Культура развитого социализма

Реферат: Культура развитого социализма

Культура развитого социализма

1. В 1970-1980-е гг. благоприятные демографические факторы создали условия для динамичного развития системы школьного образования.

Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа и возвращалась подготовка учащихся к возможной будущей профессии. Выполнение плана комплектования профессионально-технических училищ выпускниками 8-х классов объявлялось «главным показателем» эффективности работы общеобразовательных школ.

Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведения в 1965 г. составила 1100 тыс. чел., а к середине 1980-х гг. превысила 2,5 млн чел. Выпуск специалистов в системе средних специальных учебных заведений за 1960-1980-е гг. увеличился с 290 тыс. до 721 тыс.

человек.

Изменения коснулись и системы высшего образования. Число университетов за 1960-1980-е гг. увеличилось вдвое, а выпуск специалистов составил в 1960 г. — 20,7 тыс., в 1980 г. — 160 тыс. человек. Впрочем, конкурс на вступительных экзаменах за эти годы сократился: 230 заявлений на 100 мест — в 1960 г.; 188 заявлений — в 1980 г.

В системе образования в условиях нараставшего общественного кризиса остро встали проблемы поиска новой модели школы. Попытки внедрения «педагогики сотрудничества» были предприняты учителями-экспериментаторами: Ш. Амонашвили, И. Волковым, Е. Ильиным, С. Лысенковой, В. Шаталовым.

Развитие науки обеспечивалось, прежде всего, за счет существенного увеличения численности кадров.

Однако количество лауреатов Нобелевских премий за выдающиеся научные достижения свидетельствовали, что реальный вклад советских ученых в мировую науку снижался: число ученых СССР по отношению к ученым США, получившим Нобелевскую премию, в 1946-1960 гг. было 10,8 %; в 1961-1975 гг. — 7,3 %; в 1976-1985 гг. — 2,5 %.

Приоритет оборонных и политических целей привел к искажению рациональной структуры науки. От 50 до 75 % государственных ассигнований на науку до 1985 г. шло на военные исследования. Разработки, не связанные с «оборонкой», редко достигали мировых аналогов.

Вместе с тем, в начале 1980-х г. были обозначены новые научно-технические приоритеты, началось исследование комплексных программ: решение проблем экологии и энергетики, создание новых основ взаимоотношений человека с окружающей средой и др.

Программа «Экология», например, предусматривала исследования по снижению вредного воздействия энергетических объектов на окружающую среду и разработку экологически чистых технологий.

В рамках этой программы велись исследования, связанные с безопасностью ядерной энергетики.

Другая группа программ предусматривала разработку физико-химических основ биологии и биотехнологии, исследовались возможности получения высокоурожайных растений, новых средств, устойчивых к заболеваниям и неблагоприятным погодным условиям.

Это направление включало также изучение способов активизации жизнедеятельности человека и повышения его трудоспособности, разработку методов комплексной оценки состояния и запасов важнейших и перспективных видов ресурсов страны, основ охраны генофонда видов растений и животных.

Некоторые программы были определены в качестве приоритетных по признакам возможного научного и технологического прорыва:

разработка научных принципов создания устройств для электроники и оптоэлектроники нового поколения;

разработка новых методов исследования основных законов строения материи на ультрамикроскопическом уровне.

В фундаментальных исследованиях приоритеты были отданы изучению Мирового океана, космоса, строения Земли.

Практические результаты были бесспорны: вовлечение в хозяйственный оборот ресурсов океана, облегчение судоходства, повышение точности метеорологических прогнозов.

Были развернуты крупномасштабные геологические исследования территории страны, разработаны новые методы глубинного прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых.

Началась реализация фундаментальной программы космических исследований. Она предусматривала разработки в области тел и полей в Солнечной системе, солнечно-планетных связей, построение глобальной модели ионосферы как основы радиосвязи и радиоэкологии. Наконец, ряд программ был направлен на преодоление серьезного отставания советской науки от мировых достижений:

программа «Новые поколения вычислительной техники и информационные технологии» предусматривала создание ЭВМ высокой производительности, персональных ЭВМ, территориально-распределительных сетей ЭВМ;

осуществлялась разработка математических методов моделирования и управления экономикой на основе новых положений вычислительной техники;

программа «Повышение надежности систем «машина-человек-среда» была нацелена на создание инженерной теории надежности машин на базе ЭВМ, разработку критериев прочности и износостойкости.

Общественные науки были представлены, например, такими темами, как «Научные основы совершенствования управления социальной экономикой» и «Обоснование и прогноз перспектив социально-экономического развития».

В 1975-1985 гг. общие затраты на науку в СССР росли опережающими темпами по сравнению с произведенным национальным доходом.

Это позволило развивать исследования по базовым направлениям нового технологического уклада, но отдельные прорывы в фундаментальных исследованиях и некоторых направлениях прикладной науки не привели к структурной перестройке науки и инновационного потенциала.

Среди факторов, блокирующих эти процессы, можно отметить: монополизм ведомств, жесткие административные методы управления, планирование научно-исследовательской должности без учета меняющихся потребностей народного хозяйства, затратное финансирование научных организаций независимо от спроса промышленности на проводимые ими исследования.

В сохранении негативных тенденций в науке особую роль играл военно-промышленный комплекс, который отвлекал наиболее качественные ресурсы из гражданского сектора. Секретный характер оборонных исследований в значительной степени затруднил передачу технологий, углубляя разрыв между уровнем производства, уровнем квалификации, и, следовательно, научными результатами.

Свою роль в стагнации науки внесли разбалансированность и дефицитность внутреннего рынка. Это снижало требования к научной продукции со стороны потребителя, а отсутствие ценовой конкуренции тормозило использование новых технологий.

Несмотря на то, что в этот период государство выделило значительные ресурсы на развитие науки (около 5 % произведенного национального дохода) снижение эффективности научных исследований и отставание от мировых тенденций научно-технического прогресса стало бесспорным фактом.

В целом удельный вес СССР в мировом фонде изобретений снизился в 1,9 раза, в т. ч. его доля в электротехнике и связи сократилась в 2,5 раза, в приборостроении и вычислительной технике — в 2,2 раза. Общее число созданных образцов новой техники сократилось на 6,3 %, приборов, средств автоматизации и вычислительной техники — на 10 %.

По мере нарастания кризисных явлений в научно-техническом потенциале и экономике становился все более очевидным переход к новой модели науки. Это задача требовала отказа от традиционных методов организации научной деятельности.

2. «Оттепель», наступившая после смерти И.В. Сталина, смягчила цензурные запреты, появилась возможность для обсуждения на страницах газет и журналов острых общественных проблем. Возникли новые журналы. Однако с середины 1960-х гг., особенно после ввода советских войск в Чехословакию усилился контроль за печатью. Полемика по политическим и идеологическим вопросам практически прекратилась.

Одним из главных каналов информации населения оставалось радиовещание. Происходило значительное расширение его технических возможностей. В 1962 г. была создана радиостанция «Юность», передачи которой располагались на трех всесоюзных каналах. С 1964 г.

на втором канале начала работать радиостанция «Маяк». К 1975 г.

радиовещание велось на пяти каналах: 1-ая программа — с акцентом на информацию и общественно-политическое вещание; 2-ая — «Маяк» — круглосуточная информационно-музыкальная программа, где каждые полчаса передавались сигналы точного времени, за которыми следовал информационный выпуск; 3-я программа называлась «Общеобразовательной»; по 4-ой транслировалась в основном классическая музыка (с 1974 г. — в режиме стереозвучания); 5-я программа была рассчитана на заграничного слушателя.

В 1980 г.130 млн советских граждан, имевших радиоприемники, получили возможность получать определенную информацию.

Телевидение в СССР активно начало развиваться лишь после войны. Вновь возобновил трансляции передач Московский телецентр на Шаболовке. Он первым в Европе 15 декабря 1945 г. приступил к регулярному телевещанию. Для советских граждан начали выпускать телевизоры «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2», «КВН-49». В 1950-е гг.

выходили специальные издания с информацией о теле — и радиовещании: газеты — еженедельник «Говорит Москва» (позже «Говорит и показывает Москва»; затем «7 дней») и ежемесячный журнал «Советское радио и телевидение». За 1950-60-ые гг. в стране было создано 5 телецентров.

Программа Центрального телевидения начала трансляцию в 1967 г.

Технические возможности ТВ постоянно расширялись. Так, в 1964 г. впервые с помощью спутниковой связи была организована трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 г.

— обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 г. — передача цветного изображения из Парижа в Москву. С 1967 г. передачи цветного телевидения стали расширяться.

Возможности телевещания потребовали строительства нового, более мощного телецентра «Останкино».

Появились новые формы работы: научно-популярные передачи «В мире животных» и «Клуб путешественников», информационная программа «Время», «Кинопанорама», игровые программы «КВН» и «Что? Где? Когда?».

К 1980 г. 77 млн телезрителей получали информацию по четырем каналам. Первая программа ТВ с помощью спутниковой связи распространялась на всю территорию СССР. Ее объем вещания составлял в среднем 13 часов в сутки.

Вторая программа (преимущественно публицистического и художественного направления) использовалась областными и республиканскими телестудиями. Третья программа специализировалась на учебных и научно-популярных передачах.

По четвертому каналу в основном демонстрировались художественные программы и кинофильмы.

Для руководства системой массовых коммуникаций в 1957 году был создан Госкомитет по телевидению и радиовещанию, деятельность которого полностью контролировалась и направлялась партийными и государственными органами.

3. Идеологический диктат в отношении творческой интеллигенции усилился с приходом к власти в октябре 1964 г.Л. Брежнева. Осуждение волюнтаризма и субъективизма Н. Хрущева окончательно наложило запрет на позитивные процессы в культуре, инициированные ХХ съездом партии.

Новое руководство все ошибки и просчеты 1954-1964 годов связывало с допущенной в то время свободой. Уже с середины 60-х годов появилось множество «табу», правда делилась на «большую» и «малую», политическая жизнь в стране приобретала все более закрытый характер.

Многие партийные документы выходили под грифом «не для печати».

Усиливались цензурные ограничения для средств массовой информации, окончательно оформленные постановлением ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (1969 г.). Этот документ практически восстанавливал традицию партийных решений в области литературы и искусства 1940-х годов. Любые отклонения от официально принятых установок в публикациях или устных выступлениях обсуждались и осуждались в партийных организациях творческих союзов, контролировались со стороны органов госбезопасности.

Культура начала работать в «новом режиме», который окончательно оформился к началу 1970-х годов.

Ситуация была такова, что ничего, кроме разрешенного, прошедшего цензуру, в открытой печати появиться не могло. В художественной культуре начали существовать параллельно две культуры: официальная, опекаемая государством, и альтернативная, или катакомбная. Все чаще произведения делились на «наши» и «не наши». Однако назвать однозначно «застойными» 1970-80-е гг.

в отношении художественной культуры нельзя. «Оттепель» инициировала творческую активность многих писателей: В. Пикуля, Ч. Айтматова, Ф. Искандера, Ю. Бондарева. Будоражили сознание такие произведения, как «Совесть» А. Якубова, «Змеелов» Л. Карелина. Создал свой «московский цикл» произведений Ю. Трифонов («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание»).

О сталинских преступлениях писала Л. Чуковская (повесть «Софья Петровна»). Вместе с тем следует признать, что массовое сознание неохотно приняло правду о преступлениях И. Сталина и легко согласилось с его реабилитацией. Очевидно поэтому наибольшей читательской популярностью пользовались романы-эпопеи М. Алексеева, Ан. Иванова, Г. Маркова, П. Проскурина.

Их книги не только включались в рекомендательные списки литературы, они подробно освещались критикой, экранизировались, превращались в телесериалы. Эти писатели были отмечены многочисленными премиями и наградами. Когда же открылась возможность сравнения (после Дудинцева, Гроссмана, Пастернака), то популярная литература 70-х гг.

конкуренции не выдержала, так как художественное изображение реальной жизни бывшими кумирами оказалось довольно поверхностным.

Довольно драматически складывалась судьба киноискусства в 1970-80-е гг. Это время расцвета таланта таких мастеров, как А. Тарковский, В. Шукшин, Л. Шепитько, С. Параджанов, Э. Климов, К. Муратова. Однако за многие фильмы приходилось бороться. Свыше 100 картин были запрещены к показу. Среди них — кинофильмы А.

Германа «Седьмой спутник», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах». Но самые большие для советского кинематографа потери заключались в том, что выпущенные на экран фильмы предварительно редактировались, подгонялись под определенный стандарт. Многие сценарии В. Тендрякова, Г. Шпаликова, В. Шукшина, А. Володина, Ф. Горенштейна были отвергнуты.

Какие фильмы нужны советскому народу, что и как следует снимать — об этом кинематографистов поучали со всех сторон, начиная от парторганов и вплоть до КГБ, МВД и Министерства обороны. Режиссеры буквально «пробивали» свои фильмы: «Историю Аси Клячкиной» и «Сибириаду» — А. Михалков-Кончаловский, «Зеркало» — А. Тарковский, «Пастораль» — О. Иоселиани, «В огне брода нет» — Г.

Панфилов; боролись за свои фильмы Р. Быков, В. Мотыль, А. Алов и В. Наумов. Обвинения в очернительстве, ревизионизме, натурализме, «излишней иероглифичности и зашифрованности» (это о фильме С. Параджанова «Цвет граната») обосновывались отступлением от метода соцреализма. Государство пыталось создать такое киноискусство, которое обслуживало бы его интересы.

Инакомыслие не прощалось. Сложной оказалась творческая судьба у А. Тарковского. После блестящего дебюта (фильм «Иваново детство» был признан лучшим на Венецианском международном кинофестивале в 1962 г.), А. Тарковский создал одну из лучших своих работ — фильм «Андрей Рублев».

Однако представителями власти этот фильм был признан творческой неудачей и фактически изъят из кинопроката. Такие оценки были несправедливы, на Западе фильм имел ошеломляющий успех. Вся мировая пресса дала самые высокие оценки, а советские ведомства рекомендовали мастеру «сократить и изменить» киноленту. Попытки А.

Тарковского бороться за свой фильм обернулись организованной травлей. Во время вынужденного творческого простоя режиссер начал заниматься теорией, подготовил и опубликовал книгу «Запечатленное время». С 1970 г.

начал вести свой дневник «Мартиролог», где однажды записал: «Настанет ли в России когда-нибудь порядок, или ничего не будет происходить, пока окончательно все не развалится… Все лгут, обманывают, предают. Это же не жизнь». Спасаясь от такой жизни, А. Тарковский эмигрировал. Дар предчувствия, которым обладал мастер, выразился в его фильмах «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Однако преждевременная смерть не позволила полностью раскрыться таланту великого кинорежиссера.

В живописи шли активные поиски новых форм отражения происходящего. Отказались от описательности и второстепенных деталей реальной жизни художники «сурового стиля» Н. Андронов, Д. Жилинский, В. Попков, Т. Салахов, братья А. и П. Смолины. Главным для них стала авторская позиция, которую они выражали через условность цвета, гиперболизацию образов, лапидарность.

Это были первые попытки после помпезных произведений послевоенных лет заговорить в искусстве «человеческим языком». Высоким профессиональным мастерством и остросоциальным звучанием отличались работы рано погибшего художника В. Попкова «Шинель отца», «Хороший человек была бабка Аксинья», триптих «Ой, как всех мужчин забрали на войну».

Работы мастеров «сурового стиля» вызвали неподдельный интерес у отечественного зрителя и пользовались большим спросом у зарубежных коллекционеров. Наиболее полное собрание произведений этих художников составлено профессором-искусствоведом из Германии П. Людвигом. Им в конце 1980-х гг.

была организована выставка «Аспекты советского искусства современности», на которой были представлены более ста работ художников «сурового стиля».

Наряду с творческими находками по-прежнему сохранялась конъюнктурная живопись, создавались «заказные» произведения. «Крупным специалистом по увековечиванию вождей» оставался художник Д.

Налбандян, создавший галерею портретов И. Сталина, Н. Хрущева, Л. Брежнева. «Стремление видеть в жизни только воскресные дни, красные числа…», по мнению А.

Твардовского, было присуще многим известным писателям и художникам.

В 1970-е гг. творческого расцвета достиг коллектив московского театра «Современник» (режиссер — О. Ефремов).

Событиями в театральной жизни стали остросоциальные спектакли «Протокол одного заседания» и «Утиная охота» в МХАТе, «Человек со стороны» в Театре на Малой Бронной, «Гамлет» в Театре драмы и трагедии на Таганке (режиссер — Ю. Любимов). Долгие годы одним из ведущих актеров этого театра был В. Высоцкий.

Его творческая судьба интересна для анализа состояния самой художественной культуры в СССР. Высоцкий был официально как бы несуществующим поэтом и, вместе с тем, феноменально популярным. Его можно было услышать в магнитофонных записях от Москвы до Владивостока.

Им увлекались и «элита», и неискушенные в высоком искусстве поклонники. «Феномен Высоцкого» да еще массовая любовь к анекдотам во всех формах — это очередное подтверждение существования в СССР двух культур, каждая из которых пыталась по-своему отразить суть происходящего.

Наиболее предметно этот процесс получил выражение в живописи. С одной стороны, в стране регулярно при поддержке Министерства культуры проходили специализированные, передвижные и юбилейные выставки официально признанных художников.

Благодаря тиражированию миллионы людей знакомились с отечественным и зарубежным изобразительным искусством. Многие художники (И. Глазунов, А. Шилов, Т. Назаренко, А. Волков, Н. Нестерова, Т. Салахов и другие) представляли на суд зрителя свои работы.

Однако те же зрители были мало информированы о творческой деятельности художников-нонконформистов, то есть представителей неофициального искусства.

Годы «оттепели» стали временем рождения «другого искусства». В 1954 г. в Москве начала работать Студия экспериментального искусства под руководством Э. Белютина. В конце 1950-х гг. в Подмосковье возникла «лианозовская группа», в которую входили Е. Кропивницкий, В. Немнухин, О.

Рабин, Б. Свешников и другие молодые художники. Часто наведывались в Лианозово молодые поэты — Г. Сапгир, И. Холин, Всеволод Некрасов. Обсуждали каждый рисунок и строчку, формировали цеховую общность и новые художественные принципы. В 1964 г.

появилась группа «Движение» — Лев Наусберг, Франсиско Инфантэ и др. — которая занималась кинетическими конструкциями. В 1967 г. в Ленинграде по инициативе М. Шемякина и Е. Есауленко была создана группа «Метафизический синтетизм».

Главное, чего добивались молодые художники — это право демонстрировать свои работы.

Несмотря на разгром в 1962 г. на выставке в Манеже, посвященной 30-летию деятельности МОСХа (Московского отделения Союза художников), процесс высвобождения искусства из тисков соцреализма уже остановить было нельзя.

Через два года в различных научно-исследовательских институтах и клубах опять начали проводиться выставки неофициальных художников.

Картины, нелегальными путями проникая на Запад, пользовались огромным спросом у коллекционеров.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-193807.html

Культура развитого социализма

Культура развитого социализма
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12Следующая ⇒

Процесс демократизации жизни советского общества, широко развернувшийся с середины 50-х годов, создавал благоприятные условия для развития культуры.

Конечно, важным шагом на этом пути был ХХ съезд партии. Значительную роль в этом процессе сыграло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.).

Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции.

Образование. В 1960-1970-е гг. руководство страны взяло курс на рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения.

Более 96% выпускников 8-летней школы продолжали обучение в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями.

Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения количества профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов, а также профориентации в системе средней школы.

Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников школ и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого числа работников неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной социально-психологической проблемой.

Необходимость существенной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технического прогресса вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983-1984 гг.

была предпринята попытка комплексной реформы школы. С апреля 1984 г. законодательно предусматривалось перепрофилирование всеобщего среднего образования с учетом нужд развития экономики. Однако непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Уже в 1987 г. она была свернута.

Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (к 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов).

Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980-х гг. работали около 50% докторов наук).

Тем не менее основные отрасли экономики испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.

Литература:Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей. По ней можно изучать весь путь романтической культуры «оттепели»: от утопических надежд до прозрения.

На поэтических вечерах в Политехническом музее возникала атмосфера высокой гражданской искренности, появлялись новые кумиры: Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский.

Оживилась деятельность литературных журналов, альманахов.

Появились новые издания: «Москва», «Нева», «Иностранная литература», «Дружба народов», «Вопросы литературы» и др. Во второй половине 50-х годов выходили регулярно 28 журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественных газеты. Они стали у истоков формирования общественного мнения.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.

), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин«Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).

Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками.

В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее.

В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Кинематограф:Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г.

на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г.

, «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.

) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А.

Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С.

Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката.

Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Живопись:Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г.

в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты.

Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности.

Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма» Также в эти годы продолжает развиваться плакатное изобразительное искусство, например: О.Масляков «Программа XXVI съезда КПСС» (1982)

Архитектура: В области архитектуры, большого всплеска не наблюдается. Обустраиваются жилые кварталы, так называемыми «Брежневками». Стоит выделить «Дом на Набережной», который был богато украшен лепниной и украшена лифтовая шахта, в нём проживали члены Политбюро со своими семьями.

Скульптура:В 1965-1984 годы резко возрастает интерес к скульптуре.

Так стоит отметить положение «О повторном награждении «Золотой звездой» Героя Советского Союза или Героя Социалистического труда», там прописывалось, что при повторном и/или последующем награждении званием, следовало ставить бюст Героя в его родном городе. Также особым интересом пользуются бюсты и памятники Владимиру Ильичу Ленину, которые должны были находиться в «красных уголках» партийной ячейки.

Наука .Середину 1960-х — 1980-е гг. в целом нельзя назвать застойным периодом в области развития науки в СССР. За счет массированного финансирования государством целевых научно-исследовательских программ (до 25 млрд руб. в 1980 г.

) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. Первоочередными считались задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы.

С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е гг.

начали организовываться научно-производственные объединения (НПО), такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения но выпуску новейших образцов военной техники (например, НПО «Энергия») и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, вошел в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика«. Эти работы осуществлялись под руководством президента АН СССР А. П. Александрова.

Другим направлением в развитии энергетики стало освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых технологических разработок по добыче и транспортировке энергоресурсов. Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника).

Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии.

Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки.

Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х гг.

, привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира.

А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса системы «государственного социализма» стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим.

Это проявлялось в регулярной корректировке сроков реализации научных программ, торможении выполнения даже важнейших для государства космических исследований — так произошло с запуском космического «челнока» «Буран«. Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных знаний.

С одной стороны, в СССР в 1970-е гг. стали достаточно успешно проводиться перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, разрабатываться крупномасштабные программы по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом.

Историческая наука достигла значительных успехов в изучении конкретных фактов и событий прошлого.

Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции и т.д., а также различного рода юбилейных изданий.

Техника: в 1970-е годы резко возрастает машиностроение. В 1970 году входит в строй Волжский автомобильный завод (ВАЗ),Камский автомобильный завод (КамАЗ). Данные заводы обеспечивали не только промышленность транспортом, но и советские граждане смогли покупать автомобили для личного пользования более широко.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/8x144a.html

Культура в СССР в эпоху

Культура развитого социализма

< Предыдущая Оглавление Следующая >

В период двадцатилетнего руководства страной Л. И.

Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами.

Под лозунгом «неуклонного повышения уровня жизни советских людей» росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования.

Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне.

С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры.

Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни «загнивающего капитализма». Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика «буржуазных концепций».

Несмотря на отчаянные попытки советского руководства «догнать и перегнать Запад» в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г.

возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства.

В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в «долгострой», десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей — библиотеки, музеи, заповедники и др.

Образование.

В 1960-1970-е гг. руководство страны взяло курс на рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения.

Более 96% выпускников 8-летней школы продолжали обучение в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями.

Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения количества профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов, а также профориентации в системе средней школы.

Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников школ и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого числа работников неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной социально-психологической проблемой.

Необходимость существенной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технического прогресса вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983-1984 гг.

была предпринята попытка комплексной реформы школы. С апреля 1984 г. законодательно предусматривалось перепрофилирование всеобщего среднего образования с учетом нужд развития экономики. Однако непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Уже в 1987 г. она была свернута.

Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (к 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов).

Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980-х гг. работали около 50% докторов наук).

Тем не менее основные отрасли экономики испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.

Наука.

Середину 1960-х — 1980-е гг. в целом нельзя назвать застойным периодом в области развития науки в СССР. За счет массированного финансирования государством целевых научно-исследовательских программ (до 25 млрд руб. в 1980 г.

) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. Первоочередными считались задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы.

С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е гг.

начали организовываться научно-производственные объединения (НПО), такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения но выпуску новейших образцов военной техники (например, НПО «Энергия») и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, вошел в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика». Эти работы осуществлялись под руководством президента АН СССР А. П. Александрова.

Другим направлением в развитии энергетики стало освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых технологических разработок по добыче и транспортировке энергоресурсов. Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника).

Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии.

Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки.

Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х гг.

, привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира.

А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса системы «государственного социализма» стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим.

Это проявлялось в регулярной корректировке сроков реализации научных программ, торможении выполнения даже важнейших для государства космических исследований — так произошло с запуском космического «челнока» «Буран». Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных знаний. С одной стороны, в СССР в 1970-е гг.

стали достаточно успешно проводиться перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, разрабатываться крупномасштабные программы по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в изучении конкретных фактов и событий прошлого.

Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории.

Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции и т.д., а также различного рода юбилейных изданий.

Художественная культура.

Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике «неосталинизма» в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период «оттепели».

В литературе и искусстве создавались подлинные шедевры, имевшие мировое значение. Кроме того, именно в сфере художественного освоения действительности формировалась духовная оппозиция партийно-бюрократической системе.

Фактически культура и искусство в СССР существовали как бы на двух уровнях: официальном, признанном руководством страны, и неофициальном. Уже в 1966 г. Л. И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей: «очернительства» и «лакировки действительности». Но именно последнее стало официальной линией в развитии литературы и искусства.

В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Таковыми были роман «Сибирь» Г. М. Маркова, киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Юрия Озерова.

Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами так называемой «производственной» тематики, где герой — новатор производства открыто вступает в конфликт с бюрократизмом чиновников. Эту тему раскрыл в своем творчестве известный писатель-драматург Александр Гельман.

Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех («Премия», «Протокол одного заседания» и др.). Популярностью пользовались и пьесы на историко-революционные темы («Синие кони на красной траве», «Так победим!» Михаила Шатрова и др.), призывавшие вернуться к подлинным истокам ленинизма.

Для регулирования «поступательного» развития художественного творчества широко практиковались чисто административные методы: художественные советы и комитеты, введение «госзаказа на производство» книг, фильмов, пьес, картин и т.д. Осуществлялось даже некое планирование художественного творчества, приуроченное к очередным юбилейным событиям и празднествам.

Вместе с тем ярким явлением в сфере литературы этого времени стали произведения так называемых «деревенщиков» — писателей Василия Белова, Федора Абрамова, Виктора Астафьева, Петра Проскурина, Бориса Можаева и др.

В их творчестве отразилась горькая судьба крестьянства, сумевшего сохранить, несмотря на все невзгоды и испытания, верность нравственным традициям. Особая роль в разработке этой непростой темы принадлежала талантливому писателю, актеру и режиссеру В. М. Шукшину.

Военной поре были посвящены правдивые книги Юрия Бондарева, Владимира Богомолова, Василя Быкова, Бориса Васильева и др.

Большой резонанс в обществе вызывали произведения Юрия Трифонова, в которых нашли выражение трагизм существования, духовная разобщенность и даже нравственная несостоятельность городской интеллигенции.

В условиях жесткого цензурного контроля над печатью литература оказывалась наиболее зависимой от прихотей властей сферой художественного творчества. На этом фоне, как ни парадоксально, театр и кино, имевшие значительно меньшую аудиторию, играли роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, накапливавшегося в среде оппозиционной интеллигенции.

Наряду с «официальным» творчеством продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры и т.д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Они были созданы писателями Александром Солженицыным, Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Фазилем Искандером, Владимиром Войновичем, поэтами Иосифом Бродским, Александром Галичем, Владимиром Высоцким, художниками Олегом Целковым, Михаилом Шемякиным, скульпторами Вадимом Сидуром, Эрнстом Неизвестным, композиторами Альфредом Шнитке, Эдуардом Артемьевым, Эдисоном Денисовым, Софьей Губайдуллиной, кинорежиссерами Андреем Тарковским, Кирой Муратовой, Алексеем Германом, Тенгизом Абуладзе, Отаром Иоселиани, Сергеем Параджановым и др. Судьбы этих выдающихся деятелей культуры складывались по-разному, но подавляющее большинство из них оказались в вынужденной или добровольной эмиграции, их произведения становились запрещенными в Советском Союзе, но имели огромный успех на Западе.

< Предыдущая Оглавление Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/kultura_sssr_epohu_razvitogo_sotsializma.php

70 Развитие советской культуры (1945—1991 годы). — Преподаватель Александр Юрьевич Мамкин

Культура развитого социализма

Основные достижения в послевоенной литературе былисвязаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признаннымилитерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новыеписатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др.
Б.

Полевому Принадлежит замечательное произведение«Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и заграницей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, 'который стал одним из самыхлюбимых у советских зрителей. А.

Фа­деев написал роман «Молодая гвардия, вКотором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почтисразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал сти­хотворение«Я убит ПОДО Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. Особытиях войны. Пишут Э.

Казакевич («Звезда», «Весна наОдере»), Л. Соболев («Зеленый луч»), О. Гон­чар(«Знаменосцы»), П.Вершигора («Люди с чистой совестью») Б.Лавренев («За тех, кто в море») и др.

Поскольку литература всегда признавалась самойзначимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановленийотносительно литературы.

В этих постановлениях содержались Отрицательные оценкитаких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этихавторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным.

На литератур­ныепроизведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынужденыпеределывать свои произведения.

На сценах, прежде всего Московских театров начинаютИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер» и «В одном городе,) Б.Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиноваяроща,) и др.

В заданном ключе ряд драматических Произведенийрассказы­вал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеоло­гии иособенно об «американском образе жизни»: «Голос Амери­ки» Б.Лавренева, «Русскийвопрос» К. Симонова, «Заговор обре­ченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С.Михалкова.

Во время войны киносеть в оккупированных фашистамирайо­нах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось.Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годысоветская кинематография была в значительной мере восстановлена, нопроизводство художествен­ных фильмов сократилось.

Однако именно в эти годы былисняты художественные ленты («Молодая гвардия», «Подвиг разведчика,),«Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Ку­банские казаки»,«Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью.

В послевоенные годы в изобразительном искусствепоявилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А.Лактионова «Письмо с фронта», В. Костецкого «Возвра­щение» и др.Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов»И. В. Сталина, строительство комму­низма.

В портретной живописи наряду собразом героя-победите­ля появляется и образ мирного труженика. Здесь нужноотметить творчество П. Корина.

Музыка после войны приобрела новые черты. Появилосьтакое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активносочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких ком­позиторов, как Д. Шостакович,С. Прокофьев, А. Хачатурян, при­обрело всемирную известность.

Развитие культуры в период «оттепели»

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьмалиберальной. Шла активная реа­билитация писателей, которые стали жертвамирепрессии. Но од­новременно действовала установка авторам наделить своих героевлучшими моральными качествами строителей коммунизма.

В области киноискусства тоже царила относительнаясвобода.: Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданнойнаправленностью, то теперь от этого в тои или иной степени от­казались.

При Хрущеве получили большое распространение различныевечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэта­ми — кумирамипоколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже),кинофестивали.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфереобщественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата Кленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация чертсталинизма консолидировала власть и общество, породив куль­турный феномен«шестидесятников».

Развитие науки, техники и образования

В СССР увеличилось число научных учреждений и научныхработников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинениикоторой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки былидостигнуты значительные успехи.

4 октября 1957 г. был осу­ществлен запускпервого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппаратыдостигли Луны. 12 апреля 1961 г. со­стоялся первый в истории полет человека вкосмос. Первопроход­цем космоса стал Ю.А. Гагарин.

Строились новые все более мощные электростанции.Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другиенауки. Во многих городах создавались научные центры. На­пример, в 1957 г. возлеНовосибирска был построен Академгородок

После войны катастрофически уменьшилось количествошкол, поэтому одной из задач правительства было создание новых сред­них учебныхзаведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числастудентов вузов.

С 1954 г. в школах было восстановлено совместноеобучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучениестаршеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипен­дию. В 1958 г.было введено обязательное восьмилетнее образова­ние, а десятилетняя школапереводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включентруд на производстве.

Духовная жизнь и культура «развитого социализма»

Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущевапостроить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализ­ме».Считалось, что при «развитом социализме» сближаются на­ции и народности,сложилась единая общность — советский народ.

Говорилось о бурном развитиипроизводительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, ораспределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каж­домупо его труду».

Наконец, провозглашалось превращение госу­дарства диктатурыпролетариата в общенародное государство ра­бочих, крестьян и народнойинтеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются.

В 60 — 70-е гг. хх в. культура перестала бытьсинонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющаякультуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности.Популярность приобрели произведения, созданные в провинции — В Иркутске,Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.

Тем не менее, идеологические тенденции в культуре былиеще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилилисьгонения на Русскую православную церковь. В стране закрывались храмы,священников смещали, лишали сана. Воин­ствующие безбожники создавалиспециальные организации для проповеди атеизма.

Новые черты культуры

В 40 — 50-е п. ХХ в. главной темой про­изведений искусства являлась прошедшая война. Событиям вой­ны были посвящены памятники и монументы, литературные про­изведения, важнейшее место военная тема занимала в кинемато­графе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану.

В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прош­лым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Кел­лермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с ог­ромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г.

Бёлля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе­ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический под­ход. Это же отличает творчество американских писателей того вре­мени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя.

Реализм в литературе сохранял­ся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе.

 «Рим — открытый город» (итал. Roma, città aperta, 1945) — кинофильм режиссёра Роберто Росселлини, который считается эталоном и отправной точкой в развитии итальянского неореализма.
Действие фильма происходит в 1944 году в Риме. Гестапо охотится за инженером Джорджо Манфреди, одним из руководителей антифашистского сопротивления. Он находит приют в квартире своего друга Франческо и его невесты Пины. Ему также помогает священник дон Пьетро, который должен на следующий день обвенчать Франческо и Пину, тем более что она уже беременна.Ночью дети взрывают неподалёку цистерну с бензином. На следующий день дом оцепляют немецкие войска, начинают обыск квартир и хватают Франческо. Пина в отчаянии бежит за машиной с арестованными и её расстреливают.

Позже на автоколонну нападают участники Сопротивления и освобождают арестованных. Джорджо и Франческо прячутся на квартире Марины, любовницы Джорджо. После очередной ссоры та выдаёт их немцам, которые на следующий день арестовывают Джорджо, дона Пьетро и австрийца-дезертира.

Последний вешается в камере, а гестаповцы пытают Джорджо на глазах у дона Пьетро, который молится за своего друга. От пыток Джорджо умирает, так никого и не выдав. На следующее утро дона Пьетро расстреливают на глазах у детей, которых он воспитывал.https://ru.wikipedia.

org/wiki/Рим_—_открытый_город

После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивле­ния. В 60-70-х гг. ХХ в. В Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анар­хии.

Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди амери­канских фильмов также немало таких, которые обращались к ак­туальной социально-политической тематике. Так, многие выдаю­щиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме «Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна).

Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров — вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фан­тастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» ДЖ.Лукаса, «Крестный отец» Ф. Коппо­лы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др.

Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том чис­ле в критическом плане оценивают состояние американского об­щества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера). 

Популярными остаются различные модернистские направле­ния. В 40 — 50-е гг. ХХ в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Ка­мю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма.

Они проповедовали идеи абсурдности окружа­ющего мира, внутренней свободы человека как возможности сде­лать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков.

В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требо­ваниями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставил ась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. ХХ в.

популярными становятся авангардистские тече­ния, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощуще­ниях и переживаниях героев

Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес яв­лялся «маленький человек» с его беспомощностью перед судь­бой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х п. ХХ в.

пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», В котором авторы помещают своих героев в придуман­ный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена.

Модернистские направления господствовали и в изобразитель­ном искусстве.

Здесь начался новый этап, названный постмодер­низмом. В отличие от модернизма, который следовал определен­ным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40-60-е гг. ХХ в. был абстрактный экспрессионизм.

Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 — 70-е гг. ХХ в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства.

Ху­дожник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявля­ется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господству­ющее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появ­ление в 60-е гг. ХХв. рок-н-ролла.

В музыкальной сфере его класси­ками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная ин­дустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его зву­ко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины ХХ в. характерен процесс глобализации.

Единые эстетические вкусы, стандарты, сте­реотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.

Развитие науки и техники.

Основой развития экономики пере­довых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к даль­нейшему развитию транспорта.

Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок впе­ред совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения — автомобилей, холодильников, микроволновых пе­чей и т.д.

Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность живот­новодства. Научные открытия вели к созданию таких новых транс­портных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической револю­ции.

Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой дан­ного этапа стало резкое сокращение сроков между научным от­крытием и его внедрением в производство. Своеобразным симво­лом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в.

стал неотъемлемой частью как про­изводства, так и частной жизни в развитых странах. 

Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество инфор­мации. Микропроцессоры начали широко при меняться для авто­матизации производства. Огромные перемены произошли в сред­ствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копиро­вальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д.

Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутни­ка Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-­американской гонке в исследовании космоса.

Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, со­здание орбитальных космических станций и многоразовых косми­ческих кораблей и т.д.

После распада СССР интенсивность кос­мических исследований заметно снизилась, однако они продол­жаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.

Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

Вопросы для самопроверки

Коммунизм(ново-лат. communismus, от лат. communis — общий). Политическое учение,принимающее за основание общественной жизни уравнение всех членов общества,общее пользование имуществом, с уничтожением всяком личной собственности.

Словарь иностранных слов, вошедших всостав русского языка http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20407/КОММУНИЗМ

Диктатура  (от лат. proktarius — неимущие) — англ.proletariat; нем. Proletariat. Соц. класс, лишенный собственности на средствапроизводства, единственным источником существования к-рого является продажасобственной рабочей силы.

Энциклопедия социологии http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3153/ПРОЛЕТАРИАТ

Реализм(от позднелат. realis — вещественный, действительный) в искусстве,правдивое, объективное отражениедействительности специфическими средствами,присущими тому или иному виду художественноготворчества.

В ходе развитияискусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческиеметоды(например, просветительский реализм, критический реализм, социалистическийреализм). Методыэти, связанные между собой преемственностью, обладают своимихарактерными особенностями.

Различныпроявления реалистических тенденций и вразных видах и жанрах искусства.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2702/Реализм

Кинематограф (от греч. kinema — род. п. kinematos- движение и …

граф), 1) первоначально название аппарата для съемки накинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемыхснимков путем проецирования их на экран.

 2) Зрелище (а также система егоорганизации), основанное на использовании кинотехнической аппаратуры. 3) Устаревшее название кинотеатра. 4) Часто термин»кинематограф» употребляют в значении «киноискусство».

Большой Энциклопедический словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/154702

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ(от позднелатинскогоexsistentia — существование) (философия существования), направление философии,возникшее в начале 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки -учение С.

Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный (К.Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю) экзистенциализм.

Центральное понятие -экзистенция (человеческое существование), основные модусы (проявления)человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозреваетэкзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба,страдание, смерть).

Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу,которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на негоответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние налитературу и искусство Запада.

Современная энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/53190

КСЕРОКС(от англ. xerox

Источник: https://www.sites.google.com/site/2015mamkin/home/history/70-razvitie-sovetskoj-kultury-1945-1991-gody

Refy-free
Добавить комментарий