Культура восточных славян в древности

Культура восточных славян в древности

Культура восточных славян в древности

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка.

Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне.

Ареал их расселения в Центральной и Восточной Европе — от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западная (венеды) и восточная (анты) ветви. Восточные славяне населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами .

Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. н.э.), готами (III в. н.э.), гуннами (IV в. н.э.

) приводили к упадку хозяйства, поискам новых земель, защищенных от воинственных соседей.

Переселение славян происходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией.

Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V-VI в. н.э. В это время произошло заселение территорий Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи.

Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. Основа социальной организации — патриархальная семейная община.

Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии.

Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением.

Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян — главным образом против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточно-славянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н.э. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IХ в. н.э.скандинавы называли Русь — Гардарики — страна городов.

Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из «Повести временных лет» русского летописца Нестора, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в 6 — 8 вв.

Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга — бужане или волыняне; в Поднестровье — улмичи и тиверцы; в Закарпатье — белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны — северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем — радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины — кривичи; в бассейне Западной Двины — полочане; в районе озера Ильмень — словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.

Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др.

Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов.

Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI — VIII вв. н.э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру (путь «Из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т.д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы — солнца, дождя, грозы — отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность.

Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища.

Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строится пышные языческие храмы, появились каменные изваяние божеств.

Источник: https://mirznanii.com/a/344684/kultura-vostochnykh-slavyan-v-drevnosti

Восточные славяне вдревности

Культура восточных славян в древности

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам,которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Археологи считают, чтославянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второготысячелетия до н.э.

Предков славян (в научной литературе их называютпраславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры,Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появилисьлишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описываетземледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их «сколотами» или «борисфенитами»(Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочнопричисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами,антами, склавинами и говорят о них как о «бесчисленных племенах».

Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходиладо Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, ана юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дунаяна восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сотславянских племен.

Расселениевосточных  славян

В VI в. из единой славянской общностивыделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусскийнароды). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупныхплеменных союзов восточных славян.

Летопись сохранила предание о княжении вСреднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основанииКиева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенныхсоюзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такойплеменной союз включал в себя 100-200 отдельных племен.

Около Киева на правомберегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине —кривичи, по берегам Припяти — древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течениюДнепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке —вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припятидо Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне,по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменскиеславяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельныхвосточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показываетполян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили»зверинским образом». По данным летописца, земля полян также носиланазвание «Русь». Одно из объяснений происхождения

термина «Русь», выдвигаемых историками, связано сназванием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которогожили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзовподтверждаются археологическими материалами.

В частности, данные о различныхформах женских украшений (височные кольца), полученные в результатеархеологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещенииславянских племенных союзов.

Соседями восточных славян на западе былиприбалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги ихазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена(мордва, марийцы, мурома).

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Этоподтверждается археославян

логическими   раскопками, при которых были обнаруженысемена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста,морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен,конопля) .

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, чтообъяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы.

Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а такжеимели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия.На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелиябыла подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древнейтайги является знаменитая Беловежская Пуща.

В первый год при подсечно-огневойсистеме на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующийгод срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золойучасток два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, иприходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосебыли топор, мотыга, заступ и борона-суковатка.

Убирали урожай при помощи серпови размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог.

Приналичии большого количества плодородных земель участки засевали в течениенескольких лет, а после истощения почвы переходили(«перекладывались») на новые участки.

В качестве основных орудийиспользовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужноеземледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной исоциальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядромКиевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет исеребра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у нихторговли.

Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II — IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебноймеры — квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшегов русской системе мер и весов до 1924 г.

О масштабах производства зерна уславян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводилисвиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районахиспользовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота,рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха былиосновными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII — VIII вв. ремесло  окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы,литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары.

Ремесленникиобычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах —погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центрыремесла и торговли — города.

Одновременногорода становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такоерасположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города,окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем.

Какправило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слияниикоторых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкалислободы — поселения ремесленников.

Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговыхпутях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки».Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через системуволоков суда достигали бассейна Днепра.

По Днепру они доходили до Черного моряи далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территорииВосточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странамиВостока.

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовалзначительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которыенужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнитьтолько коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственнаясамостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовыхколлективов.

Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к.могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины.

Родоваяобщина разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включенияв состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жилинесколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом,приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общуюсобственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походыславян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получалибольшую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военныхпредводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей.

Постепенно вокругкнязя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, членыкоторой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своихсоплеменников.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжескиеуправители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также иобщеплеменное ополчение (полк, тысяча).

4. Культура восточныхславян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайнескупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни,загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народноетворчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе ижизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древнихславян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв.

,среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытамии серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкойна рубахе.

Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характернысложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты всовременном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и малоизменились с течением времени.

Язычество

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силыприроды. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавшийкак местных, так и общеславянских богов.

Главными божествами восточных славянявлялись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторыхславянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес,бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия —Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов.Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждогоплемени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особоторжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун— бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. ИменемПеруна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считалсядомашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, вкотором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников вчесть солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечитьвысокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождалисьважнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков.Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения надпогребальными кострами земляных насыпей — курганов.

Вера в загробноесуществование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершимиклали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и однуиз его жен или рабыню.

В честь умершего устраивали пир — тризну и военныесостязания.

Источник: http://historikoff.net/dop1.htm

Культура восточных славян (+таблицы и схемы)

Культура восточных славян в древности

Современным историкам и исследователям-славянофилам известно крайне мало о культуре восточных славян. Изменяясь и теряясь в веках, народные песни, загадки и сказания донесли до нас лишь малую часть верований и быта этих племён. Устное народное творчество, археологические раскопки и несколько десятков летописей более поздних времён – вот основные источники далее изложенной информации.

К примеру, в бассейне речки Рось учёные смогли найти уникальный клад, включающий в себя вещи шестого-восьмого веков, среди которых особо выделялись серебряные изваяния славянских мужчин в традиционной одежде, а также фигурки коней с золотыми копытами и гривами. Таким образом, можно сделать вывод о развитом ювелирном деле и верованиями, которые нашли место в изобразительном творчестве (вышивка, изделия и пр.).

Формирование культуры у восточных славян

Историки считают, что огромное значение в формировании культуры данных племён, как впрочем и иных народов, оказали природно-географические условия их жизни.

В данном случае, в качестве места проживания восточных славян считается богатая реками и лесами Восточно-Европейская равнина.

Как известно, для многих племён проживание около водоёма в то время являлось основополагающим фактором выживания, ведь вода и лес могли прокормить немало народу. Таким образом, мы подошли к тому, что историки называют материальной культурой восточных славян, в которую входит:

Земледелие у восточных славян

  • Земледелие, являющееся в тот период одним из основных занятий данной этнической группы. Со временем, для более продуктивной работы умельцы научились обрабатывать почву не только деревянными, но и железным орудием труда. При этом, большинство важных процессов, связанных с земледелием было тесно связано с мировоззрением и религией славян, которые верили в потустороннюю помощь многочисленных богов.

Таблица: особенности земледельческой культуры восточных славян

Земледелие у восточных славян

Вывод: особенностью земледельческой культуры восточных славян была ее трудоемкость, которая требовала коллективных усилий значительного количества людей. Данный факт способствовал историческому становлению общины и общинной культуры.

Торговля у восточных славян
  • Следующим занятием, причисляемым к категории материальной культуры, считаются промыслы (бортничество, рыболовство, а также охота и скотоводство), которые также позволяли обеспечить большое количество людей необходимым пропитанием и были подкреплены разнообразными обрядами, связанными с местом осуществления промысла. К примеру, славянский народ верил, что в некоторые дни не стоит ходить за мёдом или за зверем, ведь в этот период человека могут сгубить потусторонние силы.

Промыслы восточных славян

  • Ещё одним важным элементом славянской культуры является жилище. До того как эти народы начали жить в знаменитых избах, восточные славяне проживали в землянках и полуземлянках с печками, которые занимали до четверти площади самого помещения и выступающими в качестве семейного оберега на котором часто размещались небольшие фигурки идолов и духов-охранников. При этом, каждый угол жилья имел своё сакральное назначение. Имели славяне и надомные постройки для хранения зерна и другого провианта.
  • Обувь и одежда восточных славян не обтягивала и не сковывала наших предков, а наоборот, отличалась свободным типом покроя. Мужчинам шили штаны, крепящиеся на верёвку, а после на рубаху и ремень (при этом, штаны носили только мужчины) и рубахи, которые после украшались вышивкой, представляющей собой оберег против злых сил, которые, как и добрые боги, присутствовали в язычестве. Женщины восточных славян носили сорочку (длинную рубаху) и фартук, закрывающий нижнюю часть тела. Кроме того, были у женщин того времени платья и юбки, накидки и шубы. Обувь славяне плели из лыка или шили из меха и кожи.

Рассказывая о материальной культуре славянских народов, нельзя не упомянуть о ремёслах, самым из почётных среди которых являлось кузнечное дело и обработка металлов. Женщины, как правило, занимались прядением и ткачеством, производя нити из льна, конопли и шерсти животных.

Мировоззрение славян

Богатое мировоззрение этой этнической группы отражала и их посуда, представленная в форме горшков разного размера. Такая утварь использовалась как для приготовления пищи, так и для проведения разного рода обрядов. В последнем случае, посуда особо тщательно украшалась различными элементами декора.

Как мы уже упоминали, благодаря развитой системе верований, восточные славяне обладали богатой литературной базой (народными песнями, сказаниями и легендами), которые передавались из поколения в поколение на протяжении сотен лет.

Стоит упомянуть и о пище древних славян. Даже эта простая человеческая необходимость была наделена «потусторонним». Особенно это касалось еды и напитков, которые готовились на различные языческие праздники, свадьбы, дни рождения и похороны. Чего стоит одно только Масленица, обычай которой смог дойти к нам практически без изменений!

Историки утверждают, что искусство восточных славян достигло пика развития лишь с приходом христианства. Яркое тому подтверждение различные памятники, храмы, летописи и каменные сооружения, украшенные фресками, которые и сегодня вдохновляют мастеров и художников.

Вывод: культура и занятия восточных славян

Культура и занятия восточных славян

Схема: основные занятия восточнославянских племен

Схема: занятия восточных славян

-лекция: народная культура восточных славян

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/kultura-vostochnyih-slavyan-tablitsyi-i-shemyi/

Культура восточных славян периода Древнерусского государства

Культура восточных славян в древности

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

Большинство исследователей сходятся в мнении, что первоначально Русская земля занимала территорию по притокам Днепра — Роси, устью Сулы на юге и до Трубчевска на северо-востоке. Здесь известно несколько десятков поселений конца I тысячелетия н. э. с остатками углубленных в землю прямоугольных жилищ-полуземлянок. На этой территории открыто большое количество кладов.

Типичным для росов является Пастырское городище VII — VIII вв. Поселение было застроено наземными постройками с глинобитными печами и небольшими полуземлянками. Жители занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом: кузнечным, гончарным, ювелирным. Это подтверждают остатки сгоревших кузницы и горна, служивших для изготовления железа.

Ремесленный характер производства зафиксирован на городищах Хотомель, Алчедар, Гнилопять. Фактически они представляли собой административные центры ближайшей округи и феодальной власти, места сосредоточения ремесла и торговли. В начале IX в.

на базе союза славянских племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей оформилось качественно новое образование — Древнерусское государство.

[adsense]

Оно возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Племенное объединение полян, очевидно, составило его основу, что зафиксировано археологическими исследованиями. Более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство полян было основано на плужном земледелии и домашнем скотоводстве.

Их укрепленные поселения отличались высоким уровнем развития ремесла. Здесь уже несколько столетий существовал племенной союз, шли процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры, отмечена имущественная и социальная дифференциация; из недр первобытнообщинного строя выделяется феодальный класс дружинников, формируется аппарат власти.

Нельзя не учитывать и выгодное географическое положение Киева как центра полян. Определенную роль сыграл внешний фактор — постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых народов. Все это привело к созданию Древнерусского государства с центром в Киеве.

Таким образом, период племенных союзов закончился образованием Киевской Руси, в состав которой вошли восточные славяне лесостепной зоны с их древней земледельческой культурой, земли Полесья и форпосты славян на водных путях на север.

Вещи из дружинных курганов: рукоятка меча; турий рог из Черной Могилы; корчага с древнерусской надписью

Процесс формирования феодального класса и княжеской власти отмечен еще до образования Киевской Руси, но с возникновением государства он не завершился. К IX—XI вв.

относятся так называемые дружинные курганы на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В этих языческих курганах похоронены не только представители феодального класса, дружинники, но и торговцы.

Курганные могильники открыты большей частью на сложных участках торговых путей — так называемых волоках.

Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения Западной Двины с Днепром на пути «из варяг в греки». Здесь был волок из Днепра в р. Ловать. Путь возник в начале IX в. В Гнездове тоже было поселение при волоке, где жили плотники, ремесленники, земледельцы и торговцы.

Могильник представляет собой поле, на котором насчитывается около трех тысяч курганов. Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них выделяется высокий курган. Под его насыпью вскрыты остатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько женщин, может быть, рабынь. Сохранились железные бляшки, мечи и шлем.

Рядом, в специальном кургане, был похоронен конь. В 700 раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд погребения — сожжение, которое совершалось либо на стороне, либо на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения.

Эти курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине.

Предметы позволяют охарактеризовать быт славян IX—X вв. Известны пружинные ножницы, служившие для хозяйственных целей. В Гнездове найдены и древнейшие на Руси шарнирные ножницы с двумя соединенными болтом лезвиями.

Ножницами такой конструкции мы пользуемся до сих пор. Здесь обнаружена древнейшая на Руси железная складная бритва.

В быту древнерусская знать пользовалась питьевыми кубками, сделанными из оправленных в серебряные оковки рогов.

Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о торговых связях Руси со Скандинавией, Волжской Болгарией, Ираном, Закавказьем. В курганах найдены весы, железные гири и замочки, красивые иранские бронзовые светильники.

В качестве денег в IX—X вв. использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах. Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные на части, игравшие роль разменной монеты.

Три группы больших курганов, раскопанных под Ярославлем, близки смоленским. Они также возникли на торговом, волжском пути. В ярославских курганах отмечен тот же обряд погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья. На поселении рядом с курганным могильником найден клад из двух тысяч среднеазиатских дирхемов IX в.

Не меньшую ценность представляют курганы в Чернигове. Особый интерес вызывает Черная Могила, курган, расположенный в самом городе. Предания гласят, что в кургане покоится князь Черный — основатель города.

Под насыпью открыты остатки огромного костра, на котором, видимо, было сожжено несколько покойников. В кургане обнаружены военные доспехи: две кольчуги, два шлема, два кубка из турьих рогов и украшенных серебряными обкладками, сабля и другие вещи.

На оправе одного из рогов изображены мужчина и женщина, стреляющие из луков. В Черной Могиле найдено много оружия и предметов из железа, серебра, золота и стекла. Определить дату появления кургана помогли две золотые византийские монеты второй половины X в.

Черниговские дружинные курганы расположены группами: один большой курган, а вокруг него несколько маленьких, в которых, очевидно, погребены простые воины.

Сохранилось описание похорон русского купца в г. Болгаре, оставленное арабским дипломатом Ибн-Фадланом. Согласно автору, прах был положен на ладью, которую поставили на костер. Рядом положили оружие и вещи.

При погребении убили коня, петуха, быка, была умерщвлена и любимая рабыня покойного. Все это сожгли и над остатками костра насыпали огромный холм, на вершине которого поставили столб с надписью.

Описание похорон совпадает с данными археологических раскопок.

[adsense]

Материал из дружинных курганов дает возможность сторонникам так называемой норманнской теории утверждать, что государство на Руси было создано варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период существовал торговый путь «из варяг в греки», на землях восточных славян встречаются и погребения норманнов в курганах VIII—X вв., в частности в дружинных.

Набор вещей, которые найдены в дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия.

Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка. Перекрестие и навершие меча обычно украшались серебряным узором. Но эти мечи нельзя назвать скандинавскими. Такие — каролингского типа — мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси. В курганах найдены черешковые ромбовидные наконечники стрел и копий.

У скандинавов наконечники копий были ланцетовидные. В то время у восточных славян появились шлемы-шишаки с вытянутым верхом — типично русские, скандинавские шлемы — полукруглые.

Необходимыми доспехами были кольчуги — специальные защитные рубашки из отдельных металлических колечек, которые на Руси появились даже несколько раньше, чем в странах Западной Европы.

К эпохе сложения классового общества относится возникновение письменности. Особую ценность представляет находка первой древнерусской надписи. На поверхности одного из гнездовских сосудов — корчаги начала X в.— процарапано слово: «гороукша» или «гороухша».

Одни ученые считают, что в сосуде находилась горчица, для других — это нефть для разжигания погребального огня. Гнездовская надпись подтверждает вывод филологов о том, что древнерусская письменность существует с X в. В этом же кургане обнаружены обычные для X в.

монеты и мечи.

Курганы крестьян-общинников расположены в разных частях Древней Руси небольшими группами и имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IX—X вв. содержат останки трупосожжения.

Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала в среде горожан, а потом и в сельской местности, где он существовал очень долго. В крестьянских курганах отсутствуют предметы роскоши, привозные вещи.

Здесь встречаются орудия труда: железные серпы и ножи.

Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра.

Они свидетельствуют о том, что с возникновением феодальных отношений и разрушением старых племенных границ продолжали существовать различия в традиционной культуре.

Головной убор русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца, на руках они носили перстни и браслеты, выполненные с учетом местных особенностей. Найденные бусы сделаны из горного хрусталя и сердолика.

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены. Поселения, как правило, располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга.

Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горел, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX—XII вв.

разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. Среди хозяйственного инвентаря большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий.

Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена.

Литература

Древние славяне и их соседи. М., 1970.Древности славян и русы. М., 1988.Древности эпохи Великого переселения народов V—VIII вв. М., 1982.Древняя Русь. Город, замок, село // Археология СССР. М., 1987.Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. М.; Л., 1966.Культура Древней Руси. М., 1966.Ляпушкин И.И.

Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII — первая половина IX в.). Л., 1968.Никольская Т.Н. Земля вятичей. М., 1981.Русанова И.П. Славянские древности VI—VII вв. М., 1977.Седов В.В. Длинные курганы кривичей. М., 1974.Седов В.В. Восточные славяне в VI—VIII вв. // Археология СССР.

М., 1982.

Славяне и Русь. М., 1962.

Источник: https://arheologija.ru/kultura-vostochnyih-slavyan-perioda-drevnerusskogo-gosudarstva/

Конспект

Культура восточных славян в древности

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

 Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II—VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви:

  • западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточную (русские, украинцы, белорусы).

Великое переселение народов — термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV—VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

 Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI—VIII вв. составляли: в Северной Европе — финно-угры (чудь, весь, мурома и др.

); в Восточной Европе — балты (предки латышей, литовцев); в Азии — иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в.

устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

 Расселение восточных славян

Вятичибассейн Оки
Кривичивдоль верховий Днепра и Западной Двины
Ильменские словенена берегах Ильменского озера
Радимичирека Сож
Древлянемежду Днепром и Припятью
Дреговичимежду Припятью и Березиной
Поляневдоль западного берега Днепра
Северянебассейн Десны и Днепра
Уличи и тиверцына юго-западе Восточно-Европейской равнины

Поляне и ильменские словене — крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II—V вв.) и Пеньковская (VI — нач. VIII в.) археологические культуры — первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII—VIII вв.

, заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась.

  Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства.

Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община — вервь (мир).

Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности.

Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече) как высший орган власти; наличие народного ополчения. Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины.

Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца.

Язычество — политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм — вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

Восточные славяне в древности. Общественный строй: трансформация родовой общины в соседскую. Занятия: земледелие; охота; собирательство; рыболовство; промыслы; ремесничество. Религиозные взгляды: язычество (культ природы; культ земли; культ предков).

Конспект урока по Истории России «Восточные славяне».

Следующая тема: «Образование Древнерусского государства».

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5/

Refy-free
Добавить комментарий