Конституция Австрии

Конституция Австрийской республики

Конституция Австрии

Австрия — развитое индустриальное государство в центральной Ев­ропе. Австрийская республика образовалась в 1918 году после рас­пада Австро-венгерской империи.

Важнейшей правовой основой политического режима демократии в Австрии служит конституция Австрийской республики. Главным конституционным актом страны является Федеральный конституци­онный закон, принятый в 1920 году.

В 1929 году в данный закон были внесены существенные изменения, направленные на усиление исполнительной власти. С тех пор он носит официальное наимено­вание — Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года, в редакции 1929 года.

Данный закон состоит из восьми разде­лов:

I. Раздел. Общее положение.

II. Раздел. Законодательная власть Федерации.

III.Раздел. Исполнительная власть Федерации.

IV.Раздел. Законодательная и исполнительная власть земель.

V. Раздел. Контроль за расчетной и финансовой деятельностью.

VI.Раздел. Гарантии соблюдения Конституции и законности управ­ления.

VII. Раздел. Народная правозащита.

VIII. Раздел. Заключительное положение.

Согласно Федерального конституционного закона от 1920 года: «Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа. Австрия является федеративным государством. Столицей Федерации и местом нахождения верховных органов Федерации яв­ляется Вена.

Для каждой земли устанавливается своё гражданство. С гражданством земли приобретается и гражданство Федерации. Все граждане Федерации равны перед законом. Привилегии в зависимо­сти от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются.

» (ст.1-7)

ст.9а гласит: «Австрия признаёт свою ответственность за всесто­роннюю оборону страны. Оборона направлена на обеспечение внешней независимости, а также неприкосновенности и целостности территории Федерации, в частности на поддержание и защиту по­стоянного нейтралитета.

Каждый австрийский гражданин мужского пола является военно­обязанным. Каждый, кто отказывается и освобождается от выполне­ния воинской обязанности по религиозным мотивам, должен нести службу, которая заменяет военную.»

Высшими органами исполнительной власти Федеральный прези­дент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительств земель. (ст.19)

Второй раздел. Законодательная власть Федерации.

Законодательная власть Федерации осуществляется Национальным советом совместно с Федеральным советом.

Национальный совет избирается народом Федерации в соответст­вии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права, принадлежащего лицам мужского и женского пола, которым к началу избирательной компа­нии исполнилось 19 лет, путем лично осуществляемого тайного го­лосования.

Каждый, обладающий избирательным правом, которому к началу избирательной компании исполнился 21 год, может быть избран.

Срок полномочий Национального совета составляет четыре года, начиная со дня его первого созыва, но в любом случае до дня созыва нового Национального совета.

Федеральный президент может распустить Национальный совет, однако по одной и той же причине он может распорядиться об этом только один раз.

Земли в Федеральном совете представлены пропорционально чис­ленности граждан земли.

Земля с наибольшей численностью граж­дан выдвигает двенадцать членов, а каждая другая земля — такую часть от этого числа, которая пропорциональна соотношению чис­ленности её граждан и указанной наибольшей численности граждан, причем остаток, превышающий половину квоты, принимается за це­лую квоту. Каждая земля имеет однако, право не менее чем на трех представителей.

Члены Федерального совета и их заместители избираются Ландта­гами. Члены Федерального совета на должны входить в состав Ландтага, который их делегирует; однако они должна обладать пра­вом быть избранными в этот Ландтаг.

Место председательствующего в Федеральном совете занимают по очереди представители разных земель, сменяющие друг друга через каждые полгода в алфавитном порядке наименование земель.

Для принятия решения Федеральным советом требуется присутст­вие не менее одной трети членов и простое большинство поданных .

Национальный совет и Федеральный совет, образующие Федераль­ное собрание, созываются на совместное открытое заседание по месту нахождения национального совета для приведения Федераль­ного президента к присяге и для принятия решения об а объявлении войны. Федеральное собрание созывается Федеральным президен­том, а в некоторых случаях Федеральным канцлером.

Законопроект вносится в национальный совет по предложениям его членов либо по представлению Федерального правительства. Феде­ральный совет может вносить в национальный совет законодатель­ное предложение через Федеральное правительство.

«Каждое законодательное решение национального совета должно быть немедленно передано его президентом Федеральному совету. Законодательное решение, может быть удостоверено и опубликовано только в том случае, если Федеральный совет не заявит против этого решения никого обоснованного возражения.

Это возражение должно быть передано национальному совету председателем Феде­рального совета в письменной форме в течении восьми недель после получения законодательного решения Федеральным советом; оно должно быть доведено до сведения Федерального канцлера.

Если Национальный совет подтвердит свое первоначальное решение в присутствии не менее половины членов, то это решение должно быть удостоверено и опубликовано.

Если Федеральный совет не зая­вит возражения или в течении восьми недель не подаст обоснован­ного возражения, то законодательное решение должно быть удосто­верено и опубликовано» (ст.42)

Конституционные законы или конституционное положение, содер­жащиеся в обычных законах, могут быть приняты национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большин­ством в две трети поданных ; они должны быть четко обо­значены как токовые («конституционный закон», «конституционное положение»).

Пересмотр всей Федеральной Конституцией, а в том случае, если этого потребует ода треть членов национального совета или Феде­рального совета, и каждое ее частичное изменение после окончания процедуры, предусмотренной ст.42, но до удостоверения Федераль­ным президентом, должны быть поставлены на ание народа всей Федерации.

При проведении народного ания решение принимается простым большинством поданных действительных .

Федеральные законы приобретают свой конституционный статус как таковые после их удостоверения подписью Федерального прези­дента. Федеральные законы должны быть опубликованы Федераль­ным канцлером в Бюллетене Федеральных законов.

Третий раздел. Исполнительная власть Федерации.

Федеральный президент избирается народом Федерации на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляе­мого тайного ания (ст.60). Избранным считается лицо, по­лучившее более половины всех признанных действительными голо­сов. Если такое большинство не собрано, то проводится второй тур выборов (ст.60).

Федеральным президентом может быть избрано только лицо, имеющее право участвовать в выборах в Националь­ный совет и достигшее к первому января года выборов 35 лет. Право быть избранным лишены члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым.

Срок полномочий Федерального президента составляет шесть лет (ст.60).

Осуществление высшего управления делами Федерации, если оно не передано Федеральному президенту, поручается Федеральному канцлеру, вице-канцлеру и прочим федеральным министрам. Они образуют в своей совокупности Федеральное правительство, воз­главляемое Федеральным канцлером (ст.69).

Федеральный канцлер и по его предложению остальные члены Федерального правитель­ства назначаются Федеральным президентом.

Федеральным канцле­ром, вице-канцлером или Федеральным министром может быть на­значено только лицо, имеющее право быть избранным в националь­ный совет; члены Федерального правительства не должны входить в состав Национального совета (ст.70)

Судебная власть исходит от Федерации. Приговоры и судебные решения выносятся и провозглашаются именем Республики (ст.82). Смертная казнь отменена (ст.85).

Судьи назначаются по представле­нию Федерального правительства Федеральным президентом или уполномоченным им компетентным Федеральным министром (ст.86).

Судьи независимы при осуществлении своих судейских обя­занностей (ст.87). Юстиция отделена от управления на всех уровнях (ст.94)

Шестой раздел. Гарантии соблюдения Конституции и законности управления.

Обеспечение законности всего государственного управления возла­гается на Административный суд (ст.129). Административный суд выносит решения по жалобам, в которых указывается на

a) противоправность решений органов управления;

b) противоправность непосредственного исполнения служебного приказа или осуществление принудительного воздействия в от­ношении определенного лица или

c) нарушение органами управления обязанностей по принятию ре­шений (ст.130)

Конституционный суд рассматривает все имущественно правовые требования, предъявляемые к Федерации, землям, районам, общи­нам, и союзам общин, которые не подлежат разрешению в обычном судебном порядке, не исполнению путем принятия решения органом управления (ст.137). Конституционный суд разрешает также споры:

Восьмой раздел. Заключительные положения.

Ст.149: «На ряду с настоящим Законом и с учетом обусловленных им изменений в качестве конституционных законов должны дейст­вовать:

Основной закон государства от 21 декабря 1867 года об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете;

Закон от 27 октября 1862 года о защите личной свободы;

Закон от 27 октября 1862 года об охране неприкосновенности жи­лища;

Закон от 03 апреля 1919 года об изгнании из страны и конфиска­ции имущества Габсбург-Лотарингского дома;

Закон от 03 апреля 1919 года об упразднении дворянства, светских рыцарских и дамских орденах и некоторых титулах и почетных званий;

Закон от 08 мая 1919 года о государственном гербе и государст­венной печати Германо-Австрийской Республики с изменениями, внесенными статьями 2, 5, 6 Закона от 21 октября 1919 года;

Глава 5 части третьей Сен-Жерменского государственного договора от 10 сентября 1919 года»

С фашизацией политического режима в 1934 году в Австрии была принята сословно-корпоративная Конституция, оформившая факти­ческую отмену в стране парламентского строя.

Эта конституция про­существовала до 1938 года, вплоть до присоединения Австрии к фашистской Германии. Это присоединение означало конец первой Австрийской Республики (1918-1938гг.

) и исчезновение Австрий­ского государства с политической карты Европы.

С освобождением Австрии от немецко-фашистского господства в мае 1945 года восстановлено действие Федерального конституцион­ного закона 1920 года, в редакции 1929 года. Тем самым было по­ложено начало истории второй Австрийской Республики.

26 октября 1955 года Австрийский парламент принял «Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии», который считается составной частью Конституции Австрийской Республики: «С целью прочно утвердить во вне свою независимость и с целью обеспечить неприкосновенность своей территории Авст­рия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Авст­рия будет сохранять и защищать его с помощью всех имеющихся у нее средств.

Что бы гарантировать достижение этих целей, Австрия ни когда в будущем не вступит ни в какие военные союзы и не допустит созда­ние на своей территории военных баз иностранных государств»

До конца шестидесятых годов Конституция Австрии не подверга­лась существенным изменениям.

Однако в последующие годы в неё были внесены ряд важных изменений и дополнений, касающихся, в частности, перераспределения компетенции между Федерацией и землями, регулирование школьного дела, введение института народ­ной правозащиты.

Федеральный конституционный Закон 1920 года, даже с учетом последующих изменений и дополнений не содержит каких либо норм об экономическом и социальном строе страны, о роли политических партий.

Федеральный конституционный Закон 1920 года не содержит спе­циального раздела об основных правах и свободах граждан. По этому вопросу Конституция отсылает к Основному Закону государ­ства от 21 декабря 1867 года об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете, принятому еще в пе­риод существования Габсбургской Австро-венгерской империи.

Некоторые права граждан установлены текущим законодательст­вом или вытекают из международных правовых актов, к которым присоединилась Австрия.

В результате этого конституционно право­вое регулирование статуса личности представляет собой конгломе­рат правовых предписаний разных эпох, дополняющих и перекры­вающих друг друга, что серьёзно затрудняет их толкование и при­менение.

В Австрии конституционно не провозглашаются соци­ально-экономические права граждан (права на труд, на социальное страхование и т.п.).

Одна из существенных особенностей Австрийской Конституции — раздробленность правовых основ. На ряду с Федеральным консти­туционным законом 1920 года, действует ряд других конституцион­ных законов. Кроме того, конституционные положения содержатся во многих обыкновенных законах. Таковы, например, конституци­онное положение Закона о гражданстве 1965 года, Закона о полити­ческих партиях.

Предписания конституционных законов в последствии включались непосредственно в текст Федерального конституционного Закона 1920 года. Однако и сегодня действующая Конституция Австрии представляет собой не единый акт, а серию конституционных актов и конституционных положений, включенных в обыкновенные за­коны.

Литература.

1. Австрийская республика. Конституция и законодательные акты.-М., «Прогресс», 1985

2. Конституционное право зарубежных стран.-М., «БЭК», 1996

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/03900politolog/008_lekcii_politolog_01/316.htm

Законы и конституция Австрии

Конституция Австрии

У студентов юридических специальностей есть возможность подробно изучить конституцию Австрии с текстом на русском языке, познакомится с законами этой страны. Однако далеко не каждый, кто оказывается на территории Австрийского государства, имеет подобные знания.

А необходимость в наличии хотя бы общего представления о местном законодательстве становится очевидной.

Здание парламента Австрии

Экскурс в историю

Глядя на карту мира, можно заметить, что территория Австрийской Республики не отличается впечатляющими размерами. Тем не менее эта небольшая страна имеет богатую историю.

Кельты, римляне, баварские и славянские племена, сменявшие друг друга в борьбе за территорию современной Австрии, способствовали образованию народности, которая легла в основу австрийской нации.

Насыщенное историческое прошлое сказалось на довольно раннем и грамотном формировании системы правовых норм, которыми австрийцы пользуются уже 200 лет. Первая австрийская конституция датируется 1848 годом.

15 марта 1848 года Фердинанд I провозгласил созыв конституционного собрания для принятия конституции

Базисом для современного законодательства в стране является документ 1920 года.

Основные законы государства

Основные законы, которые регулируют две крупнейшие отрасли права (гражданское и уголовное) также не являются новинками в сфере нормотворчества. Гражданские правоотношения в Австрии до сих пор регулируются Всеобщим гражданским кодексом, принятым еще в 1811 году.

А первый австрийский Уголовный кодекс вступил в силу в 1803 году. На смену ему пришел кодекс 1852 года, который, претерпев изменения, был основным источником уголовного права вплоть до 1974 года. Сегодня австрийцы живут по нормам УК 1975 года. Но и это далеко не все нюансы австрийского законодательства.

Смотрите познавательное видео об истории Австрии.

Конституция Австрии относится к разряду частично кодифицированных, т.е. представляет собой несколько законодательных документов, один из которых является основным. Речь идет о Федеральном конституционном законе 1920 года.

Конституция Австрии основана на 6 фундаментальных принципах:

  1. Демократический
  2. Республиканский
  3. Либеральный
  4. Федеральный
  5. Принцип разделения властей
  6. «Правило закона» (закон для всех один)

Основной закон Австрии — конституция

Федеральный конституционный закон Австрии можно скачать на русском в формате PDF

Согласно основному закону, Австрия провозглашается демократической республикой с федеративным устройством. Имейте в виду, что, оказываясь на территории данного государства, вы попадаете на одну из девяти самостоятельных земель.

При этом Вена является не только столицей государства, где находятся высшие органы власти. В соответствии с конституционным законом город получил правовой статус федеральной земли.

Конституция предусматривает равные права для всех своих граждан и декларирует принцип народной власти. В документе содержится информация о национальном языке и государственных символах (флаге и гербе Австрии).

Также на сайте можно подробнее узнать о государственном флаге Австрии.

Вена, столица республики, является местом нахождения президента, правительства и парламента (Федерального собрания).

Вид на Вену с высоты птичьего полета

Парламент

Федеральный президент является главой исполнительной власти, срок его полномочий составляет 6 лет с правом переизбрания, но не более одного раза.

Федеральное правительство во главе с федеральным канцлером назначается президентом и подотчетно парламенту.

Федеральное собрание — двухпалатный парламент — высший орган законодательной власти в Австрии. Первая палата — Национальный совет, избирается на всеобщих выборах путем тайного ания сроком на 4 года.

Членом парламента может стать гражданин страны, которому на момент выборов исполнилось 19 лет.

Вторая палата — Совет Федерации (Бундесрат). Его членами являются представители земель. Парламент каждой из земель (ландта́г) делегирует в Федеральный совет своих депутатов.

Каждая палата проводит открытые заседания независимо от другой. Общий созыв Федерального Собрания, согласно Конституции, возможен лишь в случаях приведения федерального президента к присяге или принятия решения об объявлении войны.

Австрийский парламент выполняет не только законодательную функцию. Он контролирует действия Федерального Правительства, а также принимает решения в сфере финансов, ежегодно утверждая государственный бюджет.

Результаты выборов в парламент Австрии в 2020 году

Важно отметить, что каждая из федеральных земель, обладая независимостью, имеет свой конституционный закон, парламент (ландта́г) и правительство, которое возглавляет губернатор. Земли, в свою очередь, подразделяются на общины с бургомистром во главе.

Карта федеральных земель Австрии

В соответствии с Федеральным конституционным законом смертная казнь в Австрии отменена.

После вступления Австрии в Евросоюз в Конституцию республики были внесены дополнения, регулирующие участие государства в деятельности Европейского Союза. В заключительных положениях Федерального конституционного закона приводится перечень нормативных актов, в которых также закреплены конституционные нормы.

Конституция Австрийской Республики характеризуется отсутствием разделов, посвященных основным правам и свободам граждан. Нормы данного института содержатся в других правовых документах.

Законы в Австрии

Несмотря на всю архаичность системы австрийского права, законодательство успешно обеспечивает слаженную и надежную работу всего правового механизма на территории Австрии. Граждане страны привыкли строго соблюдать законы своего государства.

Живя с ощущением, что закон на их стороне, при личных контактах они проявляют корректность и благожелательность. Публичные выяснения отношений здесь редкость. Например, в Австрии принят “Закон о шуме”, согласно которому жители страны должны полноценно отдыхать.

Громкие звуки в выходные недопустимы. Касаются эти правила и будней. В любой рабочий день с 10 часов вечера и до 6 утра соблюдение тишины является обязательным требованием. В противном случае нарушителя в ближайшее время ожидает общение с представителями полиции.

Деление законов

Законы в Австрии разделяются на гражданские и административный. Гражданский закон регулирует отношения между частными лицами. Гражданский закон применим в независимых судах. К гражданскому закону также можно отнести заключение контрактов между гражданами.

Административный закон применим властями и играет ключевую роль между отношениями высшими органами и второстепенными.

Смотрите видео: Интересные факты об Австрии.

Как же решаются конфликты в Австрийской Республике? А для этого существует законодательство. На помощь приходит Всеобщий гражданский кодекс Австрии. Именно он является основным регулятором отношений между гражданами государства. Кроме того, существует множество сопутствующих специальных законов, которые расширяют права австрийцев.

Внутренняя структура гражданского уложения Австрии

Заслуживает внимания и Уголовный кодекс Австрии. В соответствии с его нормами преступлением считается умышленное деяние лица. Меры пресечения в таком случае варьируются от пожизненного заключения до лишения свободы на срок свыше 3 лет. Все остальные противоправные деяния считаются проступками.

Структура судебной системы Австрии

Миграционное законодательство

Австрия — страна гостеприимная. Поэтому в последние годы сюда устремился мощный поток беженцев из Ирака, Сирии, Ливии и Афганистана. Однако подобная миграция не лучшим образом отразилась на криминальной обстановке в стране.

Одним из громких событий, потрясших жителей не только Австрии, было судебное разбирательство по делу иракского беженца. Педофил надругался над 10-летним мальчиком в венском бассейне.

Какое количество беженцев приняли в разных странах мира

Тем не менее своей привлекательности для иностранцев Австрийская Республика не теряет. И желающих поселиться в этой стране меньше не становится. Законы Австрии безупречно выполняются всеми ее гражданами. Подобная дисциплинированность и законопослушность позволяет сохранять высокий уровень жизни в стране.

Правила для иностранцев

Самое главное для каждого иностранца, переезжающего на постоянное место жительства в Австрию, это знать свои права и обязанности, а также подчиняться законам страны.

  • Каждый иностранец должен зарегистрироваться в магистрате по месту проживания в течение 3 рабочих дней.
  • Все иностранные граждане, которые планируют оставаться в Австрии больше, чем на 6 месяцев, должны оформить вид на жительство.
  • Вид на жительство необходимо продлевать каждый год. Документы на продление должны подаваться не позднее, чем 3 дня до окончания срока действия ВНЖ.
  • Если тип вида на жительство не подразумевает трудоустройства, вы можете оформить разрешение на работу отдельно.
  • Иностранец обязан всегда носить с собой удостоверение личности(карточку внж или загранпаспорт)
  • Иностранец обязан иметь медицинскую страховку.

Прочитать подробнее об аспектах иммиграции в Австрию вы можете на сайтеhttps://www.migration.gv.at

На сайте можно узнать о том, как получить ВНЖ Австрии.

Также будет полезным видео об ужесточении миграционного законодательства Австрии.

По данным статистики, на протяжении последних 5 лет государство входит в десятку стран с лучшими условиями для эмигрантов.

Трудовое право

Трудовое право регулирует отношения работника и работодателя, а также защищает их интересы.

Главное в трудовом праве — различие типов трудоустройства. У каждого договора есть свои особенности, о которых стоит знать до его заключения.

  • Dienstvertrag — обычный трудовой контракт.
  • Freier Dienstvertrag — фриланс-договор.
  • Werkvertrag — сервисный договор.

По обычному договору (Dienstvertrag) можно работать на полной или частичной занятости. В случае заключения такого договора работодатель платит подоходный налог самостоятельно — вы получаете зарплату уже с их вычетом.

Фриланс

Если вы планируете работать на себя, то вам нужно задуматься о фриланс-контракте( Freier Dienstvertrag). Вы можете заключать контракт с компанией или работать с клиентами.

Как фрилансер вы должны самостоятельно платить налоги. Каждые 4 месяца вам придет квитанция от налоговой, которую вы обязаны оплатить в течении одного месяца. За просрочку платежа будут начисляться пенни, поэтому стоит платить сразу же. При желании фрилансеры могут оформлять страховку по безработице.

Сервисный договор (Werkvertrag) может быть заключен как для удаленной работы, так и в компании. особенность этого договора — успешный результат по ее выполнению. То есть если вы работаете программистом — вы обязаны написать рабочую программу для получения зарплаты.

Устраиваясь на работу вы обязательно должны уточнить какой договор вы оформляете, чтобы знать свои права и обязанности. Ваши обязанности, как работника, прописаны в контракте и вы обязаны их соблюдать.

В случае болезни или экстренного происшествия вы должны уведомить об этом работодателя. По больничному листу вы будете продолжать получать отчисления в полном размере в течении 6 недель и половину от зарплаты в течении 4 дополнительных недель по справке.

А желающие найти работу и переехать в Австрию могут прочитать нашу статью о трудоустройстве.

Полезная информация

Всю информацию о законах в Австрии, а также правил въезда и оформления разрешений на работу вы можете на этих сайтах.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/europe-emigration/zakony-avstrii.html

Философия австрийской Конституции

Конституция Австрии

В Австрии существует «некодифицированная Конституция», состоящая не только из ряда конституционных законов, но и многочисленных конституционных норм, включенных в обычные законы.

По подсчетам австрийских юристов, Конституция Австрии на конец 1990 г. состояла из более чем 500 различных элементов, включая международные акты.

Так, силой норм конституционного права в стране наделена Европейская конвенция по правам человека 1950 г.

Основу конституционного законодательства Австрии составляет Федеральный конституционный закон, принятый 1 октября 1920 г. Конституционным Национальным собранием и вступивший в силу 10 ноября 1920 г. Данный закон, именуемый «конституцией», претерпел существенные изменения 7 декабря 1929 г.

(в основном новеллы касались усиления исполнительной власти) и с тех пор известен как Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г. Действие его прерывалось в 1934-1945 гг. в связи с установлением фашизма и потерей Австрией государственного суверенитета. С мая до декабря 1945 г.

действовала временная Конституция Австрии, а с конца декабря 1945 г. было восстановлено действие ФКЗ 1920 г.

На протяжении 80-летней истории ФКЗ 1920 г. претерпел существенные изменения. Только до середины 70-х гг. он изменялся свыше 30 раз. Затем до 1984 г. было введено еще 12 новых статей, одна статья отменена, изменены и дополнены статьи почти всех разделов. На основании Федерального закона 1981 г. в Конституцию был введен новый раздел («Народная правозащита»). С 1990 г.

конституционное законодательство Австрии стало переживать настоящий реформаторский бум. В 1990-2000 гг. в ФКЗ 1920 г. введено 26 новых статей, внесены изменения и дополнения в 95 статей, отменены три статьи (ст. 54, 110 и 131а) и пять абзацев в различных статьях. Претерпела изменения и структура ФКЗ 1920 г.

При сохранении первоначальной нумерации статей на сегодня отменены пять статей и фактически действуют 202 статьи.

В целом изменения коснулись государственных символов, обороны страны и воинской службы, обеспечения прав граждан и беженцев, школьного дела и воспитания, участия Австрии в Европейском Союзе, организации законодательной и исполнительной власти, статуса членов Национального и Федерального советов, расширения полномочий Административного и Конституционного судов, деятельности Счетной палаты и др.

ФКЗ 1920 г. оказался достаточно гибким для того, чтобы эффективно отреагировать на меняющиеся исторические условия. Этому способствовал облегченный порядок внесения в него изменений и дополнений.

Согласно абз. 1 ст. 44 ФКЗ 1920 г.

, конституционные законы или конституционные положения обычных законов могут быть приняты Национальным советом в присутствии не менее половины членов и большинством (в 2/3) поданных .

Важное место в системе конституционного законодательства отводится многочисленным конституционным законам и обычным законам, содержащим конституционные положения, которых к концу 70-х гг. насчитывалось свыше 300. Из них более 250 было принято после 1945 г. Прежде всего статус конституционных имеют законы, указанные в ст. 149 ФКЗ 1920 г.

В них провозглашаются личная свобода, формально-юридическое равенство (равенство перед законом и лишение наследственных привилегий), отдельные экономические, культурные и политические права (неприкосновенность собственности и жилища, свобода предпринимательства, выбора профессии, совести и вероисповедания, собраний и объединений, выражения мнения и подачи петиции). Один из таких законов — Основной закон государства от 21 декабря 1867 г. об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете, — дополнен на основании ФКЗ от 25 ноября 1973 г. и 12 мая 1982 г. положениями о соблюдении тайны телефонных разговоров и телеграфных сообщений (ст. 10а) и о свободе художественного творчества, популяризации искусства и развития его теории (ст. 17а). Одновременно Конституционным Законом от 29 ноября 1988 г. о защите личной свободы, вступившим в силу с 1 января 1991 г., была отменена ст. 8 Основного закона (о действии Закона от 27 октября 1862 г. о защите личной свободы и о гарантиях против незаконного ареста).

Например:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН об общих правах граждан, для королевств и областей, представленных в рейхсрате 12 декабря 1867 года

2. Все граждане равны перед законом.

8. Личная свобода гарантируется. — Закон 27 октября 1862 года об охране личной свободы объявляется составною частью настоящего конституционного закона. — Всякий арест, произведенный или продленный противно законам, обязывает государство к возмещению убытков потерпевшей стороны.

9. Жилище неприкосновенно. — Закон 27 октября 1862 г. об охране жилища объявляется составною частью настоящего конституционного закона.

Кроме указанных в ст. 149 законов конституционного характера выделяются специальные федеральные конституционные законы. Среди последних особую роль играют ФКЗ о вступлении Австрии в Европейский Союз, вступивший в силу после 9 сентября 1994 г., и ФКЗ о заключении Амстердамского Договора, вступивший в силу с 12 мая 1998 г.

Конституционные положения, нашли закрепление в Федеральном законе от 2 июля 1975 г. о задачах, финансировании и предвыборной агитации политических партий, Федеральном законе от 15 июля 1965 г. об австрийском гражданстве и Федеральном законе об охране личных данных, вступившем в силу с 1 января 2000 г.

При этом в Законе о партиях значение конституционных положений придано лишь содержанию абз. 1-5 1 ст. 1 (о роли, задачах, порядке организации и деятельности политических партий и их уставах); Законе о гражданстве — содержанию 1 (о разделении австрийского гражданства на гражданство Федерации и земель), п.

4 10 (о преимуществе некоторых категорий иностранцев в получении австрийского гражданства), 25 (о приобретении гражданства иностранцем в силу вступления его в должность штатного профессора университета, штатного или нештатного профессора высшей школы); Законе о защите личных данных — содержанию 1 (о сущности основного права на защиту личных данных, прежде всего в сфере частной и семейной жизни), 2 (о компетенции Федерации и земель в регулируемой области), 3 (о сфере пространственного действия), абз. 2 35 (о полномочиях Комиссии по охране личных данных), абз. 1 37 (о независимости членов Комиссий по охране личных данных) и абз. 1 38 (об организации и Регламенте Комиссии по охране личных данных).

С 1964 г. законодательным путем облегчена трансформация норм международного права во внутригосударственное право. В том же году в ранг конституционных законов были введены положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

, Первый и Второй дополнительные протоколы к Европейской конвенции (Конвенция и Первый протокол были ратифицированы с оговорками в 1958 г., а Второй протокол — в 1969 г.). В последующем были ратифицированы и вступили в силу протоколы N 4 (с 18 сентября 1969 г.), N 6 (с 1 марта 1985 г.

), N 7 (с 1 ноября 1988 г.) и N 11 (с 1 ноября 1998 г.).

Земли представляют собой государственные образования, имеющие конституции (конституционные законы), органы законодательной и исполнительной власти (ландтаги и формируемые ими правительства земель) с собственной компетенцией, представительство в верхней палате федерального парламента — Федеральном совете, гражданство, условия приобретения и утраты которого одинаковы в каждой из земель.

Федеральная конституция детально регламентирует в специальном разделе порядок формирования, состав и деятельность парламентов (ландтагов) и правительств земель.

При этом оговаривается, в какой форме и как должна быть принята конституция (конституционный закон) земли (ст.

99), предусматривается роспуск ландтага Федеральным президентом по представлению Федерального правительства и с согласия Федерального совета (ст. 100).

Из Федерального конституционного закона (1920)

Статья 12

1. К ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли — издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по следующим вопросам:

1) призрение бедных; демографическая политика, когда это не подпадает под действие статьи 10; народные попечительские учреждения; социальное обеспечение материнства, младенчества и юношества; лечебные заведения и учреждения социального обеспечения; установление требований, предъявляемых с точки зрения нужд здравоохранения к курортам, а также курортным заведениям и учреждениям; природные источники;

3. К ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли — издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по следующим вопросам:

а) состав и структура коллегий, которые в рамках федеральных школьных органов должны быть образованы в землях и административных районах, включая назначение членов этих коллегий и их вознаграждение;

Статья 15 (в ред. ФКЗ от 2 марта 1983 г. N 175)

1. Если какой-либо вопрос согласно Федеральной Конституции не отнесен определенно к компетенции Федерации в области законодательной или исполнительной деятельности, то он относится к сфере собственной компетенции земель.

6. В связи с тем, что за Федерацией сохраняется лишь установление общих принципов законодательства в рамках, предусмотренных федеральным законом, их конкретизация осуществляется законодательством земель.

Федеральный закон может установить для издания конкретизирующих законов срок, который без согласия Федерального совета не может быть менее шести месяцев и более года. Если этот срок землей не соблюдается, то компетенция по изданию конкретизирующего закона переходит от этой земли к Федерации.

После принятия землей конкретизирующего закона конкретизирующий закон Федерации теряет силу. В случаях, когда Федерацией как субъектом законодательной власти не установлены общие принципы, законодательство земли может свободно регулировать эти вопросы.

После того как Федерация установит общие принципы, положения законодательства земли в течение срока, определенного на основе федерального закона, должны быть приведены в соответствие с законом, установившим общие принципы.

Таким образом, Конституция Австрии имеет сложную, ступенчатую архитектуру, со встроенными друг в друга конституционными актами, а также ассоциированными конституционными законами и конституционными положениями.

Источник: https://studopedia.su/2_24610_filosofiya-avstriyskoy-konstitutsii.html

Refy-free
Добавить комментарий