  главным фактором  культурологического развития.

Доминантная позитивная позиция отстаивалась и в отношении развития экономики, политики, права, свободы человека, духовное жизни.  Сциентистский подход к объяснению культуры был характерен для  Р. Арона, Д. Белла, П. Сорокина, А. Тоффлера, А. Тойнби, К.

Фрименсо,  М. Вебера и других исследователей.

Пессимистическое, или антисциентистское, направление составляло оппозицию научно-техническому развитию и преимущественно негативно отражало состояние европейской культуры. В работах О. Шпенглера,  К. Ясперса, представителей Римского клуба и других высказывалась негативная оценка технического развития. Наука и технизация   объявлялись главными  «виновниками» кризиса европейской культуры.

Отнесение того или иного  исследователя культуры к сциентистам или антисциентистам является во многом достаточно общим. Большей определенности в их культурологической ориентации можно достичь, если обратить внимание на конкретно-научный характер концепций.

 Культурологические концепции

По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам:

— философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, А. Швейцер, О. Шпенглер и др.

—        исторические концепции культуры: А. Тойнби, К. Ясперс, Э. Тайлор, К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов и др.

            — социологические концепции культуры: М. Вебер, А. Вебер, А. Камю, П. Сорокин и др.

—        психоаналитические концепции культуры: К. Юнг, З. Фрейд,     Э. Фромм и др.

—        цивилизационные  (собственно культурологические) концепции культуры: Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Элиот, В. Шубарт и др.

Существуют культурологические концепции других научных ориентаций. Рассмотрим некоторые концепции культуры.

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера

В начале хх века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа освальда шпенглера (1880-1936). он был сторонником «философии жизни» в философии и «морфологии культуры» в культурологии.

свою концепцию культуры шпенглер изложил в книге «закат европы», а также в работах «внутренняя форма слова», «человек и техника» и других. концепция культуры шпенглера оказалась созвучной доминирующим настроениям в европейском обществе, связанным с глубоким кризисом и поиском выхода из него.

устойчивое социальное чувство завершения  «великой эпохи» нового времени хvii-хviii веков и начала xix  в. нашло  всестороннюю  поддержку  и  объяснение в морфологии локальных культур.

шпенглер удачно использовал художественную образность, связь с разговорным языком, краткие и понятные суждения, метафоричность и другие приемы для того, чтобы его концепция оказалась доступной широким массам граждан. при этом он во многом отходил от строгого научного анализа, что обусловило ряд противоречий и несогласований.

исходные понятия определял упрощенно.

культуру он понимал как организм, обладающий сквозным историческим единством, но обособленный от других подобных организмов. это отличающее эпоху и создающее ее как целостность внутреннее единство форм мышления и творчества, единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

жизнь людей лишь частично может быть выражена в культуре. это символы культуры — верования, образы мышления, сооружения, социальные учреждения, литература и искусство.

у шпенглера первичной является внерациональная и не сводимая ни к какой логике душа культуры. логика, искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе, его термин «душа культуры»- это яркое и точное выражение того, что основание культуры несводимо к разуму. душа каждой культуры уникальна, поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры.

шпенглер считал, что носителями действительной истории общества являются всего восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура народа майя. ожидается рождение русско-сибирской культуры. культуры неповторимы и замкнуты, хотя взаимодействуют между собой.

каждая культура существует примерно тысячу-полторы тысячи лет. она проходит в своем развитии четыре цикла. первый цикл – «весна» — отражает становление культуры; второй — «лето», или юность, — характеризует расцвет, упрочение; третий — «осень» — знаменует зрелость культуры и, одновременно, ее надлом. четвертый цикл – «зима» — означает гибель культуры.

если в основе каждой культуры лежит душа, а культура- это символическое тело, то оно, как всё живое смертно. если культура перестаёт притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. она, по шпенглеру, умирает и перерождается в цивилизацию. такова судьба всякой культуры. если культура есть творчество и живой организм, то цивилизация — оскудение и бездушный интеллект.

«зима» культуры есть смена героических деяний механической работой.

шпенглер понимает цивилизацию негативно. западный мир, по его мнению, уже перешел к цивилизации в xix веке. начинается «закат европы».

он характеризуется культом денег, подчинением человека машине, бюрократическим государством, возвеличиванием техницизма, свертыванием литературно-художественной деятельности, разложением морали. философия оторвалась от жизни.

главное: человек потерял свободу, он простая «песчинка» в мегаполисах и элемент бездушной толпы.

цивилизацию, по шпенглеру, надо заменить «действительной жизнью», которой присуща близость к природе, полнота переживаний и прорыв в будущее.

философия жизни должна состоять в ограничении научно-технического прогресса и мегаполисов, в развитии народной культуры, художественного восприятия, в удовлетворении непосредственных интересов людей, в богатстве экономической, политической, нравственной, духовной деятельности общества.

морфологическая концепция локальных культур шпенглера явилась примером отхода от существовавшего традиционного линейно-стадиального рассмотрения единой истории человечества.

его идеи и подходы во многом были созвучны концепции «локальных культур» второй половины xix века, создателем которой был н.я. данилевский.

но сила шпенглера не только в том, что он предложил некое решение, но и в том, что он впервые поставил вопросы, являющиеся отправной точкой любого серьёзного современного размышления о человеке, культуре, цивилизации.

 социологическая концепция культуры м. вебера

Труды немецкого социолога, историка, экономиста М.Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX веке. Его концепция названа «Понимающая социология».

 Вебер убежден, что рационализация социального действия — это тенденция самого исторического процесса.

Европейская история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс.

Вебер считает, что автономизация человека, его образа мышления или «расколдовывание мира» — есть смысл современного социокультурного развития.

М. Вебер (1864-1920)  разработал социологическую концепцию ценностей и ценностных суждений. Ее суть состояла в том, что формирование ценностных идей субъектами как носителями культуры выступает необходимым процессом.

Каждая ценность — не результат произвольного субъективного решения ученого, а требование духа времени, самой культуры. Новые ценностные идеи возникают в результате изменений в жизни и в содержании культуры, сравниваются с уже существовавшими как некоторым идеальным типом.

Человек свободен от ценностных суждений в том смысле, что они имеют необходимо-закономерную природу. Социология как наука изучает культуру и ее ценностную характеристику.

Вебера не могли не волновать проблемы современного ему общества. Он констатирует драматическую ситуацию западноевропейского человека, считает, что для людей умер идеал, высший связующий смысл, разрушилась гармония Истины, Добра и Красоты, они отделились друг от друга.

Человек оказался между землёй эмпирической реальности и небом высших идеалов. И задача человека заключается в придании смысла своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей.

Но решить эту задачу человек должен сам, и выйти из испытания своим собственным произволом  должен достойно.

Игровая модель культуры Й. Хейзинги

В первой половине xx века формируются также собственно культурологические концепции. их авторы не исходили из философии или социологии, истории или психологии. они специально анализировали культуру как систему, вырабатывали свою методологию исследования.

к таким концепциям можно отнести игровую модель культуры й. хейзинги.

нидерландский культуролог и историк й. хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры.

в работах «осень средневековья» (1919), «человек играющий» (1938), «в тени завтрашнего дня» (1935) и других он обосновывал культуру как естественную игровую динамику жизни, соотнесенную с серьезным.

культура, считал он, есть равновесие материальных и духовных ценностей, вектор их развития и господство человека над внешней и своей внутренней природой. игра в культуре — это ритм и гармония, радость и изящество, историческая альтернатива серьезному.

игра среди людей совершается посредством особого напряжения физических сил, сопровождается радостью, шуткой, забавой. но игра старше культуры и больше по объему.

культурформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был сначала « проиграть» деятельностный процесс в своём воображении.

однако игровой элемент не сводится только к духовному проявлению, игра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание её форм.

если культура — признак общества, то игра имеет место и среди животных. игра, считает хейзинга, пронизывает всю культуру. она представляет форму деятельности, имеет смысл и назначение, выражается в языке, мышлении, видах конкретной деятельности. игру нельзя прямо связать ни с истиной, ни с добром в культуре. игра противостоит серьезному и делает культуру особой характеристикой жизни людей.

хейзинга анализирует значение игры как явления культуры, соотношение игры и языка, игру как функцию культуры. подробно рассматривает проявления игры в поэзии, мышлении, искусстве, а особенно — в правосудии.

он считал, например, что судебный процесс — это словесная игра-поединок его участников и состязание. суд божий — подлинный, а суд земной — игра. анализируются такие процедуры судебной деятельности, как священные весы фемиды, судебный жребий, спор об заклад и одеяние судей, процедура суда, другие формы проявления игрового.

в философии хейзинга выделяет в качестве игровых проявлений софистику и чудодейство, философские загадки, философский диалог, риторику, диспуты, научные трактаты. война и военное дело, считает он, также содержат игровые элементы.

мыслитель полагал, что культура формируется преимущественно через игру и в игре. с xviii века, по его мнению, наблюдается убывание игры, обществом овладело трезвое, прозаическое понятие пользы, что и привело к утрате свободного духа культуры.

возникло заблуждение, согласно которому культуру определяют труд и материальные силы. игра все более подменяется пуелиризмом — ребячеством, пустой наивностью. новая культура, по хейзинге, должна состоять в возрождении первозданной игры, ее этических и религиозных духовных основах.

эта ситуация является наилучшим показателем кризиса европейской культуры, достигшего в xx веке полного своего выражения.

психоаналитическая концепция к.г.юнга.

к.г.юнг(1875-1961) открыл изначальные культурные истоки бессознательного. его теория получила название «глубинной психологии».

среди важнейших работ юнга следует назвать: «психологические типы»(1921), «отношения между я и бессознательным»(1928), «проблемы души в наше время»(1931), «психология и алхимия»(1944), «символика духа»(1948).

как и фрейд, юнг начинал в качестве врача- психиатра, однако он не остановился на сексуально- биологической трактовке бессознательного.

открытое им бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. он называет это бессознательное — коллективным, а его первичные формы — архетипами коллективного бессознательного.

архетип-это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий смысл нашей души.

юнг выделяет такие архетипы, как персона и тень. персона – это совокупность наших социальных ролей, тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, желания, комплексы, влечения. и чтобы избавиться от страданий и неврозов, нужно не подавлять тень, а обнаружить, признать и сосуществовать с ней, это позволит прекратить проецировать её на других.

важнейшим архетипом, по юнгу, является самость — психологический образ бога, центр тотальной личности, целостность человека, как индивидуальности.

юнг выделял две крайности, равно опасные для индивидуальной жизни человека, первая – в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в «коллективном бессознательном», примером может служить тоталитарный режим; вторая – научно-практическая экспансия европейского я, гордыня сознания, в итоге – падение нравов, вкусов, исчезновение стимулов к творчеству, нарастание волн психозов. последнее, наиболее опасно, так как игнорирование бессознательного пласта нашей психики может привести к плачевным результатам. чтобы избежать этих крайностей, нужно интегрировать  сознательное и бессознательное через символическое толкование и субъективное переживание своих архетипов. сознательное и бессознательное в какой-то точке приходят к единству, что по юнгу и есть – самость. с этим связан процесс индивидуации, достижения личностной целостности и неповторимости. идеалом, по юнгу, является человек, который проходит тернистый путь к самопознанию. только тогда возможен прогресс в духовной жизни человека.

одним из интересных филосовско-психологических открытий было обнаружение явления синхроничности. оно означало совпадение во времени душевных явлений и объективных событий.

юнг высказал предположение о том, что для бессознательного пространство и время относительны, они составляют некий континуум, к которому бессознательное имеет непосредственный доступ.

впоследствии явление синхроничности было подтверждено в опытах американского психолога с.гроффа, занимавшегося изменёнными состояниями сознания.

в ходе своего развития психоанализ породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно фрейдистских идей. из психоаналитических корней вырастает современное направление трансперсональной психологии. психоанализ дал множество синтезов с другими течениями философской мысли.

заключение

В 60-90-х гг. XX века широкую известность получили также концепции культуры, авторами которых являются Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер, П. Сорокин, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А. Печчеи, Г. Маркузе, А. Швейцер, А. Кребер, К. Ясперс, Т. Элиот, К. Леви-Стросс, К. Поппер, Б. Рассел, Ф. Ницше, 3. Бжезинский, Ж-П. Сартр, Р. Тагор, Э. Фромм, М.М.

Бахтин, Л.Н. Гумилев, Д. Судзуки, К. и Св. Рерихи. Современная теория культуры развивается по многим направлениям и представляет собой совокупность разноплановых концепций различной степени истинности и практической значимости. На основе их обобщения и анализа уточняется объект и предмет культурологии, ее проблематика, методология, основные задачи и функции.


Список используемой  литературы

1)                Введение в культорологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1996

2)                Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. филос. 1990 № 4

3)                Дмитриева Н.А Краткая история искусства. М., 1990

4)                История мировой культуры / Под ред. Г.В. Драча — Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2000

5)                Каверин Б.И. Культорология: Учебное пособие / Под ред. к.ф.н. проф. В.В. Дибижева. — М.: Юриспруденция, 2001

6)                Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

Источник: http://bukvasha.ru/referat/329894

Тема 2. Культурологические концепции XIX-XX веков

Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

В середине XIX в. и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур.

Так Б. Малиновский создал теорию культуры, в основе которой лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные.

Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией.

На рубеже веков происходит дальнейшая конкретизация знаний о культуре. Ученые обращаются к обоснованию необходимости «понимающей истории» в применении к изучению культуры. Культурологии «понимающая история» нужна фактически как антитеза просветительского подхода к изучению истории и культуры.

Л. Уайт в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте.

Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Уайт выделяет технологическую, социальную, идеологическую, поведенческую сферы культуры.

В культурологических концепциях первой трети ХХ в. особое место занимают такие объекты изучения, как человек и цивилизация.

Изучение первобытных культур ведет не только к созданию антропологии, но и к освоению культурологией понятия «локальная культура». Культурная антропология изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию.

Внутренние течения в антропологии показывают изменения исследовательского интереса к человеку и созданным им обществам. Понятие «локальная культура» в историко-культурной концепции А.

Тойнби приобретает методологическое значение.

Он рассматривает локальную культуру как часть общецивилизационного процесса и показывает, какие сложные опосредования проходят межцивилизационные взаимодействия прежде, чем становятся частью общечеловеческой культуры.

Вслед за Данилевским Шпенглер также утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, которые никак не взаимодействуют между собой.

Под культурой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры, который понятен лишь человеку, принадлежащему данной культуре. Шпенглер выделяет 9 культур (египетскую, вавилонскую, иранскую, индийскую, греко-римскую…).

Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал — тысячелетие.

Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией.

Г. Риккерт подчеркивал, что главное — не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к философия наука о целостном человеке и его отношении к миру. Мир, согласно Г. Риккерту, не может быть предметом познания в силу своей иррациональности.

К теориям циклического развития относят концепцию П.А. Сорокина. По Сорокину (как и у Ницше) главное в культуре — ценности. В качестве ценностей может выступать, как чувственное, так и сверхчувственное начало, а также синтез того и др. В завис от этого Сорокин выделил 3 типа культуры:

1. Идеоциональная;

2. Чувственная;

3. Идеалистическая. При переходе от одного типа культуры к другой общество переживает кризис. В подобном кризисном состоянии пребывает современная западная цивилизация. В ней происходит переход от чувственного к идеоциональному типу культуры.

М. Хайдеггер и К. Ясперс — важнейшие представители экзистенциализма. Один из глав принципов экзистенциалистов — человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода человека — безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и человек не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске.

В культурологии Ясперс разработал теории линейного развития культуры. Ясперс предложил в противоположность теории культурных циклов идею, которая заключалась в том, что человечество имеет единые истоки и общую цель. В развитии всемирной истории Ясперс выделил 4 периода:

1. Доисторическая эпоха;

2. Эпоха древних культур;

3. Осевая эпоха;

4. Новая научно-техническая эпоха. Важнейший критерий оценки здесь — методы коммуникаций.

Представители франкфуртской школы считали, что навязывая функциональность, «система» (современные технологическое общества) использует мощный аппарат культурной индустрии. Речь идет о масс-медиа (кино, телевидение, радио, диски, реклама и т.д.).

Предлагая свои ценности и модели поведения, масс-медиа создает потребности и создает язык. В целях доступности эти ценности и модели единообразны, аморфны, примитивны.

Они блокируют инициативу и творчество, ибо приучают к пассивному восприятию информации. Культурная индустрия коварно подменила личностное общенеопределенным. Каждый из нас заменим, но «индивид, абсолютно заместимый другим, есть чистое ничто».

Представители технологического детерменизма (Ростоу, Белл, Тофлер) выделяли технику и технологию как основу развития и критерий состояния культуры.

Для развития культурологических концепций огромное значение имели труды З. Фрейда и К. Юнга.

Основные понятия учения Фрейда — понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное — главное в психике человека, определяет все его поступки и действия.

Бессознательное — совокупность психических состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного.

Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).

Сублимация — использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.

В XX веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии — неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр.

Его самая известная работа «Архетип и символ». Архетипы — наиболее общая схема мышления и поведения. Они находят выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, художественном творчестве, сновидениях.

Таким образом, Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.

Исследования Й. Хёйзинги о структурах сознания и игровом архетипе в культуре придали историко-культурным исследованиям культурологический смысл. Они всё еще рассматривались в рамках развития философской мысли, но общественный резонанс показывал, что эти работы интересны не только философам.

К ним обращались представители практически всех областей науки и творчества. Труды Хёйзинги вызвали массовый интерес научного сообщества.

Источник: https://cult.bobrodobro.ru/14282

Refy-free
Добавить комментарий