Кто же эта недотыкомка? Слово-символ Ф.Сологуба

Кто же эта недотыкомка? Слово-символ Ф.Сологуба

Кто же эта недотыкомка? Слово-символ Ф.Сологуба

Елена Макаренко, г. Краснодар

Роман Ф.Сологуба «Мелкий бес» полностью вышел в 1907 году и, по словам А.Блока, был прочитан «всей образованной Россией». И критики, и читающая публика ставили Ф.Сологуба в один ряд с крупнейшими писателями, а «Мелкий бес» называли классическим произведением.

Имя главного героя Ардальона Борисовича Передонова вскоре стало нарицательным, а слово недотыкомка запомнилось читателям, привлекло внимание критики. «Много и умно говорит о ней (недотыкомке. – Е.М.) критика; Горнфельд пишет о том, что это слово областное, что в толковом словаре оно означает что-то вроде недотроги.

Но у Сологуба, как признаёт Горнфельд, оно обозначает совсем другое», – писал в 1907 году А.Блок 1. Поэт-символист и критик, преклоняющийся перед талантом и творчеством Ф.Сологуба, А.Блок по совершенно понятным причинам интересуется не лексикографическим смыслом слова, а тем символическим смыслом, которым оно наполнено.

Поэтому Блок один из первых задаётся вопросом: «Кто же эта Недотыкомка?» Попытаемся и мы ответить на этот вопрос, но прежде всё-таки дадим языковую характеристику слова «недотыкомка».

В современных толковых словарях этого слова нет; нет его и в «Толковом словаре» В.Даля. Приводится оно только в Словаре русских народных говоров: «Недотыкомка – то же, что недоруха – обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе, недотрога».

Встречается это слово во многих областях России, в том числе и в Новгородской. Возможно, учительствуя в Крестцах Новгородской области, Ф.К.

Сологуб услышал там слово недотыкомка, но, как это бывает в художественном тексте, расширил его семантическую структуру и, наполнив его новым содержанием, сделал это слово символом в романе «Мелкий бес». И конечно, понадобились творческое мастерство Ф.

Сологуба и его опыт поэта-символиста, чтобы в повествование бытового реалистического романа ввести фантастический образ недотыкомки, используя его не в функции объясняющей галлюцинации (такие примеры были в литературе и до Сологуба), а в функции символического образа.

Работа над романом «Мелкий бес» длилась десять лет – с 1892 по 1902 год, а в 1899 году Ф.Сологуб опубликовал стихотворение, в котором и появилось серое назойливое существо, названное недотыкомкой:

Недотыкомка серая

Всё вокруг меня вьётся да вертится, –

То не Лихо ль со мною очертится

Во единый погибельный круг?

Недотыкомка серая

Истомила коварной улыбкою,

Истомила присядкою зыбкою, –

Помоги мне, таинственный друг!

Недотыкомку серую

Отгони ты волшебными чарами,

Или наотмашь, что ли, ударами,

Или словом заветным каким.

Недотыкомку серую

Хоть со мной умертви ты, ехидную,

Чтоб она хоть в тоску панихидную

Не ругалась над прахом моим.

В стихотворении Сологуб употребляет слово «недотыкомка» с единственным определением – серая; в романе к этому постоянному эпитету добавляются многочисленные прилагательные, в том числе и цветовые.

Сначала среди цветовых прилагательных преобладают слова, близкие по семантике к серому оттенку, – дымная, синеватая, грязная, пыльная; потом недотыкомка резко меняет окраску: она «вспыхивает тускло-золотистыми искрами», является Передонову «то кровавою, то пламенною»; на маскараде оборачивается веющим в толпе веником («позеленела, шельма»), а потом «навязчиво подсказывает Передонову, что надо зажечь спичку и пустить её, недотыкомку огненную… на эти тусклые, грязные стены». И, повинуясь ей, Передонов «зажёг спичку, поднёс её к оконному занавесу снизу… Огненная недотыкомка юркою змейкой поползла по занавесу».

Цветовой облик недотыкомки дополняется другими характеристиками: она безликая и многоликая, юркая, грязная, вонючая, противная, страшная, злая, бесстыжая, волшебная, ехидная…

Нетрудно заметить, что употреблённые для характеристики недотыкомки прилагательные довольно разнообразны по семантике, но почти все из них наделены негативно-оценочной окраской (вонючая, бесстыжая, ехидная и так далее), а употреблённое в таком ряду прилагательное волшебная (в значении «фантастическая») лишь усиливает гротесковый образ недотыкомки.

И по мере того как обрастает всё новыми и новыми эпитетами внешний облик недотыкомки, усложняется внутренняя семантическая структура слова – оно становится многозначным, «многослойным» символом, равного и подобного которому нет в русской литературе.

Ф.Сологуб, один из основоположников русского символизма, определил символ предельно кратко: «Символ – окно в бесконечность». Его единомышленник по литературному течению Вяч.

Иванов расширил это определение: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своём (иератическом и логическом) языке намёка и внушения нечто неизгладимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда тёмен в последней глубине» 2.

Следует дополнить эту характеристику символа несколькими фразами из Литературного энциклопедического словаря: «Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего…

Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция: он не дан, а задан.

Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий» 3.

Отмеченные свойства символа позволяют читателям по-разному воспринимать и осмысливать его внутреннее содержание, которое скрывается за внешним «предметным» образом, и только в связи с событиями произведения, в связи с его героями можно в какой-то степени (именно – в какой-то степени, потому что символ «всегда тёмен в последней глубине») выявить смысл символа.

В романе «Мелкий бес» недотыкомка появляется почти в середине повествования, во время молебна на новой квартире Передонова, когда он уже «возбуждён ожиданиями и страхами».

Однако появление недотыкомки не испугало Передонова, а только смутило его: «Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределённых очертаний – маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась и дрожала и вертелась вокруг Передонова.

Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкаф, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась – серая, безликая, юркая».

Это фантастическое существо (нечисть, тварь), названное недотыкомкой, не соответствует тем значениям слова, которые приводятся в словаре; разве что значение «недотрога» (недотыка, недотка – «кого или чего нельзя дотронуться») можно включить в систему значений сологубовского слова недотыкомка: «Когда же протягивал к ней руку, убегала за дверь или под шкаф». Но примечательно другое: одно из значений слова недотыкомка (то же, что недоруха – обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе) можно отнести к самому Передонову. Действительно, Ардальон Борисович человек щепетильный, то есть придирчиво-педантичный, мелочный; ему постоянно кажется, что над ним смеются, обманывают, строят козни, и потому не удивительно, что именно ему «на страхи и погибель» является ужасная недотыкомка.

Блок считает Передонова верным рыцарем недотыкомки, но вряд ли это так, потому что при первом же появлении он чурается её и всякий раз надеется, что, исчезая, недотыкомка уходит навсегда. Да и поджог он совершает по её настойчивому внушению в надежде, что «тогда, насытясь истреблением, пожрав это здание… она оставит Передонова в покое».

Передонову мерещится не только недотыкомка: он видит и глаз-птицу, и карты ему ухмыляются, как Варвара, и кот вырастает до страшных размеров, стучит сапогами и прикидывается рыжим рослым усачом. Но среди всей этой чертовщины недотыкомка занимает особое место.

Это не просто маленькая тварь неопределённых очертаний: «если угодно – это ужас житейской пошлости и обыденщины, а если угодно – угрожающий знак страха, уныния, отчаяния, бессилия» – так одним из первых определил внутреннее содержание символа А.Блок 4.

Впоследствии исследователи, как правило, расширяли эту характеристику различными определителями: недотыкомка – это символ косности, жестокости, жадности, агрессии, символ неуловимо гадкого и скользкого начала.

Есть и более короткие, но не менее ёмкие определения: недотыкомка – это суть, символ передоновщины, символ абсурда.

Все эти определения, дополняя или включая друг друга, создают довольно полное представление о содержании анализируемого символа. Однако ещё больше расширяет его семантическую структуру сравнение с другими образами «нечистой силы» в русской литературе. В отличие от чёрта в «Братьях Карамазовых» и чёрного монаха у Чехова, «недотыкомка гораздо более объективный образ.

Передонов скорее лишь медиум, способный в силу своего болезненного состояния увидеть её, но это не означает, что болезненное состояние Передонова породило недотыкомку. Недотыкомка не столько свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хаотической природе вещного мира. Она – символ этого хаоса и как таковой принадлежит миру, а не Передонову», – пишет наш современник В.

Ерофеев 5.

Такая многозначность символического образа недотыкомки – символ передоновщины, символ гадкого и скользкого начала, символ абсурда, символ хаотической природы мира – соответствует природе «истинного» символа, но какой смысл вкладывал сам автор в этот символ – на этот вопрос ещё предстоит ответить.

Список литературы

1. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.–Л., 1962. Т. 5. С. 128.

2. Иванов Вяч. По звёздам. СПб., 1909. С. 39.

3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 378–379.

4. Блок А. Указ. соч. С. 162.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_05/2324.htm

Неологизмы: НЕДОТЫКОМКА

Кто же эта недотыкомка? Слово-символ Ф.Сологуба
?

Category: В современных толковых словарях этого слова нет; нет его и в «Толковом словаре» В.Даля. Приводится оно только в Словаре русских народных говоров: «Недотыкомка – то же, что недоруха – обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе, недотрога».

Встречается это слово во многих областях России, в том числе и в Новгородской. Возможно, учительствуя в Крестцах Новгородской области, Ф.К.Сологуб услышал там слово недотыкомка, но, как это бывает в художественном тексте, расширил его семантическую структуру и, наполнив его новым содержанием, сделал это слово символом в романе «Мелкий бес».

И конечно, понадобились творческое мастерство Ф.Сологуба и его опыт поэта-символиста, чтобы в повествование бытового реалистического романа ввести фантастический образ недотыкомки, используя его не в функции объясняющей галлюцинации (такие примеры были в литературе и до Сологуба), а в функции символического образа.

Недотыкомка – странное, непонятное и неопределенное существо, не имеющее определенной конфигурации и консистенции, оставляющее сомнение в самом своем существовании.Недотыкомка в романе – основной символ стихийного начала. Этот образ нельзя обозначить как негативный, особенно если вспомнить, что представляет собой сам Передонов.

Скорее, Недотыкомка – это воплощение мрака жизни, напоминание Передонову о нем самом, о грязи в его душе.

Такая многозначность символического образа недотыкомки – символ передоновщины, символ гадкого и скользкого начала, символ абсурда, символ хаотической природы мира – соответствует природе «истинного» символа, но какой смысл вкладывал сам автор в этот символ – на этот вопрос ещё предстоит ответить.

Недотыкомка серая

Всё вокруг меня вьётся да вертится, –
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?

Фёдор СОЛОГУБ. Недотыкомка серая. 1 октября 1899 года

Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределённых очертаний, – маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась, и дрожала, и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, – серая, безликая, юркая.

Федор СОЛОГУБ. Мелкий бес. 1905

Слова, за которыми не скрываются вещи, навеки пребудут импотентными – и сыпь без конца «столбняками», «исступлениями», «судорогами», «ударами палкой по голове», они вызовут только скуку, – не слова, а недотыкомки какие-то!

Корней ЧУКОВСКИЙ. О пагубе равнодушия. 1907

Нет, милые мои современники, это я о вас писал мой роман о мелком бесе и жуткой его недотыкомке.

Максим ГОРЬКИЙ. Жизнь Клима Самгина. 1928

В ней участвовали недотыкомки, андрогины, зверобоги, коловертыши, прославлявшие Ницше, Иуду и Чезаре Борджиа, бледные упыри в пажеских мундирах, сектантские изуверы с пламенеющими губами, какие-то двенадцать королевен, танцевавшие без рубашек до радужной ряби в глазах, отставные ганноверские принцы, апокалипсический монах, гулявший по Невскому в веригах и с пудовой просфорой на груди, загадочные баронессы в масках и вовсе без ничего, мэки, призывавшие интеллигенцию к братанью с буржуазией, анархисты с дозволения полиции и еще многое, вовсе утратившее признаки чести, национальности, даже пола.

Леонид ЛЕОНОВ. Русский лес. 1950-1953

На черта ты мне сдался с тобой спорить, подумал Андрей злобно. И чего я, в самом деле, с ним спорю? Соглашаться с ним надо, а не спорить. Поддакнул бы ему пару раз, он бы и отвязался… Нет, не отвязался бы он все равно, о голых бабах бы принялся рассуждать – как ему полезно на них любоваться. Недотыкомка.

Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ. Град обреченный. 1975

А чего шутить? Бродишь ночами, как недотыкомка. Не знаешь, куда приткнуться.

Владимир ЛИЧУТИН. Любостай. 1987

Но тогда, господа недотыкомки, чего ждать от этой власти, если она даже не знает, что такое демократия.

Владимир КРУПИН. Как только, так сразу. 1992

Понимаешь, хочу мужчину навсегда… А мне все попадаются какие-то недотыкомки…

Галина ЩЕРБАКОВА. Армия любовников. 1997

Вот и торопится моя дочь от такой судьбы, что как крест, чтоб не повторить ни свою, ни других матерей, взявших на поводок недотыкомок.

Галина ЩЕРБАКОВА. Моление о Еве. 2000

Но нашему юродивому впору пришлось бы местечко в баньке с пауками на лавке между капитаном Лебядкиным и допившимся до недотыкомки подпольным героем.

Юрий БУЙДА. Щина. 2000

– Да, многовато что-то в этот раз недотыкомок, – вздохнул Дед Мороз, беря их в руки одну за другой. – Мастерам игрушек показывал?

Константин АНТОНОВ. Недотыкомка. 2002

А потом не сговариваясь отправились искать дом, где жил Иванов-Не-Тот, – ибо нечего больше было ждать от Москвы, явившей им сияющую в лучах роскошного утра главную площадь Святой Руси с тощей блядью, шагающей по легендарной брусчатке, по которой из полуприкрытой двери Мавзолея во все стороны торопливо расползались тараканы, клопы, сороконожки, мокрицы, пауки и прочие мелкобесящиеся недотыкомки…

Юрий БУЙДА. Город палачей. 2003

Алла ФИЛИППОВА. Недотыкомка. 2003

Впрочем, выход один a priori:

вздрогнем, выпьем, и снова нальём,
и подумаем, стоит ли спорить
с недотыкомкою, ником, нулём?

Юрий АРУСТАМОВ. Недотыкомка. 2010

Буду благодарен за любые дополнения, уточнения, варианты, примеры использования этих терминов, особенно в более ранних произведениях.

Неологизмы

Источник: https://bvi.livejournal.com/519332.html

Refy-free
Добавить комментарий