Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Культура ХХ века: противоречия и проблемы
идеологическихбарьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры.

Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночнымотношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальныхчерт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизацииотдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) каксвоего рода расплаты за «приобщение к общечеловеческим ценностям».

Духовная сфера переживала всередине 90-х годов острый кризис. В сложный переходный период всегдавозрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества,политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению еюнесвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества.

Стремлениенаправить страны на рельсы рыночного развития привело к невозможностисуществования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственнойподдержке. Возможность так называемого «свободного» развития культурына почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населенияпривело к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, — роступреступности.

Одновременно продолжалуглубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, междумолодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фонебыстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не толькоматериальных, но культурных благ.

В социокультурной ситуации,сложившейся в российском обществе к середине 90-х годов, человек, как живаясистема, представляющая собой единство физического и духовного, природного исоциально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного уже неможет нормально развиваться.

Действительно, большинство людей по мереукрепления рыночных отношений все больше отчуждалось от ценностей отечественнойкультуры. И это вполне закономерная тенденция для того типа общества, котороесоздалось в России в конце XX столетия.

Все это, ставшее реальностью запоследнее десятилетие, подвело общество к пределу накопления взрывоопаснойсоциальной энергии.

В силу этих же причин первоеместо в культуре стали занимать средства массовой информации. Им даже присвоеноимя «четвертой силы», имея в виду три другие — законодательную,исполнительную и судебную.

В современной отечественнойкультуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации:коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированностьи демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Действительно, сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только несвязанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновьобретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленноеклассическое наследие, ценности официальной советской культуры.

Таким образом, как раз искладывается общая картина культурной жизни России.

Возрождение культуры являетсяважнейшим условием обновления нашего общества. Определение путей дальнейшегокультурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе, ибогосударство перестало диктовать культуре свои требования, исчезлицентрализованная система управления и единая культурная политика.

Одна из существующих точекзрения заключается в том, что государство не должно вмешиваться в делакультуры, так как это чревато установлением его нового диктата над культурой, акультура сама найдет средства для своего выживания.

Более обоснованнойпредставляется другая точка зрения, суть которой состоит в том, что,обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государствоберет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанностипо охране культурно-исторического национального наследия, необходимуюфинансовую поддержку культурных ценностей.

Государство должно осознавать,что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числеобразования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного,психического здоровья нации.

Кризис духовности вызывает сильный психическийдискомфорт у многих людей, так как серьезно поврежден механизм идентификации сосверхличными ценностями.

Без этого механизма не существует ни одна культура, ав современной России все сверхличные ценности стали сомнительными.

Несмотря на все противоречивыехарактеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва отсвоего культурного достояния.

Распадающаяся культура мало приспособлена кпреобразованиям, ибо импульс к созидательным переменам исходит от ценностей,являющихся культурными категориями.

Только интегрированная и крепкаянациональная культура может сравнительно легко приспособить к своим ценностямновые цели, освоить новые образцы поведения.

В связи с этим в современнойРоссии представляются возможными три модели развития многонациональнойкультуры: победа культурного и политического консерватизма, попыткастабилизировать ситуацию на основе идей о самобытности России и ее особом путив истории.

В этом случае: происходит возврат к огосударствлению культуры,осуществляется автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных формтворчества, ограничивается иностранное влияние на культуру, отечественная художественнаяклассика остается предметом культа, а эстетические новации вызывают подозрение.

По своей природе эта модельнедолговечна и неминуемо ведет к новому кризису, но в условиях России она можетпросуществовать достаточно долго: интеграция России под воздействием извне вмировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию»по отношению к глобальным центрам. При утверждении данной модели:  происходит «макдонализация»отечественной культуры, стабилизируется культурная жизнь общества на основекоммерческой саморегуляции.

Ключевой проблемой становитсясохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния иинтеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в системуобщечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировыххудожественных процессов.

Для реализации этой модели необходимо в полной мерезадействовать культурный потенциал, коренным образом переориентироватьгосударственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитиеотечественной культурной индустрии, всемерно поощрять включение творческихработников во всемирные сети художественного производства и коммуникации.

Именно эта модель заслуживает решительной поддержки, ибо ориентирована накультуру, которая должна активно влиять и на политику, и на экономику, и надуховную жизнь.

Словом современный периодразвития отечественной культуры можно обозначить как переходный. В Россиипроизошла настоящая культурная революция.

В современной отечественной культурепроявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно,условно говоря, объединить в две группы.

Первая: тенденции разрушительные,кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западнойцивилизации.

Вторая: тенденции прогрессивные,питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости,традиционно понимаемыми и исповедуемыми народами России.

Борьба между этими по своей сутиантагонистическими тенденциями, видимо, и будет определять основное направлениеразвития отечественной культуры третьего тысячелетия.

Заключение

Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс, разделенный нанесколько этапов событиями глобального значения — мировые войны. Сложность ипротиворечивость этого процесса усугубляется тем, что значительный периодвремени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внеслоновые проблемы и идеи в культурную практику.

На рубеже тысячелетийчеловечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых емупредстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные исогласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающаяроль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировомукультурному процессу.

Перед современной отечественнойкультурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущеев быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно,так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущихнашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

Наша культура вполне может датьответ на вызовы современного мира. Но для этого надо перейти к таким формам еесамосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмынепримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия»середины». Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегосяна максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшиесроки.

У России особая цивилизующая иорганизующая функция в мировом социокультурном пространстве.  Но как бы ни сложилась ее судьба, русскаякультура остается главным богатством страны и залогом единства нации. Русскаякультура издавна играла важную роль в этом процессе.

Русская культура доказаласвою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственноеочищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурногопотенциала.

Россия — страна великой литературы и искусства, смелой науки ипризнанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческимценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.

Список литературы

Белова Т. Культура и власть. -М, 1991.

Восленский М.С. Номенклатура:Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991.

Зезина М.Р., Кошман Л.В.,Шульгин В.С. История русской культуры. — М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств.Отечественное искусство. — М., 1994.

Киселев Г.С. Трагедия общества ичеловека. Попытка осмысления опыта советской истории. — М., 1992.

Кондаков И.В. Введение в историюрусской культуры. — М., 1997.

Культура: теории и проблемы. -М., 1995.

Культурология. Под ред.Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону, 2000.

Пути Евразии: Русскаяинтеллигенция и судьбы России. — М., 1992.

Семенникова Л.И. Россия вмировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.

Сидоров Е.Ю. Культура мира икультура России// Полис,1998. №5.

Скворцова Е.М. Теория и историякультуры. — М., 1999.

Антология мировой философии. В3-х тт.Т.2. — М.: Мысль, 1969.

Культурология: Учеб. пособие длястуд. И учащихся колледжей и лицеев / Авт. Коллектив Южакова Л. В. и др. –Рязань: Русское слово,1999.

СовременныйЭнциклопедический словарь. М.:Большая Российская Энциклопедия», 1997 г.

[1] Межуев В.М. Культура как проблема философии// Культура, человек икартина мира. М., 1987. С. 328.

Источник: https://xreferat.com/47/4022-3-kul-tura-hh-veka-protivorechiya-i-problemy.html

Тема 2.2. Противоречия и проблемы современной культуры

Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Начало века – кризис европейской культуры. Литература, музыка, изобразительное искусство, театр, образование начала XX века. Обострение социальных противоречий и активизация политической борьбы в России и в Европе. Особенности развития культуры в США и Канаде.

Культура и глобальные проблемы современности. Основные черты и особенности культуры XX века:

• влияние технического и экономического прогресса на характер развития культуры;

• роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры;

• становление духовных традиций и ее материально-технических завоеваний, духовной активности и прагматических взглядов;

• возрастание роли древневосточных традиций в развитии мировой культуры;

• взаимодействие культур.

Вопросы для самоконтроля:

1. Формирование культурных традиций в рамках первобытного общества.

2. Культурные ценности и мировоззренческие устремления древневосточных цивилизаций.

3. Социальные и духовные основы античной культуры.

4. Особенности, ценности, идеалы духовной культуры средневековой Европы.

5. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры.

6. Европейская культура Нового времени: множественность направлений и стилей.

7. Европейская культура XIX века: от рассвета к кризису.

8. Кризис буржуазной культуры ХХ столетия: проблема выбора человечества.

9. Русская культура: понятие, генезис, самобытность.

10. Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры.

11. Русская средневековая культура: определяющие доминанты национального развития.

12. Новые тенденции в подъеме русской культуры XVII-XVIII веков

13. «Золотой» и «серебряный век» русской культуры: исторические достижения и противоречия.

14. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности, историческое место.

15. Социокультурная ситуация в современном постсоветском обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Андреева О.И. Мировая художественная культура. Учебник. – Галерея «Юла», 2008.

2. Введение в культурологию: учебное пособие по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры» в 3-х частях. – М., 1995.

3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. – М., 1996.

4. Орлов С.В. История культуры: курс лекций. – СПб., 1998.

5. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: учебное пособие для вузов. – М., 1996.

6. Радугин А.А. и др. Культурология: курс лекций. – М., 1996.

7. Чернокозов А.И. История мировой культуры. (Краткий курс). — Ростов-на Дону, 1997.

Дополнительные источники

1. Бахтин Л.М. Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

2. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.. 1986.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х тт. – Ростов-на-Дону, 1994.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

5. Виннер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

6. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

7. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х тт. – СПб., 1995 – 1997.

8. Вуск Я. Мифы и утопии архитектуры XX в. – М., 1990.

9. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.. 1996.

10. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997.

11. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – М., 1990.

12. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

13. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 1988.

14. Забелин Н.Е. История русского искусства. – М., 1991.

15. Зезина и др. История русской культуры. – М., 1990.

16. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

17. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1986.

18. Курбатов Г.А., Фролов А.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. – Л., 1988.

19. Ларичев В. Пещерные люди. Рассказ о первобытных художниках, магах, волшебниках, звездочетах и мыслителях. – Новосибирск, 1980.

20. Лихачев Д.С. Очерки русской культуры XIII – XV вв. – М., 1969 – 1980.

21. Лихачев Д.С. Очерки русской культуры XVI в. – М., 1977.

22. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

23. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974.

24. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1976.

25. Массон В.Н. Первые цивилизации. – М., 1989.

26. Мифы в искусстве старом и новом. – СПб., 1993.

27. Немилов А.П. Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966.

28. Полевой В.М. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. – М., 1982.

29. Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991.

30. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

31. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

32. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

33. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

34. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

35. Хейзинга Й. Осень средневековья: соч. в 3-х тт. – М., 1995.

Интернет ресурсы:

http://www.hermitagemuseum.org/

http://rusmuseum.ru/

http://www.tretyakovgallery.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Контрольной работы

Учебным планом по учебной дисциплине ОГСЭ.07 Основы культурологии предусмотрено выполнение контрольной работы, которую студенты выполняют в период сессии. Контрольная работа состоит из 10 теоретических вопросов.

Вопросы и задания контрольной работы представлены в приложении 2.

В сессионный период для студентов проводятся консультации по выполнению контрольных работ.

Допуском к аттестации по предмету является предоставление готовой контрольной работы.

В период сессии студент получает отрецензированную работу, и в случае положительной оценки рецензента, допускается до ее защиты. Если работа имеет отрицательный отзыв, то студент не допускается к защите. Такая работа возвращается студенту. Ее следует доработать с учетом всех замечаний, и после этого представить к защите.

Вариант контрольной работы студент выбирает в соответствии с одной последней цифрой шифра зачетной книжки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таблица 2

Последние цифры шифра зачетной книжки студента № варианта
Нечетная цифра
Четная цифра

Контрольную работу выполняют на листах формата А-4, на компьютере.

Образец титульного листа представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Задания для выполнения контрольной работы в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/12028.html

Проблемы культуры в ХХІ веке

Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Д. СЕРИКБАЕВА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

РЕФЕРАТ

«ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В XXI ВЕКЕ»

Выполнил: Юрченко Е.Ю.

Проверила: Краснобаева Н.Л.

Усть-Каменогорск

2009

f

Введение

1. Кризис культуры и его причины

2. Особенности культурного процесса

Заключение

Список литературы

fВведение

Культура (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Данный уровень выражен в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества.

Культурное воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, с потребностью формирования сознания и поведения отдельного человека, группы с позиций интересов конкретной исторической общности.

Культура обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.

Один из теоретиков культуры В.М. Межуев писал: «Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.»[1]

Культура двадцать первого века — неотъемлемая часть мировой культуры. Сложность анализа культуры состоит в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для потомков.

f1. Кризис культуры и его причины

Проблема кризиса культуры — одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХI века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни людей, которые они претерпели в конце ХIХ — начале ХХI века.

Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы деятельности человека, обострила ряд противоречий.

Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния.

Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян.

Нет единства среди мыслителей в оценке показателей кризисного состояния социокультурной системы. Для Ж.-Ж. Руссо такими показателями были широкое распространение развращающих душу человека наук и искусств и потеря его природного начала. Для О.

Шпенглера критериями кризиса культуры являются появление «кочевников больших городов», торжество техники и рационализированного мышления, нарушение эмоциональных контактов между людьми. Для А.

Тойнби показателями неблагополучия в сфере культуры являются утрата ею самодетерминации, нарастание конфликтогенности в обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов, появление агрессивной пролетарской массы. Для Ф.

Ницше такими кризисными маркерами выступает нарастание декадентских тенденций в искусстве, широкое распространение девиаций, деградация и невероятная убыль достоинства человека в его собственных глазах. Однако несмотря на разность подходов к осмыслению причин и признаков кризиса современной культуры, можно выделить общее основание определяющее остроту и пафос философских, культурологических и социологических концепций.

В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма.

Модернизм — достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ — середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.

Типичными искусствами модернизм являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм.

Главное различие между модернизм и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики.

Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного «художественного антиповедения», без скандала, эпатажа. Модернизму это все не нужно.

Модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично.

Вообще понятие модернизм тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией. Недаром многие ранние модернисты (особенно русские) были учеными и философами — Валерий Брюсов, Андрей белый, Вячеслав Иванов. Нельзя не считать проявлениями модернизма в культуре ХХI в.

такие ключевые явления, как психоанализ, теорию относительности, квантовую механику, аналитическую философию, структурную лингвистику, кибернетику.

Нельзя не считать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя, Нильса Бора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, Людвига Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.

Для модернизма понятие реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом — и фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма, в гипертекст. Вообще идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями в модернизме возводится в ранг сверхценности, красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в «Шуме и ярости» (Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в «Школе для дураков» Саши Соколова.

Представители модернизма либо вообще не касаются проблемы семьи или рисуют распад семьи. Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма.

С этим связан и психологический, характерологический аспект модернизма.

Практически все его представители — это шизоиды-аутисты по характеру, то есть замкнуто-углубленные характеры, психически неустойчивые, болезненные, мимозоподобные, но внутренне чрезвычайно цельные. Аутизм — (от древнегр.

autos — сам) — замкнуто-углубленный тип личности или культурного феномена, который заключается в его погруженности в себя и представлении о том, что внутренняя жизнь духа является первичной по отношению к материальной жизни.

Характерные примеры — Пруст, проведший вторую половину жизни в комнате с пробковыми стенами, Кафка, всю жизнь жаловавшийся на слабость, невозможность работать, жизненные неудачи, Витгенштейн, всю жизнь проведший на грани самоубийства, Мандельштам, сочетающий в своем характере болезненное чувство собственного достоинства с совершенной неукорененностью в жизни. Лишь немногие «короли» М. — З. Фрейд, И. Стравинский. А., Шенберг, Т. Манн — не были обижены судьбой, хотя все четверо умерли не у себя на родине, а в изгнании, то есть пережили психологическую травму эмиграции. Исключение и в этом, пожалуй, лишь Уильям Фолкнер.

Аутисты могут быть двух типов — авторитарные — это основатели и лидеры новых направлений (Н. С. Гумилев, А. Шенберг, В. Брюсов); дефензивные (то есть с преобладающей защитной, а не агрессивной установкой); таким был, например, Ф. Кафка — беззащитный, боящийся женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений, но по-своему чрезвычайно цельный.

Классические аутисты настолько равнодушны к внешним условиям среды, что они легче выживают в экстремальных условиях. Так, например, композитор С. С.

Прокофьев, будучи совершенно внутренне чуждым советскому строю, тем не менее, с легкостью писал оперы на советские темы — «Октябрь», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,- он относился к этому как к чему-то вынужденному, как к плохой погоде.

А тревожный Шостакович, который гораздо меньше писал в угоду строю, тем не менее, все время мучился за свои грехи, в частности за то, что вынужден был быть членом партии.

Бывают шизоиды-подвижники, такие, например, как Альберт Швейцер, который, следуя внутренней логике своей гармонии, оставил ученые и музыкальные занятия и уехал лечить прокаженных в Африку.

Людвиг Витгенштейн, написав «Логико-философский трактат» отказался от миллионного наследства своего отца и стал учителем начальных классов в деревне, так как этого требовал его внутренний аутистический нравственный императив — философ должен быть беден, философ должен помогать тем, кому больше всего нужна помощь, то есть детям.

Приведенные выше примеры последователей модернизма ярко показывают наличие кризиса в культурологии. Несмотря на то, что, конечно, в культуре XXI века никуда не исчезли и традиционные направления в философии, искусстве, отход от реализма в мир фантазий — такова основная идея среди большинства творческих людей современного времени.

2. Особенности культурного процесса

При ускоренном распаде единой культуры на отдельные национальные культуры, данные национальные культуры не только отвергают ценности общей культуры, но и культурные традиции друг друга.

Такое резкое противопоставление различных национальных культур приводит к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызывает в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура нового государства, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны.

Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могут не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменяется взаимоотношения культуры с властью.

Государство перестаёт диктовать культуре свои требования, и культура утрачивает гарантированного заказчика.

https://www.youtube.com/watch?v=LsVxvCnbIMk

Определение путей дальнейшего культурного развития становится делом самого общества и предметом острых разногласий.

Диапазон поисков чрезвычайно широк — от следования западным образцам до апологии изоляционизма.

Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Ликвидация идеологических барьеров создаёт благоприятные возможности для развития духовной культуры.

Однако экономический кризис, переживаемый странами, сложный переход к рыночным отношениям усиливают опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за «приобщение к общечеловеческим ценностям».

Духовная сфера также способна переживать острый кризис. В сложный переходный период всегда возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества.

Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Возможность так называемого «свободного» развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, — росту преступности.

Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В социокультурной ситуации человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного, может нормально развиваться.

Большинство людей по мере укрепления рыночных отношений все больше отчуждаются от ценностей культуры.

Все это, ставшее реальностью за последнее десятилетие, подводи общество к пределу накопления взрывоопасной социальной энергии.

В силу этих же причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации. Им даже присвоено имя «четвертой силы», имея в виду три другие — законодательную, исполнительную и судебную.

В современной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п. Таким образом, и складывается общая картина культурной жизни людей.

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления мирового сообщества. Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе, ибо государство перестаёт диктовать культуре свои требования, исчезают централизованная система управления и единая культурная политика.

Следовательно, государство не должно вмешиваться в дела культуры, так как это чревато установлением его нового диктата над культурой, а культура сама найдет средства для своего выживания.

Более обоснованной представляется другая точка зрения, суть которой состоит в том, что, обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей.

Государство должно осознавать, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Кризис духовности вызывает сильный психический дискомфорт у многих людей, так как серьезно поврежден механизм идентификации со сверхличными ценностями. Без этого механизма не существует ни одна культура.

Несмотря на все противоречивые характеристики современной культуры, мировое сообщество не может допускать отрыва от своего культурного достояния.

Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям, ибо импульс к созидательным переменам исходит от ценностей, являющихся культурными категориями.

Только интегрированная и крепкая национальная культура может сравнительно легко приспособить к своим ценностям новые цели, освоить новые образцы поведения.

В связи с этим в мире представляются возможными три модели развития многонациональной культуры: победа культурного и политического консерватизма, попытка стабилизировать ситуацию.

В этом случае: происходит возврат к огосударствлению культуры, осуществляется автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, ограничивается иностранное влияние на культуру, отечественная художественная классика остается предметом культа, а эстетические новации вызывают подозрение.

По своей природе эта модель недолговечна и неминуемо ведет к новому кризису, но в условиях разных стран она может просуществовать достаточно долго. При утверждении данной модели: происходит «макдонализация» национальной культуры, стабилизируется культурная жизнь общества на основе коммерческой саморегуляции.

Ключевой проблемой становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция стран в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправных участников мировых художественных процессов. Для реализации этой модели необходимо в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии, всемерно поощрять включение творческих работников во всемирные сети художественного производства и коммуникации. Именно эта модель заслуживает решительной поддержки, ибо ориентирована на культуру, которая должна активно влиять и на политику, и на экономику, и на духовную жизнь.

Словом современный период развития национальной культуры можно обозначить как переходный. В странах происходят настоящие культурные революциии.

В современной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.

Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры страны стандартам иной цивилизации.

Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости.

Борьба между этими по своей сути антагонистическими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития мировой культуры третьего тысячелетия.

fЗаключение

Мировая культура XXI века представляет собой сложный процесс, разделенный на несколько этапов событиями глобального значения. Сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику.

На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Перед современной мировой культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих разным национальным культурам на всем протяжении исторического развития.

Любая национальная культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира.

Но для этого надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия «середины».

Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки.

У каждой страны в мире есть своя особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе.

Развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала.

Каждая страна в мире — страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.

fСписок литературы

Белова Т. Культура и власть. — М, 1991.

Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991.

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. — М., 1994.

Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. — М., 1992.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.

Культура: теории и проблемы. — М., 1995.

Культурология. Под ред. Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону, 2000.

Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. — М., 1992.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис,1998. №5.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. — М., 1999.

Антология мировой философии. В 3-х тт.Т.2. — М.: Мысль, 1969.

Культурология: Учеб. пособие для студ. И учащихся колледжей и лицеев / Авт. Коллектив Южакова Л. В. и др. — Рязань: Русское слово,1999.

Современный Энциклопедический словарь. М.:Большая Российская Энциклопедия», 1997 г.

[1] Межуев В.М. Культура как проблема философии// Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 328.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/cookery/00032461_0.html

10. Культура XX века: противоречия и проблемы

Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Началовека — кризис европейской культуры.Литература, музыка, изобразительноеискусство, театр, образование началаXX века.

Обострениесоциальных противоречий и активизацияполитической борьбы в России и в Европе.Особенности развития культуры в США иКанаде.

Культураи глобальные проблемы современности.Основные черты и особенности культурыXXвека:

• влияниетехнического и экономического прогрессана характер развития культуры;

• рольсредств массовой информации и социальнойкоммуникации в развитии культуры;

• становлениедуховных традиций и ее материально-техническихзавоеваний, духовной активности ипрагматических взглядов;

• возрастаниероли древневосточных традиций в развитиимировой культуры;

• взаимодействиекультур.

Местои роль религии в современной культуре.

Основныетенденции развития российской культурыпосле революции 1917 г. Особенностикультуры советского периода. Последствияполитики тоталитарного государства вобласти науки, литературы и искусства.Судьбы деятелей отечественной культуры.Культура Русского Зарубежья и еепредставители.

Итогиразвития русской культуры второйполовиныXXвека.Проблемыразвития культуры России в современныхусловиях. Возникновение индустриимассового сознания. Новые организационныеформы культуры: массовые коммуникации,дифференциация публики, возникновениесубкультуры: массовой, официальной,молодежной, элитарной.

Возникновение»постмодернизма» , «неоавангардизма»,»сюрреализма». Реалистическоеискусство XX века. Противоречивое единствосовременной культуры.

    1. Перечень тем практических занятий

Таблица№3

№п/пРазделы дисциплиныТемы практических занятий
1.2.3.4.5.6.7.8.Культура ранних цивилизаций.Культура античного мира.Западноевропейское средневековье.Культура средневековой Руси.Эпоха Возрождения.Культура Нового времени.Культура России XVII – XIX веков.Культура XX века: противоречия и проблемы.Первые цивилизации Древнего Востока.Древняя Греция: образ жизни, философия, искусство, политика.Особенности развития культуры в Центральной и Северной Европе.Византия и Древняя Русь. Иконопись.Эпоха Возрождения – эпоха гуманизма.Новые явления в культуре кон. XIX в.Санкт-Петербург – новый культурный и политический центр России.Культура и глобальные проблемы современности.
    1. Тематика курсового проекта (работы) не предусмотрен

    1. Примерный перечень тем самостоятельной работы

1.Культура и религия

2.Современная цивилизация, ее особенностии противоречия.

3.»Диалог культур»: многообразие ивзаимодействие

4.Концепции культуры и цивилизации.

5.Происхождение искусства.

6.Первобытные религиозные верования.

7.Культура Древнего Египта.

8.Культура ранних цивилизаций.

9.Афинская культура классической эпохи.

10.Театр и литература Греции.

11.Культура эллинизма.

12.Мифология в культуре Древней Греции.

13.Культура Рима.

14.Литература и театр Древнего Рима.

15.Рыцарская культура в средние века.

16.Школы и университеты в средние века.

17.Литература эпохи Возрождения.

18.Живопись Раннего Возрождения.

19.Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи,Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан,Дюрер.

20.Культура Испании эпохи Возрождения.

21.В. Шекспир.

22.Искусство XVII века.

23.Французское Просвещение.

24.Музыкальная культура Европы XVIII века.Моцарт, Бах.

25.Романтизм в европейском изобразительномискусстве XIX в.

26.Литература XIX века. В.Гюго, О.Бальзак.

27.Импрессионизм во Франции.

28.Европейский театр XIX века.

29.Импрессионизм в живописи и музыке рубежаXIX — XX веков.

30.Архитектура XX века.

31.Живопись XX века.

32.Рождение кинематографа.

33.Крещение Руси и значение для развитиякультуры Руси.

34.Архитектура древней Руси.

35.Житие и деятельное п. Сергия Радонежского.

36.Творчество Феофана Грека, Андрея Рублеваиих время.

37.Иконопись XV — XVI вв. Дионисий.

38.Быт и нравы Московской Руси XV — XVII вв.

39.Церковная реформа XVII века и ее отражениев культурнойжизни.

40.Русское барокко и классицизм в XVIII в.

41.Живопись XVIII в. в России.

42.Русский быт и нравы XVIII в.

43.Романтизм в русском изобразительномискусстве XIX в.

44.Архитектура XIX в.

45.Русская музыка XIX в.

46.Образование в России XIX в.

47.Русский балет XIX в.

48.Русское меценатство.

49.Русская культура «серебряного века».

50.Русская музыка, опера и балет началавека.

51.Новые тенденции в живописи начала XXвека.

52.Культура русского зарубежья.

53.»Социалистический реализм» и егопредставители.

54.Тоталитаризм в советской культуре.

55.Современное общество и проблемы культуры.

    1. Лабораторный практикум не предусмотрен

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Введение в культурологию: учебное пособие по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры» в 3-х частях. – М., 1995.

  2. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. – М., 1996.

  3. Орлов С.В. История культуры: курс лекций. – СПб., 1998.

  4. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: учебное пособие для вузов. – М., 1996.

  5. Радугин А.А. и др. Культурология: курс лекций. – М., 1996.

  6. Чернокозов А.И. История мировой культуры. (Краткий курс). — Ростов-на Дону, 1997.

б)дополнительная литература

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

  2. Артамонов С.Д. Литература средних веков. – М., 1992.

  3. Бахтин Л.М. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. – Иваново, 1985.

  4. Бахтин Л.М. Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

  5. Борев В.Ю., Коваленко А.в. Культура и массовая коммуникация. – М.. 1986.

  6. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х тт. – Ростов-на-Дону, 1994.

  7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  8. Виннер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

  9. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

  10. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х тт. – СПб., 1995 – 1997.

  11. Вуск Я. Мифы и утопии архитектуры XX в. – М., 1990.

  12. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. – М., 1990.

  13. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.

  14. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.. 1996.

  15. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997.

  16. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – М., 1990.

  17. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1984.

  18. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990.

  19. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 1988.

  20. Дмитриева О.Б. История западноевропейского театра. В 3-х тт. – М., 1970 – 1977.

  21. Забелин Н.Е. История русского искусства. – М., 1991.

  22. Зезина и др. История русской культуры. – М., 1990.

  23. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

  24. История древнего мира. В 3-х тт. – М., 1989 – 1991.

  25. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. – СПб., 1997.

  26. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1986.

  27. Курбатов Г.А., Фролов А.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. – Л., 1988.

  28. Ларичев В. Пещерные люди. Рассказ о первобытных художниках, магах, волшебниках, звездочетах и мыслителях. – Новосибирск, 1980.

  29. Лихачев Д.С. Очерки русской культуры XIII – XV вв. – М., 1969 – 1980.

  30. Лихачев Д.С. Очерки русской культуры XVI в. – М., 1977.

  31. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

  32. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974.

  33. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1976.

  34. Массон В.Н. Первые цивилизации. – М., 1989.

  35. Мифы в искусстве старом и новом. – СПб., 1993.

  36. Немилов А.П. Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966.

  37. Полевой В.М. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. – М., 1982.

  38. Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991.

  39. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

  40. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  41. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

  42. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

  43. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

  44. Хейзинга Й. Осень средневековья: соч. в 3-х тт. – М., 1995.

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины не предусмотрены

6.3. Обеспеченность дисциплины учебнойлитературой

Таблица№5

Учебный год
2000/20012001/20022002/20032003/20042004/2005
Общее число студентов, изучающих дисциплину800
Процент обеспеченности дисциплины учебной литературой
70
Данные внес ответственный за дисциплину (Ф.И.О., роспись, дата)
Смирнова Т.М.21.06.01
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины не предусмотрено

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Рекомендуетсяв рамках практических занятий:

  • максимально использовать культурный потенциал региона (организация и проведение экскурсий в музеях и пригородах С.-Петербурга);
  • инициировать творческую работу студентов (организация научно-практических и научно-художественных конференций).

Программа составлена на __16__листах

Источник: https://studfile.net/preview/2807049/page:4/

Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры

Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Цели урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение обучаемыми понятий “массовая культура”, “субкультура”, “контркультура”, “элитарная культура”;
  • отработать навыки ведения работы с текстом таблицы.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, приводить доказательства, вести полемику;
  • учить приводить примеры из собственной жизни

Воспитательные:

  • воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.

План

I. Массовая культура – как одно из проявлений глобализации общества.

  1. Истоки массовой культуры.
  2. Противоречия массовой культуры.
  3. Массовая культура в повседневной жизни.

II. Молодежная субкультура – одно из направлений массовой культуры.

  1. Особенности субкультуры и контркультуры.
  2. Молодежные контркультуры: их сходство и отличия.

III. Элитарная культура.

  1. Характеристика элитарной культуры.
  2. Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
  3. Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?

XX и наступивший XXI век характеризуются развитием и углублением интеграционных процессов. Одним из проявлений интеграции, а также и глобализации, является утверждение массовой культуры в масштабах всего человечества.

Эта тема весьма актуальна в связи с тем, что и мы с вами являемся одновременно, как объектами, так и субъектами М.К.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем кроется феномен массовой культуры, какое влияние оказывает она на развитие общества и общественных отношений.

I. Сущность и противоречия массовой культуры.

Проблемный вопрос:

Почему продукция массовой культуры является столь популярной у так называемого “среднего человека”?

Учитель: Что вы знаете о массовой культуре?

Ученик: Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество.

Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки.

В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.

1. Истоки массовой культуры.

Сообщение ученика: Термин “массовая культура” был впервые применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году.

Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия.

В основе современной трактовки “массовой культуры” лежит, как правило, положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых “технических видов искусства”, в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).

Предпосылками развития массовой культуры являются развитие всеобщего образования, распространение радио, киноискусства, телевидения, рост доходов населения.

Первоначально, всеобщее распространение получила, так называемая, бульварная литература, дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем, быстрыми темпами стал развиваться кинематограф, который был доступен практически всем.

Ведущие позиции в нем заняли и до сих пор занимают США, которые распространяют свою кинопродукцию на весь мир, навязывая тем самым свои стандарты духовной культуры. С развитием техники звукозаписи сложилась гигантская индустрия производства популярной (эстрадной, танцевальной) музыки.

Переход к массовой культуре завершился внедрением в повседневный обиход радио и телевидения.

Дополнение ученика: Массовая культура способствовала созданию целой индустрии досуга: производству аудио и видеопродукции. Большое значение, в связи с этим, приобретает реклама. Кроме информации о продукции массовой культуры, реклама дает возможность популяризировать различные товары, используя образы кумиров кино, телевидения и музыки.

Учитель: Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.

Прослушаем сообщения и заполним таблицу:

“Плюсы” массовой культуры“Минусы” массовой культуры

2. Противоречия массовой культуры.

Сообщение школьника:Массовая культура – явление положительное, потому что для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев.

Потребители массовой культуры – это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана.

Такой “средний человек” хочет быть удачливым, видеть зло наказанным, иногда готов применить насилие, для ликвидации сложностей, но сдерживается из-за страха быть наказанным или благодаря воспитанию. Такой человек снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с героями массовой видеопродукции.

Сообщение следующего ученика: Массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Молодые люди, насмотревшись боевиков, могут совершить преступление по аналогии.

Многие вредные привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира.

Большинство произведений массовой культуры имеют невысокую художественную ценность.

Ученик: Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения.

Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс.

Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни.

Обсуждение таблицы.

Учитель: Массовая культура – это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъекты.

3. Массовая культура в повседневной жизни.

Беседа:

Учитель: С какими произведениями массовой культуры вы знакомы? Покажите проявление в них признаков массовой культуры.

Ученики: Фильм “Глухарь”. Главные герои похожи на настоящих милиционеров. Они обаятельны, привлекательны, хотя и имеют вредные привычки. Почти всегда они находят преступников и справедливость торжествует. Хочется на них походить. Кроме этого, в фильме присутствует определенная доля юмора, что помогает расслабиться и отдохнуть.

Приводятся другие примеры

.

Учитель: Таким образом, вернемся к проблемному вопросу. Почему произведения массовой культуры столь популярны у “среднего человека”?

Ученик: Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.

Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из вышесказанного?

Ученик: Влияние массовой культуры на становление личности и в целом жизнь человека, весьма противоречиво. Массовая культура имеет как свои “+”, так и свои “–”. Несмотря на различие в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.

II. Молодежная субкультура

Учитель: Одним из направлений массовой культуры является молодежная субкультура. Представители молодого поколения, проявляя нигилизм и бросая вызов культуре “общества потребления”, создали и молодежные контркультуры.

Чем вызвано их появление?

– Какие признаки их объединяют?

Ученик: Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия отдельной социальной группы. Культура молодежи по отношению к национальной культуре будет являться субкультурой.

Контркультура – это совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре. Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной разновидностью субкультуры.

Контркультура – понятие, имеющее два значения. Во-первых, им определяются социально-культурные установки, противостоящие основным ценностям господствующей культуры. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежным культурным движением 60-х годов XX века.

Молодые люди протестовали против стержневых принципов западной культуры, “отторгая культуру отцов”.

Для молодежи очень часто характерен дух отрицания, несогласия с правилами, установленными в обществе. Молодежь стремится выделиться, создать что-то свое, непохожее, а зачастую и противоречащее устоявшимся нормам. Это очень наглядно проявляется в развитии культуры.

В наши дни существует большое количество разнообразных молодежных субкультур.

Давайте проанализируем данные таблицы, находящейся перед вами.

НазваниеВремя появленияВнешний видОсновы мировоззренияОтношение к другим контркультурамСимволы
“Тедди-бойз”
(стиляги)
начало
1950-х
пиджак свободного покроя с бархатным воротником, брюки-дудочки, галстук-шнуроккопировали стиль поведения и одежду высшего светаконфликтовали с другими молодежными группамимотороллер, группа “Биттлз” и “Роллинг стоунз”
Битники1960-евыглядели как бродягиромантика в наслаждении природой, свобода от обязательствравнодушноеособое направление авангардистской музыки, бит
Хиппи1960-епренебрежение к нормальной одеждеаполитичность, отказ от семьи и собственности, самопознание и саморазвитиене проявляли агрессииавангардистская музыка, бит, отрицание академической музыки
Рокерысередина
1960-х
кожаная куртка со значками, поношенные джинсы, грубые башмакигрубость обращения, жаргонные словечки, клички, подчеркивание мужествавраждебное к тем субкультурам, где мужчины ведут себя не “мужски”мотоциклы, мастерство вождения, тяжелая музыка в стиле рок
Скинхедыконец
1960-х
бритоголовые, в одежде преобладают черные цветаприверженность идеям расизманетерпимое отношение к представителям иных субкультурхарактерная только для них музыка с патриотическими текстами
Панкиконец
1970-х
странные прически, окраска волос, экзотическая одеждахотят выглядеть мужественно, в ходу жаргон, пренебрежение к нормам моралиотвергают пуританизм рокеров и скинхедовирокез, музыка в стиле “панк-рок”
Яппи1980-еделовой стиль и модная одеждаориентированы на успех, карьеру, обретение знанийравнодушны к другим культурам
Рейверысередина
1990-х
свободная одежда“пробуждение сознания” достигается во время динамичного, самозабвенного танцаравнодушны к другим культурамкультура молодежных дискотек, диск-клубов

Ученик: Представителей молодежных субкультур объединяет их стремление выделиться в обществе чем-то отличающимся от мира взрослых, даже вступив в конфликт с современными устоями. Различия же часто объясняются временем появления субкультуры, социальным происхождением ее представителей, отличиями во взглядах на окружающий мир.

Учитель: Что вы встречали в СМИ о молодежных субкультурах?

Ученик: В областной газете был материал о том, как скинхеды расправились с семьей кавказской национальности.

Учитель: Ваше отношение к молодежным субкультурам?

Ученик: Мне нравятся яппи. Их образ мне импонирует.

Ученик: Мне нравятся рокеры, потому что это настоящие мужчины.

Задание

: Посмотрев презентацию “Молодежные субкультуры”, определите, какие молодежные субкультуры здесь представлены.

Приложение 1

Учитель:Таким образом, мы видим, что развитие молодежной субкультуры не является каким-то далеким абстрактным явлением, это то, что непосредственным образом затрагивает современную молодежь, а также и взрослое поколение.

III. Элитарная культура.

1. Учитель: В эпоху массовой культуры сохраняет свое важное значение и элитарная культура.

Ученик: Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита.

Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками.

Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.

В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

Посмотрим развитие авангардного искусства на примере изобразительного искусства.

Презентация № 2 “Новые направления в развитии изобразительного искусства”.

Приложение 2

Беседа:

– Как вы лично относитесь к произведениям абстракционистов?

– Какие произведения абстракционистов вам понравились и почему? Не понравились и почему?

– Стоит ли изучать произведения абстракционистов в рамках школьной программы?

Обсуждение:

– Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?

– Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?

Учитель:Таким образом, мы рассмотрели развитие в современном обществе массовой и элитарной культуры. Кроме этого по-прежнему важные позиции сохраняет и народная культура – культура, созданная непрофессиональными авторами, включающая в себя сказки, былины, песни, мифы, предания.

Массовая культура – закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения.

Нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее “скудном пайке” — значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии.

Нельзя пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину.

Литература:

  1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век, М., Мнемозина.2000.
  2. Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс, М., Эксмо, 2008.
  3. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век, М., Русское слово, 2006.
  4. Классные часы, 10–11 классы, Волгоград, Учитель, 2008.
  5. Обществознание, 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова, Волгоград, Учитель, 2008.

24.06.2009

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549854/

Refy-free
Добавить комментарий