Космоцентризм как основа философии древней греции

Древнегреческая философия. Космоцентризм

Космоцентризм как основа философии древней греции

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII–VI вв. до н. э.

Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э. При анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля; второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.

В свою очередь первый период целесообразно разделить на три этапа. Это необходимо для того, чтобы более четко обозначить развитие древнегреческой философии как по характеру исследуемых проблем, так и их решению.

Первый этап первого периода – это в основном деятельность философов Милетской школы Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (название получила по наименованию ионийского города Милет); второй этап – это деятельность софистов, Сократа и сократиков и, наконец, третий включает в себя философские идеи Платона и Аристотеля.

Следует отметить, что о деятельности первых древнегреческих философов практически, за небольшим исключением, достоверных сведений не сохранилось. Так, например, о философских воззрениях философов Милетской школы, а в значительной степени и о философах второго этапа, известно, главным образом, из произведений последующих греческих и римских мыслителей и в первую очередь благодаря работам Платона и Аристотеля.

Космоцентризм — философское направление античности.

Космоцентризм — система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

На протяжении VI-I веков до нашей эры в Древней Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологичне мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается — никто не знает.

Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу.

Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие – одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота – это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов – как истинный и потому познаваемый только разумом – и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как.

и раньше, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (428/427—348/347 до н. э.). Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но, в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное.

Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование – идею, выступая тем самым и как родоначальник идеализма в философии.

Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует (таковыми являются тело и пространство, в котором находятся все тела).

Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру (существование у Платона – характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие).

Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто «бытие», противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир «становления»): здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не «есть».

«…Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия…» note 2. Критикуя тех, кто «признает тела и бытие за одно и то же», Платон утверждает, что истинное бытие – «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Идеи Платон называет сущностями; греческое слово «сущность» (ousia) образовано от глагола «быть» (einai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка «существовать», «сущее», «сущность»). Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.

Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создал первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок.

Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии – здесь вполне очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. «Высказывание» по-гречески – «категория».

Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием).

Все остальные категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи.

Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» – и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений.

Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через «единое», то материю он мыслит как «начало иного» – изменчивого, текучего, непостоянного.

Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира «становления» не могут сделаться предметом научного знания как раз в силу их материальности.

В этом смысле в ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием. В более позднем диалоге «Тимей» Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому как самые разные формы могут быть отлиты из золота.

Поэтому Платон именует здесь материю «восприемницей и кормилицей всего сущего». Платон полагает, что материя может принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность.

Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, в котором заключена возможность любых геометрических фигур.

Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее.

Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой – шарообразность; по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой – душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей.

Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя – начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи.

Вводя понятия материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие (те, что состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие – чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму – вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого.

Природа у Аристотеля – это живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, гак и его физики.

Источник: https://poisk-ru.ru/s6982t1.html

Космоцентризм древнегреческой философии.. реферат

Космоцентризм как основа философии древней греции

Космоцентризм – это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок. Одна из главных философских школ в Древней Греции – «Милетская школа» (г. Милет).

Представители этой школы: Фалес(считал, что первоосновой мира считается вода (она могла сжижаться и разжижаться). Анаксимандр был не согласен с Фалесом и считал, что в основе всего лежит материальное начало – апейрон. А его ученик Анаксимен – был с ним не согласен и считал, что в основе всего лежит воздух (с ним происходит тоже, что и Фалеса с водой). Все трое искали начало в природе т.

о. они тяготели к материальному объяснению природы. Они были стихийными материалистами и диалектиками. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии явлений мира, а также метод познания, который учит видеть мир во взаимосвязи противоположностей, составляющих единое целое), Гераклит(VI – V в.в. до н.э. «Мир не создан ни кем из Богов и ни кем из людей.

Мир есть мерами возгорающий и мерами потухающий огонь». Он тоже искал начало в стихиях. «Все течет, все изменяется». «В одну и туже реку нельзя вступить дважды». Развитие – это изменение, приводящее к появлению новых качеств. Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным.) Демокрит жил в 460 – 370 г.  (V – IV в.в. до н.э.).

Был основателем атомистического материализма. Считал, что в основе мира лежат атом и пустота. Атом ( в переводе неделимая частица) Демокрита был больше похож на молекулу, при этом он считал, что атомы бывают разной формы, от этого зависит как выглядит то вещество, которое они составляют. Все атомы находятся в постоянном движении. Все выводы Демокрит делал умозрительно (теоретически).

И рядом с гениальными догадками соседствовали наивные представления.

Космоцентризм ранней древнегреческой философии на протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Философии. За этот период возникло новое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. «Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.

Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот – все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.»

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

Одни греческие философы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы: кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) – земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Не  порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э.

четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии « Учение Платона о бытии, душе, и познании. (427-347, «Государство, законы»). Платон – основатель объективного идеализма.

Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.

Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.

теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие – тождественное и неизменное.

Источник: http://kursak.net/kosmocentrizm-drevnegrecheskoj-filosofii-referat/

Космоцентризм древнегреческой философии

Космоцентризм как основа философии древней греции

Космоцентризм – это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок.

Одна из главных философских школ в Древней Греции — «Милетская школа» (г. Милет).

Представители этой школы:

Фалес считал, что первоосновой мира считается вода (она могла сжижаться и разжижаться).

Анаксимандр был не согласен с Фалесом и считал, что в основе всего лежит материальное начало – апейрон. А его ученик Анаксимен – был с ним не согласен и считал, что в основе всего лежит воздух (с ним происходит тоже, что и Фалеса с водой).

Все трое искали начало в природе т.о. они тяготели к материальному объяснению природы. Они были стихийными материалистами и диалектиками.

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии явлений мира, а также метод познания, который учит видеть мир во взаимосвязи противоположностей, составляющих единое целое.

Наиболее глубоко разработал диалектику древнегреческой философии Гераклит (VI – V в.в. до н.э.). «Мир не создан ни кем из Богов и ни кем из людей. Мир есть мерами возгорающий и мерами потухающий огонь». Он тоже искал начало в стихиях. «Все течет, все изменяется». «В одну и туже реку нельзя вступить дважды».

Развитие – это изменение, приводящее к появлению новых качеств. Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным.

Демокрит жил в 460 – 370 г. (V – IV в.в. до н.э.). Был основателем атомистического материализма. Считал, что в основе мира лежат атом и пустота.

Атом ( в переводе неделимая частица) Демокрита был больше похож на молекулу, при этом он считал, что атомы бывают разной формы, от этого зависит как выглядит то вещество, которое они составляют.

Все атомы находятся в постоянном движении.

Все выводы Демокрит делал умозрительно (теоретически). И рядом с гениальными догадками соседствовали наивные представления.

Взгляды Демокрита

Атомы вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, такие как звук, цвет, вкус и т.д. атомам не присущи, а существуют лишь условно, «не по природе самих вещей».

Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели.

Множество атомов, перемещаясь в разных направлениях иногда сталкиваются друг с другом, образуя «вихри атомов». Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости.

Демокрит отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. В теории познания он исходил из предположения, что от тел истекают, отделяются тонкие оболочки («идолы» — образы) вещей, воздействующие на органы чувств.

Чувственное восприятие – основной источник познания, но оно дает лишь «темное» знание о предмете; над этим знанием возвышается другое – «светлое», более тонкое – знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты.

Этим Демокрит ставил проблему соотношения чувств и разума в познании.

Продолжателями атомистического материализма были Эпикур и Лукреций Кар.

Демокрит много рассуждал о сущности и предназначении человека. Демокрит считал, что человек не является пассивным продуктом природы. Активно подражая природе, человек создает свою новую природу, которым является человеческое общество. «От животных путем подражания мы научились важным делам».

В древнегреческой философии появляется также линия идеализма (II пол. –VI в.в. до н.з.). Одним из первых идеалистов был Пифагор. Он считал, что в основе мира лежит число. Число является одной из первых абстракций человеческого сознания. Предпочтение Пифагор отдавал единице.

Пифагор видел мир диалектически т.е. через противоположности.

В древней Греции существовала также школа Элеаты.

Главной проблемой было то, как мышление отражает бытие. Парменид первым вычленил понятие бытия. Он говорил, что бытие есть, а небытия нет. Бытие — это философская категория с наивысшей степенью обобщения.

Бытие

Материальная Идеальная действительность

действительность (все, что является плодом

человеческого сознания от

природная рукотворная фантазии до научных теорий)

действительность действительность

Парменид утверждал, что мышлением постигается единство, чувствами постигается множественность.

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, т.к. всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.

Зенон был автором апорий (рассказы о безвыходных ситуациях). Наиболее известные из них «О летящей стреле», «Ахиллес и черепаха».

«О летящей стреле» Зенон пытается показать противоречие, которое возникает при отражении мышлением процесса движения и ставит проблему соотношения прерывности и непрерывности.

В апории «Ахиллес и черепаха» Зенон ставит проблему о соотношении конечности и бесконечности.

В Древней Греции вV – IV в.в. до н.э. существовала школа софистов.

Софисты были первыми, кто стал брать плату за обучение красноречию и умению строить доказательства.

Протагор (один из софистов) говорил, что каждую вещь можно рассматривать двояко и с противоположных точек зрения.

«Человек есть мера всех вещей…».

Многие критиковали софистов за то, что они считали понятия добра, справедливости относительными.

Софисты внесли вклад в развитие диалектики мышления.

Софизмы – неправильные доводы, т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешней, формальной правильностью.

Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах софизмов.

Характерными приемами софистики являются:

— вырывание событий из их связи с другим;

— применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи к событиям другой эпохи и т.д.

Соловьев писал: «Софистика есть безусловная самоуверенность человеческой личности, не признающей объективного содержания, но чувствующего возможность вместить в себя всякое такое содержание…

Таким образом, хотя в софистике имеем положительное радикальное освобождение личности, оно все-таки субъективно. Личность имеет положительное чувство силы, но лишена объективного содержания».

Одним из выдающихся философов Древней Греции был Сократ (470(69) – 399 г до н.э.).

Родился в семье камнетеса (резчика), мать была повивальной бабкой.

В юности Сократ посетил Дельфийский храм. Девиз, начертанный на храме, Сократ сделал своим девизом «Познай самого себя».

Сократу также принадлежат высказывания:

1) «Я знаю, что я ничего не знаю».

2) «Чем больше человек знает, тем больше он не знает».

Сократ очень высоко ценил знания. Он считал, что знания – это добродетель, добродушный человек ближе к счастью. Знание о добродетелях (мужество, мудрость справедливость, умеренность) не должны позволять человеку поступать плохо.

Сократ считается основателем рациональной этики.

Сократ основал свою школу, где главным методом был метод эвристической беседы. Сократ задавал вопросы своим ученикам, которые носили либо наводящие характеристики, либо это были вопросы от противного. В результате рождались споры, а в спорах рождалась истина.

Все приемы Сократа опирались на диалектику.

Платон – ученик Сократа (427(69) – 347 г до н.э.). В юности был человеком, увлеченным поэзией. Платон был первым философом, который стал записывать свои идеи в форме диалога.

Платон считал, что существует мир идей (эйдосов) и мир вещей, который является отражением мира идей. Следовательно, мир идей первичен, мир вещей вторичен. В этом воззрении Платона отражена диалектика общего и единичного.

Платон является основателем линии объективного идеализма в философии. Души приобретают знания в мире идей.

Платона также интересовали проблемы, связанные с развитием общества и государства. По мнению Платона, идеальным государством является монархия или аристократия, а самой худшей формой Платон считал демократию.

Платон был автором одной из первых утопий.

Общество должно быть основано на общественной собственности. Этим обществом должны управлять философы, а обществом должно брать на себя задачу воспитания детей, начиная с раннего возраста.

Утопия Платона носила коммунистический характер.

Платон основал школу под названием «Академия».

Одним из наиболее известных учеников этой школы был Аристотель (384 – 322 г до н.э.).

Был сыном лекаря при македонском дворе. В Афинах он встретился с Платоном и 10 лет проучился в его школе.

После этого он стал самостоятельным философом: «Платон мне друг, но истина мне дороже». Аристотель был учителем Александра Македонского.

Считал, что власть должна служить всему обществу.

Аристотель был человеком энциклопедических знаний. Он положил начало многим наукам: логике, этике (ввел этот термин), физике, зоологии. Внес вклад в развитие астрономии.

Аристотель считал,что существует некое первоначало ,которое определяет развитие мира.При этом он утверждал,что сначала появляется вещь и лишь потом понятие об этой вещи. В этом расходились взгляды Аристотеля и Платона. Аристотель вводит парные понятия.Например,Материя и форма, где материя –пассивное начало,а форма –активное начало.

Аристотель искал ответ на вопрос о происхождении жизни,считал ,что все живое на Земле произошло из воды. По мнению Аристотеля человек отличается от других животных тем,что способен особым образом выражать свои эмоции –умеет смеяться. По определению Аристотеля, « человек – животное общественное» или «человек –существо политическое».

Таким образом,он один из первых обратил внимание на наличие двух начал в человеке – биологического и социального.Современная наука говорит о человеке как о существе биосоциокультурном. Аристотель расмышлял об обществе и государстве.Лучшими формами государства считал,так же как и Платон, монархию, аристократию и политию.Ведущей формой собственности должна быть частная собственность.

Опираться государство должно на семьи среднего достатка.Авторитет Аристотеля был очень высок вплоть до эпохи Возрождения.

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

В 1У -111 веках до н .э. происходит распространение греческой культуры далеко за пределами Греции.В это же время происходит кризис греческих полисов ( городов – государств),кризис общественных ценностей и обращение к ценностям индивидуальным.Это касается и философии,она приобретает индивидуалистический характер.Появляются следующие направления:

_Киники (циники)-отрицали общепринятые установки,в том числе нравственные.

-Скептики (скептицизм) – сомневались в общественных и личных ценностях.Все подвергали сомнению.

Стоики (стоицизм) –это течение появилось в Греции на основе материализма. Они считали. Ччто нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и не передивать из-за различных общественных проблем, особенно в социально – политической сфере.

Стоицизм получил равитие в Древнем Риме, но уже на основе идеализма. Появилосьь понятие «logos», как все проникающеее связующее начало, наподобии судьбы, все предопределяющее.

Одним из девизов римских стоиков было высказывание: «Умей жеть достойно и умереть достойно».

Жить достойно – принимать жизнь такой как она есть и все спокойно воспринимать.

Умереть достойно – в некоторых ситуациях считалось возможным совершить самоубийство.

Но вскор появившееся Христианство, многое почерпнувшее из стоицизма, категорически отвергло возможность самоубийства.

«Если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним».

Наиболее известными стоиками были:

Сенека – римский политик и мыслитель, воспитатель Нерона.

Марк Аврелий (II в. н.э.).

Эпикурейство – связано с именем гречесого мыслителя Эпикура (IV – III). Эпикур был последователем Демокрита и атомистического материализа. Эпикур развил теорию двихения атомов. А также учения о душе.

Он считал, что душа состоит из атомов, поэтоиу жизнь одна и ее нужно прожить счастливо, с удаовльствием и с наслаждением. Эпикур различал удовольствия духовные и телесные. Высшим духовным наслаждением он считал дружбу.

По поводу телесных удовольствий говорил, что все должно быть в меру. Чрезмерное удовольствие превращается в свою противоположность. С учением Эпикура связано понятие «гедонизм» (с греч.

«гедо» — «наслаждение») – это нравственный прнцип, который призывает к наслаждению и избежанию горестей. В средние века эпикурерйство было под запретом т.к. господствовал аскетизм (отказ от удовольствий).

В Древнем Риме атомистический материализм получил отражение в поэме «О природе вещей» Лукреция Кара. В этой поэме отражено диалектико – материалистическое видение мира (т.е.е видение мира во взаимосвязи и развитии явлений).

В Древнем Риме шло развитие греческой философии. Особый вклад Рим внес в развитие права.

Вывод: Античная философия оказала большое влияние на дальнейшее развитие всей Европейской философии.

.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_110812_kosmotsentrizm-drevnegrecheskoy-filosofii.html

Refy-free
Добавить комментарий