«Коррупция преступная деятельность в сфере политики или государственного управления»

Реферат

«Коррупция преступная деятельность в сфере политики или государственного управления»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Межнациональный гуманитарно-технический институт Поволжья»

Реферат

на тему:

«Взяточничество и коррупция в России»

Работу выполнила

,

студентка 5 курса

экономического факультета

Руководитель

,

ст. преподаватель

Введение 3

1. Борьба со взяточничеством и коррупцией.

Сегодняшние успехи и неудачи 4

2. Необходимые меры для снижения коррупции в России 6

Заключение 7

Список использованной литературы 8

ВВЕДЕНИЕ

«Бери, большой тут нет науки;Бери, что можно только взять.На что ж привешены нам руки,Как не на то, чтоб брать».

В. Капнист. «Ябеда» (1796 г.)

В период становления демократического правового государства в России в борьбе с коррупцией и взяточничеством важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления.

В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.

Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо « Должностных преступлений» «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Эту группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от других преступных посягательств специальными признаками:

— они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);

— их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

— нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.

Мы не будем затрагивать всю эту группу, а конкретно остановимся на проблеме взяточничества которая нам представляется наиболее важной и животрепещущей на сегодняшний день.

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции — опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.

В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает.

Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Итак, вышеизложенное подводит нас к цели работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Эта цель диктует и задачи:

— определиться с понятием взяточничества;

— проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;

— выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

При подготовке к написанию представленной работы мы исследовали очень много нормативных документов. Среди них как федеральные законы, так и иные документы (указы, постановления, приказы и др.). Вообще источников на эту тему предостаточно, но большинство из них устарели вследствие частого изменения законодательства. Бывают и противоречия в одном и том же источнике.

Борьба со взяточничеством и коррупцией.

Сегодняшние успехи и неудачи

«Коррупция — преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения.

Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением). 

Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики.

Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции.

Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.

В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться пятью статьями Уголовного кодекса. Вместе с тем ряд очень распространенных в России действий явно коррупционного характера не нашел отражения в новом УК.

Среди них: участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли; использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с содействованием для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли; предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды.

Принятый Государственной Думой в ноябре 1997 г. в третьем чтении Федеральный закон «О борьбе с коррупцией» оказался предельно беззубым.

Помимо множества юридических несообразностей и технических огрехов, он содержит в качестве инноваций некоторые дополнительные ограничения на действия должностных лиц.

Для этого не было необходимости создавать закон, борьба вокруг которого шла три года, а достаточно было принять поправки к законодательству о государственной службе.

Принятие закона «О борьбе с коррупцией» даже после юридической правки может принести скорее вред, чем пользу, по ряду причин, безобиднейшая из которых — разочарование граждан из-за несоответствия между названием закона и ничтожными последствиями его принятия. Представляется, что целесообразность подобного закона сомнительна. Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства, а не определяться одним законом.

В 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Из-за отсутствия механизмов реализации он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства.

Его нормы о необходимости чиновникам предоставлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г.

А норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется до сих пор: по данным МВД, в период с 1994 по середину 1999 г. выявлено более 1200 случаев подобных нарушений.

Понятно, что возможность безбоязненно совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью — это не только гигантская брешь для коррупции, но и стимул для занятия государственных должностей исключительно с целью незаконного обогащения. [9, 4]

Так же плохо выполнялся Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», предусматривающий некоторые ограничительные антикоррупционные меры.

Одна из причин – отсутствие в законе механизмов и процедур реализации заложенных в нем норм.

Этот недостаток российского нормотворчества весьма распространен и постоянно порождает новые условия, благоприятствующие коррупции.

В ст.11 и ст.12 указанного закона определены важные ограничения для чиновников, связанные с государственной службой и обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе. Из 12 пунктов ограничений в 10 предусматриваются меры, предупреждающие коррупцию.

Но этот закон, как и ранее действующее Положение о федеральной государственной службе, утверждённое Президентом, распространяется только на обслуживающий персонал (государств. должности категорий «Б» и «В»).

Вне его юрисдикции остаются государственные должностные лица категории «А», руководители законодательной и исполнительной власти, депутаты, министры, судьи и многие другие высокие чиновники федерального и регионального уровней.

А предусматриваемый контроль за имущественным положением должностных лиц названных категорий касается только их самих и не распространяется на их близких родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую собственность коррупционеры оформляют не на себя.

Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые институциональные решения. Сейчас управления собственной безопасности имеют Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба налоговой полиции.

По данным Прокуратуры РФ, наиболее эффективна служба внутренней безопасности МВД, силами которой раскрывается 60 % должностных преступлений внутри системы. Кроме того, была принята Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью, но ее выполнение находилось на крайне низком уровне.

Состояние борьбы с коррупционными нарушениями можно оценить по динамике судебных приговоров в этой сфере. В табл. 1 приведены данные для СССР, а в табл. 2 — для Российской Федерации.

Таблица 1

Динамика числа осужденных по делам о взяточничестве в СССР (с округлением)

Год195719701980
Число осужденных180030006000

Заметим, что численность населения Российской Федерации меньше населения СССР на 40 %. В то же время число осужденных за взяточничество сократилось в пять раз. [1]

Таблица 2

Динамика числа осужденных по делам о взяточничестве в Российской Федерации

Год199419951996
Число осужденных111410711243

Нет оснований считать, что это произошло из-за резкого роста нравственности во властных структурах. Но дело не только в этом. Из общего числа осужденных за взяточничество в  гг. приговоры, связанные с лишением свободы, получили лишь 1169 человек (34 %).

Если сопоставить эти сведения с данными Прокуратуры РФ, которая за тот же период выявляла в среднем около 5 тысяч «проявлений» взяточничества в год, то выяснится, что обвинительные приговоры выносятся не более чем каждому пятому обвиняемому Прокуратурой, а вероятность попасть за решетку после возбуждения дела Прокуратурой не превосходит 0,08. Одновременно сама Прокуратура постоянно и не без оснований сетует на то, что от МВД она получает дела с таким количеством процессуальных нарушений, что позиции адвокатов в последующих судебных процессах оказываются практически беспроигрышными.

Низкая эффективность правоохранительной системы будет видна еще отчетливее, если рассмотреть КПД ее деятельности в сферах, особо подверженных коррупции во всех странах. Так, по данным Государственной налоговой службы в 1998 г.

уголовные дела за получение взяток были возбуждены против 97 работников этой службы; осуждено всего шесть. При этом число дел, возбуждаемых против работников службы, год от года нарастает.

И это характерно не только для налоговых органов.

В 2006 году в системе правоохранительных органов практически отсутствуют специалисты, на современном уровне понимающие природу взяточничества, а следовательно, и методы борьбы с ним. Подавляющее большинство предлагаемых мер связано с противодействием проявления взяточничества.

Об этом свидетельствует не только проекты очередных программ по борьбе с коррупцией, разрабатываемые ведомствами охраны правопорядка и предусматривающие нерезультативные «меры по усилению борьбы».

Самое опасное — это неправильное объяснение причин, порождающих взяточничество и коррупцию.

Не изменились наивные и абсолютно неработоспособные представления о причинах, порождающих коррупцию. Вот цитата из преамбулы к проекту одной из программ по борьбе с коррупцией, датированному еще в 1996 г.: «Сложившееся положение стало возможным из-за того, что в органах государственной власти ослаблена работа по подбору и расстановке кадров…».

Можно без колебаний утверждать: правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы с взяточничеством. Тому есть как минимум три причины.

Во-первых, одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества; борьба с взяточничеством — не криминальная, а системная проблема, о чем подробно говорилось выше.

Во-вторых, низко качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются взяточничеством, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем. В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и общество.

Ситуация начала несколько изменилась начиная с 1998 г. Осуществляется переход к открытости конкурсов на государственные заказы, укрепляется бюджетная дисциплина.

Приняты законы, которые должны способствовать сужению плацдарма коррупции: «Закон об исполнительном судопроизводстве», «Закон о судебных приставах», «Закон о приватизации», «Закон о банкротстве».

В бюджете предусмотрено небольшое увеличение финансирования судебной системы. Однако эти тенденции пока слабы, и есть опасность того, что первые попытки окажутся последними.

2. Необходимые меры для снижения коррупции в России

Предприятиям следует предпринять все необходимые меры для создания независимых систем аудита с тем, чтобы выявить любые операции, противоречащие данным принципам.

В этом случае предприятие должно предпринять соответствующие шаги для исправления положения: совет директоров предприятия должен периодически проверять соблюдение данных принципов и принимать соответствующие меры против любого директора или работника предприятия, чье поведение несовместимо с этими принципами; денежные пожертвования в пользу политических партий или отдельных политиков могут производиться только в соответствии с действующим законодательством и всеми действующими требованиями в отношении публичного раскрытия информации о таких пожертвованиях.

Конечно, вышеперечисленные правила должны исполнять в своем большинстве руководители предприятий. Однако огромная роль в борьбе с взяточничеством лежит и на законодателях. Как известно в 1997 году Государственная Дума приняла закон “О борьбе с коррупцией”. Нам представляется нецелесообразно регулировать борьбу с коррупцией одним законом о коррупции.

Более эффективно подойти к решению задачи системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов.

Это значит, что реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:

— закон о лоббизме;

— закон об ответственности за легализацию преступных доходов;

— закон о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок;

— закон о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам и т. п.

Заключение

Деловое сообщество выступает против всех форм вымогательства и взяточничества. Главным приоритетом должно стать пресечение вымогательства и взяток, к которым причастны политики и высшие должностные лица. Взяточничество угрожает демократическим институтам и становится причиной глубоких экономических деформаций.

Предполагается, что принципы, касающиеся предупреждения взяточничества применяются как метод саморегулирования предприятий.

Добровольное соблюдение этих принципов предприятиями не только будет способствовать обеспечению высоких стандартов честности в деловых контактах как между предприятием и государственными учреждениями, так и между самими предприятиями, но и будет защищать предприятия, которые являются жертвами попыток вымогательства.

Все предприятия должны соблюдать букву и дух следующих правил:

никто не имеет права прямо или косвенно требовать или брать взятку; ни одно предприятие не имеет права прямо или косвенно предлагать или давать взятку, и любые требования, касающиеся дачи взятки, должны быть отвергнуты; предприятия должны принимать разумные меры, чтобы по возможности удостовериться в том, что платежи какому-либо агенту являются не более чем соответствующим вознаграждением за предоставление этим агентом легальных услуг, а также в том, что какая-либо часть этого платежа не была передана таким агентом кому-либо в качестве взятки или иным образом, противоречащим данным принципам; все финансовые операции должны надлежащим образом, точно и тщательно регистрироваться в соответствующих бухгалтерских книгах, доступных для инспекции как совета директоров, так и аудиторов.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.

3. Уголовный кодекс РСФСР, 1960 г.

4. Указ президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 000 “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы ”

5. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.

6.   Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов. / Отв. ред. . — М.:2006 г. Юристь.

7.   Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник, . –М.: 2005 г, Юристъ.

8.   Уголовное право России. Особенная часть. /Под ред. . – М. 1998 г. НОРМА-ИНФРА.

9.    Взятка и коррупция в России. СПб.: «Альфа» 2007.

Источник: https://pandia.ru/text/78/299/25170.php

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

«Коррупция преступная деятельность в сфере политики или государственного управления»

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Правовое регулирование коррупции в российской федерации
    • 1.1 Понятие коррупции
    • 1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации
    • 1.3 Способы борьбы с коррупцией
  • Глава 2. Исследование способов борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы в Российской Федерации и зарубежных государствах
    • 2.1 Общественное мнение как способ борьбы с коррупцией, как анализ эффективности борьбы
    • 2.2 Анализ практики привлечение государственных и муниципальных служащих к уголовной ответственности как способа противодействия коррупции
    • 2.3 Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах
  • заключение
  • список использованной литературы

fВВЕДЕНИЕ

1. Рассмотреть понятие коррупции.

2. Изучить нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование коррупции в Российской Федерации.

3. Изучить способы борьбы с коррупцией.

4. Проанализировать общественное мнение по вопросу коррупции как способа борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы.

5. На конкретных примерах российской судебной практики изучить случаи привлечения к ответственности государственных служащих как способа борьбы с коррупцией.

6. Провести сравнительный анализ российских способов борьбы с коррупцией и зарубежных, а также рассмотреть результаты применения данных способов.

Объект курсовой работы — явление коррупции в современной России. Предмет — способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы.

Написание курсовой работы осуществляется с использованием учебных пособий российских авторов, законов Российской Федерации, интернет-источников, периодических печатных изданий.

Работа включает введение, 1 и 2 главы, заключение, список использованной литературы.

fГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слово «коррупция» (лат. Corruptio) — «порча, искажение», было заимствовано в 20-е годы XX в. из английского языка. «Коррупция — подкуп, соблазнение, развращение взятками (должностных лиц)» [16, с.1478]

В соответствии с Федеральным законом №273 «О противодействии коррупции», коррупция — «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». [5]

Бизнес словарь определяет коррупцию как «сращивание государственного аппарата, чиновников с преступными элементами в сфере государственного управления и экономики» [42] Результатом коррупции является деградация власти, ухудшение её статуса в глазах народа, а также усиление преступности.

«Коррупция — преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. В Российской Федерации коррупцией является совокупность ряда должностных преступлений: взяточничество, злоупотребление служебным положением и др.» [34]

Центральное звено коррупции — взяточничество, которое является одним из опаснейших видов должностных преступлений против государственной власти. «Взяточничество — обычай брать взятки, караемые законом; систематическое пользование взятками» [16, с.286]

Взятка, в свою очередь, — «плата или подарок должностному лицу за совершение каких-нибудь незаконных действий по должности в интересах дающего» [16, с.286]

В наше время принято считать, что коррупция — преступление, несущее вред обществу и нарушающее права человека и гражданина. Но так считалось не во все времена.

М. Вебер считал, что в том случае, если коррупция усиливает позиции элиты, которая выступает гарантом ускорения общественных изменений, коррупция является приемлемой для общества. Его сторонники считают, что коррупция, выполнив свои экономические (стимулирование инвестирования и предпринимательства за счёт ускорения прохождения бюрократических преград) и политические функции, исчезает.

Сторонники институционального подхода (например, С. Хантингтон) утверждал, что коррупция — единственно возможное средство постепенного создания демократических политических институтов. Тот факт, что индустриализация формирует новые постоянно меняющиеся источники власти и богатства, новые требования к социуму и политике, не позволяют формировать политическую институционализацию.

Есть несколько классификаций коррупции. Рассмотрим некоторые из них.

Американский учёный Сьюзан Роуз-Аккерман подразделяет коррупцию на:

1. Политическую / верхушечную (возникает в процессе принятия нормативных правовых актов. Охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество);

2. административную / низовую (обусловлена применением уже принятых нормативных правовых актов. Распространена на среднем и низшем уровнях).

Р. Теобальд выделил следующие выгоды, которые приносит коррупции:

1. Стимулирование экономического роста:

a. накопление капитала;

b. предприимчивость людей, занимающихся бизнесом;

c. наличие предпринимательского подхода в политическом аппарате.

2. Политическое развитие общества и государства.

А также негативные стороны коррупции:

1. Препятствие экономическому росту:

a. растрата капитала;

b. подавление предприимчивости;

c. растрата национальных ресурсов;

d. подрыв демократии.

2. Фактор нестабильности.

Как мы видим, положительные и отрицательные последствия коррупции, описанные Р. Теобальдом, противоречат друг другу. Это объясняется тем, что коррупция в государствах с разным уровнем развития сказывается по-разному. Выгоды в основном проявляются в слаборазвитых государствах, а негативные последствия — в высокоразвитых.

1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации разработана система законов и подзаконных актов, регулирующих способы профилактики, противодействия коррупции, минимизации её последствий. Рассмотрим следующие нормативные правовые акты, входящие в неё:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ

3. «О противодействии коррупции»;

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/2c0b65635a2bc79b5d53a88521206c37_0.html

«Коррупция преступная деятельность в сфере политики или государственного управления» (стр. 1 из 2)

«Коррупция преступная деятельность в сфере политики или государственного управления»

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Межнациональный гуманитарно-технический институт Поволжья

Юридический факультет

Кафедра гражданских и уголовно-правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

на тему:

«Коррупция — преступная деятельность в сфере политики или государственного управления»

Составила:

студентка 5 курса

Цыганова Т.П.

Научный руководитель

Ларичев Ю.Г.

Чебоксары 2007

Введение 3

Коррупция — преступная деятельность в сфере политики или

государственного управления 4

Заключение 8

Список литературы 8

Введение

В период демократических преобразований в России органы государственной власти и органы местного самоуправления играют важную роль в борьбе с коррупцией.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации определяет задачи, направленные на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. В связи с этим на должностные лица органов власти и управления возлагаются обязанности по эффективному воплощению в жизнь указанных задач. Глава ЗО УК РФ включает статьи, содержащие описание признаков преступлений, совершаемых особой категорией субъектов – должностными лицами. Определяемые составы преступлений отнесены Уголовным кодексом РФ к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Эту группу преступлений можно определить как уменьшенные или неосторожные общественно-опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий.

К этой группе относятся преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.

286); отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287); присвоение полномочий должностного лица (ст.288); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.

289); получение взятки (ст.296); дача взятки (ст.291); служебный подлог (ст.292); халатность (ст.293).

Интересы государственной и муниципальной служб предполагают безупречное и точное исполнение всеми должностными лицами положений Конституции РФ, в надлежащей, соответствующей предписаниям и требованиям других российских законов, деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Нарушение должностными лицами этих интересов приводит к грубому ограничению или ущемлению Конституционного правового статуса граждан, иным отрицательным последствиям.

Коррупция — преступная деятельность в сфере политики или государственного управления

На протяжении человеческой истории коррупция уступает лишь войне. Мздоимец — чиновник (писец), наряду с разбойником (тять), купцом и жрецом — главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (ратниками) в народных сказаниях двухтысячелетней давности. Коррупция фигурирует уже в кодексе царя Хаммурапи…

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие формы преступного поведения.

Но когда говорят, что «политика — грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц.

Самыми опасными «функциональными» или «профессиональными» формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мирровыми проблемами.

Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью. Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всём мире [5, 167].

В России в условиях системного (экономического, политического, правового, организационного и идеологического) переходного периода эта проблема приобрела особую криминологическую остроту, политическую значимость.

О коррупции государственных служащих постоянно говорится не только в средствах массовой информации, наших и зарубежных, но и на самом высоком государственном уровне.

Однако реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны.

Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ с 1993 г. стал отслеживать отдельно коррупцию государственных служащих по их должностному положению. Однако эти данные вопреки требованиям Закона о государственной тайне (1993 г.), имеют гриф «секретно».

В России нет надлежащих норм в законе о государственной службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет закона о легализации неправомерно нажитых средств, нет независимых структур борьбы с коррупцией, а самое главное нет политической воли в различных ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых стандартов. Только в преломлении через эти «нет» и можно уяснить реальный уровень и тенденции коррумпирования российской бюрократии, которая разрастается со скоростью злокачественной опухоли, инфильтруя здоровые островки государственной службы.

Обратимся к Федеральному Закону «Об основах государственной службы РФ» 1995 г., который с большими трудностями разрабатывался и принимался около 5 лет. В его ст.11 и ст.12 определены важные ограничения для чиновников, связанные с государственной службой и обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе.

Из 12 пунктов ограничений в 10 предусматриваются меры, предупреж-дающие коррупцию. Но этот закон , как и ранее действующее Положение о федеральной госслужбе, утверждённое Президентом, распространяется только на обслуживающий персонал (государств. должности категорий «Б» и «В»).

Вне его юрисдикции остаются государственные должностные лица категории «А», руководители законодательной и исполнительной власти, депутаты, министры, судьи и многие другие высокие чиновники федерального и регионального уровней.

А предусматриваемый контроль за имущественным положением должностных лиц названных категорий касается только их самих и не распространяется на их близких родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую собственность коррупционеры оформляют не на себя.

Рыночная экономика, разгосударствление собственности, прямые международные торговые, промышленные и иные связи открыли в России неограниченные возможности для коррупционеров. Как совокупный результат монополии власти государственных должностных лиц, их широких полномочий при отсутствии открытости, подотчётности, подконтрольности, коррупция закономерно ведёт к олигархии и авторитаризму.

В мире общепризнанно, например, что государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода времени должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если они имели отношение к его прежней должности. В России только за последние два года сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей председателя Правительства по экономическим проблемам, большинство из которых буквально на следующий день после увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в крупных коммерческих банках, компаниях и концернах. За какие заслуги их принимали на столь почётные и денежные должности? — Вопрос риторический. Можно ли их привлечь к ответственности за взяточничество? Нет. Но в демократических странах такое поведение рассматривается как коррупционное.

О коррумпированности высоких должностных лиц с упоминанием фамилий говорится официально, открыто и много. Утверждалось, например, что из 55 вопросов, поднятых в бывшем Верховном Совете в 1993 г. о коррупции высоких должностных лиц, 41 факт подтвердился. Однако реальных уголовных дел нет.

Ядом коррупции является взяточничество. Коррупция включает в себя взяточничество, непотизм и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. (Дж. Най). Рассмотрим получение взятки (ст. 290 УК).

Опасность этого преступления состоит в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, органов власти и управления, создаёт у многих людей о том, что все их желания, и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли — продажи.

Необходимым признаком этого преступления является предмет преступления — взятка (любая незаконная выгода имущественного характера). Суть взятки составляют деньги или ценные бумаги, валюта, дорогостоящие вещи, имущество (мебель, импортная аудиовидеотехника), автомашины, антикварные и коллекционные предметы (марки, монеты).

Другая форма взятки состоит из выгод имущественного характера, оказываемых виновному безвозмездно; услуг, подлежащих оплате (производство ремонта). Кроме этого, безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной (получение ценной вещи за бесценок либо по значительно меньшей стоимости, чем действительная) [3, 127-128].

Источник: https://mirznanii.com/a/287130/korruptsiya-prestupnaya-deyatelnost-v-sfere-politiki-ili-gosudarstvennogo-upravleniya

Refy-free
Добавить комментарий