Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

Формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца — дипломная работа

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах.

Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства.

А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.

В современной ситуации широко вовлечены в танцевальную среду дети самых разных возрастов.

Среда, в которой зачастую сегодня находится ребенок, с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью влияет на формирование подрастающего поколения. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца.

В создавшихся условиях необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации.

При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста.

На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка.

Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания.

Получение сведений о танцах разных народов, в том числе и русском народном танце также необходимо, поскольку в этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

Русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.

Проводя анализ степени разработанности рассматриваемой нами проблемы в научных трудах, мы можем констатировать следующее: существует довольно большое количество тех или иных научных публикаций, которые раскрывают основы системы современного дополнительного образования. Это труды А.А. Алферова, М.М.Бахтина, Т.И.Баклановой, П.П.Блонского, Ю.В.Богачевой, А.У.Зеленко, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко.

Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, А.В.Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.К.Марковой, А.Г.Рузской.

Перечислим работы, посвященные методологии художественного и хореографического образования: фундаментальные труды и пособия А.И.Бочарова, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В.Васильевой-Рождественской, Г.Д. Добровольской, B.C. Костровицкой, Е.Я. Суриц.

Психологический и педагогический аспекты, искусствоведческий аспект, культурно-исторический аспект, философско-эстетический аспект в области хореографии раскрываются в работах A.A.Алферовой , А.И.Борисовой, Г.В.Бурцевой, Е.П.Валукиной , М.Е.Валукиной, Ю.А.Герасимовой. И.Е. Ереськовой. Исследования С.Ю.Бакиной , H.A.Вихревой, Н.И Эльяшной.

Труды культурологической направленности Н.В.Атитановой , Э.Н.Егоровой, Ли Ен Чжин, Н.В.Осинцовой , Н.В. Петроченковой освещают широкий круг различных проблем: от описания танца в русле науки «антропологическая онтология» до анализа танца в виде воплощения того или иного национального народного характера в образах и пластике (образно-пластическое воплощение).

Работ, посвященных исследованию истории хореографического образования, немного. Это труд В.Н. Всеволодского-Гернгросса, книга Э.В.Бочарниковой и О.М. Мартыновой, сборник под редакцией С.Н.Головкиной.

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев. Это работы Н.А.Заикиной, Р.А.Каримовой, А.А.Климовой, М.П.Мурашко, Н.С.Надеждиной, Н.И.Тарасовой, Т.С.Ткаченковой, В.И.Уральской, Т.А.Устиновой и др.

В 1966 г. опубликовано учебно-методическое пособие по народному танцу А.Н. Блатовой. В 1972 г. издана книга Н.М. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в 1976 г. К.С. Зацепина, А.А. Климов, К.Т. Рихтер, Н.Р. Толстая, Е.К.

https://www.youtube.com/watch?v=QoxSM0g-8Ok

Фарманянц в соавторстве опубликовали 1-ю часть учебно-методического пособия для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец». В 1983 и 1984 гг. изданы две части книги А.А.

Борзова «Танцы народов СССР».

Синтезом теории и практики этнохореографии становится монография «Образы русской народной хореографии» К.Я. Голейзовского, где дается подробный анализ плясок и хороводов.

Фундаментальным трудом по русской хореографии является монография «Лексика русского танца» Т.А. Устиновой, в которой впервые был дан полный анализ русской народной хореографии и описаны взаимодействие народного и народно-сценического танца .

В работах Т.Б. Бадмаевой, Э.А. Королевой, С.С. Лисицианой, Л.И.Нагаевой, Э.Х. Петросяновой, Г.Х. Тагировой, Ж.К.Хачатрян, Ю.М.Чурковой рассматриваются вопросы, связанные с сохранением и развитием народного танца, а также классификации танцев разных народов.

В 1990-е гг. продолжаются сбор эмпирического материала и анализ форм народного танца. Основными работами этого периода являются «Основы русского народного танца» А.А. Климова и «Областные особенности русского народного танца» Н.И. и Н.А. Заикиных.

Сегодня проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б.Буксикова, А.Г.Бурнаев, Е.И.Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах, Л.К. Сальманова.

Однако данные работы не были направлены на освещение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей средствами русского народного танца.

Таким образом, в сложившейся на данный момент системе нравственно-эстетического воспитания школьников наблюдаются противоречия. Это противоречие между:

-потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и образовательным процессом в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей, где преимущественно изучают не народные танцы, а современные эстрадные танцы, например модерн;

-правом ребенка на нравственно-эстетическое воспитание и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте изучения народного танца;

-нравственно-воспитательными возможностями художественного образования и отсутствием содержания, форм и методов развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Объектом исследования является становление русского народного танца от зарождения до наших времен.

Предметом исследования является формирование форм русского национального танца.

Целью исследования является освоение танцевальных форм русского народного танца.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы решаются следующие задачи:

Изучить литературные источник, позволяющие проследить историю развития русской народной хореографии.

Выявить особенности форм русского народного танца.

Освоить и изучить элементы русского народного танца.

Гипотеза нашего дипломного исследования заключается в том, что занятия классическим танцем эффективно влияют на формирование исполнительской культуры, самодеятельного хореографического коллектива.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить принципы, выявить цели и задачи деятельности народных ансамблей.

2.Провести сравнительный анализ экзерсиса дисциплин русского и классического танцев. Выявить элементы классического танца, восполняющие недостающий эффект в формировании исполнительской культуры народных ансамблей.

3. Создать программу по классическому танцу для преподавания в ансамбле народного танца.

мы предположили, что изучение форм русского народного танца будет способствовать повышению хореографический культуры и профессионального уровня хореографов.

Самая передовая в мире, российская хореография, достигла огромных успехов в профессиональном искусстве, сделала не мало и в сфере народного танца. Неутомимые собиратели и знатоки отечественной классики: И.А. Моисеев, П.П.

Вирский, Т.А. Устинова, О.Н. Князева, В.В. Окунева, А.Э. Чижин, Н.С. Надеждина, И.А. Чарнадская, Ф.К. Сударкин, С.Д. Рудыева, М.Д. Яницкая, А.И. Перчихина и многие другие постоянно пополняют запас русской народной хореографии.

Методологической основой исследования послужили

— идеи личностно-деятельностного подхода (Г.М.Андреев, М.Я. Басов, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский).

— философские труды о проблемах нравственности и этики, о проблемах искусства (А.А.Климов, И.А.Моисеев, В.К.Нестеров);

— труды о нравственно-эстетическом воспитании (А.Г. Андреева, Л.П.Буева, И.В. Бурцева, Е.С. Волков);

— работы, посвященные методологии художественного или хореографического образования (А.А.Алферов, А.И. Борисов, Е.П. Валукин, М.Е. Валукин, Ю.А. Герасимова);

— труды о русском народном танце (К.Я. Голейзовский, Г.В.Иноземцева, С.Д. Салимова).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты историко-теоретические аспекты проблем нравственно-эстетического воспитания средствами русского народного танца, изучена история становления и развития русского народного танца.

Практическая значимость исследования состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов-хореографов школы и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.

Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Источник: https://www.diplom-center.ru/136631

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца (стр. 1 из 13)

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОГАЧЕВА ЛИЛИЯ ВИКТОРОВНА

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТНЛЬ:

«___»_______________20____Г.

АКАДЕМИК ПАНИ,

ЗАВ. КАФЕДРОЙ_____________

К. ПСИХ. Н., ПОЧ. ПРОФЕССОР (подпись)

УНИВЕРСИТЕТА ЧУНГ НАМ (Ю.Корея)

СОКОВИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

«___»_______________20____Г.

РАБОТА ЗАЩИЩЕНА

«___»__________________20___Г.

ДЕКАН ФКиДО_____________

ОЦЕНКА_____________________ (подпись)

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГАК

______________________________ (подпись)

ЧЛЕНЫ ГАК___________________ (подписи)

НОВОСИБИРСК 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.

1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов

1.2. Структура ансамбля народного танца

1.3. Историко-эстетические основы и виды русского танца

1.4. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев

1.5. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры

1.6. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца

Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.

2.1. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца

2.2 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры

Глава III. Формирования исполнительской культуры средствами классического танца.

3.1. Планирование педагогической работы

3.2. Практическая деятельность по реализации учебной программы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах.

Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства.

А всамодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.

В основе подготовки танцовщиков любителей народного танца наряду с системой «Народно — сценического танца» Т.С.Ткаченко, используется, система упражнений классического танца, в мировой практике называемая «системой А.Я.Вагановой».

Но принцип двигательной деятельности исполнителя народного танца отличается от принципа двигательной деятельности классического танцовщика. Несмотря, на то, что система Т. И.

Ткаченко универсальна, во многих коллективах активно применяется классический тренаж и в частности, его первый раздел, упражнения у «станка», что порождает ряд противоречий, выраженных в анатомо-физиологической проблеме восприятия классического танца «народниками».

Но, тем не менее, несмотря не проблемы восприятия классического танца, именно классический танец, влияетна формирование сценической культуры, которая не всегда находиться на должном уровне. Данная проблема объясняет актуальность исследования средств классического тренажа способствующих формированию исполнительской культуры в ансамбле русского танца.

Основная цель нашего исследования провести сравнительный анализ народного и классического танца и организовать учебно-тренировочный процесс исполнителей народного танца с использованием средств классического тренажа.

Объектом исследования являются средства формирования исполнительской культуры.

Предметом исследования — классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле русского танца.

Гипотеза нашего дипломного исследования заключается в том, что занятия классическим танцем эффективно влияют на формирование исполнительской культуры, самодеятельного хореографического коллектива.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить принципы, выявить цели и задачи деятельности народных ансамблей.

2.Провести сравнительный анализ экзерсиса дисциплин русского и классического танцев. Выявить элементы классического танца, восполняющие недостающий эффект в формировании исполнительской культуры народных ансамблей.

3. Создать программу по классическому танцу для преподавания в ансамбле народного танца.

Теоретической базой являются труды А.Я. Вагановой, Т.С. Ткаченко.

Методологической основой являются труды: Н.П. Базаровой, В.С Костровицкой, А. М. Мессерера, А.А.Климова, Т.А. Устиновой, Г.П. Гусева, А.А. Борзова.

Методы исследования: поиск первоисточников народного и классического танцев, практический анализ, синтез.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.

2. Русский и классический танец являются взаимно обогащающими дисциплинами в формировании исполнительской культуры танцовщиков любителей, при доминантном применении экзерсиса классического танца.

Структура дипломной работы:

Диплом состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы использованного в работе, приложения. Объём работы 90 страниц.

Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества

1.1 История создания танцевальных самодеятельных коллективов

До революции 1917 года понятия «художественная самодеятельность» не существовало, «но энергия созидания, потребность прекрасного, обострённое чувство вкуса русских людей проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры, которая, как и талант русских людей была необычайно многогранна и самодостаточна.

Народное творчество, или крестьянская культура не была подвержена идеологическим изменениям, в отличие от скоморошества, которое постоянно меняло идеологические маски, так как слово крестьянин – христианин, человек «Божий». От этого основная идея христианской культуры — «Любовь и красота».

Народное творчество, в современном его понимании не имело широкого выхода на зрительскую аудиторию, так как было одновременно и творцом и зрителем» [33].

После поражения в Русско-японской войне царское правительство приняло решение о повышении патриотических настроений в империи.

Создаются «Народные дома России» в этих учреждениях открывались кружки любителей: танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, как показывает история, судьба их была непродолжительной, так как начавшаяся в 1914 году война, а вслед за ней и революция не позволили развиться любительскому движению. В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные.

Но необходимость формирования «нового человека» — строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения.

Идеологи Советской России, руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе «коммунистических идеалов», «До крайности важно, — говорил А.В.

Луначарский, — нам в нашем Союзе, с одной стороны, дать лучшие достижения человеческой культуры народным массам, а с другой — распечатать те бурные источники, те кипучие гейзеры народного творчества, которые были замкнуты и онемели за время капиталистического периода нашей страны» [24. с. 379].

По аналогии с «Народными домами России», с движением «ОРЮР» в Советской России развивается новая форма хореографического любительского творчества.

Создаётся пионерская организация и открываются «Дома Пионеров», в которые принимаются только дети, вступившие в пионерскую организацию, открываются «Дома культуры», в которых наряду с различными кружками работают танцевальные кружки, на их базе создаются самодеятельные танцевальные коллективы и студии.

Важным документом, повлиявшим на дальнейшее развитие советской литературы и искусства, явилась резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятая в 1925 году.

«В классовом обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике» [27. с.344].

В первые годы после революции появилось много течений в искусстве и литературе. Одни деятели отрицали различие между буржуазной и социалистической культурой. Сторонники других теорий под флагом борьбы за «новое» призывали объявить культуру прошлого устаревшей, отрицали ценность для народа произведений А.С.

Пушкина, Л.Н.Толстого, М.И.Глинки. Наиболее чётко эта позиция выявилась в деятельности организации, называемой Пролеткультом. Деятели Пролеткульта считали, что социалистическая культура возникнет без связи с культурой прошлого и призывали полностью отказаться от культурного наследия, уничтожив его, как ненужное.

Источник: https://mirznanii.com/a/130201/klassicheskiy-tanets-kak-sredstvo-formirovaniya-ispolnitelskoy-kultury-v-ansamble-narodnogo-tantsa

Refy-free
Добавить комментарий