Кимакский каганат

§6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX — начало XI вв.)

Кимакский каганат

§6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX — начало XI вв.)

Племенной состав и образованиеКимакского каганата. Судяпо китайским летописям, племена кимаков сформировались про- живали ранее, вначале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимакиоткочевали в районы севернее Алтай­ских гор и в Прииртышье.

С 656 года послепадения Западно­тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других пле­мен.По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, среди ки­маков, живших на севереМонголии, жили и кыпчаки.

Это лишнее доказательство того, что тюркоязычныеплемена мирно соседство­вали друг с другом.

Живший и XI веке персидский историкГардизи писал, что в со­став населения страны кимаков входило семь племен.Среди них наи­более известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Во второй половине VIII и начале IXвеков у тюркоязычных племен Средней Азии произошли большие исторические переме­ны.С этого времени кимаки начали широко расселяться на терри­тории Казахстана. Обэтом осталось много сведений в арабских пись­менных источниках IX века.

В766-840 годах кимаки заняли тер­риторию Западного Алтая, Тарбагатая иАлакольской котлови­ны. После распада в 840 году Уйгурского каганата частьвходив­ших в него племен: эймур,баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составилаобъединение кимакских племен.

Эти семь племен составили основное населениеКимакского каганата.

Таким образом, в конце IX века поназванию кимакских пле­мен был создан Кимакский каганат, который занималтерриторию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей кагана­та былгород Имакия.Он был защищен глинобитными стенами, имел железные ворота. Второй столицейявлялся город Карантияпа побережье озера Алаколь.

Общественный строй каганата. Кимакского правителя назы- пали каганом.На две ступени ниже этого титула был титул джаб­гу. Титулы имак байгуили кимак джабгуносили вожди несколь­ких (группа) племен. Вождь одного, отдельно взятогоплемени имел титул шад-тутик.Высшие ступени власти — великийкаган, малый каган, а также джабгу шад — занималипредставители знати.

Всяполнота власти находилась в руках кагана. Он единолич­но назначал малого каганаили джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобнымобразом наследствен­ный характер носили и титулы представителей знати — прибли­женныхкагана. Так владения — уделы всех одиннадцати наместни­ков кимакского каганапередавались по наследству их сыновьям.

В политической жизни Кимакского ка канатаважную роль играли воины. За образцовую службу наместники получа- ли от каганановые земельные уделы.

Они на полученных уделах формирова­нособственные отряды. Сформирован­ные отряды управлялись по удельно- п./Iсменнойсистеме.

Население каганата в основном за­нималосьскотоводством. У кого было мало скота или ничего не имелось, те не кочевали, авели оседлый образ жизни.

Как писал Махмуд Кашгари, их называ-ли жатаками.

Политическое положение каганата. Защищая свою террито­рию от внешнихврагов и совершая завоевательные походы с це­лью расширения границ своегогосударства, каганат постоянно на­ходился в состоянии войны с соседнимистранами.

Например, име­ются сведения, что в IX веке кимаки захватили частьземель «девя­ти огузов», а в X веке — город Жамлекес в Восточном Туркестане.Вместе с тем кимаки совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегахЕнисея. С присырдарьинскими огузами они на­ходились то в дружественныхотношениях, то вторгались в их зем­ли.

Видимо, это наложило отпечаток насхожесть языка, быта, куль­туры, обычаев и традиций кимаков, кыпчаков и огузов.

Однако со второй половины X века накимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. Понекоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Та­киепоходы в XI веке повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакскийкаганат постепенно пришел в упадок.

Падение Кимакского каганата произошло подвум причинам.

Во-первых, внут­ри страны шла постоянная междоусобная борьба свождями кып- чакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязыч­ныхкочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный ударпо кимако-кыпчакским племенам.

Хозяйство. Как рассказывалось в предыдущих темах,все тюрк­ские племена преимущественно занимались скотоводством. И ки­маки, восновном, были скотоводами. Персидский историк Гардизи (XI в.

) писал об этом:«Кочевники пасли скот своих господ», а так­же отмечал: «На зиму они (т.е.кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мересвоих средств».

Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и

Фрагмент географической карты частей света в рукописи аль-Идриси.

поныне. Схожесть характерахозяйствования и жизненного укла­да у тюркоязычных племен доказывает их общеепроисхождение.

Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те,кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством иохотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жи­лища из камня,дерева и камыша. Из-за близости к торговым пу­тям такие поселения постепеннопревращались в города.

Каганы и представители феодальной знатиогораживали свои — ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепо­сти.Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, по­винности в этихкрепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорнойместности и бдительно охранялась стра­жей.

Кимакские бедняки занимались,иземледелием. Кимаки вы­ращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторымисточни­кам, кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда.А другие источники свидетельствуют о культивирова­нии ими и риса.

Археологические раскопки подтверждают прав­дивость этих свидетельств.

Ремесла. Кимаки были искусными мастерамидомашних про­мыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду,кошмы, арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязиверблюдов), шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметыповседневного обихода. Шили и верхнюю одеж­ду из шкур диких и домашнихживотных. Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Вместе с тем кимаки сами изготавливалинеобходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лукаи т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными ви­дами стрел.

Кимаки были непревзойденными мастерами изготов­ления конской сбруи. В ихзахоронениях часто встречаются и гон­чарные изделия. Они сделаны вручную и навид не очень прив­лекательны, грубо выполнены.

Это говорит о том, что гончарноеремесло было развито относительно слабо.

Ювелирные женские украшения кимаковочень искусно вы­полнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязыч-иых племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женскиеголовные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.

Культура. Материальная культура любого народахарактери­зуется видами его хозяйства. Это, в основном, домашние промыс­лы иремесла, связанные с продукцией и сырьем кочевого ското­водства, к нимотносятся изготовление одежды, оружия, инстру­ментов и орудий труда, другихпредметов домашнего обихода, яв­ляющихся составными компонентами материальной культуры.


О духовной культуре кимаков мы узнаем из двух источников. Пер­выйиз них — различные предметы и вещи, найденные в ходе археологи­ческих раскопок.Второй — письменные сведения о племенах кимаков.

У кимаков бытовали древние тюркскиерелигиозные верова­ния, значительное место среди которых занимали культы Тенгри(Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам,верили в существование загробного мира.

О наличии у кимаков письменностисвидетельствует сообще­ние арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У нихрастет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зер­кала сдревнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.

В X веке среди представителейкимакской знати начал распро­страняться ислам. Доказательством тому можетслужить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некото­рыхзнатных людей в X веке стали хоронить по исламским обрядам.

Таким образом, говоря об общественномстрое Кимакского ка­ганата IX-XI веков, следует подчеркнуть, что он былпервым пат­риархально-феодальным государством, имевшим самобытный путьисторико-политического развития.

1.        Когдабыл создан Кимакский каганат?

2.        Что вызнаете об этническом составе кимаков?

3.        Каковбыл общественный строй Кимакского каганата?

4.        Расскажитео внешней политике Кимакского каганата.

5.        Что выможете рассказать о хозяйстве кимаков?

6.        Что вызнаете о духовной культуре кимаков?

7.        Что вы можетерассказать о материальной культуре кимаков?

Вопросы для самопроверки

1.        Какойтитул носил правитель Кимакского каганата?

A.                              джабгу D.шах

B.                                         каган    Е. имак байгу

C.        хан

2.        Кто издревних историков утверждал, что в кимакское объедине­ние входило семь племен?

A.                                                   СымаЦянь        С. Махмуд Кашгари

B.                                         Гардизи           D. Абу Дулаф

3.        Когда вКимакское государство стал проникать ислам?

A.                                         в IXвеке           D.в XII веке

B.                                         в Xвеке            Е. вXIII веке

C.        в XI веке

Источник: https://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-166

Кимакский каганат

Кимакский каганат

В книге персидского историка XI века ал-Гардизи «Краса повествований» приводится один любопытный рассказ, восходящий к VII—VIII векам.

…Правитель татар умер, оставив двоих сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад.

Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода. Там же было много деревьев и обилие дичи. На этом месте царевич поставил свой шатер и начал жить-поживать.

Каждый день они со своей спутницей ходили на охоту, питались мясом, а одежду шили из меха соболей, белок и горностаев.

Столкновение киргизского (слева) и кимакского воинов

В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар. Их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. Эти люди пасли табуны коней своих господ на своей родине, где к тому времени уже не осталось пастбищ. В поисках травы они пришли в тот край, где жил Шад.

Увидев их, рабыня сказала: «Иртыш», что значит «остановитесь», отсюда и река получила свое на­звание Иртыш. Узнав женщину, все остановились и разбили свои шатры. Вернулся с охоты Шад, принес с собой много добычи и приветил гостей, которые остались там до зимы. Вот выпал снег и они уже не могли вернуться назад. На новой земле травы было много, и всю зиму пришлые, т.

е. Имак, Татар, Кипчак и другие, провели там. Когда растаял снег и земля вернула к себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь, на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Тот, когда пришел туда, увидел, что местность опустошена: пришел враг, ограбил и перебил народ.

Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего правителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек.

Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек…

Кимакский воин
в кольчуге X-XI вв.

Татары, о которых речь идет в этом рассказе, представляли собой ту часть древнетатарского населения, которая ушла на запад после падения Восточно-Тюркского каганата в 745 году.

Вот они-то и сыграли важную роль в образовании нового государства в Западной Сибири — Кимакского каганата.

Основным населением кагана­та были кимаки — также тюркоязычные племена, родственные уже известным нам кипчакам.

Кимакский воин X-XI вв.

Кимакский каганат, подобно другим, например, Тюркскому, представлял собой, особенно на рубеже IX—X веков, раннефеодальное государственное объединение, во главе которого стоял каган с наследственной властью. Кроме него были и наследственные удельные князья-беки. Их было 12, иными словами, в составе каганата было 12 княжеств.

Правители некоторых из них, например, кипчакского, назывались даже ханами. Каган же, т. е. глава всего государства, означал великий хан, другими словами — хан ханов, подобно тому, как иранцы своего великого шаха называют «шахиншах», т. е. шах шахов. Словом, Кимакский каганат был достаточно крупным раннесредневековым государством.

Кимакское бронзовое
зеркало

Столицей этого государства, где находилась ставка кагана, являлся город Имакия, расположенный на Иртыше. Кимаки начали уже вести полуоседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. Средневековые арабские географы пишут также, что кимаки возделывают пшеницу, ячмень и даже рис.

У них есть сведения о существовании у кимаков и других городов. Выдающийся ученый-географ Востока ал-Идриси отмечает, например, что эти города хорошо укреплены, а в городе кагана, где проживала также и вся верхушка кимакского общества, находились базары и храмы.

Конечно, в городах тогдашних полукочевых народов много было также полуземляночных жилищ и юрт.

Кимакские сабли Азия IX в.

Кимакское войско состояло из конницы и пеших воинов. Оружие состояло в основном из прямых палаш и слегка изогнутых сабель, были в вооружении копье и лук со стрелами. Они обнаруживаются при археологических раскопках.

Раскопками выявлены также различные предметы быта, орудия труда и ук­рашения. К последним, например, относятся металлические зеркала, бусы, различные подвески, орнаментированные бляшки, остатки поясов конской сбруи.

У кимаков, как и у многих других тюркоязычных народов, был обычай ставить каменные изваяния героев-воинов и других знатных людей. Эти памятники, в отличие от изваяний кипчаков-половцев и населения Тюркского каганата, отличались простотой, схематичностью.

Кимаки в массе своей были язычниками и поклонялись реке Иртыш, считая, что река — это бог человека. Почитали они также огонь, солнце и звезды. Кимаки и кипчаки, по сведениям арабских географов, занимались даже астрологией, пользовались показаниями звезд.

Источник: http://tatarhistory.ru/ru/atlas/epoha-kaganatov/kimakskij-kaganat

Кимакский союз племен и образование каганата

Кимакский каганат

www.kyrgyz.ru  |  Статьи  |  Материалы раздела «кыпчаки»

© Р.А. Абдуманапов

КИМАКСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН

История Центральной Азии завершает свой очередной виток. Потерпев от своих бывших вассалов сокрушительное поражение, тюркюты и сиры частью покоряются, частью — спасаются от разъяренных врагов откочевкой на запад к родственным кыпчакам, ибо уйгуры, по мнению Гумилева Л.Н., «убивали их как волков, разбивали головы каменным изваяниям и в бешенстве разрушали даже погребения».

К Иртышу вместе с сирами и тюрками уходит ряд других телеских племен — татары, баяндуры, эймюры и другие. С этого времени эти племенные объединения на некоторое время выпадают из поля зрения китайской историографии, но тем не менее попадают в труды арабских географов и историков.

С уверенностью можно предполагать, что ушедшие к Иртышу племена привнесли в эти земли традицию государственности, порядки и законы, присущие развитым кочевым державам. Ведь у тюркютов существовало порядка 30 чиновничьих должностей, своя письменность и наследственная традиция.

Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства — Кимакского каганата.
Кто такие кимаки?

Попробуем это определить. По поводу их происхождения мнения ученых различны. По версии Зуева Ю.А., предполагается нетюркское происхождение кимаков. Некоторые источники упоминают о том, что у кимаков было два языка — тюркский и какой-то другой.

При этом учитывается упоминание имени «кимак» знаменитым поэтом Бируни как «кумак», по мнению Зуева Ю.А., нетипичное для тюркских языков. Казахский ученый Ахинджанов С.М., согласившись с доводами Зуева, уже более определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи.

Согласно некоторым легендам, ку-мо-хи имели тотемом змею, кимаки также почитали змею.

Историк Кумеков Б.Е. придерживается другой точки зрения, считая, что в рукописи Бируни закралась описка, и в свою очередь соотносит кимаков с однозначно тюркским племенем Йемек. Основанием для такого отождествления явился факт редукции инициального «k», открытый Пельо П., а для кыпчакских языков развитый Халаши Куном и Хасаном Эреном.

Доказательством служит, по его мнению, и тот факт, что такой тонкий знаток тюркских языков, как Махмуд Кашгари (XI век), те племена, которые арабо- и персоязычные источники знают как кимаков, называет йемеками. В известном анониме XI века «Худуд- ал Алем» приводится название столицы Кимакского государства — Намакия, которую Минорский В.Ф.

реконструирует как «Йемакию».

Образование государственного объединения кимаков отражено в легенде, приведенной Гардизи в его труде «Зайн -ал Ахбар». В ней повествуется о том, что «начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад.

Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река… После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад… увидев их, рабыня вышла и сказала: «Эр тущ» — т.е.

«остановитесь» (дословно «мужи слезте с коней». — Прим. А.Р.), отсюда река получила название Иртыш… Когда снег растаял… они послали одного человека в татарский лагерь… тот, пришедший туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор…

все они направились к Иртышу… собралось 750 человек…они… образовали 7 племен, по имени 7 человек…»

Так образовалось государство кимаков. Кумеков Б.Е. относит образование ядра кимаков в списке, данном Гардизи, к периоду не раньше 840 года — времени падения Второго уйгурского каганата, считая племя Ими уйгурским племенем «eyabor», причисляя к уйгурам также татар и баяндуров.

Но, по моему мнению, этот союз племен образовался именно в период после падения Второго тюркского каганата. По легенде мотив покушения на старшего брата вполне соотносится с попыткой сиров Куту возглавить тюркский каганат, а враги опустошившие страну и вынудившие ее обитателей бежать на запад к Иртышу, не кто иные, как басмылы, карлуки и уйгуры.

Возможно, это отголоски событий гибели еще Сирского каганата. Мятеж младшего Бо-чура, бегство порядка 70 тысяч семей на Иртыш. Гибель государства. Имя главного героя легенды — Шад, — безусловно является титулом наследного принца или главы одного из крыльев каганата.
Но так или иначе, образуется союз племен. Рассмотрим некоторые из этих племен.

ИМИ — соотносится, как уже отмечалось, с племенем «eyabor». Позднее его мы встречаем в списках огузских племен: у Махмуда Кашгари (XI век) — «эймюр», у Рашид-ад Дина (XIII век) — «имур», у Абу-л Гази (XVII век) и у современных туркменов — «имрели», название которого двойное — «им(и)р — эли» — «народ имир».

Принадлежность ими, татар и баяндуров огузскому союзу не говорит о том, что они не могли откочевать на Иртыш ранее 840 года.

Известно, что сразу после воцарения Моян-чура (сына Куллиг Буйлы — основателя Второго уйгурского каганата) его «собственный народ» токуз-огузов во главе с его сыном Тай-Бильге тутуком поднимает ряд мятежей.

Эти выступления топятся в крови, и многие племена покидают пределы уйгурского каганата: мы знаем о бегстве татар (так называемые токуз-татары). Рамстед Г. считает, что они откочевали к киданям, но можно предположить, что они ушли к родственным по языку кимакам. Согласно списку Гардизи, татары занимали в иерархии племен третье место.

В дальнейшем, во времена широкой экспансии кыпчаков на запад, татары кочуют рядом с кыпчаками как родственники. Знаток кыпчаков Абу Хайан названию сильнейшего кыпчакского племени Токсоба дает толкование как «племя, вышедшее из кыпчакских татар».

Тем более что прибывшие в Египет во времена правления мамлюкской династии султана Бейбарса татарские эмиры являлись коренными жителями Дешт-и Кыпчака.
Около 766 года этот союз племен крепнет настолько, что выдворяет с пастбищ между озерами Зайсан и Балхаш племена карлуков.

Карлуки к этому времени были сильно ослаблены войной с уйгурами, и под напором кимакского племенного союза они уходят в Семиречье, где покоряют остатки тюргешей.

Так кто же такие кимаки — йемеки? Можно предположить, что это именно те сиры-тюрки (вспомним общий род Ашидэ), которые пришли на Иртыш после падения тюркского каганата. Связь кыпчаков и кимаков очевидна. Махмуд Кашгари отмечает: «…йемек было племя тюркского языка, как мы сказали кыпчак».

Он же пишет — «кыпчаки считают себя отдельной ветвью».

Йемеки восприняли тюркские традиции государственности и обычаи настолько, что, по мнению археологов, кыпчаки и йемеки — единственные из всех тюркских народностей, продолжившие традицию постановки каменных изваяний — «балбалов», присущую только тюркютам.

ОБРАЗОВАНИЕ КАГАНАТА

IX веке глава кимаков принимает титул «каган». Это говорит уже об определенной централизации государства. Предполагается четкая структура должностей по образцу тюркютских каганатов, однако, возможно, иерархическая лестница была достаточно условной. Исследования Кумекова Б.Е. показывают развитость городской жизни в каганате.

Известно, что кагану подчинялись 11 сборщиков подати — согласно предположению Гумилева Л.Н., по числу областей. «Царь кимаков один из величайших царей и один из славных своим достоинством…

Тюркские цари опасаются власти хакана, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов, так как они испытали от него раньше подобные действия»

— так описывает кимакского кагана Ал Илриси, использовавший для своего труда сведения кимакского принца Джанаха.

О силе кимаков пишет и Махмуд Кашгари: ertis suvi jemagisityap tutar biladikurmat anin juragikelgali-mat ir kisur

Йемеки с реки Иртыш,Засучивают рукава,Сердца у них смелые,Они собираются придти.

Кашгари сообщает о вполне реальной для караханидов угрозе: от набегов кимаков страдали и уйгурские владения — города Турфанского оазиса.

Все подвластное население каганата делилось на 12 уделов, причем один из них подчинялся непосредственно кагану и находился в Ала-кольской котловине, которую защищала система крепостей. Попробуем обозначить остальные 11 уделов.

На севере каганат распространял свое влияние на территории, ограничиваемые линией Омск — Новосибирск — Томск. Грязновым М.П. отмечаются четыре локальных варианта уже идентифицируемой с кыпчаками-кимаками археологической сросткинской культуры. Это бийский, барнаульско-каменский, новосибирский и кемеровский, которые Грязнов М.П. считает племенными объединениями.

Можно, в свою очередь, предположить, что они являлись четырьмя северными уделами каганата. Следующий удел упомянут в «Худуд-ал Алем» — область Андар-аз Кыфчак, населенная кыпчаками. По наблюдениям арабских летописцев «кыпчаки — народ более грубый чем кимаки, их предводитель назначается со стороны хана кимаков». Кумеков Б.Е.

локализует эту область в северо-западной и западной части Центрального Казахстана, захватывая Южный Урал и северные окраины Приаральских степей. Название переводится Минорским В.Ф. как «внутренние аз-кыпчаки». Несомненно, это самый большой и сильный удел. Именно кыпчакам в «Худуд-ал Алем» посвящен целый раздел, что, по мнению Петрова К.И. весьма показательно.

Все это, видимо, и предопределяет последующее стремительное возвышение кыпчаков.

Шестой по счету удел каганата называется анонимом «Йагсун-йасу». Местонахождение его условно — между реками «Атиль (Волга) и Артыш (Иртыш)». Этот удел имеет более приятный и умеренный климат. По мнению Кумекова Б.Е., удел Йагсун-йасу располагался западнее области Андар-аз Кыфчак, в бассейне реки Эмба.

Следует выделить еще две области или удела каганата — «Кай-джилан» и «Канглы». Первая, как родина известного полководца империи Хубилая, кыпчака Тутухи, упоминается в «Юань-ши».

Там сообщается, что предки Тутухи жили в долине Джилан-чуань, название которой является калькой с тюркского «джилан» — змея, эта долина сопоставляется с городом Змеиногорском и Змеиной горой на Алтае, близ верховьев Оби. В этих землях Махмудом Кашгари отмечается племя «кайы».

Оно относится к группе теле, и встречается среди 22 родов огузской конфедерации. Известно и то, что то племя, которое Марвази (XII в.) и Ауфи (XIII в.) знают под именем «кайы», армянский летописец Матфей Эдесский именует народом «отц» (с древнеармянского -«змей»).

Основатель Османской империи, огуз Осман был выходцем из племени «кайы». Можно вспомнить Змея Горыныча из русского фольклора, отождествляемого с половцами, т.е. кыпчаками, или кайы.

Локализовать область Канглы сложно, однако само название ее говорит о связи с массивом кангаро-кенгереских племен. Еще в конце первого тысячелетия до нашей эры в Южном Казахстане существовал могущественный союз кангюйских племен, индоевропейцев по происхождению. Постепенная, в течение, нескольких веков их тюркизация привела к образованию кангаро-кенгересцев.

События XI века определяют судьбу этих племен. Под натиском кыпчаков и союзных огузов кангаро-кенгереские племена уходят сначало в прикаспийскую низменность, а затем в южнорусские степи. Со времен Святослава они, более известные нам по имени печенегов, неоднократно осаждают Киев. Покорившаяся часть кангаро-кенгересцев ассимилируется кыпчаками.

Завоевание кыпчаками древних кангюйских земель толкает их знать на неоднозначный шаг — для легитимизации своих прав на эти земли она принимает имя «Канглы». Это подтверждается замечанием Махмуда Кашгари о том, что «канглы» — имя знатного среди кыпчаков.

Путешественник Гильом де Рубрук писал, что в степях к востоку от реки Урал живут «команы (кыпчаки), называемые кангле».

Последняя область, упоминаемая анонимом «Худуд-ал Алем», — это «Каркар-хан», но о ней подробнее в следующей главе.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin       5409      

Тем временем на Хангае и в степях Монголии кыргызские племена в 840 году уничтожают Второй уйгурский каганат. Но, по-видимому, из-за длительной засухи кыргызы не остаются в степях Монголии и уходят назад в Минусу.

В 916 году на самом востоке образуется киданьская империя Ляо. В 924 году кидани достигают Орду-балыка (древняя ставка тюркютов, уйгуров, кыргызов).

В 924 году киданьский император Абаоцзы лично посещает Каракорум, где принимает мусульманское посольство.

Г.Е. Грумм-Гржимайло, а вслед за ним Л.П. Потапов сопоставил название Кивинской волости (КибaКобКобый, как мы выяснили, этноним, являющийся внутрикетским диалектным вариантом этнонима Кый, см.

Косточаков, 1998, 203-207) с этнонимом древних Теле — Киби, и предлагали древнетюркское происхождение первого (Грумм-Гржимайло, 1926, 247; Потапов, 1956, 493). Племя Киби входило в союз 15 племен Теле в VП-VШ вв.

(Бичурин, 1950, т.1, 301).

Источник: https://kyrgyz.ru/articles/kypchak/kimakskiy_soyuz_plemen_i_obrazovanie_kaganata/

Устройство Кимакского каганата

Кимакский каганат
03 09 2018      Захарий из Смирны       Пока нет комментариев

В X в. кимакский союз был крепким государственным образованием, известным в источниках под общим наименованием «Кимакский каганат».

Экономическое развитие племен и орд кимакского объединения, раскинувшего свои поселения и кочевья по тысячекилометровой степи (от Иртыша до Каспия, от тайги до казахстанских полупустынь), было различно.

Объясняется это прежде всего разницей климатических и природных условий: восточные области отличались от западных также резко, как лесостепные северные районы от южных, прилегающих к горам Тянь-Шаня.

Археологические исследования, проводимые в Прииртышье, позволяют в настоящее время утверждать, что там кимаки вели полуоседлый образ жизни, а, следовательно, были знакомы с земледелием.

Историки того времени писали как о хорошо известном факте о наличии в стране кимаков возделанных земель, о посевах пшеницы, ячменя и даже риса, что позволяет сделать вывод о том, что земледелие было достаточно развитым.

Об относительной оседлости кимаков свидетельствуют и сведения средневековых авторов о кимакских «городах» – все они были хорошо укреплены, а в городе кагана, где была сосредоточена вся кимакская аристократия, находились базары и храмы.

Очевидно, в центральных областях Кимакского каганата шел обычный для кочевых народов процесс оседания на землю, перехода значительной части населения к земледелию и ремесленному производству.

Природные условия кипчакских степей способствовали процветанию на них развитого и хорошо организованного кочевого скотоводства.

Степь была расчленена на участки с определенными маршрутами кочевий, летовками и зимниками. Рядом с постоянными летними и зимними стойбищами возникали курганные кладбища.

Здесь же и вдоль степных дорог и кочевых маршрутов воздвигались кипчаками святилища предков с каменными статуями, изображавшими умерших.

Во главе Кимакского государственного образования в X в. стоял каган, а входивших в каганат кипчаков возглавлял «малик», что соответствует тюркскому титулу «хан».

Очевидно, «управители»-ханы находились в вассальной зависимости от кагана, а у них в свою очередь были вассалы, получавшие от них земельные наделы, из числа богатой родовой аристократии, которая набирала достаточно многочисленные пешие отряды из бедняков, не имевших собственных стад и земель.

Кимакское государство было достаточно сильным, однако оно не смогло избежать проблем, типичных для сверхдержав средневековья. Длительный мирный период, обеспеченный сильной центральной властью кимакского кагана, кончился.

Бурное развитие экономики в государстве привело к центробежным стремлениям отдельных владений, а значит, и к связанным с ними междоусобицам. Богатая аристократия захватывала кочевые маршруты и пастбища.

Рядовые кочевники, не ушедшие с родных земель, или шли в кабалу, или занимались разбоем, грабя кочевья более слабых соседей. Центральная власть уже не справлялась с одной из основных задач — наведением порядка внутри страны.

Кипчакское ханство, одно из крупнейших племенных образований в составе Кимакского каганата, предок половецких орд, фактически получило самостоятельность уже на рубеже X и XI вв. С начала XI в. племена кипчаков двинулись к западу.

В великом переселении народов на тучные западные пастбища принимали наиболее деятельное участие прежде всего сами кипчаки, получившие в ряде источников наименование «желтые».

Откуда появилось это название? Многие исследователи считают, что половцы были белокурыми и голубоглазыми, некоторые даже связывают их происхождение с «динлинами», обитавшими в степях Южной Сибири в конце I тысячелетия до н. э.— начале I тысячелетия н. э. и бывшими, по сведениям китайских хронистов, блондинами.

Вполне возможно, конечно, что среди половцев были и отдельные белокурые особи, однако основная масса тюркоязычных с примесью монголоидности кимако-кин-чаков была черноволосой и кареглазой.

Не исключено, что цветовая характеристика была символическим определением, возможно, какой-то части кипчаков, как, например, в те же столетия были выделены из болгарских орд, живших в восточноевропейских степях, «черные» болгары, а в XIII в. цветовое определение получили некоторые монгольские государства: Золотая Орда, Кок (голубая) Орда, Ак (белая) Орда.

Вся эта лавина двигалась по дорогам в плодородные донские и днепровские степи, в которых было почти пусто. Племена, в особенности печенеги, покинули степь, рассеявшись после походов русских князей или уйдя к границам империи ромеев.

Перед ордами, возглавленными «желтыми» кипчаками, расстилались необъятные пастбища, богатейшие охотничьи угодья, богатые государства, с которых в случае удачного похода или набега можно было сорвать большой откуп, угнать рабов, награбить добычу.

По материалам книги С. Плетневой “Половцы”

Источник: https://plasticsoldiers.ru/2018/09/03/ustroistvo-kimakskogo-kaganata/

Государство Кимаков IX-XI веков

Кимакский каганат

На территории Северного и Восточного Казахстана в эпоху развитого средневековья проживало племя кимаков. К сожалению, у современных историков осталось немного письменных источников по поводу происхождения данного племени. Все известия о кимаках относятся к арабографичной мусульманской традиции.

О кимаках писали следующие авторы: ал-Якуби (Китаб ал-бухдан), Ибн ал-Факих (Китаб ахбар ал-бухдан), ал-Истахри (Китаб масалик ал-мамалик), неизвестный автор сочинения Худуд ал-алам, ал-Идриси (Нузхат ал-муштак), ал-Хорезми (Китаб мафатих ал-улум), Махмуд ал-Кашгари (Диван лугат ат-турк), Ибн Хордадбек (Китаб ал-масалик ва-мамалик), Ибн Саид (Китаб джуграфия фил-акалим ас-саба), ал-Масуди (Китаб ат-танбих вал-ишраф), Ибн Сайд (Китаб баст ал-ард фит-тул вал-ард) и т.д.

Самым первым упоминанием кимаков в письменных источниках было свидетельство арабского путешественника Тамима ибн Бахра ал-Муттава'и, который, по мнению востоковеда В.Ф. Минорского, посетил Уйгурский каганат, находящийся в Монголии около 821 года.

Тамим ибн Бахр ал-Муттава'и, описывая тюркские страны региона, пишет, что «страна очень холодная и путешествовать в ней можно [лишь] 6 месяцев в году».

Тамим ибн Бахр ал-Муттава'и писал: «Справа от города царя токуз-огузов находится страна тюрок, с которыми не смешиваются другие, слева от него – страна кимеков, а перед ними – страна Син» [1]. 

Если расшифровывать эти слова детально, то получается, что страна Син – это Китай. Царь токуз-огузов – это каган Уйгурского каганата. Слева от уйгур проживают кимаки, то есть в 821 году кимаки фиксируются как племя, живущее в Восточной Монголии.

Одним из главных сочинений по ранней истории кимаков является сочинение Гардизи. Абу Са'ид Абд ал-Хайя б. Заххак Гардизи написал научный труд под названием: «Украшение известий» (3aйн ал-ахбар) во времена царствования газневидского султана Абд ар-Рашида (1050-1053). В нем упоминаются кимаки, а также приведена легенда об их происхождении:

«Происхождение кимаков таково. Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад.

Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился.

Каждый день этот человек и рабыня вдвоем выходили на охоту, питались мясом дичи и делали себе одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришли 7 человек из родственников-татар: Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ и Аджлад.

Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где [прежде] были табуны, не осталось пастбищ; ища травы, они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня вышла и сказала: «Иртыш», т. е.

'остановитесь'; отсюда река получила название Иртыш… Прибыв туда, они приветствовали Шада, как своего начальника, и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить [сюда]; собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они рассеялись по горам и образовали семь племен, по имени названных семи человек».

Предводитель кимаков того времени носил имя Шад. На самом деле шад – это второстепенный титул в Тюркском каганате и в других каганатах.

Шадом обычно называли правителя какого-то удела-области внутри Каганата. Также в легенде сказано, что Кимаки появились, отделившись от основной массы народа, которая осталась жить под предводительством старшего брата Шада. Также сказано, что кимаки пришли к Иртышу и там обосновались.

Скорее всего, учитывая сведения Тамима ибн Бахр ал-Муттава'и, кимаки пришли на Иртыш с востока (Восточная Монголия) в период между 830-ыми годами (после путешествия Тамима ибн Бахр ал-Муттава'и) и 1000-ыми годами (до написания Гардизи своего труда).

Известный казахский востоковед Б.Е. Кумеков считает, что после 840 года, к кимакам присоединились племена, вышедшие из Уйгурского каганата.

В 840 году Уйгурский каганат под ударами Кыргызского каганата распался и шесть перечисленных ранее племен из сообщения Гардизи присоединились к кимакам, которые жили на Иртыше.

Фактически существует три точки зрения по поводу происхождения кимаков.

1. Известный казахский востоковед Кумеков Б.Е. выдвигал версию о тождестве кимаков (йемеков) и зафиксированного в китайских источниках телесского племени Яньмо. Действительно Яньмо может быть одним из вариантов записи этнонима Йемек.

Яньмо по китайским данным в начале VII века обитали в Северо-Западной Монголии, в бассейне реки Кобдо. По мнению Кумекова Б.Е. в середине VII века Яньмо (Имеки) перекочевали севернее Алтайских гор и в Прииртышье.

По его мнению, обособление этого племени произошло после распада Западно-Тюркского каганата в 656 году на данной территории.

Далее Кумеков Б.Е. полагает, что во второй половине VIII века-начале IX века происходит движение кимекских племен в следующих направлениях:

а. Северо-запад к Южному Уралу

б. Юго-Запад к Сырдарье и Южному Казахстану

в. Юг. В пределы Северо-Восточного Казахстана и Семиречья [2].

Далее Кумеков Б.Е. излагает свою версию истории кимаков. В 840 году к кимакам с востока присоединились три племени: баяндур, татар, ими (Кумеков Б.Е. отождествляет их с огузским племенем эймур), бежавшие после падения Уйгурского каганата. После этого правитель кимаков принял титул ябгу[3].

2. Российский исследователь Гумилев Л.Н. выдвинул версию, согласно которой он отождествляет кимаков с чуйским племенем Чумугунь [4]. Как известно, Чумугунь — это племя, предки которого входили в состав хуннского государства Юебань (Чубань), которое существовало в Семиречье с 160 годов н.э. до 490 года.

3. Ахинжанов С.М. приводил сообщения арабского путешественника Тамима Ибн Бахра, фиксировавшего кимаков восточнее Уйгурского каганата [5], а также данные ал Идриси о том, что от Океана до столицы кимаков 6 дней пути [6]. Также он приводил данные Ибн Якута, утверждавшего, что кимаки граничат с Чином (Китай) [7].

Об этом же писал Минорский М.Ф., говоря о том, что широко распространенная тогда локализация уйгуров времен Тамим ибн Бахра в Турфане ошибочна [8]. В 20-ые года IX века уйгуры все еще проживали на территории степей Монголии. Как писал Ахинжанов С.М.

: «Кимаков на Иртыше отмечают только поздние источники – Гардизи, анонимный автор Худуд ал Алам»[9].

Ахинжанов С.М. выдвигает свою оригинальную теорию, доказывая, что кимаки – это известный из других источников народ Кай или Кумоси (Си, Хи) из китайских источников [10], а йемеки отношения к кимакам не имеют [11]. Единственным серьезным недостатком концепции Ахинжанова С.М. является то, что у Махмуда Кашгари упоминаются два народа вместе: йемеки и каи. Это заставляет Ахинжанова С.

М. выдвигать мини-тезис о том, что йемеки и кимаки – это разные народы. То есть, согласно его точке зрения, кимаки – это и есть каи, а йемеки – это не кимаки. Эта точка зрения опровергается логически (в первоисточниках нигде не упоминаются параллельно кимаки и йемеки). Кроме этого, Кимаки и Каи как отдельные народы указаны у Мухаммеда Шебангараи в его труде Маджма ал-Ансаб [12].

В главном же тезисе об идентичности Кумоси и Кимаков у Ахинжанова С.М. достаточно много аргументов. Доказывая свой основной тезис о тождестве Кимаков и Кумоси (Каи), Ахинжанов С.М. приводит аналогичные мнения Григорьева В.В.

, Пелльо П., Менгеса К.Г., Минорского В.Ф., Василевича Г.М., Туголукова В.А [13]. Зуев Ю.А. также писал о кимаках Внутренней Монголии и кимаках на Иртыше [14]. Пилипчук Я.В.

также поддержал точку зрения о происхождении кимаков от кумоси [15].

Как писал Бичурин Н.Я. в главе «Прибавления о народе Хи, иначе Кумохи» (перевод из Синь Таншу): «Кидани усилились и хисцы не в силах были сопротивляться, почему и покорились им. Кидани жестоко управляли ими.

Хисцы вознегодовали, и старейшина их Кюйчжу с одним (отдельным) поколением поддался Китаю. Он утвердился у Гуй-Чжеу у северных гор, и таким образом хисцы разделились на восточных и западных»[16]. В Ляо Ши выделялись западные и восточные си.

Скорее всего, это косвенно доказывает идентичность западных кумоси и кимаков. Кумоси разделились на восточных, подчинившихся киданям и западных, ушедших на Иртыш и Алтай. Это хорошо согласуется с легендой о Шаде из сведений Гардизи.

К сожалению, время разделения трудно установить на основе этих сведений, но это произошло, скорее всего в X веке.

Бичурин Н.Я. писал как о Хи, так и о Бай (белых) Си [17]. Кляшторный С.Г. отмечает, что помимо народа Си, был еще тюркоязычный народ белые Си, входивший в телесский союз племен [18]. Далее он отождествляет каев с этими белыми Си [19]. На этом моменте можно остановиться поподробнее.

Действительно, в китайских источниках мы видим упоминание, как племени Си, так и белых Си, входивших в телесский союз племен. Малявкин А.Г. пишет, что Кумоси (сокращенно Си) кочевали в долине реки Лаохахэ. Севернее их жили другие (белые) Си (Татабы). Кумоси состояли из 5 племен [20]. Согласно одному списку: Ахуэй, Чухэ, Аоши, Дуцзи, Юаньсыси.

Согласно второму списку: Жухэван, Мохэфу, Цигэ, Мукунь, Шидэ [21]. Белые Си, согласно Малявкину А.Г., жили восточнее племени байырку, в китайских источниках они ранее упоминались также как дидоуюй, а в тюркских как татабы. Дидоуюй – это китайская транскрипция названия Татабы. Бай Си (Белые Си) делились на три группы: Цзюйянь, Ужомо, Хуаншуй [22].

Из-за влияния Гумилева Л.Н. было принято считать, что Хи и Татабы — это одно и тоже племя [23].

Туголуков В.А. писал: Кумоси «(хи, си) включали в себя как хуннские так и дунхуские этнические элементы, то есть занимали как бы промежуточное положение между ранними тюрко- и монголоязычными группами» [24]. Бичурин Н.Я. писал, что Кумохи (Хи) происходили из дома Юйвынь, принадлежавшего к Дунху [25]. Гумилев Л.Н.

пишет, что Юйвэнь управлялись выборными хуннскими старейшинами из шаньюевого рода Юйвэнь [26]. Викторова Л.Л. писала, что Юйвэни были потомками покорных хуннам сяньбийцев, родственных киданям. Причем Юйвэни имели правителей из рода хуннских шаньюев [27]. Согласно Викторовой Л.Л. Юйвынь – предки Хи (татаби), а те — в свою очередь, предки Улянха (восточные Урянхайцы) [28].

В Ляо ши Юйвэнь упоминается отдельно от Кумоси и Киданей. Как известно, 100 тысяч кибиток хуннов подчинились Сяньбийцам и «приняли народное название Сяньби» [29]. Вполне возможно, что географически наиболее близкие к Хунну сяньбийские племена Юйвэнь (впоследствии Кумоси) приняли в свой состав большое количество Хунну, ассимилировав ее часть.

Неассимилированная в языковом плане часть Хунну стала основой такого племени как Белые Си (Бай си), которые входили в состав телесских племен.

Кимаки — это известные по китайским летописям Кумоси и Йемеки согласно Махмуду Кашгари, а Каи — это известные по китайским летописям Белые Си (Бай Си) и Дидоуюй (татабы).

Таким образом, можно утверждать, что кимаки переселись из восточной Монголии в конце IX-X веках. Кимаки являются частью племени Кумоси (Кумохи).

Как известно, племя Кумохи (Кумоси) возникло из смешения двух народов: тюркоязычных Хунну и монголоязычных Сяньби.

На основе этого смешения возникло владение Юйвэнь, потомки которого потом составили народ Кумоси (Кумохи). Именно из этого народа выделилась отдельная часть, ушедшая на Иртыш.

Как отмечал ал-Идриси [30], царь кимаков был одним из сильнейших монархов по мощи. Ал Идриси отмечал, что кимаки были многочисленным народом.

Отмечалось, что среди них жили огнепоклонники и манихеи (иранская религия, которую исповедовали в Уйгурском каганате). Также отмечалось, что кимаки живут среди густых лесов и ведут кочевой образ жизни.

От города Тараза до ставки кимакского хана 81 день пути через пустыни и земли, принадлежащие карлукам.

Ал Идриси отмечает, что страна кимаков большая, а земли там плодородные и возделываемые. Согласно его сведениям, кимаки на юге граничат с уйгурами, которые живут в Восточном Туркестане и карлуками, а на востоке «с морем Мрака». Климат у Ал Идриси описан хорошо. Согласно его словам, в Кимакском каганате часто встречаются сильные ветра и дожди, причем в горах снег лежит и зимой и летом.

Ал Идриси упоминал 16 кимакских городов, называя следующие города: город царя, именуемый Хаканом (Хакан, в данном городе жил правитель Кимакского каганата), Бурах, Банджар, Мастанах, Наджа, Дахлан, Ханауш, Астур, Манан, Сисан.

В городе Астур есть посевы пщеницы и риса, а также железные рудники. В данном городе живут местные мастера, которые делают из железа «изделия необычайной красоты». Ал Идриси пишет, что город Астур лежит на реке Гамаш (Иртыш).

Причем он отмечает, что жители Астура «храбры, решительны, осторожны, и сильно вооружены», они «самые смелые из тюрков духом, самые решительные, самые заботливые в охране границ и самые предприимчивые» [30].

Жители города Астур имеют у царя кимаков уважение, почет и обладают обширными богатствами.

Хакан – столица Кимакского каганата. Как отмечает ал Идриси, Хакан большой город, окруженный стеной, на входе в город есть железные ворота.

Царь кимаков живет в этом городе и имеет большую охрану и войско.

Другие тюркские каганы не воюют с кимаками, так как боятся войны со столь могущественным соперником.

У кимаков выделяется отдельная правящая династия, из которой происходят их каганы. Каганы носят золотую одежду и золотую корону, появляясь перед поддаными 1 раз в квартал. Кимакские аристократы носят одежду из желтого и красного шелка.

Ал Идриси отмечает, что жители Хакана не знают ни нужды, ни забот. Также отмечается, что кимакские женщины «красивы» и «выносливее мужчин и более предприимчивы в добывании необходимого в силу их энергичной натуры и горделивого характера».

Ал Идриси отмечает, что кимаки исповедовали некую «сабейскую религию», поклонялись «солнцу и ангелам».

Как известно, Сабеи – это население южного Йемена, которое было языческим. Таким образом, можно предположить, что кимаки были язычниками.

Город Мастанах находился в четырех днях пути по суше на север от Хакана. Он также находился вдоль реки Иртыш, как и город Хакан. Мастанах был старой столицей Кимакского кагана.

Как отмечает Ал Идриси, если смотреть по реке Иртыш, выше всех городов по течению находится Кимакский город Астур, потом кимакский город Сисан, а ниже всех Мастанах.

Возле города Хакан находится город Фавараг, возле Астура – город Наджа, который располагается на «неприступной горе». Этой горой видимо является одна из Алтайских гор. Как писал Ал Идриси: «Там находятся богатства и склады царя, охраняемые сторожами и хранителями, поставленными царем» [30]. Ал Идриси отмечает, что в Кимакском государстве есть большие залежи золота.

В Кимакском каганате было много городов, развалины которых находятся в Казахстане и Южной Сибири. Предположительно, кимакские захоронения находят в курганах, где, либо лежат их останки, либо останков нет из-за кремации.

В плане хозяйства помимо земледелия у кимаков было распространено разведение верблюдов и лошадей. В кулинарном плане стоит отметить следующие пищевые пристрастия кимаков. Как писал Ал Идриси: «Все тюрки едят мясо лошади и предпочитают его остальному мясу — говядине, баранине и другому. Они питаются рисом, мясом и рыбой, а вина у них мало. Молока, масла, меда, рыбы много у них».

Также Ал Идриси упоминает чеканку в Кимакском каганате медных монет.

Спустя некоторое время стоит отметить: кимаки начали экспансию на Запад. Как отмечали арабские авторы Ибн Хаукаль и ал-Истахри, истоки некой реки Атил начинаются в земле кыргызов.

Потом Атил протекает между двумя народами: огузами и кимаками. Таким образом река Атил является пограничной рекой между владениями огузов и кимаков.

Реку Атил обычно ассоциируют с рекой Итиль (Волга), но здесь необходима более точная аргументация, так как истоки Волги не находятся в землях кыргызов.

Ибн Хаукаль (арабский географ Х века) нарисовал карту, показывающую общие кимакские и огузские пастбища к северу от Аральского моря. Эти сведения подтверждает и Ал Масуди, который пишет о том, что совместные кочевки кипчаков и огузов находятся вдоль реки Имба (Эмба).

Аль Бируни писал в своих трудах, что огузы вместе с кимаками пасут скот в кимакской стране. Также необходимо отметить, что на Западе кимаки и кыпчаки дошли до башкир в Х веке.

Арабские географы следующим образом описывали путь в государство кимаков:

«Что касается пути к кимакам, то из Фараба (Отрар, Южно-Казахстанская область) идут в Янгикент (Жанкент – Кызыл-Ординская область), на пути из Янгикента в страну кимаков встречают реку, переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман. Дальше приходят к реке Сокук; после переправы через нее начинаются солончаки.

Дальше приходят к горе Кендир-тагы. [Путешественник] идет все по берегу той же реки, среди зелени, травы и деревьев, до истока реки; гора высока. После этого поднимаются на гору по узкой тропинке.

От горы Кендир-тагы (видимо район Улытау, где протекает река Кенгир) приходят к реке Асус (возможно Аксу); по этой дороге в течение пяти дней на людей совсем не падает свет солнца вследствие тени деревьев, до самого берега реки Асус.

Вода в реке черная; она течет с востока и доходит до ворот Табаристана (Здесь видимо ошибка и спутан Асус с Амударьей, которую называли в древности Оксус, Окс). После этого приходят к реке Иртыш, где начинается страна кимаков.

По обеим сторонам реки пасутся дикие кони; иногда можно видеть в одном месте тысячу или две тысячи их; они происходят от одичавших царских коней; они продолжают размножаться. Этих лошадей нельзя поймать иначе, как арканом; поймав их, садятся на них и укрощают их; они поддаются укрощению и привыкают к людям.

Иртыш – большая река, так что если кто-нибудь встанет на этом берегу реки, то с другого берега его нельзя узнать из-за огромного расстояния. Вода реки черная. Переправившись через реку Иртыш, приходят к шатрам кимаков.

Низких строений у них нет; все живут в лесах, ущельях и степях, все владеют стадами коров и баранов; верблюдов у них нет; если какой-нибудь купец приводит сюда верблюда, он не живет здесь и года: как только верблюд поест этой травы, он околевает. У них нет соли; если кто-нибудь приносит сюда один ман соли, он берет за это мех горностая.

Летом они питаются кобыльим молоком, которое у них называется кумысом; на зиму они заготовляют сушеное мясо, баранье, лошадиное или коровье, каждый по мере своих средств. В этой стране выпадает много снега; бывает, что толщина снежного покрова в степи достигает высоты копья. Зимой они уводят лошадей в отдаленное место; под землей у них есть водоемы, сделанные из дерева, на зимнее время; когда выпадает много снега, их лошади пьют в зимние месяцы эту воду, так как снег не позволяет им дойти до водопоя. Предметы охоты кимаков – соболи и горностаи; их начальник носит титул Бамал-Пейгу (или Ямал-йебгу)» [31].

После переселения Кимаки жили в Прииртышье, в Степном и Горном Алтае. На юге Кимаки граничили с карлуками, которые жили в Семиречье и Тарбагатае.

На Востоке Кимаки граничили с Кыргызами, жившими в Минусинской котловине. На Юго-Западе Кимаки граничили с огузами. На Западе Кимаки граничили с башкуртами, печенегами и др.

Таким образом, Кимаки занимали территорию Восточного, Северного и Центрального Казахстана.

Географ и историк ал-Якуби отмечает, что кимаки наряду с уйгурами, карлуками и огузами были главнейшими тюркскими народностями, имевшими свое государство.

Здесь необходимо отметить, что кимаки и наследовавшие им кыпчаки – единственные из всех тюркских народностей X-XIII веков продолжили тюркскую традицию установки «балбалов» (каменных изваяний, посвященных усопшим предкам).

1. История Казахстана в арабских источниках. Том II. Арабские географы и путешественники IX-XII вв. Алматы: Дайк-Пресс, 2010. с. 35.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 322.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 323.

4. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик. 1993. С. 404

5. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 104-107.

6. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 108.

7. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 29.

8. Minorsky V. Tamim ibn Bahr's journey to the Uyghurs. — BSOAS, 1948, vol. XII. pt 2, p. 300.

9. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 107.

10. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 152.

11. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 110.

12. Новое известие о средневековых тюрках // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965.

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Schebangarai/text2.phtml?id=12992

13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 116.

14. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 110-135.

15. Пилипчук Я.В. Кімаки, кай та куни: тюрки чи протомонголи // Цирендоржиївські читання 2012 (V): Тибетська цивілізація та кочові народи Євразії: кросскультурні контакти. К.: Поліграфіст, 2012. С. 171-182.

16. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 374.

17. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 370.

18. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 140.

19. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 142.

20. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. С. 35.

21. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 157.

22. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 121-122.

23. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 182.

24. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 121.

25. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том II. Москва-Ленинград: 1950. С. 72.

26. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 42.

27. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 192.

28. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 5.

29. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Ленинград. Издательство Ленинградского государственного университета. 1951. С. 122.

30. Сообщение ал-Идриси (XII в.) о странах кимаков и карлуков // Казахстан в эпоху феодализма (Проблемы этнополитической истории). Алма-Ата. Наука. 1981.

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Idrisi_2/text1.htm

31. Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар». Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг.» // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm

Жаксылык Сабитов

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/6914

Refy-free
Добавить комментарий