Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Реферат

Конфликт в литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.1 Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров. В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея пьесы. В конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова. В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями. В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которых строятся произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальной действительности. Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена между добром и злом» — звучат так торжествующе: это победа теоретической, общественно – философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.2«Маскарад» — это социально – психологическая романтическая драма. Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки, символикой. В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами. Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, — говорит Арбенин, — все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело». Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни. В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости. Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя возмездие с его стороны.3Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин не знает других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по — Арбенински» и жестоко поплатился. Раз в жизни человека мне чужого, Рискуя честию, от гибели я спас. А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова, Он отнял у меня всё, всё – и через час.Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может впервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу. В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу. «Ошибка» его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскому окружению. Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и контрастный ему. Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста. Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах Арбенина в невинную жертву. «Коллизия — ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное затруднение».4Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании. Гегель пишет, что коллизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности.5 Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла. Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился переворот — после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот? Казарин в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная дистанция – духовная, интеллектуальная. Для Казарина «Ты наш» — возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нет и тени» — прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет для него смысл. Прошлое искушает Арбенина: выдержит ли. Арбенин окончательно погружается в прошлое – в «нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней явью: разрывает краткий свой союз с Ниной. «Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».6Реакция это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» — закончился поражением:Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век…Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени. Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия. И этот гордый ум сегодня изнемог! Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века. Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, — ты не хотела, ты! » Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»? Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими «недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

Литература

1. Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228. 2. Коллизия. Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3. М., 1966. С. 656-658, 716. 3. Лермонтов М. Ю. Маскарад. 4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1967.1 — Коллизия. Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З. М., 1966. 2 — Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. Стр. 215. 3 — Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. 4 — Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968 5 — Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968 6 — Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968

Источник: http://lermontov.info/referats/konflikt.shtml

Сочинение на тему Конфликт литературного произведения На материале драмы М Ю Лермонтова Маскарад

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

МинистерствообразованияРоссии.

ТамбовскийГосударственныйуниверситетим. Г. Р. Державина

Контрольнаяработа на тему:

« Конфликтлитературногопроизведения.На материаледрамы М. Ю. Лермонтова« Маскарад »»

Студентапервого курсаЛагерева А.Г.

отделениежурналистики(заочное)

Тамбов2003

Конфликтв литературе– столкновение,борьба, на которомпостроеноразвитие сюжетав художественномпроизведении.Термин конфликтблизок к терминуколлизия, онинередко взаимозаменяютдруг друга.

Таккак понятиеконфликта имеетузкое значение,то есть употребляется,когда коллизияприобретаетнаиболее острыйи открытыйхарактер, тотермин конфликтобычно используютприменительнок драматическимпроизведениям,где столкновениягероев выступаютс особеннойочевидностью.1

Особое значениеконфликт имеетв драматургии,где он являетсяглавной силой,пружиной, движущейразвитиедраматическогодействия иосновным средствомраскрытияхарактеров.

В выбореконфликта, егоосмыслениии разрешениивоплощаетсяконцепциядраматурга,художественнаяидея пьесы.

В конфликтеАрбенина собществом«лицедеев»звучит «железныйстих, облитыйгоречью и злостью», направленныйпротив тех, ктопревратил своюжизнь в пестрыйи шумный, блестящийи пустой маскарад.Только скрывсвои лица масками,эти люди позволяютсебе быть такими,каковы они насамом деле. Такв драме отражаетсяпозиция Лермонтова.

В произведенияхдраматургиинередко наблюдаетсясочетание«внешнего»конфликта –борьбы герояс противостоящимиему силами –с «внутренним»психологическимконфликтом– борьбой герояс самим собой,со своимизаблуждениями,слабостями.

В драме М. Ю.Лермонтова«Маскарад»можно выделитьсоциальныйконфликт. Этоконфликт герояи дворянскогообщества. Ипсихологическийконфликт, внутренний,в сознаниигероя.

Нельзя отождествлятьхудожественныеконфликты, накоторых строятсяпроизведениядраматургиис конфликтами,существующимив реальнойдействительности.

Идейныйзамысел «Маскарада»был подсказанигрой в карты.В светскомПетербургеэто было заметными характернымявлением. Литературане могла пройтимимо него. Видее произведениялежит проблема«высокого зла»,рожденногодеятельнымстремлениемк добру и счастью.

Буря, которуюпроизводитАрбенин в светскомкругу, разоблачаямистификациюдобра и благородства,вырастет доразмеров бунтапротив такогообщественногоустройства(«естественногопорядка»), прикотором главнуюроль в жизнииграет низкоезло, замаскированное«добром».

Самозаглавие пьесыскрывает в себеэтот смысл.Сила Арбениназаключаетсяв том, что онне только ходитбез маски, нои срывает маскис других.

Вотпочему словаего – «Преградарушена междудобром и злом»- звучат такторжествующе:это победатеоретической,общественно– философскоймысли, определявшейвсё поведениеАрбенина и всёотличие егоот других персонажей.Здесь – идейныйцентр пьесы.2

«Маскарад»- это социально– психологическаяромантическаядрама. Характеризуетсяпротивопоставлениемгероя окружающейсреде, условностьюокружающейобстановки,символикой.

В драме обличаютсяобщественныеотношения истрадающийв этих условияхнезаурядныйчеловек.

Онстремится уйтиот царящих всовременномему обществеусловностей,своекорыстияи фальши, но вто же время самзаражен эгоистическимипомыслами ичувствами.

Лермонтовпрезирал светскоеобщество. Славившиесяв то время вечера,балы и маскарадыв доме Энгельгардта,посещалисьне только столичнойзнатью, но ичленами царскойфамилии воглаве с императором.Картину нравовдворянскогообщества Лермонтовнарисовал ив «Маскараде».

Примечательно,что Лермонтовназвал маскарадомвсю пьесу, а нетолько сцену,в которойизображаетсякостюмированныйбал у Энгельгардта.

Название пьесысимволично: вся жизньдействующихлиц предстаетперед нами какпестрый, стремительный,полный интриги обманов, скрытыхпороков ипреступлений,внешне изысканныйи блестящий,но пустой иутомительныймаскарад.

Тольконадев маскина лица, её героиосмеливаютсяобнажить своитайные мыслии чувства и,хотя бы на время,стать самимисобой. «Подмаской, — говоритАрбенин, — всечины равны, умаски ни душини званья нет… И если маскоючерты утаены,то маску с чувствснимают смело».

Настоящий,подлинныймаскарад наступаету них послетого, как с лицсброшены маски.Лицемерие,притворство,зависть, клевета,интриги – таковычерты «нормального»состояния, вкотором этилюди находятсяв действительнойжизни.

В образеАрбенина отраженыраздумья поэтао сильных сторонахсвоевольногогероя, бросающеговызов всемуобществу, иодновременнообозначеныего нравственныеслабости.

Гегель пишет,что в этих коллизияхглавным являетсято, что человеквступает вборьбу с чем-тов себе и длясебя нравственным,истинным, святым,навлекая насебя возмездиес его стороны.3

Так «гордыйум» Арбенинаизнемог в конфликтесо светом исобственнымипредставлениями,внушеннымитой же порочнойсредой. Арбениндвойственен.Он и жертва ипреступник.Автор и сочувствуети осуждает его.И всё-таки «высокое»злодействогероя – индивидуалистаснижено дообычногопреступления,ибо Арбенинне знает другихзаконов. Разв жизни Арбенинпоступил не«по — Арбенински»и жестоко поплатился.

Раз в жизничеловека мнечужого,

Рискуя честию,от гибели яспас.

А он – смеясь,шутя, не говоряни слова,

Он отнялу меня всё, всё– и через час.

Арбенинтяжко страдает.Но причина егостраданий –те же законыморали, которыеон сам исповедовали которым следовалдо того, как,встретил Нину,«снова воскресдля жизни идобра». Но теперьэти законыобращаютсяпротив него,и он, быть можетвпервые, насамом себепочувствовалвсю их губительнуюсилу.

В результатеАрбенин караетневинную жену.Когда он узнаетоб этом, тооказываетсяне в силах вынестипревращениеиз романтическойжертвы и мстителяв заурядногоубийцу.

«Ошибка»его зависитво многом отневерия вестественныечувства, которыесвойственныНине и которыеона сохранилавопреки светскомуокружению.

Детская наивность,чистота, отдуши идущие,нежность илюбовь, доброесердце и светлыйум, чуждыйусловностейи расчетов –всё это образуетхарактер,противостоящийАрбенину иконтрастныйему.

Такой характервыступает меройоценки героя– индивидуалиста.Арбенин превращаетсяиз жертвы взлодея, а Нинаиз преступницы,в глазах Арбенинав невиннуюжертву.

«Коллизия- ситуация, котораяв своем понятиизаключаетсвоеобразноезатруднение».4

Так волеюобстоятельстви интриги АрбенинподозреваетНину в измене.Состояниедисгармониипорождаетотношения,которые немогут существоватьдлительно, онинуждаются впреобразовании.

Гегель пишет,что коллизиянарушает гармониюи заставляетединый в себеидеал перейтив состояниеразлада ипротивоположности.5 Через любовнуюколлизию проясняетсядвойственностьАрбенина. Этои проверкаАрбенина.

Начьей он стороне– добродетелиили зла.

Конфликтпоколенийзахватываетсферу личныхотношенийАрбенина сНиной. Этотконфликт накаждом шагуАрбенин подчеркивает:Нина «слишкоммолода», он«сердцем слишкомстар». Углублениеи расширениеконфликта идетза счет прошлого.В прошлом вдуше Арбенинасовершилсяпереворот — после его встречис Ниной, и теперьв настоящем,решается вопрос:насколькопрочен, устойчив,качественнонеобратим этотпереворот?

Казарин вэтот переворотне верит иторжествует:«Ты наш». Номежду нимиогромная дистанция– духовная,интеллектуальная.

Для Казарина«Ты наш» — возвращениек карточномустолу, для Арбенина– «былого нети тени» — прямоеотречение отнедавнегопрошлого и оттех нравственныхценностей,которые внеслав его жизньНина. Жизньтеряет для негосмысл. Прошлоеискушает Арбенина:выдержит ли.Арбенин окончательнопогружаетсяв прошлое – в«нестерпимые,но сладостныедни », делаетего своей сегодняшнейявью: разрываеткраткий свойсоюз с Ниной.

«Действиепредполагаетобстоятельства,ведущие к коллизиям,к акции и реакции».6

Реакция этотрагическаяразвязка конфликта.Арбенин поверил«обществу»,а не своей жене.Нина умирает.«Завистливыйи злой» светпогубил еёсчастье с Арбениным.Можно подумать,что Арбенинпроиграл свету.Поединок гордого,независимогочеловека, которыймог сказатьо себе: «ничеми никому я небыл в жизньобязан» — закончилсяпоражением:

Беги, красней,презренныйчеловек,

Тебя, каки других, к землеприжал наш век…

Но Арбенинне бежал, несдался, и покасилы зла непотушили в немразум, никтои ничто не смоглопоставить егона колени.

Развязкавнутреннегодушевногоконфликтанаступает,когда Звездичи Неизвестныйприходят в егодом, чтобы завершитьдавно задуманнуюместь. Не понадобилисьни шпаги, нипистолеты.Арбенин стоитперед ними наколенях – неу дуэльногобарьера, а учерты безумия.

И этот гордыйум сегодняизнемог!

Этими словамиНеизвестногословно бы подводитсячерта под неравнойборьбой сильного,смелого, нобесконечноодинокогочеловека, непожелавшего«гнуться ипреклоняться»перед жестокимизаконами века.

Дважды в пьесевозвращаетсяАрбенин к своимнесбывшимсямечтам: первыйраз в беседес Казариным,второй – в объяснениис Ниной передеё смертью. Вчём обвиняетон Нину? «Бытьможет, я б успелнебесные мечтыосуществить,предавшисянадежде, и всердце б оживилвсе, что цвелов нем прежде,- ты не хотела,ты! »

Какие мечтыхотел осуществитьАрбенин, найдясебе счастьеи успокоениев любви к Нине?Что это за намёкии «недоговоренности»?

Эти арбенинскиепризнания непрояснены доконца в пьесе,их смысл Лермонтовоставляетнераскрытым.Важно понять,что за этими «недоговоренностями»скрыто не толькоглубоко личное,интимно – душевное,но и большоесоциальноесодержание,что трагедияАрбенина заключаетв себе нечтотакое, что выходитза рамки еголичной судьбы.

Драма М.Ю. Лермонтова Маскарад

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

2 слайдОписание слайда:

Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни.

Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX в Замысел «Маскарада» Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г.

В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.

3 слайдОписание слайда:

Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью.

Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром».

Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Здесь – идейный центр пьесы.

4 слайдОписание слайда:

Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Смысл названия пьесы

5 слайдОписание слайда:

Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами. Художественное содержание драмы

6 слайдОписание слайда:

«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.

7 слайдОписание слайда:

Арбенин – один из тех персонажей, которые, не будучи положительными героями, вместе с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому нередко выступают как выразители его взглядов.

Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни.

Сознание невозможности достигнуть духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире, где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущение Арбенина. Образ Арбенина

8 слайдОписание слайда:

Но горький жизненный опыт отравляет его ядом безграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимости своих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощает ему отступничества. . Основа его личности – мощная энергия отрицания. Пережив крушение юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя, надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви.

9 слайдОписание слайда:

Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра».

Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может, впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу. В результате Арбенин карает невинную жену.

Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.

10 слайдОписание слайда:

Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и всеобъемлющего отрицания.

11 слайдОписание слайда:

Образ Нины Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской», как и имена других персонажей драмы. Настоящее имя Нины — Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу. Двуименность героини является предвестником последующей трагедии Нины.

12 слайдОписание слайда:

Нина — образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности.

У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна.

  Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: …черствая кора С моей души слетела, мир прекрасный Моим глазам открылся не напрасно, И я воскрес для жизни и добра».

13 слайдОписание слайда:

Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине. Полная тяжелых предчувствий, она умоляет Арбенина „кинуть свет“: „В деревне молодость свою я схороню, оставлю балы, пышность, моду и эту скучную свободу“.

Она тяготится мнимой скучной свободой, которая ей предоставлена…

Нина превращается из «созданья слабого» в гордую женщину, не прощающую ни дерзостей светского волокиты Звездича, ни ревности мужа, оскорбляющей ее достоинство.

14 слайдОписание слайда:

Конфликт в драме «Маскарад» В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.

Лермонтов показал в „Маскараде“, что „формула“: „кто нынече не гнется, ни до чего тот не добьется“ — была главной формулой „благоденствия“ в николаевской столице. „Формуле“ этой противостоит гордое арбенинское: „Мне поздно перед ними гнуться…

“, „Ничем и никому я не был в жизнь обязан“.

15 слайдОписание слайда:

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты.

Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия.

«И этот гордый ум сегодня изнемог!» Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

16 слайдОписание слайда:

Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко соответствует богатству ее стиля, многообразию смысловых и интонационных оттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легких светских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя.

Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических произведений Лермонтова.

Своеобразие «Маскарада» Своеобразие стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и реалистического планов изображения.

17 слайдОписание слайда:

Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада». Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати. Если подлинный лермонтовский «Маскарад», хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/drama-myu-lermontova-maskarad-2119503.html

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Работа сделанна в 2003 году

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» — раздел Литература, — 2003 год — Министерствообразования России. Тамбовскийгосударственный Университет Им. Г….

Министерствообразования России. ТамбовскийГосударственный университет им. Г. Р. Державина Контрольнаяработа на тему Конфликт литературногопроизведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад Студента первого курса Лагерева А.Г.

отделение журналистики заочное Тамбов 2003 Конфликт в литературе столкновение, борьба, на которомпостроено развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близокк термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга.

Так как понятиеконфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизияприобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычноиспользуют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героеввыступают с особенной очевидностью.

1 Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он являетсяглавной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основнымсредством раскрытия характеров.В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощаетсяконцепция драматурга, художественная идея пьесы.

В конфликте Арбенина с обществом лицедеев звучит железныйстих, облитый горечью и злостью , направленный против тех, кто превратил своюжизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад.

Только скрыв свои лицамасками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так вдраме отражается позиция Лермонтова.В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание внешнего конфликта борьбы героя с противостоящими ему силами с внутренним психологическим конфликтом борьбой героя с самим собой, сосвоими заблуждениями, слабостями.

В драме М. Ю. Лермонтова Маскарад можно выделить социальныйконфликт.

Это конфликт героя и дворянского общества. И психологическийконфликт, внутренний, в сознании героя. Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которыхстроятся произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальнойдействительности.Идейный замысел Маскарада был подсказан игрой в карты.Всветском Петербурге это было заметным и характерным явлением.

Литература немогла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема высокого зла ,рожденного деятельным стремлением к добру и счастью.

Буря, которую производит Арбенинв светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет доразмеров бунта против такого общественного устройства естественногопорядка , при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное добром . Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл.

Сила Арбениназаключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски сдругих.

Вот почему слова его Преграда рушена между добром и злом — звучаттак торжествующе это победа теоретической, общественно философской мысли,определявшей вс поведение Арбенина и вс отличие его от других персонажей.Здесь идейный центр пьесы.

2 Маскарад — это социально психологическая романтическаядрама. Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностьюокружающей обстановки, символикой.

В драме обличаются общественные отношения истрадающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих всовременном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же времясам заражен эгоистическими помыслами и чувствами. Лермонтов презирал светское общество.

Славившиеся в то времявечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членамицарской фамилии во главе с императором.Картину нравов дворянского обществаЛермонтов нарисовал и в Маскараде .

Примечательно, что Лермонтов назвалмаскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированныйбал у Энгельгардта.

Название пьесы символично вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый,стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешнеизысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.

Только надев маскина лица, е герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бына время, стать самими собой. Подмаской говорит Арбенин все чины равны, у маски ни души ни званьянет И если маскою черты утаены, томаску с чувств снимают смело .

Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, какс лиц сброшены маски.

Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги таковы черты нормального состояния, в котором эти люди находятся вдействительной жизни.В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонахсвоевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначеныего нравственные слабости.

Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, чточеловек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным,святым, навлекая на себя возмездие с его стороны. 3 Так гордый ум Арбенина изнемог в конфликте со светом исобственными представлениями, внушенными той же порочной средой.

Арбениндвойственен.Он и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. Ивс -таки высокое злодейство героя индивидуалиста снижено до обычногопреступления, ибо Арбенин не знает других законов.

Раз в жизни Арбенин поступилне по — Арбенински и жестоко поплатился.Раз вжизни человека мне чужого,Рискуячестию, от гибели я спас.А он смеясь, шутя, не говоря ни слова,Онотнял у меня вс , вс и через час. Арбенин тяжкострадает.

Но причина его страданий те же законы морали, которые он самисповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, снова воскрес дляжизни и добра . Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть можетвпервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу.В результате Арбенин карает невинную жену.

Когда он узнает обэтом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы имстителя в заурядного убийцу.

Ошибка его зависит во многом от неверия в естественныечувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскомуокружению.

Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь,доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов вс это образуетхарактер, противостоящий Арбенину и контрастный ему. Такой характер выступаетмерой оценки героя индивидуалиста.

Арбенин превращается из жертвы в злодея, аНина из преступницы, в глазах Арбенина в невинную жертву.

Коллизия — ситуация, которая в своем понятии заключаетсвоеобразное затруднение . 4 Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину визмене.Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могутсуществовать длительно, они нуждаются в преобразовании.

Гегель пишет, чтоколлизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояниеразлада и противоположности. 5 Через любовную коллизию проясняетсядвойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина.На чьей он стороне добродетели или зла. Конфликт поколений захватывает сферу личных отношенийАрбенина с Ниной.

Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает Нина слишком молода , он сердцем слишком стар . Углубление и расширение конфликтаидет за счет прошлого.

В прошлом в душе Арбенина совершился переворот — после его встречи с Ниной, и теперь внастоящем, решается вопрос насколько прочен, устойчив, качественно необратимэтот переворот? Казарин в этот переворот не верит и торжествует Ты наш . Номежду ними огромная дистанция духовная, интеллектуальная.

Для Казарина Ты наш — возвращение к карточному столу, дляАрбенина былого нет и тени — прямое отречение от недавнего прошлого и оттех нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет длянего смысл.

Прошлое искушает Арбенина выдержит ли. Арбенин окончательнопогружается в прошлое в нестерпимые, но сладостные дни , делает его своейсегодняшней явью разрывает краткий свой союз с Ниной. Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, какции и реакции . 6 Реакция это трагическая развязка конфликта.

Арбенин поверил обществу , а не своей жене. Нина умирает. Завистливый и злой свет погубил е счастье с Арбениным.Можно подумать, что Арбенин проиграл свету.

Поединокгордого, независимого человека, который мог сказать о себе ничем и никому яне был в жизнь обязан — закончился поражением Беги,красней, презренный человек, Тебя,как и других, к земле прижал наш век Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла непотушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когдаЗвездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманнуюместь.Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты.

Арбенин стоит перед ними наколенях не у дуэльного барьера, а у черты безумия.

И этот гордый ум сегодня изнемог!Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта поднеравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, непожелавшего гнуться и преклоняться перед жестокими законами века.

Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимсямечтам первый раз в беседе с Казариным, второй в объяснении с Ниной перед е смертью.

В ч м обвиняет он Нину? Быть может, я б успел небесные мечтыосуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в немпрежде ты не хотела, ты! Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье иуспокоение в любви к Нине? Что это за нам ки и недоговоренности ?Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, ихсмысл Лермонтов оставляет нераскрытым.

Важно понять, что за этими недоговоренностями скрыто не только глубоколичное, интимно душевное, но и большое социальное содержание, что трагедияАрбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

Литература 1. Гегель.Эстетика В 4 т. Т. 1. М 1968. С. 213-214, 223, 225-228.2. Коллизия. Конфликт Краткаялитературная энциклопедия В 9 т. Т. 3. М 1966. С.656-658, 716.3. Лермонтов М. Ю. Маскарад.4.

Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М Л 1967. 1 Коллизия. Конфликт Краткая литературная энциклопедия В 9т. Т. З. М 1966. 2 Б. М. Эйхенбаум. Статьи оЛермонтове.Стр. 215.

3 Гегель.

Эстетика В 4 т.Т. 1. М 1968. 4 Гегель. Эстетика В 4 т. Т. 1. М 1968 5 Гегель. Эстетика В 4 т.Т. 1. М 1968 6 Гегель. Эстетика В 4 т.Т. 1. М 1968.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: http://allrefs.net/c16/2fsfq/

сочинение : Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Министерство образования России.

Тамбовский Государственный университет им. Г. Р. Державина

Контрольная работа на тему:

« Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова « Маскарад » »

Студента первого курса Лагерева А.Г.

 отделение журналистики (заочное)

Тамбов 2003

Конфликт в литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга.

Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.[1]

Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.

В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея пьесы.

В конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками, эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова.

В произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта – борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями.

В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.

Нельзя отождествлять художественные конфликты, на которых строятся произведения драматургии с конфликтами, существующими в реальной действительности.

Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью.

Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром».

Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других.

Вот почему слова его – «Преграда рушена между добром и злом» — звучат так торжествующе: это победа теоретической, общественно – философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.[2]

«Маскарад» — это социально – психологическая романтическая драма. Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки, символикой.

В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек.

Он стремится уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами.

Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в доме  Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде».

Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта.

Название пьесы символично:  вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.

Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой.  «Под маской, — говорит Арбенин, — все чины равны, у маски ни души ни званья нет…  И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.

В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости.

Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя возмездие с его стороны.[3]

Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и жертва и преступник.

Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин не знает других законов.

Раз в жизни Арбенин поступил не «по — Арбенински» и жестоко поплатился.

Раз в жизни человека мне чужого,

Рискуя честию, от гибели я спас.

А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,

Он отнял у меня всё, всё – и через час.

  Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может впервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу.

В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.

«Ошибка» его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны Нине и которые она сохранила вопреки светскому окружению.

Детская наивность, чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и контрастный ему.

Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста. Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах Арбенина в невинную жертву.

«Коллизия — ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное затруднение ».[4]

Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании.

Гегель пишет, что коллизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности.[5]  Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина.

На чьей он стороне – добродетели или зла.

Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар».

Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого.

В прошлом в душе Арбенина совершился переворот —  после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот?

Казарин в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная дистанция – духовная, интеллектуальная.

Для Казарина «Ты наш» — возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нет и тени» — прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина.

Жизнь теряет для него смысл. Прошлое искушает Арбенина: выдержит ли.

Арбенин окончательно погружается в прошлое – в «нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней явью: разрывает краткий свой союз с Ниной.

«Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».[6]

Реакция это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» — закончился поражением:

Беги, красней, презренный человек,

Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия.

И этот гордый ум сегодня изнемог!

Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века.

Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, — ты не хотела, ты! »

Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»?

Эти арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими  «недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

1.   Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228.

2.   Коллизия. Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.

               Т. 3. М., 1966. С. 656-658, 716.

3.   Лермонтов М. Ю. Маскарад.

4.   Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1967.

Источник: http://twidler.ru/referat/ostalnye-referaty/konflikt-literaturnogo-proizvedeniya-na-materiale-dramy-191995

Проблематика и художественные особенности драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Контрольная работа по дисциплине «Истории русскойлитературы (первая треть XIX века)»

Новгородский государственный университет имениЯрослава Мудрого

Гуманитарный институт

Филологический факультет

Великий Новгород

2006

Введение

«Маскарад»– драма Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Лермонтов продолжил иразвил в ней основные линии, намеченные в юношеских пьесах, и в то же время«Маскарад» – произведение иного художественного уровня, свидетельствующее обогромных возможностях Лермонтова-драматурга. Это единственная драма, которуюЛермонтов предназначал для театра и упорно добивался ее постановки на сцене.

Художественноесодержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов –от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург30-х гг. XIX в.

– средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены чертывеликосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой,маскарадами. Не менее широко была распространена карточная игра.

Тема карточнойигры и маскарада широко представлена в русской литературе («Пиковая дама»А.С.Пушкина, «Игроки» Н.В.Гоголя и др.).

«Маскарад»– романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэтуРоссии, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре вниманияавтора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжестьодинокого противостояния существующему порядку вещей.

Арбенин – один из техперсонажей Лермонтова, которые, не будучи его положительными героями, вместе стем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близкиавтору и потому, естественно, в соответствии со своим характером нередковыступают как выразители его взглядов.

Лермонтов наделил своего героя силойдуха, мужеством, тоской по иной жизни. Сознание невозможности достигнутьдуховной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире,где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущениеАрбенина. Основа его личности – мощная энергия отрицания.

Пережив крушениеюношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя,надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви.

Ногорький жизненный опыт, возвышая Арбенина над окружающим, отравляет его ядомбезграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимостисвоих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощаетему отступничества.

Отсюда – неизбежность драматического взрыва, завершающегосякатастрофой.

Трагический конец Арбенина предрешен и самим характеромразвивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностямиличности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма ивсеобъемлющего отрицания.

1 Конфликт в драме «Маскарад»

Конфликтв литературе – система противоречий, которая организует художественноепроизведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров,идей, которая развертывается в каждом произведении.

Термин конфликт близок ктермину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга.

Так как понятиеконфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизияприобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычноиспользуют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героеввыступают с особенной очевидностью.

Особоезначение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной,движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытияхарактеров.

Ввыборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга,художественная идея пьесы.

Вконфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитыйгоречью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь впестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками,эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драмеотражается позиция Лермонтова.

Впроизведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта –борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическимконфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями.

Вдраме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Этоконфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний,в сознании героя.

Идейныйзамысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это былозаметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идеепроизведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением кдобру и счастью.

Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачаямистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такогообщественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль вжизни играет низкое зло, замаскированное «добром».

Само заглавие пьесы скрываетв себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит безмаски, но и срывает маски с других.

Вот почему слова его – «Преграда рушенамежду добром и злом» – звучат так торжествующе: это победа теоретической,общественно–философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всёотличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.

Лермонтовпрезирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады вдоме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царскойфамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтовнарисовал в «Маскараде».

Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всюпьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал уЭнгельгардта.

Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстаетперед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых порокови преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительныймаскарад.

Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить своитайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, –говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскоючерты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Настоящий,подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального»состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.

Вобразе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя,бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственныеслабости.

Так«гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственнымипредставлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он ижертва и преступник.

Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое»злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенинне знает других законов.

Раз в жизни Арбенин поступил не «по-арбенински» ижестоко поплатился.

Разв жизни человека мне чужого,

Рискуячестию, от гибели я спас.

Аон – смеясь, шутя, не говоря ни слова,

Онотнял у меня всё, всё – и через час.

Арбенинтяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он самисповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес дляжизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может,впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу.

Врезультате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, тооказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя взаурядного убийцу.

«Ошибка»его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственныНине и которые она сохранила вопреки светскому окружению.

Детская наивность,чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждыйусловностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину иконтрастный ему.

Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста.Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазахАрбенина в невинную жертву.

Такволею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояниедисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, онинуждаются в преобразовании. Через любовную коллизию проясняется двойственностьАрбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла.

Конфликтпоколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт накаждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишкомстар».

Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого.

В прошлом вдуше Арбенина совершился переворот — после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколькопрочен, устойчив, качественно необратим этот переворот?

Казаринв этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромнаядистанция – духовная, интеллектуальная.

ДляКазарина «Ты наш» – возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нети тени» прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных ценностей,которые внесла в его жизнь Нина.

Жизнь теряет для него смысл. Прошлое искушаетАрбенина: выдержит ли.

Арбенин окончательно погружается в прошлое – в«нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней явью: разрываеткраткий свой союз с Ниной.

«Действиепредполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».

Реакция– это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своейжене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным.Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимогочеловека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан»– закончился поражением:

Беги,красней, презренный человек,

Тебя,как и других, к земле прижал наш век…

НоАрбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто иничто не смогло поставить его на колени.

Развязкавнутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходятв его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, нипистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а учерты безумия.

«Иэтот гордый ум сегодня изнемог!»

Этимисловами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного,смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться ипреклоняться» перед жестокими законами века.

Дваждыв пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе сКазариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет онНину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, ив сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, – ты не хотела, ты!»

Какиемечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви кНине? Что это за намёки и «недоговоренности»?

Этиарбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтовоставляет нераскрытым. Важно понять, что за этими  «недоговоренностями» скрыто не только глубоколичное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что трагедияАрбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.

2 Своеобразие «Маскарада»

Своеобразиестиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического иреалистического планов изображения.

Обнаружившая себя еще в юношеских пьесахЛермонтова тенденция ввести высокого романтического героя в бытовое окружениетолько в «Маскараде» получает полноценное художественное воплощение: высокое инизкое предстают здесь как отражение разных сторон действительности, аромантическая исключительность героя воспринимается как жизненно-правдивоеявление.

Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубокосоответствует богатству ее стиля, многообразию смысловых и интонационныхоттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легкихсветских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность произв.определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя.

Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явленийжизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе стем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтическихпроизведений Лермонтова,

несущихидею благородной мести, духовного мятежа (ранняя лирика, кавказские поэмы).

Пьесапостроена на принципе силы и двойного сострадания — не только к жертве (Нине),но и к виновнику ее гибели (Арбенину). Никакой «телеологической картины мира»,никакого «возвышенного порядка», никакого разрешения диссонанса «в великойгармонии целого» нет.

В основу драмы Лермонтов кладет жизненный путь человека,который Шиллер называет «реалистическим»: мужественное и гордоепротивопоставление силе силы же.

Через обличение благополучного в своейлицемерной «веселости» светского общества и «блестящего, но ничтожного» векаЛермонтов поднимается до высоких трагических тем: «отбрасывает ложно понятуюснисходительность и слабый, изнеженный вкус».

Буря, которую производит Арбенинв светском обществе, вырастает до пределов бунта против всего устройствачеловеческой жизни, против Бога и установленных кодексов морали: «Преградарушена между добром и злом!» – торжествующе кричит Арбенин Звездичу.

3Параллели между «Маскарадом» и другими произведениями

Наибольшуювнутреннюю близость с драмой обнаруживает поэма «Демон» – освобожденный отбытовой конкретности вариант той же идейно-философской и психологическойколлизии.

Знаменателен (как в смысле родства, так и взаимной контрастности этихпроизведений) обмен репликами между князем и Арбениным: «Вы человек иль демон?»– «Я? – игрок!».

Герои «Демона» и «Маскарада» находятся на разных этапахединонаправленного духовного движения (от горького разочарования в мире людей –через возрождающую и примиряющую любовь – к новому, еще более страшномуразочарованию – падению).

Впервой редакции, представленной Лермонтовым в цензуру, «Маскарад» состоял изтрех актов и кончался гибелью Нины; четвертый акт (появление Неизвестного исумасшествие Арбенина) был написан после запрещения цензурой, нашедшей в пьесе«прославление порока».

При этом Лермонтов не внес почти никаких изменений втекст первых трех актов; он прибавил четвертый акт, надеясь, что в таком видепьеса будет одобрена, потому что «порок» был более или менее наказан. В связисо сказанным выше о проблеме зла эта история «Маскарада» имеет очень важноезначение.

В поэзии Лермонтова господствует тема мести, зла и демонстративноотсутствуют темы наказания, возмездия или прямого нравоучения. ПоявлениеНеизвестного и темы «возмездия» до некоторой степени аналогично тому, чтопроизошло с «Демоном». В редакциях 1833 и 1838 гг.

(в сущности – последней) нетторжествующего ангела и нет побежденного Демона, проклинающего «мечты безумныесвои». Здесь роль ангела очень скромная: он только молится за душу «грешницымладой». Тема «возмездия» появилась в тексте 1841 г. («Но час суда теперьнастал, и благо Божие решенье»; ср. восклицание Неизвестного: «Казнит злодеяпровиденье!»).

В предисловии к «Герою нашего времени» недаром сказано: «Нашапублика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее ненаходит нравоучения».

В «Княжне Мери» Печорин говорит о себе характерную фразу,вскрывающую антипатию Лермонтова к дидактическим жанрам, к нравоучительнымпьесам с финальным «возмездием»: «Я был необходимое лицо пятого акта; невольноя разыгрывал жалкую роль палача или предателя».

Неизвестный в финале«Маскарада» – именно эта «жалкая роль», не входившая в первоначальный планпьесы. Образ Арбенина органически связан с образом Демона, исключающим всякуюмысль о каре или возмездии.

Монологи Арбенина, то и дело заставляющиевспоминать текст «Демона», вносят в «Маскарад» глубокий иносказательный смысл,уводящий далеко за пределы самого сюжета и обнаруживающий подлинный (непсихологический, а социально-философский) замысел автора: показать трагедиючеловеческого общества, устроенного так, что настоящее, деятельное стремление кдобру, насыщенное мыслью и волей, неизбежно должно принять форму зла –ненависти, мести, презрения. Арбенин – попытка реального воплощения того зла,которое произошло от одного начала с добром и существует как упрек ему. Этозло, возникшее по вине добра: оно не столько борется с добром, сколько обличаетего.

Нераз было уже указано на связь «Маскарада» с грибоедовским «Горем от ума». Пьесыобъединены единой идеей – показа великосветского общества, порочного,ничтожного и развращенного.

Тождественность задания, ощущавшаяся исовременниками Лермонтова и последующей критикой, приводила и к сходствуситуаций: разговор Арбенина с Казариным о посетителях игорного дома заставлялвспомнить беседу Горича с Чацким о посетителях фамусовского бала; монологАрбенина после бала (сц. 3-я) перекликался с монологом Чацкого в сеняхфамусовского дома (д. IV, явл. 3).

Параллели шли дальше. Сходство образовШприха и Загорецкого объяснялось тем, что оба драматурга рисовали одно и то желицо – третьесортного литератора и агента III отделения Элькана. А сходствоперсонажей приводило к близости отдельных «пассажей» пьес. На этой близостистоит остановиться. Разносчикам вестей и профессиональным доносчикам неловкочего-либо не знать.

Когда баронесса спрашивает Шприха, известна ли ему историякнязя Звездича и Нины, он растерянно бормочет: «Нет… слышал… как же… нет– об этом говорил и замолчал уж свет…», а про себя он должен признаться: «Ачто-бишь, я не помню, вот ужасно!». В аналогичном положении Загорецкий, когдаего спрашивают о сумасшествии Чацкого: «А! знаю. Помню, слышал.

Как мне незнать! примерный случай вышел…» Но про себя и он должен сознаться, что емуничего неизвестно: «Который Чацкий здесь!.. Известная фамилья… с каким-тоЧацким я когда-то был знаком».

Вчрезмерном увлечении параллелями как-то забывали, что естественнее выводитьситуации «Маскарада» из пьесы того гениального поэта, перед которым Лермонтовпреклонялся с отроческих лет, – из шекспировского «Отелло».

Предмет,принадлежащий женщине и попадающий в чужие руки, возбуждает ревность; ложныйдруг усиливает эту ревность; муж, считающий себя оскорбленным, сам свершает суднад той, кого он пламенно любит и которая именно потому должна быть им самимнаказана.

Это – ситуация двух пьес: «Отелло» и «Маскарада».

Заключение

ДраматургияЛермонтова, взятая внутри его творческой эволюции, была как бы мостом отюношеских поэм к зрелой прозе. На драматургической работе Лермонтов развилметод психологического анализа и технику мотивировки, использованные потом в«Герое нашего времени».

Но и независимо от этого драматургия Лермонтова, и,прежде всего, конечно, «Маскарад», сохраняет свое значение. По своим принципамона была новаторской, опиравшейся на Байрона, Шиллера, на французскуюромантическую драму и мелодраму.

В то же время «Маскарад» был своего родаитогом русской драматургии

20–30-хгодов, выросшей на основе новых, боевых идейных и художественных принципов иоставшейся за пределами тогдашней сцены. Характерен в этом смысле самый жанр«Маскарада», совмещающий в себе элементы высокой трагедии, мелодрамы и комедии.Родство «Маскарада» с «Горем от ума» отмечалось неоднократно – и в стихе, и встиле.

Борьба с нравоучительностью объединяет драматургию Лермонтова спушкинской.

Было, конечно, необычайной смелостью написать «Бориса Годунова»так, как это сделал Пушкин, придавший трагические черты образу «злодея»; но ещебольшей смелостью было написать «маленькую трагедию» о злодейском поступкеСальери и, вместо наказания, закончить ее вопросом:

…илиэто сказка

Тупой,бессмысленной толпы – и не был

Убийцеюсоздатель Ватикана?

Сэтим сходно восклицание Арбенина в конце III акта, после смерти Нины:

…Новсе черты спокойны, не видать

Вних ни раскаянья, ни угрызений…

Ужель?

Отметим,наконец, что есть некоторая близость между «Маскарадом» и драмой Кюхельбекера«Ижорский», рисующей образ гордого и сильного человека, презирающего людей;близость сказывается и в языке и в стихе.

Указанные связи обнаруживают родстводраматургии Лермонтова (как это было и в лирике, и в поэмах, и в прозеюношеского периода) с декабристской драматической литературой как в тематике, таки в драматических принципах.

Гениальныйсоздатель «Маскарада» двадцатидвухлетним юношей бросил путь драматурга. Егодраматургическое наследие не велико. Но глубоки его раздумья о жизни в этихнемногочисленных пьесах, в особенности в «Маскараде».

Список литературы

Лермонтовскаяэнциклопедия / АН СССР. Институт русской литературы; – М.: Советскаяэнциклопедия, 1981. – 746 с.: ил.

Литературнаяэнциклопедия: В 11 т. – М., 1929-1939.

ЛомуновК. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия // Лермонтов М.Ю. Маскарад:Сб. ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941.

НейманБ.В. Язык пьес Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Маскарад:

Сб.ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941.

ЭйхенбаумБ.М. Статьи о Лермонтове / АН СССР. Институт русской литературы; – М. –Л.,Изд-во АН СССР, 1961. – 372 с.

Дата добавления: 05.02.2006

Источник: https://www.km.ru/referats/6AD4FC61D36D43F78DE624FFEF736302

Refy-free
Добавить комментарий