Коррекционно-воспитательная работа с детьми с отклонениями в развитии через объединения дополнительного образования

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с отклонениями в развитии через объединения дополнительного образования

Юлия Махаева
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

Махаева Ю. Р.

МБДОУ д/с «Чебурашка» города Десногорска

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием.

Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждает и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.

Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе.

Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен.

Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, а также группы компенсирующей направленности.

Таким образом, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день и в современных нормативных документах такие категории детей не остаются без внимания.

На основании этих документов в ноябре 2009 года в городе Десногорске на базе МБДОУ д/с «Чебурашка» была открыта группа компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.

Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности наших педагогов и медицинских работников.

Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует от нас внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи.

Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Главной нашей целью является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с нарушением интеллекта в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

Наши задачи:

1. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуального маршрута развития ребенка.

2. Социальная адаптация и формирование предпосылок учебной деятельности;

3. Обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;

4. Достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

5. Консультативно-педагогическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

В проведении коррекции большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя–дефектолога, учителя — логопеда, педагога — психолога, воспитателей группы, социального работника, родителей.

Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. То есть модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему.

Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Одной из важнейших наших задач является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Работу с родителями проводим как в традиционных формах, так и инновационных.

Проводим:

— день открытых дверей;

— родительские собрания;

— конференции с родителями;

— экскурсия по детскому саду;

— тематические занятия семейного клуба;

— проведение детских праздников и досугов;

— презентации и игры для родителей.

В ходе собрания обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах.

Не одно родительское собрание у нас не проходит без чаепития. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями,как: тематические консультации; презентации.

Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.

У каждого специалиста есть своя страничка на сайте нашего детского сада, на которой он выкладывает различные методические материалы, с которыми каждый из родителей может ознакомиться.

За основу планирования воспитательно-образовательной работы взята «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной, А. Зарина, Н. Соколовой

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных)группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

У нас это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Это позволяет нам совместно с детьми свободно заниматься, не мешая друг другу,разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием. Созданная нами предметно — развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка.

Также в нашем детском саду создана сенсорная комната, которую наши дети посещают с большим удовольствием.

Достаточно оснащен оборудованием и спортивным инвентарем наш физкультурный зал для развития двигательной активности детей как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

В физкультурном зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений.

В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика.

Воспитанники нашей группы посещают музыкальный зал. Там дети знакомятся с тайной музыки, учатся петь. Красиво задрапированные шторы и эстетическое оформление зала создают праздничное настроение у детей и взрослых. Здесь дети участвуют в праздниках, концертах, развлечениях, утренниках, учатся слушать и понимать музыку, играют на музыкальных инструментах.

коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии).

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

Учитель-дефектолог проводит сенсорные занятия, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.

Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду, игры.

Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим, а также в режимные моменты.

Большое внимание уделяется продуктивной деятельности детей. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

К этому процессу мы тесно привлекаем и родителей. Дети совместно с родителями создают различные поделки, тематические аппликации. Которые не раз занимали места на различных конкурсах международного и всероссийского уровня.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, родителей на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности.

Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальный маршрут развития ребенка по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются индивидуальные маршруты развития и пути коррекции.

Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

Благодаря нашей систематической и целенаправленной работе мы создаем максимально комфортные условия для развития детей с особыми образовательными потребностями и стремимся к тому,чтобы при выпуске каждый ребенок был:

1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.

2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.

3. Сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.

4. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.

5. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-vospitatelnaja-rabota-s-detmi-s-ovz-v-grupe-kompensiruyuschei-napravlenosti.html

Выступление на МО воспитателей на тему:

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с отклонениями в развитии через объединения дополнительного образования

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат №41»

Коррекционно-развивающая работа,

используемая в воспитательном процессе для детей
с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)

Подготовила: Васильченко С.А.

2017

В книге Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!” есть слова: «Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру».

В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей.

Так, например, детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, ежегодно становится больше на 3-5%.
Проблема воспитания и обучения детей с инвалидностью на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе.

И чтобы найти этот подход мы с вами должны выступать в нескольких ролях: воспитателя, учителя, заботливого родителя. А также мы с вами ещё и психологи, и психиатры, и т.д. Мы должны умело использовать формы, методы воспитательного воздействия.

Различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого воспитанника своего собственного стиля жизни, достойного его как человека современного общества.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

С учётом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях специальной школы — интерната.

Среди них наиболее актуальными являются понятие о социализации, как процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение социальных связей.

Однако наши воспитанники развиваются в условиях такой социализации:- где семья заменена учреждением;- в условиях социального сиротства;

— в ситуации ограниченной социальной активности;

— недостаточного включения ребёнка в различные виды социально-полезной, значимой практической деятельности;- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребёнка.

Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта.

К ним относятся следующие:

а)бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;

г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;

д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Исследования проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью показывают, что при условии организованной, целенаправленной коррекционно-развивающей работы, используемой в воспитательном процессе, можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка, компенсировать их.

Коррекционно-развивающая работа в условиях школы-интерната – это важная составляющая к основному воспитательного процесса, способствующая коррекции недостатков его психического, физического развития ребенка, раскрытию и реализации его способностей, личностного потенциала в различных сферах.

Цель коррекционно – развивающей работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Условия коррекционно-развивающей работы:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • неоднократное выполнение заданий воспитанниками, но на более высоком уровне трудности;
  • создание ситуации успеха и похвалы;
  • щадящий режим;
  • дифференцированный подход.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

— воспитательных мероприятий

-формирования воспитательного пространства

— разработки коррекционно-развивающих упражнений

-овладения воспитателями технологиями воспитания, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Принципами коррекционно-развивающей работы и методами их реализации являются следующие:

Принцип мотивации

заключается в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Весь воспитательный процесс должен быть ориентирован на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

  1. постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картинка, слайд, где изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в ситуации?

или: на дискотеке стоит у стены неопрятная девочка. Почему она не танцует?

  1. Постановка познавательных задач. Например: «Расшифруйте тему нашего занятия» (вставить картинку)

Детям предлагают соотнести буквы, расположенные в какой-то геометрической фигуре и вставить ее в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур.

В нашем примере это слово «ДОМ»

Это упражнение с одной стороны развивает аналитико – синтетическую деятельность мышления и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если к этому еще добавить текст:

«Кто быстрее поможет мне?..» или «Я не могу справиться с этой головоломкой» или «Кто сможет объяснить, как надо расшифровать эту головоломку?» — это повысит эффективность упражнения.

Таким образом, идет развитие личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.

3. Еще один прием – это аргументированная оценка, похвала, поощрение.

Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания. Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания соотношения сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника.

Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику, оценивать сам процесс деятельности, а не полученный результат. Именно при оценке уровня притязаний и достижений личности, реальным становится организация ее в нужном направлении.

Наша оценка деятельности ребенка проявляется в оттенках интонации, в том. Как мы спрашиваем. Как принимаем ответы и т.п.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:

-постановки проблемных заданий

-постановке познавательных задач

-аргументированной оценки (поощрение)

Следующий принцип — продуктивной обработки информации – т.е. создания воспитателем педситуации, где дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем.

Реализация принципа продуктивной обработки информации достигается следующими приемами и методами:

  1. Перенос показательного способа обработки учебной информации на  своё  индивидуальное задание.

  2. Дозированная поэтапная  помощь  педагога.

  3. Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.

Речь идет о включении в занятие заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать знания, полученные от взрослого, но в индивидуальном задании. Приведу пример занятия по ИЗО. Детям предлагается изготовить аппликацию по теме «Цветы».

Обычно воспитатель вначале проводит анализ данной аппликации, выделит этапы и последовательность работы в ходе каждого этапа. На доске повесит план работы, раздаст подносы с необходимым материалом и затем все вместе начинают изготавливать композицию «Цветы» «по образу и подобию» той, которую показал воспитатель.

Другими словами, мы тренируем ребенка, упражняем в изготовлении именно этой аппликации.

Однако гораздо важнее создавать «аффект, побуждающий ребенка» к творчеству, осваивать, присваивать необходимый социальный опыт, достичь этого можно, если приготовить пакеты с индивидуальным заданием для каждого воспитанника, когда каждому предоставляется возможность самому выбрать свою аппликацию, аналогичную рассмотренной, розы, пионы, ромашки, букет из веток и т.д.

Вот так и создаются условия для учета индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима деятельность в коррекционном учреждении.

Принцип развития и коррекции высших психических функций –

предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.

Для этого необходимо в содержание занятия включать на разных его этапах специальные коррекционные упражнения: для развития речи, зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр.

Реализация принципа развития и коррекции высших психических функций достигается следующими приемами и методами:

1.Включение специальных упражнений для коррекции недостатков личности ребёнка;

2.Включение заданий и упражнений для коррекции, с опорой на несколько анализаторов.

Для осуществления мыслительной деятельности необходима четкая, слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждения-умозаключения, обобщение. Это происходит при условии, что воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой функции (операции).

Ребята не просто выполняют задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации – это настраивает детей на активную деятельность, включением в работу нескольких анализаторов. Очень сложно формировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере.

Здесь необходимо очень четко представлять последовательность развития эмоций, чувств, воли. Традиционным является подход, рассматривающий эмоционально-волевую сферу в рамках индивидуального сознания представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках.

Нравственное воспитание составляющая большинства воспитательных мероприятий.

В основе коррекционных упражнений по развитию нравственности должны быть чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим, на развитие сопричастности, целеустремленности, решительности, инициативности, организованности и т.п.

Принцип динамичности восприятия – именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем мире. Это опора на все органы чувств. Даже незначительные дефекты зрения, слуха, осязания являются причинами задержки наглядно-образного мышления детей.

Реализация принципа динамичности восприятия информации достигается следующими приемами и методами:

1.Включение заданий по степени нарастающей сложности;

2.Включение заданий со сменой доминантного анализатора (слушать, трогать, смотреть и т.д.)

Принцип динамичности восприятия предполагает построение занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности.

Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких вопросов, при решении которых у воспитанника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию различных психических функций в процессе обработки этой информации.

При этом мы должны учитывать, что динамика заданий — от простого к более сложному — должна обязательно предполагать активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними.

Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.

Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения наших детей, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.

Источник: https://infourok.ru/vistuplenie-na-mo-vospitateley-na-temu-korrekcionnorazvivayuschaya-rabota-v-vospitatelnom-processe-dlya-detey-s-uo-2260558.html

Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с отклонениями в развитии через объединения дополнительного образования

Министерство образования, науки и по делам молодёжи КБР

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Кабардино-Балкарский центр непрерывного профессионального развития»

Нагоева Зарема Чоповна

(МКОУ «СОШ №1с. Карагач»

Прохладненского муниципального района КБР)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Воспитательная работа

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7

ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 9

2.1 Нормативно — правовое обеспечение МКОУ «СОШ №1 с. Карагач» 9

2.2 Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П.

Кащенко

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов растет.

Образование и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно — развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тотальное разгосударствление, рыночные преобразования, с одной стороны, с другой – ухудшение состояния социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, составив к 2005 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся, обучающиеся по программе коррекционной школы, отличаются проблемами эмоционально — личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. При организации воспитательной работы мы не должны разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это может дать свои положительные результаты: повысит уровень развития и социализации одних и сформирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать в них  и добиваться успеха.

Но только этого недостаточно. Необходима работа классного руководителя по сопровождению учащихся с ОВЗ.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться  вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные  пути оптимального развития, при необходимости  оказывать помощь и поддержку.

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое.

Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п.

Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

При равноценной важности решения комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья  актуальным является вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению адаптации и интеграции каждого ребенка в здоровый социум,  в том числе посредством организации условий в учреждениях образования и социальной защиты населения.

Однако реальная практика свидетельствует, что специалистами данных учреждений недостаточно активно используется потенциал воспитательной работы в процессе организации совместной деятельности детей со стойкими функциональными нарушениями здоровья и здоровых детей.  Данное упущение связано, скорее всего, с тем, что деятельность интегративных детских групп имеет свои особенности.

Именно эти группы являются одной из эффективных форм интеграции,  включения данных детей в социум,  позволяя преодолевать барьер их изолированности в той мере, которая им полезна и доступна на данном этапе развития.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон регулирует вопросы образования и воспитания лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

Ст.

18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции:
  • «Каждый имеет право на образование»
  • Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 1Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» 24-ФЗ:
  • Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.  № 1916-р
  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 года  «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Источник: https://multiurok.ru/files/vospitatiel-naia-rabota-s-diet-mi-s-oghranichienny.html

Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с отклонениями в развитии через объединения дополнительного образования

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются дети с нарушениями интеллекта.

Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В нашем ДОУ функционируют три группы для детей с нарушением интеллекта. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.

ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.

Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.

Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:

-медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;

-с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).

Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Результаты диагностики обобщаются и заносятся в “Диагностико-эволюционную карту” . На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А.

Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта”. Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:

  1. от 6мес.

    до 1 года;

  2. от 1 года до 1,5 лет
  3. 1,5 года.

Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.

Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.

В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел “Социальное развитие”, который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.

Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым.

Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.

В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.

Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

  • базисные компоненты коррекционного обучения;
  • содержание коррекционной работы вне занятий;
  • распределение занятий между специалистами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.

Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.

Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.

Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия.

С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:

  • привитие КГН и навыков самообслуживания;
  • на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
  • на формирование всех психических процессов;
  • на развитие сенсо-моторных навыков;
  • на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.

Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:

  • щадящий охранительный режим;
  • увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
  • увеличение длительности дневного сна;
  • разработка для каждой группы содержания режима дня;
  • пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).

Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое осуществляет руководитель.

Целью управленческой деятельности здесь является:

  • сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
  • координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:

  • создание психологического климата;
  • уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
  • материально-техническая база;
  • систематическая оценка результатов развития ребенка.

Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, была поставлена следующая цель:

  1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
  2. Создать систему работы воспитателя и специалистов.

Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаются результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.

Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.

Заместитель заведующей по воспитательной работе подбирает методический материал для обследования детей и реализации основных направлений коррекционной работы согласно Программе.

В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с нарушением интеллекта, их воспитания и обучения.

В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы:

  • создание “Совета по коррекционной работе”;
  • банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература).

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.

У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:

  • коллективные (собрания, тематические занятия, праздники);
  • индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, “Служба доверия”;
  • наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)

“Служба доверия” работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь.

В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.

Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.

Система работы с детьми с нарушением интеллекта Цель: научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной дезадаптации в условиях ДОУ. Задачи:

1. Диагностический блок

. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации. Цели, задачи и содержание:

  • изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;
  • выявление “уровня обучаемости” (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями);
  • определение характера динамики обучаемости;
  • дифференциация сходных состояний на основе длительного психологического наблюдения.

2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

Цели, задачи и содержание:

  • развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
  • формирование ведущих видов деятельности.

3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

Цели, задачи и содержание:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
  • медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
  • включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
  • специально организованные занятия с физкультурным работником в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.

4. Воспитательно-образовательныйблок.

Становление нравственных основ личности, социально– приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

Цели, задачи и содержание:

  • социально-нравственное развитие;
  • познавательное развитие;
  • эстетическое развитие;
  • формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.

5. Социально-педагогический блок.

Цели, задачи и содержание:

  • коллективные формы взаимодействия с семьей;
  • индивидуальные формы работы с семьей;
  • формы наглядного информационного обеспечения;
  • решение организационных вопросов;
  • информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.

Принципы:

  • Системный подход:
  • Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
  • Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
  • Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
  • интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
  • расширение пространства детства.

Аналитическая деятельность.

  1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
  2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
  3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и психологической готовности к школьному обучению.

Программно-методическое обеспечение

  1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта “ Коррекционно-развивающее обучение” Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

.

а) медицинское воздействие

  • профилактические мероприятия,
  • симптоматическое медикаментозное лечение,
  • мониторинг здоровья,
  • медицинское обследование узкими специалистами,
  • здоровьеукрепляющая деятельность.

б) коррекционно-педагогическое воздействие

  • познавательное развитие,
  • коррекция вербально-двигательных процессов,
  • коррекция речевого развития,
  • становление игровой деятельности,
  • формирование элементов трудовой деятельности,
  • здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
  • коррекция сенсомоторных нарушений.

в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие

  • формирование мотивации к познанию,
  • формирование психических процессов,
  • формирование ручной и тонкой ручной моторики,
  • развитие коммуникативных способностей.

Участники коррекционно-педагогического процесса

  • врач-педиатр,
  • психиатр,
  • учитель-дефектолог,
  • педагог-психолог,
  • музыкальный руководитель,
  • руководитель по физвоспитанию,
  • медсестра,
  • воспитатель,
  • родители.

Модель выпускника детского сада группы с нарушениями интеллекта

  1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
  2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
  4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
  5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
  6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
  7. Достаточность уровня физического развития.

18.01.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563115/

Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Альманах №7 / Архив

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с отклонениями в развитии через объединения дополнительного образования

Одним из актуальных направлений совершенствования системы воспитания дошкольников с отклонениями в развитии является поиск эффективных форм коррекционного воздействия.

В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов.

Одной из форм такой помощи могут быть группы нового вида — группы надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания (в дальнейшем Группа) являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Основная форма коррекционной помощи — индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей.

Целесообразно организовать работу этих групп как в утренние часы, так и в вечернее время (а по возможности и в выходные дни) с учетом потребностей родителей.

Комплектование Групп осуществляется психолого-медико- педагогической комиссией. В Группы могут приниматься дети с отклонениями в развитии в возрасте от рождения до 7-8 лет, которые по разным причинам не посещают специальные (коррекционные) образовательные дошкольные учреждения или воспитываются в общеобразовательных детских садах.

Особое внимание следует уделять коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста (первых двух-трех лет).

Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное педагогическое воздействие способствует достижению ребенком с проблемами уровня общего и речевого развития равного или близкого возрастной норме и позволяет ему максимально рано влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В Группах необходимо также оказывать коррекционную помощь детям с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта) и дошкольникам со сложными, комбинированными нарушениями, когда сочетаются ряд дефектов, например, снижение слуха, зрения, интеллекта, нарушения опорно- двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Контингентом

Группы должны стать и дети с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии.

Наполняемость Группы, как правило, такая же, как и других специальных групп, т.е. она колеблется от 6 до 10 детей в зависимости от возраста, характера нарушения, степени его выраженности, наличия детей со сложной структурой дефекта.

Состав Группы может быть постоянным в течение одного учебного года или прием в нее может проводиться в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.

Дошкольник, поступивший в Группу, может обучаться в ней в течение 1 — 2 лет или 5-7 лет, т.е. до достижения им школьного возраста. Решение этого вопроса зависит от сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей.

В конце каждого учебного года учитель-дефектолог и педагог-психолог представляют всех детей на психолого-медико-педагогическую комиссию, где решается вопрос о дальнейших путях и формах обучения каждого ребенка.

Детей со сложной структурой нарушения целесообразно обследовать также и в середине первого года обучения для уточнения структуры нарушения и направлений коррекционного медико-психолого- педагогического воздействия.

Открытие Группы не требует выделения дополнительных средств и ставок: в ней работает тот же педагогический, медицинский и технический персонал, что и в других специальных группах. Исходя из особенностей организации ее функционирования (занятия индивидуальные и малыми группами), нет необходимости привлечения к работе в ней воспитателей.

Учитель-дефектолог группы надомного обучения и кратковременного пребывания проводит с детьми индивидуальные занятия, по возможности объединяет их в малые группы (по 2-3 ребенка), организует совместную деятельность детей группы. Продолжительность индивидуального занятия, как правило, один час, в ходе которого ведется коррекционно-педагогическая работа как с ребенком, так и с его родителями.

Коррекционные занятия с каждым ребенком обычно проводятся два раза в неделю, при необходимости и по желанию родителей они могут быть и более частыми (через день, каждый день) и более редкими (один раз в неделю, один раз в две недели).

Родители, которые живут далеко от учреждения (например, в другом городе), могут приезжать с ребенком 2-4 раза в год на одну-две недели и посещать коррекционные занятия ежедневно.

Индивидуальные занятия с детьми первого года жизни (со слепыми детьми до 3 лет), а также с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, по возможности, проводятся на дому не реже 1 — 2 раз в месяц. К работе в Группе следует привлечь педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре, работающих в данном учреждении.

Педагог-психолог проводит психолого- педагогическое обследование каждого ребенка (в начале и конце учебного года, в ходе обучения), участвует в составлении индивидуальных коррекционных программ развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольника и оказывает психотерапевтическую помощь родителям (а при необходимости и детям).

Учитель-дефектолог и педагог-психолог посещают детей дома (по возможности 2-3 раза в год), а также поддерживают контакты с дошкольным учреждением общего типа, если воспитанник группы его посещает.

Музыкальный руководитель и воспитатель по физической культуре проводят с детьми индивидуальные и групповые занятия, консультируют родителей, подготавливают и проводят праздники.

Дети Группы наравне с остальными воспитанниками обеспечиваются медицинской и технической помощью.

Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии связан также с проведением целенаправленной работы по интеграции дошкольников с отклонениями в развитии в детское сообщество.

Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в образовательных учреждениях общего типа в настоящее время находится в центре внимания.

Это связано и с особой актуальностью проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России, но процесс идет стихийно, и с тем, что оно часто противопоставляется специальному.

Вместе с тем интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования.

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми.

В указанном смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Но оно оказывается невозможным для детей с интеллектуальной недостаточностью.

По отношению к ним речь прежде всего может идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий, т.е. о социальной, а не об образовательной интеграции.

Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы таких детей:

  • недиагностированные дети, их «интеграция» обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;
  • дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду или школе. В том случае, когда интегрированное обучение проводится лишь по желанию родителей без учета мнения специалистов оказывается, что оно эффективно только для незначительной части детей, большинство же из них через несколько лет «интегрированного обучения», неадекватного их уровню развития, оказываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или полностью «выпадают» из системы образования;
  • воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах; обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными;
  • дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать для них интегрированное обучение. Однако, как правило, эти дети лишены необходимой и показанной им систематической коррекционной помощи, что снижает эффективность интегрированного обучения.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения — это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера.

Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Интеграция — это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

В России интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе.

Прямое знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет тому назад, сразу позволило увидеть ряд внешне притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей.

Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовых детских садах и школах.

Изучение опыта интегрированного обучения многих стран, проведение сравнительных исследований показывают, что, несмотря на некоторый благоприятный фон для зарождения интеграционных процессов, интеграции в России предстоит стать полномасштабным явлением и обрести характер общенациональной программы в особых социокультурных и экономических условиях, значительно отличающихся от западноевропейских. В связи с этим неконструктивно механическое калькирование западных моделей интеграции (Н.Н. Малофеев, 1997).

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников.

Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа, имеющих как обычные, так и специальные дошкольные группы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т.е. одну из моделей:

  • комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
  • частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;
  • временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Реализация этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция.

Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада, близлежащего к дому, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) учреждений, может быть эффективной такая форма комбинированной интеграции, при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высокий уровень психофизического и речевого развития, направляются по 1-2 человека в группы одного массового детского сада; при этом данному учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога, который проводит с проблемными детьми из разных групп систематические коррекционные занятия (индивидуальных или в малых группах). Учитель-дефектолог посещает также занятия в массовых группах и помогает организовать обучение и воспитание особого ребенка в коллективе здоровых детей.

Важно подчеркнуть, что, если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации дошкольников с отклонениями в развитии.

В настоящее время появился первый отечественный опыт воспитания детей с отклонениями в развитии в комбинированной группе общеобразовательного дошкольного учреждения.

При этом треть воспитанников составляют дети с тем или иным нарушением (например, неслышащие дети), а две трети — нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 12-15 человек.

В штат группы вводится учитель-дефектолог, который проводит как фронтальные и индивидуальные занятия с проблемными детьми, так и общегрупповые занятия; воспитатели работают со всеми дошкольниками.

Эта модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, двуязычные дети, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.).

Описанные варианты моделей интеграции в наибольшей степени отработаны в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, но они могут успешно использоваться и в работе с детьми с другими отклонениями в развитии.

Совместное воспитание в образовательных учреждениях общего типа детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся — относительно новое явление в образовании. Поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке педагогических кадров к его осуществлению.

Целью такой подготовки является овладение воспитателями массовых детских садов необходимыми дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии.

Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.

В настоящее время в помощь воспитателям и учителям массовых учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, вышло из печати первое в России пособие «О детях с отклонениями в развитии» (1997). Для того, чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику отечественного образования, необходимо:

  • законодательное определение статуса интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принимающего его;
  • внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям; внесение изменений в материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений для создания в них условий для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
  • проведение целенаправленной работы с обществом по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.

Создание гибкой системы коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, включающая специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и специальные группы в общеобразовательных детских садах, группы надомного обучения и кратковременного пребывания, интегрированное воспитание, позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, которые будут отвечать как интересам неординарного ребенка, так и его семьи.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Шматко Н.Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2003. Альманах №7 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/novye-formy-korrekcionnoj-pomoschi-detjam (Дата обращения: 09.03.2020)

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/novye-formy-korrekcionnoj-pomoschi-detjam

Refy-free
Добавить комментарий