Классицизм в живописи

Содержание
  1. Классицизм в искусстве: определение, история, примеры
  2. Характеристики классического стиля
  3. Средневековый классицизм (800-1400 г.г. н.э.)
  4. Классицизм периода Ренессанса (1400-1600)
  5. Барочный классицизм (1600-1700)
  6. Неоклассицизм (c.1780-1850)
  7. Классицизм 19-20 веков
  8. Живопись
  9. Классицизм
  10. Классицизм (живопись). обсуждение на liveinternet — российский сервис онлайн-дневников
  11. Классицизм: строгие идеалы высокого стиля
  12. Характерные черты классицизма
  13. Классицизм и барокко — непримиримые антиподы
  14. Жанровая иерархия классицизма
  15. Великие имена эпохи
  16. Русский классицизм
  17. Классицизм в скульптуре, архитектуре и живописи (XVI и XVII вв)
  18. Скульптура классицизма
  19. Архитектура классицизма
  20. Архитектура классицизма Франции
  21. Архитектура классицизма Италии
  22.  Архитектура классицизма  Англии, Соединенных Штатов и Германии
  23. Живопись классицизма
  24. Развитие живописи классицизма в России
  25. Упадок классицизма
  26. Классицизм в искусстве (XVII-XIX вв)
  27. Классицизм в живописи
  28. Классицизм в архитектуре
  29. Заключение

Классицизм в искусстве: определение, история, примеры

Классицизм в живописи

В изобразительном искусстве термин «классицизм» (прилагательное: классицистский) обычно относится к подражанию искусству классической древности (ок. 1000 до н.э. – 450 г. н.э.

), особенно к подражанию «греческому искусству» и «римскому искусству», а также более ранним прототипам, таким как «эгейское искусство» (ок. 2500-1100 гг. до н.э.) и «этрусское искусство» (ок. 700-100 гг. до н.э.).

Так, например, любая архитектура, живопись или скульптура, выполненная в средние века или позже, которая была вдохновлена ​​искусством Древней Греции или Древнего Рима, является примером классицизма (или может рассматриваться как классицизм).

Весьма странно, что «классицизм» часто используется взаимозаменяемо со словом «неоклассицизм». Так, например, архитектурный стиль здания Капитолия США может быть описан как «классицистский» или «неоклассический»; Точно так же статуя Давида Микеланджело может быть описана как пример «классицизма» или «неоклассицизма».

Тем не менее, термин «неоклассицизм» чаще всего используется для описания конкретного возрождения греческого и римского искусства, которое произошло в Европе и Америке между 1750 и 1860 годами нашей эры. Таким образом, здание Капитолия США (построено в 1793-1829 годах) и статую Микеланджело, которую называют «неоклассиком», вероятно, лучше всего описать как пример «классицизма».

ПРИМЕЧАНИЕ: греческая скульптура и греческая керамика, а также греческая живопись, как общепризнанно считается, превосходят римские.

Греческая архитектура также является основой для римской архитектуры, хотя римские инженеры добились значительных успехов в использовании греческих материалов и методов.

Тем не менее, значительная доля греческих скульптур и других произведений известна нам только по римским копиям, в то время как римские здания также значительно пережили греческие сооружения. Знать римское искусство значит знать много о греческом искусстве.

Характеристики классического стиля

Хотя оно и варьируется от жанра к жанру, классическое искусство славится своей гармонией, балансом и чувством пропорции. В своей живописи и скульптуре оно использует идеализированные фигуры и относится к своим предметам не анекдотично, эмоционально нейтрально. Цвет всегда подчинен линии и композиции.

Как правило, он недооценен – ​​обработка безлична до степени анонимности – и он стремится достичь гармоничного и созерцательного эффекта. Классическая архитектура строго регулируется математическими пропорциями.

Греческие дизайнеры, например, использовали точные математические расчеты для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Более того, эти пропорции будут слегка изменены – например, некоторые элементы (колонны, капители, базовая платформа) будут сужены – для создания оптимального визуального эффекта, а не для скульптуры.

Среди величайших представителей классицизма: (1) Архитектура : Донато Браманте и Андреа Палладио; (2) Живопись : Рафаэль, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр; (3) Скульптура : Микеланджело и Антонио Канова.

Средневековый классицизм (800-1400 г.г. н.э.)

Средневековое искусство стало свидетелем нескольких волн классицизма. Первая волна упоминается как «Ренессанс Каролингов» (ок. 750–900), который начался во времена правления короля Карла Великого (правил 768–814).

Культурный классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Аахене (792-805), которая была вдохновлена ​​восьмиугольным стилем церкви 6-го века Сан-Витале в Равенне, а также многочисленными рукописями с латинской иллюминацией. В том числе: Евангелие Лорша, Утрехтский Псалтырь и Евангелистский Годескалк.

Второе возрождение классицизма – эпоха оттонского искусства (ок. 900-1050) – процветало во времена Оттонской империи при Отто Великом, который был коронован как император Священной Римской империи в Риме в 962 году.

На него повлияло, в частности, наследие Каролингов и возобновление интереса к северному итальянскому искусству, а также расширение контактов с византийским искусством Восточной Римской империи. Вплоть до 1050 года большинство произведений классицизма создавалось в христианских монастырях.

В течение следующих трехсот лет христианская церковь уделяла основное внимание ряду программ по строительству соборов и храмов. Это началось с принятия стиля романской архитектуры (c.1000-1150), в котором повторно использовались римские закругленные арки, массивные стены и своды, но многие архитектурные элементы классической древности были быстро забыты. Эти тенденции ускорились в течение последующей эры готической архитектуры (c.1120-1400).

Классицизм периода Ренессанса (1400-1600)

Не удивительно, что Италия – сердце Римской империи, принявшая многие греческие колонии с их традициями эллинистического искусства – стала свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе.

Процесс, который начался во Флоренции во время ранних «четырехсотых» (15-го века), известных как итальянский Ренессанс – или, возможно, точнее, как флорентийский Ренессанс – первоначально возглавили архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472), скульптор Донателло (1386–1466) и художник Масаччо (1401–1428). Брунеллески особенно интересовался математическими пропорциями древнеримских построек, которые он почитал. Альберти, считавший классицизм синонимом красоты, прославился своими трактатами «De Statua», «Della Pittura» (1435) и «De Re Aedificatoria» (1452) и стремился сделать принципы перспективы доступными для широкого круга художников, желающих учиться этой новой технике. Донателло использовал те же принципы для подражания греческим статуям, в то время как Масаччо включил в содержание своих картин классические элементы, в том числе свою собственную технику перспективы. Классицизм продолжал доминировать в искусстве эпохи Возрождения в Риме, известном как Высокий Ренессанс, – воплощение классической пропорции Сикстинской Мадонны (1513-1514) Рафаэля (1483–1520); и Витрувианского Человека (1492), Леонардо да Винчи, в пропорциях (мужского) человеческого тела, когда-то описанных римским архитектором Витрувием (c.78-10 до н.э.). Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности из-за тесных связей города с Константинополем (Византией), бывшим резиденцией восточно-римских императоров и все еще центром древнегреческой культуры. Мозаика в византийском стиле была особо почитаема. Архитектура венецианского ренессанса также была вдохновлена ​​классическими примерами – см., В частности: архитектор-классицист Андреа Палладио (1508-1580), чьи проекты были основаны на ценностях классической архитектуры, которые обрисовал в общих чертах Витрувий и другие.

Классические основополагающие принципы итальянского Ренессанса распространились на запад, во Францию ​​и Испанию, и на север, в Германию и «Низкие земли». И, с появлением относительно дешевых печатных книг, изучение классической литературы стало более распространенным, а к концу 16-го века это стало нормой в большинстве учебных программ университетов.

Барочный классицизм (1600-1700)

Гармония и сбалансированные пропорции классического искусства эпохи Возрождения в конечном итоге оказались недостаточными для творческих импульсов начала 17-го века и его заменило искусство барокко, гораздо более сложная и драматическая идиома, величайшими мастерами которой были, например, Караваджо (1573-1610) и Андреа Поццо (1642-1709). Но одна или две нити классицизма остались. Аннибале Карраччи и его Болонская школа, например, были особенно влиятельными – см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи 17-го века, Николас Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600–1682). Действительно, именно в конце 17-го века классические традиции стали неотъемлемой чертой западного искусства благодаря открытию ряда официальных «академий» с учебными планами, предназначенными для обучения студентов классическим принципам, пропагандируемым мастерами итальянского ренессанса.

Неоклассицизм (c.1780-1850)

В начале и середине 18 века искусство барокко сменилось декадентским, причудливым рококо. Позже, около 1780 года, этот легкомысленный стиль был заменен следующим великим возрождением классического искусства, известным как неоклассицизм.

Отстаиваемый ученым Иоганном Винкельманом (1717-1768), этот новый стиль иллюстрируется неоклассической живописью Жака-Луи Давида (1748-1825); произведениями его последователя Жана Доминика Энгра (1780-1867); неоклассической скульптурой Антонио Кановы (1757-1822); и архитектурой таких дизайнеров, как Жак Суффло (1713–1880), Томас Джефферсон (1743–1826) и других.

Классицизм 19-20 веков

Классицизм отстаивал достижения древней Греции и Рима – классический идеал – как эталон, по которому можно судить о современном обществе. Начинаясь как элитарное научное и монашеское движение, оно постепенно применялось ко всем аспектам жизни, не только к изобразительному искусству и архитектуре.

Тем не менее, начиная с 18-го века, открытия современной науки, а также достижения в социальной и политической теории, постепенно начали раскрывать, то, что греки и римляне не могли знать.

В результате – за исключением классического стиля академического искусства, утвержденного Французской академией и Братством прерафаэлитов (1848-1855) – классицизм никогда уже не был распространен в искусстве и других областях так широко в течение 19-го и 20-го веков, как это было раньше.

Для последнего импульса классицизма, см. Классическое возрождение в современном искусстве (c.1900-1930). Это возвращение к образам классического стиля включало в себя работы Пикассо (1881-1973). см.

Также неоклассические рисунки Пикассо – а также таких разных художников, как Андре Дерен (1880-1954), Анри Матисс (1869-1954), Фернан Леже (1881-1955), Джорджо де Кирико (1888-1978) и Джорджо Моранди (1890-1964) и это лишь некоторые из них.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все периоды классицизма разделяют определенное почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации этих ценностей, в зависимости от эпохи, а также жанра (архитектура, живопись, скульптура).

Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами антиквариата и гораздо больше восхищаются его сущностью.

Например, кубизм рассматривается как классицистская идиома, поскольку он делает упор на структуру и форму, его основу в геометрии и его искомый эффект, который обычно гармоничен и созерцателен.

Живопись

Клятва Горация (1784) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Смерть Марата (1793) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Купальщица Вальпинкон (1808) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большая одалиска (1814) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большие купальщики (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905) Сезанна.
Национальная галерея, Лондон; Музей Искусств, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.

Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900) Сезанн.
Музей Пола Гетти.

Две обнаженные (1906) Пикассо.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Неопределенность поэта (1913) де Кирико.
Коллекция Тейт, Лондон.

Песня о любви (1914) Де Кирико.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Тайна и тоска улицы (1914) де Кирико.
Частная коллекция.

Пьяный джентльмен (1916) Карло Карра.
Частная коллекция.

Сидящая женщина (1920) Пикассо
Музей Пикассо, Париж.

Большая купальщица (1921) Пикассо.
Музей оранжереи, Париж.

Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922) Пикассо.
Музей Пикассо, Париж.

Механик (1920) Фернана Леже.
Национальная галерея Канады.

Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921) Фернана Леже.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Обнаженная на красном фоне (1923) Фернана Леже.
Художественный музей, Базель.

Две сестры (1935) Фернана Леже.
Галерея старых мастеров, Берлин.

Источник: https://gallerix.ru/pedia/definitions--classicism-in-art/

Классицизм

Классицизм в живописи

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума.

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании, Германии, Англии, Нидерландах, США и России, где возник в процессе европеизации при Екатерине II, которая ввела моду на всё французское.

Эталоном для классицизма была греко-римская античность, что отражено в названии направления: фр. classicisme происходит от лат. classicus, т. е. «образцовый», «принадлежащий к первому (высшему) классу римских граждан.

Искусство Древней Греции и Древнего Рима было объявлено образцом гармонии, достичь которой можно, руководствуясь разумом.

Утверждение Декарта Cogito ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») как нельзя лучше характеризует философию классицизма.

Произведение классицистического искусства строилось по строгим канонам и стремилось стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Целью творчества было познание истины, а задачей — воспитание человека по законам морали и нравственности.

Важная тема позднего классицизма — столкновение гражданского долга и личных интересов, которыми жертвовали во благо высших идеалов.

Классицизм выстроил иерархию жанров, смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая, мифологическая и религиозная живопись, к низким — , , .

Самые известные художники-классицисты: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова, Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро, Андре Ленотр, Кристофер Рен, Дж. Кваренги, Чарлз Камерон, Василий Баженов, Матвей Казаков.

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному, в связи с чем возникает путаница в терминах.Во Франции классицизмом называют стиль XVII — начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII в. — первой трети XIX в.В российском искусствоведении принята иная датировка:

I.

Классицизм XVII в. Возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии, которая противопоставляет идею рационализма, порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность.

Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд «Рассуждение о методе» (1637); трактат «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало; строительство Версаля — «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена (1594−1665) и Клода Лоррена (1600−1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже (1648); трагедии Корнеля (1606−1684) и Расина (1639−1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.

II. Классицизм XVIII—XIX вв. Классицизм — главный стиль во Франции в эпоху Просвещения, Французской революции и Первой империи, а также в других странах Европы и даже в США. В XVIII в. интерес к античности обретает «второе дыхание» благодаря трем факторам: начатым в 1748 г. раскопкам Помпей и Геркуланума, трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля, которого прославлял влиятельный художник Менгс.

В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX вв. при «просвещенной императрице» Екатерине II, одержимой культом государственности. В искусстве позднего классицизма царит культ героического.

Важные вехи: творчество художников Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Карла Брюллова, скульпторов Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; возведение Триумфальной арки (1806−1836) и Вандомской колонны в Париже, Бранденбургских ворот в Берлине (1788−1791), основание Академии художеств в России (1757), строительство Санкт-Петербурга — Северной Пальмиры, самого масштабного шедевра классицизма.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем, сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит .

Классицизм XVII в. российский историк искусства Сергей Даниэль называет «эпохой Пуссена», так как французский художник Никола Пуссен (1594−1665) является родоначальником раннего европейского классицизма и самым ярким его представителем.

Пуссен был страстным поклонником и знатоком античного искусства, литературы и философии, он полжизни провел в Италии, где изучал древнеримскую скульптуру, а также работы мастеров Возрождения, среди которых выше всех ставил Рафаэля и Тициана. В Риме он штудировал геометрию, перспективу, анатомию и оптику, стремясь постигнуть «разумную основу прекрасного».

Пуссен был знаком и с новаторским подходом к обучению художников, принятым в Болонской академии живописи братьев Карраччи, основанной ими в 1585 году.

Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи ввели в практику подробное знакомство учеников с творчеством мастеров Высокого Возрождения: их картины считались образцовыми, так как были написаны в соответствии с античными канонами и строились по универсальным законам красоты.

Рисование с натуры не допускалось: изначально незначительная натура должна быть усовершенствована, облагорожена и упорядочена.

Преклонение перед античностью, прекрасной далекой Аркадией, во Франции XVII века становится настоящим культом.

Возникает небывалый интерес к античной литературе: величайшими авторами провозглашаются Гомер, Вергилий и Овидий, «Метаморфозы» которого становятся неисчерпаемым источником сюжетов для живописцев, а лучшие «перья эпохи» Корнель и Расин черпают вдохновение в трагедиях Еврипида и Эсхила.

В философии же царит культ разума: рационализм Декарта получает всеобщее признание, его идеи приходятся в буквальном смысле слова ко двору: основанный на строгой иерархии порядок — то, что нужно для становления абсолютной монархии.

По приказу Короля-солнца Людовика XIV строится Версаль — воплощение классицистических идей рационализма, порядка и системы. В 1667—1678 гг.

возводится восточное крыло Лувра, в котором впервые элементы эстетики классицизма собраны воедино: опора на классические ордерные пропорции, строгое членение по горизонтали и вертикали, симметрия, расположенный в центре здания фасад, выделенный фронтоном.

Версаль. Общий вид. Строительство дворца начато в 1668 г. Предназначенный для Короля-солнца Людовика XIV, Версаль наполнен солярной символикой: дворец ориентирован по солнцу, аллеи парка похожи на лучи, парк украшает фонтан бога солнца Аполлона.

Важную роль в культурной жизни XVII в. играет театр — театральность становится еще одной приметой эпохи.
И даже художники мыслят картину как действие, выраженное пластикой жеста, регулируемое светом и цветом.

Никола Пуссен, с его убеждением в том, что законы искусства обусловлены разумом, с его страстью к античности и ярким талантом, становится выразителем философии классицизма в живописи.

Никола Пуссен. «Суд Соломона», 1649, Лувр.
Эту картину Пуссен считал своей лучшей работой.

Вот как описывает ее историк искусства Сергей Даниэль: «Суд Соломона в пуссеновской интерпретации — это суд, рассчитанный на публичное обозрение. Существенно не событие как таковое, а идея, с которой оно должно соотноситься, которую оно должно репрезентировать, — идея высшей справедливости, беспристрастности, мудрости.

Совершенство композиции Пуссена можно было бы обозначить теми же словами, какими с библейских времен характеризуют мудрый суд, — соломоново решение».

Особую роль в культуре классицизма сыграл французский художник Клод Лоррен (1600−1682): в его творчестве идея болонских академистов о самостоятельном значении пейзажа и его праве на сосуществование с живописью высоких жанров обрела совершенное воплощение.

Ландшафт является для Лоррена ареной человеческой истории, а прообразом художественного единства — изначальное единство Вселенной, природный Космос. Пейзажи Лоррена представляют собой идеально выстроенные композиции, которые внимательный зритель сможет без труда «прочитать».

Его «персонажи» — это Небо, Земля, Море и Солнце (историк искусства Сергей Даниэль отмечает, что страной Лоррена правит не Король-солнце, а Солнце-король), а сюжеты — их встречи и прощания.

В идиллические картины природы живописец-философ вводит мотив vanitas: руины античных дворцов и храмов на его картинах — это напоминание о бренности человеческого существования, вечна лишь обновляющаяся природа. Кроме того, руины — это обращение к памяти, связующей прошлое и настоящее, дань Мнемозине, матери муз. Впоследствии эстетику руин будут воспевать романтики в XIX веке.

Клод Лоррен. «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской», 1646, Государственный Эрмитаж.
Сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия: влюбленный в Сивиллу Феб предложил ей всё, что она пожелает. Пророчица зачерпнула пригоршню пыли и попросила себе столько лет жизни, сколько пылинок в ее ладони, забыв о требовании сохранить ей молодость.

Желание недальновидной красавицы было исполнено: она жила очень долго, но состарилась и одряхлела.

Вот как трактует картину Сергей Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает в себе возможность метафорического прочтения: как обрушились и поросли травой камни некогда величавого здания, так неумолимое время изменит облик ныне юной и прекрасной девы, вечно юной и вечно прекрасной останется только природа.

В согласии с этим замыслом живописец противопоставляет уходящие в землю руины (левая часть композиции) молодым высокоствольным деревьям, устремленным к небу (правая часть), а обломки здания на авансцене картины контрастируют с живой стихией моря в глубине изображения».

Классицизм «второй волны», или поздний классицизм начинается позже, чем календарное столетие — в 20-х годах XVIII века. А завершается в первой трети XIX века, превратившись в консервативный .

В XVIII в. происходит важный мировоззренческий переворот в европейском сознании.

До этого времени европейцы считали, что живут в мире, о котором заботится Бог (в Древней Греции и Риме — боги), и человеческое существование поддерживается высшими силами.

XVIII век оказывается первым столетием, когда человек начинает сомневаться в этой поддержке — происходит движение в сторону отказа от религиозности, появляются первые атеистические концепции.

Период с 1740-х по 1780-е гг. входит в историю под громким названием «эпоха Просвещения»: вся Европа прислушивается к голосу «короля Вольтера» (1694−1778), и настоящие короли стремятся снискать расположение человека, который олицетворяет собой бесстрашно-разоблачительную мысль эпохи. Вместе с Вольтером целая плеяда мыслителей: Монтескье, Дидро, Руссо и др.

— совершают настоящую интеллектуальную революцию: гуманитарные науки, которые прежде безоговорочно подчинялись богословию, теперь освобождаются и становятся в один ряд с естественными и математическими.

Нет больше непогрешимых авторитетов, священных истин, все в мире должно подвергаться сомнению и анализу, и для человеческой мысли не может быть запретов и ограничений.

Именно XVIII в. открывает современность — современный тип культуры. В эпоху Просвещения появляются первые художественные музеи и проводятся первые выставки: человека надо просвещать, чтобы мир изменился к лучшему. У художников формируется гражданская позиция, и искусство начинает реагировать на то, что происходит здесь и сейчас.

XVIII век — еще и век Великой французской революции (14 июля 1789 — 9 ноября 1799), которая кардинально изменила не только Францию, но и всю Европу.
В 1748 Европа испытывает потрясение другого рода: в ходе раскопок древних городов Помпей и Геркуланума обнаружены прекрасные произведения античного искусства, и увлечение античностью вспыхивает с новой силой и страстью. Образы героев Древнего Рима порождают желание подражать их примеру: высшую ценность приобретают гражданские добродетели — чувство долга, волевая самодисциплина, умение подчинять чувства контролю рассудка, но прежде всего — общему благу. Рим сохраняет статус интернациональной школы искусств, но столицей художественного мира становится Париж.Выразителем настроений эпохи стал французский художник Жак-Луи Давид (1748−1825), и поздний классицизм историки искусства называют «эпохой Давида».
Классицизм Давида представляет собой антитезу классицизму Пуссена: если Пуссен созерцателен и философичен, то Давид прагматичен и тенденциозен. Поздний классицизм стал официальным стилем Французской революции и наполеоновского времени, так как для прославления республиканских добродетелей, в впоследствии — великолепия империи требовалось новое искусство.Убежденным классицистом был Жан Огюст Доминик Энгр (1780−1867). Он считал, что всё великое уже создано, и задача художника — соответствовать образцам. Например, его « мадемуазель Ривьер» — оммаж Рафаэлю.В скульптуре эпохи позднего классицизма красноречивое воплощение получает культ героического. Используя язык иносказания, скульпторы прославляют великих мыслителей, полководцев и современников, облекая их в античные хитоны, латы и увенчивая головы лавровыми венками. Работы выше: Э. М. Фальконе. «Медный всадник», 1768; И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, 1804−1818; Антонио Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы», 1805, Галерея Боргезе, Рим; Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве, 1822−1830.В России стиль классицизм обрел широчайших размах и проявился во всех сферах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе и даже градостроительстве. Появился он во второй половине XVIII в. при Екатерине II, которая прониклась идеями Просвещения и переписывалась с самим Вольтером.В истории искусства принята такая периодизации русского классицизма:
— ранний классицизм (1760-е — перв. пол. 1780-х гг.)
— зрелый, или строгий классицизм (1780-е — 1790-е гг.)
— высокий классицизм, или русский (перв. треть XIX в.).

Самыми известными русскими художниками-классицистами являются Карл Брюллов, портретисты Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский, художник Антон Лосенко. А самым масштабным памятником русского классицизма — город Санкт-Петербург, построенный лучшими архитекторами эпохи по канонам великого Андреа Палладио.Вы эксперт, если:
— Читали «Метаморфозы» Овидия и «Историю» Тита Ливия и с легкостью узнаете сюжеты на картинах художников-классицистов.— Можете найти отсылки к обожествляемому классицистами Рафаэлю на «Портрете мадемуазель Ривьер» Энгра и «Последнем дне Помпеи» Брюллова и назвать источники цитат.

— Понимаете, что главное в картине классицизма — не сюжет, а репрезентация какой-либо идеи.

Вы профан, если:

— Считаете картины классицистов скучными. Нужно просто иметь к ним смысловой «ключ» и помнить, что художники писали их в расчете на подкованного зрителя.
— Полагаете, что пейзажи Клода Лоррена — просто красивые картинки природы, а не философские аллегории.
— Удивляетесь, почему автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве «одел» их в античные хитоны.

Анна Пашина.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам, в частности, следующих источников: С. Даниэль «Европейский классицизм»; Э. Г. Гомбрих «История искусства»; Е. Кожина «Искусство Франции XVIII века».

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3422~Klassitsizm

Классицизм (живопись). обсуждение на liveinternet — российский сервис онлайн-дневников

Классицизм в живописи
КЛАССИЦИЗМ

ПУССЕН Никола ЭНГР Жан Огюст Доминик КАНАЛЕТТО Джованни Антонио ТЬЕПОЛО Джованни Батиста БРЮЛЛОВ Карл

ДАВИД Жак Луи

КЛАССИЦИЗМ — художественный стиль в европейском искусстве XVII–начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре XVII в. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя); со 2-й половины XVII в., французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (работы Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале). В XVII – начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (И. Джонс, К. Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма XVII-го века; «идеальные пейзажи» К. Лоррена). Классицизм XVIII – начала XIX вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж.А Габриель, Ж.Ж. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Cтремление к суровой простоте в творчестве К.Н. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж.Л. Давида. В XIX в. живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Ж.О.Д. Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма XVII–начала XIX вв. стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец А.Р. Менгс, пластика итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек К.Ф. Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты А. и В. Тишбейнов, скульптура И.Г. Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Р. Адама, палладианские по духу парковые усадьбы У. Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, Сша; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х гг. К конце 1-й трети XIX в. ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца XIX – начала XX вв.

ПУССЕН Никола

(Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик.

1.»Пастухи в Аркадии» 1638-1640 2.»Аполлон и Дафна» 1625 3.»Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» 1648 4.»Триумф Флоры» 1631 5.»Эхо и Нарцисс» Ок.1630 6.»Смерть Германика» 1627 7.»Воспитание Бахуса» 1630-1635 8.»Вакханалия» 1622 9.»Марс и Венера» 1627-1629 10.»Похороны Фокия» 1648 11.»Подвиги Ринальдо» 1628 12.»Царство Флоры» Ок.1632 13.

«Похищение сабинянок» (фрагм) Метрополитен-музей, Нью-Йорк 14.»Танкред и Эрминия» 1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург 15. «Мидас и Бахус» 1625, Ст.пинакотека, Мюнхен 16.»Триумф Нептуна» 1634, Музей искусств, Филадельфия 17.»Поклонение золотому тельцу» Ок.1634, Нац. галерея, Лондон 18.

«Вдохновение поэта» 1636-1638, Лувр, Париж

****************************

ЭНГР Жан Огюст Доминик

(1780-1867), французский живописец и рисовальщик.

1.»Портрет мадам Ривьер» 1805 2.»Портрет мадам Сенонн» 1814 3.»Портрет Франсуа Марио Гранье» 1807 4.»Портрет Бонапарта» 1804 5.»Купальщица Вольпенсон» 1808 6.»Портрет М. Филибера Ривьера» 1805 7.»Портрет мадам Девосе» 1807 8.»Ромул — победитель Акрона» 1812 9.»Большая одалиска» 1814 10.

«Венера Анадиомена» 1808-1848 11.»Антиох и Стратоника» 1840, Музей Конде, Шантильи 12.»Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса» 1801, Лувр, Париж 13.»Жанна д'Арк на коронации Карла VII» 1854 14.»Рафаэль и Форнарина» 1814, Музей университета Гарварда 15.

«Эдип и сфинкс» 1827, Лувр, Париж

****************************

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио

(Canaletto; собственно Каналь, Canal) Джованни Антонио (1697-1768), итальянский живописец и офортист.

1.»Набережная Сан-Марко» Ок.1740 2.»Площадь Сан-Марко» 1730 3.»Лондон. Мост Вестминстер» 1746 4.»Мост Риальто с южной стороны» 1735 5.»Возвращение Буччинторо в праздник вознесения» 1732 6.»Площадь в Пирне» 1754 7.»Лондон.

Темза и дома пригорода Ричмонда» 1747, Частное собрание 8.»Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте» 1730, 9.»Пьяццетта» 1733-1735 Национальная галерея античного искусства, Рим 10.»Лондон.

Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей» 1749, Вестминстерское аббатство

****************************

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста

(Tiepolo) Джованни Баттиста (1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер.

1.»Брачное соглашение» 1734 2.»Встреча Антония и Клеопатры» 1747 3.»Меркурий и Эней» 1757 4.»Ангел, спасающий Агарь» 1732 5.»Добродетель, венчающая честь» 1734 6.»Просвещение девы Марии» 1732 7.»Щедрость, раздающая дары» 1734 8.»Явление трех ангелов Аврааму» 1726-1729 9.»Моряк и девушка с амфорой» 1755 10.»Агарь в пустыне» 1726 — 1729 11.

«Аполлон и Диана» (фреска) 1757, Вилла Вальмарана 12.»Непорочное зачатие» 1767-1769, Прадо, Мадрид 13.»Пир Клеопатры» 1743-1744, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия 14.»Риналдо и Армида в саду» 1752, Лувр, Париж 15. «Аполлон и Дафна» 1744-1745, Лувр, Париж 16.

«Cвятая, спасающая город от чумы» (фрагм) 1759, Дуомо, Уесте, Италия

****************************

БРЮЛЛОВ Карл

Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov, 1799–1852), русский художник.

1.»Вечерня» 1825 2.»Вирсавия» 1832 3.»Всадники» 1833 4.»Девушка, собирающая виноград» 1827 5.»Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью» 6.»Императрица Александра Федоровна» 1832 7.»Портрет графа А.К.Толстого» 1836 8.»Итальянское утро» 1827 9.

«Гибель Инессы де Кастро» 1834 10.»Прогулка» 1849 11.»Итальянский полдень» 1827, Русский музей 12.»Всадница» 1832, Третьяковская галерея 13.»Последний день Помпеи» 1833, Русский музей 14.

«Нарцисс, смотрящий в воду» 1819, Русский музей

****************************

ДАВИД Жак Луи

СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ: http://www.liveinternet.ru/users/2338549/post78028301/

****************************

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/2338549/post79117934

Классицизм: строгие идеалы высокого стиля

Классицизм в живописи

Классицизм (Classicisme) — широкое эстетическое направление, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков.

Эстетика классицизма легла в основу одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что говорят о целой эпохе классицизма. Название пришло из французского языка (classicisme).

Термин образован от латинского слова classicus, что означает «образцовый».

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Нетрудно заметить, что классицизм — прямая противоположность барокко. Классицисты отвергали барочную эстетику с её хаотичностью и экспрессией. Их искусство холодно и рассудочно.

У художников-классицистов разум доминирует над чувствами, строгий идеал противопоставляется причудливости барочных форм. В барокко высок накал драматизма, порой доходящий до болезненности, а в эстетике есть место страшному и чудовищному. В классицизме — ничего подобного.

У людей на картинах — скульптурные формы, композиции уравновешенны, а драматизм напоминает театральную декламацию «высоким штилем».

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

Новый художественный язык прекрасно подошёл для восхваления абсолютистской монархии, поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно отнёсся к модной живописной манере. На этом поприще особенно проявил себя придворный живописец Шарль Лебрён (Charles Le Brun).

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

  • Дмитрий Левицкий;
  • Карл Брюллов;
  • Фёдор Рокотов;
  • Владимир Боровиковский;
  • Орест Кипренский.

Прекрасное представление о творчестве в этом стиле даёт парадный портрет «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Дмитрия Левицкого.

Следует отметить, что многие русские классицисты вплетали в свои работы ноты романтизма. Выразительный пример — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/klassicizm-strogie-idealy-vysokogo-stilya

Классицизм в скульптуре, архитектуре и живописи (XVI и XVII вв)

Классицизм в живописи

Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв.

, был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в.

, более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.

Скульптура классицизма

В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера.

Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры.

Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.

Архитектура классицизма

Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.

Архитектура классицизма Франции

Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие.

Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».

Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен

В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.

Архитектура классицизма Италии

В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778).

В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748).

И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).

По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы.

Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778).

Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841), и с разработкой первого регулярного плана города (1807), абсолютно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.

Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)

Не столь бурно, как в Милане, но неуклонно классицизм проникал в другие итальянские области. В классицистическом ключе проводится расширение Турина, осуществляются неоклассические «вторжения» Джузеппе Валадьера (1762-1839) в Риме, получив удачное, эффектное воплощение в перепланировке Пьяцца дель Пополо и Пинчо.

 Архитектура классицизма  Англии, Соединенных Штатов и Германии

Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии).

На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса.

Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей; в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь; Риджент-стрит).

Однако стоит помнить, что в Англии неоклассика не имела характера доминирующего стиля, как в других странах, и спокойно сосуществовала с интересами типично предромантическими, особенно часто заявлявшими о себе в живописном сочетании разнородных акцентов, например в садово-парковом искусстве.

Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Образцы в духе английского неоклассицизма получили широкое распространение в Соединенных Штатах, особенно благодаря деятельности архитектора, которому покровительствовал государственный деятель Томас Джефферсон (1743—1826).

Именно тогда было «сказано» веское слово в пользу классицизма как официального стиля молодой нации: идеологический и символический аспекты, бесспорно, учитывались при разработке плана новой столицы, Вашингтона, над которым трудился француз Пьер Шарль Л’Анфан (1754-1825).

Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона

Классицизм нашел горячий отклик в Германии, где определил облик целых городов.

Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма.

В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль».

Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Живопись классицизма

В сравнении со скульптурой живопись классицизма ярко передает сложность и разнообразие культуры этого времени, тем более что она была тесно связана с процессами, происходившими в поэзии предромантизма. Деятельность Ж.Л.

Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы; интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей; совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний; и абсолютно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.

Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)

Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Франсиско Гойя — Похороны Сардинки (1814)

Маха обнаженная (1800)

Развитие живописи классицизма в России

В русском изобразительном искусстве развитие классицизма относится к последней трети XVIII — первой трети XIX в.. Наиболее ярко русский классицизм проявил себя в произведениях, посвященных исторической и мифологической тематике. Об этом свидетельствуют полотна многих художников того времени, в том числе и одного из основоположников : национальной исторической живописи — А. И. Иванова.

Явление Христа народу — А. И. Иванова (1837 – 1857)

Упадок классицизма

Во вторую треть XIX столетия Западная Европа вступила под аккомпанемент пушечной и ружейной канонады, начавшейся в июле 1830 г. на улицах и площадях Парижа. Во Франции был свергнут последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов — Карл X.Занимая к этому времени в искусстве авангардную роль, классицизм как направление утрачивает свое революционное содержание.

Течение все больше и больше приобретает апологию официального статуса, а в определении задач побеждает дух меркантилизма. Классицизм откровенно переходит на позиции выражения вкусов буржуазного общества.

В центре внимания большинства художников (исключение составляет, пожалуй, только Франсиско Гойя) — пышность и парадность императорского Рима.

Героическая тематика сюжетов уходит на второй план, уступая место изображению одних лишь любовных сцен и отвлеченных аллегорий. Утратился высокий гражданский пафос, который мастера классицизма черпали из героических примеров прошлого.

Теперь в этом далеком прошлом художники-классицисты предпочитают брать в качестве идеалов только внешнюю красивость, а искусство живописи начинает искать новые пути выражения.

Источник: https://evivid.ru/klassicizm-v-skulpture-arkhitekture.html

Классицизм в искусстве (XVII-XIX вв)

Классицизм в живописи

Европейское направление классицизма было основано на идеях рационализма и канонах античного искусства.

  Оно предполагает строгие правила создания художественного произведения, которые придают ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали.

Приоритетная цель такого направления – исполнение общественно-воспитательной функции искусства.

Формирование классицизма происходит на каждой объединённой территории, но в разные временные периоды.

Необходимость этого направления ощущается в исторический период перехода от феодальной раздробленности к территориальной государственности при абсолютной монархии.

В Европе становление классицизма произошло в первую очередь в Италии, но нельзя не отметить значительное влияние зарождающейся французской и английской буржуазии.

Классицизм в живописи

(Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры»)

                В творческих поисках скульпторы и художники обратились к античному искусству и переносили его черты в свои произведения. Это породило волну интереса общественности к искусству.

Несмотря на то, что взгляды классицизма подразумевают натуральное изображение всего, что представлено на картине, мастера эпохи Возрождения, как и античные творцы, идеализировали человеческие фигуры.

Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга.

Эта тенденция, заимствованная у древнегреческих скульпторов, объясняется тем, что в античные времена человек преподносился как идеально творение бога без изъянов и недочётов.

(Клод Лоррен «Полдень. Отдых на пути в Египет»)

                Античная мифология также оказала немалое воздействие на становление стиля. На начальных этапах она выражалась буквально, в виде мифических сюжетов.

С течением времени проявления стали более завуалированными: мифология представлялась античными зданиями, существами или предметами.

Поздний период ознаменовался символистической интерпретацией мифов: через отдельные элементы художники доносили собственные мысли, эмоции и настроения.

(Фёдор Михайлович Матвеев «Вид Рима. Колизей»)

Функция классицизма в лоне мировой художественной культуры – это нравственное общественное воспитание, формирование этических норм и правил. Регламентация творческих законов провела строгую иерархию жанров, каждый из которых содержал формальные границы:

  • Низкие (натюрморт, пейзаж, портрет);
  • Высокие (исторические, мифологические, религиозные).

(Никола Пуссен «Аркадские пастухи»)

Основоположником стиля принято считать живописца Никола Пуссена. Его произведения построены на возвышенных философских сюжетах. С технической точки зрения, строй полотен гармоничен и дополнен ритмическим колоритом. Яркие примеры произведений мастера: «Нахождение Моисея», «Ринальдо и Армида», «Смерть Германика» и «Аркадские пастухи».

(Иван Петрович Аргунов «Портрет неизвестной в темно-голубом платье»)

В Российском искусстве классицизма преобладают портретные изображения. Почитателями данного стиля являются А. Агрунов, А. Антропов, Д. Левицкий, О. Кипренский, Ф. Рокотов.

Классицизм в архитектуре

(Королевский дворец в Амстердаме)

Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства. С течением времени на стиль оказывались влияние различных культур и мировосприятии мастеров со всей Европы. В архитектуре классицизма выделяют следующие направления:

Начальная форма проявления классицизма, основателем которой считается архитектор Андреа Палладио. В абсолютной симметрии зданий угадывается дух архитектуры Древней Греции и Рима;

Направление высокого (позднего) классицизма, родиной которого считается Франция в период правление Наполеона I. Королевский стиль сочетает театральность и классические элементы (колонны, лепнина, пилястры), расположенные в соответствии с чёткими правилами и перспективой;

«Возвращение» древнегреческих образов с чертами итальянского ренессанса в 1820-х годах. Основоположники направления – Анри Лабруст и Лео фон Кленце.  Уникальность заключается в детализированном воспроизведении классики на зданиях парламента, музеях, храмах;

В 1810-1830 гг. развивался стиль, сочетающий классические направления с французским дизайном. Особое внимание уделяется отделке фасадов: геометрически правильные  узоры и орнаменты стен дополнены украшенными оконными проёмами. Акцент ставится на декоративных элементах обрамляющих парадную дверь.

(Ступиниджи — загородная резиденция монархов Савойского дома, провинция Турин, Италия)

Основные черты классицизма в архитектуре:

  • Величественная простота;
  • Минимальное количество деталей;
  • Лаконичность и строгость как внешней, так и внутренней отделки сооружений;
  • Неяркая цветовая палитра, в которой преобладают молочные, бежевые, светло-серые оттенки;
  • Высокие потолки, декорированные лепниной;
  • В интерьер включались предметы исключительно несущие функциональное назначение;
  • Из элементов декора использовались царственные колонны, арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, резные каминные решетки, лёгкие шторы из незамысловатых материалов.

(Большой Театр, Москва)

Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци.

А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю.

В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси.

Заключение

Эпоха классицизма оставила после себя множество великолепных творений художников и архитекторов, которые можно наблюдать по всей Европе и по сей день.

Самые масштабные проекты конца XVII и начала XIX века проходили под эгидой классицизма: отстраивались городские парки, курорты и даже новые города.

К 20-м годам XIX века строгий стиль был разбавлен элементами роскошного барокко и ренессанса.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html

Refy-free
Добавить комментарий