Коррупция и антикоррупционная политика.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

Коррупция и антикоррупционная политика.

В России коррупция всегда присутствовала и всегда создавала немало проблем. Как подчеркнуто в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ: «коррупция – один из главных барьеров на пути нашего развития».

Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования работы правоохранительной и судебной систем, законодательства до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.

Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.

Опыт России последних лет свидетельствует, что прямолинейная либерализация уголовно репрессивного преследования коррупционеров, обращение к совести людей, политизация коррупционных дел, антикоррупционные пиар-кампании, переход к кратным штрафам, покрывающим нанесенный ущерб, себя не оправдали. На поверку оказалось, что лишь 8% взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы, возмещение же по исполнительным листам нанесенного ущерба не превышало одной сотой от суммы судебно вынесенных штрафов.

Коррупция в нашей стране в нарушение всех основополагающих принципов конституционного строя приобрела системный характер, а значит, требует адекватных системных мер противодействия. Проводиться они должны профессионально, продумано и социально выверено.

Борьба с коррупцией не может быть кампанией. Антикоррупционная стратегия успешной может быть лишь при условии, если будет научно обоснованной, перспективно продуманной и всеобъемлющей, если на этом направлении будет сконцентрировано внимание не только властей, но и все интеллектуальные, организационные и нравственные ресурсы общества.

Антикоррупционная политика Российской Федерации является важнейшим направлением государственной политики, цель которой заключается в выражении неприятия коррупции, а именно: в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и
минимизации (ликвидации) негативных последствий. Очевидно, что коррупция в России – не признак только сегодняшней исторической эпохи.

Коррупция присутствовала в той или иной форме и объеме во все исторические периоды Российского государства.

Являясь сложным, многогранным явлением, коррупция приобрела огромные масштабы в момент смены политических эпох и формирования независимой России.

Государственная антикоррупционная политика, реализуемая в настоящее время, в своем развитии прошла ряд этапов. Началом подготовительного этапа в формировании государственной антикоррупционной политики.

России можно отнести 1990-е годы, когда стали предприниматься попытки сформировать полноценное правовое поле для эффективной борьбы с коррупцией в России. Впервые Президент РФ в своем Указе от 4 апреля 1992 г.

№ 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», то есть на самом высоком государственном уровне, официально признал, что «коррупция не только цинично ущемляет конституционные права граждан, что уже само по себе недопустимо, но и подрывает демократические устои государства, дискредитирует деятельность аппарата государственного управления, извращает принципы гуманизма, законности и социальной справедливости».

Постепенно высказывания главы государства ужесточались. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 6 марта 1997 г.

говорилось уже о необходимости «объявления войны коррупции», декриминализации экономической жизни и ликвидации условий, питающих коррупцию.

В Уголовном кодексе РФ появились статьи, квалифицирующие в качестве коррупционных такие преступления, как легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем, злоупотребление
служебным положением, служебный подлог, дача и получение взятки.

Первый этап в формировании государственной антикоррупционной политики России связан с деятельностью межведомственной рабочей группы, которая была образована Указом Президент Российской Федерации от 3 февраля 2007 г.

№ 129 для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.

Данной группой был подготовлен проект федерального закона, основная идея которого сводилась к созданию единого федерального органа исполнительной власти по борьбе с коррупцией и усилению уголовной ответственности за должностные преступления.

Однако эта идея поддержана не была. Начало следующему этапу положил Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

Во исполнение этого Указа был подготовлен Национальный план противодействия коррупции, который был утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568.

Этим Национальным планом, наряду с организационными и пропагандистскими мерами, предусматривалась подготовка пакета проектов законов, направленных на системное правовое обеспечение антикоррупционной политики.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал «разработку первоочередных мер по противодействию коррупции, в том числе: установление специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, а также контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; совершенствование механизмов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации; разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; развитие процедуры досудебного и внесудебного разрешения споров, и т.п.

Таким образом, Национальный план противодействия коррупции, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями, содержал ряд мер общего стратегического характера. Вместе с тем анализ работы государственных и общественных институтов выполнения плана показал необходимость внесения определенных корректив в соответствующее регулирование.

В этой связи Президентом Российской Федерации был издан Указ от 13.04.

2010 №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы», которым Национальный план противодействия коррупции был изложен в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера.

Разработка основных положений государственной антикоррупционной политики и пакета обеспечивающих
ее законов в 2008 г. строилась на следующих принципах:

— меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий;

— принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействиякоррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития;

— новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, а также быть реально выполнимы.

Источник: https://xn-----elcokda0crlaf4k.xn--p1ai/antikorruptsionnaya-politika-rf/

Классный час : «противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

Коррупция и антикоррупционная политика.
 Классный час : «противодействие коррупции и антикоррупционная политика».

Цели:

Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики.

Развивающая: Способствовать развитию правового сознания, умению реализовывать, обобщать и делать выводы на основе полученных данных.

Воспитательная: Воспитание молодежи нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; позитивного отношения к антикоррупционным программам.

Тип классного часа: тренинг

Вид классного часа: час самостоятельной работы

Методы , используемые на классном часе:

  • обучения – монологический
  • преподавания – объяснительный
  • учения – исполнительный, практический

ХОД ЗАНЯТИЯ:1. Организационная часть: 1 мин.

Проверка наличия и внешнего вида учащихся;

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков   и мотивационных состояний. 3 мин.

  • сообщение темы и цели
  • преамбула – вопросы:

Вопросы

Правильные ответы

Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.

Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

Подарок может быть завуалирован под взятку

Что такое коррупция в Вашем понимании?

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях.

Из каких источников Вы знаете о коррупции?

Средства массовой информации, друзья, знакомые, родственники.

Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?

3. Лекционный материал: 10 мин.

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях. Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики.

Взятки могут давать не деньгами, а в иной форме.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Кто злоупотребляет служебным положением

Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации коррупционных отношений

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей

Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

Организация антикоррупционного образования возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти  в области образования и науки и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений,  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.

Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на специальный уполномоченный орган  в сфере массовых коммуникаций и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения по получению и распространению массовой информации.

Задачами антикоррупционной политики  являются:

1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;

2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;

3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;

4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Противодействие коррупции  осуществляется на основе следующих основных принципов:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) приоритет профилактических мер, направленных на искоренение условий, порождающих коррупцию;

3) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

4) совершенствование структуры государственного и муниципального аппаратов и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

5) приоритет защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;

6) признание допустимости ограничений прав и свобод лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

7) восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;

8) защита государством прав и законных интересов лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, установление этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) ответственность лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, за коррупционные правонарушения;

10) взаимодействие государственной власти и общества;

11) обеспечение гласности;

12) адаптивность политики, опирающейся на независимые мониторинг и социальную диагностику.

Субъектами антикоррупционной политики  являются:

1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;

2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;

3) органы местного самоуправления;

4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;

5) средства массовой информации.

Виды коррупционных правонарушений:

1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность;

2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность;

3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;

4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,  настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1) разработка и реализация ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

4) антикоррупционные образование и пропаганда;

5) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

6) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;

7) иные меры, предусмотренные законодательством.

4. Работа с раздаточным материалом 5 мин.5. Тренинг (самостоятельная работа обучающихся): 20 мин.

Из группы выбираются три человека – капитаны, которые по одному набирают себе команду, пока вся группа не будет поделена на три части.

Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.

I ситуация: Дающий взятку заранее сообщил в правоохранительные органы о вымогательстве:

II ситуация: Руководящий работник, услышав о предлагаемых ему денежных средствах, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству, обращается в правоохранительные органы;

III ситуация: Случайный свидетель, узнав о готовящейся даче взятки, сообщает об этом в правоохранительные органы.

Дается время на подготовку.

Каждая команда обыгрывает свою ситуацию.

Команды обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях.

Вот, например, разберем I ситуацию.

Директор учебного заведения вымогает взятку у ученика, который сообщает в правоохранительные органы о коррупционных действиях, осуществленных против него. В этом случае был допущен ряд грубых ошибок.

Что мы видим?

Ученик сразу передал директору денежные средства в виде взятки и только после этого сообщил в правоохранительные органы о том, что произошло вымогательств в отношении него.

Это неправильно!

В статьях уголовного кодекса РФ, которые мы на уроке подробно разобрали, ясно и точно говориться, что уголовная ответственность не наступает в том случае, если в отношении лица, давшего взятку, имело место вымогательство со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

А в представленной нами сценке видно, что ученик сначала заплатил и только потом сообщил о факте вымогательства. Если бы это случилось на самом деле, вину директора было бы очень трудно доказать.

Ученик должен был, сначала договорится о сумме, времени и месте передачи взятки. После этого сообщить в правоохранительные органы, сотрудники которых следили бы за ситуацией и подсказали ученику, как нужно в ней правильно себя вести.

Факт вымогательства и получения взятки был бы “на лицо”, и директор, впоследствии, не ушел бы от наказания.

6. В результате изучения темы обучающиеся должны:

7.1. Знать:

  • закон о противодействии коррупции;
  • статьи уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ с изменениями на 3 июня 2009 года, ст. 204 Коммерческий подкуп, ст. 290 Поучение взятки, ст. 291 Дача взятки.

7.2. Уметь:

  • координировать свои действия с действиями правоохранительных органов;
  • правильно оценивать ситуацию и умело выйти из нее.

7. Подведение итогов: 2 мин.

Из всего нами сегодня пройденного материала, можно сделать вывод, что необходимо ясно представлять место и роль коррупции в образовании, причины ее появления, механизмы разрастания. Надо осознать разъедающую основы общества роль коррупции и те последствия, к которым она приводит. История однозначно показывает, что любые социальные практики трансформируемы.

Можно отдаться стихии, но надо понимать — это распад не только системы образования, но и всего общества. Политики, утверждающие обратное, обманывают нас.

Анализ  показывает, что происходит практически ежегодное удвоение количества возбужденных уголовных дел по фактам коррупции в сфере образования. Поводом для возбуждения уголовных дел о взяточничестве в образовании в 70 % случаев явились заявления обучающихся.

Ежегодно более 1000 обучающихся у нас освобождаются от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст.

291 УК РФ, согласно которому лица, давшие взятку, освобождаются от уголовной ответственности, если были принуждены к ней или добровольно сообщили в органы.

К решению проблемы коррупции надо подходить комплексно.

Необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих.

Важно формировать противодействие ложным представлениям о коррупции в общественном сознании. Для этого в нашем училище создана специальная антикоррупционная комиссия, с которой Вы ранее ознакомились.

Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.

Граждане до сих пор нередко переоценивают коррупцию как инструмент достижения нужной цели.

Я хочу, что бы Вы поняли: успешность карьеры выпускника не зависит от степени вовлеченности в коррупцию, а только от реальной подготовленности по своей специальности.

Источник: https://infourok.ru/klassnyy_chas__protivodeystvie_korrupcii_i_antikorrupcionnaya_politika.-534616.htm

Противодействие коррупции и антикоррупционная политика в РФ

Коррупция и антикоррупционная политика.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»

Утверждаю:

« » _______________ 2018г.

Заместитель директора по УМР

__________________Н.В.Шараева

Методическая разработка

Урок-семинар по теме:

«Противодействие коррупции и антикоррупционная политика РФ»

Разработчик:

преподаватель Югова Галина Юрьевна

Кожевниково 2018

Пояснительная записка

Что же понимается под «коррупцией» в отечественном уголовном праве? Важно отметить, что это вообще не уголовно-правовой термин. Многие называют его криминологическим, хотя есть и такая точка зрения, что «коррупция — понятие не столько правовое, сколько социальное и нравственное».

Встречается понимание коррупции как социально негативного явления, выражающееся в подкупе одних лиц другими, что отражается уголовно-правовым понятием взяточничество.

1. Характеристика законодательной базы по антикоррупционной политике в РФ

1. Правовую основу антикоррупционной политики составляют Конституция Российской Федерации, нормы настоящего Федерального закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.

2. Федеральным законом устанавливаются основы федеральной антикоррупционной политики, основные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.

3. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими кодексами..

4. Внутренняя антикоррупционная политика партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется уставами и иными учредительными документами соответствующих партий и других общественно-политических объединений.

5. Антикоррупционная политика Российской Федерации строится с учетом международно-правовых стандартов.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят составной частью в правовую основу антикоррупционной политики.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила по сравнению с предусмотренными национальным антикоррупционным законодательством, то применяются правила международного договора.

2. Положительные характеристики при регулировании проблемы коррупции в РФ

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

— мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

— антикоррупционная экспертиза правовых актов; — пропаганда антикоррупционных стандартов;

— опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики;

— антикоррупционные образование и воспитание;

— установление льгот для государственных и муниципальных служащих, связанных с длительностью безупречной службы;

— ведение обособленных регистров лиц, в том числе юридических, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты мерам юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— предостережение о недопустимости совершения коррупционных правонарушений;

— представление органа дознания, следователя, прокурора и частное определение (постановление) суда о необходимости устранения причин и условий, способствовавших совершению коррупционных преступлений.

3. Собственная оценка результатов государственного регулирования антикоррупционной политики в РФ

корректировка хода экономических реформ, усиление социальной направленности реформ;

переход к реальным и реализуемым бюджетам;

совершенствование налогового законодательства;

обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

повышение нравственного, материального и культурного уровня населения;

привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, особое внимание, уделяя воспитанию правового и гражданского сознания, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).

4. Цели и задачи государственного регулирования в РФ

Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:

— предупреждение коррупционных правонарушений;

— создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус;

— создание правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;

— обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;

— возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;

— формирование антикоррупционного общественного сознания;

— содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений, эффективную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;

— содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;

— создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

Актуальность темы: Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится образовательному учреждению. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача образовательного учреждения.

Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга.

Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным.

К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения обучающихся (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.

) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Образовательное учреждение нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.

На уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы.

Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.

Разработка позволяет детализировать отдельные направления работы по противодействию коррупции, создать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся и активной гражданской позиции (комплексность). В свете современных требований в рамках гражданского образования необходимо осуществлять систематическую работу по формированию антикоррупционного сознания обучающихся.

Нормативная база для разработки программы:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции»;

3. Ведомственная целевая программа «Противодействие коррупции на 2016-2018 годы»

Цель: Создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у учащихся гражданской позиции относительно коррупции.

Задачи:

 Способствовать развитию навыков законопослушного поведения обучающихся.  Обеспечить получение обучающимися знаний о сущности коррупции, ее общественной опасности.

 Способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного поведения, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.

 Создание условий для совместной деятельности образовательного учреждения и представителей социума по вопросам антикоррупционного воспитания обучающихся. Основные направления:

 Антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда;

 Обеспечение открытости и доступности для населения деятельности образовательного учреждения, укрепление связей образовательного учреждения с гражданским обществом;

 Проведение мероприятий по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде; Перечень мероприятий:

 Организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде;

 Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через изучение соответствующих тем в рамках преподавания различных учебных предметов.

 Совершенствование сайта образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения информационной открытости образовательной деятельности.

 Проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов, родительских собраний, дней открытых дверей, других мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

Ожидаемые конечные результаты реализации: По итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

 информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

 личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, стрессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

 гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов, умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

 самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

 культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);  решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Урок проводится в виде семинара. В ходе урока участвуют: преподаватель, обучающиеся. Обучающимися подготовлены письменные сообщения, презентация.

Проведение урока в виде семинара характеризуется двумя признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений учащихся, повышению культуры общения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: воспитание законопослушных членов общества, умение общаться с должностными лицами, не нарушая закона.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Выступление преподавателя.

  3. Выступление обучающегося с докладом.

  4. Презентация, подготовленная студентами.

  5. Выступление обучающегося с докладом.

  6. Выступление обучающегося с докладом.

  7. Подведение итогов преподавателем.

Ход урока:

    1. Организационный момент: преподаватель проводит переговоры с обучающимися о готовности и очередности выступления обучающихся.

    2. Выступление преподавателя:

«При проведении нашего урока, мне хотелось бы прежде всего обратить Ваше внимание на нормативно правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а именно, на правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Среди названных нормативно – правовых актов следует указать следующие:

  • «Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  • Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Мы рассмотрим положения данных нормативных актов, требования по антикоррупционному поведению служащих системы образования РФ.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г.N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Основным нормативным актом связанным с противодействием коррупции в нашей стране является Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции».

Принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции» дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Рассмотрим основные положения данного Закона.

Основные принципы противодействия коррупции (ст. 3).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Организационные основы противодействия коррупции (ст. 5).

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Меры по профилактике коррупции (ст. 6).

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

А теперь мне бы хотелось предоставить слово нашим студентам, которые подготовили материал для его предоставления его Вам»

  1. Выступление студента с докладом по теме: «Антикоррупционное законодательство в России и меры по профилактике» (Приложение № 1).

  2. Показ презентации (слайдов), принимают участие двое студентов (приложение № 2).

  3. Сообщение студента: «Конфликт интересов. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов» (приложение №3).

  4. Сообщение студента: «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Приложение № 4).

  5. Преподаватель подводит итоги открытого урока: «Давайте подведем итоги урока: наш урок посвящен борьбе с коррупцией. Давайте повторим смысл этого понятия. «Коррупция» (от латинского термина CORRUMPIRE) обозначает среди прочих значений и действие «подкупать». «Анти»-«против», т.е. все слово мы можем обозначить как «против подкупа».

    «Подкуп-взятка» является нарушением должностного лица в целях личной выгоды. Данное преступление, связанное с целью получения незаконных доходов, базируется на использовании должностных полномочий.

    Обращаю Ваше внимание, что цель нашего урока, ребята, является- создать условия для закрепления и обобщения  информационной компетенции учащихся через осмысление понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, стратегии борьбы. ».

Источник: https://multiurok.ru/files/protivodeistvie-korruptsii-i-antikorruptsionnaia-p.html

Refy-free
Добавить комментарий