Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Содержание
  1. Самоконтроль при занятии физическими упражнениями и спортом
  2. Самоконтроль спортсмена
  3. Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки
  4. Прочие показатели физиологического развития
  5. Контроль над работой сосудов и сердца
  6. Частота сердечных сокращений
  7. Артериальное давление
  8. Состояние нервной системы
  9. Применение правил гигиены
  10. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  11. Виды контроля
  12. Объективные и субъективные методы
  13. Методы самоконтроля функционального состояния организма
  14. Дневник самоконтроля
  15. Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания
  16. Врачебный контроль
  17. Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля
  18. Реферат: Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой
  19. Самоконтроль на занятиях физической культурой
  20. Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой (стр. 1 из 2)

Самоконтроль при занятии физическими упражнениями и спортом

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Не секрет, что физические упражнения оказывают оздоровительное влияние на организм человека. Этот факт известен еще с глубокой древности.

На то, что занятия спортом имеют огромное значение в борьбе с болезнями и продлевают нашу жизнь, указывали высказывания многих поколений философов и врачей.

Например, Аристотель утверждал, что живой организм испытывает постоянную потребность в движении, и ничто так сильно не разрушает человека, как физическое бездействие.

Занятия спортом – это очень сильное средство оздоровления. Правильная организация тренировочного процесса позволяет улучшить физическое развитие, повысить работоспособность и активизировать функционирование всех систем организма.

Однако средства физической культуры нельзя использовать бессистемно и бесконтрольно. В лучшем случае они станут просто неэффективными, а в худшем – нанесут непоправимый вред здоровью. Для исключения отрицательных последствий спорта необходим контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Все эти мероприятия сводятся к диагностике состояния организма.

Существуют различные виды контроля – педагогический и врачебный. Разумеется, они важны при занятиях спортом. Но все же особое место имеет самоконтроль при занятии физическими упражнениями. Его основная цель состоит в оптимизации занятий на основе данных о состоянии организма.

Каждый из спортсменов, особенно начинающий, должен знать основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. Это позволит привить навыки самоанализа и дисциплины, а также сделает максимально эффективной работу тренера, врача и преподавателя.

Что же подразумевает собой самоконтроль при занятии физическими упражнениями? Он является ничем иным, как наблюдением за своим физическим развитием и здоровьем, а также за переносимостью тренировочной и соревновательной нагрузки.

Приемы самоконтроля на занятиях физическими упражнениями можно разделить на два вида. Первый из них объективный. С помощью данного приема можно измерить, а затем выразить количественно антропологические показатели, включающие в себя длину и массу тела, размер обхвата грудной клетки и т. д., а также сравнить спортивные результаты и показатели развития той или иной группы мышц.

Второй прием, при помощи которого можно осуществлять самоконтроль при занятии физическими упражнениями, является субъективным. Он позволяет человеку оценить свое самочувствие и желание заниматься спортом, настроение, усталость, нарушение аппетита и другие состояния.

Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями лучше всего производить, используя дневник. Он станет документом, в котором будут зафиксированы интенсивность и объем спортивных нагрузок, полученные результаты. В дневнике также следует отражать субъективные и объективные характеристики состояния организма во время выполнения упражнений.

Самоконтроль спортсмена

Следить за состоянием собственного организма должен каждый человек. Важно это делать и тем, кто серьезно занимается спортом. Полученные данные помогут оценить влияние физических нагрузок и применение различных методик тренировок. Все результаты необходимо записывать в тетрадь.

По каким параметрам производится самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом? Самый важный из них – самочувствие. Ему могут дать хорошую, удовлетворительную или плохую оценку.

Именно через самочувствие находит отражение общее состояние организма спортсмена и его центральной нервной системы.

При отсутствии негативных реакций можно говорить о правильно спланированных тренировках, которые увеличивают работоспособность человека.

Еще одним параметром для осуществления самоконтроля является качество и продолжительность сна. Именно поэтому в дневнике спортсмена находят отражение процессы засыпания и пробуждения, а также характеристика сна (прерывистый, беспокойный и т. д.).

Данный параметр весьма важен для тренирующегося. Ведь именно во время ночного отдыха в организме человека активизируются процессы восстановления.

Нарушение сна, в свою очередь, оказывает негативное влияние на центральную нервную систему и здоровье спортсмена.

Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями должен оценивать и такой показатель состояния организма, как работоспособность. Она может быть хорошей, удовлетворительной и пониженной. Как правило, высшую оценку данному параметру можно дать при наличии хорошего самочувствия и крепкого сна.

Однако не всегда это бывает именно так. Порой у спортсмена даже при наличии хорошего самочувствия наблюдается пониженная работоспособность. Если подобное явление и нежелание получать физические нагрузки длится несколько дней подряд, то об этом необходимо известить тренера и параллельно обратиться к врачу.

Плохое самочувствие может быть результатом перенапряжения.

Состояние организма характеризуется и аппетитом. Данный параметр особенно важен в тех случаях, когда осуществляется самоконтроль при занятии физическими упражнениями.

Хороший аппетит говорит о нормальном обмене веществ в организме.

И напротив, отсутствие потребности в приеме пищи в утренние часы, а также в период 2-3 часов после тренировок, дает основание предполагать наличие нарушений в функционировании тех или иных органов.

В процессе самостоятельного контроля при занятиях физическими упражнениями спортсмен должен обращать внимание и на потоотделение. Это нормальное явление, которое также указывает на состояние организма. При хорошей натренированности мышц потоотделение снижается. Повышенный же его уровень при высокой спортивной форме указывает на переутомление.

Помимо приведенных выше субъективных данных в дневнике самоконтроля отражаются и такие параметры, как частота дыхания и пульса, а также измерения веса. По ним можно судить о работе сердца и сосудистой системы, интенсивности нагрузки и общем состоянии организма.

Значение самоконтроля при занятиях физическими упражнениями велико. Полученные данные являются полезным материалом, позволяющим спортсмену и тренеру анализировать занятия и при необходимости корректировать план тренировочного процесса. Однако стоит иметь в виду, что даже самый тщательный и скрупулезный самоконтроль не способен заменить контроль медиков.

Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Приемы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями должны использовать не только спортсмены. Они важны и для тех, кто просто увлекается плаванием, ездой на велосипеде, бегом и т. д. Полученные при самоконтроле данные и в этом случае фиксируются в дневнике, который имеет некоторые отличия от дневника спортсмена.

Тому, кто самостоятельно занимается физической культурой, рекомендуется фиксировать не только информацию о проведенной мышечной работе и полученной при этом реакции организма. В таком дневнике отражаются и данные в состоянии покоя.

Формы тела и работоспособность организма человека претерпевают изменения в течение всей его жизни. Но особенно активно данный процесс можно наблюдать в период тренировок.

Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, определяющие особенности и уровень развития организма, включают в себя определение антропометрических стандартов, индексов и корреляции.

Полученные данные позволяют выявить те изменения в физическом развитии, которые происходят благодаря тренировкам.

Для того чтобы осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, необходимо с определенной периодичностью (месяц, неделя и т. д.) производить антропометрические измерения окружности груди, живота, талии, голени и бедра, а также фиксировать вес тела. В дневник самоконтроля рекомендуется заносить и силу мышечной кисти, а также величину жировых отложений.

Проводя самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, важно наблюдать за такими характеристиками, как длина тела и его вес. Эти показатели являются наиболее важными.

Стоит иметь в виду, что наибольший рост у человека наблюдается в утренние часы. После интенсивных тренировок, а также вечером, длина тела уменьшается от двух сантиметров и более. Так, при выполнении упражнений со штангой происходит уплотнение межпозвоночных дисков. Это вызывает снижение роста спортсмена на 3-4 сантиметра.

Что касается веса тела, то этот объективный показатель состояния организма также изменяется в процессе физических нагрузок. Особенно это заметно на начальных этапах занятий спортом. Изменение массы тела происходит за счет сгорания жира и отдачи излишков воды.

После этого вес стабилизируется. Дальнейшие значения данного антропометрического показателя будут зависеть от направленности тренировок. Вес тела спортсмена может как уменьшаться, так и возрастать.

Человек, осуществляющий самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, способен проанализировать свои тренировки. Так, если организм получает небольшие нагрузки, то вес тела снижается в пределах трехсот грамм.

Средняя интенсивность занятий позволяет избавиться от 400-700 г. Большая нагрузка вызывает потерю массы от 800 г и более.

Контроль над весом тела может быть осуществлен и при помощи индекса Брока-Бругша. Масса тела, согласно данному показателю, равна росту тела человека, уменьшенному на сто.

При самоконтроле состояния организма во время спортивных тренировок может быть использован и весоростовой индекс Кетле. Для его расчета необходимо разделить значения массы тела на рост. Нормой считается такое состояние, когда на один сантиметр роста исчисляется от 350 до 400 г веса у мужчин и от 325 до 375 г у женщин.

Прочие показатели физиологического развития

При ведении самоконтроля важно измерять окружность грудной клетки. Ее хорошее развитие является гарантией крепкого здоровья. Исследовать окружность грудной клетки нужно в состоянии покоя, измеряя данный показатель как при вдохе, так и при выдохе. Разница полученных значений — это не что иное, как экскурсия грудной клетки. Она зависит от типа дыхания и развития мышц.

При осуществлении самоконтроля во время занятий спортом необходимо проводить измерения мышечной силы рук. Для этого существует особый прибор, называемый динамометром. Показания мышечной силы рук находятся в прямой зависимости от окружности грудной клетки, веса тела и т. д. Обычно сила мужских рук составляет 60-70 процентов от массы тела, а женских – 45-50 %.

При самоконтроле измеряется и становая сила мышц. Это сила мышц-разгибателей спинного отдела. Ее величина напрямую зависит от возраста и пола, рода занятий и веса тела.

Самоконтроль занимающегося предусматривает также проведение спирометрии. При этом измеряется ЖЕЛ – объем воздуха, выдыхаемый из легких. Значения данного показателя характеризуют эластичность легочной ткани и силу мышц органов дыхания.

Контроль над работой сосудов и сердца

При физических нагрузках важно обращать внимание на самочувствие. Оно выражает ответ систем и органов тела человека на физическую нагрузку. Наиболее важным показателем в данном случае являются показатели изменения функционирования органов дыхания, а также сосудов и сердца.

Каковы способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями в данном случае? Для решения вопроса о той или иной величине тренировочной нагрузки производятся измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления. От этих показателей во многом зависит работоспособность человека.

Частота сердечных сокращений

Каковы методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, позволяющие определить данную величину? Например, для измерения пульса в состоянии покоя тренирующийся должен находиться в положении сидя.

При этом необходимо нащупать височную, сонную или лучевую артерию, ведя подсчет сердечным толчкам в течение пяти секунд. Сделать это надо два-три раза подряд. После получения данных производится умножение среднего значения на 12.

Это дает возможность узнать количество сердечных ударов в минуту. У нетренированных людей ЧСС составляет 60-89 уд./мин.

Превышение нормативных границ указывает на вероятность тахикардии, а более редкий пульс может говорить о брадикардии. Также высокая ЧСС (80-85 уд./мин) в покое говорит об утомлении организма.

Разумеется, после тренировок пульс у человека учащается. Однако в норме на его восстановление организм должен потратить от пяти до десяти минут.

Эта характеристика станет свидетельством оптимальной физической нагрузки.

Артериальное давление

Этот показатель относится к объективным. Ведь не секрет, что те или иные колебания артериального давления указывают на ритмичность сердечной деятельности.

Существуют различные виды самоконтроля на занятиях физическими упражнениями, применяющиеся в спортивной практике, которые позволяют дать оценку состояния организма. Среди них – функциональные пробы.

Так, при самостоятельной физической подготовке рекомендуется сделать двадцать приседаний, уложившись в полминуты. После этого тренирующийся должен спокойно посидеть 3 минуты. ЧСС от 100 до 130 уд.

/мин после двигательной активности укажет на небольшой уровень нагрузки, 130-150 уд./мин станет показателем средней интенсивности.

Порой пульс при данном методе самоконтроля способен повыситься до 150-170 ударов в минуту. Такой показатель характерен для предельной нагрузки. Полученные значения являются отличным ориентиром для самоконтроля.

Состояние нервной системы

ЦНС – это наиболее сложная из всех систем организма. В ее состав входят мозговые чувствительные центры, предназначенные для анализа изменений как внешней, так и внутренней среды. Именно они и управляют всеми функциями человеческого организма.

Основной задачей ЦНС является точная и быстрая передача необходимой информации. Работу этой системы также необходимо проверять при осуществлении самоконтроля во время занятий спортом. Для этого существует метод проведения ортостатической пробы.

Результаты подобного исследования отражают возбудимость ЦНС.

Для получения необходимых данных человек должен принять положение лежа, отдохнуть 5-10 минут и подсчитать свой пульс. Далее необходимо встать и измерить ЧСС в положении стоя.

Разница значений пульса за одну минуту и укажет на состояние ЦНС.

Так, при слабой возбудимости это значение составит от 0 до 6, при нормальной – от 7 до 12, а при живой и повышенной, соответственно, от 13 до 18 и от 19 до 24 ударов в минуту.

Самоконтроль функционирования нервной системы рекомендуется проводить и при помощи наблюдений за кожно-сосудистой реакцией организма. Ее определяют, проводя несколько раз по коже любым неострым предметом.

Если место нажима станет розовым, то эта реакция будет свидетельствовать о том, что сосудистая реакция организма находится в пределах нормы.

Белая или красная окраска кожного участка укажет на высокую или повышенную иннервацию кожных сосудов, наблюдаемую, как правило, при переутомлениях, во время болезней или при неполном их излечении.

Для самоконтроля функционирования ЦНС при выполнении физических упражнений можно выполнить:

  • пробу Ромберга, выявляющую нарушение равновесия;
  • тест Яроцкого, определяющий границу чувствительности вестибулярного аппарата;
  • пальцево-носовую пробу.

Применение правил гигиены

Каждый человек, помимо самоконтроля за выполнением спортивных упражнений, должен уметь правильно организовывать свой труд и отдых. Другими словами, соблюдать правила, касающиеся личной гигиены. Это понятие включает в себя ряд факторов, а именно:

  • соблюдение распорядка дня;
  • рациональное питание;
  • гигиену тела, обуви и одежды;
  • отказ от вредных привычек.

Неукоснительное соблюдение всех этих правил является важным фактором поддержания нормальной работоспособности и сохранения здоровья.

Источник: https://FB.ru/article/289042/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprajneniyami-i-sportom

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Посредством самоконтроля прослеживают изменения в организме, возникающие в ходе выполнения упражнений или тренировок. Это дополняет медицинское сопровождение, а также человек имеет возможность вовремя принять меры по изменению или отмене нагрузок, корректировать план.

Кто-то желает укрепить здоровье посредством физкультуры, другие предпочитают настоящий спорт. Так или иначе, самоконтроль при занятиях физическими упражнениями производится для фиксации изменений показателей здоровья. С его помощью определяют состояние параметров физиологии, выносливости, улучшения или ухудшения функций.

Проводимый самим человеком, он помогает врачам составить общую картину. А тренеры могут вносить коррективы в распорядок занятий.

Виды контроля

Человек, занимающийся спортом или физкультурой, может контролировать себя, благодаря чему будет знать, благоприятно ли воздействие. Самоконтроль при занятиях физической культурой возможен в следующих разновидностях.

  • Анализ субъективных и объективных параметров.
  • По внешним и внутренним признакам.
  • Человек ведёт дневник самоконтроля.

Контролируют самочувствие в виде общего состояния, что дополняется сопровождением медика и педагога.

Объективные и субъективные методы

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями на основании субъективных параметров включает следующие признаки:

  • самочувствие;
  • эмоциональный настрой;
  • комфорт;
  • наличие аппетита.

Объективные параметры:

  • пульс или ЧСС (частота сердечных сокращений);
  • артериальное давление;
  • масса и объемы тела;
  • работа пищеварения;
  • потоотделение;
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
  • мускульная сила;
  • динамические параметры;
  • достижения, результативность.

Также наблюдение осуществляется по внешним и внутренним признакам. К первым относятся обильность потоотделения, цвет кожных покровов, координация движений, ритмы дыхания. При перегруженности может появиться одышка, посинение возле губ, покраснение тела, нарушение координации.

В этом случае предпринимают отдых, прекратив заниматься. Внутренние показатели утомления: боли в мышцах, тошнота, головокружение. При таких признаках тренировку останавливают вообще.

Если человек успешно преодолевает нагрузку, у него улучшается аппетит, сон, настроение, общее самочувствие.

Методы самоконтроля функционального состояния организма

Оценка функций возможна благодаря следующим методам.

  • Наблюдение за ЧСС — простой способ, отражающий деятельность сердца и сосудов. Пульс обычного человека — от 60 до 80 уд/минуту. Минимум обычно обнаруживают утром.
  • Ритмичность пульса. Или аритмичность, свидетельствующая о нарушениях функции дыхания (на вдохе чаще, а на выдохе — реже), что считается нормой, либо о чрезмерном напряжении.
  • Частота дыхания определяется с учетом возраста, уровня физподготовки, интенсивности тренировки.

Изменения систем кровообращения и дыхания особенно важны. Они играют решающую роль при допуске к занятиям либо соревнованиям. Но также уделяют внимание артериальному давлению. Отклонениями от нормы считаются показатели от 130 на 80 мм рт ст. и выше, указывающие на гипертонические состояния. Если цифры ниже 100 на 60 мм рт. ст., устанавливают гипотонию.

По инициативе Кердо появилась формула с одноименным индексом (ИК). По ней вычисляют норму, применяя соотношение: ИК=Д/П, где:

  • Д — давление по минимуму;
  • П — пульс.

Известен факт: нормы минимального давления и пульса численно совпадают. То есть, у человека без нарушений индекс приблизительно равен единице. При отклонении в работе сердечно-сосудистой системы численное значение оказывается больше или меньше. Такие сбои имеют причиной неправильную нервную регуляцию.

Самостоятельно контролируют и физическое развитие: рост, вес, окружность груди, проводя замеры.

Дневник самоконтроля

При занятиях физкультурой и различными видами спорта применяется занесение сведений в дневник самоконтроля. Учитываются работоспособность, эмоции, сон, аппетит.

Измеряется пульс и иные объективные характеристики. Если в результате ведения журнала выявлен значительный дискомфорт, переутомление, болевые ощущения, занятия прекращают.

Дальнейшую корректировку назначают специалисты: медик, тренер.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом помогает в расчете нагрузок. В данном факторе учитывают степень подготовленности, возраст. Но если становятся хуже сон или аппетит, загруженность и интенсивность уменьшают. А при очередных несоответствиях нормам здоровья рекомендуется консультация или обследование врача.

Итак, систематическое ведение записей практикуется, как самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и видами спорта в следующих целях.

  • Учет занятий.
  • Отражение изменений.
  • Запись функциональных проб.
  • Проверка подготовленности.
  • Исследование двигательного режима за неделю.

По записям оценивают эффект от тренировок. Они отражают способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и используемые средства. В результате письменной фиксации показателей возможны плановый расчет интенсивности тренингов, оптимизация чередования интервалов активности и отдыха. Дневник показывает, соблюдается ли режим.

Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания

Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и различными видами спорта относят пульс, ритмы дыхания к объективным значениям. ЧСС — особенно достоверная цифра, отражающая, как сердце реагирует на нагрузку. Она определяется количеством ударов за интервал: минуту, 10 секунд.

Проверка проводится в покое и после активной работы. Степень натренированности человека определяется величиной учащения пульса в процентах. При этом частота покоя принимается за 100%.

К примеру, если за 10 секунд спокойного состояния зафиксировано 12 ударов сердца, а после нагрузки — 20, то показатель учащения равен 67%.

Самоконтроль в процессе физического воспитания предполагает также оценку дыхательной функции. При нагрузках человек потребляет больше кислорода, который идет на снабжение мышц и мозга.

Частота дыхания может свидетельствовать о ее величине, при норме принимая значение от 16 до 18 раз за минуту. ЖЕЛ — другой важный параметр. Это объем при максимальном выдохе после такого же предельно большого вдоха.

Измеренная в литрах, данная цифра зависит от возраста, пола, габаритов тела и физподготовки. Усредненное значение — от 3,5 до 5,0 л у лиц мужского пола и от 2,5 до 4,0 у женщин.

Врачебный контроль

Самоконтроль в процессе физического воспитания дополняется медицинским, включающим комплексное обследование функций. Зачем это надо? Цель — изучение последствий нагрузок, полученных на занятиях по физкультуре. Так в ВУЗах каждый год посредством осмотра выявляют 3 медицинские группы студентов.

  • Основная из них почти полностью не имеет отклонений. Эти лица могут быть участниками соревнований без ограничений выполнять все программы.
  • Подготовительная, с удовлетворительным развитием и состоянием. Здесь нагрузка увеличивается постепенно.
  • У лиц из специальной группы обнаружены хронические болезни, недуги, отклонения в развитии. Они занимаются по особой программе после консультации врача или преподавателя физкультуры.

Спортсмены проходят подобные осмотры дважды в год.

Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

В результате наблюдений выяснилось, что трети спортсменов потребовалась медицинская корректировка. А до 20% — исправление процесса проведения тренировок. К примеру, необходимо повысить аэробные и скоростные возможности, выносливость. Либо рекомендуется увеличение периодов отдыха.

А также временное снижение объема, интенсивности нагрузки. Меры принимают по значениям пульса, состоянию дыхания, артериальному давлению, иным параметрам. Так при переутомлении, травмах уменьшают число тренировок.

Период отдыха должен быть таким, чтобы исходная работоспособность могла полностью восстановиться.

Если не откорректировать тренировочный режим, у занимающегося могут начаться серьезные нарушения. Это боли в сердце, аритмия, повышения давления.

Тренировки будут прекращены на более долгий срок, потребуется помощь врача. При восстановлении начинать придется с минимальных нагрузок в реабилитационном режиме.

Индивидуализации и оптимизация занятий спортом — залог его эффективности при исключении вреда.

Источник: https://myself-development.ru/samokontrol-pri-zanyatiyah-sportom-i-fizicheskimi-uprazhneniyami/

Реферат: Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Введение……………………………………………………………………….3

1.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом…………………………………………………………………………….5

1.1 Объективные показатели…………………………………………………6

1.2 Субъективные данные……………………………………………………7

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля….12

3. Врачебный контроль………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список используемых источников…………………………………….……17

Введение

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание.

На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду.

Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое воспитание .

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль — существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

1.1. Объективные показатели

Рост — важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка — показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей.

В среднем относительная сила мышц рук для мужчин — 60—70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся.

У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

Спирометрия. ЖЕЛ — это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.

При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

1. 2. Субъективные данные

Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов.

В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие — это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.

Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5—2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

Сердцебиение — это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.

Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.

Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.

Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.

Одышка — это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку.

После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться.

По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.

Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.

Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье — в области печени или в левом — в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.

Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье — переполнением кровью печени.

Наблюдение за спортивными результатами — важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

педагогического контроля:

Контроль за посещаемостью занятий;

Контроль за тренировочными нагрузками;

Контроль за состоянием занимающихся;

Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;

Контроль за поведением во время соревнований.

5. Виды педагогического контроля

1)Поэтапный — оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2)Текущий — определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

3)Оперативный — экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. * Специалисты различают три типа состояний:

1.Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

2.Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3.Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров — преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях;

3. Врачебный контроль

Врачебный контроль- это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.

Первичное — проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное — проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Заключение.

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура — неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей.

Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы.

Список используемых источников

1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.

2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.

3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.

4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003г.

5. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура и спорт», 1976.

6. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., «Физкультура и спорт», 1977.

7. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.

8. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

9. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. — М.: Медицина.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-270243.html

Самоконтроль на занятиях физической культурой

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

САМОКОНТРОЛЬ  НА  ЗАНЯТИЯХ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРОЙ

Варламов  Дмитрий  Борисович

студент  2  курса,  автомеханический  факультет,  ВПИ  (филиал)  ВолгГТУ,  РФ,  г.  Волжский

E-mail: 

Егорычева  Елена  Владимировна

Чернышева  Инга  Владимировна

научные  руководители,  старшие  преподаватели  кафедры  «Физическая  культура»,  ВПИ  (филиал)  ВолгГТУ,  РФ,  г.  Волжский

Одним  из  основных  принципов  физического  воспитания  является  оздоровительная  направленность  всех  форм  организации  двигательной  деятельности,  который  решает  задачи  укрепления  здоровья  занимающегося.  Поэтому  необходимо  внимательно  относиться  к  нагрузкам,  чтобы  не  навредить  себе  во  время  выполнения  физических  упражнений. 

Чтобы  занятия  физическими  упражнениями  приносили  пользу,  необходимо  следить  за  состоянием  своего  организма,  контролировать  свое  самочувствие.  Для  этого  необходимо  знать  приемы  самоконтроля. 

Самоконтроль  —  это  регулярное  наблюдение  за  своим  здоровьем,  физическим  развитием,  функциональным  состоянием,  переносимостью  тренировочных  и  соревновательных  нагрузок.  Он  включает  в  себя  наблюдение  и  анализ  состояний  организма. 

Самоконтроль  проводится  с  помощью  простых  приемов:

·     субъективных  (оценка  самочувствия,  настроения,  чувства  утомления  и  усталости,  желания  или  нежелания  заниматься  физическими  упражнениями,  нарушения  аппетита  и  сна);

·     объективных  (антропометрические  показатели  (длина  тела  и  его  масса,  окружность  грудной  клетки  и  др.),  спортивные  результаты,  силовые  показатели  отдельных  групп  мышц,  частота  сердечных  сокращений,  и  др.).

Задачи  самоконтроля: 

1.  расширить  знания  о  физическом  развитии; 

2.  приобрести  навыки  в  оценивании  психофизической  подготовки; 

3.  ознакомиться  с  простейшими  доступными  методиками  самоконтроля; 

4.  определить  уровень  физического  развития,  тренированности  и  здоровья,  чтобы  скорректировать  нагрузку  на  занятиях  физической  культурой  и  спортом  [4].

Самоконтроль  необходимо  вести  регулярно,  во  все  временные  отрезки  занятий  физическими  упражнениями.

После  окончания  занятия  у  занимающегося  должно  присутствовать  чувство  бодрости,  не  должно  быть  головных  болей,  сильного  утомления,  разбитости.  При  ощущении  вялости,  сильных  мышечных  болей,  раздражительности  необходимо  закончить  занятие.

Также  стоит  обратить  внимание  на  сон.  Он  должен  быть  хорошим,  т.  е.  Вы  должны  быстро  засыпать  и  быть  в  хорошем  состоянии  после  сна.  Если  нагрузки  слишком  велики,  сон  может  быть  беспокойным.

Кроме  того,  после  физических  нагрузок  должен  быть  хороший  аппетит.  При  этом  после  окончания  занятия  нужно  воздержаться  от  приема  пищи  на  час.

Вес  так  же  является  важным  элементом  самоконтроля.  Чтобы  правильно  определить  нормальный  показатель  веса  применяют  весо-ростовые  индексы.

Пример:

индекс  Брока

·     от  155  до165  см  —  рост  минус  100

·     от  165  до  175  см  —  рост  минус  105

·     от  175  см  —  рост  минус  110  [2].

При  избыточном  весе  до  10  %  его  регулировка  осуществляется  физическими  упражнениями,  уменьшением  потребления  углеводов.

  Если  вес  больше  нормы  от  10  %  —  необходимо  уменьшить  количество  животного  масла  и  углеводов,  не  употреблять  мучные  изделия,  картофель,  сладкое.  Пищу  лучше  употреблять  чаще,  но  меньшими  порциями.

  Овощи  и  фрукты  нужно  употреблять  в  сыром  виде,  так  как  это  поможет  выводу  воды  из  организма. 

При  осуществлении  самоконтроля  очень  важным  и,  в  то  же  время,  несложным  для  измерения  является  частота  сердечных  сокращений  (ЧСС).  Всем  известно,  что  пульс  достаточно  наглядно  демонстрирует  степень  тренированности.  Замерить  пульс  достаточно  просто.

  Необходимо  запустить  секундомер  и  подсчитать  количество  ударов  на  лучевой,  височной  или  сонной  артериях.  ЧСС  в  норме  в  спокойном  состоянии  у  мужчин  составляет  70—75  ударов,  а  у  женщин  —  75—80  ударов  в  минуту.

  Пульс  должен  быть  ритмичный,  он  не  должен  иметь  перебоев.  Чтобы  оценить  ритмичность  пульса  необходимо  сравнить  количество  ударов  за  временной  промежуток  10  секунд  с  количеством  ударов  за  следующие  10  секунд.  Они  не  должны  отличатся  более  чем  на  один  удар.

  Если  это  соотношение  не  выполняется,  то  пульс  —  аритмичный.

Между  пульсом  и  физической  нагрузкой  есть  зависимость.  У  подготовленных  людей  при  одной  и  той  же  частоте  пульса  потребление  кислорода  выше,  чем  у  малоподготовленных.

В  результате  физических  нагрузок  пульс  учащается.  Чем  больше  нагрузка,  тем  чаще  пульс.  За  счет  этого  мышцы  обеспечиваются  кровью.  По  скорости  восстановления  пульса  можно  определить  степень  нагрузки.  Если  на  восстановление  исходной  ЧСС  уходит  больше  10  минут,  то  нагрузка  была  слишком  большой.

Максимальный  эффект  для  здоровья  занимающийся  получает  при  нагрузке,  соответствующей  субмаксимальному  пульсу,  и  ни  в  коем  случае  нагрузка  не  должна  давать  пульс,  превышающий  максимально  допустимый  уровень.

Существуют  специальные  таблицы,  определяющие  максимальный  пульс  для  каждого  возраста,  но  существует  и  известная  упрощенная  формула:  220  —  возраст  (т.  е.

,  если  Вам  25,  то  Ваш  максимально  допустимый  пульс  равен  220  —  25  =  195).

  Субмаксимальный  пульс  рассчитывается  как  75  %  (для  людей  мало  тренированных  и  имеющих  проблемы  с  сердцем)  или  85  %  (для  людей  тренированных  и  практически  здоровых)  от  максимального. 

Существуют  и  другие  способы  самоконтроля.

  Ортостатическая  проба  (по  разнице  между  частотой  пульса  лежа  и  стоя  судят  о  реакции  сердечно-сосудистой  системы  на  нагрузку  при  изменении  положения  тела,  что  позволяет  оценивать  функциональное  состояние  регуляторных  механизмов  и  дает  некоторое  представление  о  тренированности  организма):  5  минут  следует  отдохнуть  лежа  на  спине,  затем  подсчитать  пульс  в  положении  лежа  за  1  минуту,  далее  надо  встать  и  отдохнуть  стоя  одну  минуту  и  подсчитать  пульс  в  положении  стоя  за  1  минуту.  Разница  от  0  до  12  ударов  свидетельствует  о  хорошей  физической  тренированности.  У  здорового  нетренированного  человека  разница  составляет  13—18  ударов.  Разница  18—25  ударов  —  показатель  отсутствия  физической  тренированности.  Разница  более  25  ударов  свидетельствует  о  переутомлении  или  заболевании,  в  таких  случаях  следует  обратиться  к  врачу.  Ортостатическую  пробу  лучше  проводить  утром  перед  зарядкой  или  в  другое  время  дня  до  еды.  Основное  правило:  проводить  пробу  в  одни  и  те  же  часы  суток.  Такие  пробы  очень  помогают  определять  в  каком  состоянии  организм,  и  заблаговременно  узнать  о  его  перетренированности.  Если  у  вас  обычно  разница  в  районе  8—10  ударов  —  то  у  вас  организм  хорошо  восстанавливается.  Но  если  в  какой-то  день  вы  увидите,  что  разница  возросла,  стала,  например,  20  —  то  вы  даете  слишком  большую  нагрузку  организму,  он  устал  и  ему  надо  дать  время  на  восстановление  [1].

Также,  для  контроля  своего  организма  необходимо  замерять  артериальное  давление  до  и  после  занятия.  После  начала  физических  нагрузок  систолическое  давление  повышается,  затем  устанавливается.

  После  окончания  нагрузок  оно  может  быть  даже  ниже,  чем  перед  началом.  Диастолическое  давление  при  небольшой  нагрузке  не  изменяется  [5].  Симптомами  повышенного  давления  являются  головные  боли,  шум  в  ушах,  тошнота.

  В  таких  случаях  следует  прекратить  занятие.

Выполнение  физических  нагрузок  требует  большего  потребления  кислорода,  поэтому  важным  элементом,  на  который  следует  обращать  внимание,  осуществляя  самоконтроль,  является  работа  органов  дыхания.

  Во  время  выполнения  физических  нагрузок  повышается  частота  дыхания,  увеличивается  объем  вдыхаемого  и  выдыхаемого  воздуха.  По  степени  учащения  дыхания  можно  сделать  выводы  об  объеме  нагрузки.

  В  нормальном  состоянии  взрослый  человек  совершает  16—18  дыхательных  экскурсий  за  1  минуту.

Проба  с  задержкой  дыхания  используется  для  суждения  о  кислородном  обеспечении  организма.  Она  характеризует  также  общий  уровень  тренированности  человека.  Проводится  в  двух  вариантах:  задержка  дыхания  на  вдохе  (проба  Штанге)  и  задержка  дыхания  на  выдохе  (проба  Генча).  Оценивается  по  продолжительности  времени  задержки 

Проба  Штанге  проводится  следующим  образом.  Дыхание  задерживается  на  полном  вдохе,  который  делается  после  трех  дыханий  на  3/4  глубины  полного  вдоха.  На  нос  одевается  зажим  или  же  можно  зажать  нос  пальцами.  Время  задержки  регистрируется  по  секундомеру.  По  длительности  задержки  дыхания  проба  оценивается  следующим  образом:

·       менее  39  сек  —  неудовлетворительно;

·       40—49  сек  —  удовлетворительно;

·       свыше  50  сек  —  хорошо.

Проба  Генча  проводится  следующим  образом.  Дыхание  задерживается  на  полном  выдохе,  который  делается  после  трех  дыханий  на  3/4  глубины  полного  вдоха.  На  нос  одевается  зажим  или  же  можно  зажать  нос  пальцами.  Время  задержки  регистрируется  по  секундомеру.  По  длительности  задержки  дыхания  проба  оценивается  следующим  образом:

·       менее  34  сек  —  неудовлетворительно;

·       35—39  сек  —  удовлетворительно;

·       свыше  40  сек  —  хорошо.

Чем  лучше  вы  натренированы,  тем  дольше  можете  задержать  дыхание.  В  состоянии  переутомления  способность  задержки  дыхания  снижается  [3].

Лучшей  формой  самоконтроля  является  ведение  дневника.  Форма  ведения  дневника  зависит  от  ваших  предпочтений  и  может  быть  различной.

  В  нем  рекомендуется  фиксировать  объем  и  интенсивность  тренировочных  нагрузок,  результаты  прикидок  и  соревнований,  а  также  ваши  субъективные  и  объективные  показатели  состояния  организма  в  период  занятий  физическими  упражнениями.

  Ведя  дневник,  вы  можете  оценивать  степень  воздействия  различных  нагрузок  на  ваш  организм,  что  поможет  вам  понять  степень  своей  подготовленности.  В  дневнике  вы  также  сможете  следить  за  тем,  как  ваш  организм  привыкает  к  нагрузкам  и  становиться  более  подготовленным.

Занятия  физической  культурой  играют  важную  роль  в  жизни  общества,  образовании  и  позволяют  поддерживать  здоровье  занимающихся  на  должном  уровне.  Уровень  нагрузок  на  занятиях  физической  культурой  индивидуален.

  Люди  имеют  разную  степень  подготовленности,  поэтому  человек  может  с  помощью  простых  действий  самостоятельно  контролировать  свой  организм  и  его  реакцию  на  физическую  нагрузку.  Кроме  всего  прочего,  это  будет  способствовать  вовлеченности  в  процесс  занятий.

  Самоконтроль  не  заменит  обследования  у  врача,  но  поможет  избежать  неприятных  последствий  после  физических  нагрузок.

Список  литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxvi/39676

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой (стр. 1 из 2)

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Введение……………………………………………………………………….3

1.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом…………………………………………………………………………….5

1.1 Объективные показатели…………………………………………………6

1.2 Субъективные данные……………………………………………………7

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля….12

3. Врачебный контроль………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список используемых источников…………………………………….……17

Введение

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание.

На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду.

Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое воспитание.

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль — существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

1.1. Объективные показатели

Рост — важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка — показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей.

В среднем относительная сила мышц рук для мужчин — 60—70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся.

У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

Спирометрия. ЖЕЛ — это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.

При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

1. 2. Субъективные данные

Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов.

В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие — это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.

Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5—2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

Сердцебиение — это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.

Источник: https://mirznanii.com/a/226139/kontrol-i-samokontrol-pri-zanyatiyakh-fizicheskoy-kulturoy

Refy-free
Добавить комментарий